Постепенно духовенство переставало быть тем «запуганным сословием», в которое превратили его свирепые разборы 18 в. и отчуждение от Церкви дворянства и интеллигенции. В конце 19 столетия начинали ломаться сословные границы духовного чина: чаще, чем прежде, священства искали выходцы из других сословий. Об этом косвенным образом можно судить по сословному происхождению архиереев первой половины 20 в. Большинство из них по-прежнему уже по рождению принадлежали духовному чину. Но такие архиереи, как митрополит Серафим (Мещеряков), архиепископ Павлин (Крошечкин), вышли из крестьян. Выходцами из купеческого сословия были священномученики Герман и Варлаам (Ряшенцевы) . Из дворян были патриарх Алексий (Симанский), митрополиты Антоний (Храповицкий) , Серафим (Чичагов) , Серафим (Александров) , Трифон (князь Туркестанов), епископ Андрей (князь Ухтомский) и другие архиереи, в то время как из епископов 19 в. лишь святитель Игнатий (Брянчанинов) и Ювеналий (Половцев) принадлежали по рождению дворянству. Как и во все века русской истории, очагами духовной жизни и в эту эпоху оставались монастыри. Аскетическое подвижничество на рубеже столетий процветало в Оптиной и Глинской пустынях, на Валааме и в Сарове, в Дивеевской и Шамординской женских обителях. Возрождение духовной жизни происходило и в Троице-Сергиевой лавре – в ее скитах, и особенно в Гефсимании. В Гефсиманском скиту спасались старцы Филипп, Исидор, Александр, Герман. Особенно знаменит гефсиманский старец преподобный Варнава (в миру Василий Меркулов). Он родился в 1831 г. в крестьянской семье. В 20 лет пришел в лавру и поступил в нее послушником. Послушнический искус проходил под руководством старцев Григория и Даниила. В 1865 г. он принял постриг и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Уже тогда, несмотря на его молодость, у него искали совета и помощи богомольцы. Преподобный Варнава поселился в Гефсиманском скиту, и в этот скит к нему приходило много верующих за наставлением и духовной помощью. Более 30 лет продолжалось служение инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

То же и я думаю. Вот отчего смущенно и испуганно мое сердце, вот отчего смущением этим оно и оканчивает сегодня круг годичный лета от Рождества Господа нашего Иисуса Христа тысяча девятьсот девятое и с тяжким предчувствием вступает в новолетие тысяча девятьсот десятого. Что несет с собой этот год и ближайшее к нему будущее? Твори, Господи, Свою святую волю, и имя Твое буди благословенно отныне и до века. Аминь. Заканчивая печатанием записки мои за 1909 год, составленные в незабвенные для меня дни пребывания моего в святой Оптиной Пустыни, прошу снисхождения у моих читателей к их разнообразным недостаткам, весьма мною чувствуемым и сознаваемым. Оправданием их да послужит их правдивость и искренность, а главное, христианская любовь и снисходительность читателя. Да будет ему ведомо, что печатанием их я не своих искал, а яже ближних в честь и славу Господа и Бога нашего Иисуса Христа, пришедшего искупить и спасти души наши и призвать к покаянию грешников, от них же первый есмь аз, сие написавый. Если придутся записки мои по духу тебе, читатель дорогой, помяни в святых молитвах твоих имя грешного Сергия, их составителя. Приложение Предлагаемый некролог старца Варсонофия был напечатан в журнале «Кормчий», 19, мая 1913 года. Эта статья найдена была после издания книги «Оптина Пустынь и ее время», где вкралась нежелательная ошибка. В этой книге сказано, что старца Варсонофия отпевал владыка Анастасий, тогда как, согласно некрологу, его отпевал владыка Трифон (в миру князь Туркестанов), викарный епископ Московской епархии. Мы не только желаем исправить это упущение, но хотим дать читателю возможность ознакомиться с характерными чертами старца Варсонофия, здесь так ярко представленного. Он был начальником Скита в Оптиной Пустыни, когда С. А. Нилус там писал свой дневник «На берегу Божьей реки». Архимандрит Варсонофий. Некролог Скончавшийся утром 1 апреля настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, в миру Павел Иванович Плиханков, происходил из дворянского сословия. Получив образование в Полоцком кадетском корпусе, он проходил военную службу при штабе сначала Оренбургского, потом Казанского военных округов.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

487  В начале печатания своих записок я имя его обозначил буквой В. он ещё жив был тогда, возлюбленный наш Старец, а о живых подвижниках благочестия не след нам, христианам, глаголати иначе, как прикровенно. – Примечание С.А. Нилуса. 490  Отец Варсонофий возвращался тогда к Оптину из Маньчжурской действующей армии, куда он был командирован в качестве священнослужителя в одну из частей. См. также примечание к беседе от 27 декабря 1909 г. 492  Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV b. преп. Тихоном Калужским (там доныне пребывают его мощи); славилась строгим уставом. Её посещала св. преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Обитель известна чудотворным источником, подобным источнику преп. Серафима Саровского . (Ныне возрождается.) 493  «Хибарками» на самом деле назывались пристройки к кельям старцев снаружи Скита. Здесь старцы принимали особ женского пола, которым входить в Скит воспрещалось. 494  Карцова родная сестра Е.Ю. Концевич), автор известной книги «Православное женское монашество». 495  Проповедь архиепископа Феофана Полтавского//Православная Русь. Свято-Троицкий монастырь: Джорданвиль, 1952. 499  Более подробно и развёрнуто эта поучительная история рассказана в духовном очерке Сергея Фомина под пространным названием: «О великом грешнике Павле Ильинове, послушнике Валаамского монастыря, Георгиевском кавалере, красном командире и питерском дворнике, чудесно исцелённом по молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского и Оптинского старца Варсонофия». М.: Паломник, 2001. 501  Оптинского старца преп. Анатолия (Потапова), который в то время был духовником богомольцев; келья его располагалась при больничной Владимирской церкви. 502  Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов; 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. – епископом. См. также примечание 249. 503  По-видимому, имеется в виду община (будущий монастырь) «Отрада и утешение» в Калужской губернии, Ферзиковском уезде, на реке Дугне – в 105–110 вёрстах от Оптиной Пустыни. Основана обитель в начале ХХ в. Софией Евгеньевной Гринёвой (будущей схиигуменией), духовной дочерью преп. Варсонофия, с отрочества посещавшей Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

487 В начало печатания своих записок я имя его обозначал буквою В.: он еще жив был тогда, возлюбленный наш Старец, а о живых подвижниках благочестия не след нам, христианам, глаголати иначе, как прикровенно. – Примеч. С. Л. Нилуса. 490 Отец Варсонофий возвращался тогда в Оптину из Манчьжурской действующей армии, куда он был командирован в качестве священнослужителя в одну из частей. См. также примеч. к беседе от 27 декабря 1909 г. 492 Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV в. преп. Тихоном Калужским (там доныне пребывают его мощи); славилась строгим уставом. Ее посещала св. преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Обитель известна чудотворным источником, подобным источнику преп. Серафима Саровского . (Ныне возрождается.) 493 «Хибарками» на самом деле назывались пристройки к келлиям старцев снаружи Скита. Здесь старцы принимали особ женского пола, которым входить в Скит воспрещалось. 494 Карпова (родная сестра Е. К. Концевич), автор известной книги «Православное женское монашество». 495 Проповедь архиепископа Феофана Полтавского//Православная Русь. Свято-Троицкий монастырь: Джорданвилль, 1952. 499 Более подробно и развернуто эта поучительная история рассказана в духовном очерке Сергея Фомина под пространным названием: «О великом грешнике Павле Ильинове, послушнике Валаамского монастыря, Георгиевском кавалере, красном командире и питерском дворнике, чудесно исцеленном по молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского и Оптинского старца Варсонофия». М., Паломник, 2001. 501 Оптинского старца преп. Анатолия (Потапова), который в то время был духовником богомольцев; келлия его располагалась при больничной Владимирской церкви. 502 Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов, 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. – епископом. См. также примеч. 249. 503 По-видимому, имеется в виду община (будущий монастырь) «Отрада и утешение» в Калужской губернии, Ферзиковском уезде, на реке Дугне – в 105–110 верстах от Оптиной Пустыни. Основана обитель в начале XX в. Софией Евгеньевной Гриневой (будущей схиигуменией), духовной дочерью преп. Варсонофия, с отрочества посещавшей Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Ее богатые от природы дарования были подкреплены не только широким, многосторонним образованием, но и сведениями практического характера, необходимыми в домашнем обиходе. «Нас с государыней (т.е. императрицей Александрой Феодоровной) обучали в детстве всему», – сказала она однажды в ответ на вопрос, почему ей известны все отрасли домоводства. И все содействовало ей в поисках высшего совершенства. 2 апреля 1910 г. она заменила светские одежды на монашеские в церкви св. сестер Марфы и Марии, одновременно с 30 другими женщинами, жаждущими оказаться, ей полезными в ее борьбе с людскими страданиями. То была удивительная служба, запечатлевшаяся в памяти всех, принявших в ней участие. Великая княгиня покинула мир, в котором она сыграла яркую роль, чтобы войти, по ее же собственным словам, в более великий мир, в мир бедных и страдающих. Епископ Трифон, в миру известный как князь Туркестанов, дал ей эту одежду с пророческими словами: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Его слова оправдались. Сквозь серую одежду сестричества деятельность великой княгини блестела божественным лучом и в конечном итоге привела ее к мученическому концу. Великая княгиня Елизавета Феодоровна была редким сочетанием возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик ее отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного достоинства, выделявшего ее из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: ее нельзя было смешать с другими. Где бы она ни появлялась, о ней всегда можно было спросить: «Кто эта, блистающая, как заря... светлая, как солнце?» ( Nech VI, 10 ). Она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии, быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

И вот в этой неразберихе возвышает свой голос всеми любимый пастырь. Отец Валентин вместе с настоятелем вокзальной церкви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд духовенства и мирян для обсуждения вопросов об упорядочении церковной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря, предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя. Отец Валентин с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов церковного совета, отвергнувших «живую» церковь. На этом же съезде туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Валентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Ташкентскую кафедру. Так в экстремальных условиях народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, поставили над собой архиерея. Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) незадолго до своего ареста и ссылки в Среднюю Азию был в Москве, и Патриарх Тихон, находившийся под домашним арестом, дал ему право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайным образом рукополагать их. Епископ одобрил решение собора ташкентского духовенства и тайно постриг отца Валентина в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеимона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом. Средний сын владыки Луки Алексей рассказывал: «Однажды ночью, когда я лежал в своей кровати (она находилась в кабинете отца), пришла София Сергеевна. Думая, что я сплю, она стала со слезами в голосе упрашивать отца не идти в монахи ради нас – детей. Но отец остался непреклонным». с. 114.] По апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а так как на то время, кроме владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам святитель Лука так вспоминает об этом: «Преосвященный Андрей направил меня в таджикский город Пенджикент, отстоявший за 90 верст от Самарканда. В Пенджикенте жили два ссыльных епископа: Даниил Волховский и Василий Суздальский; епископ Андрей передал им через меня письмо с просьбой совершить надо мною архиерейскую хиротонию. Как я выше писал, я был два года и четыре месяца младшим священником ташкентского кафедрального собора, продолжая работать главным врачом и хирургом городской больницы. Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына – шестнадцатилетнего Михаила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Максим Грек, в миру Михаил Триволис, получил блестящее образование. Он учился светским наукам в Венеции и Флоренции, в Падуанском университете и Германии. Дружил с итальянскими гуманистами и был последователем Савонаролы. Но, разочаровавшись в " еллинской премудрости " , в 1504 году Михаил покинул Италию, вернулся в Православие и стал монахом Афонского монастыря. Спустя 13 лет Великий князь Московский Василий III обратился к властям Афона с просьбой прислать ему ученого монаха для перевода на русский язык греческих и латинских книги из богатой великокняжеской библиотеки. Выбор пал на Максима. В России его прозвали Греком и Философом. Живя в Чудовом монастыре, он перевел на русский язык Толковую Псалтирь и житие Пресвятой Богородицы Симеона Метафраста, сочинения Василия Великого и Иоанна Златоуста. Обнаружил и исправил некоторые ошибки в русских богослужебных книгах, сделанные либо переписчиками, либо неумелыми переводчиками. Но нашлись люди, которые обвинили чужестранца в " порче книг " . В 1525 году он был необоснованно обвинен в ереси, шпионаже в пользу Турции и даже в колдовстве. Его заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, в темницу, без права читать и сочинять. Потом приговор смягчили, и он смог снова заняться творчеством. Последние годы жизни он провел в Троице-Сергиевой Лавре. Кроме переводов, Максим Грек создал более 350 собственных сочинений на самые разные темы. Благодаря ему, кругозор русского читателя значительно расширился. В 1988 году преподобный Максим Грек причислен к лику святых. Священник Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. электронную версию читайте на нашем сайте: " Седмица.ру " . Всего Вам доброго. Храни Вас Господь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Одним из тех, кто деятельно поддержал начинание Елизаветы Фёдоровны был так любимый москвичами епископ Трифон (в миру князь Туркестанов). В сентябре 1909 года он освятил первый храм обители, а на следующий год посвятил в «крестовые сёстры любви и милосердия» первых семнадцать сестёр во главе с Елизаветой Фёдоровной. Вручая настоятельнице покрывало, предназначенное для ношения поверх апостольника, владыка Трифон произнёс слова, которые позже многие расценили как провидческие: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время станет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет перед Господом во славу Его». Об отце Митрофане Другим человеком Церкви, на кого в полной мере смогла опереться Великая княгиня, стал орловский батюшка о. Митрофан, будущий священноисповедник архимандрит Серафим (Сребрянский). Елизавета Фёдоровна познакомилась с ним ещё летом 1903 года в Сарове, в дни прославления преподобного Серафима. Отец Митрофан, который тоже прибыл на эти торжества, был представлен Великой княгине как настоятель храма расквартированного в Орле Черниговского драгунского полка, шефом которого она являлась. Оба они ещё не знали, что у Бога их имена неразрывно связаны друг с другом. Когда во время русско-японской войны в военных действиях на Дальнем Востоке принял участие подведомственный им обоим полк, вместе с ним в качестве полкового священника прошёл войну и отец Митрофан. В годы войны в одном из церковных журналов из номера в номер печатался батюшкин «Дневник полкового священника», который Елизавета Фёдоровна читала с большим интересом. Когда она трудилась над проектом устава задуманной ею обители, протоиерей Митрофан наряду с другими священниками подал свои предложения по уставу. Предложенный им проект настолько пришёлся Великой княгине по душе, что именно его она взяла за основу при создании обители. При этом она пригласила о. Митрофана на место духовника обители и настоятеля обительского храма. В ответ батюшка взял время на размышление.

http://azbyka.ru/deti/matushka-velikaja-...

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа. 87 Примечания составлены авторами записи «Бесед» 88 Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов; 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. — епископом. 89 Община «Отрада и утешение» была основана в 1898 г. в селе Щеглятьеве Серпуховского уезда, Московской губернии М.В. Орловой-Давыдовой, в собственном имении. Сама графиня (в иночестве Магдалина) была настоятельницей. 90 Казанский-Головинский монастырь основан в 1867 г. купцом Н.И. Доровым в селе Головине (неподалеку от Ховрино). 91 Борисоглебский Аносин монастырь основан в 1820 г. кн. Е.Н. Мещерской, ставшей игуменией Евгенией. Ныне обитель вновь открыта. 92 Блаженная Моника — мать Блаженного Августина, епископа Иппонского († 430; пам. 15 июня), автора «Исповеди». 93 Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV в. преп. Тихоном Калужским (и там доныне пребывают его мощи). Обитель славилась строгим уставом. Ее посещала св. прпмц. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 94 Имеются в виду старшие отцы Оптиной пустыни. 95 По-видимому, имелся в виду Иверский женский монастырь в г. Выкса Рязанской губернии. Обитель была основана с благословения преп. Варнавы Гефсиманского и им окормлялась. 96 При жизни преп. Варсонофий печатал свои стихотворения под псевдонимом Странник. 97 Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лествица. С. 28, гл. 7). Учение святых отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Брянчаниновым), а также епископом Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882 г.) и старцем Оптиной пустыни, иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой; поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения епископа Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми отцами не только инокам, но и мирянам,— пути тесного и прискорбного в начале, но в конце радостотворного.— Прим. автора. 98

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010