П.С.Казанский Жизнь святаго Саввы 1 , перваго Архиепископа сербскаго, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и разсадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в XII и XIII веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 Святый Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великаго Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженнаго императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество СтеФан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольскии капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенною ревностию противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большем числе в Болгарии и Боснии 4 . СтеФан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но после Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимаго сына отлучиться навсегда от ложа супружескаго. Молитва была услышана и благословенным ея плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотою телесною и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание , с котораго начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священнаго Писания, Растко преимущественно упражнялся в чтении божестненных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день ото дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Нужно принять в соображение, что изложенные выше обстоятельства составляли весьма смелый и энергичный шаг со стороны папы. Иннокентий III, принимая Болгарию в лоно Римской Церкви и наделяя Калоиоанна честью и титулом, несколько отступал от усвоенной по отношению к Балканам тогдашней политики, нарушал притязание угорского короля и усиливал значение Болгарии против Сербии. Известно, что после соединения приморской и континентальной Сербии (1202) в руках великого жупана Волкана угорский король присоединил к своему титулу и звание короля Сербии. К сожалению, политический рост Сербии был приостановлен усобицей между сыновьями Стефана Немани. На весьма короткое время Волкану удалось соединить Зету и Рашку, но затем Стефан снова овладел великожупанскими землями, заставив своего брата довольствоваться небольшим уделом. Политические отношения вообще складывались благоприятней для Болгарии, чем для Сербии. В первой уже и в то время преобладает идея государственного единства, дисциплина и взгляд на религию как на орудие для достижения политических целей. Несомненно, Болгария вступала в XIII столетие, имея перед собой гораздо более открытые перспективы, чем Сербия. Для первой и самый четвертый крестовый поход оказался более полезным, чем для второй. На Балканском полуострове тогда преобладали политические влияния, исходившие от Римского престола и от угорского короля, которые не совсем совпадали между собой. Из переписки короля Эмериха с папой Иннокентием выясняется эта сторона дела. С точки зрения угорского короля, в которой нельзя не усматривать возобновления взглядов немецких дипломатов IX в. на славянские дела, готовность папы Иннокентия идти навстречу притязаниям Калоиоанна является частию унизительной для Римского престола, частию оскорбительной для короля. Соглашаясь помазать на королевство и венчать короной Калоиоанна, папа без нужды-де изменяет традиционную политику Римской Церкви и наносит вред католической Угорской державе. Самого письма Эмериха не сохранилось, но есть ответ на него в виде буллы на имя пресвитера-кардинала Льва, где по пунктам разбираются претензии Эмериха 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Шафар. стр. 3 и 8, § VII). О Пилоте, разделявшемся неизвестно как – на верхний и нижний или на большой и малый, о Подримье и Поморавье мы говорили в самом тексте исследования. Речка Лабь, на которой, вероятно, была жупа или волость ее имени, впадает с правой стороны в речку Ситницу на Косовом поле, немного выше городка Вучитрна (см. первую карту в первом издании книги Гaha Reise von Belgrad nach Salonik). Село Липлянь на сейчас названной Ситнице недалеко от ее начала (cм. ibid. S. 161 и ту же карту). Села Левьче или Левочи, множ. от Левоч, близь Гилана, на юго-запад от него на речке Шаранке, впадающей слева в верхнюю болгарскую Мораву (ibid. та же карта). Речка Лепеница, на которой была прежняя жупа Лепеница (Monum. Serb. р. 13), впадает слева в верхнюю болгарскую Мораву, ниже г. Врани (у Гaha ubid. та же карта). Глубочица, Реке или Реки, Белица, Кострьць, Дрьжковина и Ушка находились на Косовом поле, но где именно – в настоящее время точным образом неизвестно (cfr Pjeчhuk Даничича под всеми этими словами, о Глубочице еще Гласн. VIII, 143). Патьково находилось где-нибудь в области Хвостьно или хвостенской (см. Дahuчuчa ibid.). Загрьлата, по мнению Даничича, была где-нибудь в области нишевской (ibid., о ней еще Гласн. XXIV, 264). Волости или жупы Врани, по всей вероятности, составляли округу нынешнего города Врани, находящегося на верхней болгарской Мораве. О приморских городах Диоклитин или Диоклеи, перечисляемых Стефаном Первовен., скажем ниже в отделе о римском католичестве в Сербии. Стефан Первовенч. говорит, что Неманя приложил еще к земли отечествия своего призренскую область и оба Полога; но – или слова его должно понимать только о незначительном северозападном крае этих областей, или вскоре после Немани они снова были отняты у сербов греками, потому что после они поименовываются в числе завоеваний Милутина. 268 Св. Савва венчал Стефана принесенным из Рима королевским венцом в 1220 г.; но после этого, как дает знать жизнеописатель Саввы, Стефан оставался жив еще довольно продолжительное время, не менее по крайней мере как именно года четыре или три (Дометиан по изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

а) на Руси, с самых первых времен существования в ней христианства были известны в славянском переводе оба номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: номоканон в L титулов и номоканон в XIV титулов; б) первый из этих номоканонов был переведен на славянский язык еще до крещения Руси в эпоху обращения болгар и моравов в христианство 897 ; в) номоканон в XIV титулов без канонов соборов IX в. и без толкований византийских канонистов Аристина и Зонары был переведен на Руси гораздо раньше митрополита Кирилла II 898 ; г) в настоящее время сохранилось по одному литературному представителю того и другого перевода: представителем первого служит хранящаяся в московском румянцовском музее кормчая под 230, переписанная уже, впрочем, в позднейшее время (в XIII в.), а не первоначального болгарского письма эпохи обращения болгар в христианство 899 ; представителем второго служит кормчая, хранящаяся в московской синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке под 227, по письму относимая учеными к XII в. 900 ; д) слова, которые произнесены были киевским митрополитом Кириллом II во Владимире в 1274 г. должны быть понимаемы в том смысле, что раньше получения от Якова Святислава славянского номоканона правила были непонятны по отсутствию толкований и по неудобовразумительности прежнего славянского перевода, притом же были лишь буквальным повторением чужих слов, именно слова, которые находились в конце (послесловии) той самой славянской кормчей, которую Кирилл получил от болгарского деспота Якова Святослава 901 . Дело в том, что, одновременно с возникновением сербского государства, сын его основателя Стефана Немани, принявший монашество под именем Саввы и сделавшийся первым архиепископом автокефальной сербской церкви (с 1219 г.) перевел на славянский язык греческий канонический сборник, и по этому поводу в сербских кормчих с полным основанием делались приписки, или послесловия, гласившие, что правила канонические, прежде темные и непонятные, стали сиять светом разумным 902 . Сербским переводом воспользовались и в Болгарии, в которой в то время возрождалось второе болгарское царство после более чем 150-летнего порабощения Болгарии Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В-третьих, это была борьба за киевский стол между Изяславом и Юрием Долгоруким, в которой венгерский король поддерживал Изяслава, а константинопольский император – Юрия и его союзников. Наконец, в-четвёртых, это была борьба за привлечение Сербии в немецко-византийский союз, борьба, потребовавшая личного похода императора против Уроша, брата Стефана Немани. – Таковы узоры, вышиваемые Васильевским по основной канве – союзе двух империй. Правда, эти узоры слишком оттеняли собою основу, так что она не выделяется резко на фоне и требует иногда пристального внимания, чтобы проследить её по всей ткани, но автор успел внести совершенно новые данные в изложение событий II крестового похода и вскрыл весьма интересные факты – связь истории русского севера и угро-славянскаго юга с событиями всемирной истории. К теме, предметом которой была статья «Из истории Византии», Васильевский обратился ещё в 1894 году, напечатав в I т. Византийского Временника обширное исследование по поводу надгробного слова архиепископа Солунского Василия на смерть Ирины, первой супруги Мануила Комнина. Императрица Ирина была именно залогом дружественных отношений между двумя империями в эпоху II крестового похода. Она была свояченицей Конрада III и сосватана за царя Мануила с целью укрепления политического союза восточной и западной империи, из коих каждая нуждалась в таком союзе против преобладания папы и сицилийских норманнов. Переговоры об этом союзе, начатые ещё Лотарем Саксонским и отцом Мануила царём Кало-Иоанном (1118–1143) и окончившиеся брачным союзом Мануила и Берты Зульцбах, составляют предмет исследования Васильевского, в котором он вносит чрезвычайно интересные пополнения и поправки в историю того времени, написанную Бернгарди и помещенную в Jahrbücher der Deutschen Geschichte. Надгробное слово архиепископа Солунского служит для автора канвой, которая впрочем не стесняет его в том, чтобы делать иногда и весьма пространные экскурсы в область истории и современной литературы. Так у Ф. Продрома он находит стихотворение по случаю вступления германской княжны в Константинополь; так, давая прекрасный экскурс по политической истории Византии в 1141–1143 г., он сообщает весьма интересные данные о положении иностранной принцессы, предназначенной быть супругой императора. Когда в 1147 г. крестоносцы 2-го крестового похода приближались к Константинополю, свояченица Конрада III была уже царицей, и, без сомнения, многое в личных отношениях между Конрадом и Мануилом должно быть приписано влиянию её. Нужно признать, что комментарий к надгробному слову Ирины целиком входит в историю византийско-германских отношений и сообщает ей большую живость. Не остался без исчерпывающего объяснения и вопрос о Василии, митрополите Солунском, причём попутно затронута литература полемики между восточной и западной церковью и сделаны интерес­ные замечания к соборным константинопольским актам 1155–1156 годов. II. Русские темы в связи с изучением Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В четвертый день заседания конференции прошли в зале Церковно-народного дома в Никшиче. Здесь были сделаны следующие доклады: «О древности одноерового правописания в славянской письменности» В. Станишич; «О единстве сербской редакции старославянского языка в Неманино время» В. Савич; «Хиландарская повеля Стефана немани в свете сербской средневековой диглосии» Я. Гркович-Мейджор; «Употребление лексемы од основы «срб-» в сербских средневековых источниках (грамматический и семантический аспекты)» Й. Стоянович; «Стефан Неманя в византийской книжности» Д. Джелебджич; «Об одном списке службы св. Симеона св. Саввы» И. Шпадиер; «Св. Симеон Неманя и особенности книжного образа» Л. Томич; «Богослужение в сербских землях в XI-XII вв.» А. М. Пентковский; «Святительские культы и общественный слой правителей в сербских землях до 1217 г.» Д. Прерадович; «Славянское монашество в Палестине в Неманино время» еп. Славонский Иоанн (Чулибрк»; «Римокатолическая церковь в Дукле в Неманино время» И. Коматина; «Период Стефана Немани в свете археологичсеких исследований в Черногории» П. Лутовац; «Стефан Неманя и принятие чести отечества: одно или две Сербии?» И. Стевович; «Один неисследованный подход к вопросу о времени рождения Стефана Немани» Н. Порчич; «Стефан Неманя во владарской иерархии своего времени» С. Пириватрич; «Симофния Церкви и государства в период Стефана Немани» В. Радунович; «Обряд инаугурации рашских великих жупанов: морфология ритуала и владарская идеология» М. Радуйко; «Ранние задужбины Стефана Немани в свете его житий» Б. Тодич; «Печати Стефана Немани» В. Иванишевич и В. Радич; «Микроархитектонская форма купола и капелы Радославлева придела Студенического кафоликона» Й. Богданович; «Происхождение студеничских мастеров-каменотесов» З. Чубрович; «Котор на рубеже XII и XIII вв.» М. Гогич; «И от Арбанаса Пилот: О начале политической истории Арбанаса» П. Коматина; «До и после Стефана Немани — исторический поворот или damnatio memoriae» Дж. Бубало; «Добропобедное тело родоначальника» С. Марьянович-Душанич; «Чудеса св. Симеона» Д. Попович; «Стефан Неманя — св. Симеон Мироточивый во владарских повельях с XIII до XVIII вв.» Б. Бойович; «К истории почитания св. Симеона Сербского (Стефана Немани) на Руси в конце XIV-XVII вв.» А. А. Турилов.

http://drevo-info.ru/news/17976.html

Такие особенности повествования наиболее естественно было бы объяснить тем, что отношения между сербскими правителями и знатью, принадлежавшей к разным конфессиям, отличались взаимной терпимостью, и это должен был учитывать клирик, адресовавший свой труд высокопоставленной верхушке светского общества Зеты. Вывод, полученный на основе косвенных свидетельств литературного памятника, подкрепляет искусствоведческий анализ памятников сербской культуры конца XII в. Успенский собор Студеницкой лавры (1190 г.), в котором покоится гроб объединителя сербских земель и православного святого Стефана Немани, представляет собой типичное для византийского круга крестово-купольное здание, но украшенное скульптурным декором, характерным для романского мира. Евангелие, написанное в конце XII в. для брата Стефана Немани, Мирослава, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам . Таким образом, взаимная терпимость создавала благоприятную обстановку для обмена духовными ценностями, созданными культурами с разной конфессиональной ориентацией. Вместе с тем ко 2-й половине XII в. осложнение отношений между конфессиями, по-видимому, стало отражаться на развитии отношений в регионе. Об этом заставляют думать сообщения биографов Стефана Немани о двух крещениях своего героя. Согласно более подробному изложению его сына, Стефана Первовенчанного, в детстве Неманя был окрещен в Зете по латинскому обряду, а затем «сподоби се вьторое крещение приети от рукы светителя и архиерея посреде Срьпскые земли» . Ни Стефан Первовенчанный, ни его брат, другой биограф Немани — святой Савва, не дали никакого объяснения этому факту (Савва Неманич лишь сравнил два крещения Немани с двумя монашескими обетами — пострижением и принятием схимы) . Некоторое объяснение дает свидетельство «Хиландарской летописи» о том, что крещение Немани состоялось на 30-м году его жизни . Изучение биографии создателя Сербского государства привело исследователей к заключению, что повторное крещение Немани имело место в то время, когда он стал самостоятельным правителем, получив земли в управление от византийского императора Мануила . Очевидно, управление православными подданными требовало уже в то время подтверждения своей верности православию от правителя, чья конфессиональная ориентация вызывала сомнения. Возможно, впрочем, что соответствующие требования исходили от византийского двора и не отражали настроений в сербском обществе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии и Черногории прошла научная конференция, посвященная прп. Симеону Мироточивому 30.10.2014 В Сербии и Черногории прошла международная научная конференция, посвященная прп. Симеону Мироточивому , сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви . Конференция «Правитель, монах и святитель Стефан Неманя — прп. Симеон Мироточивый и сербская история и культура (1113-1216)» прошла с 22 по 26 октября в сербских городах: Белграде,, Подгорице и Никшиче, а также в монастыре Студеница. Научный симпозиум прошел при поддержке Патриарха Сербского Иринея и президента Сербии Томислава Николича и был организован Институтом истории искусств, Философским факультетом Белградского университета и Византологическим институтом Сербской академии наук. В первый день заседания конференции проходили в торжественном зале ректората Белградского университета. На нем были сделаны доклады: «Имена сербских правительствующих семей до начала XIII в.» А. Лома; «Основы сербской государственности» Й. Калич; «Стефан Неманя и Византия: явления одного времени» Л. Максимович; «Стилистические источники и синтез сербской церковной архитектуры во время Стефана Немани» С. Чурчич; «Царя Немани благо. Образ Стефана Немани в сербской народной книжности» С. Самарджия. Во второй день конференции в монастыре Студеница были сделаны следующие доклады: «Основание монастыря Студеница» М. Попович; «Вестибюль - особенность сакрального строительства периода Немани и важный эпизод в развитии рашского плана» С. Пеич; «Одно ломбардийская черта в архитектуре Джурджевих Ступова в Расе» М. Маркович; «Скульптура в монастыре Студеница в свете южноитальянских аналогий» Р. Д’Амико; «От правителя до монаха: власть и аскеза в описаниях Саввы и Стефана ухода Немани в монастырь» игум. Тихон (Ракичевич); «Студеничский гроб св. Симеона Сербского» Д. Войводич; «Из иконографии жиовописи Богородичной церкви Студеницы» С. Габелич; «Искусство пения в период правителя Немани — монаха Симеона и гимн в честь его святительского лика» В. Пено; «Богословие и практика освящения богослужебного пространства в период рашского стиля сербской сакральной архитектуры» В. Вукашинович.

http://drevo-info.ru/news/17976.html

Но мало того: он задумал объединить и образовать сербскую православную церковь . Ранее одни сербские епископии зависели от охридской архиепископии, а другие от барской (в Италии). Неманя стремился к тому, чтобы все епископии в его державе подчинены были митрополиту рашскому, что ему и удалось. В 1177 году серб- —525— ская церковь сбросила с себя власть барской архиепископии, а через 45 лет добилась независимости и от константинопольской патриархии. В 1222 г. провозглашена была сербская архиепископия, а сын Стефана Немани св. Савва – первым сербским архиепископом 736 . Таким образом Стефан Неманя первый положил основание сербскому государственному единству, а сербской православной церкви придал чисто-национальный характер. По распоряжению высокопреосвященного митрополита Иннокентия 13 февраля 1899 года совершены были торжественные архиерейские служения во всех церквах епископских резиденций. В монастыре Студенице, «задушбине» Стефана Немани, мощи которого и ныне нетленно почивают здесь (перенесены сюда из хиландарского монастыря св. Саввою и Стефаном Первовенчанным), литургию совершал преосвященный Савва, епископ жичский, в сослужении многочисленного духовенства. Равно отслужены были литургии во всех церквах королевства, городских, сельских и во всех монастырях. По распоряжению министра просвещения и церковных дел, на этих торжественных богослужениях, присутствовали все воспитанники школ вместе с своими наставниками. В этот день в храмах произнесены были приличествующие торжеству поучения, а во всех школах преподавателями сербской истории предложены были ученикам более или менее обширные сообщения о жизни и деятельности Стефана Немани. Немало появилось статей по поводу этого торжества в сербской печати. Желая видимым знаком почтить память великого Немани, король сербский указом предписал, чтобы гимназия в г. Враньи называлась впредь Неманьиной, и чтобы один пехотный полк именовался полком Стефана Немани – Симеона Мироточивого. Высокопреосвященный митрополит Иннокентий 13 февраля в придворной церкви, посвященной памяти преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

322 Сам Симеон в хризовуле Хиландарской обители: «Вънезапу оставих владычь- ство мое, – оставих на престоле моего лубвиваго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора, зетя кир Алексея царя» (Григорович В. Очерк путешествия). Грамота Стефана Немани в: Monumenta serbica spectantia historiam Serbiae, Bosnae, Ragusii/Ed. Franz Miklosich. Viennae, 1858. IX. Сомнения поклонника Св. горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) вовсе напрасны. Никон. л. 2, 280: «господствова лет 42». 323 Так называется супруга его в помянниках сербских (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). В Никон. л. 2, 280: «Сему супружница бе Анна, подобна ему во всяких добродетелех, священники и иноки и странные повсегда милуяше». 324 По Саввину житию Немани, он прибыл в Св. гору 2 ноября 1197 г. ( Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi). 325 Барский пишет: «св. Савва Сербский купно с отцем своим Симеоном соз- даша в мон. Ватопеде параклисов шесть: 1 во имя Спасителя, 2 св. бессребреников,св. Георгия, 4 св. Феодора, 5 св. Предтечи, 6 св. Николая; и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 генваря» (Странствования Василия Григоровича- Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747/Под ред. Н. Барсукова: В 4 ч. СПб., 1885–1887. Ч. 3 (далее – Странствования Василия Григоровича-Барского. – Ред.). 326 Хризовул Симеона: «Изидох из отечества своего в Св. гору и обретох мона­стырь, бывший Хиландарь, иде же не бе камень на камени остал, и сподоби мене Владыка мои быти ему ктитору, – дадох монастырю у Милиях села». Летопись: «Ку- пивше многою ценою место Ватопедское, зовомое Хиландар, – населиша сербских своих иноков» (Гласник. Кн. 5). 327 Драгоценное Хиландарское Евангелие, писанное дьяком Григорием «князю великославному Мирославу, сыну Завидину» ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы), без сомнения, писано для племянника св. Немани. Завида, брат Немани, известен как строитель храма Апостолов на р. Лиме (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Мирослав, сын Завиды, не упоминается у Раича, но Раич часто повторяет, что у него недостает многих сведений. Очень естественно, что племянник подарил Евангелие туда, где подвизался дядя. Месяцеслов Миросла­вова Евангелия ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) отли­чается тем, что имена святых переведены с латинского языка, а не с греческого. Так это и в месяцеслове Ассеманова Евангелия XI в. Хиландарский монастырь любили и цари Московские (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824 (далее – Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. – Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010