Число жалованных и кормовых иконописцев, состоявших при Оружейной палате для государевых и приказных дел, оказывалось недостаточным, когда дело доходило до значительных работ. В этих случаях, для большей спешности «Государевых скорых дел», в Москву собирались иконники из других городов северной России. Подобные сборы были деланы по случаю подписания стен Успенского собора в 1648–1649гг., Архангельского в 1660г. и т.д. Из росписей, дел, сказок и поручных записей, относящихся к этому предмету и напечатанных И.Е. Забелиным, видно, что наибольшее число иконников находилось в Москве при Оружейной палате: до 10 жалованных и более 20 кормовых. За Москвой, по количеству присланных иконников, следуют города: Новгород, Ярославль, Устюг, Кострома, Балахна, Вязники, Н. Новгород, Ростов, Вологда, Романов и др. В Переяславле были свои иконописцы при каждом монастыре. В Троицком монастыре (Сергиевом) находилось до 20 человек иконников, травщиков и т.д. Всем городовым иконописцам, как видно из дел Оружейного приказа, велись списки, и в вызове их соблюдалась очередь. В случае надобности посылались в города к воеводам, а в монастыри к архимандритам государевы указы, которыми предписывалось выслать иконников «за крепкими поруками» с приставом. Вследствие чего иконники составляли поручные записи и отправлялись в Москву. Вот одна из этих записей: «Се аз Емельян Дмитриев сын Пушкарев, да аз Сергей Васильев сын Рожков, да аз Конон Григорьев сын Попов, да аз Стахей Митрофанов, все мы костромичи посадские люди, тяглые иконники, поручилися есмы Ружейного приказу приставу Димитрею Алексееву друг по друге в том: быти нам у Государевых иконописных дел с московскими иконописцы вместе неотступно; и будет мы в Государевых иконописных дел не учнем быть или збежим и на нас, иконниках, пеня Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, а пеня – что Государь укажет. А кто нас, иконников, будет в лицах и порутчиков, на том пеня и порука вся сполнена. А на то послуси Афанасей Степанов да Панкратей Игнатьев, а поручную запись писал Патриарши площади подъячей Федка Семенов. Лета 7167 году июля в девятый на десять день». На обороте листа рукоприкладства.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Что касается будничного богослужения, которое мы сейчас рассматриваем, то оно катавасий лишено. Тем не менее устав назначает по 3, 6, 8 и 9 песням канона петь так называемый покрывающий ирмос. Довольно легко запомнить, когда он поется: после тех песней, после которых идет какое-либо диаконское возглашение. После 3, 6 и 9 – ектении («Паки и паки...), а по 8 – запев «Богородицу и матерь света...». Всякое диаконское возглашение предваряется покрывающим ирмосом. Что же это за ирмос, откуда его брать? Здесь для будничной службы действует жесткое правило: покрывающий ирмос – это ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов. Это правило универсально, оно действует и в седмичные, и в субботние дни. В седмичные дни на простых службах последним каноном всегда бывает канон Минеи. Значит, в качестве покрывающего ирмоса после, скажем, третьей песни нужно песть ирмос третьего канона Минеи этого дня. Если отправляется служба двум малым святым, то там будет два канона: один канон Октоиха и два Минеи. Покрываем соответствующим ирмосом второго канона Минеи. Забегая вперед, скажу, что на субботней службе последним каноном служит первый конон Октоиха. Там, наоборот, Минея идет впереди Октоиха. Так вот, покрывающие ирмосы берутся из Октоиха. Но это правило продолжает действовать. Теперь размеремся еще вот с чем. Помимо самих ирмосов и тропарей, к канонам правомочно было бы отнести некоторые другие богослужебные тексты, которые тесным образом с ним связаны. По 3 песни канона 1. Покрывающий ирмос 2. Малая ектения. (Возгласы я не называю, их можно посмотреть в Служебнике или еще где-нибудь). Что дальше? Здесь придется сделать разделение: 3. а) при одном малом святом – седален – Слава, и ныне – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен). И седален, и Богородичен, и Крестобогородичен напечатаны на своем месте в Минее – по 3 песни. б) при шестеричном святом – седален (дважды) Напомню, что шестеричным святой называется по двум причинам: во-первых, ему на вечерне на «Господи, воззвах» посвящены все 6 стихир (а малому – только 3), а во-вторых, на утрени канон ему читается на 6 (а малому – на 3). – Слава, и ныне – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Русская культура является правовой, потому что она открыла Право – абсолютные духовные ценности, возвышающиеся над законами, ибо их творец Господь Бог, а выше Бога русские никого не чтили. Вспомним, как писал Прокопий Кесарийский: «У русичей долгое время не было государства, все законы у них были в голове» 464 . Отношения в древнем русском обществе регулировались духовно-нравственными принципами. Руководствуясь этими принципами, человек избегал ошибок и мог действовать воистину правомерно. Отношения в древнем русском обществе регулировались принципами кола, от которого произошли древнерусские слова «канон» (изначально – конон), «покои», «испокон» и «закон». Руководствуясь духовно-нравственными принципами кона, русский человек избегал ошибок, ведь принцип всегда выше закона, поскольку вмещает в себя больше возможностей, чем закон. Само слово «закон» означает «за пределами кона», то есть за пределами традиции, духовно-нравственных принципов. Если общество живет по принципам кона, а не по предписаниям законов либо постановлений, оно более жизненно. Русский человек не понимал, что нового люди могут добавить к сказанному Богом. Только интерпретации. Или гиперинтерпретации. По этой причине в России не было перепроизводства политико-правовых учений, как на Западе. Все теории, противоречащие Священному Писанию и Священному Преданию, русский народ квалифицировал как ересь с вытекающими отсюда последствиями. Современный европеец, как и античный римлянин, живет в культуре норм, русский же – без норм, в культуре Божественных принципов. Созвучье с русским правосознанием заметно в таких высказываниях Лао-цзы: «Самое высшее благо – когда не упорядочивают... Люди трудноуправляемы, поскольку их начальники делают слишком много. Чем больше законов и приказов, тем больше воров и разбойников» 465 . В зависимости от того, что преобладает в культуре – изначальный страх или изначальное доверие, – народ создает себе больше или меньше законов. Маниакальная приверженность западного человека к нормативности свидетельствует о тревожно высокой степени его греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Карташев знал, что мать всегда и во всем себе отказывала: он знал, что она почти ничего себе не делала из туалета, разнообразя и подновляя богатый запас молодости. Ее шуба с очень дорогим мехом черно-бурых лисиц давно уже требовала перемены бархата, и дети часто к ней приставали насчет этого, но Аглаида Васильевна и слышать не хотела. Она перестала даже держать лошадей в городе и таким образом отказывала себе в последнем удовольствии. Карташеву было неприятно, что он неосторожно затронул больное место. Он поспешно проговорил, искренне и горячо: – Тебе, конечно, где же… Но отчего же земство?.. О чем оно думает? – И земство не всесильно… расход земства кому-нибудь тоже надо нести на себе… Все это не так просто. Вот подыметесь повыше, Бог даст, – тогда и увидите все то, что теперь без перспективы и связи мозолит ваши глаза. Попробовали Корнев и Карташев за Конона Львовича браться по интересовавшим их вопросам, но тоже немногого добились. По мнению Конона Львовича, мужики – это такой народ, которому хоть все отдай и все мало будет, – народ неблагодарный, завистливый, враждебный. Все это понятно, надо им делать все, что можно, но неблагодарность – это факт. И он приводил примеры. Конон Львович говорил тоном человека незаинтересованного, которому ни потерять, ни выиграть нечего. Отец Даниил, по его мнению, человек «себе на уме», хитрый и умеет выводить свою линию, и это тоже, конечно, понятно: его судьба зависит от крестьян, оттого он им и мирволит, но, в сущности, только ловко эксплуатирует их невежество. Тон Могильного был авторитетный и независимый. Так же независимо он держал себя и с Аглаидой Васильевной. Честность его, деловитость были на виду. Все это действовало, вызывало сомнения, а факты ставили окончательно в тупик. Узнав, как отец Даниил говорил об отце Неручева, Аглаида Васильевна доказывала, что отец Даниил просто-напросто наклеветал на Неручева. – Это был человек идеи, замечательных способностей, и, вне всякого сомнения, если бы посвятил себя государственной деятельности, он выдвинулся бы не только между современниками, но и в истории занял бы одно из самых первых мест. А что он был человек своего времени, то и вы оба не последнее слово принесли с собой на землю.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-tjomy-g...

Карташев знал, что мать всегда и во всем себе отказывала: он знал, что она почти ничего себе не делала из туалета, разнообразя и подновляя богатый запас молодости. Ее шуба с очень дорогим мехом черно-бурых лисиц давно уже требовала перемены бархата, и дети часто к ней приставали насчет этого, но Аглаида Васильевна и слышать не хотела. Она перестала даже держать лошадей в городе и таким образом отказывала себе в последнем удовольствии. Карташеву было неприятно, что он неосторожно затронул больное место. Он поспешно проговорил, искренне и горячо: – Тебе, конечно, где же… Но отчего же земство?.. О чем оно думает? – И земство не всесильно… расход земства кому-нибудь тоже надо нести на себе… Все это не так просто. Вот подыметесь повыше, Бог даст, – тогда и увидите все то, что теперь без перспективы и связи мозолит ваши глаза. Попробовали Корнев и Карташев за Конона Львовича браться по интересовавшим их вопросам, но тоже немногого добились. По мнению Конона Львовича, мужики – это такой народ, которому хоть все отдай и все мало будет, – народ неблагодарный, завистливый, враждебный. Все это понятно, надо им делать все, что можно, но неблагодарность – это факт. И он приводил примеры. Конон Львович говорил тоном человека незаинтересованного, которому ни потерять, ни выиграть нечего. Отец Даниил, по его мнению, человек «себе на уме», хитрый и умеет выводить свою линию, и это тоже, конечно, понятно: его судьба зависит от крестьян, оттого он им и мирволит, но, в сущности, только ловко эксплуатирует их невежество. Тон Могильного был авторитетный и независимый. Так же независимо он держал себя и с Аглаидой Васильевной. Честность его, деловитость были на виду. Все это действовало, вызывало сомнения, а факты ставили окончательно в тупик. Узнав, как отец Даниил говорил об отце Неручева, Аглаида Васильевна доказывала, что отец Даниил просто-напросто наклеветал на Неручева. – Это был человек идеи, замечательных способностей, и, вне всякого сомнения, если бы посвятил себя государственной деятельности, он выдвинулся бы не только между современниками, но и в истории занял бы одно из самых первых мест. А что он был человек своего времени, то и вы оба не последнее слово принесли с собой на землю.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-tjomy-g...

Что касается будничного богослужения, которое мы сейчас рассматриваем, то оно катавасий лишено. Тем не менее устав назначает по 3, 6, 8 и 9 песням канона петь так называемый покрывающий ирмос. Довольно легко запомнить, когда он поется: после тех песней, после которых идет какое-либо диаконское возглашение. После 3, 6 и 9 — ектении («Паки и паки…), а по 8 — запев «Богородицу и матерь света…». Всякое диаконское возглашение предваряется покрывающим ирмосом. Что же это за ирмос, откуда его брать? Здесь для будничной службы действует жесткое правило: покрывающий ирмос — это ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов. Это правило универсально, оно действует и в седмичные, и в субботние дни. В седмичные дни на простых службах последним каноном всегда бывает канон Минеи. Значит, в качестве покрывающего ирмоса после, скажем, третьей песни нужно песть ирмос третьего канона Минеи этого дня. Если отправляется служба двум малым святым, то там будет два канона: один канон Октоиха и два Минеи. Покрываем соответствующим ирмосом второго канона Минеи. Забегая вперед, скажу, что на субботней службе последним каноном служит первый конон Октоиха. Там, наоборот, Минея идет впереди Октоиха. Так вот, покрывающие ирмосы берутся из Октоиха. Но это правило продолжает действовать. Теперь размеремся еще вот с чем. Помимо самих ирмосов и тропарей, к канонам правомочно было бы отнести некоторые другие богослужебные тексты, которые тесным образом с ним связаны. По 3 песни канона 1. Покрывающий ирмос 2. Малая ектения. (Возгласы я не называю, их можно посмотреть в Служебнике или еще где–нибудь). Что дальше? Здесь придется сделать разделение: 3. а) при одном малом святом — седален — Слава, и ныне — Богородичен (в среду и пяток — Крестобогородичен). И седален, и Богородичен, и Крестобогородичен напечатаны на своем месте в Минее — по 3 песни. б) при шестеричном святом — седален (дважды) Напомню, что шестеричным святой называется по двум причинам: во–первых, ему на вечерне на «Господи, воззвах» посвящены все 6 стихир (а малому — только 3), а во–вторых, на утрени канон ему читается на 6 (а малому — на 3). — Слава, и ныне — Богородичен (в среду и пяток — Крестобогородичен).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Оставив немногих в Риме для охраны, всех остальных он повел с собой. Послав небольшие отряды к Тудеру и Клузиуму, он велел им устроить укрепленный лагерь; он собирался следовать за ними и осадить вместе с ними бывших там варваров. Они же, узнав о приближении войска и не желая подвергаться опасности, отправили послов к Велизарию и обещали добровольно сдаться и сдать оба города с условием, что они не подвергнутся никаким насилиям. С его прибытием они в точности выполнили обещание. Выведя оттуда всех готов, Велизарий направил их в Сицилию и в Неаполь, а в Клузиуме и в Тудере поставил гарнизон. Сам он повел войско дальше. В это время Витигис послал другое войско в Ауксим под начальством Вакима, велел им соединиться с бывшими там готами и вместе с ними двинуться против врагов, находящихся в Анконе, и попытаться захватить ее укрепление. Эта Анкона представляет собой скалу, изогнутую под прямым углом, откуда она и получила свое название «Анконы» – «угла»: она больше всего похожа на изогнутый под прямым углом локоть. Она стоит приблизительно на восемьдесят стадий от города Ауксима, для которого она служит гаванью. Самое укрепление и его стены, расположенные в изгибе скалы, находятся в безопасности, а все внекрепостные сооружения (а их очень много) с древних времен не были окружены стенами. Стоявший во главе гарнизона в этом местечке Конон, как только он услыхал, что приближается войско во главе с Вакимом и что оно уже близко, дал пример неразумного решения. Считая делом незначительным, если он сохранит от всяких бедствий укрепление и тех его жителей, которые находились там с воинами, он оставил укрепление почти без войска, выведя его стадий на пять перед городом и выстроив как бы в боевой строй, устроив неглубокую фалангу, но так, чтобы охватить ею всю подошву горы, как будто он делал облаву для охоты. Но когда римляне увидали, что враги намного превосходят их численностью, повернув тыл, они тотчас же бежали в крепость. Бросившиеся их преследовать варвары многих из них, которые не успели скрыться за стенами, на месте убили и, приставив к стенам лестницы, пытались туда проникнуть, а некоторые стали поджигать дома, которые находились вне укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Переправившись через Геллеспонт, он прибыл в залив, именуемый Термон, где похоронил только что умершего Анхиса и, не пожелав царствовать над местными жителями, просившими его об этом, двинулся далее. Он прибыл в Брусиаду, где при помощи Афродиты расположил к себе всех жителей. И когда корова, привезенная им с Иды издала мычание (так велела ему Афродита), он понял знак и принял над этой землей власть. Принеся корову в жертву Афродите, он основал город, назвав его, по своему имени, Энея, но позже, название было изменено на Энос. Такова одна из многих историй, которые рассказывают эллины. Но есть, например и такая, что он основал римский род и построил город Альбу по велению оракула, который приказал ему с товарищами обосноваться в том месте, где, принеся жертву богам, они, поев, съели бы и столы, что сейчас стало обычным. 47 . Сорок седьмое об Алфемене из рода Гераклидов, бывшем в третьем поколении после Темена, о том, что он отложился от своих братьев (он был самым младшим) и покинул Пелопоннес с отрядом дорийцев, и некоторыми пеласгами. В это время афиняне отправили Нелея и других детей Кодра осваивать колонии; так же и лакедемоняне, недовольные гражданами, которых Филомон поселил в Амиклах, отправили их под руководством Полидоса и Дельфа. Каждые из них были приглашены Алфеменом принять участие в его предприятии; тогда дорийцы стали его звать с собой на Крит, ионийцы же убеждали пойти в Азию. Но он, не желая следовать ни за теми, ни за другими, верный совету оракула, заявил, что обратится к Зевсу и Гелиосу, чтобы освоить их земли; ибо Зевсу принадлежал Крит, Гелиосу – Родос. Поэтому, покинув Пелопоннес, он остановился на Крите, где высадилась часть его людей, те кто желал там поселиться; остальные, в большинстве своем дорийцы, отплыли на Родос. Родос издревле населяли коренные жители, первые из которых происходили от Гелиадов, затем финикийцы заняли остров; в течение короткого времени финикийцы сами были изгнаны карийцами, которые захватили и некоторые другие острова Эгейского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

487 Ситония, Сифония (греч. Σιθωνα) – полуостров в Греции, средний из трёх крупных полуостровов на юге Халкидики, вдающийся в Эгейское море. 488 Имя первого музыканта упущено в тексте Фотия, скорее всего, по ошибке одного из переписчиков. Но Страбон рассказывает эту историю согласно Тимею, называя имя музыканта – Аристон. 489 Мопс (др.-греч. Μψος) – персонаж древнегреческой мифологии. Сын Ракия и Манто (либо сын Аполлона и Манто). Прорицатель из Колофона. По версии, основал Колофон. 490 Кларос (Κλρος) в древности местечко в области Колофона, ионийского города на западном берегу Малой Азии, со знаменитым святилищем и оракулом Аполлон. 492 Калхас, также Калхант (др.-греч. Κλχας) – в древнегреческой мифологии сын Фестора из Микен или Мегары, жрец и прорицатель в войске Агамемнона, по словам Гомера «знавший, что есть, что будет или что было». Неоднократно упомянут в «Илиаде» (I, 69 и др.). 493 Эосфор (др.-греч. ωσφρου «несущий свет») – у древних греков название Утренней звезды. По Гесиоду, Эосфор был сыном титанида Астрея и богини зари Эос и считался любимцем Афродиты, которая сделала его стражем своего святилища. 494 Тамирис выиграл приз на Пифийских играх третьим, после Хрисамона и Филаммона, его отца и деда. Но что он был царем скифов, не сообщают ни Страбон, ни Павсаний. 495 Павсаний говорит, что Тамирис лишился зрения из-за той же болезни, что постигла Гомера. И добавляет, что Гомер, ослепнув, продолжил свое дело, а Тамирис, после постигшего его несчастья, стихи более не писал. 496 Протей (Πρωτες) – одаренный даром прорицателя морской старец, подчиненный Посейдону, пасший тюленей Амфитриты и имевший местоприбывание на острове Фарос у Египта. Т.к. он в полдень выгонял свое стадо на берег и отдыхал с ним в тени скалы, то однажды Менелай, который во время обратного плавания из Трои в отчество был задержан долгое время на этом острове противными ветрами, по совету Эйдофеи, дочери П., захватил его во время сна и, как тот ни старался различными превращениями освободиться, принудил его предсказать, как он может возвратиться домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

39 . Тридцать девятое о Меланфе из рода Нелеида, царствовавшем в Пилосе, в Мессинии и произошедшем от Посейдона. Его во время войны низвергли Гераклиды и изгнали из родной земли. Тогда по воле оракула он прибыл в Афины, где народ его принял и стал относиться с большим почтением. Когда между афинянами и беотийцами вспыхнула война, было решено разрешить спор единоборством царей. Но Тимет, царь Афин, испугавшись поединка, заявил, что уступит царство тому, кто сразится против Ксанфа – беотийского царя. Тогда Меланф, желая получить царство, вступил в борьбу, согласившись на условие. Когда они вступили в сражение, Меланф увидел безбородый призрак, следовавший за Ксанфом. Тогда он воскликнул, что тот нарушает договор, идя в бой с помощником, на что Ксанф обернулся, не веря в нарушение. Меланф тотчас же нанес ему смертельный удар копьем, тем самым в одном поединке сохранил афинянам их владение и приобрел царство для себя. Таким образом, род Эрехтеидов сменился Мелантидами, откуда произошел и Кодр. Позже, по воле оракула, афиняне возвели храм Диониса Меланфа, где ежегодно приносили богу жертвы, кроме этого они приносили жертвы Зевсу Апатурию в память об обмане, давшем им победу в борьбе. 40 . Сороковая история передает миф об Андромеде, но не так, как его излагают эллины. Жили тогда два брата – Кефей и Финей, и Кефей царствовал над землей, позже называемой Финикией, а тогда именовавшейся Иоппа, взявшей название от Иоппы – приморского города. Его владения простирались – от нашего моря – до земли арабов, живущих на берегу Красного моря. У этого Кефея была дочь чрезвычайной красоты, Андромеда, которой предстояло вступить в брак с финикийцем, или с братом Кефея – Финеем. После долгих размышлений, кому из них отдать предпочтение, Кефей останови выбор на финикийце, но, стараясь избежать ссоры [с братом], оставил это в тайне. Андромеда была похищена с пустынного острова, где по обыкновению совершала жертвоприношения Афродите. Финикиец похитил ее (воспользовавшись удачей на корабле, называвшемся «Кит», или по схожести с этим животным, или, по какой-то иной причине); Андромеда, похищенная без ведома отца, предалась плачу, взывая о помощи. Персей, сын Данаи, проплывавший мимо, увидел страдающую девушку и, проникшись к ней состраданием и любовью, разрушил корабль, тот самый «Кит» и, напав на него с такой яростью, что один перебил всех, окаменевших от ужаса. Поэтому-то эллины и придумали миф о чудовище и о превращении в камень при виде головы Горгоны. Взяв в жены Андромеду, Персей отплыл с ней в Элладу, где стал царствовать, поселившись в Аргосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010