Переславль-Залесский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская). Смоленско-Корнилиевская церковь Карта и ближайшие объекты  Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках». Предположительно эта обитель была основана в 1252 году после нашествия на Переславль татар и погребения на этом месте переславского воеводы Жидиславы и тверской княжны. Расцвет Борисоглебского монастыря пришелся на XVI век. В начале XVII века древний монастырь был разорен поляками – «… гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». В 1642 году благодаря иеромонаху Адриану обитель была восстановлена. Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру - Конон). Корнилий Переславский родился в Переяславле-Рязанском (Рязань) в купеческой семье во второй половине XVII века. Оставив дом родителей он первоначально жил в Лукьяновой пустыни, после чего перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Умер в июле 1693 года, облекшись перед смертью в схиму. Вскоре на территории обители на средства царевны Натальи Алексеевны началось строительство каменного храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери с приделом Бориса и Глеба. В 1705 году отрыли мощи Корнилия и поместили в только что отстроенную церковь. До 1744 года Борисоглебский монастырь принадлежал Синодальной области, а позднее был приписан к Переславской епархии. В 1750 году от имел 48 душ крестьян и вносил 1 рубль 50 копеек на содержание семинарии в Переславле. В 1764 году обитель упразднили, а церковь обратили в приходскую. При ней располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане, в том числе и Городской Голова Андрей Алексеевич Темерин (1790-1824 гг.)

http://sobory.ru/article/?object=00444

Пятый день. Поуч. 1-ое. Св. муч. Конон градарь. (И в миру можно спастися). I. Св. Конон градарь, память коего совершается ныне, пострадал в 3-м веке, в царствование Декие (249–251). Родился он в Назарете галилейском; отсюда впоследствии переселился в памфилийский город Мандон и занимался здесь возделыванием огородов. От занятия получил и название градаря (огородника). Это был человек незнакомый с книжным учением, но добрый, незлобивый и простосердечный, и этими качествами благоугождал Богу. Правитель той области, Публий, узнав о нем, потребовал его к себе и заставлял принести жертву идолам. Конон решительно отказался от этого и смело стал исповедывать веру в Иисуса Христа. Тогда подвергли исповедника мучительным пыткам, от которых он и скончался с молитвою к Богу. II. Мы видели, братия, что св. мученик Конон был простой мирянин, не книжный, земледелец, занимавшийся огородничеством. Но ни постоянное обращение с миром, ни ежедневные труды его по обрабатыванию огорода не препятствовали ему угодить Богу, Который прославил его венцем мученическим. Это показывает нам, братия, что Богу угодить можно везде, как в пустыне, обителях, так и в семье и миру. Поэтому не основательны суждения некоторых, будто в миру трудно спастись, что для этого нужно идти в пустыню или уединенные монастыри. а) Приведем свидетельство о сем св. Иоанна Златоустаг о. «Место не спасет нас, говорит св. Златоуст, а спасет всецелая преданность нашей души Богу. Нет пользы ни от высокого сана, ни от святости места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Какое место прекраснее рая, из коего изгнан был Адам, после преступления заповеди? Что же постыднее гноища, на котором сидя Иов сохранил заповеди Божии и вселился в рай? Саул был в сане царском, но и настоящую жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнил заповеди Божии и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия; иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме, и спасся, а Давид прославился и будучи царем, и порфира и корона не развлекали его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Корнилий Переяславский (+ 1693) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 июля в день преставления Прп. Корнилий, в миру Конон, родился в Переяславле Рязанском, в семье богатого купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукианову пустынь, в которой прожил 5 лет. Потом пришел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба; здесь было тогда только три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая по виду, что ему не более 15 лет; к тому же он ничего не говорил о себе, и они сочли его глухим и немым. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело его до цели. Его приняли в обитель. Корнилий усердно исполнял все возложенные на него послушания. Пищу он принимал только три раза в неделю. В трапезе не садился со старцами, считая себя недостойным вкушать со всеми. Так прожил он 5 лет и по просьбе его был пострижен в иночество. С тех пор никто не видел его спавшим на постели, а послушания по-прежнему выполнял он с полным усердием. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым; он терпел и молчал. Спустя 3 года с благословения настоятеля он ушел в затвор. Раз нашли его в келье едва живым: келья была заперта изнутри и отворено было только оконце. Корнилий пролежал больным 3 месяца и ничего не ел, а принимал только воду и сок. Выздоровев, остался он, по убеждению настоятеля, жить с братией, но молчания своего не прерывал. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Только незадолго до своей кончины он рассказал о себе духовнику. Перед смертью он был облечен в схиму, особорован и в тот же день скончался. Святые мощи его открывал святитель Димитрий, архиепископ Ростовский (память его 21 сент.), который и составил ему тропарь и кондак. Мощи почивают под спудом в бывшей монастырской церкви Смоленской иконы Божией Матери, ставшей приходской. • Прп. Корнилий родился в Переяславле Рязанском (с 1778 г. переименован в Рязань). Свое подвижничество он начал во Владимирской епархии, в 25 верстах от Переславля-Залесского в Лукиановой пустыни, завершил свой земной путь в Борисоглебском монастыре, здесь были обретены его мощи в 1701 г. при закладке фундамента для новой церкви. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437489/

Архиерей поручил о. Рувиму немедленно собирать средства и начать хлопотать об отчуждении жителями города обещанного участка земли. Однако из-за претензий отдельных горожан участок был окончательно закреплён в пользование монастыря лишь 21 января 1885 г. С 1881 г. обитель в исторических документах уже именуется полным своим названием: Воскресенский Мамай-Маджарский мужской общежительный монастырь. В обустройстве первого в Ставропольской губернии мужского монастыря приняло участие Ставропольское братство святого апостола Андрея Первозванного. Обер-прокурор Святейшего Синода в своём отчёте за 1882 г. сообщал: «братство ... снабдило в отчетном году книгами и брошюрами религиозно-нравственного содержания (до 400 экз.) устрояемый близ заштатного города Св. Креста и около развалин татарского города Мамайские Маджары Воскресенский монастырь». Должность строителя монастыря с апреля 1879 по апрель 1882 гг. исполнял иеромонах Рувим. На месте упомянутого древнего Маджарского храма на левом берегу реки Кумы им за три года были возведены первые монастырские строения и первый храм - небольшой молитвенный дом во имя Воскресения Христова. Храм обители отличался суровой простотой: он был сложен из необожженного кирпича (самана) и покрыт камышом. Отец Рувим воспользовался обрывистым берегом реки, к которому были пристроены три стены храма. Воскресенский храм имел 5 метров в длину и столько же в ширину. Не позднее 1903 г. ввиду своей ветхости этот храм был упразднён. В связи с болезнью и смертью о. Рувима строителем монастыря в 1882 г. стал иеромонах Кононмиру Кирилл Гумедов), было «поручено заведование новоучрежденным Воскресенским монастырем и [он] назначен строителем этого монастыря» . Известно, что в мае 1882 г. монастырь был снабжён Святым Антиминсом, а уже 8 июля 1882 г. Маджарские развалины впервые огласились церковно-православным пением и богослужением. С открытием в монастыре богослужений стал увеличиваться приток богомольцев, возросло число насельников, умножились пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=38750

В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. В близком соседстве со Свято-Никольским женским монастырём, возвышается храм, связанный с именем святого Корнилия Молчальника. Это Смоленско-Корнилиевская церковь, возведённая в 1694-1705 гг. при участии царевны Натальи Алексеевны. До 1764 года здесь существовал мужской Борисоглебский монастырь на Песках. Предположительно обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переяславль татар и погребения на этом месте переяславского воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришёлся на XVI в. В начале XVII в. он был разграблен поляками - «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Монастырь запустел, и был возобновлен только в 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану, который управлял обителью с 1642 по 1644 г. Борисоглебский монастырь, что на Песках, связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру Конон). Корнилий Переславский родился в Переславле-Рязанском (ныне г. Рязань) в купеческой семье, во 2-й половине XVII в. Оставив дом родителей в пятнадцатилетним возрасте, юноша первовоначально жил в Лукиановой пустыни, что под Александровом, после чего перешёл в переславский Борисоглебский монастырь. Здесь Корнилий добровольно принял на себя обет молчания, по мере необходимости объясняясь знаками. По преданию, Корнилий Молчальник жил здесь в строгом посте, " первым входил в храм и последним выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде " . В Святой обители он и умер летом 1693 года, облекшись перед смертью в схиму, после чего был похоронен на монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00444

б) Далее тот же св. отец приводит несколько примеров святых, живших в миру и тем не менее спасшихся. «Хочешь ли видеть, говорит он, спасаются ли в воинском звании? Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянина. Припомни, что Iocuф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель, а Даниил и три отрока – в плену и прославились. Ничто не может препятствовать добродетели, и если кто говорит, что нельзя спастись в миру, с женою и детьми, такой безумно обольщает сам себя. Нет, везде примет нас Бог, если заповеди Его исполняем. Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела. Не отчаяваемся же, братие, хотя мы и в миру живем, но, согрешив, да прибегаем с покаянием к Богу, и будем милостивы и щедры к бедным, благотворя им от избытка нашего. Давай сам от себя своею рукою; это весьма полезно для души. Только старайся творить милостыню свою в тайне. Не презирай близких тебе по родству. Прежде домашних твоих и родных освободи от печали, а потом твори милостыню другим – чужим. И сподобишься сам милости от Бога». К этим примерам присоединим другие. Много было лиц, в миру поживших и Богу угодивших: таковы Богоотцы Иоаким и Анна, Захария и Елизавета, богоприимец Симеон и Анна пророчица, Филарет милостивый, св. бессребренники, благоверные цари и царицы, князи и княгини, а также и многие благочестивые миряне. III. В заключение приведем совет св. Иоанна Лествичника одним мирянам . Когда к этому подвижнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: «каким образом можно вести жизнь подвижническую нам – при наших женах и заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?» Св. Иоанн ответствовал: «делайте те добрыя дела, какие можете; никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если будете так поступать, то не далеки будете от царства небеснаго». (Иоан. Леств. 1854 г. Степ. 1. ст. 21). (Свящ. Г. Дьяченко ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) «ПАНТАНАССА» «Пантанасса», один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская ПАРАСКЕВА (XVI в.), прав., Пиринемская, Пинежская (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/123180_20.html

…Вторым строителем монастыря, в связи с болезнью о. Рувима, стал в 1882 г. иеромонах Кононмиру Кирилл Гумедов). Климат здешних полупустынных мест не очень благоприятен, особенно для уроженцев средней полосы Росси, а в описываемые годы при почти полном отсутствии медицинского обеспечения многие приезжие заболевали малярией, оспой и другими изнурительными и опасными болезнями. Иеромонах Конон происходил из государственных крестьян Ставропольской губернии, но в 24 года избрал иноческий путь. Выйдя из крестьянского общества, он в 1854 г. уезжает из дома и поступает на испытание в Успенскую Святогорскую пустынь. Там через 2 года получает первое свое духовное звание – послушника. Еще через шесть лет послушничества он возвращается в Кавказскую епархию, где его определяют в Екатерино-Лебяжскую Николаевскую общежительную пустынь. Хорошо зарекомендовав себя в пустыни, послушник Кирилл в ноябре 1863 г. был направлен в Кавказский Архиерейский Дом, где 20 декабря пострижен в монашество. Через 3 года, в апреле 1866 г., его рукополагают в иеродиаконы, а в апреле 1871 г., т.е. еще через 5 лет, – во иеромонахи. И возвращают в Екатерино-Лебяжскую пустынь. Так, весьма неспешно развивалась судьба человека, смиренного монаха, ищущего постнической жизни, а не церковной карьеры. Но карьера нашла его сама. В августе 1872 г. иеромонаха Конона назначают на должность казначея пустыни, где в 1874 г. «за отличное усердие к священнослужению» награждают набедренником. Еще на три года старательного иеромонаха назначают быть надзирателем Андреевской церкви в г. Ставрополе, а затем, в 1879 г., направляют в Закубанскую Михайло-Афонскую общежительную пустынь. Но уже в следующем году снова перемещают в Архиерейский Дом на 2 года. Наконец, в 1882 г. иеромонаху Конону «поручено заведование новоучрежденным Воскресенским монастырем и назначен строителем этого монастыря» . В то время монастырю шел всего 3 год. В нем проживало 17 человек: 5 монахов и 12 человек на испытании по документам, среди них 3 малограмотных, остальные умели читать, писать, петь на клиросе.

http://bogoslov.ru/article/2558080

22 июля празднуется память перенесения честных мощей священномученика Фоки, епископа Синопского, из Понта в Константинополь. Празднование памяти блаженной кончины святителя отмечается Святой Церковью 22 сентября. Преподобнаго Корнилия Переяславскаго Тропарь, глас 8: Новоявленнаго угодника Божия почтим,/Корнилия преподобнаго,/крест на рамо вземшаго,/иго Христово усердно понесшаго,/иже на невидимыя враги мужественно подвизався/и козни их поправ, яко добр воин,/Владыце Христу предста и молится о душах наших. Кондак, глас 2: Вышняя получити желая,/в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне,/да наследиши Горняя, презрел еси дольняя,/не токмо очи отвратив, не видети суеты,/но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная,/обаче немолчным сердцем воспел еси Богу./Не умолчи убо и ныне, о нас моляся,/Корнилие преподобне. Молитва О великий постниче, безмолвниче, помощниче в скорбех и заступниче в бедах, преподобне отче наш Корнилие! Услыши нас, в час сей молящихся тебе, и не умолчи убо о нас ко Господу с лики святых преподобных, не забуди нас, чад своих, посещая, и не умедли в молитвах своих о скорбных и в бедах страждущих и всех, притекающих к тебе, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Корнилий Переяславльский (в миру Конон) жил в XVII веке. Он родился в городе Переяславле Рязанском (современная Рязань) в купеческой семье благочестивых родителей Гордия и Феодоры. С ранней юности святой Конон «Христу неленостно поработал» и соделался достойным сосудом Божественной благодати. Сохраняя душу и тело в целомудрии, он удалялся детских игр и забав, усердно слушал Священное Писание. Когда ему было не более пятнадцати лет, святой Конон тайно оставил родительский дом и в поисках места для духовных подвигов достиг пределов Переяславля-Залесского Владимирской епархии. Он поселился в 25 верстах от города в Лукиановой пустыне и начал постнические труды под руководством трудолюбивого инока Павла. Через 5 лет, наставляемый Духом Божиим, святой Конон пришел в Переяславль-Залесский монастырь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на Песках. Строитель обители иеромонах Сергий долго не принимал святого Конона из-за его молодости. Но видя неотступность святого, игумен принял его в обитель. За скромность и молчаливость братия считали Конона как бы глухим и немым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1200 году русский паломник Антоний видел в Царьграде мощи св. Фоки. Жизнь его смотр. 22 сент. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Преставление пр. Корнилия Переяславского Пр. Корнилий, в миру Конон, был сын рязанского купца. Склонность к иноческой жизни заставила Конона еще в юных летах тайно покинуть дом родителей. Старец Павел, живший в Лукьяновой пустыни, в 25 верстах от Переяславля, приютил у себя юного любителя подвижнической жизни. Через пять лет Конон расстался со старцем и решился поселиться в Переяславской обители св. Бориса и Глеба, что на Песках. Прожив здесь пять лет в примерном послушании и терпении, Конон облечен был в иноческий образ с именем Корнилия. С дозволения своего настоятеля, он заключился в келью и не выходил из нее никуда. По приключившейся ему болезни он принужден был оставить затворничество и последние дни своей жизни провел между братиею в трудах и безусловном послушании. Корнилий скончался в 1693 г. июля 22, приняв не задолго до смерти схиму. В 1701 г., во время пристройки каменной церкви во имя Богоматери к прежней Борисоглебской, найден гроб Корнилия неповрежденным. В 1705 году, при освящении этой пристроенной церкви св. Димитрием, митрополитом Ростовским, гроб Корнилия был свидетельствован и, по повелению святителя, поставлен в новом храме за левым клиросом, под спудом. Борисоглебский монастырь ныне упразднен, а церковь обращена в приходскую (Кратк. свед. о свв. угодн. Божиих во Владимирской епархии, магистра иеромонаха Иоасафа. Владимир. 1860 г. стр. 95–97). 23-е число Свв. мучч. Трофима, Феофила. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского. (Виталия, еп. равениийского. Священномуч. Аполлония , еп. Рима. Замученных Болгарами при царе Никифоре (802–811 гг.) 7 мучч. в Карфагене мечем. Пр. Анны в Левкадии. Собор Предтечи в Олимбии). Святые мученики Трофим и Феофил вместе с другими 13 христианами пострадали при Диоклитиане (284–305) в Ликии. После многих мучений, все святые исповедники Христа были усечены мечем. Св. Андрей Критский написал канон этим мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010