Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)     Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)   Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин), в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье. В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни.   По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря. Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

А.Н. Новиков Скачать epub pdf Глава I. ОТРОЧЕСТВО Иеросхимонах Серафим, в миру Василий, духовник Александро-Невской Лавры родился в 1865 году. Его родители Николай и Хиония Муравьевы были крестьянами Ярославской губернии Рыбинского уезда с. Черемушки. После смерти родного отца десятилетний отрок Василий остался за старшего в семье, состоящей из больной матери и родной сестры. 1 По промыслу Божьему обездоленная семья Муравьевых не была оставлена в этот трудный час Для семьи нашелся добрый человек, проживающий по соседству, работающий старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга. Вместе с ним Василий едет в столичный город на заработки. Но в душе мальчика заветная мечта: с детских лет пойти в монастырь. Поэтому, в ближайшее время, прибыв в Санкт-Петербург, испросив разрешения хозяина, он ранним утром приходит к вратам Александро-Невской Лавры и просит привратника о встрече с игуменом. Однако, из-за столь раннего времени, ему отказывают и предлагают встретиться со схимником. При этой встрече Василий просит на коленях старца взять его в монастырь на любую работу, но получает следующий ответ: пока оставаться в миру, чтобы создать благочестивую семью, воспитать своих детей, а уж после, вместе со своей супругой разделить участь монашеского молитвенного подвига. По своей кротости и смирению, уже в те годы Василий Муравьев воспринял подобное благословение как должное и в дальнейшем прожил свою жизнь именно так, как ему предписано по Божьему промыслу. В своих повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах, основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только родным и близким, но и всем, кто нуждался в его духовной помощи. Способности, данные от Господа Бога, помогали ему в ранней трудовой деятельности. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю русского государства и, обладая хорошими математическими наклонностями, в шестнадцать лет был назначен сначала младшим приказчиком, а в семнадцать лет старшим приказчиком. Все свое жалование, состоящее из 9–12 рублей в год, Василий высылал больной матери. Глава II. СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Архиепископ Василий (Кривошеин) посвятил много лет своей долгой жизни изучению наследия Отцов Церкви. Жизнь Владыки Василия совпала с тем временем, когда в церковной и научной среде Европы начал возрождаться интерес к святоотеческому наследию. Это движение возникло не только среди православных, но и среди католиков. Архиепископ Василий начал систематически заниматься изучением святоотеческого наследия, еще будучи монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 1 Афон является не только уникальной монашеской республикой, где на протяжении вот уже более тысячи лет существует и развивается аскетическая и духовная жизнь, но это также и место уникального собрания христианских рукописей, которое, пожалуй, не имеет аналогов в мире. Многие афонские монастыри, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь обладают богатейшими коллекциями рукописей, которые в те годы, когда владыка Василий жил на Афоне, практически еще не были изучены, не были каталогизированы, не были известны научному миру. Владыка Василий, будучи простым монахом афонского монастыря, имел возможность работать в этих библиотеках и посвящать свое время изучению древних рукописей. Уникальность владыки Василия заключается в том, что он был не просто человеком церковным и не просто человеком ученым. Он сочетал в себе эти две ипостаси, которые надо сказать, к сожалению, в православной традиции сочетаются довольно редко. И когда владыка Василий оказался в Западной Европе, то он сотрудничал с многими светскими учеными-патрологами, не имевшими того духовного опыта, которым обладал владыка Василий, проведший более 20 лет на святой Афонской горе. Объектом научного интереса владыки Василия (Кривошеина) были греческие Отцы Церкви. Он написал специальные исследования о святителе Василии Великом , 2 о святителе Григории Нисском , 3 о «Макариевских беседах», 4 о преподобном Симеоне Новом Богослове 5 и о святителе Григории Паламе . 6 Но именно эти два последних автора – прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама стали объектом наиболее детального изучения со стороны владыки Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский схимонах Мелетий (Котельницкий) — хранитель древнего списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской Афонский схимонах Мелетий (Котельницкий) — хранитель древнего списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. День памяти — 9 октября Схимонах Мелетий (в миру Василий Николаевич Котельницкий) родился в 1826 году в Вяземском уезде Смоленской губернии, в семье дворянина. Получил военное образование. Любовь к Богу в его сердце посеяла мать. С ранних лет она воспитывала его в духе Священного Писания, так что в самостоятельную, взрослую жизнь Василий Николаевич вышел вполне церковным человеком. Семя, вложенное в его сердце матерью, он до самого своего смертного часа лелеял и приумножал. По окончании курса наук Василий был направлен в Бутырский пехотный полк, но имел твердое намерение, отслужив предписанное законом время, уволиться из армии. Размышляя о том, как устроить дальнейшую жизнь, он склонялся более сердцем к монашеству, однако окончательного решения еще не принял, полагаясь на промысл Божий, который вразумит его в нужное время. Началась Крымская война. Василий мужественно проявил себя во время обороны Севастополя, был тяжело ранен, но выжил и за храбрость был награжден орденами святого Георгия Победоносца и святой Анны. После войны с ним произошел случай, который изменил все его предварительные планы. В 1859 году, когда он имел уже чин капитана, его полк был расквартирован в городе Корсуне Симбирской губернии. Здесь, в свободное от служебных обязанностей время, он посещал помещика, потомственного дворянина Василия Александровича Сабинина, происходившего из древнего татарского рода владетельного казанского князя Сабана. Имение В. А. Сабинина, село Зимненки, было расположено недалеко от г. Корсуня, поэтому Василий Николаевич часто бывал в доме Сабининых и близко познакомился с его семьей, которая отличалась благоговейной воцерковленностью и православностью. Однажды вечером по какому-то случаю в доме Сабинина собралось много гостей из родных и почетных граждан. Был приглашен и Василий Николаевич. В тот вечер, когда все гости и хозяева развеселились, Василий Николаевич остался наедине с дочерью Сабининых Надеждой, с которой беседовал о вере и о Боге.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2689

В незримом подвиге. Годы жизни отца Серафима в миру (1866–1920) Поступок «Господь испытывает праведного...» ( Пс.10:5 )   Грозный 1917 год... Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания. Сотрясает многовековые устои государства российского февральский переворот. Со словами: «Кругом измена, и трусость, и обман...» – начинает свой мученический путь на Голгофу Государь Император Николай II. Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, творческой интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. В это же время известный петербургский коммерсант Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима), занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок – он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Ново-Девичьего женского монастыря в Петербурге и Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иеромонахом Варнавой, старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Василий Николаевич владел высокоприбыльным, процветающим предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке и его контора поставляла меха в торговые дома Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и других стран. Не помешала этому и первая Мировая война – обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела. Его знали в европейских столицах – Вене, Берлине, Варшаве, – которые он посещал по роду своей деятельности. Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья – вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал... От юности имевший от Господа многие дарования и обладавший богатейшим жизненным опытом, Василий Николаевич мог вполне предвидеть надвигающиеся октябрьские события и братоубийственную войну. Казалось, ничто не мешало ему вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на Западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь. Однако, для Василия Николаевича такого выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Наставления и чудеса преподобного Серафима Вырицкого мая 2016 13 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. Преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев; 1866-1949) - исповедник, принявший монашеский постриг в годы гонений на Церковь, великий старец, стяжавший многие дары Святого Духа, молитвенник за всех скорбящих и страждущих. В детстве будущий старец зачитывался житиями святых и мечтал о монашестве. Но Господь судил иначе: умер отец, и вместо монашеского пострига Василию суждено было стать кормильцем семьи. Когда мечтающий о монашестве отрок пришел в Александро-Невскую Лавру, он услышал от одного из старцев-схимников пророческие слова, которые открыли Промысл Божий о нем: " Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя " . Вся дальнейшая жизнь Василия Николаевича в миру стала подготовкой к иноческой жизни. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет. Василий Николаевич жил под духовным руководством знаменитого старца иеромонаха Варнавы из Гефсиманского скита, по благословению творил Иисусову молитву и стяжал непрестанную молитву уже в молодом возрасте. По благословению отца Варнавы Василий обвенчался с благочестивой девушкой Ольгой Ивановной. Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира, прошел школу жизни, научился понимать людей разных сословий и помогать неимущим. Незаурядные способности позволили молодому человеку стать одним из крупнейших мехоторговцев Петербурга. Василий Николаевич отличался поразительным милосердием и жертвенностью. Ольга Ивановна впоследствии признавалась, что, несмотря на ее доброту, даже ей порой было трудно понять супруга, который раздавал из дома последнее и при этом несказанно радовался. Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих горячих молитвах его имя. В годы революции, когда многие состоятельные люди России переводили за границу капиталы, Василий Николаевич выплатил щедрые выходные пособия своим служащим и пожертвовал монастырям весь свой капитал. В 1920 году супруги приняли монашеский постриг.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

7 фактов о преподобном Серафиме апреля 2016 Вспоминаем основные вехи жизненного пути одного из главных петербургских святых, 150 лет со дня рождения которого исполнилось 13 апреля. Факт 1: Несколько святых покровителей Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый. Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто - Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру - Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает " сын утешения " ). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий. При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Брак Мужу с женою или жене с мужем разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии, или находит препятствие благочестию (свт. Василий Великий , 7, 405). Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно (свт. Василий Великий , 9, 33). Источник. ...Ты, избравший общежитие с женою, не будь беспечен, как будто вправе ты предаться миру. Тебе для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеешь пред глазами побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знай, что не избежишь борьбы с отступником и не одержишь над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов (свт. Василий Великий , 9, 39–40). Источник. называют уже не браком, но многоженством, лучше же сказать, подвергшимся осуждению блудом... (свт. Василий Великий , 11, 9). ...Преступившие меру двоебрачия не достойны уже называться именем мужа или жены (свт. Василий Великий , 11, 10). Источник. На троебрачие нет закона, почему третий брак законом не допускается. На таковые дела смотрим как на осквернение Церкви, но не подвергаем их всенародным осуждениям, как более сносные, нежели явное распутство (свт. Василий Великий , 11, 48). Источник. Принуждение природе и умерщвление ее не противится браку, потому что отвращает мертвость блуда. Супружество служит жизни, а блуд – смерти, потому что вредит чадородию (при. Ефрем Сирин , 32, 256–257). Источник. Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и сей предел, тот подобен свинье, и не много имеет примеров такого срама. Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны... Видишь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась – сотри; или у нее язык предерзливый – уцеломудри; или смех неблагопристойный – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в издержках и в питии – ограничь; или неблаговременные выходы из дома – положи преграду; или рассеянный взор – исправь. Но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности: отлучающий или отлучаемый (свт. Григорий Богослов , 14, 220).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вырица — чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий. Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу. После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет. Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

http://pravoslavie.ru/60570.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   22 Сентября (5 октября)   Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, викарий Ярославской Епархии   Священномученик Вениамин (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Яро­славской губернии в семье священника. Отец Константин был одарен большими му­зыкальными способностями, такими же спо­собностями оказались одаренными и его сыновья – все пятеро были регентами училищ­ных хоров, а один из них регентом архи­ерейского хора. В 1877 году отец Константин основал в селе начальную школу, кото­рая за отсутствием помещения расположи­лась в его доме; учительницей в ней стала его супруга, Александра Васильевна. Первоначальное образование Василий получил в Ростовском духовном училище. С 1886 по 1892 год он учился в Ярославской Духовной семинарии, а с 1892-го – в Мос­ковской Духовной академии. Окончив академию в 1896 году, Василий Константино­вич в 1898 году был назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семи­нарию; здесь он преподавал русскую лите­ратуру и историю. В 1901 году его перевели в Тифлисскую Духовную семинарию. Оказавшись в Тифлисе, он окончил Тифлисское Императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Константинович был переведен в Вятскую Духовную семинарию, а через год – в Во­логодскую. В 1911 году он был назначен преподавателем Священного Писания и ру­ководителем семинарского хора в Ярослав­ской Духовной семинарии. В то время в сре­де духовенства Ярославской епархии возникла идея собирать капиталы на учреждение стипендии для студентов семинарии, чтобы бедность и недостаток средств не могли быть препятствием к получению об­разования; идея нашла многих сторонников и стала успешно осуществляться. Василий Константинович принял деятельное участие в этом и стал активным жертвователем. Имея большие музыкальные дарования и прекрасную профессиональную подготовку, Василий Константинович принял горячее участие в развернувшейся в те годы в цер­ковной прессе полемике – состоять ли хо­ру из профессиональных певцов или стре­миться к церковным напевам унифици­рованными для всех храмов Русской Право­славной Церкви или оставаться местным различиям в напевах, как имеющим нема­лую самостоятельную ценность, так как в них зачастую запечатлелись благочестие и молитвенный настрой наших предков в большей степени, чем в некоторых произве­дениях, которые публиковались в нотных печатных сборниках.

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010