Часть униат. приходов Брацлавщины вошла в Каменецкий официалат (обозначавшийся в 1735-1741 как «Каменецкая епархия»); в период конфликтов между Львовским епископом и Киевским митрополитом в Каменецкий официалат входили Рашковская, Красненская и др. протопопии. В 50-60-х гг. XVIII в. за контроль над униат. приходами Брацлавщины велась борьба между Львовским еп. Львом Шептицким, к-рый поддерживал пророссийскую Радомскую конфедерацию, и Киевским митр. Фелицианом Филиппом Володковичем - сторонником Барской конфедерации. Конфликт закончился победой Шептицкого: в 1762 г. папа утвердил его коадъютором Володковича. В 1764 г. приходы вост. Брацлавщины были переданы во временное управление Холмскому еп. Максимилиану Рыло. В 1769 г. Володкович бежал в Пруссию, в сент. 1773 г. большая часть униат. приходов и церковных владений Брацлавщины официально перешла в ведение Львовского епископа, ему же подчинились униат. протопопии Киевщины, граничившие с Брацлавщиной: Корсунская, Смелянская, Тетиевская и др. В 1765 г. в г. Умань, на границе Брацлавщины и Киевщины, был основан униат. Рождество-Богородицкий муж. мон-рь, ставший крупным центром пропаганды унии. При Шаргородском, Барском, Винницком и Уманском униат. монастырях действовали школы. При поддержке польск. магнатов открывались униат. мон-ри: Галайковский (в с. Галайковцы, упом. в 1741), Черноостровский (в с. Чёрный Остров, упом. в 1770), Паволочскиймест. Паволочь, упом. в 1770), Ляховецкий (ныне Белогорье Хмельницкой обл., упом. в 1770). Однако эти обители просуществовали недолго. Мн. униат. обители занимались виноторговлей: василианский Свято-Троицкий муж. мон-рь близ мест. Сатанов (ныне Хмельницкой обл.) в 60-х гг. XVIII в. производил и продавал водку, «бровар», пивоварню имел василианский Головчинский в честь Преображения Господня мон-рь (в совр. с. Головчинцы Хмельницкой обл.). Для искоренения следов Православия на вост. Брацлавщине униаты применяли следующую тактику: вскоре после перевода православного прихода в унию приходскую церковь под предлогом ветхости разбирали и строили на новом месте храм в униат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Бедность города с одной стороны, и блеск богатства двора князя Любомирского с другой стороны – составляли поразительный контраст и бросались в глаза каждому. По смерти короля Августа III, Станиславу Любомирскому захотелось короны польской; он с огромною дворней и райтарией (конницей) отправился в Варшаву и в марте в 1764 году предложил себя в кандидаты на короля. Примас объявил о том в газетах. Между тем, у него открылись признаки умопомешательства; он возвратился в Ровно, а отсюда опять отправился в Варшаву, помирился с Чарторыйскими и подписал конституцию сейма конвокацийного. Болезнь умственная развивалась у Любомирского быстро. Он часто стал ездить в Варшаву, окружил себя шулерами, мошенниками, которые обыгрывали его в карты, выманивали у него имения за бесценок, эксплуатировали его самым постыдным образом. Даже канцлер Млодзеёвский мошенническим способом приобрёл у Станислава Любомирского ключ Лабунский. Сыновья его Александр, Михаил, Иосиф и Ксаверий, видя страшную расточительность отца своего и усиливающееся умопомешательство его, просили короля взять его под опеку; родственники их, Любомирские, убедили кандидата в короли передать свои имения сыновьям его. 12 ноября 1770 года Станислав Любомирский подписал акт уступки имений своим сыновьям и устранил себя от заведывания имениями. Он был тогда вотчинником 31 города и 738 селений, которые приносили в то время доходу ежегодно – 2,332,641 злотых. Имения князя Станислава Любомирского составлялись из следующих ключей в воеводстве Волынском: Ровенского, Тучинского, Александрийского, Лабунского, Судилковского, Чарторыйского, Лесневского, Радзивиловского, Звягельского, Рожиампольского, Дубенского и Степанского; в воеводстве Киевском и Брацлавском – ключей: Паволочского и Ружинского; в Смилянщине – из семи ключей и 13 наднестранских; в воеводстве Сандомирском – из ключа Домбровского. Таких громадных имений ни у кого не было в Польше; только ординация Острожская была больше. Жил он после этого ещё долго, разбрасывал множество денег, так как сыновья его платили ему громадную пенсию; он умер в Варшаве в 1793 году, на 89 году жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Красненького того же повета, Константин Гипецкий из с. Дзыговка Ямпольского повета. На Брацлавщину «духовными правителями» были также назначены свящ. Иаков Усаневич из Умани, свящ. Стефан Левицкий из Тального, свящ. Симеон Кондрацкий из Лысянки. «Духовные правители», замененные в 1770 г. протопопами, принимали от униат. священников прошения о присоединении к правосл. Церкви, передавали их епископу, от к-рого получали «усыновительные грамоты на приход» для духовенства. За 2-е полугодие 1768 г. в Православие перешли не менее 105 приходов вост. Подолья: 97 приходов Уманского окр. («губернии») и 8 приходов Конельской «губернии». Среди присоединившихся к Православию в 1768 г. были униат. деканы: кальницкий декан Григорий Линевич из с. Тележинцы, погребищенский декан Афанасий Лесенский из с. Ризино и паволочский декан Михаил Гуранда, к-рые стали протопопами. В сент. 1768 г. еп. Гервасий и игум. Мелхиседек были обвинены в содействии восстанию гайдамаков, указом Синода от 14 окт. 1768 г. епископ был переселен из Переяслава в Киев, игум. Мелхиседек переведен из Мотронинского в Переяславский монастырь. После перемещения клириков движение за возвращение униатов в Православие на Брацлавщине пошло на спад. Преемники Гервасия на Переяславской кафедре епископы Иов (Базилевич; 1770-1776) и Иларион (Кондратковский ; 1776-1785) прилагали усилия к воссоединению униатов с правосл. Церковью. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский (благочинный Аннопольского и Животовского округов) и Михаил Гуранда (благочинный Фастовского окр.) посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. Приняв их, имп. Екатерина II Алексеевна 7 нояб. 1771 г. издала рескрипт генерал-губернатору Малороссии П. А. Румянцеву-Задунайскому о покровительстве православным Подолья. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. еп. Иову было предписано ведать «находящимися в Польше греческого звания исповедниками в Киевском и Брацлавском воеводствах». Весной 1772 г. протопопы Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда направились в Яссы к находившемуся там Румянцеву-Задунайскому, чтобы ознакомить его с рескриптом императрицы.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

2Мак.12:28 . Но они, призвав Обладателя, в конец сокрушающаго силы врагов, взяли сей город, как пленника, и избили бывших в нем двадцать пять тысяч. 2Мак.12:29 . Двинувшись же оттуда, они устремились к Скифополю, отстоящему от Иерусалима на шестьсот стадий. 2Мак.12:30 . Поскольку же обитавшие тут иудеи засвидетельствовали о благосклонности, какую имели к ним скифополиты, которые даже во времена несчастия поступали с ними кротко: 2Мак.12:31 . то поблагодаривши их и попросивши и впредь быть благосклонными к роду их, они прибыли в Иерусалим, потому что приблизился праздник седмиц. 2Мак.12:32 . После рекомой же пятидесятницы устремились они на Горгия, военачальника Идумеи. 2Мак.12:33 . А выступил (Иуда) с тремя тысячами пехотинцов и четырьмя стами всадников. 2Мак.12:34 . И когда они начали битву; случилось пасть немногим из иудеев. 2Мак.12:35 . Но Досифей некто из бывших с Вакинором, всадник, муж сильный, подскакал к Горгию, и ухватившись за паволоку, тащил его сильно, желая сего проклятаго пленить живаго: но так как некто из всадников фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, то Горгий убежал в Марису. 2Мак.12:36 . Когда же бывшие с Ездрой, сражаясь долго, изнемогли; тогда Иуда, призвав Господа явиться споборником и предводителем в сражении, 2Мак.12:37 . начал на отечественном языке петь в восклицать, в после вопля напав неожиданно на воинов Горгия, обратил их в бегство. 2Мак.12:38 . Потом Иуда, собрав войско, пришел в город Одоллам. А так как наступала неделя, то все, очистившись тут по обычаю, отпраздновали субботу. 2Мак.12:39 . На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела падших, и положить их вместе с сродниками в отеческих гробилищах. 2Мак.12:40 . Но нашли они у каждаго из умерших под одеждами изображения иамнийских идолов: что закон воспрещал иудеям. Тогда всем стало ясно: по какой причине они пали. 2Мак.12:41 . Итак все, благословив правосуднаго Господа, сокровенная делающаго явным, обратились к молитве, 2Мак.12:42 . прося совершенно изгладить сделанный грех . А доблестный Иуда увещавал люд хранить себя от греха идолопоклонническаго, видя своими глазами, что случилось по вине падших…

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Омовение Ног " Описания иконы Описание иконы Омовение Ног ОМОВЕНИЕ НОГ Омовение ног - описанное в Евангелии омовенение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерией. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских деноминаций. Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: ОМОВЕНИЕ НОГ АПОСТОЛАМ Византийские мозаики начало XI века. Греция. Монастырь Осиос Лукас (греч. σιος Λουκς). Апостол Андрей справа, устремленный ко Христу, омывающему ноги брату его Файл 15829.jpg:   Размер: 1387x831, 1.15 MPix, 542 Kb. Дата: 2012-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (298) , (11) . Описание: Омовение ног. Из праздничного чина иконостаса. 1520 - 1530-е годы. Псков. 76,1 х 53,4 х 3,7 см. Дерево (сосна), неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера. Музей русских икон, Москва. Файл 29629.jpg:   Размер: 515x737, 0.38 MPix, 176 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (0) . Описание: Омовение ног. XVI в. Россия. Дерево, темпера. Оклад - серебро, басма, золочение, оброн, эмаль. 73 х 70 см. Главный иконостас Софийского собора в Новгороде. Файл 29631.jpg:   Размер: 1430x1500, 2.15 MPix, 909 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (104) , (0) . Описание: Fußwaschung Christi. Relieftafel. Verbale Datierung: 10./11. Jahrhundert. Entstehungsort stilistisch: Konstantinopel. Elfenbein. Höhe: 16 cm. Breite: 13,7 cm. Tiefe: 1,1 cm. Museum für Byzantinische Kunst, Berlin Файл 35145.jpg:   Размер: 643x738, 0.47 MPix, 159 Kb. Дата: 2020-11-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (41) , (0) .

http://pravicon.com/icon-408

Кто от страны Русской замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи и от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой и в загробной жизни. Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим цесарям греческим сколько хотят кораблей с послами своими и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется смерть их от князя вашего. Если же, убежав, вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и пусть делают, что хотят. Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цесари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину – послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова и из Переяславля и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело. Когда же русские входят в город, то пусть не творят вреда и не имеют права покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и если кто купит тех паволок, то пусть показывает цареву мужу, а тот наложит печати и даст им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи? Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея: — И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя: — А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы? Отвернулась. Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение. Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа. Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

http://pravmir.ru/o-moshhax-prepodobnogo...

Во время стоянки в Паволочи поразила поляков неожиданная скорбь, 3 августа (13-го н. с.) был совет, где принято мнение Вишневецкого; совет происходил в шатре князя. Во все продолжение дня паны оставались у него в гостях. Иеремия был весел, шутил, потчевал гостей и сам пил против обыкновенной своей трезвости. На другой день он съел арбузов и напился меду; это испортило у него желудок; оказались признаки горячки. 9 августа его отнесли в замок и чрез двадцать два часа скончался храбрый полководец, в цветущих летах, среди блестящих подвигов, счастливый любовью соотечественников. Войско было поражено горестью до исступления; смерть его казалась подозрительною; поговаривали, что его отравили ядом. 12 августа (22-го н. с.) тело Иеремии отправили в Вишневец к родным могилам. Верная дружина покойника провожала его, и хорунжий, в знак последней почести, держал опущенное вниз знамя, а предводители шли за ним с открытыми головами. Звук труб и бубен и залпы из пушек и ружей были прощальною данью всего войска воинственному князю. «Редкий тогда не плакал (говорит очевидец), потому что все простые жолнеры любили его, как только может солдат любить своего генерала» – «Не скоро явится в Польше подобный герой», – говорили они единогласно 766 . «Зато Хмельницкий (говорит польский летописец) обрадовался, как услышал, что нет более того, кто всегда стоял ему костью в горле». – «Наконец, Бог услышал наши моления (говорил он казакам): десница Божия оказала справедливость: князь Вишневецкий, хотевший некогда обладать целою Русью, теперь занимает четыре локтя земли. Оружие наше не сразило его; Бог, мститель крови нашей, поразил беззаконную голову» 767 . На другой день после похорон, войско вышло из Паволочи по дороге к Трилисам, отстоящим от Паволочи на тридцать верст. «Мы очутились тогда (говорит современник) среди необозримых жатв и всеобщего изобилия. По обеим сторонам дороги мелькали хутора, потонувшие в роскошных садах и пасеках и голодное жолнерство бросилось жадно на грабежи. В пять часов вечера поляки подошли к Трилисам. Потоцкий послал к местечку объявить жителям прощение и пощаду, если они впустят войско. Поляки, подошедши, увидели, что все местечко окружено по валу дубовым толстым забором; на заборе сидели вооруженные люди обоего пола с разными орудиями, и военными и домашними».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Саксон Анналист в своей «Хронике» указал на способ казни: «всех пленных он велел обезглавить» . Вернувшись в Киев, Игорь замыслил новый поход на Царьград, чтобы взять реванш за понесенное поражение Вернувшись в Киев, Игорь замыслил новый поход на Царьград, чтобы взять реванш за понесенное поражение, и «в лето 6452 (944)… совокупи воя многы – варягы, и русь, и поляны, и словены, и кривичи, и тиверцы, и печенегы ная и тали в них поем (нанял печенегов, взяв у них заложников. – В. Ц. ), поиде на грекы в лодьях и на конех, хотя мьстити себе» . Узнав о приближении русского войска, правительство ромеев по давно сложившемуся обычаю предпочло откупиться от варваров, вместо того чтобы воевать с ними: «…цесарь посла къ Игореви лутьшии бояры, моля и глаголя: “Не ходи, но возьми дань, юже имал Олег, и придам еще к той дани”. Такоже и печенегом послаша паволокы и золото много. Игорь же, дошед Дуная, съзва дружину, и нача думати и поведа им речь цесареву. Ркоша же дружина Игорева: “Да аще сице глаголеть цесарь, то что хощем боле того: не бившися, имати злато, и серебро, и паволокы? Еда кто весть: кто одолееть, мы ли, они ли? Или с морем кто светен? Се бо не по земли ходим, но по глубине морьстий – и обьча смерть всем”. И послуша их Игорь, и повеле печенегом воевати Болгарьскую землю, а сам, взем у грек злато и паволокы на вся воя, възвратися въспять и приде къ Киеву въсвояси» . А в следующем году состоялись вначале в Киеве, а затем в Константинополе переговоры, в результате которых был заключен новый мирный договор, как и предыдущий, с князем Олегом, записанный по-гречески и по-славянски. Славянская редакция договора сохранилась в составе «Повести временных лет». В договоре поименно названы послы великого князя Игоря, а также княгини Ольги («Искусеви Олгы княгыня»), малолетнего сына Игоря Святослава «Вуефаст Святославль» и других региональных князей, зависимых от великого князя, носивших имена скандинавского («Прастен, Турдуви») и славянского происхождения: («Улеб Володиславль, Каницир Преславин») . Присутствие в этом списке славянских имен, включая и имя сына великого князя, служит очевидным свидетельством славянизации того элемента русской знати, который имел скандинавские или готские корни.

http://pravoslavie.ru/156045.html

Реша же дружина Игорева: «Да аще сице глаголеть царь, то что хочем более того, не бившеся имати злато, и сребро, и паволоки? Егда кто весть, кто одолееть, мы ли, оне ли? Ли с морем кто светен? Се бо не по земли ходим, но по глубине морьстей: обь-ча смерть всем " ». Игорь послушал дружину, взял «У грек злато и паволоки» и «възратися въспять». 1088 Отсюда ясно, что поход затевался прежде всего ради дани. «Настойчивое выдвижение проблемы дани на первый план в переговорах Игоря с греческим посольством на Дунае, – пишет А.Н.Сахаров, – связь этого аспекта переговоров с русско-византийским договором 907 г., заключенным Олегом, убедительно говорят, что причиной очередного русско-византийского конфликта наряду с борьбой за сферы влияния в Северном Причерноморье и в Крыму было нарушение Византией своих финансовых обязательств». 1089 Мы полагаем, что коренной причиной походов Игоря явилось именно «нарушение византией своих финансовых обязательств», т. е. прекращение даннических платежей, на которое греки решились не столько в ответ на притязания Руси в Северном Причерноморье и Крыму (их значение и эффективность не следует преувеличивать), сколько вследствие улучшения внешнеполитического положения Империи, позволившего занять ей более жесткую позицию по отношению к Руси. Греки благоразумно решили не доводить дело до войны и посулили Игорю дань, «юже имал Олег». Император готов был и на большее. «Придам и еще к той дани», – говорил он через послов. О чем здесь конкретно идет речь? У А. Н. Сахарова читаем: «Что касается слов «придам и еще к той дани», то они означают обычную надбавку к установленной сумме дани». 1090 По А. Н. Сахарову, надбавка–это увеличение именно дани. Однако не исключено тут и другое: предложение выплатить, помимо установленной Олегом ежегодной дани, единовременную контрибуцию. Недаром летописец сообщает, что Игорь с воями взяли «у грек злато и паволоки». 1091 Греки, следовательно, взяли на себя обязательство платить дань по старине и сверх того выдали в знак примирения отдельную разовую сумму, которую нельзя назвать иначе как контрибуцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010