В церковной области патриарх был совершенно самостоятельным и независимым от светского правительства владыкой. Ограничительные в отношении Церкви меры, принятые незадолго до патриаршества Никона, при нем потеряли всякую силу. Монастырский приказ был ничто для всесильного патриарха, который склонял своего друга-царя даже к тому, чтобы «Уложение» заменено было книгой церковных правил – «Кормчей». Патриарх был решительным противником нового государственного законодательства. «Уложенная беззаконная книга», по мнению Никона, содержит «бесовския законы», написанные «советом антихриста». Составитель «Уложения» боярин Одоевский – «богоборец и истиноборец, списатель неправедный». Благолепие храмов, торжественность богослужений достигли при Никоне высшей степени развития. Драгоценнейшие предметы патриаршей ризницы сооружены были именно при этом патриархе. Духовное просвещение и наука находили в Никоне своего неизменного покровителя. Семена науки только что начали сеять на московской почве вызванные окольничим Феодором Михайловичем Ртищевым 12 киевские ученые монахи. Никон поселил их около Кремля и даже в самом Кремле. Патриарх заботился об устроении иноческой жизни, основывал новые монастыри: Иверский, Валдайский и Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастыри доселе служат свидетелями оригинальных замыслов и даже художественных дарований великого патриарха. Но с именем патриарха Никона связано печальнейшее явление русской церковной жизни – возникновение старообрядческого раскола. Едва ли возможно указать в церковной истории другой подобный случай, когда бы столь значительное отпадение от Церкви имело причины столь ничтожные. Никон произвел некоторые незначительные перемены в церковном обряде, чтобы этот обряд согласовать с практикой Греческой Церкви; исправлен был по местам текст богослужебных книг. Но эти неважные перемены церковной внешности некоторым узким и односторонним книжникам того времени показались нарушением чистоты самого догматического вероучения. Никон указывал, чтобы все крестились троеперстно, а не двуперстно, проскомидию совершали на пяти просфорах, а не на семи, «аллилуия» пели трижды, а не дважды, писали «Иисус», а не «Исус» (начертание, совершенно не соответствующее ни еврейскому, ни греческому) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Наиболее выдающимся образцом ветхозаветной покаянной письменности является 50-й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией (2 Цар. 11-12). В нем выражены практически все этапы покаянного процесса, изложенного в начале данной статьи. Покаянная молитва Давида начинается с испрашивания у Бога прощения и, вместе с тем, - очищения души от скверны и нечистоты, которые вошли в природу человека через греховные поступки: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс. 50, 4). Здесь в еврейском оригинале слово «грех» вновь звучит как «хаттат»; это значит, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах): для него грех уже несет ущербность бытия грешника, поэтому Давид вспоминает прежде всего не о Божием гневе, а о Его благодати, «великой милости» Его, способной «омыть» и «очистить» природу согрешившего от греховного поражения. Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», - говорит Давид (50, 18). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва - это публичный акт, но именно внешне, публично Давид и действовал лицемерно, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает вначале измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», - говорит он (50, 19). Затем Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (50, 12).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

3. Следует учитывать исторический и культурный фон. Без этого современный человек вряд ли сможет понять: ( Мк.7:25-30 ), ( Мк.9:38-39 ), ( Мк.14:12-14 ). 4. Учёт языков оригинала и перевода. Русский язык не является языком оригинала, а перевод не всегда может в полноте и точности передать содержание еврейского или греческого подлинника. Пример таких фрагментов: братья и сёстры Спасителя, о них говорится у всех евангелистов, напр. ( Мк.6:2-4 ); Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ); Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником ( Лк.14:25-27 ); «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим.13:1 ). 5. Библия – это собрание большого количества жанров, к ним нужно подходить с разными мерками: каков жанр текста, таков и метод толкования. 6. Следует учитывать литературные приёмы (прообразы, пророчества, сравнения, метафоры, поговорки, притчи, аллегории), напр. ( Ис.7:14 ), ( Мф.5:29 ). 7. И не будем забывать про универсальный принцип: кто, когда, кому и по какому поводу это сказал . Например, в Библии есть слова: “ Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? ” ( Иов.37:18 ). Атеисты часто ссылаются на этот пример, чтобы доказать, будто в Библии небесам приписывается твёрдое агрегатное состояние. Но эти слова произносит не Бог и не пророк, а Елиуй — вовсе даже не провозвестник слова Божия, а гордец, что-то знающий о промысле Божием и рассуждающий от своего разума. Ведь Елиуй же сказал: “ Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? ” ( Иов. 34:7-8 ), что явная напраслина, а поэтому Елиуй не может быть признан бесспорным авторитетом. Сборник искажённых и приписываемых цитат 1 . «Не знаю я, спасутся ли католики, знаю лишь, что я без Православия несомненно погибну».

http://azbyka.ru/citirovanie

Вскользь упоминает о пришествии «человека беззакония» Иустин Философ (Мученик) (103–168) в своём «Разговоре с Трифоном иудеем». Характерно, что Иустин, говоря о грядущем враге, пользуется Павловым обозначением и не употребляет термина «антихрист». По-видимому, в то время этот термин ещё не был в Церкви общепринятым. Однако Иустин уже отождествляет «человека беззакония» с «нечестивым царем» Книги пророка Даниила, что свидетельствует о слиянии двух раннехристианских традиций к середине II века. Первую, по существу, попытку дать связное описание пришествия Антихриста мы находим в сочинении Иринея Лионского (135–202) «Обличёние и опровержение лжеименного знания», более известного под кратким названием «Против ересей». Оригинал, написанный на греческом языке, был утрачен (за исключением небольших фрагментов), но до нас дошел латинский перевод этого сочинения, сделанный, впрочем, довольно рано, поскольку им пользовался уже Тертуллиан . В нескольких главах Ириней подробно изложил церковное представление о пришествии Антихриста, а также определил основные источники: Книга пророка Даниила, Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова. Объединив и систематизировав до сей поры разрозненные указания и пророчества, епископ Лионский заключил, что Антихрист будет нечестивым правителем-тираном, получит всю власть дьявола и возродит в себе всё богоотступничество, «какое было в течение шести тысяч лет». Истребив трёх царей, он будет «восьмой между десятью царями» (римскими узурпаторами, восставшими при развале империи), начнёт безжалостное преследование христиан, но через три с половиной года падёт при втором пришествии Христа. Тут же Ириней определил, что Антихрист будет евреем из колена Данова, затем привел его возможные имена, но не еврейские, а два греческих и одно римское, буквы которых содержат в сумме число 666. Схема, составленная Иринеем, получила в Церкви повсеместное признание. её воспроизвел, в частности, Тертуллиан (ок. 160–220), коротко упомянувший об Антихристе в своём труде «О воскресении плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

2 . Антитетический : второй стих выражает мысль, противоположную идее первого стиха, например: «Сын мудрый радует отца, а сын глупый огорчение для матери его» ( Прит. 10:1 ). 3 . Синтетический : второй стих содержит выражения, развивающие или дополнявшие идеи первого стиха, например: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых» ( Пс. 18:8 ). Синтетические стихи часто чередуются с антитетическими, а иногда все три вида параллелизма объединяются в одной строфе (напр. Пс. 19:7–9 ). Строфы . Параллельные стихи (два, три или четыре), выражающие определенное суждение, образуют собой строфы из двустиший, трехстиший и т.д. Например, Пс. 2 имеет четыре строфы, по три стиха в каждой. Когда стихи начинаются с очередной буквы еврейского алфавита, такое стихосложение называется алфавитным акростихом . Таким стихосложением написаны Псалмы 25, 34, 145, а в самом большом Псалме 118, составляющем 17 кафисму, каждые 8 стихов начинаются с очередной буквы еврейского алфавита. Книга Иова. Название и основные идеи книги. Книга Иова представляет собой оригинальное произведение неизвестного автора. Название ее заимствовано от главного действующего лица – праведного Иова, история страданий которого послужила поводом к решению вопроса о причине страданий праведника. Согласно традиционной точке зрения, представляющей Бога правосудным, награждающим праведных и карающим злых, благочестивый человек должен всегда пользоваться земным благополучием, здоровьем и счастьем, а нечестивый, наоборот, страдать. Книга Иова восстает против такого воззрения, согласно которому внешнее благополучие или несчастье человека на земле соответствует его нравственному достоинству; это воззрение не соответствует тому, что каждый может наблюдать в действительности: благочестивый человек нередко страдает, терпит бедствия, а беззаконный – живет благополучно и даже счастливо. В книге Иова поэтому ставится вопрос о причине и смысле страданий вообще и страданий праведника в частности, и дается ответ, не совпадающий с традиционным ветхозаветным воззрением. Одновременно в книге решается другой вопрос – о Боге и Его отношении к миру и человеку: почему Бог допускает страдания праведников и как бы терпит зло? Решению этих вопросов посвящена вся книга, изложенная в большей своей части в диалогической форме. О личности, месте и времени жизни Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Также, вспомним, псалмопевец сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50,7). То есть всякий человек во грехе рождается, и все мы в беззаконии зачаты, потому что над нами тяготеет первородный грех, мы все, простые люди. А вот когда человек своими собственными усилиями до святости доходит, тогда уже дело другое. И чем скорее познаем мы, что «всяк человек ложь», тем меньше разочарований нас ждёт, и предательство близких не будет для нас громом среди ясного неба, не будет ранить так сильно. - Однако слова «всякий человек ложь» - это только половина фразы. Полностью цитата звучит так: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». Значит, всё-таки не всякий человек ложь, раз автор укоряет сам себя в опрометчивости? Ведь опрометчивость - это безрассудная поспешность, неосмотрительность. - Надо посмотреть сначала, какое слово в оригинале стоит. Не забывайте, что Псалтирь писалась на древнееврейском языке... Ведь даже славянский вариант - это отнюдь не Псалтирь, написанная Давидом. Я скажу больше: славянская Псалтирь, наша любимая, которую мы слышим за богослужением, - это двойной перевод. Сначала в III веке до Рождества Христова с древнееврейского псалмы перевели на греческий. Этот перевод получил название Септуагинта, т.е. перевод 70 еврейских толковников, приехавших из Иерусалима в Александрию по приглашению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Этим переводом пользовались апостолы, новозаветные писатели, Святые Отцы. А уже с Септуагинты Псалтирь перевели на славянский. Толкование 115 псалма блж.Феодоритом Кирским: «Аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Акила же перевёл сие так: «Я в изумлении моём сказал: всякий человек лживость»; и Феодотион: «...всякий человек исчезает»; а Симмах: «С прискорбием сказал я: всякий человек обманывается». Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк ложью называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и не имеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие и взирая на следующие одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постоянного и прочного; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: обаче всяческая суета всяк человек живый (Пс.38,6). Сему обучившись, и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но, коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1,2)».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Иезекииля. Творения. Т. 6. М., 1859, с. 680, 681.PG 81, 1197ВС. DiodorusTarsensis. Commentarius in Psalmos I — L,21. 10 — 16//Corpus Christianorum, Series Graeca 6 (ed. J-M. Olivier, Brepols — Turnhout, 1980, p. 126, 127. Подобным образом рассуждает и Феодор: Феодор Мопсуестийский. Толкование Псалмов//Деяния Вселенских Соборов, Т. V., Казань, 1908, с. 44. ФеодоритаКирского,блж. Толкование на двенадцать Пророков. Творения. Ч. 4. М., 1837, с. 245.PG 81, 1548 В. Также существенное дополнение к этой мысли вносят слова Самого Христа: Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39) . В данном случаеблж. Феодорит толкует первые два стиха: Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?Предстали цари земли и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс. 2, 1 — 2). Блж. Феодорит совершенно прав, указывая на то, что в еврейском оригинале это выражение выглядит именно так:. Там нет слов: внемли Мне ( πρσχεςμοι) . Théod.SC 276: 2, 420 – 432. Та же самая тема несколько шире развита толкователем и в другом месте (Ис. 63, 11) : SC 315: 20, 53 – 82. Здесь пророк прямо ссылается на переход через Чермное море и некоторые другие события исхода евреев из Египта. Феодорит Кирский 2004, с. 76. Вероятно блж. Феодорит намекает на толкования ДиодораТарсийского и Феодора Мопсуестийского. См.: DiodorusTarsensis. Commentarius in Psalmos I — L,21. 10 — 16//Corpus Christianorum, Series Graeca 6 (ed. J-M. Olivier), Brepols — Turnhout, 1980, p. 126, 127. Подобным образом рассуждает и Феодор: Феодор Мопсуестийский. Толкование Псалмов//Деяния Вселенских Соборов, Т. V., Казань, 1908, с. 44. Весьма ясно эту мысль выразил пророк Исаия : вид Его бесчестен, умален более всех сынов человеческих; человек, находящийся в язве, умеющий претерпевать, болезни, так что отвращались от лица Его, Его бесчестили и ни во что не ставили. Он грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он находится в бедствии и язве и страдании от Бога. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши, наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его мы исцелились. Все мы, как овцы, блуждали: каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехинаши. А Он, несмотря на мучение, не отверзает уст Своих: как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Во уничижении Его суд Его совершился. Род же Его кто разъяснит? Ибо берется от земли жизнь Его, за беззакония народа Моего отведен на смерть (Ис 53. 3 — 6).

http://bogoslov.ru/article/1146143

15, 14; Сир. 17, 30 ; Прем. 12, 10 ; Сир. 41, 8 ). Пророк Давид, хотя рожден от благочестивых родителей, жалуется: Се бо в беззакониихеврейском оригинале – в беззаконии) зачат есм, и во гресех (в еврейском – во грехе) роди мя мати моя ( Пс. 50, 7 ), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди, как потомки падшего Адама, подвержены греху. Поэтому Святое Откровение и говорит: Нет человека, который не согрешил бы ( 3Цар. 8, 46 ); Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл. 7, 20 ); Кто похвалится, что имеет чистое сердце? или кто дерзнет сказать, что чист от грехов? ( Притч. 20, 9 ; ср. Сир. 7, 5 ). Сколько бы ни искали безгрешного человека – человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, – ветхозаветное откровение утверждает, что такого человека нет: Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго ( Пс. 52, 4 ; ср. Пс. 13, 3; 129, 3; 142, 2 ; Иов. 9, 2; 4, 17; 25, 4 ; Быт. 6, 5; 8, 21 ); Всяк человек ложь ( Пс. 115, 2 ) – в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи – дьявол , лгущий на Бога и на богозданную тварь. Новозаветное откровение основывается на истине: все люди грешные – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника (см. Деян. 17, 26 ), все люди под грехом, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3; 9, 23 ; ср. 7, 14), все по зараженному грехом естеству своему являются чадами гнева ( Еф. 2, 3 ). Поэтому кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя и истины нет в нас ( 1Ин. 1, 8 ; ср. Ин. 8, 7, 9 ). Только Господь Иисус без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного зачатия, но от Девы Святой и Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Неминуемое последствие греха, душа греха — смерть — царствует от Адама, как говорит святой апостол Павел, «и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим.5:12, 14), т.е., по учению блаженного Феодорита, и над теми, которые не согрешили непосредственно, как Адам, и не ели от запрещенного плода, но согрешили подобно преступлению Адама и стали участниками падения его как праотца. «Поскольку в состоянии невиновности все люди были во Адаме, — говорится в православном исповедании, — то как только Адам согрешил — согрешили с ним все и вошли в греховное состояние, быв подвергнуты не только греху, но и наказанию за грех». На самом деле, всякий личный грех каждого потомка Адама почерплет свою существенную, греховную, силу из греха прародительского, и наследственность первородного греха — это не что иное как продолжение падшего состояния прародителей в потомках Адамовых. 2. Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа, рожденного вышеестественным образом от Святой Девы и Духа Святого. Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей «по образу своему» (Быт.5:3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. Праведный Иов указывает на прародительский грех как на источник всеобщей человеческой греховности, когда говорит: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов.14:4-5; ср.: Иов.15:14; Ис.63:6: Сир.17:30; Прем.12:10; Сир.41:8). Пророк Давид, хотя и рожден от благочестивых родителей, жалуется: «Се бо в беззаконияхеврейском оригинале — «в беззаконии») зачат есмь, и во гресех (в еврейском — «во грехе») роди мя мати моя» (Пс.50:7), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди как потомки падшего Адама подвержены греху, поэтому Святое Откровение говорит: «Несть человек, иже не согрешит» (3Цар.8:46; 2Пар.6:36); «Несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит» (Еккл.7:20); «Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов?» (Притч.20:9; ср.: Сир.7:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

454 О том, что пришествие Христа предсказано в Ветхом Завете. Иустин обращается к Трифону и его спутникам. 457 В РСП: «Мною (премудростью) цари царствуют и правители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». 458 Во второканонической Книге Премудрости Соломона (II в. до н. э.) 2:23 24 хитрый змей известного библейского рассказа об изгнании Адама и Евы из рая впервые был отождествлен с дьяволом -Сатаной, причём появилась мотивировка поступка змея: зависть к человеку, которому благоволит Бог. 459 Слово αποστασα стоящее в оригинале, по-разному переводилось латинскими авторами. У Тертуллиана , как и у Иринея: abscessio («отступление»), у Викторина и в Вульгате; discessio («разделение»), у Августина: refuga («отступник, беглец»); у Амвроснаста: defectio («ослабление»). Отсюда различное понимание выражения апостола Павла. 460 Здесь и далее Ириней не забывает лишний раз указать на истинность Бога Ветхого и Нового Заветов, что объясняется полемикой с его римской языческой аудиторией. 468 Положение, заимствованное из еврейских апокалипсисов, предсказывавших наступление на смену «нынешнему веку» «субботнего тысячелетия» (Тамид, VII 4). Впервые в христианской литературе эта идея встречается в Послании Варнавы: «Так как тысяча лет пред Богом как один день, то как Бог сотворил мир в шесть дней, так и совершит все в шесть тысяч лет… И как Бог почил в седьмой день, так в седьмой же день (=тысячелетие) почиет Он, когда придёт Его Сын и прекратит время беззаконное, осудит нечестивых и изменит солнце, луну и звезды». Кроме Иринея, конца света ожидали в 6000-м году «от сотворения мира», т. е. ок. 492 г. н. э., и другие учителя и отцы Церкви: Ипполит Римский (Толкование на Откровение Иоанна Богослова, 17:10), Лактанций (Божественные установления, VII 14), Юлий Илариан, Августин Блаженный (О граде Божием, 20.9) и др. Когда положенный срок миновал, сроки светопреставления были перенесены на конец седьмого тысячелетия «от сотворения мира» (Георгий Кедрин, Григорий Коринфский, Никифор Каллист и др.). В XV веке греческие пасхалии составлялись только до 7000-го года «от сотворения мира», т. е. до 1492 г. В одной из них под 6967-м годом (1459) записано: «В то лето будет рождество Антихриста, и будет при рождении его землетрясение»; под 6978-м (1470) значится: «Начало царства Антихриста. Ему же имя Гог…»; а под последним, 7000 м годом, следует такая запись: «Конец седьмой тысячи. Святые отцы наши постановили держать пасхалию до лета седьмотысячного. Иные говорят, что тогда будет второе пришествие Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

  001     002    003    004    005