Мал.3:2–4 .  И кто выдержит день при­ше­с­т­вия Его, и кто усто­ит, когда Он явит­ся? Ибо Он – как огонь расплавля­ю­щий и как щелок очища­ю­щий, и сядет пере­плавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и пере­плавит их, как золото и как серебро, чтобы при­носили жертву Го­с­по­ду в правде. Тогда бла­го­приятна будет Го­с­по­ду жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета пре­жние. Евреи думали, что явление Иеговы на суд принесет им только пользу, а на самом деле, едва ли много найдется среди них таких, которые выдержат ожидающее их, как и другие народы, испытание на суде Иеговы. – «Огонь расплавляющий» – ср. Ис 1.25 . – «Щелок очищающий» – ср. Иер 2.22 . – «Сынов Левия». Очищение, прежде всего, будет совершаться над потомками Левия, в частности, над священниками, потому что у Иеговы с Левием заключен был особый завет ( Мал 2.5 ). – «Жертву... в правде», т. е. как указано в законе. – «Дни древние» – это, напр., счастливые времена Давида, который заботился о правильном совершении Богослужения. Мал.3:5 .  И при­ду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и пре­любо­деев и тех, которые клянут­ся ложно и удерживают плату у наемника, при­тесняют вдову и сироту, и отталкивают при­шельца, и Меня не боят­ся, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Что касается простых евреев, то и их будет судить Иегова за разные преступления против закона Моисеева. Бог будет обличителем или, точнее, свидетелем против евреев на этом суде. Он будет судить – Он же будет и подтверждать виновность подсудимых, как Всеведущий. Таким образом, судебный процесс будет совершаться скоро (скорым обличителем). О преступности чародейства см. Лев. 20.27 , прелюбодейства – Лев. 20.10 , ложной клятвы – Исх. 20.7 , обиды наемников – Лев. 19.13 , притеснения вдов и сирот, и пришельцев – Втор 24.17 . Мал.3:6 .  Ибо Я – Го­с­по­дь, Я не изменяюсь; по­сему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Господь всегда верен Своим обещаниям. Поэтому, евреи, предкам которых Господь обещал хранить их потомство, продолжают существовать, несмотря на то, что они давно бы заслуживали истребления за те оскорбления, какие ими причиняются Господу (Тихомиров, несколько исправляя еврейский текст, переводит: «а вы, сыны Иакова, не отстаете от неправд отцов ваших»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моисей вывел из Египта народ израильский и довёл его через пустыню до восточного потока Иордана перед самой землёй Ханаанской, обещанной ему землёй. Но здесь кончается посольство Моисея. «Взойди на вершину Фазги, – сказал ему Господь, – и взгляни глазами твоими к западу, и к северу, и к югу, и к востоку и посмотри глазами твоими, ибо ты не перейдёшь за Иордан сей; но дай наставление Иисусу и укрепи его и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему, и он разделит им на уделы всю землю, на которую ты посмотришь» ( Втор.3:27, 28 ). Моисей был от имени Иеговы освободителем и законодателем; Иисус есть завоеватель, военачальник благочестивый, скромный и сильный, горячий служитель Иеговы, верный ученик Моисея. Он переходит Иордан, проходит во всех направлениях землю Ханаанскую, покоряет постепенно большую часть народов, населяющих её, истребляет их, или изгоняет или входит с ними в союзы и разделяет их земли между двенадцатью коленами Израиля, которые меняют свою кочующую жизнь на жизнь оседлую и земледельческую, для которой Моисей дал им закон. Потомки Авраама становятся владыками на той самой земле, где Авраам просил как милости позволения купить себе место для погребения. Последствия этого нового положения не замедлили обнаружиться. Завоевание было трудно и продолжительно; жестокости и грабежи военного положения, подвиги изгнания и истребления врагов, заменяют у евреев приключения и смущения пустыни. Несмотря на их успехи победа остаётся неполной; многие из хананейских населений и рядом с новыми пришельцами сохраняют свою землю, свои законы и своих богов. Двенадцать колен Израиля рассеиваются и утверждаются каждое само по себе на различных и отдалённых пунктах, иные даже за Иорданом. Единство еврейского народа, его веры, его закона, его правления, его судьбы быстро ослабляются; наклонности к идолопоклонству, которые так часто проявлялись в нём во время странствования по пустыне, возобновляются и развиваются, возбуждённые соседством хананейских населений, многобожников. Не то, чтобы действительно многобожие брало верх над верованием в Бога единого; но вещественные изображения Иеговы становятся в том или другом колене предметом идолопоклонства, строго запрещённого в Десятословии: «Сыны Израиля сделали злое пред очами Господа, и забыли Иегову Бога своего и служили Ваалам и рощам» ( Суд.3:7 ). При таких обстоятельствах нравственное и общественное состояние народа израильского глубоко изменяется; суровость, некогда строгая до фанатизма, развращается; его вожди, его Судьи в эпоху, которая носит это имя, не пользуются его доверием и часто не заслуживают его; даже героические деяния некоторых из них – Гедеона, Деворы, Самсона – имеют характер не вполне величественный. Моисеева теократия затмевается; еврейский народ расстраивается; религиозное и политическое безначалие со дня на день распространяется и увеличивается в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Мы должны обратить особенное внимание на то, что ветхий завет был заключен Иеговой именно с народом еврейским, а не с теми или другими лицами, или членами его. Поэтому завет был заключен собственно при Синае и только предварительно с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Даже этим праотцам Бог открылся с именем Бог всемогущий(   ), а как Иегова Он открылся только народу еврейскому 261 . Так и было сказано всему Израилю: «Иегова, Бог наш, заключил с нами завет на Хориве. Не с отцами нашими заключил Иегова этот завет, но с нами, которые здесь сегодня все живы» 262 . Сущность ветхого завета в том, что евреи должны были принадлежать и служить своему Богу как народ, должны были стать народом святым 263 , – служить как народное общество, быть обществом Иеговы 264 . Святость должна была проявиться в устроении всего общества. «Сказал Иегова Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Иегова, Бог ваш» 265 . Требование быть святым во всей ветхозаветной Библии ни разу не обращено к единичному лицу, но всегда к коллективному целому, к народному обществу. Слово Иеговы, Его постановления и уставы обращены ко всему Израилю, ко всему израильскому обществу: «слушай, Израиль, Иегова, Бог наш, Иегова един» 266  и т.д. По существу, все эти уставы и постановления имеют целью благоустройство общественной жизни Израиля, все обетования даны Израилю как народу: чтобы у вас почитались отцы и матери и крепла народная жизнь, основанная на устоях семьи, чтобы были у вас правы суды, чтобы не было среди вас убийств, прелюбодеяния и пр. Во всех этих установлениях имелось в виду не личное совершенство каждого члена, а благоустройство всего общества. Каждый имел значение, права и обязанности, не сам по себе, а только как член общества; никто не был выше общества в силу собственного значения, как и говорили израильтяне Моисею и Аарону: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Иегова! Почему же вы ставите себя выше народа Иеговы» 267 ? И обратно, каждый еврей уже по рождению имел права Израиля, участвовал в святости его...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Мысль, что верные почитатели Бога, праведники, благоденствуют, а грешники страдают, и что каждый грех должен быть искуплен, составляет основное убеждение в религиозном мировоззрении евреев. Силою завета, договора, народ еврейский и Иегова тесно соединяются взаимными интересами: верность Иегове и благоденствие еврейского народа, его могущество и слава служат откровением славы Иеговы. «Как пояс близко привязывается к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Иегова, чтоб они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением» 137 . Бог евреев любит Свой народ и помогает ему, потому что и народ еврейский делает дело Божие, помогает Иегове. Враги Израиля суть враги Иеговы 138 , войны Израиля это войны Божии, расширяющие Его царство 139 ; сражаясь, евреи «приходят на помощь Иегове» 140 . Напротив, неверность народа и его уничижение являются уничижением Иеговы; в порабощении евреев иноплеменниками бесславится имя Иеговы 141 , оно бесчестится как имя мужа неверною женою 142 , грехи евреев затрудняют Иегову и беззакония их отягощают Его 143 . Понятие завета образует основной нерв в религии евреев; в этом центральном пункте нам дается сущность ветхозаветной веры. И в этом основном пункте мы замечаем ограниченность еврейской религии, ее партикуляризм: еврейская религия ограниченна, партикуляристична в существе своем. Религия евреев питалась земными, человеческими чувствами: их религиозная ревность совпадала с национальным воодушевлением, – быть верным Иегове для них значило истинно заботиться о собственном благосостоянии, вопрос религии был для них вопросом национального существования, вопросом жизни и смерти. Еврейский законодатель говорил народу: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, заповедуя сегодня тебе любить Иегову, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его, и уставы Его и законы Его; будешь жить и размножишься, и благословит тебя Иегова, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Повествуя о распятии Христа, евангелист Иоанн ссылается на пророка Захарию: «…воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин.19:37 ). Однако у Захарии, в еврейском оригинале (как и в греческом переводе Семидесяти, и в латинской Вульгате), читаем следующие слова Иеговы: « », что дословно означает «…и они воззрят на Меня, Которого пронзили …» ( Зах.12:10 ). То есть речь здесь идет как бы о предании на смерть Самого Иеговы. И объяснить это можно только тем, что Божественная природа Христа и Божественная природа Иеговы есть одна и та же общая Их Божественная природа. Святой пророк Давид говорит в псалме: « В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26-27 ). Не подлежит никакому сомнению, что слова эти сказаны об Иегове, Создателе вселенной. Однако апостол Павел в Послании к евреям ( Евр.1:8-12 ) утверждает, что Давид говорит здесь о Христе. И отсюда следует, что Христос является таким же Создателем вселенной, каким является Иегова Бог. Еще пример: в Евангелии от Иоанна Христос говорит о Своих последователях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). И далее говорит: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин.10:29 ). Отсюда видно, что похитить овец из руки Христа есть то же самое, что похитить их из руки Отца. Следовательно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Единого Бога, которой владеют в равной степени и Отец, и Сын. Именно так и объясняет это Сам Христос, продолжая речь: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Под «рукой» же, согласно толкованию святых отцов Православной Церкви, здесь следует понимать силу и власть Божества. О том, почему и в каком смысле сказано об Отце, что Он «больше всех», уже говорилось выше – в толковании на Ин.14:28 и 1Кор.11:3 . Итак, приведенные тексты Библии со всей очевидностью свидетельствуют об истинном Божестве Христа и о полном Его природном единстве и равенстве с Богом Отцом.

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

После сего Моисей и Аарон пришли к Фараону... ( Исх. 5:1 ). Скольких лет были тогда Моисей и Аарон? Моисею было восемьдесят, а Аарону, брату его, восемьдесят три года, когда они в первый раз явились к Фараону 450 и именем Божиим потребовали отпустить народ Еврейский. Фараон горделиво отвечал им, что он не хочет знать Иеговы, Бога Еврейского. ...кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? ...я... Израиля не отпущу ( Исх. 5:2 ). Какого рода неверие слышится в словах Фараона? Неверие не по незнанию, ибо он хорошо мог знать о Боге Еврейском от самих Евреев, но неверие по гордости, по нежеланию считать для себя обязательными повеления Иеговы. «Кто смеет мне приказывать?» – как бы так говорил Фараон. Они сказали Фараону: отпусти... чтобы Иегова не поразил нас язвою, или мечем... ( Исх. 5:3 ). Разве угрожал Бог Евреям язвою и мечем в случае, если бы не пошли они из Египта? Нет, этой угрозы не находим мы в беседе Иеговы о Моисеем, при посольстве сего последнего в Египте. Но Моисей вспомнил, конечно, как Господь обнаружил свой гнев за одно отрицание его идти в Египет 451 и потом на дороге за одно несоблюдение обрядового закона 452 , следовательно, они с Аароном имели основание страшиться еще сильнейшего гнева Божия за слабость и уступчивость пред Фараоном в виду всего народа Израильского, для спасения которого они теперь пришли. Кроме сего, в словах Моисея и Аарона есть угрожающий намек самому Фараону. «Если неисполнение воли нашего Бога, – как бы так говорили они, – может сопровождаться такими казнями, то смотри, страшись Его гнева и ты Фараон!» И сказал царь египетский Моисею и Аарону... ступайте (каждый из вас) на свою работу ( Исх. 5:4 ). Очевидно, что Фараон считал их людьми из числа обыкновенных работников египетских, задумавших возмутить своих единоплеменников. Но, во всяком случае, в новом ответе царя египетского уже не слышится прежней дерзости и богохульства, а является подозрительность. И сказал Фараон: вот, народ в земле сей многочислен, а вы отвлекаете его от работ его ( Исх. 5:5 ). К кому должно относить эти слова Фараона? Так как Фараон отослал уже от себя Моисея и Аарона и в их отсутствие жалуется на умножающуюся численность Евреев, то очевидно, что слова его относятся к сановникам египетским. Сими словами Фараон выражает как бы негодование на своих чиновников, что они слабо смотрят за еврейскими работами. Следствием негодования царского было усиление и затруднение работ для Евреев. Им не стали уже давать готовой соломы, употреблявшейся как цемент при делании кирпичей, хотя требовали с них прежнее урочное число кирпичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Свидетели Иеговы в надежде богословского подтверждения своих заблуждений, подобно прочим сектантам, нередко прибегают к цитированию трудов христианских писателей II-III вв. Немногие из них отрицали посмертное бытие души, оставаясь исключением из общего правила. Крупнейшие богословы первых веков христианства безусловно держались мнения о бессмертии души. Так, святой  Иустин Философ  делает на сей счет следующее замечание: «Если бы смерть ввела в состояние бесчувствия, то это было бы выгодно для всех злодеев» 98 . Святой Иереней Лионский также отмечает: «Тело подобно орудию, а душа занимает место художника» 99 . Тертулиан,  Ориген ,  Лактанций  и другие говорят о душе как о совершенно ином, отличном от тела начале, о ее духовной, а не телесной природе 100 . «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф. 20:38 ). Апостол Петр писал: «Христос, был умерщвлен по плоти, но, ожив духом, находящимся в темнице (т.е. в аду. –  И.Е. ), духом сошед проповедовал» (Петр, 3, 18–21). Господь проповедовал веру в Себя как в Спасителя мира. «Но как веровать в того, о Ком не слыхали?» ( Рим. 10:14 ). Совершенно очевидно, что находящиеся в темнице (т.е. в аду) жили сознательной, разумной жизнью, иначе они не услышали бы проповеди Христовой. А то, что святые на Небе живут сознательно-разумной жизнью, знаем из книги Откровения, говорящей: «Они окружают престол Божий, поклоняются Господу, воспевают и прославляют Его» ( Откр. 4, 10–11; 5, 8–9 ). 3. Верили ли ветхозаветные иудеи в загробную жизнь Заключая наше краткое суждение о душе человека, нельзя не коснуться вопроса о молитве за умерших некогда избранного еврейского народа. Святая Библия содержит множество подтверждений, говорящих о вере иудеев в посмертное существование души. Молитва за умерших представляла один из самых глубоко сокровенных актов религиозной жизни семени Авраамова. В книге Руфь читаем: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь 2, 20 ). Книга Второзаконие показывает, как для облегчения загробной участи умерших иудеи творили приношение. Причем на эту жертву запрещалось приносить из десятины доходов от земли, которые надлежало отдавать левиту, пришельцу, сиротам и вдовам. «Я не ел от нее (от десятины, назначенной для вышеуказанных целей. –  И.Е. ),– читаем мы во Второзаконии, – в печали моей, и не отделял ее в нечистоте (т.е. для очистительных жертв. –  И.Е. ), и не отдавал из нее для мертвого» ( Втор. 26:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Свидетель Иеговы: – Но этой книги нет в «Еврейских» Писаниях… Православный: – Эта древняя библейская Книга написана в пятом году от разрушения Иерусалима, т.е. около 583 года до Р. X. В 1902 году известный гебраист архимандрит Антонин (Грановский) опубликовал еврейскую реконструкцию текста этой Книги, неоспоримо доказав ее еврейское происхождение. Что и подтвердилось во время обнаружения кумранских текстов, среди которых и были найдены еврейские фрагменты этой Книги. Собственно говоря, в древности у евреев только Тора (Пятикнижие Моисея) является абсолютно каноническим текстом (по поводу других текстов полемика велась до IIIII века от Р. Х.). С другой стороны, Канон всех книг Библии – это дело Вселенской Церкви. Ни Поместная Церковь (та или иная), ни синагога, ни Лютер, тем более ни корпорация «Сторожевая Башня» не могут определять Канон книг Ветхого и Нового Завета. Есть решения Поместных и Вселенских Соборов по данному вопросу, и только они имеют для нас значение. А если вы не признаете решения этих Соборов по вопросу о Каноне книг Библии, то тогда ставьте под сомнение и Канон новозаветных книг. По крайней мере это будет для вас и последовательно, и «логично». Правда, с чем вы тогда останетесь?.. Впрочем, с чем бы вы ни остались, как я уже наглядно показал, вы общаетесь не с Библией, а со своим собственным, а следовательно и субъективным, пониманием Писания… Свидетель Иеговы : – И все же я не очень понимаю, как усопшие святые, в вашем понимании, могут слышать молитвы находящихся на земле? Вы же не наделяете их свойствами Бога, Который один и Всеведущ и Вездесущ? Православный: – Они (святые) могут принимать участие в наших проблемах и молитвенных нуждах опосредованно и всегда чрез Духа Божия. Как и древние пророки в Духе Святом проницали и будущее, и настоящее, и прошлое (проницая пространство и время). Например: Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей (4 Цар. 6, 8–12).

http://pravoslavie.ru/107051.html

Сектант : Такой закон – брать в жены вдову брата – существовал только в древние времена. Сама еврейская нация была под угрозой уничтожения, нужна была высокая рождаемость. Сейчас подобной угрозы вымирания нет. И если есть благочестивое обоснование для воздержания и предохранения, тем более ради высокой цели, то… Православный : Вы заботитесь о высокой смертности древних евреев и не видите, что русский народ буквально вымирает. Каждый год только от алкоголизма умирает один миллион человек! Официальная статистика уже признала, что в нашей стране умирает людей больше, чем рождается. Разве это не беда? Сектант : Но разве человек не самодостаточен. Он – совершенное творение своего Творца. В Библии сказано: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» ( Пс.8:6 ). Адам и Ева были совершенными мужчиной и женщиной. В их подчинении находился весь животный и растительный мир. Им не нужны были никакие межнациональные перегородки. Их не интересовали проблемы рождаемости. Зачем все это? Они жили, всецело подчиняясь воле Иеговы. И все те проблемы, которых вы касались, можно будет разрешить, и уже очень скоро. Когда наступит тысячелетнее царство Иеговы, тогда будет уничтожена лукавая система вещей. В теократическом царстве уже теперь между мужчинами и женщинами достигнуто равноправие и гармония во взаимоотношениях друг с другом. Православный : Если на то пошло, то я напомню вам, что мужчина был выше своей жены и по происхождению, и по положению. Сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11, 8–9 ). Сектант : Вы хотите сказать, что женщина не равна мужчине? Православный : Равна! Но только в призвании ко спасению. Сказано: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.28 ). А в реальной земной жизни, что называется за церковным порогом, есть и межнациональные, и межклассовые проблемы. Существуют и проблемы, связанные со взаимоотношениями между полами. А Церковь существует не для того, чтобы в урагане революционных межклассовых и межэтнических войн находить для человека справедливость и счастье, а для того, чтобы проповедовать мир между сословиями и классами, народами и племенами. Но не такой мир, при котором у одних есть все, а у других ничего. Мы никогда не признаем итогов преступных приватизаций и насильственной (безадресной) ваучеризации. Церковь всегда должна быть на стороне бедных и обездоленных. Сколько сейчас бездомных россиян (особенно из числа тех, которые бежали со своими семьями из т. н. «горячих точек»). И в это же время Москва застраивается большими и красивыми домами. Но для кого эти дома? В Писании сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» ( Ис.5:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Со стороны евреев, при высшей интенсивности их религиозного чувства, это был особенно тяжелый грех , потому что Иегова был ревнивый Бог. Заповедуя Израилю единое поклонение Себе, Иегова говорил ему: «не покланяйся другим богам и не служи им; ибо Я Иегова, Бог твой, Бог ревнитель» 29 . Когда Израиль обещал Иисусу Навину служить единому своему Богу, то вождь израильский сказал народу: «не возможете служить Иегове, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите Иегову и будете служить чужим богам; то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того, как благотворил вам» 30 . Эта ревность Иеговы, служащая показателем высокой религиозности евреев, глубины их религиозного чувства, нашла себе трогательное и поэтическое выражение в образе брачного союза Иеговы с Израилем, а идолослужение евреев в этом смысле оказывалось блудодейством и даже прелюбодеянием со всеми его обольщениями и во всей его мерзости 31 . Ревность Иеговы, отражающая религиозную интенсивность евреев, религиозную гениальность этого народа, заставила его совершить полный круг религиозного развития, раскрыть всю логику религиозной веры от ее низших ступеней до высших, – это и делает историю еврейской религии высоко-поучительной. Евреи не остановились на этой обще-языческой основе. Они возвысились до представления единственного величия своего Бога среди всех богов, Его превосходства над ними, Его господства над всею природою. Эти религиозные верования были также плодом их религиозного опыта, стояли в связи с их победами над врагами и соседями, с достигнутым ими политическим влиянием, общественным благоустройством и экономическим благосостоянием. По религиозному представлению семитических народов, судьба каждого народа была делом его бога, слава и победа народа – славою и победою бога, величие и благосостояние народа – свидетельством о силе бога, поражение и бедствие народа – поражением его бога, столкновение народов рассматривалось, как взаимоотношение их богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010