Это тем более несомненно, что прор. Осия знает известный из книги Бытия факт рождения братьев-близнецов, на котором основана и этимология имени Иакова. Ос.12:3 : еще во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (Едома-Исава). Это изречение показывает, что и для современников прор. Осии патриархальная история, связанная с именами Иакова и Исава, была тоже хорошо известна: пророк вспоминает эту историю в выражениях, которые могли быть понятны только лицам, знавшим рассказ Быт.25:24–26 . И вообще жизнь Иакова в главных ее событиях настолько основательно знакома прор. Осии, что пророк, не опасаясь быть непонятым своими слушателями, сделал из нее иносказательное применение для объяснения мысли, как мало его современники почерпнули для своего научения из примера того патриарха, именем которого они названы и происхождением от которого они так дорожат ( Ос.8:2 ). В Ос.12:3 b пророк замечает: возмужав (Иаков) боролся с Богом, – изречение, очевидно, имеет в виду рассказ Быт.32:25–29 и приведено не только в своем историческом значении, но и в смысле иносказательном, как характеристика современного Израиля. Израиль, происшедший от Иакова, усвоил из истории своего родоначальника и сделал характерною особенностью внутреннего своего настроения по отношению к своему Богу то, что родоначальник обнаружил только во внешних происшествиях своей жизни: Израиль – патриарх (Иаков) еще во утробе матери как бы стремился к первенству, с которым связано было благословение Божие, а когда возмужал, имел борьбу с Богом, в результате которой было получение им милости Божией ( Ос.12:4 b ); Израиль – народ тоже мечтает о первенстве среди всех народов ( Ам.6:1 ) и тоже борется с Богом, но в ином смысле, – восставая против Иеговы и Его нравственных требований, и может за это ожидать только суда и погибели себе (ст. Ам.6:11, 14 ). Дальнейшие слова об Иакове ( Ос.12:3–4 ): «возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом, и превозмог; плакал, и умолял» – есть воспоминание о борьбе Иакова с Богом на возвратном пути из Месопотамии в Ханаан, – восполненное подробностью, которая отсутствует в повествовании кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Иеронимом как чтение Свящ. Писания ВЗ и НЗ, которое обязательно приведет верующего к встрече со Христом ( Hieron. In Os. 14. 10). 3. Типология Свящ. истории и образ Церкви. Наибольшее количество примеров типологического прочтения текста Книги прор. Осии в свете событий истории Церкви представлено у блж. Иеронима, для к-рого практически все угрожающие пророчества, обращенные О. по отношению к Ефрему, Израилю, Северному царству, служат указанием на наказания, уготованные еретикам, отпавшим от Церкви. По его мнению, «все, сказанное к десяти коленам, мы можем относить к еретикам, которые оставили царство Давидово и Иерусалим, то есть Христа и Церковь» ( Hieron. In Os. 4. 5-6). Так, напр., обличения в пьянстве и блуде народа Израиля (Ос 4. 10-12) описывают состояние еретиков, которые утратили «способность здравого суждения, поклоняются идолам, измышленным ими самими» ( Hieron. In Os. 4. 10-12). Соответственно пророчество «Ефрем подверг угнетению противника своего» (Ос 5. 11 по LXX) - говорит о том, что еретики «своими софизмами и диалектикой часто угнетают чад Церкви» ( Hieron. In Os. 5. 11). Священники, убивающие путников по дороге в Сихем (Ос 6. 9), символизируют еретиков, которые «заграждают путь, чтобы из Сихема, то есть от добрых дел, мы не приходили к Иерусалиму, то есть в Церковь», отвращая от достижения Истины ( Hieron. In Os. 6. 9). Павшие «за необузданность языка своего» князья оказываются в подобной интерпретации ересиархами, к-рые в конце концов будут поражены Господом за «безумство языка их» (Ibid. 7. 14-16). Еретики - это те, кто, сперва избавившись после исповедания Христа от егип. рабства, в итоге вновь посредством отступления от веры возвращаются в Египет (Ос 8. 13 - Hieron. In Os. 8. 12-14). Израильский народ, который благодаря изобилию плодов «умножает жертвенники» (Ос 10. 1), прообразует появление ересиархов, напр., таких как Валентин и Маркион, к-рые, обладая природными дарами от Бога (напр., способностями суждения), сделали из них себе идолов ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Где и когда пророк Осия произносил свои речи? Весьма вероятно, что он произносил свои речи там, где были большие народные собрания. Как такие места, указаны пророком – Вефиль, Галгал ( Ос.4:15; 9:15; 12:11 ), Галаад ( Ос.12:12 ). Бывали ли религиозные собрания в Самарии, об этом не сказано у пророка прямо, но это само собою вытекает из самой природы вещей, так как в столичном городе Израиля необходимо предполагать религиозно-богослужебные учреждения. На это же указывает косвенно упоминание пророка о «тельцах Беф-Авена» ( Ос.10:5 ), стоявших в Самарии, вероятно бывших отображением Вефильского тельца и выражавших ту же идею. О тельце Дановом пророк нигде не упоминает, быть может, потому, что Дан уже раньше, в войнах с сирийцами, попал в неприятельские руки. Весьма вероятно, что большая часть речей произнесена пророком при религиозных праздниках и потому в тех местах, где последние были наиболее блестящи и многолюдны, а это могло быть главным образом в Самарии, где он раньше пророчествовал через имена своих детей. Определить время произнесения той, или другой речи пророком совершенно невозможно, так как они едва ли были произносимы вполне так и в таком порядке, как записаны, а вероятно составляют сокращение, быть может нисходящее до перечня всех речей пророка за долгий период его служения. По мнению Шольца, рождение первого сына Осии (Изреель) падает на время, когда еще царствовал дом Ииуя, но вероятно незадолго до его падения ( Ос.1:4 ); рождение дочери (Лорухамы) могло относиться ко времени вторжения Фула, на что намекает само имя Лорухама – непомилованная. Имя второго сына (Лоамми) – Ос.1:9 – указывает, что пленение значительной части Израиля Фулом ко времени его рождения уже произошло 319 . Но если вероятность предположения о времени рождения первого сына у пророка переходит даже в несомненность, то нельзя того же сказать о времени рождения его последующих детей: именами своих детей пророк мог изображать судьбу Израиля задолго до исполнения её. Для нашей цели важно лишь знать вообще, что пророк проходил свое служение словом и жизнью в последние 50–60 лет существования израильского царства – до самого падения последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Какой же смысл соединяли с этим термином пророки? Что касается Ос.11:9 , решить этот вопрос можно лишь на основании содержания выражения этого места в контексте с предыдущим. Ход мыслей пророка в рассматриваемом отделе таков: милость Божия к Ефрему оказалась напрасною. Его царем сделается Ассур и меч неприятеля поразит сынов Израиля (1–7). Но Господь не поступит с Своим упрямым народом, хотя он закоснел в отпадении от него, так, как поступил с Адамою и Севоимом т. е. не подвергнет его окончательному истреблению. Против этого восстает Его милость (ст. 8). Иегова не сделает по ярости гнева Своего, не истребит Ефрема. «Ибо, говорит Иегова, Я Бог, а не человек, среди тебя – Святой; Я не войду в город» (ст. 9). Краткое выражение ст. 9 в связи с предыдущим заключает в себе точное определение святости Божией: Иегова есть Существо отрешенное от всего нравственно несовершенного, требующее совершенства и от Своих почитателей, не терпящее в них греха. Израиль оказался упорен, закоснел в своих грехах. Как Бог святой, Иегова не может поэтому пребывать среди грешников; Он стоит как бы вдали от них и это – лучше для Израиля, потому что, если бы Он вошел в город, Он, нетерпящий греха (святой), поступил бы по ярости гнева Своего и истребил бы Ефрема. Параллельно к этому стиху, поскольку в нем речь идет об абсолютной непричастности Иеговы нравственному несовершенству, может служить место Ос.5:6 . Израиль пойдет искать Господа с овцами и волами своими и не найдет Его; Он удалился от Израиля и не может жить в среде его, несмотря даже на то, что Израиль ищет Его и думает снискать Его благоволение к себе жертвами, потому что и жертвы Израиля и стремление его к Иегове не соединяются с нравственной чистотой ( Ос.8:5 : доколе они не могут очиститься? срв. Ос.6:6 ). Такою же параллелью к данному месту может служить и Ос.5:15 . Иегова не может присутствовать среди грешников; Он грозит уйти от них в Свое место (на небо), лишить их Своего благодатного присутствия, ибо Он может являть Свое присутствие только среди людей, хотя и грешных, но признающих себя виновными. В обоих случаях образные выражения об удалении Иеговы из среды Израиля, очевидно, обозначают, что Иегова по Своей святости стоит над миром; имеет самобытное бытие, есть Существо свободное, пребывающее вне преходящих условий времени и пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Если принимать имя Ваала в собственном значении, то мысль пророка будет такая: народ не только перестанет называть Иегову Ваалом, – и таким образом смешивать их, вносить в служение Иегове языческие примеси, – но и вообще забудет имя Ваала. Ос.2:18 .  И заключу в то время для них союз с по­левыми зверями и с птицами небесными, и с пре­смыка­ю­щимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. Милость Господа к народу выразится в том, что Господь как бы заключит союз с животными в пользу Израиля, (ср. Ис 2.4, 35.9 ; Зах 9.10 ). Вместе с тем Иегова обезопасит Израиль и со стороны людей, так как будут упразднены орудия войны и самая война. Ос.2:19 .  И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в бла­го­сти и мило­сердии. Ос.2:20 . И обручу тебя Мне в верности, и ты по­знаешь Го­с­по­да. «И обручу тебя». Гл. aras – обручать употребляется об обручении с девицей ( Втор 20.7, 28.30 ). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной девы, т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов обручу, пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет правда и суд ( «обручу тебя Мне в правде и суде»), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, благость и милосердие (слав.: «в милости и в щедротах»). Залогом нерасторжимости союза будет «верность» (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль познает (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в любви. Ос.2:21 . И будет в тот день, Я услы­шу, говорит Го­с­по­дь, услы­шу небо, и оно услы­шит землю, Ос.2:22 . и земля услы­шит хлеб и вино и елей; а сии услы­шат Изреель. В ряде образов пророк выражает мысль, что Иегова услышит всякую просьбу помилованного народа, и природа, находящаяся в «руце Божии», будет служить благоденствию Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.7:10 . И гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Го­с­по­ду Богу своему и не взыскали Его. Ср. Ос 5.5 . Ос.7:11 . И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию. Пророк порицает ложную политику Израильского царства. Он сравнивает Израиля с голубем, который, в поисках пищи, по неразумению бросается в расставленные сети. Подобно голубю, и Израиль, вместо того, чтобы искать помощи у Бога, ищет ее там, откуда угрожает ему гибель, – у Египтян и Ассириян. Ос.7:12 . Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слы­шало собрание их. Пророк продолжает сравнение, начатое в ст. 11-м. В то время, как Израиль обратится за помощью к народам языческим, Иегова, подобно птицелову, накроет его сетью и «низвергнет» его, как птицу из состояния свободы в состояние плена. «Накажу их, как слышало собрание их» – мысль та, что наказание последует согласно тем угрозам, которые обращены к грешникам в законе. ( Лев.26:14 ; Втор 28.15 ) и в речах пророков ( 4Цар 17.23 ; 2Пар 24.18, 19 ). Вместо слов, как слышало «собрание их» в слав. тексте читается: «в слух скорбения их». Полагают, что вместо adatam собрание их LXX читали zarafam, скорбь их. Ос.7:13 . Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. Ос.7:14 . И не взывали ко Мне сердцем сво­им, когда вопили на ложах сво­их; собирают­ся из-за хлеба и вина, а от Меня удаляют­ся. Пророк, обличая народ за удаление от Иеговы и угрожая погибелью (слав. «боязливи суть», δελαιοι, несчастны, жалки) имеет в виду в ст. 13-м ложную политику Израиля, искание помощи у языческих народов и неверие в Иегову, Который неоднократно спасал Израиля. Уклоняясь от помощи Божией, народ этим как бы свидетельствует о том, что Господь не может спасти его, а это есть ложь на Господа ( «они ложь говорили на Меня»). И вообще, вместо сердечного обращения к Богу, израильтяне только вопят на ложах своих, беспокоясь (itgoraru, от gur – собираться, толпиться, также бояться, трепетать Иов 19.29 ; Ос 10.5 ), о хлебе и вине, ставших добычею врагов. Чтение слав. текста «о пшенице и вине сечахуся» ( κατετμνοντα) возникло, думают, потому, что LXX itgoraru (собираются, беспокоятся) производили от garar, означающего в араб. яз, разрезать. LXX, вероятно, усматривали в словах пророка указание на восточный обычай при тяжком горе – истязать себя и делать надрезы ( «сечахуся»). Конец ст. 14-го «а от Меня удаляются» в слав. и у LXX опущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Желание его принять православие известно в Константинополе. Великая церковь приглашала его преподавать арабский язык в богословском училище на острове Халки, но он отказался под тем предлогом, что пребывание его в Алеппо нужнее и полезнее; ибо он надеется обратить там в православие большое число униатов. Впрочем, алеппский митрополит Кирилл в прошлом сентябре месяце писал к протонотарию Иоанну, что Афанасий непременно отправится в Константинополь до Пасхи или весной. 5 . В Алеппо ожидают сего протонотария, чтобы начать явное присоединение никодимитов к православной церкви. Но он едва ли будет там в нынешнем году. Протонотарий обещался доставить мне арабские рукописи, – опровержение магометанства и панфект преподобного Никона, и запросить Хаматурский монастырь, какие уцелели в нем богослужебные книги на сирском языке. 9, Четверток. Жизнь хладеет и цепенеет без солнца. Церковь изнемогает и каменеет без вселенского собора. 10, Пятница. Что значит слово господин? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «один», а «ос» значит верховный, то господин есть некто один верховный. Господь же есть сокращение слова господин. Что значит слово государь? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «суд», то и дает разуметь, что государь есть верховный судья. А что «ос» действительно выражает высоту, вершину, то сие доказывается предлогом «вос» в словах: восхождение, возношение, воззвание и словами, начинающимися с «ос», например: осияние, освещение, острый. В этих и подобных им словах ощутительно выражается понятие о высоте. Замечательно, что в славянском языке много слов греческих, например: δμα – дом; οκος – кука, т. е. дом; καλβα – хлев; θρα – дыра, дверь; θλος – потолок; τεχος – затишье; σθνος – стена; ροφ – кров; στλη – столп; δνδρον – древо; σχοινον – посконь; μτιον – наметка; φουστανλλα – хустка; οχα – рухлядь; λς, λιτς – полотенце; κοθορνοι – коты (обувь), βλαυτον – плат; χλανα – холщовина; φανω – навина от навиваю; χλστη(ς) – клок; σκολις – осколковатый; κορσιον – красавица; ονος – вино; λεκνη – лахань; βουλ – воля; βασιλες – силачь; σκπων – кий, скипетр; στα (θε) – невеста 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 2 1–15. Преступления Израиля и наказание его за них. 16–19. Будущее раскаяние Израиля. 20–23. Восстановление союза народа с Богом. Ос.2:1 . Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилован­ная». Ст. 1 по своему содержанию относится к концу предшествующей главы и содержит утешительное обетование о том, что Израилю возвращена будет милость Божия. «Говорите»... пророк созерцает народ помилованный Богом и требует от его сочленов, чтобы они обращались друг к другу с новыми именами (ammi – Мой народ, ruchamah – «Помилованная»), которые даны им Богом. Содержащееся в конце 1-й гл. ( Ос.1:10, 11 ) и в начале Ос.2предвозвещение пророка о предстоящем изменении судьбы Израиля отчасти исполнилось в факте возвращения из Вавилонского плена, когда под главенством потомка Давидова Зоровавеля остатки десятиколенного царства соединились с Иудеями. Но взор пророка, очевидно, проникает в рассматриваемых стихах и в более отдаленное будущее, и здесь именно пророк ожидает исполнения своих предсказаний. Число сынов Израилевых стало как песок морской только тогда, когда явился Израиль по духу, когда в Церковь Христову стали вступать все уверовавшие во Христа. Слова пророка: там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» во всей полноте осуществилось только тогда, когда сынами Божиими стали и язычники, через вступление в Церковь . Поэтому Ап. Петр ( 1Пет 2.10 ) и Павел ( Рим 9.26 ) и приводят слова пророка Осии ( Ос 1.10 ) как пророчество о призвании язычников к богосыновству во Христе. Ос.2:2 . Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и пре­любо­деяние от грудей сво­их, Со стихом 2-м начинается обличение преступлений Израиля. Как видно из Ос.2:3, 6, 8 речь ведется от лица Иеговы, а не от имени пророка. «Судитесь с вашею матерью». Пророк представляет под образом матери целое общество Израиля, по отношению к которому отдельные члены являются детьми. Призыв пророка обращен к тем членам, которые во время уклонения в идолопоклонство целого народа, оставались верными Иегове. «Судитесь», т. е. протестуйте, противостаньте нечестию, дабы предотвратить наказание. Двукратным повторением призыва ( «судитесь, судитесь») пророк выставляет на вид настойчивость этого призыва и необходимость скорей ему последовать. Пусть она удалит блуд от лица своего: обращение относится и к Гомери, очевидно, нарушившей брачный союз с пророком и к Израилю, осквернившему завет с Иеговою. По отношению к Израилю блудом является уклонение в служение Ваалам. В греч. и слав. т. вместо повел. накл. «пусть... удалит» читается будущ. вр. и «отвергу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во второй части Данииловы пророческие видения при Валтасаре, Дарии и Кире, – Дан.7 до конца, где находится: 1) Видение двоякое при Валтасаре, – гл. 7 до 9 ( Дан.7–8 ), где содержится: а. Видение четырех зверей, и истолкование оного чрез Сына человеческого. Дан.7 . б. Видение овна и козла, и истолкование оного чрез Ангела. Дан.8 . 2) Видение при Дарии; Гавриил, по принесении покаяния, открывает Даниилу тайну 70 седмин. Дан.9 . 3) Видение при Кире, – Дан.10 до конца, где: а. Плачь Даниила в бедствиях Иудеев; мужа, облеченного в ризу льняну разговор с Даниилом. Дан.10 . б. Видение о переменах царства Персидского, Греческого, Римского, Церкви Нового Завета и антихриста. Дан.11 . в. Антихристово гонение и избавление Церкви. Дан.12 . История о Сусанне. Дан.13 . История о Виле; под конец история о змие. Дан.14 . VII. Места особливого примечания достойные . § 36. О Книге пророка Осии I. Надписание По-еврейски надписывается Гошеа, по-гречески σηε. II. Писатель Осия, что видно из Ос.1:1 . О нем должно примечать: 1. Знаменование имени. – Гошеа на еврейском языке значит хранитель, или сохрани. 2. Род. Отца имел Веирию Ос.1:1 , которого, впрочем, не должно почитать за одно с тем, о котором упоминается в 1Пар.6:6 ; ибо как окончание имени, так и лета не сходствуют. 3. Звание. Было оно пророческое, в которое сам Бог непосредственно его призвал Ос.1:12 . Находился в сем звании Осия около 80 лет с великою правотой и верностью, слова употребляя весьма важные и действия образовательные Ос.1:4 , а особливо в земле Израильской при Иеровоаме втором царе Израильском, и при Озии, Иоафаме, Ахазе, Иезекии царях Иудейских Ос.1:1 . Из сего видно, что он современными себе имел пророка Иоиля, Амоса, Иону, Михея, Наума, и также может быть Авдия: ибо как времена сии были самые развращенные, и люди смело стремились во все беззакония; то и Бог не одного, но многих воздвигнул пророков, и не в одном токмо колене Иудином, но во всем Израильском царстве с тем, дабы народ, слыша многих пророков свидетельства, познал и уверился, что их предвещания в свое время исполнятся, а чрез то бы восстал от греховного сна и обратился. Сие Божественное намерение без сомнения возымело свой успех не токмо в рассуждении живших во времена пророческие, но и в рассуждении потомков, которые видели исполнение угрожений, пророками предсказанных ( Лев.26:31–33,40,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010