Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем , в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным) , к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин) . С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яддр. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский. С. 7). Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП). Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП). В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России , бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яддр. рус. документах - Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения " ордена от русского царя " . Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль . Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье. Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом , приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц - каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии " без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей " . Постепенно здесь стали селиться русские инокини . По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями - вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/28263.html

851 Имеется в виду участок Аль-Уара, в соседстве с основной территорией Горненского монастыря, приобретенный архимандритом Антонином в 1890 г. и записанный символически на имя его матери Марии Григорьевны Капустиной («Мария, дочь Григория»). В 1891 г. участок с построенным на нем домом был соединен единой каменной стеной с участком Уара аль-Хас, а в 1894 г. завещан Антонином его духовной дочери С.К. Апостолиди. 852 Так в документе. Ср. выше ходжет (купчую) о приобретении участка в Яффе (документ 473), датированный 1296 г. Хиджры (1878 г.), а не 1290 г. (1873 г.). 853 Очевидно, указанная дата относится к переводу, выполненному в драгоманате Азиатского департамента МИД (см. приписку внизу данного документа), поскольку сам документ утвержден 19 шаабана 1290 г. (1 октября 1873 г.). 854 Грек здесь в смысле православный. Выше, в других документах, отец Якуба Халеби, араб, назван «Джирьес Руми», где руми тоже обозначает православный («ромей», «грек»). 855 Имеется в виду двухэтажный дом владельца участка, в котором в настоящее время размещены библиотека и архив Русской Духовной Миссии. 856 Я. Халеби, как и сам Антонин, и их современники, писали без различия вакуф и вакф – даже в одном и том же документе (как в настоящем случае). 858 Имеется в виду араб-католик Ханна Карло Джель-Яддругих русских документах: Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, владелец Горненского участка, уступивший его архимандриту Антонину за меньшую сумму, чем предлагали другие претенденты. Уникальные сведения содержатся в дневнике Антонина за 1871 год. «16 февраля. Ходжет (купчая) составлен, написан и выдан Ханне Карлову Джелляду. Миссия так обр владеет 5-м священным местом в Палестине. 12 июля. Посетили приют о. Ратисбонна, который, не обинуясь, сказал, что он давал Ханне Карлу вчетверо более, чем мы дали за все его бывшие владения, за один только Большой дом с виноградником. 22 июня. умер скоропостижно ночью. Грустно мне стало, тяжело и страшно от этой вести. В церкви Кустодии Святой Земли выслушал отпевание покойного и проводил его на кладбище. Лицо не изменилось. На лбу и на носу оказались ссадины. Умер между счетов, имея кругом себя группы денег. Печальная история! 23 июня. Слухи глухие о недоброй смерти Ханны Карло. 25 июня Слухи о насильственной смерти г. Джилляда увеличиваются. Называют это делом жены. 27 июня. Лекари отказались от освидетельствования умершего после того, как Мазараки не признал смерти его насильственною. Исправляющий должность любовника при жене покойника захвачен в Яффе с деньгами». В.Н. Хитрово , приехавший в первый раз в Иерусалим через две недели после трагических событий в Айн-Кареме, сообщает дополнительный нюанс: католики, не скрываясь, говорили злорадно о смерти бывшего драгомана как о Божьей каре за то, что он продал землю православным ( En Terre Sainte. Souvenirs de Voyage. SPb., 1884. P. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Я прошу милости остаться здесь из-за здоровья!») Кавас понес ответ, а я пошел домой, полный яростных чувств и самых горьких размышлений о силе, ломящей солому. Вот прошло уже 5 часов с получения телеграммы. Ярость сменилась похабным подсмеиванием над самим собою. А! Ты сцепился своими гнилыми зубенками с великоименитою Пал скою Комиссиею и многоповедным Азиатским Департаментом. Вот же тебе на зубы une chaise en Amerique. Это будет подальше даже Азии. О читатель XX столетия! Всмотрись в черты лица моего, и ты увидишь, что они дышат злорадованием. Тонко, ловко и совершенно legalьho отделали молодца!» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник за 1870 г. Библиотека ИППО, шифр: И.П.П.О. Б. IV. 853/12. С. 49–50). 632 Речь идет об организованной П.П. Мельниковым подписке по сбору средств для приобретения участка в Айн-Кареме, где находится ныне Русский Горненский монастырь. В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с паломничавшим по святым местам Мельниковым, архимандрит Антонин рассказал ему, что владелец одного из участков в Айн-Кареме, на склоне холма с двумя домами и садом, араб Ханна Карло Джель-Ляд (другое написание в русских документах: Джель-Яд), бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской Духовной Миссии за четыре тысячи наполеондоров (порядка 20 тыс. руб. серебром) плюс «орден от русского царя». Ни у Антонина, ни даже у бывшего министра таких денег не было. Но загоревшийся идеей Петр Петрович, человек православный и государственно мыслящий, по возвращении в Петербург основал специальный комитет для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим. 633 В этот день, 26 октября 1870 г., Антонин отмечает в дневнике «давно ждомое письмо г. Мельникова. Действительно, им высланы на иерусалимского банкира 18/т. рублей и разрешается мне купить известного места на столько, сколько хватит денег». 634 Недоразумение, в котором виноват сам Антонин. Ему, по неведению, в какой-то миг показалось, что он сможет, если выхлопочет пенсию, по примеру Порфирия (Успенского) , получать ее дополнительно к своему окладу (а денег при его широкой, строительной и приобретательской деятельности, катастрофически не хватало).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

80 Аналогичным образом, т. е. путём фиктивного признания долга и невозможности вернуть его, Я. Е. Халеби и в других случаях осуществлял перевод приобретённых им для Русской духовной миссии земельных участков на имя архимандрита Антонина. 82 Хаваджа – перс. «господин», уважительное обозначение на Востоке лиц преимущественно торгового сословия. 83 Ошибка В. А. Максимова: русский храм в Горнем освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Ср. документ 51: «церковью Богоматери» называет свой храм сам архимандрит Антонин. 85 Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский ; 1799–1892), первоприсутствующий член Святейшего Синода в 1860–1892 гг. Ему были подчинены по положению русские заграничные храмы и церковные миссии. 86 Приложение: текст ходжета на арабском языке. Не публикуется. Перевод: документ 48 настоящего тома. 87 Ошибка. Участок в Бет-Джале приобретён Антонином в 1866 г. (см. документ 42), это было одно из первых его земельных приобретений. 88 Местные жители называли Силоамский монолит, приобретённый Антонином, «гробницей дочери фараона», имея в виду одну из жён царя Соломона. 89 Перевод с арабского на французский. Для нашей публикации акт вакуфа переведён с французского на русский Н. Н. Мерзляковым. 90 Т. е. в квартире начальника Русской духовной миссии, в принадлежавшем (и принадлежащем) ей здании, входящем в состав Русских построек в Иерусалиме. После начала строительства Палестинским обществом в 1886 г. нового подворья, получившего впоследствии название Сергиевского, комплекс Русских построек, возведённых в 1860–1864 гг., стали именовать «старыми». 93 Имеется в виду Ханна Карло Джель-ляд, прежний владелец участка в Айн-Кареме. Подробнее в дневнике архимандрита Антонина за 1870 г. 96 Библиотека и ныне принадлежит Русской духовной миссии в Иерусалиме. Её опись была составлена командированным в Палестину профессором Московской Духовной Академии В. Н. Мышцыным в 1901 г. Опись хранится в РГИА, в Санкт-Петербурге, в собрании Святейшего Синода (ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1240).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

6-е и 7-е). Суд производился по всей вероятности особо поставленными на основании Bmop. XVI 18 судьями, (сравни пр. 6-е in loco), которые имели по-видимому собрание (эйда) для обсуждения важнейших дел, и это то в стихе 12-м называется « обществом». Так по кн. Иис. Нав. ХХ, 4 беглец заявлял у ворот города (обыкновенное место суда) старейшинам дело свое; старейшины давали ему убежище и впоследствии его представляли на суд его города, где, он жил (о чем ниже прим. 5-е). Комментаторы замечают, что если бы здесь указано было, что суд производился всей общиной, то употреблено бы было слово кагаль; слово же Эйда означает определенное сборище нескольких людей. Фл. Иосиф (кн. IV гл. VIII, древн. ист. Иуд.) указывает, что суд в каждом городе поручался избранным жителями семи мужам известной мудрости и честности, к которым присоединяли двух Левитов; и что это собрание и составляло первую инстанцию суда, который имел право в случае трудности дела представить его на рассмотрение Первосвященника и вождя Израильского (пророка) и старейшин в тот главный город, который избран будет Господом и построен будет Израилем. Слова эти Фл. Иосиф влагает в уста самого Моисея в последней речи его. (Второзак. XVII 8–12) 363 (Ст. 13–15). Города на восток от Иордана, отделенные для убежища еще при Моисее ( Bmop. IV 43) были Бецер, Рамоф и Голан; при Иис Нав. во исполнение приказания данного во Bmop. XIX 2, 3 выделяются в Палестине для убежища города Кадес, Сихем и Кириаф Арба, или Хеврон. Беиер в пустыне был отдан по Вт. IV, 43 (ср. Инс. Hab. XX, 8, XXI, 34, 36 ) Левитам сынам Мерари. Полагают, что это Восор 1 Маккав. V 26, 36. Он находился в уделе Рувимовом, на равнине (Иис Нав. ХХ, 8 ) вероятно на восток от гор Аваримских. Рамоф в Галааде (lococit) отделенный из числа городов племени Гада. Весьма укрепленный город и вероятно важный стратегический пункт, ключ владения округом того же имени (Ср. 3 Ц. IV, 13). Следуя Евсевию Кесарийскому (ссылка Грова в б. сл. Смитта) по-видимому можно отождествить место (Рамофа Галаадского) с урочищем называемым арабами Джель ад (измененное произношением слово Галаад), и которое означено на картах Зеетцена (Reisen 1806, IV) и Ван де Вельде (1858) в четырех милях севернее нынешнего ес Салта (Гров).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Оказалось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма, араб X. К. Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской Миссии за четыре тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Конкуренция и здесь была жесткой: с участком граничили: с одной стороны католический монастырь, с другой – католический сиротский приют. Тот и другой из соседей предлагали бывшему драгоману больше, чем мог дать русский архимандрит. Почему хозяин предпочел о. Антонина, остается только гадать. К тому же, ни у Антонина, ни даже у бывшего министра наличных (тем более, личных) средств не было. Но загоревшийся идеей Петр Петрович, человек православный и государственно мыслящий, по возвращении в Петербург основал специальный комитет для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим. Среди жертвователей фигурировали имена видных тогдашних «новых русских» – Н. И. Путилов, С. С. Поляков, братья Г. П. и С. П. Елисеевы (владельцы известных гастрономов). Пять тысяч пожертвовал К. Ф. фон Мекк – муж Надежды Филаретовны, друга и покровительницы П. И. Чайковского. В феврале 1871 года купчая была оформлена. Так участок на месте встречи Богородицы с Елизаветой, на месте рождения Иоанна Крестителя, стал русской собственностью. На первых порах, во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, ревниво следившей за соблюдением своих суверенных прав на устройство церковной жизни (в том числе церковного строительства) в Палестине, настоятель Русской Миссии повел речь о создании на своей земле в Эйн-Кареме (о. Антонин называл это место по-библейски «Горний град Иудов» – сокращенно «Горний» или «Горнее») «русско-арабского» храма – приходского для местных православных арабов. Первоначально он располагался в Большом доме, купленном у Ханны-Карло. Первая временная домовая церковь была открыта в Горнем в 1880 году с благословения патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался по походному принципу – в палатке, в саду; зимой (в Палестине это время дождей) – был перемещен в находившийся на участке «большой» (то есть двухэтажный) дом Миссии. Одновременно матушка Леонида, самая активная из горненских «первопоселенок», отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. Место для строительства выбрал сам Антонин – на нижней террасе круто поднимающейся вверх по склону территории будущего монастыря. Архитектурный план церкви, весьма несложный, он начертал строителям сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с паломником из Петербурга, членом Государственного совета, бывшим министром путей сообщения П.П. Мельниковым, Антонин указал своему спутнику место в Айн-Кареме. Оказалось, что владелец одного из участков с двухэтажным домом и садом на склоне холма араб Х.К. Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии за четыре тысячи наполеондоров (ок. 20 тыс. рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Мельников по возвращении в Петербург основал комитет для сбора средств, которые были собраны и высланы в Иерусалим. В Айн-Кареме отец Антонин надеялся создать со временем женский скит. 16 июня 1880 года отец Антонин выбрал место для строительства — на нижней террасе круто поднима­ющейся вверх по склону территории будущего монастыря. В течение двух строительных сезонов (1880-1881) «каменных дел мастер» И. Джирьес с артелью возвел за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание храма. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня — тоже по проекту отца Антонина. В Горнем должен был возникнуть не просто скит, но обитель, возглавляемая Самой Богородицей, а храм монастыря посвятить празднику, специально учреждаемому в память евангельского события — Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем Граде Иудове. Как писал 16 сентября 1880 года отец Антонин в одной из своих корреспонденций «Из Иерусалима», «с будущей недели начнется постройка церкви во имя Божией Матери в честь и память посещения Ею Своей южики праведной Елисаветы, место дома которой окружено нашими владениями, хотя и не принадлежит нам. Здесь надеются, что известие обо всем этом будет с радостью принято многочисленными чтителями святого (и прибавим: прекрасного, как рай Божий) места нашего в Горней, распространенными по всему лицу земли Русской» . Опорные столпы созданного отцом Антонином сакрального пространства Русской Палестины четко определились по сторонам света. Кана Галилейская и Тивериада на севере, Хеврон с дубом Мамврийским на юге, Яффа с храмом Апостола Петра и гробницей праведной Тавифы на западе, Иерихон с Галгалским камнем и приютом Закхея на востоке. Таков крест, которым осенил отец Антонин Святую Землю. В средокрестии — Иерусалим с Порогом Судных Врат, с Горней по левую и Елеоном по правую руку. Такой крест неразрывно связан с личным крестоношением. Единственный способ работать и побеждать в таких условиях, в которых жила и работала Русская духовная миссия, есть путь жертвенный — им и прошел архимандрит Антонин, создавая Русскую Палестину.

http://patriarchia.ru/db/text/4972679.ht...

В России был заказан иконостас, приобретены плащаница, сосуды, иконы и другая утварь. Большой колокол в 41,5 пудов был пожертвован Ф.Н. Самойловым, он же, как писал в своем дневнике о. Антонин, «отсыпал на дела мои 2 тысячи», а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых». Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики были уверены, что отставного драгомана «Бог наказал»: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался в послании Св. Синоду, что о. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. В феврале 1883 г. местоблюститель Патриаршего престола митр. Петры Аравийской Никифор сначала дал о. Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь », а 30 марта сам приехал и совершил полное освящение храма. Архимандрит Антонин установил, с благословения Св. Синода, особый праздник – Целования, или Прихождения, Божией Матери в Горний град Иудов 30 марта (обычно он совершается в первый воскресный день после Благовещения). Соответственно, глубокая литургическая связь соединила, по замыслу основателя, Горненский храм с Троицким собором Иерусалима: начиная с Благовещения, 25 марта, чудотворная икона Благовещения, стоящая в специальном киоте в правом крыле трансепта Троицкого собора, переносится в Горнее, где поставляется на игуменском месте и пребывает там до времени Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля н. ст.). Именно столько, 3 месяца, гостила в Горнем у Елизаветы Богородица – Небесная Игумения русской Горненской обители. К 1886 г. сложилось ядро «русского поселка» вокруг храма. В акте об учреждении о. Антонином от 12 сентября 1889 г. отмечено 14 домиков– келий, в документах 1894 г. названы, кроме домов для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т. е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по несколько комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек. К 1917 г. в отдельных домиках-кельях, окружавших храм, жили около 200 монахинь и послушниц. В мае 1948 г. почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все. Государство Израиль передало русские храмы и участки, оказавшиеся на израильской территории, в том числе Горненский монастырь, Советскому правительству. Не желавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата остались тогда на Елеоне – в Вознесенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики, не стесняясь, утверждали, что отставного драгомана покарал Господь: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. На самом деле, Ивана Карловича убили собственная жена с любовником, чтобы заполучить вырученные за продажу деньги. Греки тоже были недовольны. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался Св. Синоду, что Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Сменивший Иерофея Никодим заявлял, что он «единственный хозяин и в Горней, и на Елеоне», и высказывал надежду, что им, грекам, «достанется и Горняя, и Елеон, и Иерихон». Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. 7 февраля 1883 г. местоблюститель патриаршего престола, митрополит Петры Аравийской Никифор, после троекратной попытки консула В.Ф. Кожевникова добиться от него письменного разрешения, дал Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь ». Обратимся вновь к дневнику Антонина. «13 февраля 1883. К 5 часам достигаем своих владений, идем в церковь и часа два готовим в ней все, что нужно, даже перестраиваем жертвенник. Звон на всю окрестность при полной темноте и тишине. Всенощная со всем праздничным апломбом. Поклонников набралась почти полная церковь . Помазание елеем длилось до конца канона. Кончили свою молитву уже в 11-м часу. 14 февраля. Перенос из временной церкви в новосозданную икон и др. вещей. Молитвы там же. К 8 часам по возможности все приготовили, чтобы начать дело. Облачились 4 иерея и два диакона, с большим торжеством перенесли антиминс, совершили водосвятие, надели св. трапезу и жертвенник, обошли с антиминсом по уставу церковь, переговорились с певцами при входе в нее и положили на св. престоле антиминс. Первая литургия в храме, конечно, преисполнила сердце мое умилением». Полное освящение храма было совершено тем же местоблюстителем Никифором полтора месяца спустя, 30 марта. Это был третий по времени возникновения русский храм в Палестине – первый и единственный из русских храмов, посвященный здесь Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002