485-486 ИАКОВ Иванович Гортинский (1899 - 1937), мч. (пам. 16 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) ИАКОВ Иванович Соколов (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 486-497 ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (VII-VIII вв.), св. (пам. зап. 18 окт. или 17 авг.), диакон свт. Павлина, 1-го архиеп. г. Эборак (ныне Йорк, Англия) 497-498 ИАКОВ († до 765), св. (пам. зап. 23 июня, в наст. время 2 марта), еп. г. Тулл (ныне Туль, Франция) ИАКОВ Нецветов (1802 - 1864), прав. (пам. 26 июля), 1-й священник из коренных жителей Аляски, миссионер 498-499 499-500 ИАКОВ [Ваванацос Георгиос] (1895 - 1984), архиеп. Афинский и всей Эллады (13.01.1962-25.01.1962) 500-501 ИАКОВ (2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве 501-502 502-503 504-505 505-506 506-508 508-510 ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) 510-511 511-512 512-513 513-514 514-515 515-516 ИАКОВ III Мар Игнатий (1912 - 1980), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1957) 516-517 ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) 517-520 ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи 520-525 525-526 526-534 ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 534-536 ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Гурий, мученик – см. Деяния Гурия и Шамуны Дада, монах из Амиды (V в.) Дадишо I, 24 католикос Востока (421−456) Дадишо из Бет-Катрайе Дадишо, монах Амиды Дадишо, настоятель мон. на горе Изла Даду, св. Дамиан, коптский патриарх Даниил Салахский, еп. Теллы (VII – VIII вв.) Даниил Скитский Даниил, св. воин Даниил, ученик Иакова Эдесского Декий, император Денха Тагритский, мафриан (660) Дидим Александрийский Димитриан Антиохийский Диоген, en. Эдессы (V в.) Диодор Тарсийский Дионисий Ареопагит (Афинский), Псевдо Дионисий (Иаков) бар Саливи, еп. Амида (1171) Дионисий Телл-Махрский (в т. ч. псевдо), сир. патриарх (818−845) Дионисий Фракийский, грамматик Диоскор, патриарх Александрийский Днахишо – см. Ишоднах Дометай, мученик Домн, друг Ефрема Сирина Дроса, Ирина и Евфимия, св. Ева Евагрий Понтийский Евагрий Схоластик Евгения, св. Евдоксий, мученик Евдоксий, Ромул, Зинон и Макарий, св. Евлогий и Герасим, св. Евномий Евпраксия, св. Евсевий Александрийский Евсевий Кесарийский – см. также Евсевиевы каноны Евсевий Самосатский Евсевий Халкидский Евсевий Эмесский Евстафий Антиохийский Евстафий из Дары (VII в.) Евтих (Евтихий), ересиарх Евфимия Евфросиния, св. Ездра, книжник – см. Апокалипсис Ездры Елена, мать Константина Великого , св. Елизавета, св. Епифаний Кипрский Епифаний, Псевдо Ефрем сын Аппиана, патриарх Антиохийский (527−545) Ефрем Сирин (Map Афрем) Захария Ритор, еп. Митилинский (VI в.) Захария Ритор, Псевдо Зиновий Гезиртский, ученик Ефрема Сирина Зинон, византийский император Зхаишо (Ишозха) – см. Мшихазха Иаков Афраат – см. Афраат Иаков бар Салйви – см. Дионисий бар Салйви, еп. Амида Иаков Бурдеана (Барадей, Занзал) (VI в.) Иаков из Бет-Аве – см. Иаков Лашомский Иаков, еп. Дары Иаков, Египтянин, отшельник (ум. 421) Иаков Лашомский, основатель мон. Бет-Аве – в.) Иаков Нисибинский (IVb.) Иаков Перс, Рассеченный Иаков Серугский Иаков Эдесский, еп. (708) Иаков, брат Господень, апостол, см. также Первоевангелие Иакова Иаков, нотарий Ибн Абу Йакуб ан-Надим – см. Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Ибн Абу Йакуб ан-Надим, Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак аль-Варрак аль-Багдади Ибн аль-Ибри – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви. 9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду. 14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения. Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Кераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины.  До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война».

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырех участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьей (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скрепленного его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесенных в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвертый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретен им у Давида, сына Хассана Джебе и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. 4 . Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырем на южной стороне. Описываемый участок окружен с четырех сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжен цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведенные на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-мантара (сторожевая башня) 850 , цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ЭЛЬ – общесемитское наименование Божества (ср. Илу Илум, Аллах). В Ветхом Завете оно употребляется редко (напр., Числ.12:13 ) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх.15:2 ). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия, Иерусалим и др.). ЭЛЬ ШАДДАЙ – столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий ( Быт.17:1 ). Возможно, такое имя означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества). ЭЛЬ ЭЛИОН («Бог Всевышний») встречается преимущественно в поэтических текстах Ветхого Завета (напр., Пс.7:18 ). Первое упоминание этого имени Бога мы находим в Быт.14:18 , где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный». ЭЛЬ РОЙ – Бог Видящий ( Быт.16:13 ), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества. САВАОФ – Бог Сил. Так Его называют ангелы в видении пророка Исаии. Одно из самых частых имен Бога в Писании. ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является именем во множественном числе, образованным от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в священной поэзии (в том числе в Книге Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия (в синодальном переводе «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в Ефреме. Множественная форма слова Элохим почти повсюду согласуется с единственным числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс.8:6 ). АДОНАЙ (евр. «Господин мой», церк.-слав. – «Господь») также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как «Кириос», и ради благоговения этим словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в синодальном и многих других европейских переводах). ЯХВЕ – условное произношение священного имени, с которым Бог открылся Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Пресв. Богородицы (Канисат-эр-Рум - «церковь ромеев») на горе Эль-Мукаттам рядом с резиденцией халифа (Ibid. P. 58). Там же располагался правосл. мон-рь Эль-Кусайр, настоятелем которого на рубеже VIII и IX вв. был Евстафий (впосл. Александрийский патриарх). Он построил в монастыре ц. св. Апостолов и епископскую резиденцию (Ibid. P. 52). Хотя после восстановления правосл. Александрийского Патриархата (731) Патриарший престол оставался в Александрии, центр церковной жизни мелькитов, как и коптов, постепенно перемещался в Фустат. Главы христ. общины Фустата были недовольны избранием патриарха Евтихия (933-940). Большую часть времени он, видимо, пребывал в Фустате и лишь перед смертью вернулся в Александрию. Иерусалимские патриархи Х в. Христодул и Иосиф скончались в Фустате, куда приезжали по делам Церкви, и были погребены в ц. св. Феодора. После побед над мусульманами визант. армии Никифора Фоки в 960 и 961 гг. в Фустате прошли погромы христиан. Правосл. ц. арх. Михаила в Каср-эш-Шамъа трижды была разграблена и осквернена; пострадали мн. храмы коптов и 2 церкви несториан, к-рые, следов., также имели свою общину и храмы в егип. столице. В 969 г. Египет был захвачен армией шиитской династии Фатимидов , к-рые провозгласили себя халифами и стремились к ниспровержению суннитского халифата Аббасидов в Багдаде. В 969 (или 970) г. полководец Фатимидов Джаухар основал в нескольких километрах к северу от Фустата новый военно-адм. центр - дворцовый комплекс с казармами и мечетью, обнесенный стенами из кирпича-сырца, получивший название Эль-Кахира. В течение неск. столетий Фустат и Эль-Кахира развивались параллельно. Фустат оставался центром ремесел и торговли. Путешественник XI в. Насир-и-Хусрау писал об исключительно высокой плотности населения в этом городе, о домах в 14 этажей, о переполненных рынках, о деловой активности торговцев. Эль-Кахира оставалась местом жительства халифа и элиты, где располагались гос. учреждения ( Насир Хосров [Насир-и-Хусрау]. Сафар-намэ: Книга путешествия.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В дневниковых записях русского паломника сначала упоминаются те обители, которые были основаны к югу от Фаюма. Так, близ деревни Сермент-эль-Гебел он посетил монастырь св. Георгия, «перестроенный коптами и заваленный разными хлевами и хижинами» 606 . Вот как выглядел в те годы интерьер храма этого монастыря. « Церковь в нем довольно светла; свет падает из купола; церковь высока; в ней есть две мраморные колонны, коих верхняя половина отбита, а прочие колонны по обе стороны церкви двойные, т. е. две круглые колонны тонкие стоят рядом и тесно друг подле друга на одном базисе; на сих колоннах покоятся арки, – пишет о. Порфирий. – Иконостас деревянный, чистый; храмовая икона большая – св. Георгия на белом коне, в большом киоте с колонночками на левой стороне церкви. Священников двое. К монастырю принадлежит ближняя деревня» 607 . К юго-западу от Фаюма находится древний монастырь Алнаклун, основанный, по преданию, в VII веке. В обители есть две старинные церкви, а позади монастыря имеются несколько пещер, в которых когда-то жили местные насельники. Архимандрит Порфирий посетил этот монастырь – «Богородицкий, близ деревни Лязеп, на Фаюмском поле». В большой церкви он видел «девять колонн, по три в ряде». В обители в те годы был один священник; незадолго до визита русского гостя монастырь был восстановлен из развалин. «Через двор – другая церковь , во имя Макария абу-Сифет, вновь сделана 19 лет назад», – сообщает о. Порфирий, добавляя при этом: «Близ сего монастыря есть много древних катакомб или подземелий; ибо они устроены в подземной скале, покрытой песком и поверхностью почти равняющеюся Фаюмскому полю. В этих катакомбах похороняются копты» 608 . Близ Фаюма находятся еще два старинных коптских монастыря: Эль-Азаб и Эль-Моллак. Дейр-эль-Азаб находится в восьми километрах от Фаюма и доехать туда можно на микроавтобусе. Основанный в XIII веке, он находится в деревушке Эль-Азаб, отсюда и его название. Здесь сохраняются мощи местного подвижника – св. Авраама, скончавшегося в 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырёх участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьёй (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скреплённого его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесённых в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвёртый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретён им у Давида, сына Хассана Джебе, и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырём на южной стороне. Описываемый участок окружён с четырёх сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжён цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведённые на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-Мантара (сторожевая, башня), цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Открытия в Эль-Арадже, сделанные в предыдущие годы, включают церковь, остатки деревни, которая была обитаемой с первого века до нашей эры по третий век нашей эры, а также множество рыболовных снастей — именно этого и следовало ожидать, если бы кто-то нашел еврейскую рыбацкую деревню римского периода. Раскопки церкви выявили, среди прочего, три надписи, одна из которых содержала обращение ни к кому иному, как к святому Петру. Преобладание доказательств привело Нотли и Авиама к выводу, что это было не что иное, как «Церковь Петра», церковь Апостолов в деревне Вифсаида. Само название Эль-Арадж может служить подтверждением того, что это место, а не какое-либо другое, было Вифсаидой, предполагает Нотли. «Эль-Арадж» означает «хромой человек», и он утверждает, что книжники перепутали название «Вифсаида» («рыбацкая деревня») с Вифездой, где Иисус исцелил хромого человека в Иерусалиме. В самых первых греко-христианских рукописях, посвященных чудесам Иисуса, сбитые с толку переписчики начали называть Бет-Зету (Вифезду) в Иерусалиме Вифсаидой, и каким-то образом Вифсаида приобрела ассоциацию с «хромым человеком». Добавим, что раскопки в Эль-Арадже продолжаются, несмотря на начало войны 7 октября в Секторе Газа и отъезд иностранных добровольцев, уехавших сразу после начала боевых действий. В частности, за это время археологи раскопали две ступени апсиды. Открытия этого сезона включают в себя тот факт, что церковь прослужила дольше, чем предполагалось. Судя по всему, церковь действовала сотни лет, с конца пятого по восьмой век. Длительная деятельность храма подчеркивает его важность в раннехристианском мире. «Это было настолько важно, что они инвестировали в несколько этапов развития и сохранения», — говорит Нотли. В подтверждение версии о том, что Эль-Арадж был Вифсаидой, домом апостолов, также приводят мнение, что, возможно, это была не самая ранняя церковь в городе. «Рядом с базиликой растет эвкалипт. Большой. Нет, эвкалипт не является родным для Израиля. Их завозили из Австралии с идеей «осушить болото», начиная с 1880х годов, и чем меньше об этом будут говорить, тем лучше», — отмечают археологи.

http://azbyka.ru/news/v-izraile-najdeny-...

Весть о чудесной находке разнеслась по острову. Возник культ почитания иконы, и с тех пор каждый год тысячи паломников стали стекаться в местечко Эль-Кобре, куда был перенесен чудотворный образ. Увеличивались пожертвования, и со временем на эти средства был выстроен собор, высящийся на холме у подножия горы. Сюда постоянно приезжают богомольцы, чтобы предстать перед иконой Божией Матери со своими бедами и страданиями. Те же, кто не находит сил отправиться в путь, сооружают миниатюрные домашние алтари и с любовью украшают их. Эрнест Хемингуэй, долгие годы проживший на Кубе, хорошо знал об этой национальной святыне. В августе 1956 года в Гаване состоялось чествование нобелевского лауреата. Хемингуэй отобедал в кругу более чем полутысячи кубинцев. В конце обеда писатель обратился к почитателям с краткой речью и подтвердил то, что он заявил еще два года назад: «Хочу передать медаль, полученную мною вместе с Нобелевской премией по литературе, в дар нашей Деве Каридад дель Кобре, покровительнице этой страны, которую я так люблю». А вскоре медаль была вручена Гаванскому архиепископу для передачи ее в дар собору Эль-Кобре. …Паломники, прибывающие в Эль-Кобре, направляются к собору, возвышающемуся над городком. Городок можно обойти за полчаса; это несколько асфальтированных улочек, незатейливые одно- и реже двухэтажные домики под красной черепицей, много зелени. Дорога по перекинутому через ручей легкому мостику ведет в гору. У самого подножия горы — церковь, не очень большая, но очень нарядная и ухоженная. Это и есть собор Эль-Кобре, где хранится икона Святой Девы Марии Милосердной. Широкая и довольно высокая каменная лестница ведет к главному входу. Особенно много паломников бывает здесь 7 и 8 сентября — на празднике в честь чудотворной иконы. В эти дни на лестнице и вокруг самой церкви, как говорится, банану негде упасть. Но и в обычные дни здесь довольно многолюдно. В Эль-Кобре нет ни единого уголка, арки, входа в дом, где бы ни стояли импровизированные алтари с изображением Святой Девы Каридад.

http://azbyka.ru/fiction/v-bolshoj-schas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010