Произведениями страны Хавила называются: золото высокого качества, бдолах и камень шогам. В памятниках клинообразного письма о стране Хавила нет упоминания; но говорится о царе Меродахе-Валадане, что этот «царь моря», т.е. южной Месопотамии 4 , поднёс ассирийскому царю Феглаофелассару между прочим множество золота (Schrader, Keilinschriften und das A. Testament S. 129 и сл.). Бдолах обыкновенно отожествляют с bdellium, которое Плиний называет «чёрным деревом, весьма маслянистым, с листьями, подобными дубовым, и плодами, напоминающими смоквы», и говорит, что оно водится в Аравии, Индии, Мидии и Вавилонии. Наконец, и камень шогам Делич отожествляет с камнем саму (=сагиму), который в ассирийских клинообразных надписях упоминается в числе драгоценных камней, которыми вавилонский царь украшал себя, так же, как и шогам, у евреев так называемый, употреблялся для украшения первосвященнической одежды ( Исх. 28:20; 39:13 ) (стр. 57–61), 2) Имя второй реки Гихон найдено Деличем в ассирийско-вавилонском списке рек, напечатанном во II т. The cuneiform inscriptions, л. 50, колонна 3. Здесь, непосредственно после имён Тигра и Евфрата, в строке 9, читается: Гу-ха-ан-дэ, а в переводе на ассирийский язык – Арахтум. К этому чтению найден вариант: Гу-ха-ан-на, – без дэ, которое, следовательно, не составляло существенной части слова. О реке Арахтум или Арахту упоминается не раз и в исторических памятниках клинообразного письма. Санхериб (известный и из Библии , по греко-славянскому переводу называемый Сеннахирим) рассказывает в одной из своих надписей, что он разрушил стену и вал вместе с храмами Вавилона и бросил их в реку Арахту. Отсюда видно, что Вавилон стоял на берегу этой реки Арахту, что река эта протекала по левую сторону Евфрата, так как на левом именно берегу Евфрата находились и Вавилон, и стена, и храм. В том же II т. The cuneiform inscriptions на л. 51, в строке 27, эта река Арахту характеризуется словами: «которая приносит Вавилону жизнь». Отсюда можно заключить о её значительности и важности для Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Спустя еще несколько десятков лет, в 1881 году вышла в свет интересная работа известного немецкого ассиролога профессора Лейпцигского университета Фридриха Делича (dr. Friedrich Delitzsch) «Wo lag das Paradas?» («Где находился земной рай?»), реферативное изложение которой было опубликовано уже в 1882 году в «Христианском чтении» И. Якимовым с.552-574]. Делич пытался решить проблему на основании данных, открытых путем изучения ассиро-вавилонских памятников клинообразного письма. Традиционно отождествляя библейские Евфрат и Хиддекель с современными Евфратом и Тигром, он обратил внимание на тот факт, что в списках рек Месопотамии и в клинописных источниках, сохранившихся в развалинах различных городов древней Вавилонии и Ассирии, найдены косвенные указания на два водных потока, сходные с именами Пишон и Гихон. Так, Пишон по мнению Делича  - это синоним названия одного из важнейших и значительнейших по длине, глубине и ширине судоходных каналов древней Месопотамии, носящего имя Паллакопас. Когда-то он мог быть одним из естественных рукавов Евфрата, а может быть, даже его старым руслом, так как Евфрат на протяжении тысячелетий медленно смещался с запада на восток. Как считал немецкий исследователь, след библейского имени земли Хавила усматривается в названии Ард эль-халат («песчаная земля», ср. евр. «песок»), принадлежащем части западной окраины сирийско-арабской пустыни против Египта. Предположив, что в древности название «Хавила» носила вся эта пустыня или ее северовосточная часть, Делич идентифицировал рукав Евфрата Пишон-Паллакопас с рекой «обтекающей всю землю Хавила» (Быт. 2:11). Относительно Гихона (в ассирийском переводе - Арахтума) было высказано следующее предположение: эта та самая река, в которую, согласно одной из надписей, были сброшены стена и защитный вал Вавилона вместе с частями храмовых зданий после взятия города Санхерибом (Сеннахиримом). Таким образом, Арахту это второй крупнейший канал с древним естественным руслом, лежащий слева от Евфрата. Интересно, что его остатки в более поздние времена носили название Шатт эн-Нил («Большая река Нил»). Возможно поэтому преподобный Ефрем Сирин и отождествлял Гихон (Геон) с египетским Нилом с.231]. Для определения значения имени Куш, находящемся в тесной связи с Гихоном, согласно Деличу, особо важен тот факт, что по Быт 10:7-10, сын Куша Нимрод начал царствовать в Вавилоне, Эрехе, Аккаде; следовательно, эламско-шуммерско-аккадское племя и было тем Куш, древней границей земли которого по Быт. 2:13 являлась река Гихон. Аргументируя далее свою точку зрения, Делич также указывает, что в вавилонско-ассирийских клинописных текстах основатели южно-месопотамской культуры называются также Кашшу, а Геродот именовал Элам κισση, а эламитян κσσιοι. Таким образом, гипотетическое место расположения рая, а точнее его следов, было указано Ф. Деличем вполне конкретно и определенно.

http://bogoslov.ru/article/278183

Убийство царя вызвало в Ассирии растерянность и переполох. Однако сыновья – убийцы не сумели захватить власть. В Ниневии, столице Ассирии, их никто не поддержал. А Асархаддон, не теряя времени, немедленно двинулся в поход с имевшимися в его распоряжении войсками. Его братья бежали из Ниневии. Они пытались привлечь на свою сторону войска, стоявшие на северо – западной границе империи, но те при приближении Асархаддона без сопротивления перешли на его сторону. Братья спаслись бегством в страну Урарту. В конце февраля 680 г. Асархаддон вернулся в Ниневию и занял царский трон. Его успеху сильно содействовала ассирийская аристократия. Она всеми доступными ей средствами вела агитацию среди населения в его пользу. Еще при жизни Синаххериба вавилонская партия связывала с Асархаддоном надежды на восстановление Вавилона. В этой связи весьма любопытен следующий эпизод. Будучи еще царевичем, Асархаддон и его мать Закуту обратились к прорицателю Бэл – ушезибу. Тот предсказал, что Асархаддон будет царствовать в Вавилоне и построит главный вавилонский храм Эсагилу. Но вместе с тем он имел неосторожность посулить благополучный конец жизни Синаххерибу. Когда Синаххериб был убит, Асархаддон выгнал Бэл – ушезиба, как лгуна и невежду. Став царем, Асархаддон, действительно, тотчас же приступил к восстановлению Вавилона. Столь крутой поворот в политике необходимо было оправдать в глазах ассирийского общественного мнения, причем так, чтобы не очернить память Синаххериба и не восстановить против себя ассирийскую партию. Задача была не из легких. Ведь со дня гибели Вавилона прошло всего девять лет. Но Асархаддон и его советники умело вышли из затруднительного положения. В ход была пущена новая официальная версия о причинах гибели Вавилона. Виновниками ее объявлялись сами вавилоняне, среди которых царили лживость, притеснение слабых сильными, взяточничество, воровство, непочтительность сыновей к отцам, неповиновение рабов господам и прочие смертные грехи. За помощь против Ассирии вавилоняне осмелились отдать эламитам сокровища храма Эсагилы. Тогда разгневанный Мардук, главный бог Вавилона, обрушил на грешный город реку Арахту и расправился с вавилонянами: ни слова об участии в разрушении Вавилона Синаххериба и ассирийских войск, словно их при этом и не было! Но вот воцарился Асархаддон. Боги во главе с Мардуком сменили гнев на милость и целым рядом предзнаменований дали понять, что желают восстановления Вавилона и его храма Эсагилы. Вавилон был прощен, а не реабилитирован. Видимо, царю пришлось привлечь все божественные силы, подкрепив их мощью своих земных сторонников, чтобы повлиять на общественное мнение и сломить сопротивление ассирийской партии восстановлению проклятого Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это основание заключается в данных ассириологии, в частности – в филологических сближениях библейских слов и имён с словами и понятиями, встречающимися в древнейших наречиях (аккадийском и сумерийском), восстановленных по памятникам древней ассиро-вавилонской культуры. По его убеждению сказание о рае ассиро-вавилонского происхождения и имеет мифический характер. Оно коренится на воспоминаниях о необычайном плодородии окрестностей Вавилона, на что указывает древнее название их: Кар-Дуниас, т. е., сад бога Дуниаса, а также название Вавилона: «ворота бога» (?), или другое древнее: Тинтира, т. е., роща (лесок) жизни. Предполагаемое тожество протока из Евфрата, называемаго Шат-эн-Ниль, с Моисеевым Геоном Делич доказывает таким образом: проток этот по-вавилонски назывался Арахту; слово это одного корня со словом арху, которое значит: дорога, путь. На сумерийском языке он назывался Ка-ханна. Сеннахерим часто упоминает о нём, как о сплавной речке (значит, как о водяной дороге). Знак клинообразного письма, читаемый, как ка, может на сумерийском наречии произноситься, как гу, и таким образом слово Ка-хан можно читать Гухан; а последнее то же (?), что Геон, который по-еврейски читается: Тихон. Как назывался в древности другой проток Евфрата с правой стороны, Делич не мог открыть. Он только сопоставляет имя Фисон с сумерийским пизан и ассирийским пизанну, означающим вообще канал, проток. Этого конечно слишком мало, чтобы видеть в указанном протоке первую райскую реку Фисон. Еще менее приближает к истине его лингвистика по отношению к имени «Эдем». Если сумерийское слово эдин значит степь, пустыня; то в этом нет ничего соответствующего понятию, заключающемуся в библейском слове эдем. Говоря вообще, выводы, основанные на филологии языков мертвых, малоизвестных, для изучения которых остались только скудные отрывки, очень ненадежны, и в своём заключительном суждении о гипотезе Делича мы вполне присоединяемся к тому, что сказал о ней вышеупомянутый библиолог: «Делич не открыл в клинообразных письменах ничего такого, что прямо уясняло бы вопрос о местонахождении Эдема.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В III т. The cuneiform inscriptions, на л. 12, напечатана надпись Санхериба, в которой рассказано, что этот царь, построив корабли в Ниневии, посадил на них тирян, синодян и греков, которые и спустились по Тигру до города Опис. Здесь корабли были вытащены на сушу и по суше дотащены до реки Арахту. Спущенные в эту реку, корабли (по-видимому, в Вавилоне) приняли на себя войска, с которыми и отправились вниз по Арахту и Евфрату в Персидский залив (стр. 73–76). О дальнейшей судьбе этой реки можно судить по следующим данным: ещё во время арабских завоеваний у Вавилона отделялся от Евфрата рукав, который потом делился на две части; из них одна направлялась налево, в реку Тигр, а другая, немного изгибаясь, текла опять в Евфрат, в который впадала немного выше реки Шатт-эль-хай, соединяющей Тигр с Евфратом. Замечательно, что рукав этот назывался Шатт эн-Нил. «Шатт» значит: большая река. Такое название исключает предположение, что это был первоначально искусственный канал. Почему он назывался Нилом, сказать с определённостью трудно. Может быть, величиною своею напоминал он Нил; может быть, такое название дано ему в воспоминание какого-либо важного события из истории отношений Египта к Месопотамии (стр. 70 и сл.). Вторая река, Гихон, представляется обтекающею всю землю Куш. Последнее имя по Быт. 10:7 принадлежало старшему сыну Хама и брату Мицраима; в таком сопоставлении, по общепринятому мнению, оно означает Эфиопию, страну к югу от Египта. То же значение принадлежит этому имени и в других многочисленных случаях, когда оно встречается рядом или с тем же Мицраим, или с именами: Лувим (=Ливийцы, Ливия, страна к западу от Египта) и Луд или Лудим (=по Иосифу Флавию – лидийцы, североафриканский народ, ср. Быт. 10:13 ): 2Пар. 12:13; 16:8 ; Пс. 67:32 ; Ис. 20:3; 43:3; 45:14 ; Иер. 46:9; Иез. 29:10; 30:4, 5 . Но если Гихон есть одна из месопотамских рек, то она не могла обтекать землю, находившуюся в Африке. Представляется замечательным, что в книге Бытия 10:7 сыновьями Куша называются родоначальники племён не африканских, а азиатских, именно племён, живших в сирийско-арабской степи между Палестиной и Вавилонией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Где находится Вавилон 24 июля, 2012 Вавилон Вавилон — загадочная древняя цивилизация, которая из мегаполиса древнего мира превратилась в символ царства антихриста… Как это произошло? Что случилось с Вавилоном? Где находится Вавилон? Когда-то великая Вавилония и ее столица – Вавилон обладали невероятным могуществом. Тем не менее, великая история, культура и наследие пали из-за грехов и пороков. Вавилон сравнивали с Содомом и Гоморрой, пророча о скором падении. Пророк Исаия сказал о Вавилоне правду: он не пережил первый век нашей эры и пал. Центр культуры и образования своего времени — Вавилон, был разрушен. Где находится Вавилон Вавилон находился когда-то в центральной части Месопотамии, на территории современного Ирака, и известен в первую очередь строительством Вавилонской башни, висячими садами Семирамиды — чудом света. Археология ответила на многие вопросы о Вавилоне, но, к сожалению, далеко не на все. Задолго до появления Римской империи, в мире существовала великая и могущественная цивилизация. История Вавилона Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км. В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

http://pravmir.ru/gde-nahoditsya-vavilon...

Еще Набупаласар залечивал раны, нанесенные Вавилону Синахерибом и Ассурбанипалом, хотя у него не было для этого еще ни времени, ни достаточных средств. Он нашел стены разрушенными, каналы засыпанными, здания пришедшими в ветхость. И вот, он очищает центральный канал Арахту, мостит священную прецессионную дорогу, главную улицу столицы, реставрирует обе стены кремля – Имгур-Бел («Бел милосердовал») и Нимитти-Бел («покой Бела»), работает над каналом в Сиппаре, строит дворец в Вавилоне в кремле, несколько южнее дворцов древних царей, воздвигает и реставрирует храмы. Он немедленно приступил к ремонту и украшению вавилонских святынь и с гордостью стал называть себя восстановителем Эсагилы и Эзиды. В своих надписях он и с внешней стороны выступает воскресителем славной старины, употребляя для них архаические формы клинописных знаков эпохи Хаммурапи. Зиккурат Эсагилы «Этеменанки» – «Дом основания неба и земли», разрушенный еще Синахерибом и недостроенный Асархаддоном, теперь был заложен снова «на груди преисподней, так, чтобы его вершина достигла неба». В торжественной процессии сам царь и его сыновья несли на головах позолоченные корзины с кирпичами для нового основания знаменитой башни, которую имел в виду дееписатель вавилонского столпотворения. Такова была строительная деятельность основателя халдейской династии. Если принять в соображение войну за независимость и недостаток средств, то нельзя не удивиться разносторонности и интенсивности этой строительной горячки. Само собою разумеется, что многое было только начато, другое, по необходимости, сделано на скорую руку. Так, царский дворец был построен из необожженных кирпичей и недостаточно высоко, вследствие чего при первом большом разлитии Евфрата был разрушен. Поэтому Навуходоносору оставалось еще сделать очень много, но он находился уже в гораздо лучших условиях. Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных – даровых работников. Поэтому он оставил Вавилон совершенно обновленным, и современные немецкие раскопки обнаруживают почти исключительно его следы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

э. В настоящее время на его месте три-четыре деревни и обширное поле развалин. На левом берегу Евфрата, выше г. Hillah, находятся группы холмов, содержащих развалины. Самая северная – Babil, по следам гидравлических сооружений, колодцев и водопроводов, находившихся в сообщении с Евфратом, и по положению – под всем городом, должна была заключать в себе дворец Навуходоносора с висячими садами и парками. Следующая к югу в 1/2 ч. пути группа развалин носит название El- kasr «3амок» и заключает в себе остатки дворца вавилонских царей. Здесь найдено: множество кирпичей с печатью Навуходоносора, надпись на глиняном цилиндре – манифест Кира вавилонянам и т. д. Еще южнее – Тель-Амран был местом главного вавилонского храма в честь бога-покровителя Мардука, носившего название Э-сагила, – «Дом высокий», с семиэтажной башней Э-темен-ан-ки («Дом основания неба и земли»). Эсагила построена царем Забумом (2-я половина III тысячелетия), сыном Сумулаилу, второго Царя первой вавилонской династии, который в 4 года своего царствования выстроил стены и обезопасил свою независимость от Сиппара, а также приготовил для Мардука, национального бога, трон из золота и серебра. Эта группа была как бы кремлем Вавилона, заключавшим его главную святыню и жилище царя. Она была окружена особыми стенами Имгур-Бел и Нимитти-Бел, остатки которых сохранились. Из Эсагилы шла длинная прецессионная священная дорога, переходившая затем чрез каменный мост на Евфрате и направлявшаяся к югу, в город Борсиппу, в храм Э-зида («Дом вечности»), посвященный Набу, сыну Мардука. Этот храм погребен под холмом Бирс-Нимруд. По ту сторону Евфрата, напротив дворца и Эсагилы, лежал, окруженный с запада стеной, другой царский дворец (τα περαν βασιλεια Клитарха), в котором умер Александр Великий. Его окружал круглый парк (παραδεισος). Площадь города была изрезана каналами, из них самыми важными были судоходный Арахту, шедший с севера на юг и служивший также для процессий, затем, по ту сторону Евфрата – Пикуду и Борсиппский, а также, наконец, канал Мардука, отделявший Эсагилу от дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такой благополучный для Иерусалима исход объясняется тем, что Синахериб должен был возвратиться домой, где тем временем произошли осложнения. Синахериб всячески старался подорвать значение Вавилона, историческая слава и привилегированное положение которого препятствовали последовательному проведению провинциальной системы и даже угрожали безопасности государства, в виду постоянных эламских вмешательств и союзов, поддерживаемых из Египта; далее, его желание завоевать Египет объясняется тем, что он хотел направить через эту страну торговый путь на восток, лишив таким образом Вавилон значения торгового центра древнего мира. Конечно, вавилонские патриоты ответили возмущением. Белибни под их влиянием должен был отложиться от Ассирии, вступив в союз с халдеями. В 700 г. союзники были разбиты Синахерибом, который затем взял Вавилон. Понимая, что Белибни был лишь орудием в руках вавилонских патриотов, он не казнил его, а отправил обратно в Ассирию; в Вавилоне царем он посадил своего старшего сына Ассурнадиншума, а сам пошел против Меродах-Баладана в Бит-Якин, который был: еще раз опустошен. Меродах-Баладан бежал в Элам и получил на вассальных правах г. Нагиту на Персидском заливе. Синахериб решил докапать его здесь и в 694 г. выстроил для этой цели на Тигре флот, заставив работать пленных финикиян. Флот этот был спущен и через канал Арахту переведен на Евфрат, а затем в залив, и прибыл к устью Евлея, где уже ждали враги. Несмотря на трудности необычного путешествия, неприятель был побежден, но Меродах-Баладан опять ускользнул из рук. Область его снова была опустошена и город разрушен. Сам Меродах-Баладан скоро умер. Мстителем за него явился его сюзерен, эламский царь Халлудаш. Он вторгся в Вавилонию, взял Сиппар, пленил посаженного Синахерибом его сына, посадил на его место вавилонянина Нергалушезиба и даже осмелился вторгнуться в Ассирию. Синахериб скоро прогнал его, затем двинулся против Нергалушезиба, который тем. временем присоединил к себе Эрех и Ниппур. У последнего произошла битва. Вавилонский царь был разбит и взят в плен. Однако, лишь только Синахериб удалился, в Вавилоне появился новый претендент, халдей Мушезиб-Мардук. Синахериб решил предупредить его союз с Эламом и наказать последний за вторжения. В 693 г. он пошел на Элам. Царь Кудурнахунди даже не пытался сопротивляться, бежал из своей резиденции Мадакты, которая была разграблена. Сам он также был свергнут, и на престол возвели Умманменану, который немедленно вошел в соглашение с Мушезиб-Мардуком вавилонским. К ним присоединились еще различные иранские и халдейские племена. Синахериб выступил в поход, и в 691 г. при Халулэ на Тигре произошло сражение, хотя и окончившееся победой ассириян, но причинившее им такой урон, что от похода против Вавилона пришлось пока отказаться, и Мушезиб-Мардук еще год оставался царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Раскопки показали, что внешняя стена Вавилона достигала 7,12 м толщины и через каждые 52,5 м (по осям) имела прямоугольные башни шириной по 8,37 м. В 12 м от стены находился ров, окаймленный кирпичной стеной толщиной 11,1 м. На линии этой стены находился Северный дворец, летняя резиденция царского двора, построенная Навуходоносором II. Руины его образуют холм Бабиль, который до сих пор не раскопан. Вокруг этого дворца выросло фешенебельное предместье с виллами вельмож и богачей, получившее название Бит – шар – Бабили («Дом царя Вавилона»). Посредине Вавилона, отделяя Новый город от Старого, протекал Евфрат. В пределах городских стен его левый берег носил священное название Арахту, тогда как правый назывался Пуратту (Евфрат). Ширина реки в Вавилоне достигала 150 м. При царях Навуходоносоре II, Нергал – шарру – уцуре и Набониде были сооружены набережные и мост через Евфрат. Их постройку традиция приписывала царице Нитокрис, супруге царей Навуходоносора II и Набонида. «Нитокрис, – рассказывает Геродот, – возвела вдоль обоих берегов реки набережные, достойные внимания по величине и высоте. Значительно выше Вавилона она велела выкопать бассейн для озера очень близко к реке, углубленный до уровня воды и имеющий в окружности 420 стадий (около 78 км – В. Б.). Из этой земли, которую вынимали из котлована, она велела соорудить набережные. А когда озеро было выкопано, сюда по ее распоряжению были доставлены камни, из которых по берегам вокруг озера соорудили стену… Так как город состоял из двух частей, между которыми находилась река, то при прежних царях всякий желавший перейти из одной части в другую должен был переправляться через реку на лодке, а это, как я полагаю, было затруднительно. Нитокрис позаботилась и об этом. Выкопав бассейн для озера, она вместе с тем оставила по себе следующий памятник. Она велела вытесать камни большой длины и, когда камни были готовы, а бассейн вырыт, направила всю воду реки в вырытый бассейн. Когда тот наполнился водой и прежнее русло реки совершенно высохло, она прежде всего велела выложить обожженным кирпичом края речных берегов в городе и спуски, ведшие от ворот к реке, таким же способом, каким была построена стена. Потом приблизительно посреди города она велела построить мост из кусков тесаного камня, скрепив их железом и свинцом. На этом мосту по ее распоряжению в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому и переходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили через реку и не обворовывали друг друга. Когда вырытый бассейн наполнился водою реки и постройка моста через реку была закончена, Нитокрис снова отвела воды реки Евфрата в прежнее русло».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002