Произведениями страны Хавила называются: золото высокого качества, бдолах и камень шогам. В памятниках клинообразного письма о стране Хавила нет упоминания; но говорится о царе Меродахе-Валадане, что этот «царь моря», т.е. южной Месопотамии 4 , поднёс ассирийскому царю Феглаофелассару между прочим множество золота (Schrader, Keilinschriften und das A. Testament S. 129 и сл.). Бдолах обыкновенно отожествляют с bdellium, которое Плиний называет «чёрным деревом, весьма маслянистым, с листьями, подобными дубовым, и плодами, напоминающими смоквы», и говорит, что оно водится в Аравии, Индии, Мидии и Вавилонии. Наконец, и камень шогам Делич отожествляет с камнем саму (=сагиму), который в ассирийских клинообразных надписях упоминается в числе драгоценных камней, которыми вавилонский царь украшал себя, так же, как и шогам, у евреев так называемый, употреблялся для украшения первосвященнической одежды ( Исх. 28:20; 39:13 ) (стр. 57–61), 2) Имя второй реки Гихон найдено Деличем в ассирийско-вавилонском списке рек, напечатанном во II т. The cuneiform inscriptions, л. 50, колонна 3. Здесь, непосредственно после имён Тигра и Евфрата, в строке 9, читается: Гу-ха-ан-дэ, а в переводе на ассирийский язык – Арахтум. К этому чтению найден вариант: Гу-ха-ан-на, – без дэ, которое, следовательно, не составляло существенной части слова. О реке Арахтум или Арахту упоминается не раз и в исторических памятниках клинообразного письма. Санхериб (известный и из Библии , по греко-славянскому переводу называемый Сеннахирим) рассказывает в одной из своих надписей, что он разрушил стену и вал вместе с храмами Вавилона и бросил их в реку Арахту. Отсюда видно, что Вавилон стоял на берегу этой реки Арахту, что река эта протекала по левую сторону Евфрата, так как на левом именно берегу Евфрата находились и Вавилон, и стена, и храм. В том же II т. The cuneiform inscriptions на л. 51, в строке 27, эта река Арахту характеризуется словами: «которая приносит Вавилону жизнь». Отсюда можно заключить о её значительности и важности для Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Спустя еще несколько десятков лет, в 1881 году вышла в свет интересная работа известного немецкого ассиролога профессора Лейпцигского университета Фридриха Делича (dr. Friedrich Delitzsch) «Wo lag das Paradas?» («Где находился земной рай?»), реферативное изложение которой было опубликовано уже в 1882 году в «Христианском чтении» И. Якимовым с.552-574]. Делич пытался решить проблему на основании данных, открытых путем изучения ассиро-вавилонских памятников клинообразного письма. Традиционно отождествляя библейские Евфрат и Хиддекель с современными Евфратом и Тигром, он обратил внимание на тот факт, что в списках рек Месопотамии и в клинописных источниках, сохранившихся в развалинах различных городов древней Вавилонии и Ассирии, найдены косвенные указания на два водных потока, сходные с именами Пишон и Гихон. Так, Пишон по мнению Делича  - это синоним названия одного из важнейших и значительнейших по длине, глубине и ширине судоходных каналов древней Месопотамии, носящего имя Паллакопас. Когда-то он мог быть одним из естественных рукавов Евфрата, а может быть, даже его старым руслом, так как Евфрат на протяжении тысячелетий медленно смещался с запада на восток. Как считал немецкий исследователь, след библейского имени земли Хавила усматривается в названии Ард эль-халат («песчаная земля», ср. евр. «песок»), принадлежащем части западной окраины сирийско-арабской пустыни против Египта. Предположив, что в древности название «Хавила» носила вся эта пустыня или ее северовосточная часть, Делич идентифицировал рукав Евфрата Пишон-Паллакопас с рекой «обтекающей всю землю Хавила» (Быт. 2:11). Относительно Гихона (в ассирийском переводе - Арахтума) было высказано следующее предположение: эта та самая река, в которую, согласно одной из надписей, были сброшены стена и защитный вал Вавилона вместе с частями храмовых зданий после взятия города Санхерибом (Сеннахиримом). Таким образом, Арахту это второй крупнейший канал с древним естественным руслом, лежащий слева от Евфрата. Интересно, что его остатки в более поздние времена носили название Шатт эн-Нил («Большая река Нил»). Возможно поэтому преподобный Ефрем Сирин и отождествлял Гихон (Геон) с египетским Нилом с.231]. Для определения значения имени Куш, находящемся в тесной связи с Гихоном, согласно Деличу, особо важен тот факт, что по Быт 10:7-10, сын Куша Нимрод начал царствовать в Вавилоне, Эрехе, Аккаде; следовательно, эламско-шуммерско-аккадское племя и было тем Куш, древней границей земли которого по Быт. 2:13 являлась река Гихон. Аргументируя далее свою точку зрения, Делич также указывает, что в вавилонско-ассирийских клинописных текстах основатели южно-месопотамской культуры называются также Кашшу, а Геродот именовал Элам κισση, а эламитян κσσιοι. Таким образом, гипотетическое место расположения рая, а точнее его следов, было указано Ф. Деличем вполне конкретно и определенно.

http://bogoslov.ru/article/278183

Не пойдут, говорит, по нему нечистые, напротив, пойдут рассеяннии, то есть те, которых расточил сатана, очевидно язычники, и не заблудят. Древле они находились в заблуждении, служа древам и камням и шествуя кривыми путями. Ныне же познают прямую и чистую стезю, ведущую к святой жизни. Таким образом, освободившись от власти диавола, они будут проводить жизнь достохвальную, что и изъясняет в словах: не будет льва, ни какого либо другого от зверей злых тамо, то есть, на этом чистом пути. Древле как бы некий дикий зверь, вместе с нечестивыми духами, бросался на обитателей земли изобретатель греха. Но во Христе он лишен был силы, отгнан от стада уверовавших и удален Христом от насильственной власти над ними. Итак искупленные (избавленнии) Христом и собранные верою во единомыслие пойдут по этому чистому пути, и оставив древнюю стезю, обратятся и приидут в Сион, то есть, в Церковь , имея радость непрестанную и на земле и на небесах. Будут они славословить спасшего их Бога, веселье и радость и всякий вид услаждения во Христе приимет я, не вкусят они никакой печали и воздыхания. Ибо призванные к столь светлым надеждам, будущие наследники жизни вечной, долженствующие обогатиться украшениями вышней славы и ожидающие соцарствования 99 самому Христу: какой печали будут причастны они? или какое приимут воздыхание? когда все злые звери будут истреблены и уничтожены Богом всяческих. Напротив, они будут наслаждаться полною радостью, как причастники всякого блага. Отделение четвертое Ис.36:1,2 . И бысть в четвертое надесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски, и взя оныя. И посла царь Ассирийск Рапсака от Лахиса во Иерусалим ко царю Езекии с силою великою, и ста у водоважды купели вышния на пути села кнафеова. Исторический рассказ известен всем, более любознательным. Но я передам его в кратких, сколько возможно, словах. Когда во Иерусалиме царствовал Ахаз, потом, когда Факей, сын Ромелиин, и Раассон, царь Сирийский, овладели Иудеей и возымели намерение наложить руку на самый Иерусалим, – тогда вышеупомянутый царь, будучи не в силах оказать сопротивление им, послал посольство и звал на помощь себе Феглафаллассара, царя Ассирийского, и многими дарами склонил его помочь ему и разрушить владычество вступивших в союз против него царей, разумею, Самарийского и Сирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

9 Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи 12 В четвертый день созданы светила, по всей вероятности, через совершенное сосредоточение в определенных местах и чрез совершенное образование масс светящегося вещества, с утверждением для этих небесных тел постоянных законов и круга деятельности (Начерт. Биб. Ист. Запис. на кн. Быт.) 13 Собственно – многородящих, под которыми разумеют животных микроскопических, насекомых, животных, живущих в воде, и земноводных 14 Здесь пророк Моисей в другой раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что животная жизнь не сама зародилась из безжизненного вещества, а получила свое бытие от Бога чрез новое, особенное творческое действие 15 Здесь пророк Моисей в третий раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что человек не произошел от какого-либо прежде него сотворенного Богом животного, а есть новое, особое творение Божие, отличное от бессловесных животных 17 В конце каждой главы указываются книги Святого Писания, из которых взято содержание ее. Цифрою с запятою означаются главы книг, а цифрою с точкою или точкою с запятою – стихи глав 18 По объяснению святых отцов церкви образ Божий состоит в духовности, в разуме, в свободной воле и бессмертии души человеческой, а подобие Божие – в добродетели и святости (Григ. Нис, Клим. Алекс, Иоан. Дамаск.) 19 По образу Божию мы сотворены, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. При сотворении мы получили только возможность быть подобными Богу (Григ. Нис.) 22 Из Эдема выходила река для орошения рая и разделялась на четыре реки: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат. Какие реки назывались Фисоном и Гихоном, достоверно неизвестно. Одни полагают рай в Армении, и под Фисоном разумеют реку Фазис, а под Гихоном реку Аракс. Другие полагают рай в южной Месопотамии, и под Фисоном (Пишон) разумеют Паллакопас, рукав Евфрата, выходивший из него около Вавилона и протекавший по правую сторону Евфрата, до Персидского залива, ныне уже высохший; а под Гихоном разумеют реку Арахту, рукав Евфрата, отделявшийся от него и протекавший по левую сторону его. Тигр и Евфрат, полагают, соединялись к северу от Багдада, где и ныне эти реки приближаются одна к другой

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ис.20:1–4 . В лето, в неже вниде Танафан во Азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на Азот и взя его, тогда рече Господь ко Исаии, глаголя: иди и сверзи вретище с чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос. И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаия наг и бос, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетский и Ефиопский, юноши и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту. Прекрасно закончивши речь о Египтянах и предвозвестивши о том, как они будут призваны к познанию истины, он опять заботится о том, что полезно и необходимо Израильтянам. А в чем заключалось это, об этом скажу кратко. Ибо отвергши истинное почтение к закону Моисееву и принебрегши любовью к Богу, они самым безрассудным образом стали предаваться многобожному заблуждению и служить делам своих рук, а для тех, которые раз вошли в такое заблуждение, уже не было зла, которому бы они не предавались. Посему Бог всяческих часто наказывал их войнами и поражениями отчасти со стороны соседних народов, отчасти со стороны Персов и Мидян, которые, опустошивши прежде страны других народов, напали на Иудею и привели Израильтян в великий и нестерпимый ужас. И хотя им следовало умилостивить Бога всяческих, отказаться от нечестивых дел и обратится к совершению того, что угодно Ему, оправдаться пред Оскорбленным ими чрез обращение от постыдных дел к добрым, и таким образом у Него одного искать спасения и верной и несомненной поддержки; но они, несчастные, не сделали этого, а искали помощи у людей, призывали на помощь то некоторых из соседей, то пограничных Египтян, прилагая беззаконие к беззаконию своему, как написано, и этим самым вызывая на гнев всемогущего Бога. Посему чрез одного из святых пророков и говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша ( Ос.7:11 ). И чрез того же самого Пророка Исаию (говорит): горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело, и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

е. один соделало предварительными образами других. Достоинство сего признака, как верного указателя прообразований, доказывается ещё а) тем, что Писание, сравнивая ветхозаветные лица и события с новозаветными, иногда и прямо замечает, что первые служили образами последних, напр., ( Рим.5:12 и далее). Адам, в качестве главы рода человеческого, сравнивается с Иисусом Христом, и тут же замечается, что он был образом будущего ( Рим.5:14 ); б) употреблением того же оборота речи в описании символических действий пророков, которые несомненно имели отношение к тем событиям или действиям, с которыми сравниваются, (например, Ис.20:3–4 ): якоже ходил раб Мой Исаия наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном: яко такожде отведет царь ассирийск плен египетский и ефиопский, юноши и старцы, наги и боси, откроесны в стыдение Египту. 2) Что говорится в Ветхом Завете об известном лице; или вещи, то в Новом Завете относится к другому лицу или к другой вещи. Это, опять, не иначе может быть объяснено, как тем, что ветхозаветный предмет служил прообразованием новозаветного; почему и то, что в Ветхом Завете говорится непосредственно о первом, посредственно, или в смысле таинственном, может также относиться и к последнему, как предначертанному в первом. Когда напр. у Пророка Осип говорится ближайшим образом об Израиле: понеже младенец Израиль, и Аз возлюбих его, и из Египта воззвах сына Моего ( Ос.11:1 ), а Евангелист Матфей (Мф:2:15) относит сии слова к Иисусу Христу: то необходимо допустить, что Дух Божий, по внушении Которого говорили Пророки и Евангелисты, заключил в сем изречении два смысла – буквальный, в котором оно относится к Израилю, наречённому от Бога сыном Его первенцем ( Исх.4:22 ), и таинственный прообразовательный, в котором оно в Евангелии и приводится о Христе. См. также ( Пс. 8:5–7 . Сл. Евр.2:6–9 ). 3) Имя какого-нибудь исторического лица или какой-либо вещи Ветхого Завета усвояется Писанием лицу или вещи Нового Завета, имеющим между тем свои особенные имена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды ( Исх.12:34 ). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии ( 1Цар.19:24 ). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» ( 2Цар.6:20 ; 1Пар.15:27 ) 44 . Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов. 3–4. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. (И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаиа наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и ефиопск, юношы и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 36. Осада Иерусалима Ассирийским войском 1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. (И бысть в четвертоенадесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски, и взя оныя). «Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского: двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец (т.е. праотец) его; он отменил высоты (где были идольские жертвенники), разбил статуи (т.е. идолов), срубил дубраву (где стояли те статуи) и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (т.е. медник). На Господа Бога Израилева уповал он, и такого, как он, не было между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя ассирийского и не стал служить ему» ( 4Цар.18:1–7 ), т.е. не пожелал подчиняться и платить ему дани так, как это делали все другие, соседние с ним цари. Тогда ассирийский царь решил силой принудить Езекию быть покорным. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов иуды и взял их. И послал Езекия, царь иудейский, к царю ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь ассирийский на Езекию, царя иудейского, дань в триста талантов серебра (≈10500 кг) и тридцать талантов золота (≈1050 кг). И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь иудейский, и отдал его царю ассирийскому» ( 4Цар.18:13–16 ). Это известие о нашествии Сеннахирима на Иудею и об отношении его к Езекии восполняется рассказом самого завоевателя, сохранившимся в клинообразных надписях на Ассирийских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

395 Енос – от евр. enos , восходит к корню ana арабск. an s a – ‘быть больным, слабым’. Видимо, отсюда имени придано значение ‘скорбь, болезнь’ (см.: Истрин–1897. С. 201). Предложенное толкование отсутствует в Библии, и смысл его из контекста не ясен. Возможно, сын Сифа и внук Адама символизировал тем самым несовершенство человеческой природы, на которую обрёк потомков грех прародителей. 396 Согласно Библии, люди начали призывать имя Бога при Еносе ( Быт. 4:28 ), поэтому не исключено, что в данном случае имеет место контаминация характеристик Сифа и Еноса на стыке повествований об этих персонажах. 397 Название потомков Сифа «сынами Божьими», возможно, находится в связи с отражённым в «Хронике» Иоанна Малалы мнением, что «Богом называли его (Сифа) современники за изобретение иудейских письмен, за наименование звёзд и благочестие» (Цит. по: Успенский–1876. С. 54. Прим. 3). Об этой типично христианской трактовке ветхозаветного мотива см. подробнее коммент. 381. 398 Так переводим др.-рус. гнздникъ; ср. греч. νοσσι ‘гнездо’, νοσσον ‘птенец’. Это слово отсутствует в «Материалах» и CлPZ вв., а в CДPZ помечено знаком ? Uмz Енос в переводе с др.-евр. значит ‘слабый человек’; возможно, значение было передано метафорически словом гнздникъ; в религиозном отношении Енос был ревнителем блaroчecmuz, что дало повод истолковать его uмz как ‘ревность, усердие’. Употребление греческого слова, если таковое имело место, могло haxoдumьcz под bлuzhueм еврейского zзыka: Каинан – от евр. Kenan (‘гнездник’), производное от kophz kanan ‘ставить, основывать’, откуда ken ‘гнездо’. Это не в Библии uмz, по мнению В. М. Истрина, могло быть неправильно nohzmo толкователем: ‘дeлamьcz красным’, ‘ревность’ (см.: Истрин–1897. С. 202). 399 Малеил – евр. mahalael, состоит из mahalal (корневая основа ‘блестеть’) и ассирийск. u – ‘бог’. В словаре «Изборника XIII в.» переводится как ‘правда крепка‘, ‘препона крепка’ (см.: Истрин–1897. С. 202; Истрин–1906. С. 39). Разнобой переводов усугубляется умолчанием Библии относительно трактовки имени. Источники отразили изыскания этимологического значения этого библейского персонажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

126 Картлос – праправнук Ноя (от Иафета), родоначальник грузин. Поселился в местах, от имени его получивших название, сохраняющееся по сей день. Картлос, его сыновья и внуки были монотеистами (почитали Единого Бога), но впоследствии потомки Картлоса под влиянием соседних народов приняли язычество и стали обоготворять солнце и огонь. В определенный исторический период в Грузии совершались культовые человеческие жертвоприношения, которые были запрещены царем Ревом Праведным. 127 Кир (древнеперсидск. Куруш) – в древней Персии царь в 558–530 гг. до Р. X.; завоеватель Мидии, Лидии, Вавилонии, греческих городов Малой Азии, части Средней Азии; основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель евреев из Вавилонского плена. По взятии Вавилона приказал возвратить иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма, – на то была особенная воля Божия ( Ис.44:28 ; 1Езд.1:1–4 ), преподнес в дар сосуды дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором. До окончания строительства Иерусалимского храма не дожил, умер в 530 г. до Р. X. от раны, полученной в одном из сражений с массагетскими племенами Средней Азии. 128 Семирамида (ассирийск. Шаммурамат) – царица Ассирии в конце IX в. до Р. X.; вела завоевательные войны. С ее именем часто связывают сооружение одного из семи чудес света – «висячих садов» в Вавилоне, созданных при Навухо доносоре II в VI в. до Р. X., первые упоминания о которых сохранились в «Истории» Геродота. 129 Август (до 44 г. до Р. X. Гай Октавий, с 27 г. до Р.Х. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) – римский император с 27 г. до Р. X., внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании. При нем завершено покорение территории современной Испании, образованы провинции Египет, Мезия, Паннония, Германия. 130 Траян Марк Ульпий (53–117) – римский император с 98 г. из династии Антонинов. Покорил Дакию (современная Румыния), Месопотамию и Армению. При нем Римская империя достигла своих максимальных границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004