727 Alzog, Handbuch Patrologie, oder der altern christ. Literargeschichte, Ш Auflage, 1876, s, 325. 728 Гиббон, История упадка и разр. Рим. имп., ссылается на Tillemonm’a (XIV, 278–282) и Baronius’a (412, 46–64). Но мы, при всей тщательности, не могли найти ни у того, ни у другого подтверждения слов Гиббона. 732 Cyr., Hom. pasch. I, M. gr. 77, 404–405; II, ibid. 428–129; VI, ibid. 500;. XVI, ibid. 749; XXX, ibid. 909 и др. 735 Gennadius Massiliensis, De sript., c.57. M.lt., 1091Ä „Homilias composuit plurimus, quae ad declamandum a Graeciae Episcopis memoriae comendantur“. 738 Автор Prolegomenae к hom. pasch, y M. gr. 77, 392–396; Тьерри, Несторий и Евтирий, I, 33; Tillemont, Memoires, XIV, 269–270, хотя и не так настойчиво; Kopallik, 75, not.; Филарет Черниг., III, § 216; Архим. Порфирий, Приб. к тв. св. оо. 1854, XIII, 260 и мн. др. 743 Писания преп. И. Кассиана, II соб., гл. 2, русск. пер., M., 1877. стр. 850 (о посл. Феофила относительно Оригена ); Prolegom. к Hom. pasch, св. Кир. M. gr. 77, 393. Epist. X, Иннокентия (папы) к Аврелию Карфаг. и правила соборов Толемапского и Брагаренского. 746 Хотя св. Кирилл вступил на кафедру в октябре 412 г, но пасхальной проповеди на 413 г у него нет. Нельзя допустить, что она была затеряна, потому что из введения проповеди 414 г ясно видно, что она была у св. Кирилла первой пасхальной проповедью. св. Кирилл говорит здесь о смерти Феофила и о своем вступлении на архиепископскую кафедру (М. gr. 77, 405). Очевидно, что проповедь на 413 г была написана и разослана еще Феофилом. Действительно, так как в Египте был счет по сентябрьским годам (с 29 авг.), то естественно, что Феофил в начале же года (в сент.) отправлял все свои послания и проповеди, касающийся времени празднования Пасхи в наступившем году. Для посланий, направляемых в Рим или др. отдаленные церкви, согласно постановлению 1 всел. собора, такая ранняя посылка извещений была даже естественной, так как требовалось несколько месяцев на пересылку этих посланий к папе, а от него ко всем другим церквям. Для местных же, епархиальных извещений, каковыми были пасхальные проповеди св. Кирилла, такая ранняя рассылка их была излишней, почему св. Кирилл как мы увидим, и отступил от этого обычая, стал посылать свои пасхальные гомилии по своей епархии перед самым их произнесением, перед Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

3 . Антидонатистские труды, написанные между 393 и 420 г., направлены против сепаратизма и содержат учение Августина о церкви и церковной дисциплине, а также о таинствах. Сюда относятся: Psalmus contra partem Donati (393), полемическая популярная песня без регулярного размера как попытка противостоять песням донатистов; Contra epistolam Parmeniani, написано в 400 г. против карфагенского епископа донатистов, преемника Доната; De baptismo contra Donatistas, в пользу действенности еретического крещения (400); Contra liter as Pe–miliani (около 400), против взгляда Киприана и донатистов о том, что эффективность таинств зависит от личных достоинств и церковного статуса совершающего их священника; Ad Catholicos Epistola contra Donatistas, vulgo De unitate ecclesiae (402); Contra Cresconium grammaticum Donatist is (406); Breviculus collationis cum Donatistis, краткий рассказ о трехдневном догматическом совещании с донатистами (411); De correctione Donatistarum (417); Contra Gaudentium, Donat. Episcopum, последний антидонатистский труд (420) 2190 . 4 . Антиарианские труды касаются Божественности Христа и Святого Духа, а также Святой Троицы. Важнейшие из них – пятнадцать книг De Trinitate (400 – 416); это самое глубокое и проницательное произведение древней церкви о Троице, ничем не уступающее родственным трудам Афанасия и двух Григориев, на столетия поставившее точку в вопросе учения 2191 . Его можно также причислить к утверждающим догматическим трудам, потому что оно не явно полемическое. Collatio cum Maximino Αriano, туманное и многословное, относится к 428 г. 5 . Многочисленные антипелагианские труды Августина – самые влиятельные и самые ценные. Они написаны между 412 и 429 г. В них Августин, находившийся в расцвете интеллектуальных и духовных сил, развивает свою систему антропологии и сотериологии и наиболее близко подходит к позициям евангельского протестантизма: «О вине и отпущении грехов и детском крещении» (412); «О Духе и букве» (413); «О природе и благодати» (415); «О деяниях Пелагия» (417); «О благодати Христа и первородном грехе» (418); «О браке и похоти» (419); «О благодати и свободной воле» (426); «О дисциплине и благодати» (427); «Против Юлиана Экланского» (два больших труда, написанные между 421 и 429 г., второй незаконченный, поэтому называемый также Opus imperfectum); «О предопределении святых» (428); «О даре устояния» (429) и т. д. 2192

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

915. 1249) и обратить весь мир в два года (II: 921), но яко бы он–псевдоапостол (II: 1255) и во всяком случае не Апостол языков, ибо не имел у них успехов и встречал прием лишь среди прозелитов (I: LI. II: 916 сл. 1089). Однако Павел вовсе не ожесточенный антииудаст, а во многом иудеохристианин. (II: 1261), хотя вел полемику против иудейства (II: 6,29. 778,1137); он искони понимал всемирное предназначение своей миссии (II: 914) и универсализм Евангелия Христова (II: 1262. 1294); взгляд Павла на язычество (II: 437,2. 778 сл. 783. 785 сл.), – частию по собственным наблюдениям (II: 776– 7), – и признание там известной религиозности (II: 946. 983). Павел и иудейство: неупоминание Павла в Талмуде (I: 148 сл. II: 84), ненависть к нему иудейства и иудейские басни о нем (II: 808 и гр. 1259. 853,142. 1274–5), κενς νθρωπο; (I: XXVI). Раввин(истиче)ское иудейское образование Павла (I: 146 сл. 413,418 II: 57. 68,153. 77. 826,1 ) и иудейские элементы его богословия (I: XLIV сл.); он «иудейский Паскаль» (II: 1203. 1256) и у него «Талмуд христианский» (I: XLIX) с трансформациею иудаизма (II: 428 сл. 1152) позаимствованиями и приспособлениями из сектантского иудейства (II: 428,1) и при соотношениях с ессейством (I: 881); якобы из иудейства и идеи гуманитарного универсализма (II: 1086 сл. 1101 сл.). Павел–искуесный агадист (II: 429,1), у которого все «мышление в цитатах» из В. 3. (II: 931), а в экзегетике и типологии он – талмудист (II: 822) с экзегезисом иудейским (I: LXVI–LXVII) агадическим (II: 905,545) и раввинскими толкованиями (II: 1251. 1253); аллегория Павлова – иудейская (II: 622,663) и филоническая (II: 43 сл. 429,1). Закон, пророки и другие писания у Ап. Павла (И: 162,327) и отношение у него Ветхого и Нового Заветов (II: 409,1228. 1261); нет цитат из апокрифов (II: 811,1260. 995,882). Перевод LXX-mu (II: 137,259. 138,261. 881. 939,796 963 сл. 1111. 1246) и еврейский текст (I: 224. II: 157–9. 473) у Ап. Павла. Независимость его от раввинизма (II: 389,1128). Ап. Павел и эллинизм (II: 458–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

395-401 401-402 НАРСА мч. Персидский (пам. греч. 29 и 28 марта) - см. в ст. Иона и Варахисий, мученики Персидские НАРСА мч. Персидский (пам. греч. 9 дек.) - см. в ст. Сосифей, Нарса и Исаак, мученики Персидские 402-412 НАРСАЙ И ИОСИФ († 343), мученики (пам. греч. 20 нояб.; пам. зап. 10 нояб.), казненные в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) вместе с другими христианами 412-413 НАРТЕКС [нарфик; ларчик, шкатулка], греч. термин, к-рым обозначают закрытое пространство, предваряющее наос церкви 413-416 416-418 НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора 418-424 НАСТИКА в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед 424-426 НАТАЛИЯ Васильевна Бакланова (1890-1938), послушница, прмц. (пам. 18 марта, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 426-427 НАТАЛИЯ Николаевна Ульянова (1889-1938), послушница, прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Васильевна Васильева (1899-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Семеновна Карих (1885-1942), мц. (пам. в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 427-428 НАТАЛИЯ Ивановна Козлова, мц. (пам. 1 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Федоровна Копытина (1885-1942), мц. (пам. в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Лукьяновна Сивакова (1872 - февр. 1941), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Тихоновна Силуянова (1905-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Берлинский, Максим Федорович — 339, 484 Бестужев-Рюмин, Михаил Алексеевич — 203, 438 Бестужев-Рюмин, Михаил Павлович — 393 Беттигер (Böttiger), Карл Вильгельм — „Всеобщая история“ 256, 263, 459 Бецкий, Иван Иванович — 441 „Bibliothèque des dames“ — 115, 413 „Библиотека для чтения“ — 293, 294 Брамбеуса“), 331, („Смирдина журнал“), 341, 352, 471, 472, 482 Билевич, Михаил Васильевич — 88, 403, 406, 407, 409 Близнецов — 198, 199, 433 Блудов, Дмитрий Николаевич — 322, 480, 481 Богдановка, имение — 431 Богемия — 315 Бодян (Бодьян), сторож — 81, 99, 405 Бодянский, Осип Максимович — 456 Божко, Андрей Андреевич — 81, 88, 103, 234 („товарищ мой“), 405, 448 Большой театр — 276 Бондаревский — 115 Борнгольм — 161 Бороздин, Николай Корнилович — 88, 279, 408 Бороздин, Федор Корнилович — 86, 406, 408 Бошняк, Александр Карлович — 429, 430 — „Якуб Скупалов“ 173 („нововышедший роман“), 188, 426, 429, 430 Брадке, Егор Федорович — 297, 310, 318, 322, 323, 327, 332, 335, 336, 473, 484 Брунст, домовладелец — 205, 206, 208, 211, 214 Брюллов, Карл Павлович — 428 Брюсов, Валерий Яковлевич — 435 Брянский, Яков Григорьевич — 252, 457 Буковина — 315 Булгаков, Константин Яковлевич — 219, 285, 338, 444 Булгарин, Фаддей Венедиктович — 203–205, 218, 293, 310, 395, 422, 430, 437, 438, 444, 476, 485, 500 — „Мазепа“ — 260, 460 — „Невероятные небылицы или путешествие к средоточию земли“ — 293, 471 — „Правдоподобные небылицы или странствования по свету в 29 веке“ — 293, 471 Булич (Булыч) — 340, 485 Бурнашев, Владимир Павлович — 189, 430 — „Лоскуток бумаги“ — 188, 430 Быков, Петр Васильевич — 427 Ванновский, Семен Иванович — 88, 100, 408 Ваныкин — 99 Варвара Семеновна, няня — 220, 222, 268, 445 Варранд (Варенд), Самуил — 494 Варшава — 312 Васильевка, имение — 82, 93, 103 („в своем владении“), 104, 106 („на том баштане“), 108, 116, 119, 129–136, 149, 168 („в наших местах“), 233–235, 237–242, 259, 262, 280, 338 („в отеческую берлогу“), 366–368, 370 („в предковской деревне“), 387–389, 392, 394, 396, 399, 401–404, 409, 410, 413–415, 421, 424, 425, 433, 435, 439, 442, 447, 451, 453–458, 464, 467, 475, 481, 493

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

56 Афанасий Великий , Послание 2 к Серапиону о Святем Дусе. Дополнения. ... " есть и бе и присно есть совершен присносущия образ». Фирсов ссылается на послание 2-ое св. Афанасия Великого к Серапиону о св. Духе. – В «Указании от богословских писм» Мелетия патриарха Александрийского, помещенном в Кирилловой книге (М. 1644, л. 417): «В божестве един Отец, воистину един сын, есть и бе, и присно есть и Сын воистину, един сын есть»... 58 Василий Великий . Дополнения. «Еже быти совершено и неоскудеваемо имея». Фирсов ссылается здесь на Василия Великого . В «Указании» Мелетия, патриарха Александрийского, помещенном в Кирилловой книге (М. 1644, л. 413 и след.), находится среди отрывков из творений Василия Великого выдержка: «Того же от иного слова» (нач.: «Яко убо глаголахом о Сыне, яко подобает исповедати особное его лице»), где читаем: «Есть убо Отец совершено имея еже быти, и не оскудеваемо, корень и источник Сына и Святаго Духа» (л 419). 59 Дамаскин. О вере, книга 1, глава 8. Дополнения. «Сам же паче начало и вина бытию». Слова эти заимствованы из книги «О вере» («Богословие» или «Точное изложение православной веры»; см. книги 1-ой главу VIII-yю. См. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина , т. I, Спб. 1913, стр. 166). В переводе Иоанна Эксарха: «в едие оц всемоу начаток и виньник» (Чт. Общ. Ист. и Др. Росс., 1877, кн. IV, стр. ?г). Сравн. в Кирилловой книге, л. 428: «Того же от главы, осмыя, о вере. Веруем во единого Бога, в едино начало, едино же безначално... сам источник бытия тех яже суть» – Вероятно, Фирсов имел здесь под руками полный перевод Богословия, так как в Кирилловой книге нет ссылки на «книгу 1-ую». 60 Григорий Селуньский. Дополнения. «И корень и источник, еже в Сыне и Святем Дусе зримаго божества». См. Изложение веры св. Григория Солуньского в Кирилловой книге (ed. с., см. выше дополнение к примечанию 3). 65 Григорий Селуньский. Дополнения. ... " и яко в Бозе присно неслиянне Сын сый, а не вина и начало, еже в Троицы разумеваемаго божества». См. в Кирилловой книге (М. 1644 г.) Изложение веры св. Григория Солуньского (л. 413 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

395 Акт от 1931 г. и опись вещей к нему – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 25. 398 См. идентичную надпись на иконе «Богоматерь Одигитрия» XVI в. из собрания Владимиро-Суздальского музея, инв. СМ-35 (см.: Трубачева 1985. С. 201, 204, рис. 4. Автор отмечает, что «по образцу и по размерам... эта икона наиболее близка произведению Дионисия 1482 г.»). Как и на иконе Дионисия, на нашей пелене надпись, следуя греческому написанию, начинается с буквы I: лигатура Д1 имеет начертание как на упомянутой суздальской иконе, а также на иконе из собрания П. Д. Корина конца XV в. (см.: Гам же. Рис. 1,3 и 4). 403 См., например, иконы «Битва новгородцев с суздальцами» 1460-х гг. и конца XV в. (см.: Каталог Новгородского музея 1963. С. 10; Антонова, Мнева 1963. Т. 1. С. 152, 103). 407 Надпись имеет ошибки. Иером. Арсений считал, что от «безграмотности» вышивальщицы (Арсений, иером. 1910). Однако те же ошибки – дне (вместо днесь), ене (вместо сыне) имеются и на сударе Ховриной (см. примеч. 4). 408 В Описях 1730 г. и 1771 г. о нем сказано: «...воздух камчатой алой... ветх». В Описи в 1857 г. отмечено, что алая камка полиняла и приведена вкладная надпись; А. Лебедев пишет, что сударь окаймлен голубой материей. Вероятно, это – позднее промежуточное «поновление», от которого осталась голубая заплата на подкладке. 410 Владимирский музей, инв. В-2165. См.: Трофимова 1982. С. 150, 36. Возможно, архиепископом Геннадием была вложена в Рождественский монастырь и хоругвь «Рождество Богоматери» с изображениями па каймах ростовских архиепископов Феодора и Иоанна (Владимиро-Суздальский музей, инв. См.: IX Реставрационная выставка 1988. 329). 413 По наблюдениям Н. А. Седовой, эта стихира встречается в Крюковом стихираре XVI-XVII вв. (РГБ, Троицкое собр., 428, л. 96 об. – 104 об., Седова 1993. С. 03–64, 131–132). На покрове наиболее раннее ее воспроизведение. 414 Седьмое лето «государства» Василия 111 (с 1505 г.) приходится на 1512 г., что соответствует прочтению даты 7020, а не 7027, как ошибочно считалось ранее (см., например: Лихачев, Алпатов, Ильин, Мнева, Гончарова 1956. С. 111). Уточнение внесено нами при инвентаризации покрова в 1965 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИОПОЛИТ [греч. Αγιοπολτης - Святоградец, т. е. происходящий из Иерусалима], древнейший из сохранившихся визант. музыкально-теоретических трактатов, составленный предположительно во 2-й пол. XII в. Как следует из предисловия, «А.» первоначально был составлен как приложение к собранию песнопений, возможно «тропарей» (τροπρια) преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина . Рукопись нач. XIV в. (Paris. Gr. 360) - единственный сохранившийся источник, хотя из др. дошедших визант. трактатов ясно, что «А.» был очень известной компиляцией. Текст, впервые изданный Й. Раастедом, сейчас разделен на 150 параграфов разной величины. Параграфы 1-55 - собственно визант. раздел, содержащий важную информацию о певч. нотации (палеовизант. (§ 13-16) и медиовизант. (§ 24-27) невмы ), изложение ладовой системы, интонационных формул , знаков модуляции и др. Нек-рые параграфы этого раздела относятся к теории древнегреч. музыки или по крайней мере используют ее терминологию (§ 5, 11-12, 28, 31 и 32). Параграфы 56-89 содержат трактат о древнегреч. музыке (т. н. Anonymus Bellermani III), известный по др., лучшим рукописным спискам, представленный здесь с пропусками и нарушением порядка. Последняя часть (§ 90-105), посвященная также преимущественно древнегреч. музыке, очевидно, была скомпилирована из др. источников. Среди сохранившихся трактатов по визант. музыке «А.» выделяется именно смешением сведений из античной и визант. муз. систем, а также одновременным использованием палеовизант. и медиовизант. нотаций. «А.» (§ 2) предполагает систему из 10 ладов (4 основных, 4 плагальных и 2 медиальных - 2-го и 4-го, возможно νενανω и νανα) и поэтому, вероятно, принадлежит палестинской, а не к-польской (студийской) традиции, для к-рой характерна 8-ладовая система (см. Осмогласие ; Иерусалимский устав , Песненное последование , Студийский устав ). Система 10 ладов противопоставляется 16 ладам в «асме» (4 основных, 4 плагальных, 4 медиальных и 4 фторальных - § 6), однако точное значение последнего понятия пока не установлено. Изд.: The Hagiopolites: A Byzantine Treatise on Musical Theory/Preliminary ed. by J. Raasted. Copenhagen, 1983. (Cah. de l " Inst. du Moyen-Âge Grec et Latin; 45). Лит.: Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner/Mit Beitr. v. Ch. Hannick u. P. Pieler. Münch., 1978; (греч. пер. с доп.: Hunger H. Βυζαντιν λογοτεχνα: Η λγια κοσμικ γραμματεα τν Βυζαντινν. Αθναι, 19942. Τ. 3. Σ. 394, 406-411, 413, 417, 421, 422, 424, 428, 434 [библиогр.]). Б. Шартау Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/63304.html

409. Преподобный Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве. Лествица. Слово 28, гл. 21. 410. Лествица. Слово 28, 17. 411. Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1844 года. Москва. 412. Преподобный Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 413. Преподобный Григорий Синаит. «О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Добротолюбие. Ч. 1. 414. Ср.: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4:2). И: …в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим. 12:12). 415. Преподобные Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Добротолюбие. Ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42. 416. Лествица. Слово 28, гл. 45. 417. Преподобный Максим Капсокаливи. Собеседование с преподобным Григорием Синаитом. Добротолюбие. Ч. 1. 418. Пс. 72:27. 419. Пс. 108:7. 420. Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у преподобного Синаита, гл. 131. Добротолюбие. Ч. 1. 421. Лествица. Слово 28, гл. 59. 422. Лествица. Слово 28, гл. 1. 423. Вышеупомянутое стихотворение преподобного Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Добротолюбие. Ч. 2. 424. 1 Цар. 2:9. 425. Святитель Димитрий Ростовский. Ч. 1. Внутренний человек, гл. 4. 426. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы. 427. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Святой Исаак Сирский. Слово 5. 428. …пронести … мимо … впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42). 429. Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1:5). 430. Рим. 8:26. Святой Исаак Сирский. Слово 21. «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей и соделался жилищем Святого Духа», — сказал святой Исаак. 431. Мнение преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик. 432. 1 Сол. 5:17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

413 «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее»//Богословский сборник. Вып. VIII. М.: ПСТБИ, 2001. С. 337. 414 Среди духовенства и мирян бытовало мнение о насильственной смерти патриарха Тихона. Однако неопровержимых доказательств этого не имеется. 416 Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины о преемстве Высшей Церковной Власти//Акты Святейшего Пат­риарха Тихона... С. 340–344. 422 Не случайно епископ Дамаскин, в бытность еще свою иеромонахом, при­ехал в 1919 г. именно в Киев, где был зачислен митрополитом Антонием (Храпо­вицким) в число братии Михайловского монастыря. 426 12 декабря 1927 г. состоялась беседа представителей Ленинградской епар­хии епископа Гдовского Димитрия (Любимова), протоиерея Василия Верюжского , протоиерея Викторина Добронравова и мирянина Алексеева с митрополитом Сергием. На вопрос делегатов: «А скажите, владыко, имя митрополита Петра предполагается отменить?», митрополит Сергий отвечал: «Если власти прикажут, так что же будешь делать? И сам Святейший Патриарх Тихон разрешил под дав­лением властей не поминать его». Тогда протоиерей Василий Верюжский заме­тил: «Но Святейший Патриарх Тихон мог разрешить не поминать себя, а вы от­менить имени митрополита Петра не можете!» На это замечание ответа митрополита Сергия не последовало. 428 Акривия – неукоснительная точность, строгость в исполнении чего-либо, в данном случае – церковных канонов. 431 События сбора подписей под документом о выборе Всероссийском патриархом митрополита Казанского Кирилла были изложены в периодическом органе русских католиков «Благовест», 1931, сентябрь-октябрь. См. также «Акты Святейшего Патриарха Тихона…» С.776–778 432 4-е правило I Вселенского Собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежа­щей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да собе­рутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совер­шат рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». 4 правило Седьмого Вселенского Собора в интересу­ющей нас части повторяет формулировку 4 правила Первого Вселенского Собо­ра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010