14. Вы заблуждаетесь, Бог не бывает осмеян. 2319 Но можно осмеять бога Маркиона, который не умеет ни гневаться, ни мстить. Ибо что посеет человек, то и пожнет. 2320 Следовательно, угрожает Бог воздаяния и суда. Делая же добро, да не утомимся, 2321 – и: Доколе у нас есть время, будем творить благо, 2322 Отрицай, что Творец заповедал творить благо, и пусть у противоположного божества будет противоположное учение. Далее, если предвещает воздаяние, то от Одного и Того же Бога произойдет жатва и тления, и жизни. 2323 15. В свое время пожнем, 2324 – ибо и Екклесиаст говорит: Время для всякой вещи. 2325 Но и для меня, – служителя Творца, – мир распят, – однако, не Бог мира, – и я – для мира, 2326 – однако, не для Бога мира. Ибо мир употребил по отношению к образу жизни мира, при отречении от которого мы с ним (миром) распинаемся и умираем друг для друга. [Он называет преследователей Христа.] 2327 Когда же добавляет, что носит язвы Христа на своем теле 2328 – конечно, телесные от оков, 2329 – уже открыто заявляет, что плоть Христа, Чьи язвы он являет как телесные, не воображаемая, но истинная и подлинная. Глава 5. О благодати и мире, о Божьей глупости и людской мудрости (1 Kop. 1: 3,18–31) 1. введение к предшествующему Посланию так направило , что я не рассматривал вступление к нему, будучи уверенным, что и в другом месте смогу рассмотреть его, обычное, разумеется, и одно и то же во всех Посланиях. Я не говорю о том, что он обращается к тем, к которым пишет, не со словами приветствия, а со словами: Благодать и мир: 2330 что ему, ниспровергателю иудаизма, до все еще сохраняющегося иудейского обычая? Действительно, и сегодня иудеи обращаются , желая мира, и прежде в Писании так приветствовали, – но я понимаю, что он своим служением подтверждал предвещенное Творцом: Как своевременны ноги благовествующих благо, благовествующих мир, 2331 2. Ведь он благовествует мир добра, т. е. благодати Божьей, 2332 о необходимости предпочитать этот мир 2333 он знал. Так как он, возвещая это (благодать и мир) от Бога Отца нашего и Господа Иисуса, 2334 пользуется обычными речениями, соответствующими также и нашему таинству , то я думаю, что можно понять, о каком Боге Отце и Господе Иисусе идет речь, лишь из особенностей : кому они более соответствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Это суть видимые, внешние действия в таинстве елеосвящения, а невидимо в нем подается болящему исцеление немощей души и тела. Вот, какое благо дарует Господь немощному и страждущему в таинстве елеосвящения. Он врачует болезни и тела, и души, т. е. грехи, аще сотворил их больной, говорить св. апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ). А кто же из людей не творит греха, пока живет на земле? Но, к стыду нашему, среди многих православных откуда-то явилось небрежение к таинству елеосвящения. Многие считают его как бы излишним, а иные боятся его, ибо говорят, что пособорованный все равно, что мертвец. Боязнь эта знак неверия. Не оттого ли и происходит то, что Господь чрез это спасительное таинство не подает исцеления телу? У больного и у молящихся за него не достает веры, а между тем только верующему вся возможна. Для маловера не во исцеление будет таинство елеосвящения, а в приложение немощей. Итак, братие, в болезнях тяжелых не бойтесь призывать священника для совершения таинства елеосвящения. Твердо веруйте в благодать Божию, действующую в сем таинстве. И будет вам по вере вашей. Если же Господь благоволит отозвать в загробный мир болящего, то знайте, что ему отпущены все грехи. А эта ему важнее всего. Вы, молящиеся с больным, подкрепляйте его своею верою и молитвами. Не проливайте слез при совершении таинства, ибо они суть знаки маловерия. Всему есть свое время. При совершении таинства елеосвящения есть благоприятное время для молитвы, а не для плача. Если бы при нашем усердии, Господь Бог помог бы нам всегда жить в готовности встретить безбоязненно день он, то мы могли бы получить звание верных рабов. Тогда каждый из нас в твердом уповании на милость Божию мог бы повторять слова св. апостола Павла: «время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:6–8 ). Но кого же Спаситель разумел под господином и рабом-домоправителем, и что есть дом Господа? Господин есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

7. Видишь, что пророк говорит о правителях римской импе­рии; что последние угнетают иудеев, – очевидно. Но они еще возвы­сили и десницу, т.е. свое могущество, расширив свое царство, почему и разорили страну иудейскую. «Возвеселил всех врагов его». Если врагами пророк называет язычников, то Бог возвеселил их не бед­ствиями, какие причинил Он иудеям, а благами, которые даровал нам; если же врагами называет демонов, что возвеселил их тем, что лишил иудеев своего покровительства и попустил им терпеть козни от всякого желающего. " Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани» ( Пс.88:44 ). Меч благочестивого мужа – Божие повеление, потому что им мы побеждаем супротивные силы, почему Павел и говорил: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 ), мечом же иудеев, в частности, был закон Моисеев. Его помощь Бог отвратил, потому что упразднил его исполнение по букве. " И не защищал его на брани». В какой? Во брани с нами, потому что иудеи часто борются с нами на основании закона и пророков, но помощь писаний Бог подает не им, а нам, предста­вляя все писания к их обвинению и к нашему оправданию. «Прекратил у него очищение, престол его поверг на землю» ( Пс.88:45 ). Каким образом? Установив истинное очищение – крещение, потому что, когда возвещено было совершенное очищение, частные очищения иудеев естественно упразднились. Вот почему, вместо: разорил, в шестом издании переводчики сказали: погрузил. «Престол его поверг на землю». Престол разумей или царский, или учительский или священнический; все эти престолы иудеев, составлявшие гордость их царей, священников и учителей, были сокрушены, почему и говорится, что они повержены были на землю. «Сократил дни времени его..., покрыл его стыдом» ( Пс.88:46 ). Жизнь иудеев не осталась навсегда и не была утверждена, как жизнь языч­ников, до кончины мира, почему справедливо и говорится, что они покрыты были стыдом. А что время жизни их сокращено было по причине беззакония их, это ясно показывают слова, сказанные Богом Соломону относительно храма: «если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» ( 3Цар.9:6–7 ). Перемена тона прерывает пророчество, потому что пророк, оставив лицо иудеев, обра­щается к Богу с просьбою о всем человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Христос совершает Свое служение в смирении и уничижении. И посреди этого мы видим откровение Его славы. Он избирает для Своего Преображения гору, уединенное место, научая нас, что уединение способствует нашему общению с Богом. Кто стремится к небу, должен часто уединяться. И он не будет одинок, даже когда будет один, ибо Бог будет с ним. Те, кто ищет Бога, должны не только уединяться, но и восходить. Горе иметь сердца и искать вышнего. Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна – лучших Своих учеников. Мы знаем, что скоро эти три апостола будут рядом с Ним во время Его молитвы о чаше в Гефсиманском саду. И Господь явил им Свое Преображение, чтобы они не помрачились рассудком, когда увидят Его распинаемым на Кресте. Чтобы у них были силы предстоять перед невозможным, переносить непереносимое. Господь дает нам благодать в этом мире, чтобы подготовить нас к нашим страданиям с Ним. А страданиями приготовить к пребыванию с Ним в вечной славе. «Когда Он молился, вид лица Его изменился». Мы молимся не для того, чтобы Бог изменился по отношению к нам, а чтобы мы изменились. Чтобы Бог соделал нас другими, наполнив новой жизнью наши сердца, просветив наши лица. Какой непостижимый мир и покой открывается среди этих высот! Состав Его тела остался таким же – Он не превратился в дух. Но Его тело, которое являлось в немощи и бесчестии, теперь явилось в силе и славе. В Преображении Он открыл Своим ученикам отблеск Своей славы, от которой Его вид не мог не измениться. Его лицо просияло как солнце, когда оно является в силе полуденных лучей. И сияние его было особенно ярким, потому что оно просияло внезапно, как солнце из-за темной тучи. Крест и нимб со словами «от начала Сущий» – то, что на наших иконах окружает Его лик. Его одежды были белы как свет. Сияние лица Моисея было столь слабым по сравнению с Христовым, что покрывало могло легко его сокрыть ( Исх.34:29–35 ). Но слава тела Христова была такова, что одежды просветились ею. «Одеяйся светом яко ризою» – поет святая Церковь перед Его Крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Куда идёт Россия, куда катится? Из народа-богоносца мы уже почти превратились в народ-скотоносец Игорь Романов   11:45 03.11.2023 1213 Время на чтение 5 минут Куда идет Россия? Куда катится? Где наши идеалы, в чём наши смыслы? Да, есть еще сегодня в России люди, которые верны идеалам Святой Руси, верны Богу и Отечеству нашему Православному. Но это лишь отдельные люди, это те «пятьдесят праведников», но не весь наш народ. Сколько пророков, сколько выдающихся духовных людей обращалось к России уже в наши дни с призывом к покаянию, с призывом обратиться ко Христу и выйти на свой истинный тысячелетний путь со Христом и ради Христа! Но пока всё тщетно. Мы не слышим наших духовников, наших духовных путеводителей. И мы не помним слов Пророка Исайи: « Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1:3-7). Не слышит народ наш Глас Божий. Не слышим мы Тебя, Господи! Из народа-богоносца мы уже почти превратились в народ-скотоносец. Носим на себе этих скотов, которые нами понукают и сена, нашими же руками собранного, нам пожевать дают. Носим этих скотов на себе и в себе, потому что сами уже хуже скотов стали. А скоты эти не иначе, как бесы. Мерзкие, рогатые, носатые и с копытами. По грехам нашим бесы нами понукают. А мы рады стараться, глядишь сена побольше дадут. Сено это мы сами, своими руками накосили, просушили и в стога сметали. В поте лица трудились. Но так получилось, что, потеряв неизвестно где и как всякий стыд и всю совесть, мы сами на скотном дворе оказались. Со скотами и среди скотов. Мало того, теперь бесы распределяют, кому сколько сена, на какие нужды и под какой процент выделить. Кто больше оскотинится, тот сена больше получит. Хотя процент меньше не станет.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/ku...

Видите, как были настроены их сердца, как горели христиане духом любви, как стремились всё, что могли, отдать на помощь своим ближним. Не только отдавали последнее, жертвовали от последнего, от нищеты своей; отдали сами себя Господу и нам. Как отдавали себя Господу? Они отдавали последнее достояние свое, сердцем своим стремились к Богу, во имя Божие жертвовали последнее, самих себя вручали Господу и апостолам. Вот видите, какая великая благодать Божия дана Церкви Македонской, о чем говорил апостол Павел. Он говорил, что Дух Святой посетил их, распалил сердца их Своей благодатью, и они, терпящие нищету, живущие среди глубоких скорбей, отдавали последнее братьям своим нуждающимся. Сердца свои, самих себя отдали Богу, отдали апостолам, отдали нуждающимся братьям своим, и вот, рассказывая коринфянам об этом, апостол Павел говорил: «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 11–13). Он призывает и коринфян исполнить то же дело любви, привлечь к себе благодать Святого Духа, о какой свидетельствовал в церквах македонских; говорит о том, что Бог принимает жертвы наши по усердию нашему. Дело не в количестве жертвы: важно, с каким сердцем, с каким расположением, с каким усердием она приносится нуждающимся и бедствующим братьям. Не требуется, чтобы мы себя обрекли голодать, чтобы отдали последнее; не требуется, чтобы нам была горечь: надо только, чтобы была равномерность; надо, чтобы в христианской общине не было тяжкого, глубокого неравенства, которое существует повсюду среди людей. Ибо мы знаем, что одни государства — христианские государства — преизбыточествуют огромными богатствами, огромными запасами, тогда как другие страны терпят страшные голод и нужду. И совсем нет в наше время того равенства, о котором говорит святой апостол; никто не заботится, чтобы блага земные были равномерно распределены между людьми, совсем напротив.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«От уз суда Он был ваять, но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53, 8 ). Видя, что по первому обвинению, а именно в искании царской власти, Пилат не соглашается осудить Иисуса Христа, первосвященники и старейшины иудейские представляют на Господа другое обвинение, то, по которому сами осудили Его, и говорят: «мы закон имеем (который ты обязан уважать) и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Пилат и прежде, хотя и смутно, сознавал, что имеет дело не с обыкновенным человеком, а услышав эти слова, еще более убоялся. Приведя Иисуса Христа опять в Преторию, он с невольным трепетом спросил Его: „откуда Ты?“ (т. е. с небес, или от земли). Господь не удостоил его Своим ответом. От страха Пилат перешел к обычному своему высокомерию и с гордостью сказал: „мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?“ Тогда Господь обличил двоедушного судию, сказав; «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»; но прибавил (хотя ты и виноват, потому что судишь не по совести, но): „более греха на том, кто предал Меня тебе“ (т. е. на евреях и в особенности начальниках их). С этого времени Пилат искал как бы защитить Иисуса Христа от злобных иудеев и отпустить Его. Первосвященники заметили это и, в свою очередь, решились прибегнуть к крайнему средству против нерешительности Пилата, которое нарочито приберегали к концу: „если отпустишь Его, сказали они ему: „то ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, – противник кесарю“. Этими словами евреи пригрозили Пилату, что донесут на него кесарю в измене (а известен был всем подозрительный и жестокий характер бывшего тогда императором Тиверии). При этой угрозе пала вся твердость римского правителя, и он поспешил, как можно скорее, кончить суд свой: велел привести к себе Иисуса Христа и занял свое судейское место. В то же время Пилат негодовал на евреев и в своей бессильной злобе бросил им упрек, с насмешкою сказав: „се, царь ваш“. Евреи закричали: „распни, распни Его!“ Пилат продолжал: „царя-ли вашего распну?“ Тогда первосвященники (снова намекая на донос) ответили ему: „нет у нас царя, кроме кесаря“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   19    «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» (Псал.76:13). Вера наша должна быть сознательной, разумной. Принимая истины христианские от всей души, с полною верою в них, – мы призываем, в то же время углубляться в них, постигать их смысл. Конечно, догматы христианской веры (вечность Бога, троичность Лиц в Боге, воплощение Бога в человеческое естество и другие догматы) – недоступны нашему разумению в своей сущности. Но нравственный смысл их, разумность, приемлемость для человеческого ума – могут и должны быть предметом наших изысканий. И какое неисчерпаемое море мыслей глубоких и радостных, захватывающих дух наш, открывается при внимательном размышлении о Гоге и Его делах! А люди современные, особенно наши писатели и философы, главным образом направляют внимание свое и своих читателей именно вдаль от Бога, – как кроты роются в земле в людских пороках, не бичуя их, а даже восхваляя... Что же! Они сами себя и своих ближних лишают духовных истинных вечных радостей!..    20    «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр.4:2). Здесь указаны два пути жизни: по страстям человеческим или по воле Божией. Мы видим людей очень много работающих, не щадящих своего здоровья; но что ими движет? Страсть корыстолюбия или гордости, или блуда... И рабы Христовы тоже много трудятся, но самопожертвования, – но во имя Бога, во благо людей... Какой путь избрать? — первый путь, по человеческим страстям – никогда не даст покоя душе человеческой, а только томление, скуку, неудовлетворенность... Второй путь – исполнение заповедей Божиих, после скорбей и трудов приносит душе нашей глубокий мир и радость, предощущение вечного блаженства».    21    «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумен и знает Господа (1 М.П.10). Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15).    Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.    Дела милости необходимо совершать потому: 1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Матф. 25:34); 2 к совершающему милость, Бог проявляет помилование, а человека, не оказывающего милости ждет Божий “суд без милости не оказавшему милости” (Иак.2:13); 3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Матф.25:40); 4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф.5:7). “И когда молишься, не будь как лицемеры...”...    Продолжая пояснять Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.” (Матф.6:5). Как нужно понимать эти слова Спасителя?     Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте “в синагогах и на углах улиц”, на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв.    Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О дьяволе сказано Христом, что «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Дьявол – источник всякого греха. Поэтому лукавая мысль о спасении дьявола равносильна мысли о спасении лжи, убийства, блуда и всякого греха. Дьявол не может быть спасен, как не может быть спасен грех, потому что не может быть светлой тьма. Жалеть дьявола и печалиться о нем равносильно тому, чтобы жалеть грех. Это даже хуже, ибо дьявол является не грехом, а источником и отцом греха. Дьявола нет вне греха. Для человека грех – это нечто внешнее, привнесенное извне, несвойственное ему. Поэтому человек может спастись от греха. Для дьявола грех, это – «свое». Поэтому грех и его источник должны навечно погибнуть. Страшный суд Святому Иоанну открывается новое апокалиптическое видение – картина Страшного суда у великого белого престола. По нашему делению Апокалипсиса это – шестая картина, открывшаяся Иоанну на острове Патмос. Взор тайнозрителя проник до той отдаленной точки, где кончается история вселенной и где начинается новый великий день вечности. Страшный суд – это точка касания двух сфер, сферы бытия временного и сферы вечнобытия. Днями отсчитывают время. Страшный суд, это – последний день времен и начало вечности. Страшный суд, это – конец имевшего начало, и начало не имеющего конца, это – омега времени и альфа вечности. Откр.20:11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. Так начинает Иоанн описание великого зрелища, открывшегося его пророческому взору. И увидел я великий белый престол. Это – Божий престол Страшного суда. Об этом говорил Сам Господь: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Этот «престол славы» и видит теперь Иоанн. Андрей Кесарийский под белым престолом, на котором воссядет Судья неба и земли, разумеет «Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями святых, восседая на них, как на престоле». Впрочем мы, конечно же, не можем себе вообразить, что именно представляет собой этот престол. Здесь, как и во многих других случаях, Писание в земных образах и понятиях показывает и описывает нам незримое и неописуемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010