в на­шей пустыни, никому не может ни продать, ни отдать своей келлии, и пусть пребывающие в пустыни иноки не торгуют келлиями и не меняются ими между собою, но пусть каждый живет в своей келлии. Если какой-либо инок из братии нашей пустыни не захочет проводить свою жизнь по Божиим заповедям, по написанию господина нашего и учителя старца Нила и по сему нашему писанию, но пожелает жить самочинно и само­вольно, такового брата настоятель и братия пусть накажут; если же он после наказания не исправит­ся, то пусть настоятель с братией удалят его из пус­тыни, как мякину от жита, без всякой боязни, сему нашему завещанию. Если же тот брат раскается и пожелает проводить свою жизнь по Божиим запо­ведям, по преданию святых отцов, по писа­нию господина и учителя моего старца Нила и по сему нашему завету, то пусть настоятель и братия примут его в пустынь сию.Это я, инок Иннокентий, написал, чтобы так исполняли после моей смерти». Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преста­вился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19-й день, на память святых муче­ников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями над­гробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его поло­жили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукой своею, послу­живших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1538-е случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строе­ния предали огню и перебили много иноков; спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комель­ском лесу, на реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о пре­подобном Иннокентии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1441

Тотчас по Причащении, во время Богослужения, поздравления и разговоры несовместны с высоким чувством благоговения. Благоговение обновившего свое единение с Господом и святой Его Церковию не должно кончиться выходом из храма Божия. По возблагодарении Господа за Причащение, по благоговейном облобызании Креста и выходе из храма Божия, святые впечатления седмичного говения и обновленного единения с Господом должны живо изображаться в нас, особенно в самый день Причащения, как первый и ближайший плод особенных седмичных благочестивых подвигов нашего стремления к Богу и возсоединения с Ним. В этот священнейший день нашей Пасхи, праздников праздник и торжество торжеств, мы преимущественно должны согласно с Апостолом чувствовать: живу не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Ибо сам Господь сказал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). День нашего Причащения вполне принадлежит Господу, по нашему высокому благоговению, по нашей высоте и чистоте духа, по нашему воздержанию в пище, питии и разговорах, и по непременному нашему явлению во храм для вечерней молитвы. Благодатное единение с Спасителем для нас выше всякого видимого союза, ибо оно есть для вечной и блаженной жизни во Иисусе Христе, Который сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный ( Ин. 6:54 ). Посему оно должно наполнять и руководить нас, среди всякого общения и союза с ближними, не только в самый день дарования нам великого залога безпредельной к нам любви Божией, но и в продолжение всей нашей жизни. День нашего Причащения должен быть началом дней жизни нашей во Иисусе Христе для вечной блаженной жизни. Со дня Причащения будем жить так, чтобы к нам всегда относилось утешительное обетование Господа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Читать далее Источник: О говении по уставу православной церкви/[Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На основании дополнений Евангелия Луки ( Лк.3:1 ) можно определить время появления Иоанна у Иордана. Это было, по словам Луки, «в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря». Тиверий (считая время его совместного правления с Августом) вступил на престол, по нашему счислению, в конце 11 или начале 12 года по Р.Х. (765 г. от основания Рима), Август умер в 14 году (767 г. от основания Рима); пятнадцатый год Тиверия, от его соправительства с Августом, падает, по нашему счету, на 30 год по Р.Х. (780 г. от основания Рима). Так как теперь почти всеми экзегетами принимается, что Христос родился в конце 749 года от основания Рима, или на 2–3 года раньше начала нашей христианской эры (митрополит Филарет. Библейская история. 1866. С. 393: «Истинное время Рождества Христова должно предварять эру Дионисия одним или несколькими годами, в чем согласуются мнения всей христианской древности»), то, значит, в первый год нашей эры Христу было около трех лет, а в 26-м (30-м нашей эры) около тридцати, что вполне согласно с показанием Луки ( Лк.3:23 ). Если далее принять, что древнее обозначение времени рождения Христа 25 декабря (749 г.) точно, и что Иоанн был старше Христа на шесть месяцев ( Лк.1:26 ), то можно приблизительно определить и время, когда происходили рассказанные в данной главе Евангелия от Матфея события. Отсчитывая от 25 декабря назад 6 месяцев, приходим к 24 июня – времени рождения Крестителя. Когда он выступил на проповедь , ему было, следовательно, уже тридцать лет, и его выступление на проповедь и крещение народа в Иордане можно относить к промежутку от 24 июня до 25 декабря 779 г. от основания Рима, или 29 г. по Р.Х. (по нашему летоисчислению). Соображение это подкрепляется тем, что Иоанн был из священнического рода, а священники должны были начинать свое служение не ранее тридцати лет ( Числ.4:3, 47 ), хотя впоследствии срок этот и был, по-видимому, сокращен ( 1Пар.23:24 ; 2Пар.31:17 ). «Иоанн», евр. Иоханан, или Иегоханан, – Бог милостив, как Иеровоам, Ииуй, Иорам, Иезавель и др., где Ие или Ио – приставка, означающая – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот как это было. В одно из торговых своих путешествий в насаде) своем по Волхову, Ладоге и морю нашему,Онеге, Иоанн имел путь, по обычаю к нашему нынешнему городу Повенцу, который уже в то время был рядком или торговой пристанью. Насад нагружен был солью; – соль, необходимая и почти единственная по тогдашнему времени потребность, для сбыта коей у нас можно было с надеждой путешествовать торговым образом. Предметов роскоши иногородней не знали наши предки. В одно из таких путешествий плыл Иоанн по нашей Онеге и когда был уже близ средины его 1 , вдруг застигнут был страшной бурей. Долго насад носился по произволу волн; опасность потопления представлялась неизбежной. Но сия-то опасность была гласом призывания Божия к Иоанну; Иоанн, восчувствовав теперь наиболее нежели когда-либо, сколь тщетно все в настоящем мире, просил себе избавления у Бога не только от моря водного, но и вместе от моря житейского. Положен обет посвятить себя жизни иноческой, если угодно будет Богу сохранить теперь жизнь обыкновенную. Молитва услышана. Ладья иоаннова тотчас выкинута на подводную луду 2 близ самого берега острова сего, на котором мы ныне находимся. Иоанн немедленно достиг иной малой ладьицей, при насаде бывшей, самого сего берега, где стоим теперь и пал на землю, со слезами благодарил Господа за спасение. Господь, продолжая или изъясняя призывание Свое ко Иоанну, дал ему особенное теперь чувство, – ощущение красоты пустынного места сего. Иоанн слышит при сем чувственно глас, неведомо чей: «Иоанне, Иоанне! Зде подобает тебе быти и братию собрать, и Обитель на сожитие иноком соорудить, и храм Св. Троице соградити!» Ответ Иоаннов состоял в слезах благодарения с повержением себя на землю, в сердечном обете совершенной покорности. Так было на том самом месте, где первый шаг ступила нога Иоаннова по земле после спасения от моря. Иоанн спешит далее в ту сторону, откуда простирался к нему неведомый глас и се видит он на можжевеловом дереве икону Пресвятой Троицы. Можно всякому представить себе радость спасенного человека, при таких свидетельствах любви к нему небесной, – свидетельствах для чувств не только слуха, но и зрения! Можно было видети глас, как сказано в Писании: глас был Божий. Сии то самые места, где столь ясно явилась бывшему некогда Иоанну, потом Преподобному Отцу нашему Ионе, милость Божия, ознаменованы здесь видимыми памятниками благочестия. На подводной отмели, где остановилась в бури к Иоаннова и увидел Иоанн спасение, поставлен им Крест, знамение всемирного спасения. Вы видите его на луде пред самой Обителью. На месте, где обретена икона Пресвятой Троицы, тогда же сооружен сперва также Крест и малая часовня, с помещением в ней явившегося св. Образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

" Путину Господь воздаст сторицей " — Но теперь-то все по-другому! Восстановлен не только главный российский храм Христа Спасителя, но и сама историческая суть Православия. Характерный пример: современный властитель государства прежде всего православный христианин, а потом уже самый крупный начальник. Ведь без вашего благословения Владимир Путин свой президентский пост занимать не стал. Разве не так? — Все так, слава Богу! Но дело, конечно, не только в моем благословении. Без малого десять лет российские власти демонстрируют обществу свое неизменное стремление сохранить, возродить и приумножить духовное наследие Отчизны. Да воздаст им Господь сторицей! В России произошло обновление государственной власти, которая ныне преемственно стремится к плодотворному взаимодействию с Православной Церковью в самых разных областях. Да, люди по-прежнему страдают — страдают от нищеты, несправедливости, вражды, кровопролитных конфликтов и их последствий. Но ответом на " рознь мира сего " должен быть мир Христов. Жизнь государства и общества на канонической территории Русской Церкви остается весьма нелегкой, однако все же подает знаки доброй надежды. К нашему народу возвращаются историческая память, издревле присущий ему духовный и культурный облик. Это как второе Крещение Руси. И далеко не случайно идет оно рука об руку с возрождением России, с постепенным переходом от " смутного времени " к созиданию гражданского мира. На этом поле, как мне кажется, и следует наконец-то обрести то, что в миру называют национальной идеей. — Давайте попробуем сформулировать эту идею. Говорят, что витает она где-то в воздухе, а " руками потрогать " — никак. Вот в США, например, каждый сызмальства знает, что Америка — страна равных возможностей. Любой может стать миллионером и т.д. С этим рождаются, живут, умирают... и считают своей главной национальной идеей. Не плохо выходит у них, согласитесь? — Америка для нас не пример. Истории США сотни лет всего-то! У нас же более чем тысячелетняя история, в которой основные события церковной и государственной жизни практически одна плоть и кровь. И сегодня, как и много веков назад, Русь собирается и созидается на основе отеческой веры. Именно так — и только так! — мы сумеем восстановить свои силы и красоту свою. Именно в верности нашему исконному духовному пути кроется надежда на лучшее будущее. Святитель Тихон, Патриарх Московский, в драматическое послереволюционное время писал: " Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины " .

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Пс.46:5 . избра нам достояния свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. Третью причину выводит из другаго благодеяния, которое явил Господь народу Своему, отличив его от прочих языческих народов и избрав в достояние Свое, из котораго составил первенствующую Церковь , состоявшую из верных Иудеев, то есть, из Апостолов и других учеников. Сие избрание Пророк изображает под именем доброты Иаковли, юже возлюби Господь. Ибо хотя в народе Иудейском многие были жестоковыйные и приверженные к идолопоклонству, и потому наконец отверженные, но были между тем и святейшие Патриархи, коих доброта веры и нравов была любезна Богу. Откуду и Апостол Павел, в послании к Римлянам нарицает Иудеев возлюбленными Богу ради отцев их ( Рим. 11:28 ), а церковь , из Иудеев составленную, доброю маслиною, от которыя хотя некия ветви ради неверия отломилися, но на их место прицепилися язычники, обратившиеся в веру, коих нарицает дивиею маслиною. Пс.46:6 . Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Приводит четвертую причину, чего ради призывает всех языков к рукоплесканию и радости, изображая живо, что Господь, по избрании Себе достояния из народа Иудейскаго, то есть, по основании церкви на Святых Апостолах и учениках, кои все были из Иудеев, вознеслся на небо, куда возвел и наше естество, соединив его с лицем Своим неразрывным союзом. Ибо хотя во псалме сем не изображается, куда возшел, но в другом сказано ясно: возшел еси на высоту, пленил еси плен ( Пс. 67:9 ). Итак вошел Христос на небо, и притом возшел собственною силою, понеже Бог был; сего бо ради сказано, взыде Бог. Следующия за сим слова: в воскликновении, во гласе трубне, без сомнения, заимствовал Пророк от ветхозаветных обрядов, при которых, во время торжественных собраний во храме, обыкновенно Левиты громогласно пели и играли на трубах, возбуждая народ к прославлению Божией силы. Здесь воскликновение и глас трубный должно брать в духовном смысле о воскликновении Ангелов, как замечает Златоуст в толковании на сей псалом. Пс.46:7 . Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Девяносто лет подвизался подвигом иноческим Преподобный Павел! А всего жития его было 112 лет. И отличительнейшею чертою его подвига было дивное, воистину христоподражательное смирение. 22-летним юношей ушел он в какой-то, ныне неведомый, приволжский монастырь святого Феодора “на низу”; оттуда, уже достигнув высокой меры духовного совершенства, пришел он учиться смирению у своего младшего сверстника, Преподобного Сергия; здесь проходил он труды и в поварне, и в трапезе; заметив, что на него обращено внимание, как на ревностного инока, он, с благословения великого аввы, уходит к Преподобному Авраамию Чухломскому, затем идет в пустынные дебри Обноры и тут посе­ляется, воистину, наедине с Богом – в дупле старой липы, весь отдавая себя молитве и беседе с Богом. И достиг он такого состояния, что в его присутствии дикие звери забывали свою свирепость: и волк, и медведь паслись около него вместе с кротким зайцем, и хищные орлы не трогали малых пташек, садившихся на руки и плечи великого подвижника. А его сми­рение было столь велико, что мы не видим из его жития даже того: имел ли он благодатный сан священства? По крайней мере, и по основании им обители ее настоятелем был не сам он, а ученик Преподобного друга его Сергия Нуромского – Алексий. Так в глубоком смирении протекла вся жизнь великого подвижника. Он отошел к Богу, и Господь исполнил над ним святое слово Свое: в память вечную будет праведник. Из века в век православные русские люди притекали к его гробу, искали спасения души в его обители, просили себе его молитвенной помощи; а он смиренно почивал в месте своего упокоения и даже не позволил коснуться мощей своих, когда один из игуменов его обители самочинно вздумал было открыть его могилу. Для святых Божиих и грядущее видимо яко настоящее, и кто ведает пути их? Не предзрел ли угодник Божий того бедствия, которое испытала оби­тель его в наши дни? И что сталось бы с его священными останками, если бы всеистребляющий огнь коснулся их? Мы не можем от Господа требовать чудес по нашему разумению: мы ведаем, что, например, святые мощи Преподобного князя Иоасафа Спасокаменского, попу­щением Божиим, подверглись сожжению во время пожара в Спасокаменском монастыре, и мы имеем только малые косточки от них. А ныне мы веруем, что святые мощи Преподобного Павла, к утешению нашему, в мире почивают в недрах земных неприкосновенными. И не знамение ли это, для нас особенно утешительное, что в самом изображении угодника Божия, вычеканенном из серебра, дивным образом в пламени пожара уцелел благолепный лик его и изображение рук? Хранит Господь не токмо вся кости Своих избранников, но и самые изображения их, все обращая во славу Свою и в назидание наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– «Отца Александрова и Руфова»: два лица, вероятно, хорошо знакомые римскому христианскому обществу, для которого евангелист Марк первоначально писал свое Евангелие. Может быть об одном из них упоминает св. Ап. Павел в своем послании к Римлянам, как одном из лучших членов римского первохристианского общества, вместе с его матерью, которую Апостол называет и своей матерью ( Рим.16:13 ). Если так: то семейство Симона Киринеянина, удостоившегося понести крест Господа, было высоко по нравственным совершенствам, и евангелист не без особенной цели напоминает здесь о детях этого крестоносца Христова. – «Идущего с поля»: в самый день, вечером которого вкушали пасху, закон не запрещал заниматься обычными житейскими делами, и Симон, как видно, не терял этого дня, а проводил его в обычных работах на поле до известного времени. Мк.15:22–41 . См. прим. к Мф.27:33–56 . – «Вино смешанное со смирною»:то же, что у ев. Матфея «уксус с желчью». Эго был напиток из кислого низкой степени вина, приправленного чем-либо горьким, пряным, одуряющим; он приготовлялся различным способом, и нет особенной важности поэтому в том, что один евангелист называет его так, другой несколько иначе, имея в виду означить известный напиток, дававшийся осужденным перед совершением над ними казни. – «Был час третий»: по нашему счислению – девятый утра. Вероятно, ев. Марк так обозначает не самое время, когда Господь пригвожден к кресту, но время приготовления к смертной казни, которое не могло быть кратко. Если допустить, что затмение началось вскоре по распятии Господа, то самое распятие совершилось в шестом часу, т. е. по нашему перед полуднем. – «Надпись вины Его – Царь Иудейский»: евангелист обозначает ее сокращенно; прочие евангелисты подробнее: здесь обозначена лишь сущность вины – «Сбылось слово пророческое» и проч.: слова взяты из книги пророка Исаии ( Ис.53:12 ), именно из того места, где пророк с евангельской наглядностью изображает страждущего Мессию и между прочим провидит, что Он будет поставлен наряду с беззаконниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Девиз Собора в этом году: «Рубежи истории - рубежи России». На Собор собралось более 1500 человек - иерархов и духовенства Русской Православной Церкви, представителей традиционных российских религий, руководителей органов власти и местного самоуправления, представителей научного и бизнес-сообщества, военнослужащих, казаков, преподавателей и студентов образовательных учреждений. После пения молитвы «Царю Небесный» заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев произнес вступительное слово, в котором сказал, что в этом году мы отмечаем юбилеи двух событий - 400-летие освобождения Москвы от польских интервентов и окончания русской Смуты в 1612 году и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Тогда, в обоих случаях, мы, казалось, терпели поражение, иноземцы заняли Москву и находились в самом Кремле, но всенародный подъем преодолел эти бедствия. Так и сейчас Россия сталкивается с враждебным противодействием, - нашей вере, нашему укладу и нашему праву на самостоятельное государственное существование. Иноземные силы и их клиенты внутри страны бросают нам открытый вызов. И сейчас мы вновь призваны быть твердыми, прежде всего в нашей вере, подчеркнул В.Н.Ганичев. После вступительного слова В.Н.Ганичев объявил XVI Всемирный русский народный собор открытым. Прозвучал государственный гимн России. К участникам Собора обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Тема нынешнего Собора - «Рубежи истории - рубежи России». Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами - обратился к собравшимся Патриарх Кирилл. ... Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России - это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать. Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва !». Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: «Отступать некуда, за нами - наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации». Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/02/ru...

Галатяне пришли в малую Азию с религией своих отцов. Здесь заимствовали они от фригиян служение богине Цибеле, и в честь ее соорудили храмы. Но торговля, которую они вели с соседственными народами, привлекла к ним многих иудеев 11 , кои приобретали между ними прозелитов; а потому галатия состояла как из язычников, так и из последователей Моисеева закона. Евангелие принесено было к ним ап. Павлом, во время второго апостольского путешествия его, на 49 или 50 году ( Деян.16:5–6 ). Как плодоносно было действование апостола среди галатян, об этом можно судить уже по тому, что они слушали его, как Ангела Божия, как самого Христа ( Гал.4:14 ). Они не были знакомы с утонченною образованностью еллинов; они были чужды пороков, господствовавших между ними; а потому сердце их было доступно благодати Иисуса Христа. Новые христиане, оставаясь сначала верными призванию Божию, в краткое время обратили к христианству многие другие души, так что скоро образовалась в галатии многочисленная Церковь . Из послания видно, что она состояла из обращенных от язычества и иудейства; ибо апостол беседует с такими людьми, которые частью служили ложным богам, частью находились в зависимости от ветхозаветного закона ( Гал.4:8–9 ). Повод к написанию Семя Евангелия, положенное апостолом в душах галатян пустило глубокий корень; и когда он, среди третьего апостольского путешествия ( Деян.18:25 ), во второй раз посетил галатию (в конце 55-го или в начале 56-го года): то состояние Церкви внушало ему надежду, что они останутся неизменны в вере ( Гал.1:6 ). Но, во время сего посещения, он объяснил истинное отношение Евангелия к закону Моисееву ( Гал.4:16 ) и значение обрядов в отношении к Спасению нашему. Хотя на Иерусалимском соборе апостолы положили не обязывать христиан к исполнению обрядов ветхозаветных ( Деян.15:5 ); однако же были между обращенными иудеями люди, которые, почитая Евангелие недействительным к Спасению нашему, без соблюдения закона, желали исполнять вместе с заповедями Иисуса Христа и все предписания Ветхого Завета. Сии ложные ревнители закона внесли свое учение и в Галатию, подтверждая его примером первых апостолов, очевидцев и непосредственных учеников Иисуса Христа, которые, исповедуя Евангелие, не отвергали закона, хотя они поступали так по одному снисхождению к слабым понятиям верующих иудеев. Вместе с тем лжеучители утверждали, что апостол Павел не получил ни от кого права апостольства, что, отвергая необходимость Моисеевых обрядов и постановлений Моисеевых, он испровергает основание Спасения, что он есть ложный апостол, которому не должно вверять душ своих. Юная галатийская Церковь скоро стала колебаться в своей уверенности; некоторые из верующих до того преклонили слух свой к ложным внушениям, что начали исполнять обряды Ветхого Завета ( Гал.1:6, 3:1, 4:9 ), а вместе с тем допустили между собою раздоры и другие пороки ( Гал.5:15–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010