Что ты, Иудей, на это скажешь? Это говорит не Матфей, не Павел, но Давид, христос твой, изрекающий в отмщение за Христа страшные приговоры, и, подобно Иову, вам, говорящим против Праведного и Неложного, говорит как бы так: ты купил Христа, как раба; пришел на Него в сад, как на разбойника. Наконец, представляю пророчество о Христе и Соломоново, которое ясно и открыто возвещает о том, что постигнет Иудеев за учиненную ими наглость и дерзость против Начальника жизни, не только в настоящее время, но и в будущем веке. Пророк так говорит: «рекоша» нечестивые, «помышляющии» о Христе «неправо» (Прем. 2:1): «уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом» и словам «нашим, и поносит нам грехи закона, и возвещает разум имети Божий, и отрока» Божия «себе именует» (Прем. 2:12—13); потом прибавляют: «тяжек есть нам и к видению, яко неподобно есть иным житие его, и отменны стези его. В поругание вменихомся ему, и удаляется от путей наших, яко от нечистот, и блажит последняя праведных» (Прем. 2:15—16). И еще послушай, Иудей. Никто из праведников, ни из пророков, не называл себя сыном Божиим: а между тем Соломон далее как бы от лица Иудеев так говорит о сем Праведном, который есть Христос: «бысть нам на обличение помышлений наших» (Прем. 2:14), «и славится Отца имети Бога» (Прем. 2:16). «Увидим, аще словеса его истинна, и искусим, яже сбудутся ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит его, и избавит его от руки противящихся» (Прем. 2:17—18). «Смертию поносною осудим его, будет бо ему разсмотрение от словес его» (Прем. 2:20). Кроме сего о будущем веке говорит в Псалмах Давид: «тогда возглаголет к ним Христос гневом своим, и яростию своею смятет я» (Псал. 2:5). А в некотором месте и Соломон говорит о Христе и Иудеях, что когда Праведник станет с многим дерзновением пред лицем оскорбивших его и отметающих слова его, то «видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его, и рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения. Безумнии житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня наша? ...Преидоша вся она, яко сень» (Прем. 5:2—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3424...

Смерть, как орудие возмездия Божия, проявляет себя через болезни, боли, гонения, одиночество, нужду, страх, богооставленность и угрожает жизни как отдельного индивидуума, так и целого общества людей (ср. Пс. 6, 5-9; Пс. 21, 12-22; Пс. 29, 2-4; Пс. 37; 59, 3-5; 78, 1-5). Пророки дерзновенно могли объявить целый город или целую страну повергнутыми в прах, хотя в момент пророчества эти места были процветающими, и им, казалось, ничто не угрожало. Такое пророчество Исаия изрекает о Сионе (Ис. 1, 21–23), а пророк Амос – о доме Израилевом (Ам. 5, 1–2) . 1.3. Смерть в Ветхом Завете связана с преисподней или шеолом, который находится в недрах земли и является общей могилой всего человечества. Сойти в шеол или быть погребенным означало стать жертвой могущественной силы смерти. И хотя с шеолом связывалась идея о жизни после смерти, существование в этом царстве теней было безысходным, поскольку смерть является результатом греха и наказанием за грех (Быт. 2-3; Прем. 1 13-16; 2, 22-24) . Однако во времена Маккавеев в связи с борьбой с иноземным порабощением отношение к смерти меняется, и в первой книге Маккавеев впервые в Ветхом Завете смерть героизируется (1 Мак. 13, 25 -30). С этого времени постепенно развивается идея ожидания воскресения умерших, высказанная уже в книге пророка Даниила (Дан. 12-13; Ср. 2 Мак. 7, 9, 14). Она подхватывается затем в еврейской апокалиптике, письменности мудрых Израиля (Сир. 15, 6; Прем. 2, 23) и в сочинениях книжников, близких к фарисейской партии (Деян. 23, 8) .   2. Смерть в Новом Завете 2.1. В Новом Завете смерть человека рассматривается через призму крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа. Бессмертие принадлежит только Богу (1 Тим. 6, 16), и люди, естественно, боятся смерти (Мф. 4,16; Евр. 2, 15). Но поскольку Бог является животворящим источником всякой жизни (Рим. 4, 17), то смерть могла появиться только в результате отрешения человека от Бога, что и произошло с Адамом (Рим. 5, 15, 17- 18; 1 Кор. 15, 22) и что повторяется в жизни всех людей (Рим. 6, 23; Евр. 9, 27). Таким образом, смерть овладевает человеком не только в конце его телесной жизни, но господствует в нем всю его жизнь. Это так называемое плотское мудрование, нравственная, или духовная, смерть (Рим. 8, 6; 1 Ин. 3, 14), ибо грех, порождающий смерть и являющийся её жалом, живет в человеке вопреки Божественному закону (Рим. 7, 9; 1 Кор. 15, 56; Иак. 1, 15). Потому диавол, от которого грех, называется в Писании имеющим державу смерти (Евр. 2, 14), а сама смерть считается демонической силой (1 Кор. 15, 26-27; Откр. 6, 8; 20, 13-14).

http://bogoslov.ru/article/2698699

Во славу Бога отец наших, к нашему назиданию, поучимся Божественной истине, и исповедуем и сердцем и устами, что род правых благословится ( Псал.3:2 ); что милость Господня от века и до века почивает на боящихся Его ( Псал.102:17 ). Верховный Мироздатель, устрояя вселенную но чертежу всеобъемлющей высочайшей Своей премудрости, начертал однажды навсегда законы; вся расположил мерою, числом и весом ( Прем.11:21 ), все подчинил вседержавной, премудрой и всеблагой Своей воле; и по Его вседетельному мановению, солнца и светила неуклонно совершают пути свои, и нощь сменяет день, и день сменяет нощь, и времена года строго блюдут чреду свою: но не таково назначение человека. Созданный по образу Божию, он создан свободными, оставлен в руце произволения своего; но и для его воли воля Божия должна быть законом – не законом необходимости, законом нравственным, без стеснения его свободных действий. И таков закон нравственный, что от соблюдения, или нарушения воли Божией и святых заповедей, зависит или благо человеческое или зло. Живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение « клятву, благо и зло. Аще послушаеши заповедей Господа Бога, и возлюбиши и будеши ходити во всех путех Его, поживеши и умножишися, и благословит тя Господь Бог на всей земли: аще не послушаеши, погибелью погибнете ( Втор.30:15–20 ). Вся природа есть послушная раба верховного Владыки, и распростирается или на муку противу неправедных, или во благодеяние ради на Него надеющихся ( Прем.16:24 ): благая благим, и грешным злая ( Сир.39:31 ). Блаженствовал первенец человечества, и вся тварь благоугождала и покорствовала ему, доколе ходил в правоте сердца пред Господом; но лишь преступил заповедь, и вкусил от запрещенного плода, Господь оставил его, и земля проклята в делах его, и проклятие пало на все человечество. Умножились неправды во дни Ноевы, – и разверзлись хляби небесные, и тьмы тем погибли в волнах. Непорочен быль праотец Ной, и восемь душ спаслись в ковчеге его среди ужасов потопа. Отец верующих Авраам сохранил завет с Богом и Бог был с ним: и сотворил его в язык еелий, и возвеличил имя его ( Быт.12:2 ), и из его племени извел царей ( Быт.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Председатель – Юрий Валерьевич Зудов 17.30-18.00 Наталья Анатольевна Ваганова, доцент кафедры философии богословского факультета ПСТГУ, " Труп красоты " столетие спустя 18.00-18.30 Константин Сергеевич Рубинский, член Союза писателей России, руководитель литературной мастерской лицея 31 (г. Челябинск), Поэзия, создаваемая детьми: поиск образа красоты 18.30-19.00 Дискуссия 20.00-21.00 Концерт студенческих хоров ПСТГУ и Католического университета 18 апреля Актовый зал ректорского корпуса 9.30-16.30 Секция 3. Богословие и философия Председатель – Георгий Евгеньевич Захаров 9.30-10.00 Иньясио Карбахоса, доцент Священного Писания Ветхого Завета Церковного университета Сан Дамасо (Мадрид), " Я... пожелал взять ее в невесту себе и стал любителем красоты ее " (Прем 8, 2). Красота Премудрости в Библии 10.00-10.30 Антон Сергеевич Небольсин, доцент кафедры библеистики богословского факультета ПСТГУ, Красота в Апокалипсисе и красота Апокалипсиса 10.30-11.00 Адриано Дель Аста, директор Итальянского института культуры в Москве, После Освенцима и Колымы: можно ли еще говорить о красоте? 11.00-11.20 Дискуссия 11.20-11.40 Кофе-пауза 11.40-13.00 11.40-12.10 Продолжение секции 3 Председатель – Антон Сергеевич Небольсин Свящ. Франческо Браски, доктор Амвросианской библиотеки, директор класса славистики Амвросианской академии (Милан), Прекрасное как богословская и нравственная категория в произведениях свт. Амвросия Медиоланского 12.10-12.40 Георгий Евгеньевич Захаров, преподаватель кафедры всеобщей истории исторического факультета ПСТГУ, Образ Троического Света в творениях свт. Григория Назианзина: богословские и эстетические аспекты 12.40-13.00 Дискуссия 13.00-14.00 Обед 14.00-16.30 Продолжение секции 3 Председатель – Татьяна Александровна Касаткина 14.00-14.30 Костантино Эспозито, доцент кафедры истории философии Университета Бари (Италия), Что мы познаем через красоту 14.30-15.00 Александр Семенович Филоненко, доцент кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, Красота и возвращение реальности: новые возможности теоэстетики

http://e-vestnik.ru/db/17-19_aprelya._me...

Факт потери райского блаженства и грехопадение прародителей по библейскому повествованию. Лучшие богословы древнего и нового мира понимают это повествование в точном и прямом смысле. Аллегорическое понимание у Филона, Климента Александрийского , Оригена , манихеев, энкратитов и др., из новейших – у Шебеля, Ю.Миллера, Секретана, у представителей вульгарного немецкого рационализма – у Землера, Реймаруса, Эрнести, Михаэлиса, Тельнера, Грисбаха, Эйхгорна, Рёра, Бретшнейдера, а также – у Бунзена, Газе, Филипии, Туберта, Канта, И. Миллера, Шенкеля и др. Неосновательность аллегорического объяснения: его производительность, внутренняя противоречивость и бессодержательность. Мифическое понимание у Де Витте, Штрауса, фон-дер-Альма и др. Неосновательность мифического понимания. Грехопадение прародителей – факт исторический. Его внутренний смысл и значение. Его психологическая вероятность. Его подтверждение во всех книгах ветхого и нового завета. Быт. 6:5, 6; 8:21 . У Иова 14:4; 9:2, 15, 20; 11:5, 6; 15:14; 25:4; 19:25. У Давида Пс 50:7; 23:1, 3; 52:2, 4 . У Соломона: 3Цар. 8:46; 2 Паралип. 6:36; Екклез. 7:20, 29; 12:7; Прем. 1:13, 14; 2:24; 12:10, 11 . У Иисуса сына Сирахова: 39:21; 15:13, 20; 15:12–17; 25:27; 10:14, 15; 14:18. У пророков, например Ос. 6:7 ; У еврейских раввинов. Ложное понимание библейского рассказа о грехопадении прародителей у Фрошаммера. Новозаветное учение. Учение спасителя: Иоан. 8:3–9, 44 . Ложное толкование слов Спасителя у Люкке, Де Ветте, Бретшнейдера, Ницше и др. Изъяснение отцов церкви. Толкование Феофилакта. Объяснение Толюкка. Учение св. апостолов. I Иоан. 3:8 ; Рим. 5:12–21 . Раскрытие частных мыслей в учении ап. Павла. Замечание Августина; подтверждение его у Златоуста, Шмида, Гофмана, Липсиуса и др. Рассуждения еп. Феофана. Прямой смысл слов ап. Павла. Учение ап. Павла о зле и его происхождение в Рим. 6;23 ; 1Кор. 15:56 ; Рим 7:8, 11, 14–24 ; 1Кор. 14:35 ; 1Тим. 2;13, 14 ; 2Кор. 11;3 . Учение ап. Павла о зле во внешней природе: Рим. 8;18–23 . Тенденциозное толкование этого учения у рационалистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Но не змий сам по себе, ибо и он как творение доброго Творца должен был быть добрым (ср.: Быт.1:31 ), но он как орудие дьявола, скрывающегося в нем и говорящего из него, клевещет на Бога, склоняет Еву ко злу. А то, что в змие скрывался дьявол, легко и ясно видно из других мест Священного Писания . В нем повествуется: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольшающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ; ср.: Откр.20:2 ); «он был человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ); «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2,24 ); «змий хитростью своею прельстил Еву» ( 2Кор.11:3 ); «от жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» ( Сир.25:27 ; ср.: 1Тим.2:14 ). Происхождение зла и греха – в дьяволе; отсюда всякий грех человеческий, не только первый, в сущности своей ведет начало от дьявола как творца всех зол; между грешниками и дьяволом существует некое таинственное генетическое родство, поэтому боговдохновенный Апостол говорит: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в мире проникнута душа Священного Предания. Подобно тому, как зависть дьявола по отношению к Богу явилась причиной его падения на небе, так его зависть по отношению к человеку как богообразному созданию Божию явилась мотивом пагубного падения первых людей. «Необходимо считать, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что слова змия принадлежат дьяволу , которого к этому обольщению побудила зависть, а это животное он использовал как подходящее орудие, чтобы, прикрыв приманкой свой обман, прельстить сначала жену, а потом с помощью ее и первозданного» 1 . «Дьявол завистью отпал от Бога, – пишет святой Ириней, – и поскольку он – падший ангел, то он и может делать только то, что делал в начале: обманывать и увлекать человеческий ум к преступлению заповедей Божиих и постепенно помрачать сердце его» 2 . «Зависть дьявола, – говорит святой Григорий Нисский , – и рожденная из нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   Ведь Ты, Владыка, по благоутробному милосердию Твоему воспринял всего Адама, свободного до падения от греха: тело [его], душу, ум и их естественные свойства, — чтобы всему мне даровать спасение, ибо подлинно «не воспринятое не может быть исцелено». Ты же, став «посредником между Богом и человеками» (1 Тим. 2:5), разрешил вражду и привел отступников к Твоему Отцу: заблудшее обратил, помраченное просветил, сокрушенное обновил, тленное изменил в нетление; тварь освободил от заблуждения многобожия, людей сделал чадами Божиими (1 Ин. 3:2) уничиженных явил причастниками Божественной славы, осужденного на пребывание в преисподних земли возвел «превыше всякого Начальства, и Власти» (Еф. 1:21), приговоренного в землю возвратиться и во аде обитать посадил с Собою вместе на царском троне. Итак, кто же явился местом делания этих безмерных благ, превышающих ум и восприятие? Не родившая ли Тебя Приснодева?    5. Видите ли вы, любезные Богу отцы и братия, благодать сегодняшнего дня? Видите ли вы, сколь высока и достойна почитания Восхваляемая нами ныне?    Не приводят ли в трепет Ее тайны? Не исполнены ли они чудесного? Блаженны видящие их единственно возможным и подобающим образом. Блаженны стяжавшие духовные чувствования. Какое сияние света украшает сегодняшнюю ночь! Какие ангельские стражи озаряют успение Живоначальной Матери! Какие Божественные речи апостолов ублажают погребение богоприемного тела! Как Слово Божие, соблаговолившее по милосердию Своему стать Ее Сыном, служит всесвятой и божественной Матери Своими владычными руками и принимает Ее священную душу! О, благой Законодатель! Неподлежащий закону, Он исполняет закон, который Сам установил. Ведь Он Сам узаконил, чтобы дети воздавали должное почитание родителям. «Почитай, — говорит, — отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Что это истинно, ясно всякому, хоть немного посвященному в смысл божественных словес Священного Писания. Ибо, если, как говорит божественное Писание, «души праведных в руке Божией» (Прем. 3:1), то разве не прежде всех Она предаст душу в руки Сына и Бога Своего? Истинно это слово и выше всякого возражения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Но если Божественное Писание говорит, что Сын послан от Отца, то еретик, быть может, сейчас же сделает это изречение пищей для своего заблуждения и, пожалуй, скажет, что вы, отказывающиеся называть Сына меньшим Отца, разве не видите Его —19— посылаемым от Него, как от кого-то большего и выше стоящего? Что же ответим, кроме того, что название посольства всего более подобает и соответствует состоянию уничижения? Ведь ты слышишь, что Павел, соединяя то и другое (богоравенство Христа и Его уничижение в образе раба), говорит, что Сын был послан от Отца тогда, когда и явился от жены и под законом как человек с нами, хотя и был Законодателем и Господом ( Гал.4:14 ). Если же Сын разумеется явившимся в образе раба, потом говорится, что Он послан от Отца, то совсем никакого вреда не наносится Ему в том отношении, чтобы быть единосущным Отцу и равночестным и отнюдь ни в чем обладающим менее. Ведь выражения наши, если относятся к Богу, требуют тщательной разборчивости. Их надо не так понимать, как мы привыкли употреблять их о себе, но так, как подобает самой Божественной и Верховной Природе. Что же иначе делать, если человеческий язык не имеет слов, могущих быть достаточными для выражения Божественной славы? Поэтому нелепо ради бессилия человеческого языка и бедности выражений причинять вред достоинству превышающей все славы. Вспомни слова Соломона: “Слава Господня кроет слово” ( Притч.25:2 ). Подвергая точному исследованию славу Господню, мы уподобляемся тем, которые хотят измерить небо ладонью ( Ис.40:12 ). Итак, когда человекообразно что говорится о Боге, надо понимать богоприлично. Иначе что станешь делать, когда услышишь Давида, поющего: “Восседающий на Херувимах, явись, воздвигни могущество Твоё и приди на спасение нас” ( Пс.79:2–3 ) —20— Разве бестелесное может восседать? Где находящегося Бога всяческих призывает прийти к нам, говорящего чрез пророков: «Не небо ли и землю Я наполняю, говорит Господь» ( Иер.23:24 ). В каком месте придёт к нам Тот, Кто все наполняет? Написано также, что некоторые стали строить башню до высоты неба «и сошёл Господь видеть город и башню. И сказал Господь: придите и сойдя смесим их языки там» ( Быт.11:5–7 ). Где сошёл Господь? Или каким образом Святая Троица побуждает Себя Саму к сошествию? Как же, скажи мне, и Спаситель обещал послать нам с неба Утешителя? Куда же и откуда посылается Все Наполняющий? Ибо «Дух Господень наполнил вселенную», как написано ( Прем.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, ни в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, ни в Святоотеческом Предании Апостольской Церкви подобных мыслей мы не встречаем. До грехопадения Адама и Евы в Божьем творении смерти не существовало: Царь Соломон: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия (Прем. 1, 13-14). Святой апостол Павел: Единем человеком грех в м i р вниде, и грехом смерть (Рим. 5,12). Блаженный Феофилакт Болгарский: «Грех и смерть вошли в мip через одного человека Адама, и опять же одним человеком, Христом, устранены» Преподобный Макарий Великий: «По пленении Адама, пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому, что чрез него воцарилась смерть над всякою душею» Преподобный Григорий Синаит: «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после подпала тлению, повинувшись суете , по Писанию, не волею , но нехотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8,20). Обновив­ший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их» Святитель Иоанн Златоуст: «Что значит — суете­ тварь повинуся ? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подвержен­ное страданиям тело, то и зем­ля­ подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы... Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало­ тленным, так и когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему» Таким образом, приведенное суждение А.В. Гоманькова никак нельзя признать мнением Православной Церкви по данному вопросу. 2. Смерть как «благо» Гоманьков пишет: «Смертность животных и растений... была совершенно естественным атрибутом «хорошего весьма» Божиего мipa и также, как все остальные его атрибуты, должна рассматриваться как благо» с. 89]. Здесь автор выражает вполне манихейскую точку зрения на «Бога», атрибутом которого является смерть: «Бог» является создателем смерти и содержит державу смерти. Похоже, А.В. Гоманьков путает Бога с диаволом. Во всяком случае, в традиции Апостольской Церкви принято говорить про имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2,14). Однако, автор статьи не считает такого «Бога» злым, а смерть даже называет благом.

http://pravoslavie.ru/43713.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010