Особенно важно в данном случае название Бога живым. В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам ( Ис. 37:4, 17 ; Дан. 6:26 ; 2Кор. 6:16 ; 1Сол. 1:9 и др.). Бог есть самобытная жизнь. Ориген при истолковании настоящего места св. Матфея называет Бога ζων παρα την αυτοζωην 8 . Отец имеет жизнь в Самом Себе ( Ин 5:26 ). Имея жизнь в Самом Себе, Бог есть источник жизни для твари, которую он поддерживает в состоянии жизни. По исповеданию Петра во Христе Бог и открылся миру как живой. Иоанн Богослов называет Христа Логосом жизни – о λογος της ζωης ( 1Ин. 1:1 ). В Нем была жизнь ( Ин. 1:4 ; 1Ин. 5:11 ). Ему так же дано иметь жизнь в Себе ( Ин. 5:26 ). Он Сам сказал о Себе: Я есмь жизнь ( Ин. 11:25 ). Его слова – жизнь ( Ин. 6:63 ). Он вообще дает миру жизнь ( Ин. 6:33 ), ибо и пришел для того, чтобы имели жизнь ( Ин. 10:10 ; 1Ин. 4:9 ). Он – Начальник жизни ( Деян. 3:15 ). Христос – жизнь ваша, – пишет ап. Павел ( Кол. 3:4 ). Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый кодекс Безы (D) вместо ζωντος читает σωζοντος – Ты Христос, Сын Бога спасающего. Это чтение сохраняет оттенок параллельного арамейско-сирийского текста. Греческому ζωντος в сирийских переводах (пешито и курет.) соответствует//. Но это же слово или происходящие от одного с ним корня в других случаях соответствуют греческому σωζειν: так в Мр. 15, 31 греческое εσωσεν сирийскому//и σωσαι, в Ин. 4,42 греческое о σωτηρ сирийскому 9 //. Жизнь, о которой идет речь в евангелии, можно, следовательно, понимать как спасение. Бог открылся спасающим в Своем Единородном Сыне, Который воплотился на земле. В исповедании Петра выражена та же истина, что и в словах Иоанна Богослова: Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь ( ινα ζησωμεν – да живи будем) чрез Него ( 1Ин. 4:9 . Сравн. 1:2), почему имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин. 5:11–12 ). В словах ап. Петра мы должны усматривать исповедание великой тайны, великой истины воплощения на земле Единородного Сына Божия. Исповедание Петрово то же, что и Иоанновское – о λογος σαρξ εγενετο χαι εσχηνωσεν εν ημιν, хотя слава этого Логоса была ως μονογενους παρα πατρος ( Ин. 1, 14 ). В этом исповедании великая религиозная ( τηςευσεβειας) тайна: Бог ( ος?) явился во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Видеть эту именно тайну в словах Петрова исповедания побуждают и святоотеческие авторитеты. Св. Иоанн Златоуст говорит, что Христос, предлагая вопрос ученикам, сильно желал, чтобы исповедывали Его воплощение 10 . Но особенно хорошо говорит св. Исидор Пелусиот в письме к Серину: «Слова сии: Ты еси Христос, Сын Божий, означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий " 11 . Следовательно, в Петровом исповедании положено зерно церковной христологии и сотериологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все произошло через Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете. 9 Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был и мир произошел через Него, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. 13 Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем, и восклицая говорит: Сей был тот, о котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. 17 Ибо закон дан через Моисея; Благодать же и истина произошла через Иисуса Христа. Объясните Евангелие. Ст.1–5. В начале было Слово… не объяла. В начале, т.е. от вечности. Слово – это Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. Сын Божий называется Словом, потому что Он рождается от Бога Отца также невидимо и непостижимо, как рождаются наши слова от нашего ума. В нем была жизнь – в Боге Сыне содержится жизнь всего существующего: так как сказано, Им сотворено и существует все. И жизнь была светом человеков. Сын Божий для людей есть не только жизнь, т.е. существование на земле, но и свет, т.е. духовная жизнь по данной Им людям вере и закону, и вечное спасение на небо. Люди согрешили и лишились рая; Сын Божий принял на Себя грехи человеческие и даровал им право снова входить в рай, лишь бы веровали в Него и сохраняли закон Его. Тьма, это – состояние человека, грехом удалившегося от Бога и потерявшегося познание о Боге и Его законе и творившего злые дела. Хотя Бог дал людям веру и закон для спасения, но не все они приняли и сохранили сию веру и закон. Такое состояние людей и названо здесь тьмой. Свет во тьме светится, тьма не объяла его, это значит: хотя и не все люди приняли и сохранили веру и закон Божий; однако были и принявшие и сохранившие. Таков был избранный самим Богом Еврейский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

К тому же не следует забывать, что учеными более или менее изучены закономерности материального мира, наблюдаемые в настоящее время, что вовсе не означает их абсолютной неизменности в далеком прошлом. А логика человеческого ума, даже самого развитого, - это всего лишь логика человеческого ума. Возможно, такие великие тайны, как пути Господни, этапы Домостроительства приоткроются нам после ухода из материального мира. Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Книга Иова, Глава 37) Михаил 5 февраля 2015, 18:13 (продолжение) " ... Трава и деревья были созданы до Солнца. Так была крепка богозданная жизнь: она существовала до солнечного света. Жизнь – не от земли и не от солнца, жизнь от Слова. Об этом говорит евангелист Иоанн: «В Нем (Слове) была жизнь» (Ин. 1:4). Солнца еще нет, а жизнь есть... Согласно Писанию, жизнь растений – это первая проповедь Воскресения. Звезды Солнце не будет, а жизнь будет, и не только высшая психическая жизнь, а самая простая, телесная, органическая, клеточная, ибо мы в теле востанем. Уже на первом уровне творения феноменального мира и растительной жизни мы можем понять, что Бог творит самодеятельные существа – самоорганизующиеся стихии, живородящую землю и самовоспроизводящуюся жизнь. Жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителю и сама себя организует и воспроизводит. И в этом третий день творения связан с Евангельской проповедью: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить… Ищите же сперва Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам. Мф. 6:25, 33 ... " Михаил 5 февраля 2015, 18:12 Вот что по этому поводу писал недавно почивший Евгений Авдеенко: " В истории сотворения мира обращает на себя внимание последовательность событий, когда свет начал быть до солнца и светил (первый день творения), и жизнь растений на земле возникла до Солнца: в третий день земля произвела растения, в четвертый день были сотворены светила и звезды.

http://pravoslavie.ru/77047.html

Итак, в своей речи патриарх Константинопольский Варфоломей произнес следующее: «Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории» («The Ecumenical Patriarchate is, for Orthodoxy, a leaven “which leavens the whole lump” (cf. Gal. 5.9) of the Church and of history») . Понятно, что хотел выразить этими словами Константинопольский Патриарх: его Патриархат – это особая сакральная институция, особая сила, формирующая, подобно закваске для теста, саму Церковь и историю. Однако трудно представить более неудачную цитату. Сказанное в ней говорится святым апостолом Павлом в контексте упрека, адресуемого ... галатам. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это место так: «Так и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска (заквашивает) тесто». А вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте». Сравнить роль своего Патриархата в Церкви с обрезанием, увлекающим в иудейство, – это, конечно, сильно. Но по сути, повторимся, понятно, что Патриарх Варфоломей хотел сказать. Далее по тексту своего выступления Предстоятель Константинопольской Церкви не раз подчеркивает ее, а значит и своего престола, особое сакральное место во всей Православной Церкви: «Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена» («As the First Throne of Orthodoxy, the Ecumenical Patriarchate exercises a prophetic ministry, extending the mystery of the Catholic Church in Christ Jesus throughout the world in each era») . «“В начале было Слово... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”. Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата» («”In the beginning was the Word . . . in him was life, and the life was the light of men.” (John 1.1,4) The beginning of the Orthodox Church is the Ecumenical Patriarchate; “in this is life, and the life is the light of the Churches.” The late Metropolitan Kyrillos of Gortyna and Arcadia, a beloved Hierarch of the Mother Church and personal friend, was right to underline that “Orthodoxy cannot exist without the Ecumenical Patriarchate”») .

http://pravoslavie.ru/115635.html

Итак, в своей речи патриарх Константинопольский Варфоломей произнес следующее: «Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая " заквашивает все тесто " (Гал. 5:9) Церкви и истории» («The Ecumenical Patriarchate is, for Orthodoxy, a leaven " which leavens the whole lump " (cf. Gal. 5.9) of the Church and of history») . Понятно, что хотел выразить этими словами Константинопольский Патриарх: его Патриархат - это особая сакральная институция, особая сила, формирующая, подобно закваске для теста, саму Церковь и историю. Однако трудно представить более неудачную цитату. Сказанное в ней говорится святым апостолом Павлом в контексте упрека, адресуемого ... галатам. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это место так: «Так и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска (заквашивает) тесто». А вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте». Сравнить роль своего Патриархата в Церкви с обрезанием, увлекающим в иудейство, - это, конечно, сильно. Но по сути, повторимся, понятно, что Патриарх Варфоломей хотел сказать. Далее по тексту своего выступления Предстоятель Константинопольской Церкви не раз подчеркивает ее, а значит и своего престола, особое сакральное место во всей Православной Церкви: «Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена» («As the First Throne of Orthodoxy, the Ecumenical Patriarchate exercises a prophetic ministry, extending the mystery of the Catholic Church in Christ Jesus throughout the world in each era») . « " В начале было Слово... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков " (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви - Вселенский Патриархат, " в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей " . Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата» (« " In the beginning was the Word . . . in him was life, and the life was the light of men. " (John 1.1,4) The beginning of the Orthodox Church is the Ecumenical Patriarchate; " in this is life, and the life is the light of the Churches. " The late Metropolitan Kyrillos of Gortyna and Arcadia, a beloved Hierarch of the Mother Church and personal friend, was right to underline that " Orthodoxy cannot exist without the Ecumenical Patriarchate " ») .

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/11/...

Христианство есть, прежде всего, Евангелие спасения, – вера в Спасителя, в Искупителя и в совершившееся искупление... Спасение совершается уже в Воплощении Слова. Ибо это есть Откровение Жизни: «Жизнь явилась, и мы видели, и мы свидетельствуем, и возвещаем вам эту Вечную Жизнь, Которая была у Отца и явилась нам...» ( 1Ин.1:2 ). И сам Христос есть «Путь, Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ). Но жизнь открывается нам через смерть... Христос спасает нас не Своею земною жизнью, но Своею смертию, – не жизнью праведника, но позорною смертью с беззаконными. Он приходит на землю не только для проповеди и не только для дел милосердия; но, прежде всего, – для того, чтобы пострадать и смертию Своею разрушить, или упразднить, смерть в Воскресении. И в этом – таинственный парадокс христианства: жизнь через смерть, жизнь от гроба и из гроба, гроб животворящий, – гроб как купель крещения, как купель рождения к вечной жизни... Спасение есть избавление, спасение от чего-то, – от греха, от немощи, от смерти... Спасение есть прощение, оправдание, примирение... Спасение есть жертва – и жертва смертная, жертва Крестная... И Христос умирает за нас, «рукописание грех наших растерзавый»... Но Он приносит нам не только прощение или оставление грехов, но и славу... Смерть прелагается в Воскресение. И в Воскресении Христос является, как Новый Адам, как родоначальник нового человечества или нового народа, «третьего рода людей», «рода христианского»... Как «первенец из умерших» ( 1Кор.15:20,22 )... И за Воскресением следует Вознесение и Седение одесную Отца, – в этом Христос есть тоже «первенец», и Его слава есть слава человеческого естества. Христос входит в предвечную славу, как человек, и со-вводит в Себе и с Собою человечество. «Бог, богатый милостью, – по великой любви Своей, которой возлюбил нас, – нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и совоскресил с Ним, и спосадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:4–6 ). Это – дар Милости и Любви. Но это не есть нечто сверхдолжное для человека. В этой славе – смысл человеческого существования; в ней – цель творения, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Так «совершается из всего нового самое новое и единственно новое под солнцем», – замечает преп. Иоанн Дамаскин . Жизнь человека отныне «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ), и для человека открывается путь «обожения» во Христе, – не только «последования» Христу, но и «уподобления» Богу... И «невозможное для человека, возможно для Бога» ( Мф.19:26 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Реорганизовал епархиальную жизнь, был инициатором открытия церковного музея Юж. Сербии и первой в Сербии Галереи фресок, основал ж. «Христианское дело» дело. Ckonje, 1935-1941. Год. 1. Бр. 1 - Год. 7. Бр. 1). После начала второй мировой войны и оккупации территории Македонии (сер. апр. 1941) И. не был арестован немцами, но т. н. Македонский комитет, деятельность к-рого была направлена на отделение Македонии от Югославии, препятствовал его служению. Ему запретили служить в нек-рые дни Страстной недели, 27 апр. приказали поминать на службах вместо короля Югославии болг. царя Бориса III и как правящего архиерея иерарха Болгарской Православной Церкви митр. Врачанского Паисия (Анкова), но И. не подчинился. 1 мая И. вручили акт с требованием передачи доставившим документ лицам церковных полномочий, денежных средств и имущества и уже готовое прошение о его добровольном отъезде из епархии. 4 мая И. депортировали в Белград. 8 мая нем. офицеры разрешили И. посетить находящегося под арестом Патриарха Сербского Гавриила, к-рый отказался назначить его своим заместителем, т. к. это противоречило Уставу СПЦ ( Гаврило nampujapx. Мемоари. Париз, 1974. С. 511-512). В июне 1941 г., как старший из находящихся на свободе архиереев (старшие по хиротонии архиереи митр. Загребский Досифей (Васич) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) были арестованы усташами, а еп. Бачский Ириней (Чирич) не мог выехать из венг. оккупационной зоны), И. возглавил Св. Синод и фактически до кон. 1946 г. управлял СПЦ. Однако весь этот период его статус, хотя и подтвержденный Синодом, оставался спорным. На предложение нем. властей о сотрудничестве И. выдвинул ряд требований (освобождение из-под ареста Патриарха и др. архиереев, восстановление границ СПЦ, невмешательство в дела Церкви и т. д.), ни одно из к-рых не было выполнено. Нем. власти вели постоянное наблюдение за И.: в досье нем. спецслужб (ныне хранится в Историческом архиве Белграда) он охарактеризован как находящийся в активной оппозиции к Германии. Узнав об истреблении православных сербов в созданном усташами на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины «независимом государстве Хорватия», И.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Но начало христианства в пределах нынешней России также относится, по преданию, ко временам апостольским. Здесь первым проповедником евангелия был также апостол, если не верховный, то первозванный и может быть, после Петра, Иоанна и Иакова, самый близкий к И. Христу (Map. 13, 3. Деян. 1:13), — апостол Андрей, брат Петра, основателя римской церкви. Преданию о проповеди св. Андрея в пределах (нынешней) России «всегда верили наши предки»: они разсказывали это предание при случае всякому вопрошающему. Вследствие той же веры этому преданию русское государство признает Св. Андрея своим покровителем. 1) Русская иерархия, хотя и не непосредственно, также ведет свое начало от св. ап. Андрея, который рукоположил первого византийского епископа, Стахия, от преемников которого, Буквы «S. A. P. R», означенныя на концах креста ордена св. Андрея, означают: «Sanctus Andreas Patronus Russiae». Св. зак. т. I, кн. VI ст. 292, — 1. Что касается судьбы этих преданий (о проповеди ап. Петра в Риме и ап. Андрея в России) в ученом мире, то она одинакова. С недоверием относились к преданию о проповеди св. Андрея в пределах России некоторые ученые. Предание о проповеди св. Петра в Риме также возбуждает в некоторых ученых недоверие. В недавнее время в самом Риме, в присутствии знаменитых католических ученых, подвергался сомнению самый факт пребывания ап. Петра в Риме, и историческая достоверность этого предания не была ими защищена. Копстантинопольских патриархов, русская церковь получила свою иерархию. Сопоставление характеров верховных апостолов просветителей Рима с характером ап. Андрея (на сколько о нем можно судить по тем немногим данным, которыя представляет евангелие), с одной стороны, — и национального характера римлян и славян, с другой стороны, — открывает новую черту сходства в факте первой евангельской проповеди в Риме и в пределах России. Гармоническое сочетание всех духовных сил, — сильный и развитый ум, глубокое чувство и энергическая, твердая воля, не допускающая отклонений от однажды принятого намерения, -вот отличительныя черты ап. Павла. Обращенный из гонителя в апостола, следовательно признавший своим умом превосходство христианства пред иудейством св. апостол языков «не советуется с плотию и кровию» (Гал. 1:16), но, отрешаясь от тех ошибочных мнений, которыя укрепило в нем иудейское воспитание и жизнь, он становится ревностным и самым деятельным (1 Кор.:15, 10) апостолом Христовым, не смотря на всю глубину своей любви к своему народу (Римл. 9:1 — 3) верный своему призванию (Деян. 26:15 — 18. Гал. 1:15, 16), апостол Павел посвящает всю свою жизнь проповеди евангелия преимущественно среди язычников (Р. 1, 13 —15) и никогда не колеблется в служении своему призванию (Гал. 2:4 — 18. Р. 11, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4053...

   2. «В начале, — говорится, — сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Настоящая история написана Моисеем по откровению Свя­того Духа. Она повествует о создании мира, которое произошло силою Божиею и открыто Моисею по благодати пророчества. Мои­сей писал ее не как историк, а как пророк. Он говорил о том, чего не видел, и повествовал о том, очевидцем чего не был. Подобно тому как раньше мы сказали, что есть три вида пророчества: первый вид — пророчество словом, вто­рой — пророчество делом, третий — пророчество и словом и де­лом, так должно сказать и здесь, что пророчества бывают трех родов: пророчество о настоящем, пророчество о буду­щем, и пророчество о прошедшем. Напр., пророк Исаия не присутствовал при событиях, происходивших при Моисее, но так как в нем был дух Моисея, который открывал ему эти события, то он пророчествовал (о прошедшем). Равным образом, бывает пророчество и о настоящем, когда например кто-нибудь хочет скрыть свои мысли от пророка, а про­рок изобличит его, — как например Елисей Гиезия, — преду­казывая будущее и открывая сокрытое. Моисей говорил о прошедшем; другие пророки — о будущем. Итак, на настоящую историю следует смотреть не как на повествование, а как на истинное пророчество, изреченное Святым Духом. Какая же цель у пророка? Две цели имеет Моисей: предложить учение и утвердить закон. Будучи законодателем, он начал не с законодательства, а с творения. Почему же он хотел наперед показать, что Бог есть Творец и Владыка вселенной? Дабы показать, что Бог дает закон не чужим, а своим. Если бы он наперед не показал, что Бог есть Творец мира, то не достойным веры считался бы Законодатель мира. Давать закон чужим — дело насилия, а научать своих — дело есте­ственное.    Так и евангелист Иоанн не прежде изложил за­кон, данный Христом, чем сказал о Его владычестве в словах: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. ...Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:1—4, 11). Сказав таким обра­зом, что Христос есть Творец и Создатель, евангелист на­чинает затем говорить о Нем, как об Учителе и Законо­дателе вселенной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Поэтому и Константинопольский Патриархат нельзя назвать незаменимым «первоистоком Православной Церкви». Истоком Церкви является не тот или иной епископский престол, а Христос – только Он Ни в историческом смысле, так как Церковь берет свои истоки в Иерусалиме и она существует задолго до создания Константинопольского Патриархата. Ни в богословском смысле, так как истоком Церкви является не тот или иной епископский престол, а Христос, Который Сам рожден от Отца прежде создания всех веков и Который послал Святого Духа, чтобы основать Церковь в день Пятидесятницы. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18), и только через Христа архиерей несет на себе благодать Святого Духа и имеет власть руководить Церковью. Помимо фактических неточностей заявление о том, что Константинопольский Патриархат является «истоком Православной Церкви», вызывает особую озабоченность в связи с тем, что патриарх Варфоломей идентифицирует Константинопольский Патриархат с нетварным Логосом, Иисусом Христом, говоря: «“В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; “в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей”». В этом высказывании патриарх утверждает, что Константинопольский Патриархат является для Православной Церкви (истинного тела Христова!) тем, чем является Божественный Логос для человечества. Никогда до настоящего времени мы не слышали настолько кричащих заявлений о своем превосходстве – даже в самых откровенных высказываниях Римских пап о папском первенстве. Однако именно это дерзкое заявление служит основой для прочих претензий патриарха Варфоломея – о том, что невозможно любить Православие, не имея любви к Константинопольскому Патриархату, о том, что Вселенский Патриархат является истоком Церкви, и также о том, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата. Впрочем, если Константинополь дошел до того, что уже Вселенский Патриархат является Божественным Логосом Церкви, то, конечно, он одновременно является также истоком и экзистенциальной необходимостью!

http://pravoslavie.ru/117182.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010