флоринов. После смерти К. папская казна находилась в руках виконта де Ломаня; позднее папа Иоанн XXII начал против него судебный процесс (1317-1321), обвинив племянника К. в присвоении папского имущества (виконту пришлось выплатить 150 тыс. флоринов из суммы, завещанной К. на организацию крестового похода). Ист.: Clementis Papae V Monitorium et declaratio excommunicationis, interdicti, et aliarum poenarum ecclesiasticum contra Venetos, qui civitatem Ferrariensem et ejus comitatum hostiliter invaserant et occupaverant. Et absolutio a predicta excommunicatione et aliis censuris, per praefatum pontificem Venetis concessa. R., 1606; Acta inter Bonifacium VIII, Benedictum XI, Clementem V... et Philippum Pulchrum Regem Christianissimus/Ed. S. Vigor. [P.,] 1614; Regestum Clementis Papae V: Ex Vaticanis archetypis... nunc primum editum cura et studio monachorum ordinis S. Benedicti. R., 1885-1892. 8 vol.; Baluze E. Vitae paparum Avenionensium. P., 1914. Vol. 1; Tables des Registres de Clément V/Éd. Y. Lanhers et al. P., 1948-1957. 2 vol.; Acta Clementis PP. V (1303-1314) e Regestis Vaticanis aliisque fontibus/Ed. F. M. Delorme, A. L. Tutu. Vat., 1955; Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997; Acta pontificum Romanorum: Clementis V (1305-1314), Johannis XXII (1316-1334), Benedicti XII (1335-1342). Praha, 2003. (Monumenta Vaticana res gestas Bohemicas illustrantia). Лит.: Rabanis J. F. Clément V et Philippe le Bel: Lettre à M. Charles Daremberg sur l " entrevue de Philippe le Bel et Bertrand de Got à Saint Jean d " Angély. P., 1858; Boutaric E. Clément V, Philippe le Bel et les Templiers//Revue des questions historiques. P., 1871. T. 10. P. 301-342; 1872. T. 11. P. 5-42; Renan E. Bertrand de Got, pape sous le nom de Clément V//Histoire littéraire de la France. P., 1881. T. 28. P. 272-314; Faucon M. Les arts à la cour d " Avignon sous Clément V et Jean XXII (1307-1334)//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1882. T. 2. P. 36-83; Wenck C. Clemens V. und Heinrich VII.: Die Anfänge des französischen Papsttums.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Несмотря на то что гипотеза об отождествлении Ва.т-Вантит с племенем вятичей, выдвинутая еще Ф. Вестбергом 1316 , поддерживается такими крупными исследователями, как В. Ф. Минорский 1317  и Т. Левицкий 1318 , мне она кажется неубедительной. Во всех текстах ясно указано, что под названием Ва.т и т. д. подразумевается именно город, а не народ или племя. Весьма странно, что арабские авторы IX b. из всех восточнославянских племен и объединений отметили только едва ли не наиболее отсталое, которое даже русская летопись XII b. считала самым слаборазвитым из всех славянских племен 1319 . Гораздо сложнее вопрос со вторым славянским городом, упомянутым в исследуемом источнике. В единственной рукописи труда Ибн Русте его название можно прочесть как Джарваб или Джарват. В единственной же рукописи «Худуд» оно выглядит как Хордаб. У Гардизи мы находим вариант Джарват, у ал-Марвази – что-то вроде Хадрат. Сопоставив эти варианты, можно склониться к давно высказанному мнению, что это название есть не что иное, как искаженное Хорват 1320 . Все варианты написания в сохранившихся текстах позволяют сделать такое отождествление. В варианте «Худуд» третья буква (д) вполне может являться не понятым переписчиком (или компилятором) (в). Точно так же конечная буква (б), вероятно, исковерканное (т). Еще проще объяснить вариант Гардизи, где начальное (дж) – искаженное (х) и т. д. Возможно, что источник имел в виду славянское племя хорват, упоминаемое и в русской летописи 1321 . Быть может, существовал и город с таким же названием, бывший в VIII – IX bb. центром прикарпатского объединения славян. К тому же по нашему источнику этот город был расположен в центре славянской земли, что в общем соответствует месту расселения восточнославянских хорват. В каком отношении «Хорват» нашего источника находится к известным славянским этнонимам ал-Мас’уди, установить пока трудно. Не исключена возможность, что и Ибн Хордадбех взял эту часть рассказа о славянах из общих с ал-Мас’уди источников. Сведения нашего источника об общественном строе славян довольно скудные. Ясно, что информатор или точнее информаторы его интересовались больше особенностями быта славян, акцентируя внимание на всякого рода несвойственных восточному миру явлениях, тех самых, которые несколько позднее, с XI b., стали называться в арабско-персидской литературе «аджаибу» («чудеса», невиданные редкие явления). Все-таки кое-какие сведения можно получить и по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тайносовершители же сего – первые по отношению к Богу чины; совершенствуемые же – чины, следом за ними и через них просвещаемые и научаемые. 1304 Заметь, что он называет нелегкими для восприятия и растолкования смысл (букв.: «рассмотрение», «познание») и иносказание постановлений Закона. 1308 О новой иерархии, существующей в Церкви, он говорит, что она наследница всего требуемого Законом. То же говорит и апостол в Послании к Евреям, и Господь: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить» (ср. Мф.5:17 ). 1309 Заметь, почему серединой между небесной и законной иерархиями является иерархия церковная и как она этим двум причаствует: одной – Духом, а другой – буквой, то есть символами. 1315 Заметь, что о том, что такое очищение, что просвещение и что совершенствование, он сказал в книге «О небесной иерархии» в главе 3 ближе к концу, и сюда отсылая [говорит: «эта же троица " ]. 1316 Первой степени свойственно очищать непосвященных, средней является та, благодаря которой других посвящают в таинства, задача же последней – только совершенствовать. 1320 Посредством божественных Писаний ведь мы очищаемся и просвещаемся для священного богорождения, а благодаря собранию и таинству мира мы сознательно совершенствуемся. Заметь, что и здесь равным образом объясняется троичное разделение. 1321 Как то в случае стекла, воспринимающего солнце, о чем он и раньше говорил. И как можно видеть на примере огня или света: когда свет светит через тонкое и прозрачное тело, видно и что–то более плотное и темное; или когда огонь горит благодаря легко воспламеняющейся материи, то через причастное ему он воспламеняет и недоступные ему вещества. 1324 Заметь, что иерарх первым богозрительно просвещается, потом передает это сущим под ним, потом совершенствует тех, кому передает просвещение. 1326 О возможностях чинов. Сказанное надо понимать так, что все иерейски совершаемое имеет восхождение к иерарху, словно он сам это делает через своих подчиненных, каковым он и предоставляет возможность это Делать. Равным образом властью посвященного иерарха, а не благодаря услугам других, осуществляется освящение мира, посвящение жертвенника и иерейское рукоположение, что он и назвал совершеннодействующими образами божественной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

1308 . Попов К. Д. Блаженного Диадоха (V века), епископа Фотики древнего Эпира, учение о молитве Иисусовой и об отношении подвижников к врачеванию телесных болезней. I. О молитве Иисусовой//ТКДА 1902. 12. 651–679. 1309 . Попов К. Д. Учение того же Диадоха «об отношении подвижников к врачеванию телесных болезней»//ТКДА 1903. 2. 319–342. 1310 . Argárate P. La Luz de tu Roströ teologia de la «Gloria» en Diádoco de Fótice//OCP 1999. 65(2). 257–278. 1311 . Christou P. Διδοχος Φωτικς. Θεσσαλονκη 1952. 1312 . Des Places É. Diadoque de Photicé et le messalianisme//Kyriakon. Festschrift J. Quasten/Ed. Granfield P., Jungmann J. A. Münster 1970. 2. 591–595. 1313 . Dörr F. Diadochos von Photike und die Messalianer. Ein Kampf zwischen wahrer und falscher Mystik im fünften Jahrhundert. Freiburg i. Br. 1937. (Freiburger Theologische Studien. 47). 1314 . Dörries H. Diadochos und Symeon. Das Verhältnis der κεφλαια γνωστικ zum Messalianismus//Id. Wort und Stunde 4 .30). 352–422. 1315 . Freeman D. M. Diadochus of Photice – excerpts from the One Hundred Chapters on Spiritual Perfection//Diakonia. [USA] 1972. 7(4). 339 sq. 1316 . Horn G. Sens de l’esprit d’après Diadoque de Photicé//RAM 1927. 8. 402–419. 1317 . Joest Ch. «Gott lieben in voller Empfindung des Herzens»: Diadochos von Photike und seine Lehre der Unterscheidung//OS 1992. 41. 149–186. 1318 . Kallistos Ware, bp. Diadochus von Photice//TRE 1981. 8. 617–620. 1319 . Kallistos Ware, bp. The Jesus Prayer in St. Diadochus of Photice//Aksum – Thyateira. A Festschrift for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain/Ed. Dragas G. D. L. 1985. 557–568. 1320 . Marrou H.-I. Diadoque de Photiké et Victor de Vita//REA 1943. 45. 225–232. 1321 . Messana V. Diadoco di Fotica e la cultura cristiana in Epiro nel V secolo//Augustinianum. 1979. 19. 151–166. 1322 . Messana V. La nudità di Adamo ed Eva secondo Diadoco di Fotica//Id. Saggi di esegesi spirituale nei Padri. Caltanissetta 1980. 51–69. (Quad. di presenza culturale. 8). 1323 . Polyzogopoulos Th. Life and writings of Diadochus of Photice// Θεολογα. 1984. 55. 772–800.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

19) О годах заточения Дечанского заметка современника в прим. 35. 20) Цамблак Цароставник гл. 203. пришли к королю и просили возвратить отеческую любовь страдальцу сыну. - Добрый отец давно желал видеть сына и теперь рад был, что снимают тяжесть с души его. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король пожелал, чтобы веук Душан оставался при нем на утешение его; а сыну Стефану снова поручил он в управление отдельную область21); это было в 1316 г.22). Когда умер отец, блаженный Милютин (ум. окт. 30 1320 г.) мачиха, явившаяся незадолго пред тем в Сербию из Констинтинополя, подняла бурю при гробе мужа; сторонники сына ее вступили в спор и потом в рукопашный бой с преданными старшему сыну покойного; полилась кровь и начались грабежи. Явившийся архиепископ едва успел своими увещаниями прекратить постыдные сцены при гробе короля23). После погребения блаженного Милютина, все лучшие люди Сербии заявляли вслух, что признают они наследником Милютина старшего сына его и никого другого. - Стефан только тогда, как узнал о расположении к нему Сербии, явился в кафедральную обитель архиепископа, куда собрались и представители народа. " Я был венчан, говорит он сам, богодарованным венцем в один день с сыном моим в 1321 г. генваря 6 д., благословением и рукою преосвященного архиепископа Никодима, всех епископов и всего собора, чтобы называться мне Стефаном, Богом помилованным и Богом просвещенным кралем, Урошем третьим " 24). Повязка с глаз теперь была снята и все уверились, что он видит все так же хорошо, как прочие25). Он принял название Уроша, как чистый потомок Уроша, родоначальника Неманичей.   21) Родослов у Раича 2, 524-533. Цамблак: " в некотором Диоклитинеце граде от царсе купно и отъца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати " . 22) См. выше прим. 14 и ниже прим. 37. 23) Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под прелогом свидания с умирающею материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать ее к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в Гласнике V, 62. 63.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Еще резче выдвигается в речах Христа апокалиптический характер царства Божия. Оно называется уготованным от создания мира 1309 . Оно ожидает праведников на небе 1310 . Ученикам заповедуется приготовлять себе сокровище на небесах 1311 . Мы читаем также об именах апостолов, записанных на небе, и о вечных обителях 1312 . Часто встречающееся в Евангелиях изречение «войти в царство небесное (Божие)» объясняется трансцендентным характером царства Божия 1313 . Сверхпригодное небесное царство находится в связи с земной жизнью. На зените человек приготовляется к царству Божию, к небесной награде 1314 . Мало того Царство Божие с неба приходит на землю, открывается здесь: Христос научил учеников Своих молиться Отцу Небесному, чтобы святилось имя Его, пришло царство Его, и воля Его исполнялась, на земле, как на небе 1315 . Откровение царства Божия на земле, его пришествие с неба, образует историческую эпоху. Уже первое слово евангельской проповеди, что исполнилось время и приблизилось царство Божие ( πεπλ ρωται καιρς κα γγι - γγικεν βασιλε α το θεο) 1316 , отсылает к иудаистическому представлению о предопределенном сроке откровения небесного царства. Заслуживают в этом отношении внимания более конкретные слова Христа в заповеди апостолам, посланным на проповедь: «говорите им: приблизилось к вам ( γγικεν φ μ ς) царство Божие» 1317 . По этим словам, предсуществующие на небе блага царства Божия сходят к человеку, приближаются к нему. То же значение скрыто и в более энергичном выражении  φθασενφ μ ςиз речи Христа к иудеям: «если Я духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас (постиже на вас, постигло вас) царство Божие» 1318 . Даже в словах о мытарях и блудницах, что они опережают законников на пути в царство Божие 1319 , отражается иудаистическое представление о пространственно-временной транше царства Божия. Заметнее просачивается иудейская апокалиптика в евангельском образе грядущего царства Божия, наступающего при кончине века. Так в изъяснении притчи о плевелах, которое останавливает на себе внимание тем, что в нем различается царство Сына человеческого, как обнимающее, вместе с праведниками, также соблазны и делающих беззаконие, и царство Отца, как царство славы и силы 1320 . На этом же языке Христос говорил, что некоторые из слушавших Его проповедь до своей смерти увидят царство Божие, пришедшее в силе 1321 . Что пришествие царства Божия не ограничивается теократическою формою и земною сферою, а имеет апокалиптические перспективы, это подтверждается тем, что оно предваряется ее только историческими событиями, но и мировыми катастрофами, затмением солнца и луны, падением звезд 1322 . Небо и земля прейдут 1323 , кончится этот век 1324 , все будет новое 1325 , «новое вино в царстве Божием» 1326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

895 Нужно иметь в виду, что католические писатели усиленно стараются доказать, что Феодорит смотрел на Льва, как на главу вселенской Церкви (Baronius. Annales, t. VIII, р. 86: not. 123 ad ann. 449. Garnerius. Dissert. I, cap. IX, n. XIII: M. 84, col. 137. Ballerini. Observationes in dissertationem X Quesnelli. n 2: Migne, lat. ser. t. 55, col. 753–754. Newman. Hist. sketches. Vol. II. P. 361 и др.) 896 Такую «политически-церковную точку зрения» во взгляде на Рим, в смысле усвоения папе верховенства чести (Ehren-Hegemonie), Неандер (Allg. Geschichte. 1 Bnd., Zw. Abth. Gotha. 1856. S. 503) и Шафф (Geschichte der alten Kirche. Leipzig. 1867. S. 681 u. Anm. 4–682) считают специфически-отличительною для «Восточных». 897 См. 86 письмо Феодорита к Флавиану Константинопольскому: М. 83, col. 1280, р. 1157. Cnf. Hoffmann. S. 62,25–26. Martin. Actes. P. 142. Perry. P. 301–304. 898 Так, Aegiptius vastator, называет Диоскора папа Лев в письме к Феодориту. Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum, cap. 3: M. 83, col. 1321. A; lat. ser. t. 54, col. 1051. 899 На приговор Диоскора Флавиан заявил: παραιτομ σε (Mansi, VI, 908. D. Деян., III, стр. 465), т. е. отвергаю тебя, подвергаю обжалованию твой суд, – и после отправил к папе чрез его легатов аппелляцию (Epist. S. Leonis 44 (50), cap. 3: Mansi, VI, 18. С. 12. C. Migne, lat. ser. t. 54, col. 829. 826 (p. 908). Деян., III, стр. 69. 73. Epist. 43 (47): Mansi, VI, 10. В. M. 54, col. 823, p. 906 и др.). «Новооткрытую аппелляцию Фла­виана к Льву 1» см. в Zeitshrift für katoliche Theologie. VII, 1 (1883), S. 191–196. 901 Epist. 113, cap. 5. 6: M. 83, col. 1316 fin. 1317 init. (p. 1191); lat. ser. t. 54, col. 852. 902 Du-Pin. Nouv. bibl., t. IV, р. 83: Theodoret, se voyant hors d’etat de trouver un appai assez puissant dans l’ Eglise d’ Orient, eut recours au pape S. Leon, implore son secours. 904 113-ое письмо Феодорита подвергаюсь довольно тщательному исследованию в цер­ковно-исторической литературе. Paschasinus Qucsnellus написал специальную диссерта­цию (dissertatio decima) по этому вопросу под заглавием: De causa Theodoreti, episcopi Cyri, pseudo-ephesinae synodi sententia depositi, a S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @15495@ Подпись к иллюстрации: Спас во аде. Фрагмент фрески " Воскресение Христово " (1316-1321 гг.). Алтарь Спасского храма Константинопольского монастыря Хора (музей Карие) Размер файла: 137.05 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 18.08.2017 17:56:14 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/15495.html

1313 Аф. Синт., II, 544. 1314 Упом. соч., II, 501. 1315 Аф. Синт., II, 548. Ср. архим. И ο анна толкование этого правила (упом. соч., II, 502—504). 1316 См. сказанное об этом выше на стр. 59 и сл. и стр. 217. 1317 Аф. Синт., II, 550. 1318 См. толкования Зонары и Вальсамона на это правило в Аф.Синт., II, 558, 589. 1319 Деяния Всел. соб., VII, 267. Ср. стр. 23 настоящей книги. 1320 Ср. у архим. И ο анна, упом. соч., II, 514—515. 1321 В правиле говорится, что сказал это великий Дионисий, во всяком случае Ареопагит, в сочинении “О церковной иерархии.” С этим следует сопоставить Hipler, Dionysius der Areopag. Untersuchungen uber Aechtheit und Glaubwurdigkeit der unter diesem Namen vorhandenen Schriften, Regensb., 1861, a также Bardenhewer, Patrologie. Preiburg, 1894, S. 284—290 1322 Аф. Синт., II, 561. 1323 Cp. Hieronym., Ep. ad Laetam matronam et ep. ad Gaudentium [Migne, s. l, t. 22, col. 867—78; 1095—9]. 1324 Аф. Синт., II, 562. 1325 Аф. Синт., II, 562 1326 Аф. Синт II, 569. 1327 См. Ν . Μ unechen, Das kan. Gerichtsverfahren und Strafrecht, II, 208 и сл. Ср. у архим. Иоанна, упом. соч., II, 521—522. 1328 Толкования Зонары и Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 574, 575. 1329 Толкование этого правила см. в Аф. Синт. II, 576. 1330 Nov. Justin. CXXXVII, 4. 1331 В настоящее время это определено специальным законодательством в поместных церквах, где нет постоянного синода. 1332 Правило 9 халк. собора; ср. решения константинопольского синода при патр. Иоанне XIII 1316 г., патр. Исидоре 1348 г., патр. Каллисте 1356 г., патр. Филофее 1367, патр. Ниле 1387 г. (Miklosich et Muller, Acta patr. Const., I, 50, 58, 284, 356, 494; II, 98). См. и новеллу импер. Юстиниана CXXIII, 22. 1333 Аф. Синт., II, 578, 579. Подробнее об этом в моем соч. “Прав. црквено право,” стр. 308—309 (ср. рус. пер., стр. 60 и сл.) 1334 Аф. Синт., II, 578. 1335 Аф. Синт., II, 579. 1336 Догмат этого собора см. в моем “Зборнике” правил, стр. XXXIX — XXXXI [см. греческий и русско-славянский тексты этого догмата, напр., в Книге правил изд. 1862 г. стр. 8—10].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

1294. Надпись над «Плачем пророка Иеремии», глава 1. — Статья «Плач инока» заимствована в значительной степени из Плача, произнесенного Пророком, почему и самая форма, в которой изложен «Плач инока», соответствует форме, в которой изложен «Плач святого Иеремии». 1295. Такие древа были употреблены при строении храма Соломонова. Не гниющими древами считались кедр, сосна и кипарис. Поведание о построении храма Соломонова читается в третьей книге Царств. 1296. 2 Кор. 6. 10. 1297. Лк. 7. 38. 1298. Мф. 26. 75. 1299.  …видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни (3 Цар. 21. 21–29). 1300.  Входите во врата Его со славословием (Пс. 99. 4). 1301. Алеф, Беф и т. д. — буквы еврейского алфавита. Ими отделяются строфы, одна от другой, в «Плаче пророка Иеремии». 1302.  …что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу (Пс. 29. 10). 1303. Пс. 50. 5. 1304. Плач. 1. 3. 1305.  Кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10). 1306. Наставление 19 старца Серафима Саровского. 1307. Иак. 4. 7. 1308. Плач. 1. 5. 1309.  И отошло от дщери Сиона все ее великолепие (Плач. 1. 6). 1310. Плач. 1. 7. 1311. Лк. 8. 62; Плач. 1. 8. 1312.  …придет, как тать ночью (1 Сол. 5. 2). 1313. Втор. 23. 3; Плач. 1. 10. 1314.  …взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь (Плач. 1. 12). 1315. Плач. 1. 12. 1316. Плач. 1. 13; Иов. 1. 16. 1317. Плач. 1. 14. 1318.  …как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды. Об этом плачу (Плач. 1. 15). 1319. 2 Кор. 12. 7. 1320.  …Око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог (Плач. 1. 16). 1321. Ин. 12. 3. 1322. Ин. 1. 29. 1323. Плач. 1. 17. 1324. Пс. 117. 137; Плач. 1. 18. 1325. Притч. 5, 22. Пленицами — веревками; затязается — связывается. 1326.  Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы (Иер. 2. 19–21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010