Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ Средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии, большинство из к-рых являлось заказом серб. краля Стефана Уроша II Милутина (1282-1321). Письменные источники не сохранили сведений о жизни и творчестве художников, их имена известны из подписей, оставленных мастерами на фресках храмов Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/95), Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), св. Прохора на р. Пчиня около Вране (ок. 1315), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1316-1318), св. Никиты в Чучере близ Скопье (ок. 1320). Предполагается, что М. А. и Е. были греками, т. к. надписи с именами сделаны ими по-гречески, как в храмах, фрески к-рых были созданы по заказу представителей визант. знати (ц. Богородицы Перивлепты в Охриде расписана по заказу Прогона Сгуроса), так и в храмах на территориях, находившихся во владении сербского краля Стефана Милутина (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, св. Прохора на р. Пчиня). Историческая ситуация подтверждает предположение о греч. происхождении художников - экспансия Сербского гос-ва в Македонию, заключение мира с Византийской империей и, как залог последнего, женитьба краля Стефана Милутина на дочери имп. Андроника II Симоне (Симониде) Палеолог. Стефан Милутин не только строил церкви в Сербском королевстве, но и оказывал помощь монастырям в Фессалонике и К-поле, на Синае, Афоне и в Палестине ( В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловици, 1920. С. 89-90). Упоминание фамильного имени М. А. в подписи на мече вмч. Меркурия и на хламиде вмч. Димитрия в росписи ц. Богородицы Перивлепты в Охриде указывает, по мнению ученых, на происхождение рода этого художника из Фессалоники. Согласно источникам, в нач. XIV в. там работал миниатюрист Иоанн Астрапа, а в мон-ре на горе Хортиатис близ Фессалоники подвизался мон. Макарий Астрапа ( Кисас С. Солунска уметничка породица Астрапа//Зограф.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

Т. о., в иконографии М. средневизантийского периода можно выделить 3 варианта изображения. С крестом: на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) и др. С крестом и образом Спасителя: на юж. бронзовых вратах св. Климента базилики Сан-Марко в Венеции (Porta di San Clemente, К-поль, ок. 1110-1120) - крест в правой руке, медальон с образом Христа придерживает покровенной плащом левой рукой; фреска в сев.-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е - 40-е гг. XI в.) и в ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234) - крест с образом Христа М. держит в правой руке, левая перед грудью открыта в молении ладонью вовне. С образом Христа непосредственно на тавлионе - в ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (1263-1268); с образом, нашитым в виде медальона (тавлиона) на плащ, по краю медальона, как и на полах плаща, имитация жемчужной обнизи - в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - на тавлионе, и др. С XIII в. большое распространение получают изображения М. в воинских доспехах, с мечом и щитом (напр., в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, ок. 1290; в мон-ре Пантократора в Дечанах, 1348-1350), что объясняется общим характером развития визант. живописи и тем значением, к-рое приобрели к этому времени св. воины. Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в. Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в. Сцена усекновения главы М. помимо Минология имп. Василия II включена в состав изображений Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг., Фессалоника). В настенных минеях эта сцена представлена во фресках нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561). В поствизант. живописи продолжали параллельно сосуществовать «мученический» и «воинский» варианты иконографии М. В хитоне и плаще (иногда поверх хитона надета рубаха с короткими рукавами, украшенная золотым оплечьем), с крестом в руке М. представлен в росписях ц. вмч. Георгия Кремиковского мон-ря, Болгария (1493), кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546), ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке (XVI в.), ц. Преображения в Климатье (Велцисте) (1568), галереи мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе; 1630); ц. Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (1681), а также на иконах - «Христос Великий Архиерей, со святыми» (сер. XVI в., мон-рь Пантократор на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (нач. XVII в., мон-рь Хиландар на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (сер. XVIII в., Музей мон-ря Влатадон, Фессалоника), и др.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

В Зап. Европе эта традиция не прерывалась на протяжении всего средневековья, известно огромное количество иллюстрированных рукописей (Трирский Апокалипсис - Городская б-ка, Трир, Германия. Ms 31, ок. 800 г.; Бамбергский Апокалипсис - Государственная б-ка, Бамберг. Ms A. II. 42, ок. 1020 г.), циклов в стенописях, шпалерах, изображений в романской и готической скульптуре. В 1496 г. серию гравюр на сюжеты И. Б. О. создал А. Дюрер. Расширенная и переработанная Л. Кранахом Старшим и Х. Гольбейном Младшим, она много раз воспроизводилась в различных изданиях Библии. В России эти гравюры стали известны с сер. XVI в., а в XVII в. мн. рус. художники знакомятся с зап. иконографией Апокалипсиса по Библии Пискатора. В греч. руководстве для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в отдельной главе «Как изображается апокалипсис св. Иоанна Боголова» последовательно представлена роспись сюжетов по тексту И. Б. О. с подробным объяснением, как их писать; составитель Ерминии указывает, что эти сюжеты надлежит помещать в росписи паперти (Ерминия ДФ. С. 131-143). Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Текст И. Б. О. лежит в основе композиции «Страшный Суд», известной в восточнохристианской монументальной живописи с X-XI вв. (напр., фрески каппадокийских храмов: Пюренли-секи-килисеси, Кокар-килисе, Эгри-таш-килисеси). Самые ранние столичные памятники визант. мира датируются XIV в. (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Иллюстрацией И. Б. О. в древнерус. искусстве, вероятно, была известная по письменным источникам фреска «Страшный Суд» Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405). В Музеях Ватикана хранится греч. далматика XV в. с изображением сцен из И. Б. О. В греч. монументальной живописи иллюстрации к И. Б. О. известны в афонских мон-рях, самая ранняя - в трапезной мон-ря Дионисиат (между 1563 и 1568).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Самая ранняя композиция «Благовестие Захарии» представлена на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии (Матен. 2374. Л. 228. Армения, VI в.) (см.: Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. Ил. 92). Как иллюстрация, предваряющая Евангелие от Луки, эта композиция включена в Псалтирь и Евангелиарий (Lond. Brit. Lib. Harl. 2788, ок. 800 г.) - на развороте миниатюра с изображением ап. Луки (Fol. 108v) и «Благовестие Захарии» (Fol. 109r) - перед алтарем в скинии завета напротив друг друга стоят указующий перстом правой руки арх. Гавриил и З. с кадилом; по сторонам в медальонах - погрудные изображения Пресв. Богородицы (слева) и прав. Елисаветы (справа). В Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. К-поль, 976-1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии» (P. 14), «Благовестие прав. Захарии» (P. 61), «Обретение мощей» (P. 391). Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (Palat. lat. 1650. Fol. 38, Клюни, ок. 1090-1100 гг.) свт. Ильдефонса, архиеп. г. Толет (ныне Толедо). Благовестие прав. Захарии. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 10-е гг. XIV в. Благовестие прав. Захарии. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 10-е гг. XIV в. Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением З., разной полноты и сохранности, известны в росписях мн. храмов: собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) (в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не З., а первосвященник с именем Симеон (гл. 9. 9)); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125); собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове; мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321, и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением З.- это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Ее перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613, К-поль, 976-1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, напр. в ц. Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI-XII вв., напр. на сев. стене ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199, фрески не сохр.) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/06), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192).

http://pravenc.ru/text/182665.html

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Последование Д. С. 26 июня, помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа Εν σο πτερ κριβς (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский»       с икосом; канон 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, творение Иосифа, акростих: Υμν μκαρ σου τν βον θεοις λγοις. Ιωσφ (            .  ), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Υμνοις τν φωτοφρον, κα θεαν μνμην σου (            ); стихиры; седален и светилен. В рукописях встречается иной канон Д. С., 4-го гласа, акростих: Δαυδ γεραρω τν βον τν φωσφρον. Ιωσφ (Давида почитаю светоносную жизнь. Иосифовы), ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Δυνμει το Πνεματος τ σθενς μου ωννμενος (Силой Духа безвольное мое укрепляя) (Ταμεον. Σ. 227). А . А . Лукашевич Иконография Д. С., как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: «Старец с длинными волосами и с бородою до ступней». Одно из ранних сохранившихся изображений Д. С.- найденный в Фессалонике в 1944 г. рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике). Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура Д. с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи сев.-зап. части парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321): полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., мон-рь Ватопед), в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛУГЕ Николай Карлович (1867, Россия - 3.10.1947, Стамбул), рус. художник, копиист и реставратор, один из лучших знатоков раннехрист. искусства наряду с Й. Вильпертом и Ф. П. Рейманом. Ранний период жизни К. не изучен: впервые его имя упоминается в документах Имп. Академии художеств в С.-Петербурге в 1891 г. (возможно, в связи с обучением). В 1897 г., находясь в Палестине, К. получил от РАИК ( Археологического института в Константинополе ) первое ответственное задание - снять планы и сделать фотографии древностей Мадабы , в частности открытой там в 1884-1887 гг. мозаики пола визант. церкви с изображением карты Св. мест (ок. 565). Примерно за год К. выполнил серию планов христ. базилик, акварелей и фотографий с мозаик полов; результаты работ были представлены на заседании РАИК в 1899 г. и позднее опубликованы. Акварельный рисунок «мозаичной карты из Мадабы» приобрело Имп. Православное Палестинское Общество (ИППО). Успех исследования определил дальнейшую судьбу К. В 1899 г. РАИК пригласил его для обмера, расчистки, фотосъемки и копирования мозаик и фресок (ок. 1316-1321) визант. ц. Христа Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (Стамбуле). В 1901 г. в парекклисионе храма К. открыл фресковую композицию «Страшный Суд»; при очистке мозаики «Деисус» - надпись; в барабане юго-вост. купола - ранее неизвестные фрески. До 1903 г. вел расчистки и фиксацию, отснял ок. 70 мозаик. Материалы опубликованы Ф. И. Шмитом и использованы в его монографии ( Шмит Ф. И. Кахрие-Джами: История мон-ря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков//ИРАИК. 1906. Т. 11; Приложение: Кахрие-Джами: Альбом к т. 11 ИРАИК: Рисунки и чертежи, исполненные худож. Н. К. Клуге. Мюнхен, 1906). Тогда же К. начал работы по изучению остатков архитектурных построек мон-ря. С 1903 г. штатный художник РАИК. К. принимал участие в исследованиях РАИК (в 1900 экспедиция в Сирию), выполнял поручения по съемке редчайших рукописей (в 1903 сделал более 120 снимков наиболее важных в научном отношении миниатюр Серальского кодекса, изданных в кн: Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия: Альбом к т.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010