Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВАСИЙ (Генчо; 1838, Габрово - 4.04.1919, Сливен), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви. Окончил 5-летнее Габровское уч-ще. В 1854 г. вместе с братом мон. Феофаном пришел в Хиландарский мон-рь на Афоне и стал послушником. В марте 1858 г. принял монашеский постриг. В 1859 г. рукоположен во диакона и направлен на обучение в духовное уч-ще в Карее, столице Афона. В 1863 г. рукоположен во иерея, служил в соборном храме Хиландара. В июне 1866 г. направлен представителем Хиландара на приход в г. Станимак (совр. Асеновград). С 1867 по 1873 г. игумен Араповского мон-ря , открыл при обители уч-ще. 28 янв. 1873 г. хиротонисан во епископа Левкийского, викария Пловдивской епархии. Во время Апрельского восстания 1876 г. организовывал помощь для пострадавших при подавлении восстания, собирал сведения о жестокостях турок по отношению к болг. христ. населению. После смерти митр. Пловдивского Панарета с 1883 по 1886 г. управлял Пловдивской епархией. В 1886 г. экзарх Иосиф I поручил Г. управление сев. территориями Одринской епархии. В 1891-1893 гг. временно управлял новообразованной Стара-Загорской епархией в качестве помощника митр. Сливенского Серафима (Груева) . 26 янв. 1897 г. избран, 2 марта канонически утвержден Сливенским митрополитом. На строительство Софийской ДС пожертвовал 10 тыс. золотых левов. В 1884 г. избран пожизненным членом С.-Петербургского слав. благотворительного об-ва. Награжден мн. рус. и болг. орденами. Лит.: Йорданов В. Дарители на българската просвета. София, 1911. С. 133-138; Цанков Ст. Българската православна църква от Освобождението до настояще време. София, 1938-1939. С. 54-55; Маркова З. Българската Екзархия, 1870-1879. София, 1989. С. 217-219. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/164663.html

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Лавры (на юж. стене углового юго-зап. компартимента (мон. Феофан Критский, 1534/35)), в росписи трапезной мон-ря Ставроникита (мон. Феофан Критский и сын Симеон, 1545/46). На Афоне сохранились житийные изображения П. В.- 2 сцены на одном из центральных сводов в лити (к югу от входа в наос) кафоликона Хиландара: учреждение святым мон-ря и его проповедь инокам за трапезой, 1321/22 г. (переписаны в 1803/04; см.: Τουτς, Θουσστρης. 2010. Σ. 187). В Др. Руси образ П. В. представлен не только в памятниках монастырского происхождения. В составе избранных святых П. В. включен в один из древнейших сохранившихся лицевых (шитых) походных иконостасов, к-рый датирован 2-й четв. XV в. (ГИМ, частично - в ГММК). На этой лицевой иконе-пелене он изображен седым, с раздваивающейся бородой средней длины, подобно прп. Савве Освященному, его платье - цвета охры, риза темно-розовая, правой рукой он благословляет, в левой держит свиток ( Попов. 2014. С. 360). Интересно, что в состав изображений на этом шитом иконостасе были включены помимо П. В. фигуры прп. Варлаама и прп. Иоасафа, царевича Индийского, обращенные друг к другу, что сближает ансамбль шитых икон с фресками Успенского собора на Городке в Звенигороде (ок. 1400), где те же преподобные сопоставлены с композицией «Явление ангела прп. Пахомию». Вместе с др. преподобными, Саввой Освященным и Симеоном Столпником, П. В. изображен на лицевой стороне 2-сторонней иконы-таблетки новгородского письма кон. XV в. (ГТГ): он - в центре, правая рука в жесте благословения чуть выдвинута вперед из-под плаща. К редким примерам относятся миниатюры Лицевого летописного свода (Лицевой хронограф; РНБ. F.IV.151. Л.189, 70-е гг. XVI в.), где преподобный написан вместе с др. иноками, «начальниками» егип. монашества, насельниками Нитрийской пуст.- Пафнутием Великим, Онуфрием Великим, Аммоном, Паламоном, Марком Бессмертным. Среди святых, святителей и преподобных П. В. стоит в нижней части левой створки складня с перламутровой резной раковиной-панагией в центре письма строгановских мастерских 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Прп. Афанасий Афонский. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. Между 1318 и 1320 гг. В IX-XV вв. мн. монастырские центры достигли расцвета, пользовались большим почитанием и оказывали влияние на духовную жизнь Византии в целом. Таковыми были «святые горы» визант. М., из которых в указанный период наибольшее значение имели Вифинский Олимп, гора св. Авксентия, Папикий, Ганос и Афон. Среди подвижников Вифинского Олимпа получил начальное монашеское воспитание прп. Феодор Студит, впосл. многое заимствовавший из бытовавших в олимпийских мон-рях и кельях преданий. Студийский мон-рь под его руководством стал духовным центром не только К-поля, но и всей Византии, оказавшим огромное влияние на М. IX-XI вв. Прп. Феодор не считал общежитие единственно возможным образом монашеской жизни, однако полагал, что это наиболее удобный для спасения путь («царский путь», т. е. избегающий крайностей). Устав, основанный на принципах, изложенных прп. Феодором, с небольшими вариациями стал наиболее распространенным в Византии (включая Юж. Италию), а затем и в славянских странах, в частности на Руси в XI-XIV вв. Студийский идеал монашеской жизни достаточно быстро стал предметом подражания, а подвижники, придерживавшиеся его, могли именоваться ревностными студитами вне зависимости от того, принадлежали ли они к «студийской семье» обителей или же просто придерживались тех же принципов, что и прп. Феодор. Так отзывались, в частности, о прп. Симеоне Новом Богослове (949-1022), к-рый лишь краткое время провел в Студийском мон-ре, однако в своем руководстве Маманта святого монастырем явно воспроизводил характерные элементы студийского духовного руководства, включавшего в т. ч. регулярные огласительные поучения. «Огласительные слова» прп. Симеона дают яркую и живую картину повседневной жизни в к-польском монастыре студийского типа со всеми трудностями, искушениями и даже нестроениями. Студийская обитель оставалась влиятельной и почитаемой вплоть до падения Византийской империи. Также до XIV в. процветали мон-ри Вифинского Олимпа и др. монашеских центров М. Азии, закат к-рых был связан с тур. завоеванием.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

На рубеже XIX и XX вв. З. имел 8 часовен, 15 келлий вне мон-ря (экзокклисионов), метохи в Каламарии на п-ове Халкидики; проживало в мон-ре 155 монахов ( Тютюнджиев И. Търновската митрополия и атонските ман-ри XV - нач. на XIX в. по гръцки извори//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 122-123). В 1900 г. в З. числилось ок. 300 монахов (в др. афонских обителях проживало почти 1,1 тыс. монахов-болгар - Кънчов. 1900. С. 174-175). По данным русского свящ. Анатолия Просвирнина, в 1903 г. было 155 монахов ( Просвирнин. 1974. С. 5). Во время балканских войн (1912-1913) в З. было 160 монахов (краткий очерк о мон-ре командира расквартированного в обители в 1913 взвода 14-го пехотного Македонского полка Георгия Цветинова см.: Цветинов Г. Светогорският бълг. ман-р Зограф. София, 1918). Первая мировая война нанесла большой урон всему Афону. Прекратился поток благотворителей и паломников из России и Болгарии, начались проблемы с продовольствием. В 1914 г. произошли стычки между болг. и рус. монахами, т. к. Болгария воевала против России ( Талалай М. Г. Положение рус. монашества на Афоне после 1912 г.//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 584). В 1916 г. зографцы попытались захватить серб. монастырь Хиландар ( Троицкий П. В. Русские на Афоне, XIX-XX вв. М., 2003. С. 332-333). В 1930 г. в мон-ре было ок. 100 монахов (по сообщению сотрудника болг. посольства в Стамбуле Г. Д. Гылыбова-Рошавского со ссылкой на зографского игум. архим. Владимира ( Гълъбов-Рошавски. 1930. С. 100)). В 1935 г. журналист Х. Милев писал о 84 насельниках, поэтому данные из исторической справки, составленной 26 дек. 1952 г. И. Снегаровым для Св. Синода БПЦ, в к-рой отмечено, что в это время в З. было 160 монахов, неверны ( Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 163). В конце второй мировой войны 7 зографских монахов, в т. ч. игумен, были обвинены в пособничестве немцам, хотя их вина состояла лишь в том, что они ездили в Болгарию для закупки провизии в тот период, когда она входила в гитлеровскую коалицию.

http://pravenc.ru/text/199949.html

ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123208_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕНТИАН (нач. XIII в.- после 1264), серб. иером., духовник мон-ря Хиландар на Афоне, агиограф. Жизнь О жизни Д. сохранились скудные сведения, к-рые он сообщил в агиографических произведениях. Исследователи считают, что Д. был благородного происхождения и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича , где стал учеником св. архиеп. Сербского Саввы I . Д. сообщает, что был младшим, т. е. вероятно последним учеником архиепископа. Очевидно, Д. сопровождал учителя во 2-м паломничестве на Св. землю (1233 - нач. 1235), находился в Тырнове во время его предсмертной болезни, участвовал в погребении и перенесении его мощей в мон-рь Милешева. Потом он удалился на Св. Гору, где в карейской келлии по желанию кор. Уроша I, внука Немани и племянника Саввы и, возможно, брата короля, буд. архиеп. Сербского Саввы II , к-рый монашествовал на Афоне во время пребывания там Д., к 1243 или к 1254 г. составил Житие св. Саввы. Ок. 1260 г. Д. был избран духовником братии Хиландара и поселился в горах над монастырем, в пирге Преображения Спасителя, где в 1263-1264 гг. написал Житие Симеона Мироточивого, отца своего учителя и объединителя серб. земель. Нек-рые сведения о последних годах жизни Д. содержат записи книгописца Феодора (которого в лит-ре принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем ) в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского (1263) (ГИМ. Син. 345). Повествуя о постигших его в молодости невзгодах на Афоне, Феодор благодарит Д. за неоднократное заступничество и заботу. Последнее упоминание о Д. относится к 1264 г., точных сведений о времени его кончины нет. Сочинения Житие св. Саввы превосходит по объему все средневек. серб. биографии и является одним из наиболее значительных и сложных произведений серб. лит-ры. В 33 главах подробно излагается биография «первоучителя сербского» и в переработанном автором виде представлены грамота о провозглашении автокефалии Сербской Церкви, ряд посланий, проповеди св. Саввы; впрочем, вопрос об авторстве последних (св. Савва или Д.) из-за отсутствия независимой традиции остается открытым.

http://pravenc.ru/text/178799.html

Описания типа Г. В. в греч. и рус. иконописных подлинниках расходятся в определении его возраста и облика. В греч. подлиннике - «Ерминии», созданном на Афоне мон. Дионисием Фурноаграфиотом между 1701 и 1733 гг., о типе святого сказано: «Не старый, с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 3). Так он изображен в афонских памятниках этого периода: в росписи алтаря кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Григориат (1768-1779; за свт. Григорием Богословом) - в рост, фронтально, в саккосе, украшенном крупным растительным орнаментом, в митре, руки отведены в стороны, в левой - Евангелие, правой благословляет; Г. В.- средних лет, с темными волосами и темной же клиновидной бородой средней длины, разделенной в конце «на две космочки»; на иконе из Хиландарского мон-ря «Святитель Григорий Великий, Двоеслов, папа Римский» (XVIII в.) - так же. В рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. облик Г. В. уподобляется облику свт. Власия Севастийского («Подобием стар, сед, брада долга по персям») и о нем сказано: «…иже во святых отца нашего Григория Двоеслова или беседовника, папы Римскаго, сотворшаго Преждеосвященную службу; подобием сед, аки Власий, в саккосе, кресты лазоревы, в омофоре, в руках Евангелие. Глаголют же, яко литургия поется в Римлянах, яже есть в великий пост; сей есть законоположивый ея, яже и доселе ими держится» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 292; в подлиннике С. Т. Большакова - то же, но менее пространно). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусова (1910) о Г. В. сказано: «Типа римскаго, стар, седщ, с большою бородой, волосы волнисты, лицо болезненное; очень кроток, милостив, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 213). Однако в живописных изображениях академического стиля Г. В. чаще представлен темноволосым средовеком, напр. на иконе (2-й ярус внутренней перегородки главного алтаря, юж. сторона) худож. И. К. Дорнера в Исаакиевском соборе (1848-1852) - парное изображение Г. В. и прп. Ефрема Сирина, святые обращены ликами друг к другу, Г. В.- в красной фелони с омофором и в митре, в руках перед грудью держит книгу своих трудов с надписью:    .

http://pravenc.ru/text/166740.html

Главная святыня мон-ря - мощи св. Стефана Дечанского, и ныне привлекающие паломников,- хранится в ковчеге, содержащем и др. реликвии: волосы Христа, частицу Животворящего Креста, мощи святых. В ризнице хранятся многочисленные драгоценные кресты, из к-рых наиболее известны кресты царя Душана и св. Стефана Дечанского с частицами Животворящего Креста, а также реликварии с челюстью свт. Григория Нисского, десницей св. Никиты, мощами святых Харалампия, Алипия Столпника, Пантелеимона, Кира, Космы, Дамиана, Мартирия, ап. Фомы и серб. святых Саввы, Георгия Кратовского и Феоктиста (кор. Драгутина). Среди множества энколпионов, кадил, чаш, вотивных предметов и др. произведений прикладного искусства разных эпох в ризнице выделяются костяной панагиар XIV в. с рельефными изображениями Божией Матери «Знамение» и под аркадным фризом - полуфигуры Христа, архангелов, апостолов и др. святых (серебряный оклад - более поздний); панагиар кон. XVI в. с живописным образом Богородицы и Христа (вероятно, работы мастера Лонгина), окруженных резным текстом «Достойно есть»; серебряная кадильница XV в. «святого короля» с готическим декором, вероятно, работы мастеров из Дубровника; позолоченные рипиды, чаша и звездица работы мастера золотых дел Кондо Вука с гравированными изображениями Христа, Богоматери, Небесной литургии, Ангела Великого совета и Причащения апостолов, пожертвованные в 1568-1569 гг. неким Радивоем; вышитый крест с изображением Богородицы «Знамение» (XVI в.) и епитрахиль (XVI в.) - приношение семьи Дмитрича. Библиотека Формирование монастырского книжного собрания началось еще во время его строительства, но большинство рукописей раннего периода не сохранилось, неск. кодексов находятся в б-ках мира. Б-ка и скрипторий Д. в XIV в. были тесно связаны с мон-рем Хиландар на Афоне - в обоих собраниях есть рукописи, переписанные одними и теми же книгописцами (см.: Предговор// Рукописне 1995. С. 8-17; Мано-Зиси К. Анагност Jobah, хиландарски писар друге пол. XIV jyжhocлobehckux рукописа. Београд, 1995. С. 231-242), ряд дечанских и хиландарских кодексов XIV в. написан на одинаковой бумаге ( М. Хиландар и рукописне XIV в. ман-ра Високи Дечани//Осам веков Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 325-341).

http://pravenc.ru/text/171794.html

ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_13.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010