Центральное понятие космологии у Лопатина есть понятие творческой причинности – очень близкое и параллельное тому, что несколькими годами позже развивал Бергсон в «Evolution creatrice»,– только у Бергсона больше естествознания в его космологии, у Лопатина больше философии. «Вещество, как всякая другая действительность, – читаем в одной из статей Лопатина 2033 , – имеет внутреннее или субъективное существование, и эта внутренняя сторона лежит в основе его внешних проявлений и свойств». При этом «спиритуализм не упраздняет физической природы – он только полагает, что сама в себе она не то, что обыкновенно о ней думают» 2034 . Исходя из такой онтологии, Лопатин склоняется с особенной настойчивостью к признанию творческой, а не логической необходимости в жизни космоса. Отсюда готовность у Лопатина признать иррациональную сторону в бытии, особенно в этом отношении любопытна статья его «Настоящее и будущее философии», где свои симпатии Лопатин обращает особенно к прагматизму. Его поражает «многообразие и неисчерпаемое богатство действительности », которую должно признать «до бесконечности пластичной». «Действительность, – говорит тут же Лопатин, – раскрывается знанием вовсе не в полноте своих законов и сил»; он иронизирует над «неудержимым нашим желанием придать вселенной более рациональную форму, чем та, в какой дает её нам опыт» 2035 . «Возможность диалектического процесса, – в другом месте пишет Лопатин 2036 , – коренится в том иррациональном моменте, который заключает в себе бытие. «Слишком очевидно, что в существующем, кроме элемента рационального, присутствует элемент иррациональный, сверхлогический» 2037 . У рационалиста Лопатина это внимание к иррациональной стороне бытия само внерационально – оно, несомненно, коренится у него в требованиях морального сознания. Не всегда у Лопатина ясна эта определяющая для метафизики роль «морального умозрения», но это бесспорно. Лопатин не раз в разных работах возвращается к мысли Лейбница о нравственном основании бытия, как оно есть, и для Лопатина бесспорна внерациональная природа этого действия морального начала в мире 2038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Второй недоуменный вопрос о Деян.20:4 : как нужно понимать выражение св. Луки: его (Апостола) сопровождали до Асии и т. д.; т.е. дальше Асии спутники уже не пошли или же, как предполагает, напр., Lange, «этим выражением не исключается того, чтоб некоторые из них, как напр., Аристарх и Трофим, сопровождали Апостола и далее и даже до Иерусалима»? 2033 . Первого принять нельзя, ибо действительно, о Трофиме известно, что он прибыл с Апостолом в Иерусалим 2034 , а об Аристархе – что он сопровождал его оттуда в Рим, значит, тоже был с ним в Иерусалиме 2035 . Приходится принимать предположение Lange. Его вероятность впрочем усиливается тем, что некоторые кодексы слов: χρι τς σας не имеют 2036 . Перечисленные св. Дееписателем спутники пошли из Коринфа ранее Апостола и направились в Троаду. В этом городе они должны были дожидаться прибытия Апостола и других, шедших с ним, спутников 2037 . Неизвестно, какая именно была цель этого раннего их отправления в Троаду. Быть может, им поручено было озаботиться в Троаде приготовлением всего нужного для наиболее скорого дальнейшего морского путешествия 2038 ; по-видимому, от Троады Апостол имел в своем распоряжении особый корабль. Между тем Апостол вышел из Коринфа после и направился по прежнему пути через Македонию. В третьем, по счету, от Коринфа македонском городе Филиппах Апостол со своими спутниками сделал более продолжительную остановку и провел праздник Пасхи. А после Пасхи отправился в дальнейший путь к Троаде 2039 . Пять дней морского пути – и свв. путешественники были в Троаде 2040 . Прибыв в Троаду и соединившись здесь с ожидавшими здесь Апостола, ранее посланными, его спутниками, святые благовестники пробыли здесь целую неделю, семь дней 2041 . «Троада была небольшой город; почему же они проводят в нем семь дней? Вероятно, он был велик по числу верующих» 2042 . Апостол хотел как бы восполнить те лишения благовестия, которым подвергалась Троада в раннейшие посещения ее Апостолом 2043 . Св. Дееписатель рассказывает об одном событии, случившемся в Троаде накануне отбытия оттуда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

2030 . Естественная группировка по родовым и общинным началам существовала как бытовой факт рядом с искусственным делением войска на отряды для целей военного управления и боевого строя. Почвой деления служили фемы, как военные округи. XI век представляет в этом отношении большую простоту и однообразие, сравнительно с предшествующим временем. Если не обращаться к памятникам военного устройства более древнего времени, ограничиться сочинениями Льва Мудрого и Константина Багрянородного, а также некоторыми новеллами X в., то и данных, в них заключающихся, достаточно, чтобы убедиться, что еще в X в. терминология, применявшаяся для обозначения военных отрядов и лиц, ими управлявших, свидетельствовала о двух порядках, параллельно существовавших и друг от друга отличавшихся. Были отряды войск, носившие название θματα, и были отряды, называвшиеся τγματα; одни с другими не смешивались. 2031 Фемы управлялись стратигами и подразделялись на турмы, управлявшиеся турмархами. Из тагм, иначе называвшихся еще бандами, составлялись друнги; 2032 тагмой или бандой управлял комит (сельский староста), а друнгой – друнгарий; комит может быть сопоставляем с турмархом, друнгарий – со стратигом. Для выяснения различия между делениями этих двух порядков, с одной стороны фемами и турмами, с другой друнгами и тагмами, можно обратиться к аналогии старого времени: фема выдержит сравнение с прежним legio, тагма с cohors, 2033 фемами обозначались отряды войск греческих, тагмами – варварских войск, 2034 Не без некоторого основания можно искать объяснения такому различию в истории славянских поселений и основания славянских общин, обязавшихся византийскому правительству военной службой; само название друнг (задруг, дружин) и банд можно производить от славянских корней. Славяне были для греков варвары, поставляемые ими отряды войск греки называли поэтому тагмами, в отличие от фем. Это были отряды селений, входивших в состав известной общины, выступавшие под предводительством сельских старост и в своей совокупности образовывавшие общинную дружину, предводительствуемую волостным старшиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Фацеции Повести смехотворны, есть же и злых обыклостей обличительны, преведены с польскаго языка, жартов совокупно всех трактатов О Августе кесаре и о поете Виргилии Август кесарь 2031 Виргилиуша поеты 2032 и пракътыка 2033 вопроси глаголя: «Повежь ми, Виргилий, кто есть отец мне? Аз убо вем, яко Октавий отец ми есть, инии же инаго поведают быти». Отвеща Виргилий и рече: «Вем, о кесарю, яко владетель еси велики и повелитель всего света страшный, и еже аще хощеши твориши, но и в милости известнейший, обаче ужасаюся рещи, ибо правда во очи колет. Боюся томления и вечнаго злоключения, егда правду рещи ми пред тобою». Кесарь с клятвою завещася не озлобити его и приложи ухо слышати. Виргилий же возсмеяся и рече: «Великий кесарю, познаваю по тебе и предразумеваю, яко сын хлебников еси». Изумеся кесарь, помышляя в себе, како и каковым удобством 2034 , и Виргилий рече: «Послушай, милостивый кесарю, откуду имею о тебе такое непщевание 2035 . Написах аз премногия книги о славе твоего величества, ты же, будучи всего света великим монархом, приказал еси мене токмо единым хлебом отправити 2036 , что или пекарь или сын пекарьский обыче творити». Сия слыша, благодушный кесарь вельми весел учинися и рече: «Отселе, Виргилиуше, возыимееши дары и милость не яко от пекаря, но яко от великаго кесаря». Ибо у премудрых гневу не бывает, аще кто и кощуньством 2037 правду открывает. О любомудреце при Августе и о гордом дворянине При Августе кесаре прилучися быти любомудрецу некоему, в неже время изведоша пред кесаря коня зело буява и жестока, высоку выю 2038 носяща, скорообратна и быстрозрачна. Видев же той любомудрец ближняго человека пред кесарем, высокомыслива и горда суща, рече ему: «Человече, егда бы конь был еси, и цены бы тебе не было». Дворянин гордый – смерд голодный. О Ироде и о злобе проклятой Возвещено бысть кесарю Августу, яко Ирод царь вся дети в жидовской земли повеле погубите, с ними же и сына своего убити повеле. Рече к возвещающим Август: «Лучши было быти сыну вепрю у Ирода, неже человеку», оглаголуя злонравие и жестоту мучителя и како человек наречеться егда суров и жесток, неукротим таковый зверь, а не человек. О Августе кесаре и о ближнем его сановнике

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рабочая масса в настоящее время отвергает подобную милостыню, она требует экономической пропорциональности, которой не дает ей индивидуалистический капитализм, как своего права. И это не писанное право и не основное или человеческое право, – потому что все подобные остатки естественного права давно изъедены червем скептицизма, а повелевающее право, за которым стоит сила. Воспитанный в общественной школе и дисциплинированный всеобщей воинской повинностью, пролетарий не хочет просить никакой милостыни на основании естественного права, он требует прав постольку, поскольку та масса, к которой он принадлежит, составляет силу». Сказанным выясняется как то, почему «среди интересов, волнующих человечество, социальный вопрос, именно ныне, является центральным и господствующим», так и та форма, которую ныне принял социальный вопрос, – форма борьбы между капиталом и трудом, между капиталистами и пролетариатом. По словам Фулье 2031 , «в социальной действительности существуют причины, которые неизбежно ведут к социализму, существуют бедствия, для которых он служит симптомом и которые требуют средств для борьбы с ними». Социализм есть опыт решения социального вопроса в интересах пролетариата. Социализм иметь две стороны – практическую и теоретическую, он и практическая программа партии, и научно-философская теория. Социалистическое, или социал-демократическое движение —419— поражает своей грандиозностью. Это самое значительное явление в современной жизни народов, в котором сокрыты пути грядущей истории человечества 2032 . Однако в дальнейшем мы будем иметь дело единственно с теоретической стороной социализма. И в теоретическом отношении социализм представляет из себя самую значительную из всех современных научно-философских систем. По верному замечанию Масарика 2033 , «вопросы социализма по преимуществу суть вопросы философские. Современный социализм с его практикой и его теорией заставляет каждого пересмотреть свое миросозерцание и свое поведение. Социализм становится пробным камнем для нашего знания и для нашей совести (Der Socialismus ist zum Prüfsteiue unseres Wissens und Gewissens geworden)». Критическое изучение социалистической теории служит ныне вернейшим и необходимым путем к обоснованию мировоззрения 2034 . И это независимо от того, каково в последнем итоге отношение исследователя к социализму, положительное или отрицательное: непререкаемо важны те проблемы, которые ставит социализм. Наше отношение к социализму не может быть предварительно выражено в какой-нибудь простой всеобъемлющей формуле, ибо и сам социализм есть явление весьма сложное. Вслед за проф. Макензи мы можем сказать, что в социализме выступают разные стороны, весьма отличные одна от другой. В нём есть сторона комическая, есть в нем сторона трагическая, есть также в нем сторона, обращенная к здравому смыслу. Социализм коми-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопреки установившемуся мнению, Арнольд придерживается той мысли, что древние Греки имели некоторое представление о законах гармонии и пользовались ими в своих музыкальных произведениях. Отсюда он делает вывод, что древние христианские песнопения и „в гармоническом отношении также тесно примыкали к древнеэллинской музыке, как и в отношении мелодии“. В своих трудах по теории древнерусского церковного пения 2031 Арнольд основывает свои суждения не на практи- —306— ческом изучении духа и характера наших древних напевов, не на собственной их конструкции, а на византийской музыкальной теории. Основываясь на некотором сходстве византийских и русских мелодий, обнаруживающемся в совпадении господствующих и конечных тонов. Арнольд всячески старается приурочить русские гласовые мелодии к тому или другому гласу. Случайные совпадения некоторых мелодий знаменного распева с теми или другими византийскими ладами окончательно укрепили Арнольда в той мысли, что им найден совершенно верный путь к установлению генезиса нашего древнерусского церковного пения. Понимая осмогласие, как сколок 8 греческих ладов, Арнольд признал необходимым гармонизовать наши мелодии по-византийски, „на основании эллинской и византийской теории и на акустическом анализе“. „Он применяет к церковным мелодиям совершенно ту же гармонизацию с хроматизмом, диссонансами, модуляциями, септ-аккордами разных видов, какая в ходу и в современной западноевропейской музыке с тем различием, что прилагает при этом своеобразные каденции (каталексисы) в ладах мажорном и минорном и при том – или на октаве и квинте тоники, или же на октаве и квинте доминанты, так что и сами каденции эти ничего собственно нового и особенного для современной музыкальной теории не представляют, как и вся система гармонизации не может рассчитывать ни на оригинальность, ни на верность почтенной классической и православно-русской древности, ни на практическую приложимость и плодотворность ожидаемых от неё результатов“ 2032 . Протоиерей И. И. Вознесенский является одним из плодовитейших писателей по вопросам церковного пения 2033 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Касс. реш. 1871 г., N 1034). 1874 г., N 740. Запрещение, налагаемое при совершении закладной крепости, и публикация о представлении закладной ко взысканию, имея целью воспрепятствовать отчуждению заложенного имения и вызов должника к описи, не могут стеснять владельца в способах пользования и распоряжения имением. 1873 г., N 998. Ст. 310 Уст. Кред., изд. 1857 г. (соответств. ст. 22, 78, 79, 87 разд. VIII Уст. Кредитн., изд. 1893 г.) и 1388 и 1393 ст. 1 ч. Х т. запрещают совершать на заложенные в кредитном установлении недвижимые имения акты, по коим те имения от одного лица переходят во владение к другому, без согласия сих установлений, но не воспрещают пользования заложенным имением и извлечения из него доходов посредством отдачи, в целом его составе или частями, в аренду. 1872 г., N 1209 и 1215. Собственник имения, заложенного или вообще подвергшегося запрещению, сохраняет за собой право владеть и пользоваться им или передать пользование оным другому лицу, хотя бы на срок более продолжительный, чем срок закладной. Если такой договор направлен к лишению кредитора возможности получить удовлетворение из заложенного имения чрез уменьшение его ценности или доходности, то кредитор имеет право просить об уничтожении такого договора в силу 2 п. 1529 ст. Х т. 1 ч. 1874 г., N 740. В законе не установлено такого правила, чтобы арендные договоры, совершенные владельцем, теряли свою силу и действительность с поступлением заложенного имения во временное владение залогодержателя; напротив, по 2033 ст. Х т. 2 ч. (соответств. примеч. к ст. 195 Пол. Взыск. Гражд.) договоры, заключенные владельцем имения до описи оного, сохраняют свою силу до написанного в них срока, и при этом сделано исключение лишь на случай публичной продажи, после которой только те договоры продолжают свое действие, которые были заключены до наложения запрещения на имение. 1873 г., N 1224. «Из сопоставления ст. 514, 521, т. Х, ч. 1, 1099 и 1100 Уст. Гр. Суд., разъясненных неоднократно Прав. Сен. (реш. гр. касс. деп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сказанным доселе выполнена большая половина нашей —297— несложной задачи 2032 . Этим кончилась бы и вообще, быть может, наша задача, если бы еще одна благоприятная особенность Вифанской семинарии, о которой мы упомянули, не дала нам достаточного повода продолжить настоящую речь. Мы говорим в данном случае о топографической, а в зависимости от этого и вместе с этим и об особенной, давно подмеченной уже, духовной близости Вифанской семинарии к Московской духовной академии, которая в общем как бы заменила для первой великого Платона, хранившего и гревшего, «как голубица под крылами», своих «детей " -питомцев и дружественно и любовно возращавшего и хранившего «под кровом мудрости своей» ее наставников 2033 . Из истории прошлого Вифанской семинарии в ее отношении к Академии видно, что первая с самого основания Москов- —298— ской академии в Лавре стояла в самых близких отношениях к последней и во многом жила ее жизнью. Так, известно, что ректор Вифанской семинарии был обыкновенно и членом академической конференции и учрежденного при академии духовно-цензурного комитета; расписание проповедей, которое составляло академическое правление, простиралось и на личный состав служащих в семинарии 2034 ; профессора Академии всегда посещали скромные празднества семинарии и преподавательский персонал последней участвовал в торжествах академии. Кроме сего должно отметить также и то, что преемники Платона на Московской святительской кафедре, храня заветы своего великого предшественника, горячо любившего основанную им школу, не оставляли ее своим заботливым вниманием и попечением 2035 и нередко вверяли ее опытному руководству и особенной попечительности просвещенных ректоров Московской духовной академии 2036 . Здесь можно отметить и другие частные факты, показывающие, что взаимоотношение Вифанской семинарии и академии было не простым, вызванным чисто местными условиями, хотя, конечно, и не без влияния их, отношением, но отношением самым искренним и живым, основанным на доверии академической корпорации к преподавательскому персоналу семинарии и на уважении последними ученого авторитета первых. Показателем именно таких отношений может служить, например, следующий факт. Когда в России возникло библейское общество, то Московской академии было поручено перевести на русский язык с еврейского Пятокнижие, а академия, чтобы облегчить себе труд, предложила, в свою очередь, перевести преподавателям Вифанской семинарии книгу Исход,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Извлечения из писем Вольфа в статьях Н. Булича : «Философ Вольф и Петербургская академия наук, во 2 -й четверти в», в «Моск. Ведомостях » 1860, 253 и 256 221 Briefei w. Chr. Wolff..109.115. 117. 126 – 127.У Булича, в «Моск.Вед. » 1860, 256. стр. 2032 – 2033.Здесь же о постепенных успехах Ломоносова в науках,под руководством Вольфа. 222 Вот подлинное свидетельство Вольфа : Vir juvenis Парнас другой лира Аполлона praestant is ingenii Michael Lomonossow, ex qvo studiorum grtia Marburgum accessit, freqvenfer lectionibus meis mathematicis et philosophicis, physici spraeserlim interfuit ac solidiori doctrina mirifice delectatus. Qvodsi igitur eadem industria pergat, nullus dubito fore, ut a l iquando in patriam redux utilem Reip operam praestet : id qvod maxime in votis habeo. Dabam Marburgi Cattorum d. 20 Iui. 1739. Christianus Wollfius, acad. marburg. p. t. prorector ( Briefe, 38 ;Сухомлинов, 140). 223 Куно Фишер, История новой философии, перев. Н.Страхова, т. II, Спб. 1863, стр. 459. « Так как, читаем здесь, логический разсудок не в силах объяснить и доказать непосредственного коренного единства души тела, принципа индивидуальности, основной идеи монодологии, то он поэтому разрушает эту идею. Мировая гармония у Вольфа уже не внутренний естественный мировой порядок, а внешнее нравственное творение; предуставленная гармония уже не только творение, а вместе и прямое механическое средство связи между душою и телом. Вольф вместе с сим покидает принцип монады, индивидуальности, миерокосма, развития, т.е. эсотерическое и истинно спекулятивное содержание лейбинцевского учения» В предисловии ( cmp.XV ) : «если что затемнило истинный дух лейбницевской философии, то это были именно Вольф и его школа, понимавшие предуставленнную гармонию так односторонне и внешне, как это потом осталось в употреблении в изложениях лебницевского учения.» 224 Noack, L. Philosophie -geschichtliches Lexicon. Hismorischbiogmaphisches Handworterbuch zur Geschichte der philosophie.Leipzig, 1879, 547. 928.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010