2033       История европейского искусствознания. Т. Кн. 1. Вторая половина XIX века – начало XX века/Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова M., 1969. С. 109–111. 2034       По случаю 150-летнего юбилея со дня рождения ученого, 29–31 марта 2012 г. в Бельско-Бяла (Польша) прошла международная научная конференция, организованная Институтом изучения культуры Люблинского университета им. Марии Кюри-Склодовской, под руководством проф. Петра О. Шольца (Piotr О. Scholz). 2037       Demus O. Die Mosaiken von San Marco in Venedig. 1100–1300. Baden bei Wien, 1935; Idem. The Church of San Marco in Venice: History, Architecture, Sculpture/Appendix by F. Forlati. Washington (DC), 1960 (Dumbarton Oaks Studies, 6); Idem. The Mosaics of San Marco in Venice. Vol. 1–4. Chicago; L., 1984; Idem. The Mosaics Decoration of San Marco. Venice, 1988. 2038       Wiplinger G., Wlach G. Ephesos: 100 Jahre österreichische Forschungen. Wien; Köln; Weinmar, 1995. 2043       Biskupski L. L’Institut Français d’Études byzantines et son activité scientifique et littéraire (1895–1970). Istambul, 1970; Failler A. Le centenaire de L’Institut des Assomptionnistes//Revue des Études Byzantines. 1995. T. 53. P. 5–40. 2044       Failler A. Bibliothèque de l’Institut Français d’Études Byzantines//Revue de l’Institut Catholique de Paris. 1985. 15. P. 121–127. 2046       Grumel V. Les Regestes des actes du patriarchat de Constantinople. Vol. 1–3. Istanbul, 1932–1937. 2047       Janin R. Les églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latres, Galesios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique). P., 1975. После смерти Жанена в 1972 г. этот том был доработан и издан Даррузесом. 2048       Janin R. La gèographie ecclèsiastique de l’Empire byzantin. Ie partie: Le siège de Constantinople et le Patriarchat Oecuménique. T. III. Les églises et les monastères. P., 1953; 2e ed: P., 1969. 2050       Walter Ch. L’iconographie des Conciles dans la tradition byzantine. P., 1970; Idem. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982 (Variorum Publications); Idem. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Bodmin (Cornwall), 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Наконец, он говорит: ибо катятся святые камни, а не «ибо солдаты сражаются». Ведь суть камни и основания, на которых мы воздвигаемся, будучи утвержденными, согласно Павлу, на основаниях апостолов, 2032 которые – камни святые, выставленные на всеобщее поругание, – катятся . Итак, Он и здесь запрещает размышлять, что следует отвечать перед судилищами, 2033 будучи Тем, Который внушил Валааму, о чем тот не думал, и даже противоположное тому, о чем тот думал; 2034 и Моисею, ссылающемуся на косноязычие, пообещал уста, . 2035 И саму мудрость, которой никто не в силах противиться, явил через Исаию: Этот будет говорить: Я – Божий, – и 2036 воскликнет: Во имя Иакова, – и другой запишется во имя Израиля. 2037 7. Ибо что мудрее и неопровержимее простого и открытого исповедования во имя мученика, 2038 «становящегося сильнее с Богом» 2039 (так переводится имя Израиль)? И неудивительно, если Тот удерживал от предварительного обдумывания, Кто и Сам получил от Отца дар своевременной проповеди: Господь дает Мне язык учения, 2040 когда Я должен произносить слово, 2041 – если только Маркион не вводит Христа, не подвластного Отцу. 8. Мне нет нужды вновь показывать и преследования со стороны близких, и предвещенное хуление за имя, разумеется, из-за ненависти 2042 . Но терпением, – говорит, – вы спасете самих себя, 2043 – о каковом , надо думать, псалом: Терпение праведников не погибнет до конца; 2044 ибо и в другом месте: Славна смерть праведных, 2045 – без сомнения, из-за терпения; ибо и Захария: Венец же будет тем, которые претерпели. 2046 9. Но чтобы ты не дерзал доказывать, что апостолы были мучимы иудеями как глашатаи иного бога, вспомни, что также пророки, претерпевшие то же самое от иудеев, были, тем не менее, апостолами не другого бога, а Творца. Но, указав после этого на время разорения, когда Иерусалим начнет окружаться войсками, 2047 Он перечисляет уже знамения последнего конца: чудеса луны, солнца и звезд и на земле бедствия народов, 2048 пораженных как бы шумом бушующего моря в ожидании нависших над миром несчастий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

«Здравия Вам и благоденствия и во всем благого поспешения». 19 января 1873 года      Ваш усерднейший слуга А. Павлов 3 Высокопочитаемый Афанасий Федорович, Академия поручила мне написать разбор на новую книгу А. Попова «Историко-литературный обзор русской полемики против латинян». 2033 Для этого дела мне нужно будет съездить в Петербург, чтобы пересмотреть некоторые греческие и славянские рукописи Публичной библиотеки. Но предварительно открывается надобность в следующих пособиях, которых не нахожу в университетской библиотеке: 1) в новом (французском) каталоге греческих рукописей – Муральта и 2) в Вашем описании рукописей Гильфердинга, поменуемом в одном из отчетов библиотеки. Осмеливаюсь просить Вас: не найдете ли Вы возможным прислать мне их на время, т. е. до моей поездки в Петербург, которая предполагается на Фоминой неделе? К тому времени я наметил бы себе, по обоим каталогам, те рукописи, которыми нужно будет заняться. Теперь занимаюсь пока здешними источниками, которые отчасти и наводят меня на мысль ехать в Петербург, чтобы еще раз воспользоваться Вашим просвещенным содействием и учеными указаниями в сокровищах библиотеки. С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть Вашим, милостивый государь, покорным слугою 14 февраля 1876 г.       А. Павлов Москва, Большая Молчановка, дом княгини Оболенской 4 Высокопочитаемый Афанасий Федорович, На днях я приобрел 2-й том издаваемой Археографической комиссией «Русской исторической библиотеки». Покупка сделана собственно ради памятника 1 – «Вопросов Феогноста». Прочитав этот памятник в комиссейском издании, я не мог не пожалеть о двух рублях, утраченных на его покупку. Не говоря уже о хронологической путанице, напечатанной в «примечании» к памятнику и доказывающей совершенное незнакомство издателя с Пасхалией, укажу на пропуски в самом тексте или, что то же, в списке, избранном для издания. Список этот, в сравнении со многими другими, имеет, правда, одно преимущество: в нем «Вопросы Феогноста» не перемешаны с «Вопрошаниями Кирика»; зато из него выкинуто и многое, бесспорно принадлежащее к первоначальной редакции памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2026 В 554 г. такая же катастрофа поразила Константинополь и Никомедию 2027 и столицу охватил при этом такой ужас, что в последующее годы в годовщину этого великого бедствия весь город толпился в церквах, молясь о божественном милосердии. 2028 В декабре 557 г. это бедствие повторилось еще ужаснее: «немногого не доставало, говорит Агафий, чтобы вся Византия была разрушена». 2029 В течение многих дней повторные толчки колебали почву; толпа, теснясь в церквах, считала, что наступил конец мира 2030 , и потребовалось много времени для успокоения обезумевшего населения, постоянно воображавшего, что под его ногами колеблется земля. 2031 В знак траура император в течение тридцати дней не надевал своей диадемы 2032 , но этим нельзя было ограничиться: нужно было восстанавливать разрушенное 2033 и помогать жертвам, а через несколько месяцев, в 558 г., чума в свою очередь опустошила столицу 2034 , и таким образом на протяжении шести месяцев ее постигли два бедствия. Само собой понятно, что все это стоило очень дорого. 2035 Истощенное излишеством расходов, государственное казначейство еще сильнее обременялось долгами и потребность в финансовых средствах со дня на день чувствовалась все сильнее. «Никогда государство, пишет Юстиниан в 552 г., не испытывало такой нужды в деньгах, как в настоящее время». 2036 Чтобы достать их, увеличивались меры строгости, но несмотря на приказания государя, налоги, тяжесть которых постоянно усиливалась, поступали с величайшим трудом. В 559 г. значительные суммы не могли поступить, так как агенты казначейства не могли добиться их уплаты. 2037 Сверх того, жадность должностных лиц, бессовестно эксплуатировавших провинции, постоянно увеличивала без всякой выгоды для государства нищету населения. Администрации предоставлена была полная свобода; воровали открыто, говорит Агафий 2038 , и бессовестное лихоимство губернаторов задерживало по дороге большую часть доходов казны. Правосудие было возмутительно медленно и продажно 2039 ; притеснение провинций – постоянное и позорное и неурядица в управлении дошла до такой степени, что в 556 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

2027 См. для сего письма его к А. В. Горскому и особенно от 5 мая 1843 года в Приб. к Твор. св. Отцев за 1884 г. 588–593. 2029 Для краткости мы приводим здесь лишь самое мнение комитета, а в своем представлении митрополиту комитет приводил, в общих чертах и упомянутые выше постановления св. Синода и Духовно-учебн. управления. Это именно пункт 2-й предположения Духовно-учебного управления. 2033 Последнего из поименованных здесь, как «главнейших» Отцов, св. И. Златоустого, взялась переводить С.-Петербургская Духовная Академия. 2037 Дела Ценз. Комитета 1847 г. 3. Сравн. выставленное редакционным комитетом Моск. Дух. Академии побуждение (назидательность и уважение в народе к творениям св. Ефрема) к занятию переводом творений св. Ефрема Сирина в журналах сего комитета за 1847 г. Заседание 20 мая 1847 г. Второе изд. «Цветов» вышло в Москве, в 1851 г. 2038 Сравн. напр. журн. ред. комит. за 1854 г. от 30 апреля; представление того же комитета митр. Филарету от 1857 г. и от 1858 г. 2 сент. и др. 2042 Это именно те самые слова, которые в приведенном письме митр. Филарета названы речами о Провидении. 2046 П. С. занимался обыкновенно полулежа на диване в своем кабинете в казенном доме, что за садом монастырским, и от этого весь его стан покосился на один бок. Кабинет этот очень хорошо знаком старожилам Академии (ныне в квартире секретаря Совета и Правления Академии). 2047 См. С. К. Смирнова: П. С. Делицын, стр. 6 и П. С. Казанского в Прав. Обозр. 1883, II, 521. Вставая с 5 ч. утра, П. С. все утреннее время до обеда, когда не было у него лекций, посвящал переводной части Творений, а часто (если кто-либо не приходил к нему, или если какое-либо другое занятие не отвлекало его) ею занимался и вечером, после обеда и кратковременного отдыха. 2048 Даже за несколько дней до кончины своей, когда ему запрещено было заниматься умственными работами, он с заботливостью относился к этому делу, спрашивал приходивших навешать его наставников Академии, у которых на руках были переводы святоотеческих творений, готовы ли их доли перевода, и несмотря на запрещения врачей, в отсутствии сыновей, удерживавших его от занятий во время его предсмертной болезни, исправлял некоторые части перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. также предисловия: Angelo Mai, tom. ii, Nova Bibl. Patrum, и R. P. Smith, его перевод комментария Кирилла на Луку. Hefele: Conciliengesch., vol. ii, rev. ed. (1875), где о Кирилле говорится много, pp. 135, 157, 167 sqq., 247 sqq., 266 sqq., etc. C. Burk , в Herzog 2 , iii, 418 sq. W. Bright : St. Cyrillus of ΑΙ., в Smith and Wace, i, 763–773. Если жизнь и труды большинства отцов церкви постоянно вызывают наше восхищение и преклонение, то Кирилл Александрийский производит чрезвычайно неприятное или, по крайней мере, очень неоднозначное впечатление. Это человек, для которого богословие и ортодоксия сделались орудиями его страстей. Кирилл стал патриархом Александрии около 412 г. Он следовал по стопам своего предшественника и дяди, известного Феофила, который низложил благородного Златоуста и добился его изгнания; фактически, Кирилл превзошел Феофила в высокомерии и склонности к насилию. Как только он вступил в должность, он тут же закрыл все церкви новациан в Александрии и реквизировал их церковную собственность. В 415 г. он с военной силой ополчился против синагог многочисленных иудеев, потому что, подстрекаемые его нетерпимостью, они оказались виновны в беспорядках; некоторых он приговорил к смерти, других изгнал, отдав их собственность возбужденной толпе. Эти вторжения в область светской власти привели его к ссорам и постоянным спорам с Орестом, имперским губернатором Александрии. Он призвал охранять себя пятьсот монахов из Нитрийской пустыни, и они публично оскорбляли губернатора. Один из них, по имени Аммон, ранил его камнем и был за это убит Орестом. Но Кирилл велел похоронить монаха в церкви как святого мученика, пострадавшего за веру, и прозвал его Фаумасием, «достойным восхищения», однако образованные люди были оскорблены этим решением, и из-за всеобщего отвращения оно вскоре было забыто. Кирилла часто обвиняют в том, что он подстрекал к убийству знаменитой Ипатии, подруги Ореста, но в этой жестокой трагедии он сыграл только косвенную роль, возбудив страсти христианского населения и санкционировав их своим высоким именем, что и привело к смерти Ипатии 2033 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Все эти качества есть высшие достоинства умной природы человека, несущей на себе, по преимуществу, образ Бога. В этой духовной составляющей главную роль играет ум 2026 , «по тому уже, что создан по образу Прекрасного» 2027 , т. е. Творца. Ум прямо называется Святителем «самой лучшей стороной естества человеческого» и самой «лучшей частью в нашей природе» 2028 . Плоть, по сравнению с умом, «есть нечто грубое и твердое», и последний, конечно же, «оказывается более способным к соединению с Богом». «Плоть есть орудие воли» 2029 , приспособленное к стремлению разума и направляемое к тому, к чему побуждает движущее ее начало. Воля почти отождествляется с умом, описываемая как его свойство 2030 . Ум несет на себе подобие Бога и в том, что как Бог пребывает во всем мире, так и ум человека «по необъяснимому закону срастворения, без предпочтительности соприкасается с каждым членом» нашего тела» 2031 . В главе 8 сочинения Об устроении человека Святитель выделяет еще третью составляющую человеческой природы, подразделяя духовную природу на душу и собственно ум и ссылаясь на слова апостола Павла в Послании к Фессалоникийцам 2032 . По «естественному виду души» человек питается. «С растительной силою соединена чувствительная, по природе своей занимающая середину между умопредставляемой и вещественной сущностями, в такой мере грубейшая первой, в какой она чище последней. Потом с тем, что есть тонкого и светоносного в естестве 2033 чувствующем, совершается некое освоение и срастворение умопредставляемой сущности, чтобы человек составлен был из этих трех естеств» 2034 . В главе 5 того же сочинения отмечены «чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого» 2035 – качества, которые принадлежали человеку при первом его сотворении. Свойственные же настоящей человеческой жизни «несообразности» 2036 не служат достаточным доказательством того, что человек «никогда не был в добром состоянии» 2037 . Изначально человек, «укрепленный Божиим благословением, велик был по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землей и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом красоты первообразной; бесстрастен был по естеству, потому что был подобием Бесстрастного; исполнен же дерзновения, лицом к лицу наслаждаясь самым богоявлением» 2038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2033 По всем летописям, кроме Никоновской, Цамблак умер зимой (как нужно заключать по расположению других записанных рядом событий, – в Феврале) 1419 мартовского, т. е. 1420 нашего, январского года. Но по Никоновской летописи (V, 73) он умер зимою 1419 сентябрьского, т. е. 1419-же нашего, январского года. Такая разница дат произошла оттого, что Никоновская летопись есть компиляция, в которой не всё списанное списано удачно. Нам с точностью неизвестно, какими летописными записями пользовались составители Никоновского сборника; но если мы сравним Никоновскую летопись за период 6926–6928 г. с другими известными нам летописями, мы найдем в последних по частям почти всё, что есть в первой. Известия, начиная с легенды о том, как Цамблак спрашивал Витовта, почему он в латинском веке, и проч. (6926=1418 г.), и кончая заметкой о смерти Цамблака (6937=1419 г.), в Никоновской летописи те же и идут почти в том-же порядке, как известия Воскресенской летописи, записанные под 6925–6927 мартов. годами, т. е., по нашему, под 1417–1420 гг. (П. С. Р. Л., VIII, стр. 89–90). Недостающие в последней факты дополняются 1-ю Софийской летописью под 6926 г. (П. С. Р. Л., V, 260–261; сравн. 2 Соф. Лет., П. С. Р. Л., VI, 141). События, следующие в Ник. Лет. за известием о смерти Цамблака, кончая известием о море (6927–6928=1419–1421 гг.), находятся в таком-же порядке в 1-й Новгородской летописи (П. С. Р. Л., IV, 118–119) под 6926–6927 март. г.=1418–1420 янв. г. Вот с таких-то различных летописей и списывал составитель Никоновского сборника эти известия. Но стараясь перевести хронологию мартовского года на хронологию сентябрьского года, компилятор поступал не всегда умело. Размещая известия по порядку месяцев, он заимствует из одного источника события 1417–1418 март. г. (сравн. Воскр. Лет., 89–90) и совершенно правильно выписывает их под 1418–1419 сент. г. до Февраля месяца. Затем компилятор делает ошибку: под Февралем 1419 сентябр. г., соответствующем Февралю 1418 март. г., он рассказывает о размолвке вел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С получением штатной суммы у преосвященного Виктора всегда было немало хлопот. Ещё будучи епископом Переяславским, он первое жалованье получил в Киеве из киевской казённой палаты 2019 . Жалованье выдавалось ассигнациями и так как, при промене на червонцы, ассигнации теряли около 6% своей стоимости 2020 , к тому же промен обставлялся различными хлопотами, то преосвященный Виктор стал просить генерал-прокурора, князя Александра Алексеевича Вяземского 2021 переводить деньги из государственного банка в Варшаву, где их получать было выгоднее и удобнее для преосвященного 2022 . С 1787 года преосвященный стал получать жалованье через Варшаву 2023 , по переводу от петербургского придворного банкира Сутерланда на варшавского банкира Теппера 2024 и от этого последнего – на виленского банкира Иохера 2025 . Когда преосвященный Виктор, по освобождении из-под ареста, проживал в Варшаве, он, не имея ассигновки, одолжил у Теппера, в счёт ожидаемого жалованья, тысячу дукатов 2026 . Между тем, Сутерланда уже не существовало и генерал-прокурор осведомился у преосвященного, через кого бы он теперь желал получать жалованье. Преосвященный ответил, что – через лицо, заступающее место Сутерланда, по-прежнему с переводом на Теппера 2027 . В ноябре 1792 года преосвященный Виктор получил уже ассигновку на получение 3,950 рублей жалованья за второе полугодие 1792 года 2028 . Не было задержки и в получении следующего полугодичного жалованья 2029 . Но после присоединения Слуцка к России перевод жалованья через Варшаву был уже неудобен, и преосвященный стал просить генерал-прокурора – теперь Александра Николаевича Самойлова – изобрести другой способ доставки жалованья 2030 . Самойлов распорядился, чтобы со второй половины 1793 года деньги преосвященному Виктору были выдаваемы из Киевской казённой палаты 2031 . В феврале 1794 года преосвященный,поздравляя Самойлова с наступавшим новым годом, просит уже жалованье высылать в Минск, «где и резиденция» архиерейская, – «ибо до Киева от Слуцка и зимой около 70 миль, а до Минска и летом 18» 2032 . Самойлов ответил, что и это будет исполнено с начала 1795 года: жалованье преосвященному будет выдаваемо в Минске из доходов Минской губернии 2033 . Наступил 1795 год. В самом начале января кафедральный экклесиарх Герман съездил в Минск и привёз преосвященному Виктору полученное за полугодие жалованье в полности, но ассигнациями, которые теперь в новоприсоединённых областях имели только треть своей номинальной стоимости 2034 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Исследователями приводятся серьезные доводы в подтверждение преобладания в городе греческого населения. Еще Плиний Старший выделял Херсонес среди прочих крымских поселений, как «самый блестящий пункт на всем этом пространстве благодаря сохранению греческих обычаев» (Plin. NH, IV, 85). Для времени вплоть до позднеримского это вполне подтверждается многочисленными археологическими источниками, материалами исследования некрополя города, эпиграфическими документами, данными просопографии, отрывочными свидетельствами древних авторов». Однако с антропологическими данными даже при наличии более представительных серий рассматриваемого периода вопрос останется сложным. Главную проблему составляет отсутствие точных критериев для выделения из массива мезо- и долихокранных европеоидов таксономически более низких групп. Тем более трудно уловимы следы греческой миграции в сходную антропологическую среду, где преобладал понтийский антропологический тип 2027 . Отметим, что сами греки в антропологическом отношении более чем неоднородны 2028 . Во всяком случае, представления ряда авторов о смешанном составе населения города едва ли не с ранних моментов его истории 2029 , о значительной доли тавров и скифов в составе его населения следует окончательно признать несостоятельным, как и тезис об участии тавров в формировании антропологического типа жителей города в период раннего средневековья 2030 . Как образно заметил Β. М. Зубарь, на некрополе Херсонеса «погребальные комплексы с варварскими чертами буквально тонут в массе могил, греческая этническая принадлежность которых не вызывает сомнения» 2031 . При этом не следует утверждать, что этнический состав населения города был однороден. В числе жителей города уже в позднеримский период исследователи выделяют выходцев из Малой Азии, из дунайских провинций Римской империи, сарматскую группу 2032 . По указанным причинам выделить эти компоненты на антропологическом материале сейчас не представляется возможным, исключая, возможно, сарматов. Сарматские серии из разных географических районов, при некоторой вариабельности отдельных признаков, представляют единый антропологический тип 2033 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010