Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана (сер. IX в.) и св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.)). В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов крестиков, хризмонов, с облицовкой наискось уложенными квадратными плинфами. Но основным видом церковного здания стал 4-колонный храм типа вписанного креста - разновидность крестово-купольной постройки, достигшая в X в. расцвета в архитектуре К-поля. Именно этот тип сооружения лег в основу композиции ц. Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас (кон. X в.), строившейся при участии императора, а также ц. св. Апостолов на Агоре в Афинах (ок. 1020), в к-рой 4-колонная купольная структура включена в пространство, ограниченное чередующимися вокруг круглой основы 4 большими и 4 малыми экседрами. Многогранный внешний периметр стен на уровне экседр, слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан с пластичным покрытием купола создают богатую светотеневыми эффектами композицию небольшого храма. Это одна из первых церквей, построенных в возрождающихся в этот период Афинах. Ее композиция впосл. нигде не повторялась, но структура центрального ядра, как и композиция ц. Феотокос, получила разнообразные интерпретации в архитектуре афинских храмов и монастырских церквей Аттики и Беотии уже в XI в. Эти 2 памятника определили и масштаб новых композиций. Так, пролет подкупольных арок ц. св. Апостолов - ок. 3 м, высота колонн чуть более 4 м, размеры ц. Феотокос немногим больше.

http://pravenc.ru/text/166461.html

«С вручением ордена Славы и чести III степени Вагит Юсуфович становится полным кавалером этого высшего ордена Русской Православной Церкви, — пояснил Святейший Владыка. — Таких людей в нашей стране очень мало. Благодарю Вас за труды, и помогай Вам Бог и дальше нести свое служение во благо страны нашей и народа нашего, в том числе верующих людей». В ответном слове В.Ю. Алекперов поблагодарил Его Святейшество, выразив уверенность, что «сегодня многотысячный коллектив нашей компании также удостоен этой высокой награды». В дар храму президент ПАО «Лукойл» передал икону святой мученицы Татианы. Также во внимание к помощи в строительстве храма святой мученицы Татианы г. Когалыма Святейший Владыка вручил Патриаршие грамоты генеральному директору ООО «Лукойл — Западная Сибирь» С.А. Кочкурову, заместителю генерального директора по управлению персоналом ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.А. Кабатову, заместителю генерального директора по общим вопросам ООО «Лукойл — Западная Сибирь» В.В. Невмержицкому, начальнику производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.В. Шершневу, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.И. Новикову, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» Д.А. Ласточкину, ведущему инженеру отдела капитального строительства ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл — Западная Сибирь» С.Р. Колосову, инженеру первой категории отдела проектных работ и экспертизы проектов и смет ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл — Западная Сибирь» Я.В. Варфоломееву, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» И.Т. Галееву. Храм святой мученицы Татианы в Когалыме построен на средства Благотворительного фонда «Лукойл». Строительство храма началось в сентябре 2014 года. Автором проекта стал архитектор Андрей Оболенский, участвовавший в воссоздании Храма Христа Спасителя и реализовавший более 50 проектов храмовых комплексов в Москве, Подмосковье и других регионах России. Храм — пятикупольный, диаметр центрального купола — 3 метра. Высота до креста — 48 метров, общая площадь — более 2 000 кв. м. В храме созданы условия для пребывания маломобильных групп населения. Монументально-декоративную стенопись храма святой мученицы Татианы выполнили томские иконописцы в сербско-византийском стиле.

http://patriarchia.ru/db/text/5264755.ht...

Люди идут, поют, все с цветами. Я говорю: «А что случилось-то?» – «Ты с неба свалился? Гагарин в космосе был!» – То есть вы все слетелись с разных концов страны в Москву, чтобы праздновать этот день? – Да. Интересно, что везде была разная погода: и дождь был, и ливни были, а у всех остался в памяти яркий солнечный день. Вот на Камчатке точно был яркий солнечный день, капель шла, снег глаза резал, и команда была: «Свободным от вахты выйти и продолжать наблюдение». В центральной части дожди были, однако все приехали, и говорят, что «солнечная погода была». Такой был праздник большой внутри каждого из нас! Что произошло? Это новое направление деятельности всего человечества открылось. Теперь это уже не остановить. Человек вырвался за пределы земного тяготения и дальше пойдет. Дальше. Гагарин, кинохроника: «Я космонавт, всё работает нормально, продолжаю полёт. Вспомнилось, что писали: никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние космического пространства на человека. Известно только одно: человек в космосе будет ощущать скуку и одиночество”. Нет, я не ощущал скуки и не был одинок». Место гибели Юрия Гагарина – Знаю, что вы всю жизнь мечтали построить храм на месте гибели Гагарина, и вам удалось осуществить эту мечту. Расскажите, как это произошло? – Катастрофа произошла недалеко от Свято-Андреевского храма, где-то на расстоянии 900 метров от него. Храм был построен Александром II в память о погибших героях войны 1812 года. Когда искали место гибели, то проходили мимо этого храма. Он был вообще брошенный полностью, крыша разрушена, колокольня разрушена, окна выломаны, двери выломаны… – Это под Киржачом Владимирской области? – Да. Это деревья Новоселово. В ужасном состоянии, но я это место считаю особым, раз это последнее место Гагарина, ведь могила не в стене кремлевской, а под Киржачем. Я решил, что если мы нормальные люди, мы должны замолить грехи наших отцов и дедов, восстановить этот храм. Внутреннее такое вот желание было. Я нашел сподвижников. И мы начали заниматься. Восстановили крышу, купола сделали золотые, восстановили полностью колокольню, которая была разрушена. Он состоит из 3 частей: летний храм внутри расписывается. Контролирую, как идет роспись, ребята работают день и ночь. На сводах надо начать роспись. Все это я утвердил заранее, и они, в соответствии с утвержденными эскизами, выполняют работу. А вот главный придел – там высота 20 метров. Это только наверху остались фрески целые. Даже, прости меня Бог, жгли костры в храме, и от огня они почернели все. А самая главная задача – это его просушить. Уже три года сушим! Я сделал 4 пазухи, из которых выкачали по полторы тонны воды. Угловые пазухи, туда вода попадала. Нашли оригиналы окон и дверей. Двери сохранили, я декорировал новым деревом, но оставил то, что было раньше, 150 лет тому назад, даже железную связку ключей.

http://pravoslavie.ru/125641.html

В этой совершенно оригинальной композиции очевидны и особые смысловые акценты. Параллельное существование объемных форм и пространственных ячеек, компоновка интерьера из узких пространственных столпов- " пеналов», настойчивый и увлекающий глаз ритм их подъема утверждается активными вертикалями массива столпов, крупностью лопаток, энергией выступающих капителей. Внутренний объем храма воспринимается не как свободная среда, в которой «плавают» формы, но как напряженные промежутки между каменной материей. Противостояние одинаково упругих объемных и пространственных элементов придает интерьеру храма неожиданную динамику, впечатление постоянного противоборства разных структур. Кажется, что каждой зоне, каждому элементу присущ свой масштаб, ориентация, собственная выразительность. В разных компартиментах храма разный уровень пола, скамьи, полати, аркасолии (ниши) вносят в храмовый объем мотивы индивидуальности устройства и часто – чисто функциональной, практической предназначенности, не связанной с сакральными аспектами. Но и переживание собственно сакрального имеет характерные нюансы. Верхняя зона – главных подпружных арок и купола, – безусловно, определена византийским каноном: здесь сохраняют свою значимость балдахинность структуры, интенсивность кругового ритма. Но эта зона бесконечно удалена от места непосредственного пребывания человека. Огромная высота собора, заданная высотой хор и конструктивными особенностями (27 м в Киеве – уровень наружного завершения центральной главы, в Новгороде – уровень пят центральных подпружных арок), производит впечатление резкого сокращения венчающих форм вверху. Возникающий перспективный эффект заставляет воспринимать храм (даже рядом с центральной подкупольной зоной) как лес каменных форм. Подпружные арки расположены здесь ниже сводов. Эта черта была и в Киеве, и станет традиционной для новгородской архитектуры, но благодаря большой высоте Софии Новгородской опущенные арки мешают восприятию сводов рукавов креста, делая крестообразность центрального пространства не столь очевидной, как в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерьер ц. Спасителя и св. Веры В интерьере трансепт выглядит как 3-нефная базилика и повторяет формы трансепта базилики Сен-Мартен в Туре, известного по сохранившимся фрагментам, а также по рисункам и чертежам XVIII в. Однако в храме К. в отличие от др. паломнических церквей было всего 3 нефа (вместо 5), поэтому ширина основной части храма оказалась равной ширине трансепта (длина трансепта также примерно равняется длине нефа). Капеллы трансепта вплотную примыкают к хору, поэтому верхушка «креста» в плане не выражена. Из-за короткого нефа план храма приближен к равноконечному греч. кресту, что нетипично для франц. романики. Др. особенность церкви в К.- барабан купола, переходящий непосредственно в полусферу апсиды. Как и в др. «великих» церквах, в трансепте расположены 4 капеллы; более удаленные от алтарной части капеллы имеют меньшие размеры и прямоугольные снаружи очертания. В нижнем ярусе нефы разделены высокой аркадой, декорированной лишь плоскими рельефными валиками и разделяющими их прямоугольными в сечении пилястрами, в ярусе клеристория переходящими в полукруглые полуколонки с капителями. Широкая галерея 2-го яруса, перекрытая цилиндрическим сводом, соединяется с галереей над деамбулаторием. Каждая из ее арок разделена на 2 части сдвоенными колоннами (одна колонна обращена к центральному нефу или к трансепту, 2-я - к пространству галереи), изнутри галереи по сторонам каждой арки помещены полуколонны той же формы (такое же оформление галереи характерно для базилики Сен-Сернен в Тулузе; др. «великие» церкви были перестроены). Обширное пространство храма (длина церкви 59 м, высота центрального нефа 22 м) освещено окнами в стенах боковых нефов, в клеристории и в алтарной части. К юж. рукаву трансепта примыкает округлая лестничная башня, по к-рой можно подняться на клеристорий. Боковые нефы основной части храма и трансепта немного понижены относительно центральной части. Здание перекрыто 2-скатной кровлей и дополнительными наклонными крышами над боковыми нефами. Центральный неф трансепта также немного выступает вперед относительно боковых на торцах. Башня над средокрестьем - октагон, стены к-рого прорезаны 2 ярусами окон; снаружи она увенчана пирамидальным завершением сложного профиля, внутри перекрыта 8-дольным сводом. Под хором расположена обширная крипта, в к-рой хранились реликвии и сокровища аббатства. Зап. фасад церкви увенчан фронтоном и фланкирован квадратными в плане башнями с простыми пирамидальными завершениями. Боковые грани башен подчеркнуты мощными пилястрами; аналогичные пилястры есть вдоль стен здания в интервалах между окнами.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Архив Пн В центральной мечети Астаны состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с верховным муфтием Республики Казахстан 27 февраля 2024 г. 16:26 26 февраля 2024 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр по приглашению верховного муфтия Республики Казахстан Наурызбая кажы Таганулы Отпенова посетил соборную мечеть Астаны — самую большую по вместимости мечеть Казахстана и Центральной Азии и шестую по величине во всем мире. Архиерея сопровождал благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев). Наурызбай кажы Таганулы провел для митрополита Александра экскурсию по зданию мечети, открытие которой состоялось 12 августа 2022 года с участием первых лиц государства. Как рассказал председатель мусульманского Духовного управления, мечеть построена на земельном участке площадью 10 гектаров, общая вместимость составляет 235 тысяч человек: в залах одновременно могут молиться 30 тысяч мужчин и 5 тысяч женщин; 200 тысяч человек — на специально предусмотренных площадках, на открытом воздухе. Верховный муфтий обратил внимание архипастыря на масштабы сооружения, особенности архитектуры, внешней и внутренней отделки, отметив, что четыре минарета мечети имеют высоту 130 метров, высота большого купола 83,2 метра, диаметр 62 метра. По словам Наурызбая Отпенова, особую атмосферу интерьера центрального молитвенного зала создает хрустальная люстра диаметром 27 метров, весом 20 тонн, и ковровое покрытие с казахским орнаментом, произведенное в Новой Зеландии из стопроцентной шерсти. Верховный муфтий показал владыке митрополиту расположенные в здании мечети учебные классы, конференц-зал, зал для бракосочетаний, зал для чтения Корана, телестудию, офисы, музей и магазины литературы и ритуальных принадлежностей. В ходе состоявшегося общения глава Казахстанского митрополичьего округа поблагодарил председателя Духовного управления мусульман Казахстана за подробную экскурсию, поделился добрыми впечатлениями от увиденного, отметив удобство и функциональность в дизайне интерьера и наличие не только величественных залов для молитвы, но и большого числа помещений для осуществления разнообразной просветительской деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/6106460.ht...

Новосибирск. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " (Абалацкая). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Православный храм " Знамения Пресвятой Богородицы " возводится по проекту Новосибирского архитектора Петра Александровича Чернобровцева. Храм находится на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Учительской - основных транспортных магистралей этого района. Благодаря удачному расположению храм хорошо воспринимается, особенно с северного, западного и южного фасадов. В архитектурном облике храма " Знамения Пресвятой Богородицы " использованы мотивы традиционного зодчества Руси 15-17 веков. Кубический объем церкви венчают 5 куполов. Центральный купол покоится на кирпичном барабане диаметром 6,5 м и высотой 7 м четыре малых купола, окружающие центральный, лежат на барабанных диаметром 3,5 и высотой 4 м каждый. Купола имеют луковичную форму, покрыты листовым металлом по деревянному каркасу. В барабане центрального купола прорезаны 8 вертикальных окон, через которые осуществляется освещение верхней части внутреннего пространства храма. Снаружи верх барабанов декорирован аркатурным поясом, идущим по периметру. Основной объем храма, выполненный из кирпича и оштукатуренный, декорирован фризом, идущим вдоль всех четырех фасадов здания. Северный, западный и южный фасады увенчаны тремя арочными элементами, напоминающими форму кокошников. Эти арочные элементы называются закомарами. Закомары находящиеся в центре фасадов больше, чем боковые, что определяется величиной центрального купола. К северному, западному и южному фасадам пристроено по крыльцу. Каждое крыльцо имеет скатную кровлю и увенчано небольшим барабаном с луковичным куполом. Кровля крыльца опирается на массивные колонны. Восточный фасад - это три апсиды - полукруглых в плане элемента, поднимающихся до высоты фриза. Апсиды декорированы аркатурными поясами и имеют высокие узкие окна, освещающие алтарную часть храма. Апсиды имеют купольные полусферические покрытия из металлического листа по деревянному каркасу. В плане храм представляет квадрат со сторонами 10 х 10 м. Четыре столба делят пространство храма на 3 нефа - 1 центральный и 2 боковых. Столбы являются опорой для центрального барабана, завершающегося куполом. Таким образом, храм " Знамения Пресвятой Богородицы " является примером конструкции крестово-купольного храма. В помещении церкви, слева от центрального, западного входа, лестничный спуск ведет в подвальное помещение, где находится крестильня. Три ступени, идущие поперек нефов отделяют помещение для молящихся от солеи - возвышения перед иконостасом. Иконостас, на плане показан пунктиром, отделяет алтарную часть от остального пространства. Высота внутреннего объема храма 12 м. Высота храма до верха купола 32,5 м (до верха креста центрального купола - 36 м). Рядом с храмом возводится отдельно стоящая звонница.

http://sobory.ru/article/?object=04431

На строящийся храм Русской Православной Церкви в Страсбурге установлены привезенные из России купола 30 марта 2017 г. 10:39 29 марта 2017 года в городе Страсбурге (Франция) на строящийся храм Русской Православной Церкви в честь Всех святых были установлены центральный шатер, барабан и главный купол. Несколькими днями ранее на боковых притворах строящейся церкви были установлены малые купола с крестами. Главный крест храма планируется установить позже в торжественной обстановке в присутствии благотворителей, властей города, прихожан и почетных гостей. Центральный купол, диаметр которого составляет 3 метра, а высота — 3,85 метра, а также малые купола, шатер и кресты были изготовлены в Москве российской компанией «Предслава», специализирующейся на изготовлении сложных кровельных конструкций для храмов. В разобранном состоянии они были привезены во Францию на трех фурах. Представители французских строительных компаний высоко оценили качество изготовленных в России элементов конструкции кровли будущего храма, а также оригинальность решений российскими инженерами сложных для воплощения задач, связанных с установкой шатра и кровли. Процесс сборки куполов занял несколько недель и проходил близ Страсбурга, в городе Эшо. Город Эшо, в котором с VIII века покоились мощи святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, является центром паломничества, в том числе и православных христиан. Шатер собирался непосредственно на участке строительства. Доставка центрального купола из Эшо в Страсбург представляла собой сложную логистическую задачу, так как из-за своих размеров он относится к категории негабаритных грузов и для его транспортировки необходимо наличие специального грузовика с платформой и сопровождение полиции на всем пути следования. Дорога, по которой купол везли в Страсбург, проходила под несколькими мостами, и перевозчикам необходимо было предварительно измерять высоту пролетов под каждым из мостов, чтобы гарантировать прохождение почти четырехметрового купола, установленного на платформу, под ними. В одном из случаев зазор между вершиной купола и нижней частью моста составлял около пяти сантиметров.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

2 апреля 2011 года в Кронштадте состоялось первое заседание Комиссии по художественному убранству Морского собора. 19 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения Морского собора. 29 апреля 2012 года в соборе начались регулярные богослужения. Великое освящение собора 28 мая 2013 года совершили Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл. Архитектура [ править править код ] Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается и храм несколько меньше от прототипа. Диаметр купола Святой Софии 31 метр, а диаметр купола Морского Собора — 26,7 м; Высота соотносится как 56 и 52 метра. Длина как 81 и 83 метра. Ширина как 72 и 64 метра. Но общая идея планировочного решения с опорой центрального купола на апсиды, а также планировка в боковых колоннад в традиционном для византийской базилики стиле, а также росписей безусловно находятся в рамках одной византийской концепции. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: 1. От станции метро «Старая Деревня» регулярно ходят обычные рейсовые автобусы 101. Интервал движения — от 5 до 20 минут. К сожалению, в этих автобусах едет много народу, потому пожилым людям не рекомендуется пользоваться этим маршрутом. Довольно часто автобусам приходится стоять в пробках. Даже при минимуме пробок поездка из Питера до Кронштадта (или обратно) занимает целый час. Маршрут: станция метро «Старая Деревня» — ул. Савушкина — Приморское шоссе — Лахта — Ольгино — Лисий Нос — Горская — г. Кронштадт. Автобусы обратно (из Петербурга до Кронштадта) ходят примерно с такой же периодичностью. Автобусы ходят с 6:00 до 00:00.

http://azbyka.ru/palomnik/Морской_собор_...

Прежде чем приступить к основной работе, Николай Мухин и Евгений Максимов спроектировали рабочую модель купола, в масштабе один к десяти. «Наш творческий союз сложился легко, – рассказывает Евгений Максимов, – ведь мы много работали вместе еще начиная с росписи Храма Христа Спасителя». Народный художники России, академики Николай Мухин и Евгений Максимов Мозаику набирали в России, потом отправляли машинами в Сербию и уже на месте монтировали. Такого масштабного уникального проекта в современной истории не было. Никогда в постсоветский период не делали такой масштабной мозаики, не варили такого количества смальты и золота. Высота храма до зенита купола – более восьмидесяти метров, площадь купола – около полутора тысяч квадратных метров. Высота центральной фигуры Спасителя – 14 метров, фигуры Богородицы – 9 метров, архангелов и апостолов – примерно 8,2 метра каждая. Фото: gazprom-neft.ru Как от качества мозаики зависит жизнь людей «В Сербии главный православный праздник – Вознесение Господне, и потому изображение именно этого праздника стало главной темой купольной мозаики, – рассказывает Максимов. – Тема Вознесения была древней и каноничной композицией, которая изображалась на своде главного купола православных храмов. В том числе – на куполе храма святого Марка в Венеции, созданного византийскими мастерами. Эта композиция стала основой для создания мозаики купола храма святого Саввы». Над созданием масштабной мозаики купола работало около ста художников из девяти бригад. Возглавляли их молодые, но опытные мастера – Олег Иващенко, Елена Кузнецова, Анастасия Денеш, Алексей Жучков, Владимир Ананьев, Ирина Можар, Светлана Васютина. А также бригада художников из Петербурга Егора Быстрова. «Непросто было освоить и соблюдать технологический процесс, ведь одно дело расписать купол красками, а другое – выложить его мозаикой, – говорит Евгений Максимов. – В последнем случае от качества работы в буквальном смысле зависит жизнь людей, которые будут молиться в храме. Если даже маленький камешек смальты упадет с почти стометровой высоты на человека, беды не избежать. Но, думаю, не упадет. Нам помогала известная итальянская фирма, производящая материал, на который «сажается» смальта. Многочисленные технологические комиссии, как наши, так и сербские, подтвердили надежность кладки». Почему за образец был взят собор Сан Марко в Венеции

http://pravmir.ru/kak-ukrashali-kupol-sa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010