Высота цокольного храма - 7 м, наибольшая высота верхнего храма от пола до свода центрального барабана - 23 м. Высота храма от уровня земли до верха креста 46,5 м, а от пола цокольного этажа - 50 м. Кубовидный объём храма венчает 5 глав. Центральный купол покоится на световом барабане диаметром 8 м и высотой 11 м, четыре главы, окружающие центральный купол, лежат на барабанах диаметром 3,5 м и высотой 5,5 м каждый. Главы имеют традиционную луковичную форму, составленную из нескольких сегментов шара, позволяющую в ясную погоду в отражённых лучах солнца наблюдать эффект " ожерелья с медальоном " . В барабане центрального купола прорезаны 8 вертикальных окон, через которые освещается верхняя часть интерьера. Снаружи верх барабанов декорирован аркатурным поясом, идущим по периметру. Декор основания барабанов составлен по периметру из рельефных элементов, напоминающих кокошники. Основной объём храма декорирован фризом, идущим вдоль всех четырёх фасадов здания. Фасады имеют горизонтальные членения массивными пилястрами. Прясла северного и южного фасадов имеют сдвоенные и строенные оконные проёмы, что является отступлением от древней традиции, но способствует лучшей инсоляции внутреннего пространства храма. Северный и южный фасады увенчаны четырьмя, а западный и восточный - тремя арочными килевидными элементами-закомарами. Центральные закомары больше, чем боковые, что определяется величиной центрального купола. В плоскости центральных закомар располагаются мозаичные иконы круглой формы: Богородицы (западный фасад), Иоанна Богослова (южный) и князя Владимира (северный). К северному, южному и западному фасадам пристроены прямоугольные в плане притворы. Каждый притвор имеет двускатную кровлю, а конёк западного портала увенчан небольшим барабаном с луковичной главкой. К западному и южному порталам ведут массивные двухмаршевые лестницы из гранитных ступеней серого цвета. Марши имеют двухскатную кровлю со шпилеобразным шатром на четырёх массивных колонках каждый. Восточный фасад - это три апсиды, полукруглые в плане.

http://sobory.ru/article/?object=09836

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества. За основу был взят план-фасад, прорисованный архитектором-реставратором из Москвы Ириной Тимофеевой. В процессе строительства архитектурные планы и чертежи разрабатывались барнаульским архитектором Кириллом Храбрых при участии настоятеля о. Георгия Крейдуна. Здание храма кирпичное на свайном фундаменте. Стены покрыты тонким слоем штукатурного раствора и покрашены белой краской. Отдельные элементы кровли выполнены полимеренным листом зеленого цвета, а все главы покрыты нержавеющей сталью с напылением «под золото». Храм имеет два этажа – цокольный и основной. Высота цокольного храма 7 м., наибольшая высота верхнего храма от пола до свода центрального барабана – 23 м. Высота храма от уровня земли до верха креста 46,5 м, а от пола цокольного этажа – 50 м. Кубовидный объем храма венчают семь глав. Центральный купол покоится на световом барабане диаметром 8 м. и высотой 11 м., четыре главы, окружающие центральный купол, лежат на барабанах диаметром 3,5 и высотой 5,5 м. каждый. Главы имеют традиционную луковичную форму, составленную из нескольких сегментов шара, позволяющую в ясную погоду в отраженных лучах солнца наблюдать эффект «ожерелья с медальоном». В барабане центрального купола прорезаны 8 вертикальных окон, через которые освещается верхняя часть интерьера. С наружи, верх барабанов декорирован аркатурным поясом, идущим по периметру. Декор основания барабанов составлен по периметру из рельефных элементов, напоминающий кокошники. Основной объем храма декорирован фризом, идущим вдоль всех четырех фасадов здания. Фасады имеют горизонтальное членение массивными пилястрами. Прясла северного и южного фасадов имеют сдвоенные и строенные оконные проемы, что является отступлением от древней традиции, но способствует лучшей сонации внутреннего пространства храма. Северный и южный фасады увенчаны четырьмя, а западный и восточный тремя арочными килевидными элементами закомарами. Центральные закомары больше, чем боковые, что определяется величиной центрального купола. В плоскости центральных закомар располагаются мозаичные иконы круглой формы: Богородицы (западный фасад), Иоанна Богослова (южный) и князя Владимира (северный).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_апостола_...

Ахтырка. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Интерьер. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Интерьер купола. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Возводился с 1753 по 1762 гг. Высота 46 м. Продолжительное время автором проекта считали В.В. Растрелли. По современным данным, построен при участии русского архит. Д.В. Ухтомского. Руководил работами архит. С. Дудинский. В стиле барокко, кирпичный, оштукатуренный, в плане трехчастный, складывается из центрального восьмерика с четырьмя опорными пилонами, образующими подкупольный квадрат, прямоугольник алтарной части и притвора с квадратными камерами по сторонам. Центральная часть перекрыта куполом на восьмерике и системой сомкнутых сводов, алтарная — срезанным шатровым сводом, завершенным четвериком. Притвор разделен хорами на два яруса, нижний перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, верхний — аналогично алтарной части. Центральный купол завершен шлемовидной главой с декоративным фонариком, увенчанным очень вытянутой луковичной главкой с перевязью, боковые купола — только главками. Сооружение двухсветное. Фасады раскрепованы карнизом, протянутым по периметру, разделены на два яруса, расчленены рустованными лопатками, окна обрамлены наличниками с треугольными и лучковыми сандриками. В главный западный фасад врезана глубокая арочная ниша, разделенная балконом на два яруса. В нижнем, фланкированном спаренными колоннами, тосканского ордера находится главный вход в храм, в верхнем — дверь на хоры. Балкон огражден металлической решеткой. Интерьер украшен пилястрами с капителями ионического ордера, лепкой растительного и рокайльного мотивов, живописью на парусах.

http://sobory.ru/article/?object=04966

Архитектура пещеры Благовещения, описанная Леонидом, точно и живописно представлена на одной из акварелей Дэвида Робертса, посетившего Назарет 20 апреля 1839 г. На его акварели четко видна колонна Архангела. Францисканские монахи говорят, что верхняя часть колонны «левитирует», парит в воздухе без всякой поддержки. И хотя она, разумеется, прочно прикреплена сверху к своду, есть что-то таинственное в этом отрицающем законы тяготения парении массивной гранитной конструкции. Интересно, что нижний, стоящий на полу, обрубок колонны – из другого материала, мрамора. В глубине нижней церкви, за восьмиугольной выгородкой, окружающей вход в пещеру, видны алтарные абсиды базилики крестоносцев. Их три. Престол в левой абсиде посвящен Иоакиму и Анне, в центральной, под медной сенью на гранитных колоннах, находится главный престол – тот, что раньше, до перестройки церкви, был в пещере Благовещения, где его видели Д. Робертс и архимандрит Леонид. В правой абсиде – большая икона Благовещения (1700 г., художник Таралли) и Распятие, также перенесенные из старой, разобранной церкви. Верхняя церковь В верхнюю церковь можно подняться по трем лестницам. Две из них расположены симметрично слева и справа от главного входа в базилику, третья – слева от пещеры Благовещения. Это огромный храм размерами 61,5 х 24,6 м. Высота до вершины купола46 м (напомним, что общая высота храма 55 м). Главной его достопримечательностью являются грандиозные мозаики, созданные художниками из различных стран католического мира. Самая большая из композиций занимает всю алтарную стену и называется «Триумф Церкви». По замыслу создателей, она призвана иллюстрировать экклезиологическую доктрину Второго Ватиканского Собора (1965 г.). В центре – Христос и апостол Петр, первый из епископов Рима, являющийся, по католическому учению, наместником Христа на земле. Слева, на облаке, Дева Мария на троне. Над ними реет голубь Духа Святого, и сверху взирает Всевидящее Око Отца. В нижнем ряду представлены сонм апостолов и пять знаменитых пап XX в.: Бенедикт XV, Пий XI, Пий XII, Иоанн XXIII и Павел VI, при котором строилась базилика. По бокам живописными группами изображены мученики, исповедники, учители Церкви, епископы и священники. Сверху начертан по- латыни девятый член Символа Веры : Верую во едину святую католическую и апостольскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Интерьер Покровского собора, взятый в целом, проникнут движением. Он подобен волнующемуся пространственному морю, отдельные волны которого (интерьеры церквей) вздымаются все выше и выше от малых приделов через столпы к центральному храму " . Центральный и самый большой храм - Покровский - имеет высоту от пола до купола 46 метров. Общая площадь его - 64 квадратных метра. Внутри он, как и другие храмы-столпы собора, был изначально декорирован очень сдержанно. В восьмерике и покоящемся на нём шатре сохранилась орнаментальная роспись XVI столетия, выполненная чёрной и красной красками по светлому фону. Во время реставрации под шатром Покровского храма раскрыты фрагменты надписи о завершении строительства в 1561 году. При ремонте, произведённом во второй половине XVII столетия, Покровский собор " расцвёл " изнутри пышным растительным орнаментом, украсившим переходы и галереи.В XVIII-XIX веках на стенах собора появилась масляная живопись. В приделах Киприана и Иустинии, Трёх Патриархов и Николы Великорецкого сохранились иконостасы, выполненные специально для них в XVIII и XIX веках. В Покровскую церковь был перенесён иконостас из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев. В других храмах иконостасы сборные, составленные преимущественно из икон старого письма. Высота Покровского собора - 65 метров. До надстройки в начале XVII века колокольни Ивана Великого, он был самым высоким зданием в Москве. Центральный храм Покрова Богородицы имеет высоту от пола до потолка 47,5 метров, общую площадь - 64 квадратных метра. К 1917 году в соборе было 11 престолов. За долгие годы своего существования собор дважды подвергался опасности полного разрушения, несколько раз горел и разорялся, долгие годы стоял, не зная богослужений. Будучи уникальным памятником русского зодчества, собор Василия Блаженного является в наши дни одновременно музеем (филиалом Государственного Исторического музея) и храмом. Богослужебная жизнь возобновилась в нём в 1990 году, на праздник Покрова Божией Матери, когда Патриарх Московский Алексий II совершил в соборе 13 октября праздничную всенощную, а 14 октября - Божественную литургию. В ноябре 1991 года указом Президента РСФСР было разрешено проведение регулярных богослужений в Покровском соборе, а в 1997 году после реставрации открылся придельный храма Василия Блаженного, в котором сегодня каждое воскресенье служится литургия.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Крестово-купольный храм св. Ферапонта в Митилини на Лесбосе (нач. XIX в., 1935, архит. А. Адалис, ученик Циллера) содержит элементы барокко, рококо, неоклассицизма и готики. Первоначальный план большого 12-купольного собора ап. Андрея в Патрах, принадлежавший франц. архит. Э. Роберу (заложен в 1908), впосл. был переработан А. Орландосом и Г. Номикосом (освящен в 1974), в течение неск. десятилетий он оставался самым большим храмом на Балканах (высота центрального купола - 46 м). Орландос (1887-1979), археолог, реставратор и историк архитектуры, внес большой вклад в изучение визант. архитектуры и в развитие церковного строительства. Наряду с реставрацией ряда памятников им построено ок. 50 церквей по всей Г. Наиболее известные постройки: ц. сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (1931, эклектика), ц. свт. Василия на ул. Мецову в Афинах (нач. 30-х гг. ХХ в.), кафоликон мон-ря свт. Дионисия Закинфского в г. Закинтос на о-ве Закинф (1925-1948; 3-нефная базилика, 40-метровая колокольня построена по образцу кампаниллы собора Сан-Марко в Венеции). Неовизант. стиль не существовал в чистом виде, а сочетался с элементами неоклассицизма, Art Noveau, модерна и романского искусства. Деятельность А. Захоса (1872-1939), восстанавливавшего в 30-х гг. ХХ в. базилику вмч. Димитрия в Фессалонике после пожара 1917 г. и реставрировавшего ц. Панагии Халкеон, способствовала очищению неовизант. стиля от чуждых элементов. Он воспроизводил в своих строениях средневизант. технику кладки (баптистерий ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике (1926-1928), митрополичий собор свт. Николая Чудотворца в Волосе (1927-1928), ц. св. Стилиана в Фессалонике (1938), ц. св. Феодоры (1939) близ Св. Софии, ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Влатадон (1939)). Подражание визант. постройкам характерно для XX в., мировые архитектурные течения почти не затронули церковного зодчества Г. (за исключением ряда церквей, созданных в стиле конструктивизма). Этому способствовали не только особенности заказа, но и проектирование мн.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Монументальный и торжественный вид храма символизирует мощь и величие России. В его облике сочетаются простота, строгость и симметрия. Воскресенский собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест воплощает идею неизменности, равновесия, устойчивости. Все сооружение стоит на высоком ступенчатом основании – стилобате. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). У него 5 нарядных куполов сферической формы, самый большой из которых имеет 12 окон, высокие фронтоны и четыре портика, образующие в совокупности ожерелье из 48 ионических колонн высотой по 13 метров. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный). Наружные врата храма - чугунные, а внутренние – дубовые. Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем, ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого имеется откос, чтобы улица не мешала молитве. Полы выложены деревянными брусьями, что создает особый уют. Все выполнено в коричневых, легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. За три года, с 1834 по 1837, все своды и стены храма расписали тушью по сырой штукатурке художники-ступинцы - Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками. Впоследствии Осип Серебряков вступил в число братии Саровского Свято-Успенского монастыря. А принадлежащий его кисти портрет преподобного Серафима Саровского стал самым известным иконописным изводом образа этого святого. На фресках Воскресенского собора перед нами проходит земная жизнь Иисуса Христа. 14 больших полотен с фигурами в человеческий рост и более изображают евангельские сюжеты. Оригиналами для них послужили произведения западно-европейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем - копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках также видно влияние ступинской школы. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае. Присутствуют другие детали русского быта того времени. На малых картинах изображены ангелы, херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе, между окон расположены 12 апостолов, ниже на парусах - 4 евангелиста. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это: «Триипостасное Божество» в своде центрального купола и «Распятие» на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Мурильо. Эта картина до сих пор находится неподалеку от Арзамаса, в Смоленской церкви села Выездное, бывшей Выездной казачьей слободы. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.

http://sobory.ru/article/?object=00903

памятников. Л., 1982. С. 45-46). Архитектурная реставрация и исследования велись в 1924-1925 гг. (И. В. Моргилевский), 1947-1948 гг. (Д. С. Вероцкий), 1949-1960 гг. (Н. В. Холостенко). Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Собор - 4-столпный, одноглавый (др. главы появились позже), с нартексом и хорами над ним, 3 апсидами, а также притворами по 3 сторонам здания (не сохр.). Высота храма до вершины купола 26,3 м, ширина 19,2 м, длина 29,6 м, купол имеет овальную форму и вытянут по оси «запад-восток» (6,9×6,2 м). Центральное прясло на фасадах, повышенное относительно боковых, подчеркивает вертикаль композиции, что также акцентировано профилированными пилястрами, к-рые имеют массивные полуколонны. Этот мотив получит распространение в храмовой архитектуре южнорус. княжеств во 2-й четв. XII в. (Борисоглебский собор в Чернигове, 1120-1123, Кирилловская ц. в Киеве, 1140-1146). Наружный декор отличается строгостью: аркатурный пояс на барабане и на уровне основания полукружий закомар, капители простой трапециевидной формы у полуколонн на пилястрах. Интерьер храма - зального типа и восходит к распространенному образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1073-1077). Центральный неф шире боковых почти вдвое, поэтому облик интерьера полностью определяется открытым пространством подкупольного квадрата, к-рое ярко освещено окнами барабана и 2 рядами окон центральных прясел боковых фасадов. Объем подкупольного креста выделен не только большими параметрами его ветвей, но и композиционно, что подчеркнуто крещатой формой столбов и соответствующих им лопаток. Боковые апсиды существенно занижены относительно центральной, а зап. часть собора в обоих этажах заметно обособлена от его основного объема и открывается только в центральном проеме, причем хоры отделены 2-пролетной аркадой. Спокойствие и простота архитектурных форм, нерасчлененность и слитность основного пространства и соподчиненность боковых объемов создают внушительный и уравновешенный внутренний облик храма.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Высота первого залома и сруба стен вместе равняется четырем южным граням плана бабинца (этой же высоте равна высота стен сруба первого залома и восьмерика, вместе взятых, бабинца, южного и северного рукавов, высота этих же компонентов алтаря ниже, потому вруб восьмерика алтаря деформированы). Длина плана центрального восьмерика верха равна длине южной грани плана алтаря, ширина восьмерика – восточной грани алтаря. Итак, церковь Покрова в принадлежит к группе памятников, в которых размеры восьмерика перекликаются с размерами плана алтаря или бабинца, а напоминает Покровской церкви в Ромнах, где длина восьмерика равна длине южной грани плана бабинца, высота – 1/2 длины плана алтаря, высота центральной участка до начала второго залома – длине плана здания. Высота второго залома центрального верху равна 1/2 восточной грани плана алтаря или 1/4 длины стен сруба участка (вверху) (срубы всех восьмериков имеют незначительное сужение граней кверху). Высота верха центральной участка равна диагонали четырехгранника, который вписывается в шестигранник плана алтаря (также равна диагонали верхнего венца сруба стен центра), а внутренняя высота центральной участки – диагонали квадрата, в который вписывается план церкви и стороны которого проходят через короткие грани всех рукавов. Высота сруба стен бабинца равна удвоенной длине плана участка. Первый залом Бабинца заметно выше первого зала центра. Его высота равна 1/3 полной ширины плана бабинца. Первый залом переводит объем верха в восьмерик. Верхний венец восьмерика бабинца и нижний венец первого залома центра лежат на одной горизонтали. Высота первого залома и сруба стен бабинца вместе равна двойной длине плана центра. Длина и ширина восьмерика бабинца равна 1/2 длины плана бабинца; высота восьмерика – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине основания восьмерика. Грани восьмерика бабинца имеют наклон внутрь. Высота восьмерика, второго и первого залома вместе равна длине плана центрального участка. Длина и ширина фонаря равна 1/2 длины восьмерика (вверху), высота равна высоте второго залома бабинца. Высота верха бабинца равна высоте верха центральной участка (диагонали четырехгранника, в который вписывается шестигранник алтаря или бабинца). Высота срубов стен алтаря (а также южного и северного рукавов) равна удвоенной длине плана бабинца. У алтарного восьмерика длина и ширина равны длине и ширине восьмерика; высота же заметно меньше и равна высоте первого залома алтаря. Второй залом и фонарь алтаря резко отличны и высотой и формами от тех же частей верха Бабинца.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Внутренние размеры подкупольного квадрата – 6×6 м; глубина северной и южной ветвей равна половине её диагоналей; глубина алтаря и бабинца – половина диагонали с ограждающими стенами 124 см. Высота, внутренняя, среднего объёма равна десяти великим косым саженям, боковых – десяти нижегородским саженям. Высота подоконников окон от пола, кроме западных – 5 м. Внутренняя высота стен до начала заломов 11,2 м – пять Нижегородских саженей. Внутренняя высота 1-го и 2-го заломов центрального верха – по 4,1 м, – сумма великой косой и простой саженей. Внутренняя высота барабанов – по 3 м, внутренняя высота их фонарей – 2,5 м. Высота наружных стен собора – 12 м, общая, реконструируемая без крестов, для центрального верха 31 м, для боковых – 26 м. Высота первого залома кровли снаружи была 2,2 м, для бокового и 3,3 м, для центрального верха (соответственно 1 и 1,5 нижегородских саженей). Наружная высота стен боковых барабанов – 3,3 м. Отметка карниза центрального превосходила их по высоте примерно на 1,5 м. Похожие соотношения в вертикальной разбивке силуэтов завершения, но с использованием других, больших размеров, саженей были и в Покровском храме в Харькове. Именно эту схожесть силуэтов храмов, а совсем несовпадение размеров барабанов и глав (обмеры памятников тогда ещё никто не производил), отмечали дореволюционные исследователи. К середине XVIII ст. собор требовал ремонта, который был произведен в 1751 г. Видимо, тогда была разобрана деревянная галерея-опасання, а вместо ниш - киотов в нижней части стен пробиты две пары арочных окон. Это было скорее данью моде - именно тогда, по примеру гражданских построек, нижние объёмы украинских каменных храмов становятся двухсветными, например, Николаевская церковь в Старом Селе Сумского уезда, 1753 г. В восточных закрестьях храма, между ветвями креста, были встроены низкие пятигранные объёмы. Северо-Восточный объём был каменным – это был капитальный придел или часовня-усыпальница, видимо имевшая световой барабан. Такой же придел мы видим в деревянной крещатой трёхверхой Троицкой церкви в Черкасском Бишкине Харьковской области.

http://sobory.ru/article/?object=04258

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010