Если иметь в виду факт богооткровенной религии, богооткровенного нравственного закона, то ведь также следует принять во внимание, что откровение нравственного закона в последнем основании опирается на собственное моральное сознание человека. Так, ветхозаветный законодатель, давая народу израильскому закон, говорил ему: „заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она —399— не на небе, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас за море, и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её? но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнить его“ ( Втор.30:11–14 ). Откровенный нравственный закон является лишь раскрытием внутреннего закона совести. По словам св. Иоанна Златоустог о, „Бог, в начале создавая человека, даровал ему естественный закон. Бог даровал нам совесть и познание добра и зла сделал врождённым. Нам не нужно учиться, что блуд есть зло, а целомудрие добро. Мы знаем это от начала. И для удостоверения, что мы знаем это от начала, законодатель, давая впоследствии законы и сказав: не убий ( Втор.5:17 ), не прибавил, что убийство есть зло. Он только запретил грех, но не учил о нём, потому что совесть предварительно научила нас этому, и он говорил об этом как уже с знающими и разумеющими“. Так же рассуждает и новейший богослов, еп. Феофан. „Совесть, – пишет он, – по природе сочетана с волей Божией; потому коль скоро ей указано будет, что на то и на то есть воля Божья, она тотчас склоняется на то, стоит за то и нудит нас не нарушать того. Впрочем, поставляя то или другое дело в обязанность, Господь не хочет ограничиваться одной волей Своей или одним титлом вседержительства, но к каждому из таковых дел благоволил приложить и другие, ближайшие основания, непосредственно вытекающие из свойств самого дела и его соприкосновенностей. Сии ближайшие основания суть посредства, через кои воля Божия впечатлевается в нашем уме и сердце в свойственной делу степени. Потому в истолковании обязанностей своих можно, конечно, ограничиваться тем, что на то или другое дело есть воля Божия; но приличнее и соответственнее нашей природе изыскивать и сии основания ближайшие: ибо через них воля Божия связывает нас“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если так ясно выражена обязанность пастыря блюсти свое стадо еще в Ветхом Завете, то насколько возвышеннее требования нравственного долга от христианского пастыря! «Пасите Божие стадо, говорит Апостол, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2–3 ). Священник не может ограничиться формальным совершением треб и богослужения, он не должен быть наемником, которому чужды радость и скорбь его духовных детей. Для того же, чтобы действительно быть руководителем и отцем своих пасомых, священнику, опять повторяю, необходимо находиться в живом духовном общении с прихожанами. И вот важное препятствие на пути к осуществлению этой великой задачи пастырского служения я вижу в частой перемене приходов. Если священник живет с постоянною мыслью о «лучшем» приходе, то какая же может быть речь о возможности духовного единения пастыря с пасомыми; станет ли такой пастырь жить интересами своего прихода; будет ли в свою очередь и народ любить такого пастыря, слушать голос его? А ведь в этом главное условие успешной пастырской деятельности. И если где-то особенно в нашем крае желательна тесная духовная связь священника с пасомыми, а такой связи нет и быть не может там, где бывает нередкая перемена пастырей. Поэтому я желаю и усердно прошу, чтобы вы не искали, без настоятельной нужды, нового места служения, но все усилия приложили к укреплению своего влияния в занимаемом приходе. До сих пор я говорил преимущественно о необходимости тесной связи пастыря с прихожанами, как отдельными личностями, требующими для своего совершенствования пастырской попечительности. Но если такое единение существует, то несомненно тесна связь пастыря со всем приходом в совокупности его членов, и в данном случае приходи, нуждаясь в пастырской попечительности о себе, и сам является великою силою, при помощи которой пастырю возможно будет выполнить широкую задачу, возлагаемую на него пастырским званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Ин.14:16–17 . И Я умолю Отца, и иного Параклита даст вам, да будет с вами в век, 1628 Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видит Его ниже знает Его, вы знаете Его, яко у вас пребывает и в вас будет. 1629 К божественному опять примешивает человеческое и ни к несмешанной славе божества не возвышается, ни также не вращается всецело в пределах одного только человечества, но удивительным образом вместе и смешанно касается того и другого, так как Он в одно и то же время есть —244— Бог и человек. Бог Он по природе, как плод от Отца и отблеск Его сущности. Но также опять и человек, поскольку стал плотью. Поэтому Он говорит как Бог и вместе как человек, ибо таким образом было возможно говорить надлежащим языком о домостроении с плотью. Впрочем, исследуя значение приведенного места, укажем на то, что и теперь Господь наш почел необходимым внести упоминание о Боге и Отце в созидание веры и для большей пользы слушателей, как то покажет дальнейшая речь. Так как Он повелел нам просить во имя Его ( Ин.14:14 ) и вместе с другим многим установил древним образ молитвы ( Мф.6:9–13 ), дав обещание исполнять, и притом весьма охотно, чего бы мы ни пожелали получить, то, дабы не показалось, что Он чрез это отвергает лицо Бога и Отца или уничтожает власть Родившего Его, разумею над щедрым раздаянием благ святым: то и сказал, что Он будет необходимым сораздаятелем и соподаст нам Ходатая (Параклита), опять употребив это слово: «умолю», как человек и всей божественной и неизреченной природе усвоив то, что ей собственно и особенно подобает, как бы в лице Бога и Отца. Это обычно Ему, как мы уже часто и прежде говорили. Впрочем, «Иным Ходатаем» называет Духа сущности Бога и Отца или Его Самого (Сына), ибо одна у Обоих сущность, полагая Его не вне (божественной сущности), но давая уразуметь, что различие заключается только в Его самоипостасном бытии и существовании. Ведь Дух не есть Сын, но мы должны принимать верою, что то, что Он есть, действительно имеет особое (ипостасное) бытие и существование, ибо

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ин.19:42 . Ту (тамо) убо ради пятка иудейска, яко близ бе гроб, положиша Иисуса. 2029 Говорит не просто только о том, что был погребен или что сад был вблизи креста и в нём – новый гроб, но указывает и на то, что был положен, не оставляя без сообщения ни малейшей частности. И это потому, что исповедание и знание смерти Христа есть подлинно самое необходимое в признании и утверждении тайны (веры христианской). Поэтому и премудрейший Павел, определяя нам правило веры, говорит так: «близ тебя слово есть, в устах и в сердце твоем, то есть слово веры, что проповедуем, потому что ежели скажешь в устах твоих: Господь Иисус, и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, спасешься: сердцем ведь веруется в праведность, устами же исповедуется во спасение» ( Рим.10:8–10 ). И в другом месте опять: «предал я ведь вам, во-первых то, что и принял, что Христос умер за грехи наши, по писаниям, и что погребен был, —232— и что воскрес в день третий, по писаниям» ( 1Кор.15:3–4 ). Таким образом, необходимейшее и об этом делает нам писатель книги сообщение. Ведь действительно подобало веровать, что и умер и погребен, ибо после этого уже должна была явиться истинная вера в то, что и, разорвав узы смерти, восшел, как Бог в собственную жизнь. Ведь не возможно было, чтобы смерть овладела Им ( Деян.2:24 ). Будучи жизнью по природе, мог ли Он подвергнуться тлению. Тот, «в ком живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ), разве бы мог подлежать законам нашей природы, а не, напротив, как Бог легко оживотворил то, что не имеет жизни? Ин.20:1–9 . В единый (первый день) же суббот (недели) Мария Магдалина прииде заутра, тьме еще сущей, ко гробу и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола им: взяша Господа от гроба, и не вем(ы), где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаху же оба вкупе, и другий ученик предтече скорее Петра и прииде первый ко гробу. И приник виде лежащия пелены, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде в гроб, и виде пелены лежащя и сударь, иже бе на главе Его, не с пеленами лежащь, но особь свит на едином месте. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде верова: еще бо не ведяху писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути (встати). 2030

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

исполниться, «радости, приводя на память нелицемерную веру его, которая прежде обитала в бабке его Лоиде и матери его Евнике; он уверяет, что она и в нём, а по сей причине напоминает ему возгревать дар Божий, который в нём через его, апостола, рукоположение» ( 2Тим.1:4–6 ). Если в первом послании апостол внушает тому же Тимофею не нерадеть о даре, данном ему с возложением рук пресвитерства (μετ πιθσεως τν χειρν το πρεσβυτερου) то имеет в виду общественное его служение и общественные обязанности. «Никто – да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради и пр…» И далее: «О сем заботься, в сем пребывай (т. е. в попечении о даре), дабы предстояние твое явлено было во всех. Вникай в себя и в учение, занимайся сам постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:12–16 ). На этот раз не может быть и сомнения в том, что речь идет не о том даре, который дан с возложением рук при крещении, а о специальном, особом даре, который дается с тем же возложением рук вступающему на служение Церкви – «возводимому в степень», по позднейшей терминологии. Во втором же послании о служении другими, о церковном служении Тимофея говорится только гораздо позднее; во вступлении же апостол вспоминает о нём только как бы об одном из верующих, говорит только о личной вере его, как и о вере бабки его и матери, внушая ему возгревать дар Божий, имеющийся в нём через его, апостола рукоположение, «ибо дал наш Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Так мог говорит апостол и бабке Тимофея Лоиде и матери его Евнике и всякому верующему вообще, а потому слова эти не выходят за пределы дара, преподанного при крещении и Тимофею, как всякому верующему присущего. Над Тимофеем, во всяком случае, совершено было не одно, а два рукоположения: одно при крещении, а другое при возведении его в священный сан, при вручении ему церкви. Предполагать, что речь идет в обоих случаях только об одном и том же втором рукоположении, при чем в одном случае упоминается о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как же себя почувствуют грешники нераскаянные и еврейское неверующее множество, пронзившее Его и доселе гонящее Его в лице верных христиан! Тайнозритель Иоанн отвечает: се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Апкл. 1:7). Обратите внимание на эти заключительные слова: ей и аминь, т. е. верно, непреложно это совершится. В каком положении тогда явятся нынешние, прошедшие и будущие наши неверующие, интеллигенты называемые, и все декаденты, – неверующие и злонамеренные писатели, сделавшие слово печатное орудием клеветы, обмана, соблазна, торговли и издевательства над всякой святыней и над благонамеренными людьми? Пред ними слишком будет действительно (реально) то, над чем они глумились, что они отвергали здесь, над чем издевались. Явная истина поразит их, сделает их немыми, безответными; – и в том, в чем они считали себя безответственными, они увидят себя виновными и ответственными; ибо не пройдет мимо слово Господне, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, они дадут ответ в день судный ( Мф. 12: 36 ). На том суде вместе предстанут царь и воин; богатый и убогий; стар и юный; ученый и невежда; мужчина и женщина – в равном достоинстве; каждый от своих дел или прославится или посрамится ( Мф. 22:37 ). Тогда-то откроется вечность для людей, неверовавших в нее, во всем своем грозном величии и ужасе; а для верующих и преданных Господу – во всей вожделенной красоте и славе и нерушимом блаженстве. Доколе имеем время, будем пользоваться им для покаяния и исправления. Аминь. Братья, православные христиане, приимите выше сказанные слова досточтимого, истинного пастыря, праведника отца Кронштадтского, о страшном приближающемся, грядущем суде Божием; эти слова истинны, относительны ко всем живущим на земле от начала; не дай Бог , чтобы нам слышать их от Судьи Божественного праведного: Отыдите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). Братия, при воспоминаниях о святых мы всегда радуемся. Вы достоверно знаете, что великого молитвенника земли русской, истинного пастыря, о. Иоанна Кронштадтского , нашего покровителя, Государь Император назвал праведником в рескрипте, данном на имя высокопреосвященного С.-Петербургского митрополита Антония от 12-го января 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

князем Владимиром пожертвованный Холму. Много веков прошло с тех дней, в которые Русь просвещена была светом учения Христова. Много житейских напастей и гонений за веру православную претерпел и перенес русский народ и до сего дня не ослабел верою, пребыл преданным сыном святой православной Церкви. «Кто слушает слова мои и исполняет их, – говорил Христос Спаситель наш, – того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24, 25 ). Господь утвердил на святой Руси дом Свой – Свою святую православную Церковь , и силы ада не одолели ее, хотя много бед и гонений за веру перенес русский православный народ. Подобно бурной широкой реке и опустошительному ветру устремляются на Русь святую древние враги веры православной – татары. Русские воины погибли в бою, весь народ был разорен; многие города и селения вместе с храмами были разрушены и сожжены. Всюду лилась кровь православных защитников отечества и веры христианской. Более двух веков страдала Русь от татар, но верою народ не ослабел, православие не погибло; Церковь русская православная, этот дом, построенный на камне, не упал, но пребыл невредимым. Но еще большим испытанием посетил Господь нашу западную половину России, где Холм, Львов, Галич, Вильна, Брест, Почаев. Здесь все затоплено было врагами православной веры, не татарами, но братьями нашими по крови поляками. И здесь много веков лились реки, которые хотели потопить в своих водах все русское, православное; дули ветры, силившиеся поколебать и разрушить все дорогое нам. И многое погибло безвозвратно в это скорбное время. Русские князья, бояре, даже духовные лица, даже некоторые архиереи боролись, боролись и, наконец, пали в тяжкой борьбе, потонули в водах римско-католичества. «Настала скорбь гонения за слово, и они соблазнились; забота века сего и обольщение богатства заглушили в них слово» истины (Мф.13:21– 22). Но ныне нет уже гонений за веру православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Контраст идёт далее. Не силено-или сатиро-образный Сократ, с уродливой и смешной внешностью соединяющий идеально-прекрасный дух (это соединение противоположностей трагически необходимо в платоновом учении о реальном проявлении идеальной красоты), но личность, имеющая прекрасную внешность и идеально-женственное сердце, – полная гармония формы и содержания и совершеннейший идеал красоты. Суламита прекрасна среди дев, что лилия среди тёрна, хотя она и смугла и солнце запалило её 2774 . Под густыми золотисто-пурпурными кудрями 2775 у неё блестят, как озерки Есевонские 2776 , голуби- —587— ные, светлые и святые, но волнующие, пленительные и полные ласки глаза 2777 , белоснежные зубы, лента алая – уста, две гранатные половинки – ланиты 2778 , – от неё веет ароматом яблони и упоением вина 2779 , – её голос и речь привлекательны, вся она мила и прелестна, – она светит зарёю, прекрасна как луна, светла как солнце 2780 . Такова внешность Суламиты. Но в тоже время она наивна как дитя, чиста как голубка. Поэзия её любви вращается в нежных поцелуях, братских объятиях, созерцании красоты своего возлюбленного и желании быть неразлучно с ним. „Да целует меня он поцелуями уст своих, ласки твои лучше вина“: этот пролог Песни Песней кратко и ясно выражает основной тон любви Суламиты – нежной, целомудренной и постоянной. „От благовония мастей твоих имя твоё как разлитое миро, поэтому девушки любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобой! Будем восхищаться и радоваться тобой, превозносить ласки твои больше вина. Достойно любят тебя! Скажи мне ты, кого любит душа моя: где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? зачем мне быть скиталицей возле стад товарищей твоих? 2781 Мирровой пучок – возлюбленный мой у меня на груди. О, ты прекрасен и мил! ложе у нас – зелень, кровля – кедры, потолки – кипарисы 2782 . Что яблонь между лесными деревьями, то и возлюбленный мой между юношами: в тени её люблю я сидеть и плоды её сладки для гортани моей. Левая рука его у меня под головой, а правая обнимает меня 2783 . Голос возлюбленного моего! вот он идёт, скачет по горам, прыгает по холмам. Друг мой похож на серну, или на молодого оленя. Вот он стоит у нас за стеной, заглядывает в окно, промелькнул сквозь решётку. Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя! выйди! Вот зима уже прошла, мино-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Любите школу церковную. В ней научат вас разумению веры и многому полезному в сей жизни и для будущей вечной. Братья возлюбленные! Вы крещены, вы миром святым помазаны, вы храм Духа Святого, вы причастники Тела и Крови Христовых, вы чада единой святой православной Церкви. Братья Христовы! «Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (Кор.16:13). Благодать вам и мир Божий и лобзание мое каждому из вас о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же подобает слава во веки веков. Аминь. Выслушайте слово мое, и вы, чуждающиеся Церкви православной по разным причинам. Одни из вас поступают так по ложному стыду и нерешительности – только потому, что много лет не ходили в Церковь и думают будто стыдно уже теперь итти. Другие по своему малодушию страшатся насмешек односельчан, боятся, что их станут называть схизматиками, а то по ненависти к православию и подожгут. Есть среди вас и такие, которые чуждаются Церкви православной по ожесточенному упорству и ненависти к Ней и всему русскому. Все вы отвергаете материнские заботы о вас святой Церкви, но она, верная завету своего Основателя Господа нашего Иисуса Христа, не может отвернуться от вас, не может равнодушно видеть, как вы, дети ея, блуждаете подобно овцам, неимущим пастыря. «Кто из вас, говорит Христос, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ея? А нашед, возьмет ее на плечи с радостью. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике, кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:4–7 ). Такой завет Господа Церкви: не оставлять заблудших чад своих, но с любовию искать их, дабы возвратить на путь спасения. И православная Церковь мать наша великую скорбь терпит о заблуждении вашем и удалении от нее. Вы относитесь к снятой Церкви с ненавистью, но она любит вас, она непрестанно молится за вас Господу Богу, чтобы Он Сам нашел вас, взял как заблудшую овцу Своего стада на рамена Свои и принес на лоно Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

На чем же основываются эти соображения? Откуда видно, что папство есть божественное установление? Какие данные позволяют заключать, что авторитет папства признаваем был церковью за авторитет верховный и непогрешимый с самых древнейших времен? Автор полагает, что о главенстве апостола Петра, следовательно о божественном установлении папства, ясно говорится уже в евангельской истории. Господь сказал Петру: Ты еси Петр и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи царства небесного и что ты свяжет на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих. Паси агнцев Моих; паси овец Моих: паси овец Моих ( Мф.16:18, 19 ; Лк.22:31–32 ; Ин.21:15–17 ) 68 . Эти божественные изречения доказывают будто бы, что папство есть несомненнейший факт евангельской истории. Первое из этих изречений католические богословы всегда понимали так, что оно заключает в себе мысль о том, что апостол Петр составляет незыблемую основу церкви. Дарование ключей и повеление пасти агнцев и овец теология папистов толкует в том смысле, что в Петре сосредоточивается руководящая власть управления и учительства, т. е. верховное пастырство. Молитва же о Петре, по ультрамонтанской экзегетике, заключает в себе гарантию непогрешимости в вере. У нас существует обширная полемическая литература, посвященная разбору ультрамонтанского толкования приведенных изречений Господа к апостолу Петру. Всего более разработан православными богословами тот отдел полемики, который касается первых трех веков. Если бы автор рассматриваемой нами книги изучил эту литературу: то мнения его о папстве во многом могли бы измениться. К изумлению. труды русских богословов о папстве игнорируются им. Трактуя о прерогативах папского престола, он цитирует, правда, русские сочинения, в которых делаются случайные замечания об авторитете апостольского престола в Риме. Но ни откуда не видно, что он штудировал специальную русскую литературу о папстве. По видимости, он не имел под руками даже капитального трактата „О видимом (папском) главенстве в церкви“ высокопреосвященного Никанора. А между тем здесь-то он и нашел бы основательное и полное беспристрастия, во всех отношениях образцовое исследование тех именно вопросов, которыми он занимается в первой главе своей книги. Это очень жаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010