А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5:23–24 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие ( Лев.7:12 ). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды ( Лев.7:16 ). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины ( Лев.7:16 ). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину. Как видим, у еврейского народа существовало очень почтительное отношение к жертвам, преподносимым Богу, и эти жертвы были подробно детализированы и классифицированы. В своих словах Спаситель не уточняет о какой жертве идет речь. Он просто говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь ...». Слова Иисуса Христа дают нам право полагать, что Он имеет ввиду то, что перед любым видом жертвы, преподносимой Богу, человек прежде чем преподнести жертву, должен примириться с братом (ближним) своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Для Ап. П. было особенно важно знать, как дело обстояло касательно веры Ф-ев, которая, как показывает глагол: « πεφασεν», уже подверглась искушению со стороны πειρζων – Сатаны ( 1Кор.7:5 ) и Ап. опасался, что могут получиться неблагоприятные от этого результаты ( γνηται) – его труд может быть сведен на нет. «В виду только что указанных опасений, вообразите теперь наше облегчение», как бы так писал Ап. «когда Тимофей принес назад – именно в данный момент – добрую весть о вашей вере и любви, и о том любезном воспоминании о нас, которое вы продолжаете хранить, а также и о вашем взаимном с нами горячем желании снова встретиться. Для нас такая весть была поистине « благовестием», и чрез вашу веру мы утешились среди тех тяжелых испытаний и забот, которые мы теперь встречаем в нашей работе. Никакая весть не могла бы помочь нам больше, и нам кажется, что мы точно снова оживаем, именно когда мы слышим, что вы твердо стоите в Господе. У нас нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Богу за ту радость, которою вы наполняете наши сердца пред лицом Его – за радость, которая находит непрестанное выражение в наших горячих молитвах о том, чтобы не только мы могли слышать о вас, но и еще раз видеть вас лицом к лицу и дополнить недостатки вашей веры» (Milligan. G. op. cit. 39–40). Скорбь – θλψις – скорбь, страдание, причиняемое людьми; нужда – ανγκη – внешнее принуждение, или обстоятельств или долга ( 1Кор 7:26; 9:16 и др.). 1Сол.3:9 .  Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, 1Сол.3:10 .  ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего не доставало вере вашей? 1Сол.3:11 .  Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. 1Сол.3:12 .  Α вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и во всем, какою мы исполнены к вам, 1Сол.3:13 .  чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для христианина обязательно то настроение, которое при известных условиях может выразиться в указанных действиях; эти последние служат только, так сказать, наглядным примером к учению, а не его содержанием. Точно то же следует сказать и о крестоношении. Господу, конечно, не нужны наши страдания, а нужно то настроение, которое делает для нас не только безразличным, но и радостным страдать за Христа, - нужно то самоненавидение, которое является прямым следствием и выражением любви к Богу. " Даждь ми, сыне, твое сердце " , - говорит Премудрый (Притч.23,26). Между тем, делание из-за награды сердца-то именно и не дает, сердце-то именно принадлежит по-прежнему человеку, а не Богу. " Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же " (Лк.6,33-34). Опять, Господь не о должниках наших печется, а хочет этим примером научить нас самоотвержению ради нашего Небесного Отца. " И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым " (ст.35). Если же мы любим Христа и следуем за Ним только потому, что " ели хлеб и насытились " (Ин.6,26), - если мы делаем добро только потому, что от Бога ожидаем большего вознаграждения, то чем наше доброделание отличается от языческого? Ведь, и язычники, ожидая награды, могут делать добрые дела - совершают даже такие подвиги, пред которыми нельзя не остановиться в изумлении? Таковы, например, факиры, буддийские подвижники, некоторые дервиши и т.п. Все они, всякий по своему, ожидают себе награды или выгоды за гробом - и ради нее удручают свое тело, переносят обиды, отказываются от удобств и почестей мирской жизни и пр. Все отличие нашего доброделания от языческого будет состоять в том, что мы ожидаем себе награды от истинного Бога, тогда как буддисты, факиры и пр. гоняются за призраками; но в существе своем, с точки зрения настроения, мы от них нисколько не будем отличаться: мы будем такими же, как они, себялюбцами Нет, истинный последователь Христа " не делает греха " не из-за страха наказания и не по желанию награды, а потому, " что семя Божие пребывает в нем " (Ин.3,9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1130...

«Если делаете добро тем, которые вам делают добро: какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно: какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» ( Лк.6:33–35 ). Значит, безкорыстие является существенным признаком нравственного настроения. Такой безкорыстный характер могут носит скорее действия, совершаемые во имя долга, чем в силу эмпирических склонностей к счастию, пользе или удовольствию. В этом заключается относительная правда Кантовского принципа, что нравственное поведение человека должно определяться сознанием обязанности или долга, вытекать из уважения к нравственному закону. Эта идея долга известна у Канта под именем категорического императива, т. е. безусловного требования. Внешним выражением его служит следующая формула: «действуй так, как будто бы правило твоей деятельности посредством твоей воли должно было стать всеобщим законом природы». Но Кант впадает в несомненную крайность, когда исключает вообще склонности из области нравственности. Кант полагал, что допускать влияние склонностей на ряду с долгом значит «загрязнять моральное настроение в его источнике». И это все равно, определяется ли воля склонностями чувственными или духовными, грубыми или возвышенными. Так, напр., делать по возможности благодеяния есть обязанность, долг, но помимо этого можно оказывать их по простой природной склонности, по чувству жалости. В последнем случае действия, хотя и вызывают одобрение, не имеют собственно нравственной цены. Такое отношение между долгом и склонностями возможно только при обыденном, ходячем представлении о долге, как о чем-то внешнем по отношению к человеческому «я», противостоящем его внутренним склонностям и влечениям. Но если долг действительно обуздывает низшие чувственные влечения человеческой природы, он за то совпадает с высшими стремлениями человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/c...

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему, пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:5 ). Господь всегда отвечает на просьбу о мудрости, когда мы просим об этом бескорыстно, не с целью стать лучше других, не затем, чтобы получить некое преимущество, а для того, чтобы лучше Его узнать. Господь всегда отвечает на молитвы благодарности, и мы чувствуем Его ответ во внутреннем мире, наполняющем душу радостью и любовью, которые всегда приходят после искренней сердечной благодарности Небесному Отцу. И конечно, Господь отвечает и на многие другие наши просьбы и мольбы и дает просимое, если оно не причинит нам вреда, о котором мы можем не знать, а Он знает. Даже тогда, когда Бог отвечает на нашу молитву молчанием, стоит помнить, что молчание — это тоже ответ. Золотое правило Другое важное состояние в жизни — любовь и добро по отношению к другим людям: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:31,35 ). Емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики», — чрезвычай но справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и глазами этого другого посмотреть на жизнь, попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора и подумать: хотел бы ты этого себе? Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа — совсем об ином.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему, пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:5 ). Господь всегда отвечает на просьбу о мудрости, когда мы просим об этом бескорыстно, не с целью стать лучше других, не затем, чтобы получить некое преимущество, а для того, чтобы лучше Его узнать. Господь всегда отвечает на молитвы благодарности, и мы чувствуем Его ответ во внутреннем мире, наполняющем душу радостью и любовью, которые всегда приходят после искренней сердечной благодарности Небесному Отцу. И конечно, Господь отвечает и на многие другие наши просьбы и мольбы и дает просимое, если оно не причинит нам вреда, о котором мы можем не знать, а Он знает. Даже тогда, когда Бог отвечает на нашу молитву молчанием, стоит помнить, что молчание — это тоже ответ. Золотое правило Другое важное состояние в жизни — любовь и добро по отношению к другим людям: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:31,35 ). Емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики», — чрезвычай но справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и глазами этого другого посмотреть на жизнь, попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора и подумать: хотел бы ты этого себе? Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа — совсем об ином.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

«К которому вы и призваны в одном теле». Апостол присовокупляет это, показывая, что, по благости Божией, этот вожделенный мир принадлежит всем истинным христианам, или всем истинно верующим в Иисуса Христа. Призванные к вере в Иисуса Христа призваны вместе и к сему миру Божию, – в одном теле Христовом, т. е. в Его Церкви, где все призывает к миру с Богом или в Боге, и к взаимному миру с ближними, к взаимному согласию одних членов с другими. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: Молю вас достойно ходити звания, в неже звани бысте; со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию: тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф.4:1–6 ). Столько побуждений предлагает Апостол верующим в Иисуса Христа к сохранению взаимного мира и согласия между собою! Так все верующие в Иисуса Христа должны искать сего благодатного мира и хранить его! Имея мир в Боге, христиане должны распространять действие сего мира и около себя, на все отношения к своим ближним; должны жить в мире и согласии одни с другими, как члены одного тела – Церкви, которого глава Христос, как ближние между собою, у которых все драгоценное и вожделенное для сердец их есть общее, нераздельное, всем равнодоступное, по беспредельной благости Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. «И будьте благодарны». За все такие великие дары Божии, учит Апостол, вы должны благодарить Бога. Эта благодарность или искренняя признательность и выражение сей признательности пред Богом необходима нам для того, чтобы быть достойными даров Божиих и не лишиться их. Эта благодарность охраняет в нас дары Божии от злоупотребления их, устремляя наш ум и сердце к Богу, подателю всех даров, и вместе побуждает нас быть любвеобильными и благотворительными к ближним нашим, по заповеди Господа: будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк.6:36 ). В объяснение слов: будьте благодарны, Апостол далее присовокупил: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Никогда не было события, подобного сему, и не будет. Один есть Богочеловек Христос, в Котором человечество соединилось с Божественной Ипостасью, и других не будет никогда. Потому мы изумляемся и ужасаемся этому чуду. В людях, чуждых действия благодати, это изумление бывает поводом для неверия, потому что вера — от благодати, а не от наших собственных усилий. А мы от изумления перед этим чудом приходим в чувство глубочайшей, неизреченной благодарности нашему Творцу и Спасителю. Каждая Божественная литургия — это прежде всего выражение нашей благодарности Богу, насколько ее можно передать в человеческих словах, мыслях и чувствах. Литургию, что в переводе значит «общественное служение», мы часто называем Евхаристией, что означает по-гречески «благодарение». Мы должны, братья и сестры, день и ночь, каждое мгновение благодарить Бога и с умилением, со слезами радоваться о том, что Он призвал нас к спасению, даровал веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося от Пресвятой Девы. Даже когда мы каемся, испытываем чувство глубокого сокрушения и печали о грехах, то и в этой печали есть благодарение Богу. Ведь если бы человек только печалился и не имел в душе своей некоего таинственного утешения, то, пожалуй, о содеянных грехах невозможно было бы вспоминать без страха. И когда мы испытываем те или иные житейские трудности, неминуемые и, казалось бы, безысходные скорби, то и тогда мы также должны благодарить Господа. В отличие от людей, чуждых Церкви, не имеющих никакой надежды в своих скорбях, нам всегда есть на что надеяться и чем утешаться. Поэтому, отмечая сегодняшний праздник, исполнимся чувства величайшего благодарения и будем славить Бога не столько словами, сколько своими поступками и терпением душевных и телесных скорбей. Преданным служением Господу до конца наших дней будем прославлять Его за неизреченную милость к нам. Аминь. 7 апреля 2001 года День памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (Ин., 36 зач., Х, 9–16) Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы было тому человеку не родиться. При этом и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. Прямо обличает предателя, так как, будучи прикровенно обличаем, Иуда не исправлялся. Поэтому, говоря: " омочивший со Мною " , объявляет о нем для того, чтобы хоть так исправить его. Однако, будучи бесстыдным, Иуда обмакнул кусок в том же самом блюде, или тарелке. Затем Господь говорит: " впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем " , то есть если Христу и было предопределено пострадать для спасения мира, однако по этой причине вовсе не следует чтить Иуду. Напротив, горе ему, потому что он сделал это вовсе не для того, чтобы посодействовать воле Божией, но чтобы услужить своей злобе. К тому же, если рассмотришь внимательно, Христос не имел непреклонного желания быть распятым. Это Он показывает тем, что молится об удалении чаши. Но так как " прежде всех веков " ведал Он, что по причине злобы врага люди не могут спастись иным способом, - то напоследок желает испить чашу, которой сначала не желал было. Говоря, что " лучше было бы этому человеку не родиться " , показывает, что небытие лучше бытия в грехах. Обратите внимание и на слово " идет " : оно показывает, что умерщвление Христа будет скорее переходом, нежели смертью. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Выражение: " когда они ели " присовокупил евангелист для того, чтобы показать бесчеловечие Иуды: если бы он зверем был, то и тогда должен бы смягчиться, ибо вкушал одну пищу с одной трапезы, а он между тем, и будучи обличаем, не пришел в себя; мало того, даже причащаясь тела Христова, не раскаялся. Впрочем, некоторые говорят, что Христос преподал Тайны Своим ученикам тогда, когда Иуда вышел. Так приличествует поступать и нам, то есть удалять нечестивых людей от Тайн Божественных. Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление Своего тела, то есть умерщвление, и не негодует на это, как на нечто недобровольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали Тайны Христовы с благодарностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010