Сегодня хочу поразмышлять вместе с вами, дорогие читатели, о благодарности. А знаете почему? Потому что чем благодарнее человек, тем он ближе к совершенству, а значит, и к Богу. Эти замечательные слова произнес мой любимый святитель Николай Сербский. Слова святых сказаны не для обсуждений и споров, а для смиренного исполнения, для детской веры в них. «В этом мире только в человеке благодарность приобретает свое истинное божественное сияние», – еще одна мысль сербского святителя. Она родилась из опыта чисто прожитой жизни, а еще потому, что святыми достигнута цель – Царство Небесное. Напомню, что одним из признаков святости является безукоризненное православие угодника Божия, в том числе выраженное в его наставлениях и советах. В пояснение этих слов приведу пример из личной жизни. В молодости я немного увлекался альпинизмом. Ходить при ярком солнечном свете по снежным участкам очень опасно для глаз: можно ослепнуть. Новичку инструктор говорит: «Для восхождения нужны специальные темные очки! Без них – нельзя». Это совет умудренного практика неопытному ученику. Послушаешься – увидишь ни с чем не сравнимую красоту гор; усомнишься – станешь слепым. Так и слова святых о благодарности: они выведены из многолетнего опыта. Их советы – это ступени, которыми поднимаются в Горний Иерусалим. К словам святых нужно внимательно прислушиваться. «За всё благодарите Господа!» – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. На него опирается святитель Николай Сербский, указывая путь к христианскому совершенству. Быть совершенным – это тоже заповедь; и так же, как святость, – это плод христианского подвига, и он должен в нас созревать. Духовная жизнь – это всегда движение вперед и развитие лучших качеств и способностей человека. В том числе благодарности. Об этом нужно знать, и этого надо хотеть. Вектор нашего движения должен всегда указывать на Христа, ибо Он – наш путь к вечной жизни и пример для подражания. Но жизнь земная длится десятилетия, а требуется ежедневно делать правильные шаги и усилия. Как быть? На помощь приходит богатый евангельский юноша, задавший Спасителю самый важный вопрос: «Учитель благий, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» На такой серьезный вопрос молодого человека сразу последовал единственно правильный ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную – соблюди заповеди…» А среди них есть и заповедь о благодарении Бога. Итак, ответ мы услышали.

http://pravoslavie.ru/106376.html

Заявление Православной церкви в Америке по поводу Всеправославного Собора Православная Церковь в Америке не была приглашена к участию в Соборе. 10 июня, 2016 Православная Церковь в Америке не была приглашена к участию в Соборе. Священный Синод Православной Церкви в Америке Заявление о Святом и Великом Соборе, созываемом на острове Крит 20-27 июня 2016 г. Приветствуем вас во имя Господа нашего Иисуса Христа,  который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6) На протяжении многих десятилетий Православная Церковь была свидетелем усилий по созыву Святого и Великого Собора, который стал бы современным выражением Святой православной веры. Инициатива принадлежала Вселенскому Патриарху Афинагору. Долгое паломничество к Святому и Великому Собору началось в 1960-х годах. В этом паломничестве были некоторые паузы, за которыми вновь последовал период интенсивной подготовки по инициативе Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея. На протяжении десятилетий на всеправославных совещаниях, консультациях и встречах патриархов и предстоятелей пересматривался список тем. В течение последних месяцев, когда церкви рассматривали проекты документов и размышляли над их формулировкой, были внесены новые предложения и возникли новые разногласия. Даже на этом позднем этапе, участие в Святом и Великом Соборе находится под вопросом, и его исход также остаётся неопределённым. Но среди всех этих сомнений мы можем быть уверены только в одном: Православная Церковь в Америке, не будучи общепризнанной автокефальной церковью, не была приглашена к участию в Соборе. Нашей реакцией на это была печаль, но не отчуждение. С благодарностью к Богу, мы подтверждаем нашу идентичность —  Православной Церкви в Америке. Мы также подтверждаем с благодарностью к Богу нашу автокефалию, дарованную нам Русской Православной Церковью, а также признанную церквами Грузии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии. Мы подтверждаем, с глубокой благодарностью Богу, наше Евхаристическое общение со всеми православными церквами, начиная с Вселенского Патриархата. Поэтому мы принимаем и подтверждаем право и обязанность сопутствовать Святому и Великому Собору любовью, рассуждением и молитвой.

http://pravmir.ru/zayavlenie-pravoslavno...

Каноны на Рождество Христово В праздник Рождества Христова по Церковному Уставу полагается петь на утреннем богослужении два канона, которые принадлежать знаменитым песнопевцам 8-го века, один – св. Козьме Маюмскому, a другой – св. Иоанну Дамаскину . Тот и другой каноны, одинаково исполненные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне приличными торжеству праздника, отличаются каждый своими особенностями как по внутреннему, так и внешнему составу. В каноне св. Козьмы господствует одна общая мысль, которая в греческом подлиннике самим Песнопевцем отчасти выражена в акростихе канона, составляющем шестистопный ямбический стих: Χριστς βροτωθες ν περ Θες μν (Христос, вочеловечившись пребывает, как и был, Богом), именно та мысль, что Родившийся от Пресвятой Девы есть не простой человек, но вместе и Бог , от вечности восхотевший явиться во плоти человеческой для спасения людей и в предопределённое время действительно явившийся так, как было предсказано в св. книгах Ветхого Завета. Проникнутый этою мыслью, писатель канона, с восторгом и благоговением прославляет нисшедшего на землю Богочеловека, приписывая Ему все наименования, свойства и действия, которые усвоены Ему древними Пророками, возбуждает и других к радости и достойному сретению новорождённого Царя славы, начиная канон словами св. Григория Богослова : «Христос рождается, славите…» (Григ. Бог . Слово на Рожд. Христ.), и в конце повторяя слово св. Златоустого: «Таинство странное вижу и преславное…» (Слов. на Рожд. Христово). Св. Иоанн. Дамаскин в своём каноне изображает преимущественно те спасительные действия, которые произошли для рода человеческого от явления Сына Божия во плоти, ясно раскрытые особенно в книгах Новозаветных. Родившийся от Марии Девы здесь представляется как Благодетель, примиривший нас с Богом Отцом, освободивший от власти диавола и спасший нас от греха, проклятия и смерти. Эта отрадная мысль, касающаяся столько же сердца, сколько и ума, возбуждает в Песнопевце пламенные чувства благодарности и служит для него источником живописных, хотя и кратких, изображений милости к нам Божией в лице Богочеловека, располагающих каждого к тем же чувствам умиления и благодарности. Такая общая мысль канона отчасти выражена н в греческом акростихе его, заключающемся в следующем элегическом четверостишии:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ Несомненно, теми благами, на которые так восторженно настроила Церковь . И если хвала носит такой восхищенный тон, то, значит, есть чему восхищаться, ликовать. И действительно, есть. Это гимн благодарной пламенной любви. Однажды мне пришлось услышать замечательное определение службы, и в частности литургии, от одной христианки, почувствовавшей это сердцем именно во время Евхаристии. «Свят, Свят, Свят!» слышу я, – говорила она мне. – «Осанна! Осанна!» И вдруг мне стало ясно, что это Церковь от любви своей так поет Ему, Жениху своему Небесному. А от этого мне раскрылось, что и вообще все службы Церкви есть гимн любви ее к Богу». Мне эта мысль показалась тогда весьма примечательной и даже новой, оригинальной для меня. Ведь мы обыкновенно теперь все больше просим да каемся. И чем далее от начала христианства, тем молитвы становились все более покаянными. Но в глубоко религиозном сознании чистой души, каковым является сознание Церкви, этой чистой Невесты Христовой ( Еф. 5 ), должно быть и было, и бывает иначе: преданность ее Господу Спасителю прежде всего и должна выражаться в любви и благодарности; и все святые души пламенели этой любовью: «Сладчайший Иисус». Эти слова были лишь образными выражениями, а отвечали горению сердца. И если вслушаться в тайную музыку духа Евхаристии, скрывающуюся под гимном благодарности, то можно ощутить этот дух любви. Благодарность, о которой мы так пространно говорили, не есть благодарность раба, отпущенного на свободу, нет, это есть славословие сына, любящего и любимого. И ничего лучше не найдешь для выражения этого чувства, как «Песнь Песней», где невеста поет восторги Возлюбленному своему. Церковь с древних времен приложила эту песнь к себе и ввела ее в число канонических книг. И хотя в своих молитвах Церковь указывает целый ряд причин для своей благодарности, но это не холодный отчет «долга», а лишь слабые указания для объяснения своей любви. Вот мы, допустим, «сознаем», сколько величайших милостей проявил к нам Господь, и, сознавая (сначала преимущественно умом), потом благодарим, «перечисляя» в уме и на языке, «за что нужно» благодарить Его. И это пока еще от ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместный собор 1971 г.: Вопросы и размышления... История добывает для юности разум стариков 26.07.2007 739 Время на чтение 24 минут За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это - и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был. Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российский Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету " Известия " и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР , который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только " направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия " . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Письма Платона, Митрополита Киевского Достопочтенная Матерь Игуменья, Многоуважаемая сестра о Господе! Приношу Вам искреннюю благодарность за любезное письмо Ваше, которым Вы поздравили меня с Светлым праздником Воскресения Христова, а вместе прошу Вас извинить меня, что я доселе не отвечал Вам. Это произошло оттого, преимущественно, что я с самого приезда в Киев хвораю от разных недугов и доселе покашливаю от простуды. Прошу принять благосклонно посылаемый при сем фотографический портрет мой, обещанный в Москве. Взирая на него, помолитесь о мне, грешном. Болгарская Игуменья Зиновия, которая представит Вам портрет мой, нуждается в средствах к благоустройству ее обители. Поэтому благоволите рекомендовать ее тем добрым Вашим знакомым, которые могут оказать ей посильное пособие на святое дело. Она показалась мне умною женщиною и благочестивою инокинею. Еще прошу Вас кланяться от меня почтенному К. К. Прохорову и поблагодарите его за память обо мне. Я виноват пред ним, как и пред Вами, что доселе не отвечал на пасхальное приветствие его. Призывая благословение Божие на Вас и Ваших и общих наших знакомых в Москве, с чувствами глубокая уважения и совершенной преданности, честь имею быть Вашим усерднейшим слугою, Платон, Митрополит Киевский. Киев, 30 апреля 1885 года. Достопочтенная Матерь Игуменья, Возлюбленная сестра о Господе! Принося Вашему Высокопреподобию искреннюю благодарность за благожелание, выраженное в письме Вашем от 15-го ноября, спешу уведомить Вас, что я полагаю прибыть в Москву 26-го ноября, во вторник, в ½ 2-го часа пополудни, с почтовым поездом, и прямо с Курского вокзала намерен поехать на Сербское подворье (у Кир-Иоанна, на Солянке) для свидания с Высокопреосвященным Михаилом, Сербским митрополитом. Пробыв же у него около часа, должен буду немедленно отправиться на вокзал Николаевской железной дороги, дабы не опустить поезда, идущего в 3 ½ часа пополудни в Тверь, в которой мне нужно провести сутки. Поэтому я, к сожалению, в предстоящий мне проезд чрез Москву не могу посетить Вашей обители. Если же Вам желательно видеться со мною, то благоволите приехать на вокзал Николаевской железной дороги пред отходом почтового поезда в Петербург, или пожалуйте на Сербское подворье к 2-м часам пополудни (московского времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 История добывает для юности разум стариков. За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это — и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был 1 . Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Госу­дарст­вен­ный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российс­кий Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету “Известия” и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только “направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия” 2 . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять…

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

Разделы портала «Азбука веры» Может ли в рай попасть сатанист-богохульник, покаявшийся за день до смерти? Человек был крещён, но всю жизнь хулил Бога и был сатанистом, вел греховную жизнь, но тяжело заболел раком последней стадии и за день до смерти к нему пришёл священник и тот исповедал ему все свои грехи: богохульство, сатанизм и так далее. Причём видно было, что он кается искренне, для него эти грехи стали ужасны. И что он с такими грехами уже был готов идти в ад. После исповеди священник его причастил. На следующий день он скончался. Прощены ли ему будут грехи и может ли он быть спасён и попасть в рай? Похожие вопросы 5 Ответов Ответ на этот вопрос даётся в Исповедании православной веры Восточной Церкви : Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния: проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская  Церковь – ежедневно за всех вообще. Если  человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он может получить полное прощение всех грехов и наследовать сразу рай. Но ведь Благоразумный разбойник сразу вошёл в рай, минуя ад, хотя тоже покаялся в грехах именно перед смертью. Почему же он сразу пошёл в рай? У разбойника было несколько часов на то, чтобы принести плоды покаяния, например, через проливание слез, покаянную молитву и смиренное терпение мучительной смерти. Если любой другой человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он также может наследовать сразу рай. Просто вы не уточняли этих подробностей в своем первом вопросе.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-v-raj-...

Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Беседа 26 на псалом 115 78 Пс.115:1 .  Аллилуия. Я веровал, посему и говорил: я весьма смирился. Указание Псалмопевца и апостола Павла на веру, как на необходимое условие для того, чтобы понять и усвоить себе божественные обетования: чудные дела Божии выше человеческого разума. – Вет­хий и Новый Заветы происходят от одного и того же Духа Божия. – Благодать Духа необходима для того, чтобы иметь веру. – Но если Дух просвещает, то грешат ли те, которые не просвещены? – Живущим во времена Нового Завета вера нужна гораздо более, чем жившим в Ветхом Завете. – Мучительные недоумения человека, не имеющего веры, которая есть некоторый священный якорь. – Что значат слова: «в исступлении моем и: всякий человек лжив» ( Пс.115:2 )? Величие божественных благодеяний человеку и выражение с его стороны благодарности Богу. – Господь печется не только о жизни, но и о смерти праведников, которые умирают не случайно, а по особому соизволению Бо­жию. – Выражение Псалмопевцем величайшей преданно­сти и любви к Богу за избавление от скорбей. – «Жер­тва хвалы» ( Пс.115:8 ) и исполнение обетов. 1. Упоминая об этом изречении, блаженный Павел гово­рит: «имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» ( 2Кор.4:13 ). Итак, необходимо прежде сказать, как апостол воспользовался этими словами, и о чем у него была речь: тогда будет ясно для нас и пророческое изречение. А с другой стороны, то учение самое лучшее, в котором не прерывают связи речи, не берут одну часть и не остана­вливаются на ней, но предлагают объяснение с самого начала. О чем же беседуя, Павел упомянул об этом пророческом изречении? О воскресении и наслаждении будущими благами, ко­торые превосходят всякое слово, ум и представление. Так как все это выше всякого слова и не может быть объяснено, но должно быть принимаемо верою, то, чтобы иудей не смущался и не считал себя обманутым как бы питаемый пустыми надеж­дами, апостол исправляет его неразумие и как бы так го­ворит: я требую не нового чего-нибудь, а древнего блага – веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010