10): – 21) „Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нямецкого свято-Вознесенского монастыря в Бессарабии» (– 17–21, 23 и 1895 г. – большое исследование); – 22) „Исторический очерк Благороднаго пансиона, учрежденного при Кишиневской духовной семинарии» (– 1895 г. 19–24 – то же большое исследование), и др. нек. Сюда же могут быть отнесены и г) некоторые библиографические статьи, каковы: „История Молдавской и Сучавской митрополии и митрополичьей кафедры в Яссах, Конст. Ербичану, проф. в Букарештском университете» (– 1890 г. 5 и 6); – „Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск издания П. Н. Батюшкова. Спб. 1892.» (– 1892 г. 20–23), и др. Было помещено несколько и других библиографических статей А. Г Стадницкого в Кишин. Епарх. Ведомостях, каковы: „Южнорусский штундизм. Исследование священника Арсения Рождественского . Спб. 1889.» (– 1890 г. 9 и 10); – „Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан, проф. В. Ф. Певницкого. Киев, 1890« (– 1890 г. и 21) и нек. др. Много помещено было также д) проповедей (слов и речей), как например: слово в день трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о „об отношении между верою и знанием» (– 1890 г. 3); – поучения – в неделю православия 5); – в неделю св. отец, иже в Никеи – в день Успения пресвятой Богородицы 18); – в день Воздвижения Креста Господня 19); – Слово в день 50-летнего юбилея преподавательской службы при семинарии Е. А. Сахарова (– 1891 г. 18); – слово на четвертую пассию – ,,о Божией Матери, как соучастнице страданий Господа нашего Иисуса Христа» (– 1894 г. 8); – в неделю о Фоме размышление „о христианском мире» (1890 г. 8); – надгробные речи – в память И.И. Флорова (1889 г. 7), – М. С. Лузановского (1891 г. 8) и нек. др. Кстати заметить, что слова и речи преосвященного Арсения печатаны были и в других повременных изданиях, как напр. в Новгородских Епарх. Ведомостях, в Церковных Ведомостях, издав при Св. Синоде и иных. Но центральным, можно сказать, и самым серьезным в научном отношении учено-литературным трудом его является магистерская диссертация, вышеупомянутая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Алексий (Ридигер), митр. [ Благословение от 16.04.1990] [Фотокопия. На 1 л.]//Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — 1. С. 3. Сорокин Владимир, проф. – прот . Обращение ректора ЛДАиС проф. прот. В. Сорокина к читателям//Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — 1. С. 4. Игумен Сергий (Кузьмин) [Некролог]//Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. — СПб., 2007. — 2 (февраль 2007) С. 6. Журналу «Христианское чтение» исполнилось 200 лет//Санкт-Петербургская Духовная Академия [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: (дата доступа: 24.12.2021). Подробнее см.: Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской Духовной Академии (1821–1917)//Христианское чтение. — СПб., 2011. — 6. С. 41 – 89. Кирилл (Гундяев), митр. К читателям.//Церковь и время. — М.: ОВЦС, 1991. — 1 (1). С. 1. Макаров Александр, прот . Церковь во времени. К выходу в свет 50-го номера научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время»//Церковь и время. — М.: ОВЦС, 2010. — 1 (50). С. 245. Подробнее см.: Дионисий (Шленов), игумен . Богословский Вестник (1892-2006): история и современность//Богослов.Ru. Научный богословский портал [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/bv/bv.html (дата доступа: 24.12.2021). См.: Алексий II (Ридигер), патриарх . Обращение Святейшего Московского и всея Руси Алексия II к читателям журнала//Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — 1, Выпуск 1. С. 3–6. Осипов А.И., проф. МДА. Богословие и «Богословский вестник»//Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — 1, Выпуск 1. С. 16–17. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 1992–2002. — М.: Издательство ПСТБИ, 2002. С. 252. Воробьев Владимир, проф. – прот. Вступительное слово//Каталог издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 1992–2007. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 7.

http://bogoslov.ru/article/6172957

Следовательно, поскольку сметные расходы своею сравнительною ограниченностью служили к благосостояние монастыря, постольку чрезвычайные становились причиною его оскудения. Из обзора средств содержания монастыря можно, таким образом, видеть, что если он к началу XVII века достиг материального процветания, то это зависело от необычных для частных хозяйств условий: от исключительных по своей продуктивности источников дохода, от постепенности расширения предприятий и от соразмерности расходов. Первопричину обогащения можно искать в жизни преподобного Кирилла, прославившей его место вселения и вызвавшей приток вкладов. Но дальнейшее развитие монастырских средств происходило уже при условиях вотчинного быта, влияние которого оказалось настолько могучим, что даже на основных воззрениях иночества и его религиозности легла печать материализации. Так интересы вотчинного хозяйства сказались, напр., на истории поминальной, практики и связанных с нею представлений. Тем более и заметнее отразились они на строе монастырской жизни. 2 С. М. Соловьев, История России с древн. времен, т. III, М. 1853, стр. 77–78; Голубинский, Ист. русск. церкви, т. I, полов. 2-я, стр. 597; Вл. Яковлев Памятники русск. литературы XII и XIII веков, СПБ. 1872. стр. XII и т. п.; Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1879, Житие преп. Феодосия. л. 25 об., стб. 2. 3 Горбунов, Льготн. грам., жалов. мон. к церкв., в XIII–XV в. (Арх. ист. юрид. свед. о России, изд. Калачова, 1860–1861, кн. V, стр. 4–5). 4 В XII веке митрополит Климент Смолятич, сам не имевший земельных владений, поставлял себя в пример другим, а пастыри предостерегали монастыри от опасностей вотчинного быта (см. исследование «О литературных трудах м. Климента Смолятича», СПБ. 1892 стр. 104, ср. 220–221; сравн. П. В. Голубовского, История Смолен. земли до начала XV ст., Киев, 1895, стр. 238 и др.). 5 Замечание П. Н. Милюкова по поводу исследования А. Лаппо-Данилевского «Организация прямого обложения...», что «идея частно-хозяйственного происхождения государственных отношений Московского княжества» отжила свое время в науке, так как «рамки ея оказались слишком узкими» (Записки Имп. Акад. Наук, т. LXX, СПБ. 1893, Отчет о 33 присуждении наград гр. Уварова, стр. 28), можно признать справедливым не более, как в условном смысле, именно по отношению к попыткам вывести всю совокупность явлений финансово-экономического строя в Московском государстве исключительно из эксилотации дворцового хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

342 ...святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. – Память прав. Прокопия († 1303) совершается 8/21 июля. 343 ...маститый старец, преосвященный Нафанаил, бывший, говорят, два раза епископом Архангельским. – См. примеч. 286 к настоящей части. 344 На пароход явились губернатор и городской голова... – Имеются в виду ярослав­ский губернатор, генерал майор генерального штаба А.Я. Фриде и городской голова Ярославля И.Н. Соболев. 345 ...был годичный акт. – Торжественный день выпуска воспитанниц, окончивших полный училищный курс. 18 июня 1894 г. в Ярославском епархиальном Иоана­фанов­ском женском училище состоялся пятый за 12 лет существования училища выпуск воспитанниц. Училище закончили 45 учениц, из них: 29 – дочерей священ­ников, 9 – диаконов, 6 – псаломщиков, одна – учитель (Ярославские ЕВ. 1894. 48. Ч. неоф. С. 755–756). 346 ...явился отец Иоанн и вошел в квартиру законоучителя, священника О.М. Т. – Законоучителем IV и V классов, священником при училищной церкви и предсе­дателем Совета Ярославского епархиального Ионафановского училища был законо­учитель Ярославской губернской гимназии священник Михаил Троицкий, кончивший курс в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия (см: Ярославские ЕВ. 1894. 46. Ч. неоф. С. 723). 347 Вместе с владыкой и отцом Иоанном служили архимандрит и целый собор священников. – Божественную литургию в домовой церкви Ионафановского епархи­ального женского училища совершил архиепископ Ярославский и Ростов­ский Ионафан в сослужении архимандрита Афанасьевского монастыря о. Владимира, о. Иоанна Ильича Сергиева, ректора местной духовной семинарии прот. Н.А. Барского и членов совета училища (см.: Ярославские ГВ. Ежедневное прибавление. 1894. 47, 23 июня). 349 ...уже пятый раз Бог приводит мне сопутствовать отцу Иоанну в дорогую для него Суру. – А.Ф. Нарцизова сопровождала отца Иоанна в поездках на родину в 1891, 1892, 1893 и 1894 гг. 350 ...только что выстроенный в Финляндии пароход «Св. Николай Чудотворец», предназначенный для Сурского церковно приходского попечительства. – Первый пароход «Св. Николай Чудотворец», опробованный летом 1897 г., оказался не пригодным для путешествия по узким шлюзам Мариинской водной системы и был продан, о чем свидетельствует дневниковая запись отца Иоанна: «24 августа 1897 . Дать дозволение диакону Маккавееву продать мой пароход за 19 тысяч за 250 (25 августа) бумаги». Сурский крестьянин Лукиян Ларюшев писал отцу Иоанну: «По письму Вашему на имя Вашего племянника Евдокима Семеновича Малкина о получении парохода “Св. Николай” был и я приглашен Малкиным служащим на пароходе. По приезду нашему в Архангельск оказалось другое. Пароход продан, и я потому остался без дела, домашние работы запустил» (ЦГИА СПб, ф. 2219, on. 1, д. 4, л. 211–211 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эта надпись невольно приводит к заключению что Тихоновой обителью в пространстве 1661 – 1684 годов управляли вслед один за другим два игумена, носившие имя Ионы: первый от 1661 – 1671, а второй от 1671 – 1684; иначе нельзя объяснить себе смысла вышеозначенной надписи. См. описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве Мин. Юстиции. Кн. 2-я. СПБ. 1872 г., in 8 , стр. 153 и 154. Таруса. Кн. 188. – 7191 (1683 г.), июля 30. Соборная и описная церковной Рождественской земли, что в Маковце на погосте (московского стана), на речке; Яшне, до смотра и описи старосты поповского Ильинского попа Дмитрия, по указу патриарха Иакима и по грамоте; из Казенного Приказа, за подписью дьячка Перфилия Семенникова и по приказу города Калуги Тихоновой пустыни игумена Ионы. Кн. 187. 57 Историч. описание Москов. Ставропигиального Донского монастыря. Состав. И. Забелин. М. 1865 г. in 8°, стр. 93 и 94. Напеч. грамота архимандр. Никона наместнику приписной Тихоновой пустыни, иером. Исаии, 1687 года. 60 См. Историч. и Археологическое описание Москов. Ставропигиального Первоклассного Симонова монастыря. Изд. значит исправлен, дополнен по первоисточникам и главнейшим пособиям под редакцией И. Ф. Токмакова. Выпуск И. М. 1892 г. in 8 126 стр. 62 В монастырской библиотеке есть книга, устав общежительного новгородского Юрьева монастыря, ни которой подписано: «Сия книга пожалована преосвященных Никанором, епископом калужским и боровским и кавалером строителю иеромонаху Ираклию Тихоновой пустыни, за усердное послушание о деле ризы на храмовой образ. Вознесения Господня в Лаврентьевом монастыре, 12 марта 1833 года». Читать далее Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни/Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

18. Русские писатели-богословы. Выпуск 1. Библиографический указатель. Историки Церкви. М.: Пашков дом, 2 2001.460 с. 19. Русские писатели-богословы. Выпуск 2. Исследователи и толкователи Священного Писания . Библиографический указатель. М., 1999. 462 с. 20. Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель. М.: Пашков дом, 2004.480 с. 21. Старокадомский М.А. Список трудов профессоров МДА: Ф. Голубинского , В. Кудрявцева, А. Введенского и о. Павла Флоренского. Б. м., 1969. 43 с. (Машинопись). 22. Указатель к «Творениям святых отцов» и к «Прибавлениям духовного содержания» за двадцать лет (1843–1862). М.: Тип. В. Готье, 1863. 24 с. 23. Указатель статей, помещенных в «Прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1887. 36 с. 24. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К.М. Попов. Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. 25. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К.М. Попов; Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Оттиск из: БВ 1912. С. 1–32 (6-я пагин.); С. 33–48 (4-я пагин.); С. 49–64 (4-я пагин.); С. 65–82 (4-я пагин.). 26. Указатель к журналу «Богословский Вестник», издаваемый Московской духовной академией 1912–1918 гг. Л., 1951. 34 с. (Машинопись). 27. Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ. в 2 вып./Отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2001. 480 с. 28. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), С.Ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. II. Библиотека: книжные фонды 2 См. также 58, 64, 197, 203, 346, 362, 429, 510, 548, 701. 29. Библиотека Московской духовной академии. Каталог гг.]. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 504. Ед. хр. 32; Карт. 505. Ед. хр. 1). 131, 122 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В редакции члена Святейшего Синода Муравьева А.Н. 12 томов. СПб., 1856. 5 . Кафедра Новгородских святителей (со времен введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.) с 17 изображениями св. святителей. Сочинение Новгородского Знаменского собора протоиерея Тихомирова П. И. т. 1. Новгород, 1891, т. 2 Новгород, 1895. 6 . Избранные жития русских святых X – XV вв. М., Молодая гвардия, 1992. 7 . Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Краткие биографические очерки. Составил архивариус архива и библиотеки Святейшего Синода Здравомыслов К.Я. Новгород 1897. 8 . Граф Толстой М.В. Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. Москва. 1888. (Репринт: М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995) 9 . Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. (Репринт: М., Книга – СП Внешиберика, 1991) 10 . Соловецкий патерик М., Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 11 . Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, (Репринт: М., Наука, 1988) 12 . Житие и чудеса преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Новгород. Общество Христианской культуры и искусства св. Антония Римлянина, 1997. 13 . Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель. Анемподист Корольков. Воскресенский миссионерский монастырь. Третье иллюстрированное издание, вновь просмотренное и дополненное автором. СПб., 1895. 14 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык с новогреческого епископа Феофана. Издание второе, Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Выпуск первый. М., 1892. (Репринт Преподобный Симеон Новый Богослов . Творение. Т.И. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993) 15 . Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Н.Костомарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

525 В одном из своих творений св. Григорий Синаит пишет: «Начало умной молитвы есть очистительное действие, или сила Духа Святого, и таинственное священнодействие ума, равно как начало безмолвия есть упразднение от всего или свобода от попечений, середина – просветительная сила Духа и созерцание, а конец – исступление и восторжение ума к Богу». «Признаком умной, чистой и ангельской молитвы служит то, что во время молитвы ум видится безвидным и не представляющим ни себя, ни другое что даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нём светом. Ибо тогда ум делается отрешённым от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаваясь». См.: Главы о заповедях и догматах и пр. Добротолюбие. Т. V. С. 222, 224. Ср.: Учение афонских исихастов//Епископ Порфирий Успенский . История Афона. СПб., 1892. Ч. III. Отд. II, пол. 1. С. 212–215. 527 О патриархе Исидоре сведения на русском языке сообщаются проф. А. П. Лебедевым в книге «Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви от конца XI до половины XV b.». 2 издание М., 1902. С. 270–273 [новое издание – СПб., 2003]. 528 См.: Палестинский Патерик выпуск 6. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1895. 530 Первый и второй уставы Афона напечатаны у епископа Порфирия: «История Афона». Ч. III. С. 265–289, и в книге Ph. Meyer’a «Die Haupturkunden für die Geschichte der Athoskloster». Leipzig, 1894. S. 141–162. 536 См. Уставы: св. Афанасия Афонского ( Γεδεν. Op. cit. Σ. 245–272), св. Саввы Сербского (Гласник Сербского Учёного Дружества. 1866. Т. XX. С. 189), св. Христодула( κολουθα το σου Χριστοδολου, π Βονη. θναι, 1884. Σ. 96), епископа Нила (Miklosich et Müller. Acta... Т. V. P. 414, 416, 429). – Подробности об этих уставах можно читать у И. И. Соколова («Состояние монашества...». С. 27–29,317–319). 539 Вопрос о споре варлаамитов и паламитов ещё недостаточно исследован в богословско-исторической науке. Для его уяснения необходимо изучить сочинения Варлаама (Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

С 4/5 подзаголовок: Ежемесячный народный журнал С 11 1916 года подзаголовок: Ежемесячный церковно-народный, проповеднический и противоалкогольный журнал Сеятель. Еженедельный иллюстрированный духовный листок. СПб., 1908–1915 Сельский священник. Киев, 1906–1908; Белая Церковь (Киевская губ.) 1910–1912 С 1910 года подзаголовок: Еженедельный журнал для духовенства и мирян с ежемесячными приложениями «Отклики сельских пастырей», единственный издаваемый в России орган вне-епархиального общения сельского православного русского духовенства В 8 1912 года подзаголовок; Еженедельный журнал, орган вне-епархиального общения сельского православного российского духовенства Ранее: Отклики сельских пастырей, 1906, 1911 Симбирская церковная старина. Симбирск, 1914; 1915; 1917 1 выпуск в год Изд.: Симбирское епархиальное церковное археологическое общество. Симбирский проповеднический листок (издаваемый при Симбирских епархиальных ведомостях). Сборник поучений для воскресных чтений при церквах. Симбирск, 1885–1886. Неопределенно Слова, беседы и поучения (Приложение к журналу «Пастырский собеседник). Воронеж, 1884–1887; М., 1888–1892 Неопределенно Слово истины. Еженедельный (религиозно-нравственный журнал). Одесса, 1913–1914 Слово истины. Православно-кафолический журнал. СПб., 1913–1917 Слово истины. Повременное церковно-приходское издание. Сызрань (Симбирская губ.) 1917 Еженедельно Изд.: Сызранский православный приход Современная летопись. М., 1896–1917 С 1905 года подзаголовок: Еженедельная иллюстрированная (религиозная) газета. Приложение к журналу «Воскресный день) Современное обозрение. Еженедельный (церковно-общественный) вестник Бесплатное приложение к журналу «Кормчий». М.. 1903–1915 С 1914 года заглавие: «Еженедельный вестник современной церковной и общественной жизни» Сообщения Православного Палестинского общества. СПб., 1891–1916 Ежегодно, томами с выпусками Сотрудник братства св. Гурия (Еженедельный журнал, касающийся развития церковной жизни и инородческой миссии). Казань. 1909–1911

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Словарь библейского богословия. С. 334. Настольная книга священнослужителя. М.,1977. Т. 1. С. 670. Евсевий Могилевский, архиеп . Беседы о седьми Таинствах Православныя кафолическия Церкви. СПб., 1872. С. 509. См. также: Внебогослужебные беседы пастыря с пасомыми. О Богослужении Православной Церкви. Изд. 2. СПб., 1892. Ч. 2. Вып. 6. С. 210–214; Виссарион (Нечаев), еп . Костромские поучения за 1903 год (выпуск 9). М., 1905. С. 193–198; Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 312–324. Воробьев В., прот . Литургическое предание Православной Церкви. Православные Таинства и монашеский постриг. М., 2021. С. 428. Словарь русского языка XI–XVII вв. С. 36. Макарий (Веретенников), архим . Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996. С. 88. Нефедов Г., прот . Таинство Елеосвящения. История формирования Чина Елеосвящения//ЖМП. 1991. 2. С. 73–74. См. также: Петровский А. К истории последования Таинства Елеосвящения//Христианское чтение. СПб., 1903. Ч. 1. С. 44–59; Венедикт (Алентов), иером . К истории православного Богослужения. Историко-литургическое и археологическое исследование о Чине Таинства Елеосвящения. Киев, 2004; Елеосвящение//Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 325–337 (разные отделы данной статьи написаны различными авторами); Нефедов Г., прот . Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. Изд. 2. М., 1999. С. 171–198. См.: Последование святаго Елеа, совершаемое поскору//ЖМП. 2013. 3. С. 106–111; Последование святаго елеа, совершаемое поскору. М., 2014. — 11 с. Нефедов Г., прот . О Таинствах Церкви//ЖМП. 1983. 1. С. 75. Нефедов Г., прот . Таинство Елеосвящения. Символика Таинства//ЖМП. 1991. 1. С. 74. Нефедов Г ., прот. Таинство Елеосвящения//ЖМП. 1991. 1. С. 74. Воробьев В ., прот. Литургическое предание Православной Церкви. Православные Таинства и монашеский постриг. С. 425. См. о них: Дебольский Г., прот. Дни Богослужения Православной Церкви. М., 1996. Т. 1. С. 537–538. Воробьев В. , прот. Литургическое предание Православной Церкви. Православные Таинства и монашеский постриг. С. 430. У писателя В. Солоухина есть интересный рассказ «Варвара Ивановна». Старушке 86 лет, она была на исходе дней своих, ее пособоровали. Сноха сказала о ней: «Догорает как свеча» ( Солоухин В. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2: Рассказы. Приговор. Повесть. М., 1984. С. 120). Неожиданно через день-два погибает в результате несчастного случая ее сноха-вдова, и старушка поднимается, чтобы заботиться о внуках-сиротах, которые «мал мала меньше». Писатель заканчивает свой рассказ словами: «Поверите или нет, три года прошло с тех пор, а она все живет, отсоброванная, совсем было уж преставившаяся русская женщина Варвара Ивановна. Живет — и некогда ей помирать. Но откуда берутся силы?..» (Там же. С. 121).

http://bogoslov.ru/article/6193608

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010