Однако действительно отечественная и западная социолингвистика развиваются по-разному, толчком для их возникновения стали разные факторы. В России первые по-настоящему социолингвистические работы связаны с осмыслением влияния революции на язык, для Америки основным стимулом исследований стало изучение речи североамериканских индейцев. В 20-е годы в России написано много книг, посвященных влиянию революции на язык, рано в России начинает развиваться практическая социолингвистика, в первую очередь создание в Советском Союзе письменностей для бесписьменных языков: здесь мы сразу вспоминаем Евгения Дмитриевича Поливанова – создателя алфавит якутского, узбекского и азербайджанского языков. Однако период такого бурного развития в начале вскоре сменяется периодом глубокого кризиса: с 1926 года в языкознании начинает торжествовать новое учение о языке Н. Марра, в соответствии с которым все языковые факты объяснялись исключительно стадиями общественно-экономического развития, иные же идеи пресекались, научные исследования заменялись общими декларациями о «расцвете языков под сталинским солнцем». В это же время социолингвистика активно начала развиваться в США: исследования Сепиром и Уорфом языков американский индейцев привели к предложению гипотезы лингвистической относительности, согласно которой язык определяет способ познания действительности, действительность невозможно осознать без помощи языка. Исследования американских лингвистов отталкивались в первую очередь от изучения языкового материала, часто очень экзотического, например, функционирование английского языка в Пуэрто-Рико, Танзании, Индии, итд. За время вынужденного бездействия отечественной социолингвистики, в западной науке проведено   колоссальное количество исследований, одни только списки книг по социолингвистики на английском языке занимают десятки страниц, и сотни исследований написаны в последние годы, однако отечественная социолингвистика в последнее время тоже развивается, вбирая в себя опыт западных коллег.

http://pravmir.ru/manipulirovanie-soznan...

Вообще-то, вольным художником быть трудно. Надо кормить детей, дать им образование, надо как-то выживать. Не все из того, что я пишу, гарантированно выходит в свет. Например, давно написанный сценарий фильма про Дмитрия Донского, честно повествующий о той эпохе и о том, как, на мой взгляд, все происходило на самом деле, пока лежит в загашниках, ждет своего часа. Может, после выхода этой статьи появятся желающие... Но позиция вольного художника дает возможность не продавать за хлеб душу и руки, которые отсохнут, если я буду писать какую-нибудь пакость. Это я могла бы делать и в Советском Союзе, славя коммунизм. В России у меня не вышло на бумаге ни одного сборника стихов. Хотя в периодике подборки выходили. Поэты плохо приспособлены к беготне по издательствам, к тому, чтобы пробивать, просить. Тем более что еще в период нашей вынужденной эмиграции я была наказана информационной блокадой, когда отказалась участвовать в якобы правозащитной деятельности, но направленной против России. Один издатель в Америке мне сказал: «В США я решаю, кто писатель, кто нет. Мы тут контролируем практически все издательства. Короче, так. Мы сейчас издаем вашу книгу, а вы в Англии возглавите «Helsinki Watch Group», которая будет бороться с недемократическими традициями». Но я абсолютно не хотела пробивать в России права сайентологов и прочих, поэтому я сказала — нет. Он сказал: «Ваше право, но имейте в виду — в Америке вы больше публиковаться не будете». Да, существует такое понятие как «черные списки», и я в них попала. С тех пор мои публикации на Западе резко поубавились. То «нет», которое я сказала, было политически некорректным. Но гений и злодейство несовместные вещи. А писать стихи мне все равно удается. Недавно завершила еще один сборник стихов — «Ветер в городе». Удастся ли мне его издать на бумаге — понятия не имею, но в электронном виде — безусловно. Диссидентская физика Мы с мужем, будучи по образованию физиками, называем судьбы наших диссидентов проверкой на сжатие и проверкой на растяжение. Проверка на сжатие — это репрессии, мы героически их выдерживаем, и все в порядке. А потом начинается проверка на растяжение, когда тебе материально трудно, как и всем остальным людям на свете. За редкими исключениями, к которым я не хотела бы относиться. И вдруг предлагают: «Мы тебе дадим все. Но делай так-то и так-то». И вот эту проверку на растяжение многие не выдерживают.

http://foma.ru/nikto-ne-posmel-sorvat-kr...

Но вскоре Андрей уезжает из Новгорода во Владимир, а оттуда отправляется в свой удельный Городец и затем в Орду; в то же время в Торжок (город, находившийся под совместным управлением Новгорода и великого князя) пытаются войти наместники Дмитрия. Против последнего выступают походом новгородцы в союзе с тверским (им был тогда Святослав Ярославич) и московским князьями. Войска встречаются у Дмитрова, и стороны приходят к мирному соглашению 92 . Это первое известие о самостоятельных действиях Даниила Александровича 93 . Можно ли считать, что Даниил выступил как союзник Андрея Александровича, наведшего на Северо-Восточную Русь татар? Оснований для этого нет. Московский и тверской князья выступают как особая группировка, отличная от Андрея и его союзников (ими были князья ярославский, ростовский и стародубский). Кроме того, во время татарского похода были разорены окрестности Твери, т.е. владения одного из князей данной группировки. Даниил Александрович примирился с братом Дмитрием, а тем временем Андрей, вынужденный покинуть Владимир, вновь отправился в Орду. Здесь ему была придана новая рать – на сей раз под командованием Туратемира и Алыня 94 . В условиях второго подряд вторжения Дмитрий Александрович принял решение, имевшее долгосрочные последствия: он «с своею дружиною отъеха в Орду к царю татарскому Ногою» 95 . Ногай, внук одного из младших братьев Батыя – Бувала, являлся фактически самостоятельным правителем западной части улуса Джучи – от Нижнего Дуная до Днепра (ставка его находилась в районе г. Исакчи в низовьях Дуная) 96 . Приезд к нему великого князя владимирского был, по-видимому, первым серьезным контактом с князьями Северной Руси, позволившим Ногаю начать создавать там собственную сферу влияния. В следующем (6791 – согласно северо-восточному летописанию, 6792 г. – по HIЛ) году Дмитрий вернулся на Русь. Андрей, несмотря на поддержку его новгородцами, вынужден был уступить великое княжение («съступися брату своему»). Боярин Семен Тонильевич, один из зачинщиков и руководителей обоих татарских походов против Дмитрия, был убит по его приказу в Костроме. В конце года «приде Дмитрии князь с братом своим Андреем, ратью к Новугороду и с татары и со всею Низовьскою землею, и много зла учиниша, волости пожгоша... и створиша мир; и седе Дмитрии в Новегороде на столе своемъ» 97 . Из этого сообщения прямо следует, что Дмитрий вернулся от Ногая с татарским отрядом, присутствие которого и вынудило Андрея отказаться от борьбы с братом и даже демонстрировать показное единство с ним, выступив против сочувствующего Андрею Новгорода. Ногай в то время еще не вступал в конфронтацию с сарайскими ханами; можно полагать, что за время длительного пребывания Дмитрия в его улусе Ногаю удалось, используя свое влияние при дворе Туда-Менгу (который вскоре после воцарения отошел от государственных дел 98 ), добиться подтверждения ярлыка на великое княжение, полученного Дмитрием прежде от Менгу-Тимура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе: . «Благоприятна» , — не то, чтоб послужила в пользу святым, а чтоб благосклонно была принята, , — святыми, чтоб они увидели в этом с его стороны труд любви бескорыстной, не имевшей в виду ничего другого, кроме желания облегчить участь нуждающихся, а со стороны македонян и ахеян, — дело не вынужденного пособия, а свободного, одним чувством братства вызванного сострадания — и свидетельство о духовном с ними союзе. Молитесь, говорит, чтоб служение сие было принято, как совершенное именно в таком духе. Амвросиаст пишет: «и о том, говорит Апостол, молиться надобно, чтоб служение мое было благосклонно принято святыми в Иерусалиме, показывая, что он желает, чтоб все шло сообразно с волею Божиею; чтоб как он в служении, Богу угодить стараясь, трудился, так и они в приятии настроением сердца своего соответствовали судьбам Божиим (приняли так, как Бог желает быть принимаемым таким приношениям), — чтоб, увидев в сем Божие к себе благоволение, вместе с Апостолом единодушно принесли благодарение Богу. Так великим делом считал Апостол, чтоб они, быв обрадованы его служением, прославили Бога».   ; или радость поставляет в зависимость от избавления от противящихся и благоприятия служения его святым, так: «если избавлюсь от противящихся и благоприятно будет служение мое, то в радости и благом расположении духа « (Экумений); потому что позади меня не останется ничего такого, воспоминание о чем тяготило бы меня и наводило печаль на сердце. Избавление от бед само собою радостно; но, во время их нашествия и во время минования, всегда возможны случайности, или со стороны врагов, или даже со стороны другов, которые причиняют раны сердцу, не излечиваемые и избавлением. Но если бы служение было принято не так, как желал и ожидал святой Павел, то тут не случайная была бы какая неприятность, а прямая и самая глубокая. С бедами, гонениями и смертями уже свыкся Апостол и ничего более не ожидал: (1Кор. 4:9) — говорил он. Но тут всегда утешением служила ему уверенность, что под этою скорбною внешностию спеется дело духовное в тех, для кого трудится и терпит. Ущерб в этом лишил бы его всякого утешения; а таково было бы неблагоприятное принятие святыми его приношения; и память об этом всегда бы тяготила его. Вот и молится сам и других просит молиться, чтоб этого не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Председатель ОВЦС сообщил, что нынешняя встреча — первая после вынужденного трехлетнего перерыва, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, повлекшей, в свою очередь, объективные ограничения в перемещении между странами. «Отрадно, что мы возобновляем традицию именно с латиноамериканского региона, где проживают многие выходцы из исторической России. Аргентина выбрана не случайно для проведения круглого стола: здесь располагается крупнейшая в регионе диаспора наших соотечественников, которая сложилась из нескольких волн эмиграции, в Буэнос-Айресе находится центр епархий Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей в Южной Америке. Кроме того, между Россией и Аргентиной налажены тесные связи, а дипломатические отношения двух стран насчитывают более 130 лет», — сказал митрополит Антоний. Архиерей подчеркнул, что 2022 год вошел в историю отечественной диаспоры по всему миру как один из наиболее драматичных периодов, став проверкой на сплоченность соотечественников: «Способность совместно отстаивать исторические ценности нашего народа, вне зависимости от того, насколько далеко мы находимся от Родины, является показателем зрелости зарубежной общины. Именно в такие моменты формируется диаспора, связывающая своих членов не почвой и местным бытом, а культурой, языком и верой предков». По словам митрополита Антония, «сегодня как никогда нужно сохранять " единство духа в союзе мира " (Еф. 4:3) на каждом отдельном приходе и в каждой семье. И такое духовное единство выше личных политических симпатий и антипатий. Наша задача двуедина — сохранение духовных связей и общения верующих разных национальностей внутри одной приходской общины и использование объединяющего потенциала Церкви для укрепления общин соотечественников за рубежом, несмотря на все недружественные внешние факторы. Считаю, что образ единства верных вокруг евхаристической Чаши, от которой все мы причащаемся, должен стать образом сплоченности и в повседневной жизни». По убеждению председателя ОВЦС, «пространство наших традиций и культуры не следует искусственно ограничивать сугубо национальным началом».

http://patriarchia.ru/db/text/6003106.ht...

1581 Иногда считают чисто иудейским преобразованием все ессейство, как – в частности – в ессейской эсхатологии усматривают лишь иудейскую разновидность. 1582 Против преувеличений в этих сближениях, высказывается в пользу не нового предположения о генетической связи его с побочной семитической вестию Израиля и именно с рехавитами. 1584 Удостоверение сего является не излишним и ныне. Так, высказывается, что в Галилее обитали арийцы, почему Христос был по плоти яко бы не семит, а ариец; то же может вытекать и для Апостола Павла, если согласится, что он происходил Гискалы. Иногда даже допускают, что мать благовестника могла быть римлянка. Все эти подобные догадки устраняются ясными свидетельствами апостольскими. 1585 Это частью признается, хотя и оговаривается, что – при союзе права и религии в иудействе – тут вторая сообщает свой характер первому, а не, наоборот, между тем фактически справедливее именно последнее, так как «в фарисействе, где в особенности религиозная жизнь была низведена в сферу права, это соединение религии и права в законе отравило религию, ибо право дает религия отпечаток внешнего, вынужденного действия, делает все нравственные положения равнозначными и сводит всю религиозную жизнь к вечному процессу между Богом и верующими», Фарисеи и саддукеи, как выразители состояния религиозной жизни иудейства пред явлением Христа. 1586 Автор защищает «устный закон», как современный синайскому законодательству; хотя несомненно, что – по своему содержанию – Талмуд частью существовал уже в домаккавейскую эпоху, но, конечно, является совершенным заблуждением та мысль, яко бы в теперешнем своем содержании он старше Нового Завета. 1587 Впрочем, последнее упоминание относится иногда не собственно к писаниям Гомера, а толкуется в смысле «Tagebucher». 1588 При преследовании иудейских учителей римляне находили себе поддержку у доносчиков и предателей из иудеев. Таков именно был иудейский отступник, прежде очень именитый учитель, позднее прозванный Ахером, который помогал римским чиновникам в выискивании их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

" ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ " В СОЮЗЕ Обвинением Дубровина в причастности к уголовному преступлению и его отъездом в Ялту воспользовались противники лидера Союза Русского Народа, считавшие, что его политика губительна для Союза и страны в целом. Группа влиятельных правых деятелей - депутаты Государственной Думы Николай Евгеньевич Марков и Святослав Александрович Володимеров, сенатор Александр Александрович Римский-Корсаков, член Государственного Совета Михаил Яковлевич Говорухо-Отрок, граф Эммануил Иванович Коновницын и другие - решила отстранить Дубровина от руководства Союзом. Им удалось привлечь на свою сторону товарища председателя Главного Совета Виктора Павловича Соколова, который в отсутствие председателя руководил текущей работой. Противники Дубровина выдвинули тезис о необходимости обновления руководства Союза, поэтому их стали называть " обновленцами " (в ту пору это слово не имело той негативной коннотации, какую оно приобрело после церковного обновленчества 20-х годов прошлого века). Первым шагом " обновленцев " стал переезд Главного Совета из дома Дубровина, где он размещался со времени основания Союза, в Басков переулок, это произошло уже 20 июля 1909 года, т.е. вскоре после вынужденного отъезда из Петербурга председателя Союза Русского Народа. 3 ноября 1909 года состав Главного Совета пополнился влиятельными противниками Дубровина, в него были избраны: бывший Ярославский губернатор, сенатор А.А.Римский-Корсаков, член Государственного Совета М.Я.Говорухо-Отрок, член Государственной Думы о. Димитрий Машкевич. Тогда же вторым товарищем председателя был избран давний недоброжелатель Дубровина председатель Петербургского столичного совета Союза Русского Народа граф Э.И.Коновницын, который стал фактическим главой Главного Совета. Судя по всему, именно Коновницын был мотором антидубровинской кампании, и мотивом его действий было, видимо, честолюбие. В конце концов, Коновницын занял в новом обновленном Главном Совете должность Дубровина, - он стал почетным председателем Союза, а реальное руководство Союзом было сосредоточено в руках Н.Е.Маркова.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Что же касается христианской эмиграции, то она как-то сошла на нет. Конечно, я говорю именно об эмиграции, вынужденном отъезде по неким политическим причинам. Никто не мешает тысячам россиян, посещающих протестантские службы, порой выезжать за рубеж, некоторые остаются там надолго, но это не эмигранты. Эти люди если и уезжают, то не по религиозным причинам. В Москве они могут ходить на такие же службы, что и в Швеции или Финляндии, никто не лишит их в случае отъезда российского гражданства. Если же вера не дает применять оружие, то есть и альтернативная служба, которая хоть и длиннее обычной воинской повинности, и много нареканий вызывает, но зато доступна каждому. Выходит, когда христиане или мусульмане уезжают из России, они уезжают за хлебом, а не за свободой веры. Увы, общая экономическая ситуация в России остается сложной и нестабильной. Что же касается общей духовной атмосферы, то тут стоит задаться вопросом не о России, а скорее как раз о Западе. Например, о Европейском Союзе, где христианство отказываются признать хотя бы исторической основой европейской цивилизации и наказывают Словакию за использование христианских символов при чеканке монет, – можно ли говорить о таком государственном объединении как хотя бы о хранителе христианского наследия? Или взять США, где сейчас проходит последние барьеры перед подписанием закон против дискриминации гомосексуалистов на работе. Эксперты уже ожидают, что этот закон обогатит прежде всего алчных адвокатов: теперь гомосексуалисты смогут даже за косой взгляд подавать иски против коллег или работодателей, обогащая себя и адвокатов. Равенство граждан перед законом – вполне христианская ценность, но тут речь идет не о равенстве, а о привилегированном положении: так же когда-то в средневековье господствующий класс (дворяне) все тот же косой взгляд считал для себя оскорблением. Так же обижалась на любой намек советская власть. Так в любом обществе: право на обидчивость и щепетильность – признак господства. Вот и возникают невеселые мысли по поводу того, кто же господствует в прежде христианских Соединенных Штатах.

http://religare.ru/2_102798.html

Итак, если нашествие Вавилонского царя при Иоакиме, по мнению критиков, могло служить поводом для речи Аввакума, то отведение в Вавилон Манассии могло быть не менее резонным и естественным поводом для тех же речей. Для народа, опечалившегося погибелью царя, эти речи могли послужить утешением и поддержкой. (Что и признано уже в русской литературе. Христ. Чт. 1867 г. 2 ч., 685–687 стр.). Но и ранее, еще во времена Исаии и Михея, т. е. при царе Езекии, мог быть повод для пророчеств против Халдеев. Достаточным поводом для них могло быть посольство к Езекии Вавилонского царя, Меродах Валадана ( Ис. 39 гл.). По поводу этого посольства и черезчур радушного приема, оказанного ему в Иерусалиме, Исаия предсказал будущее подчинение Иудеи Вавилонскому игу и отведение Иудеев в Вавилонский плен ( Ис. 39:4–11; 49:17–18 ; 2Пар. 32:31 ). Современник пророка Исаии, пр. Михей, предсказал, что Иудеи будут страдать, подобно родильнице, выйдут из своего города и дойдут до Вавилона, – там они будут искуплены и спасены Богом ( Мих. 4:9–10 ). Пророк Михей не ставил своего пророчества в связь с частным историческим событием, как Исаия. Вероятно, основания для него находились в общих политических отношениях Вавилона к Иудеям и другим народам. С другой стороны, едва ли можно думать, что посольство Меродах Валадана вызывалось личной дружбой монархов и уважением к благочестию Езекии. В таком случае, странна была бы речь Исаии. С большей вероятностью можно предполагать, что Езекия, обманувшийся, в надежде на Египет, начал вести переговоры о союзе против Ассирии с сильными Халдеями. Такому союзу сочувствовал Меродах Валадан и, при удобном поводе, послал дары и посольство. При таких политических планах понятно и некоторое, может быть, вынужденное дипломатами-послами, самохвальство Езекии (им, конечно, нужно было знать, силен ли, и надежен ли союзник). Еще понятнее, при таких политических планах, грозная речь Исаии. «Настоящий коварный союзник употребит Иудею для победы над своим врагом, Ассирией, а потом сам ограбит и поработит ее» – вот смысл речи Исаии. При предположении таких же политических комбинаций, понятна речь пр. Михея. Она, может быть, имела целью поколебать распространившуюся и в Иудейском народе симпатию к сильным Халдеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

А кто знает, чем нас подарит более или менее отдаленное будущее?.. Совсем иначе обстоит дело с другим источником разъединения народов. Язык является неотъемлемой принадлежностью народа, достигшего национального самосознания. Только младенчествующие народы еще могут более или менее легко усвоят язык другого народа. Развитая же нация от своего языка никогда не откажется. Поэтому язык, надо думать, навсегда останется существенным признаком национальности, а единство национальности всегда будет иметь решающее значение в вопросе об объединении тех или иных политически различных народов или о разделении насильственно объединенных различных национальностей. Человечество со временем разобьется на политически группы, говорящая каждая своим языком. Число этих групп, несомненно, будет гораздо меньше числа современных государств и меньше также числа языков и наречий, существующих теперь на земле, потому что некоторые малокультурные наречия исчезнут: но, во всяком случае, это число будет весьма значительно. Дальше этого объединение, – по крайней мере, не насильственное, – идти не может. Таким образом, национальное самосознание отдельных народов, закрепленное для каждого в его языке, будет служить постоянным препятствием к слиянию человечества в одно всемирное государство. Но, мудро поддерживая национальное разделение человечества, природа, как утверждает Кант, не позволяет этому разделению перейти в национальную исключительность (национализм); она находит средства соединять народы общими интересами и тем подготовляет почву для юридических, правомерных отношений между ними, делающих возможным вечный мир и исключающих войну. Природа соединяет народы сознанием взаимной собственной пользы от мира. Кант, главным противником войны называет «дух торговли (Handelsgeist)», или торговый интерес, который «не может существовать вместе с войною, и раньше или позже овладевает всяким народом». Так как силу и значение денег отлично знают все государства, то они и «видят себя вынужденными (конечно, не нравственными мотивами) содействовать благородному миру, и где бы на свете ни грозила вспыхнуть война, предотвращать ее путем посредничества, как будто бы они находились в постоянном союзе» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010