Катастрофа назревает. Надо что-то делать. И Экземплярский, как утопающий за соломинку, хватается за реформы. В последних номерах своего журнала (просуществовавшего до конца 1917 года) Экземплярский публикует большую статью «О направлении церковной реформы», в которой подробно излагает свой взгляд на задачи предстоящего поместного собора. Его программа реформ способна многих ввести в соблазн: – чтение вслух евхаристических молитв; – ликвидация глухих иконостасов, отделяющих духовенство от мирян; – увеличение служебного времени на чтение Евангелия, за счет сокращения молитвословий высочайшим особам; – введение в богослужебную практику русского языка; – устранение пропасти между клиром и мирянами, увеличение роли мирян в управлении церковью; – выборность священства и епископата; – увеличение числа епископов по крайней мере в 10 раз; – отмена обязательности монашеского епископата; – повышение учительной роли Церкви в обществе; – полное отделение Церкви от государства; – отказ от платных треб; – отказ от государственной зарплаты священникам и переход на материальное обеспечение клира от прихода; в идеале – переход к бесплатному общественному священству; – в противовес идее патриаршества, строго соборный принцип управления Церковью ; – регулярный созыв поместных соборов с правом отменять устаревшие и вводить новые каноны. Можно подумать, что это типично обновленческая программа, а, стало быть, и сам Экземплярский – самый настоящий обновленец и церковный либерал. Безусловно, программа близка к той, которую выдвигало «прогрессивно-либеральное» течение в Русской Церкви. Но в то же время мы видели, что Экземплярский – вовсе не злобный хулитель Церкви, а идеалист-правдолюбец, искренне болеющий за чистоту и белизну церковных одежд. Кроме того, когда при большевиках взяло силу настоящее обновленчество, то решительно нигде невозможно найти имени Экземплярского ни среди активных обновленцев, ни им сочувствующих. Более того, есть сведения, что он обновленчество активно не принял и боролся с ним. Этот факт настолько интересен, что требует более внимательного рассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Фото: spbda.ru Конечно, у нас достаточно пустых приходов в глубинке, но православные россияне, живущие там, еле-еле сводят концы с концами и, как правило, не в состоянии обеспечить священника содержанием даже на уровне прожиточного минимума. В свое время американцы провозгласили принцип: «No taxation without representation» (нет налогам без представительства). Но точно ли сторонники выборности духовенства хотят этого? Есть ли желающие доверить выборы священников тем «захожанам», которые платят за требы? Или, наоборот, готовы ли постоянные прихожане за право избирать священника принять и обязанность платить ему фиксированную зарплату? Увы, но я не вижу здесь простого решения. Нужно немного рассудительности и опыта Больше всего меня удивило то, что наиболее спорная идея Собора: разделить имущество храма и прихода – как раз и реализовалась. Храмовое имущество сегодня осталось в полной собственности епископата. Но активные православные (и миряне, и священники), ищущие самостоятельного служения, могут просто создать свое юридическое лицо. Это может быть некоммерческая организация, благотворительный фонд, которые позволяют реализовать то или иное «религиозно-просветительское» или благотворительное начинание. Действующее российское законодательство вполне позволяет это сделать. Да, это непросто, но реально. Тем более, что не обязательно создавать свое – можно просто присоединиться к существующему проекту. Благотворительный сектор в России растет, существует и множество просветительских проектов. И все же мы видим, что основная проблема вовсе не в отсутствии возможности. Просто сегодня слишком мало людей готовы посвятить свою жизнь тому или иному служению. Или хотя бы просто поддержать это служение рублем. Всем хочется верить, что если изменится руководство, то изменится и общество. Но у меня лично в этом большие сомнения. Реальная проблема лежит значительно глубже. Тем более, что сегодня есть множество возможностей и для проповеди, и для просвещения, и для благотворительности. Просто нужно немного рассудительности и опыта. Рассудительности в том, как организовать какое-либо дело. И опыта в том, что большой проект не стоит связывать с юридическим лицом прихода, поскольку там в любой момент могут сменить настоятеля и закрыть данное направление служения.

http://pravmir.ru/kto-dolzhen-soderzhat-...

Хочу подчеркнуть, что при этом они умнейшие люди. В свое время Константин Петрович Победоносцев допустил историческую ошибку, когда, отвечая на вопрос о членах Синода: «Как вы с ними обращаетесь?», сказал: «Полноте, они такие все одинаковые, только подписи у них разные». Разные они все были, очень разные, и чтобы понять и раскрыть образ каждого, кто принимал реальные решения, нужно, прежде всего, заниматься теми записями и эпистолярным наследием, которые многие из них оставили. Хочу подчеркнуть, что никакого официального освобождения подданных империи от присяги царю и церковной власти не произошло. Один-единственный епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к присяге новому правительству, и то это было сделано за вечерней службой и не имело большого резонанса. Понятно, что епископат не был однороден в своих политических воззрениях, они были абсолютно разные. Одни тяготели к тому, что происходило, – либерализация в обществе коснулась, безусловно, и части духовенства. Другие традиционно стояли на принципах возвращения дома Романовых. Третьи, а это была самая значительная часть, которая сыграет свою определенную роль в дальнейшей церковной истории первых двух революций, – они ждали, что же скажет Синод. При этом происходят страшные события, последовавшие за Февралем, а они как будто спят. Чуть-чуть отрезвления происходит после Декрета Временного правительства «О свободе вероисповедания» 14 июля. Была узаконена не только выборность в армии, но и состояние вне вероисповедания для всех граждан России. Начинаются дискуссии: как же так? Свобода отделения, обер-прокуратура остается, обер-прокурор на месте, но самое главное другое – меняется правовая история по отношению к детям, которые выбирают вероисповедание и состояние теперь сами, независимо от воли родителей. Более того, через месяц после принятия закона в Ставку летят страшные телеграммы. Коллеги, которые занимаются этим периодом, подтвердят, что телеграммы носят примерно такой характер: командующие фронтами сообщают о том, что до 55% офицеров и солдат спустя месяц после принятия Временным правительством закона о свободе совести отказываются приходить на исповедь.

http://pravmir.ru/tserkov-i-voina/

Не отвергая сословных привилегий, программа вводила общее для всех «естественное и Божеское право» и обеспечивала политическое влияние бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях», в этой программе на первом месте стояли реформационные требования: выборность пастырей, их ответственность перед паствой, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей, роспуск монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной, прежде всего земельной, собственности. Гейльброннская программа намечала ряд буржуазных преобразований: введение во всех немецких землях единой монеты, отмену внутренних таможень, ограничение торгово-ростовщического капитала и др. Эта бюргерская программа была направлена на создание единого немецкого государства. После того, как на территорию Южной Франконии вторглись войска «Швабского союза», Франкония становится вторым, после Швабии, театром военных действий. Как и в Швабии, здесь вновь предает восставших Гец фон Берлихинген, а также некоторые другие руководители войны. Предает восставших и патрициат. Восставшие терпят поражение, за которым следует жестокая расправа. Летом 1525 г. восстание во Франконии было подавлено. После того, как очаг военных действий был погашен во Франконии, он снова разгорается в Швабии. Тем же летом 1525 г. война заканчивается. Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен. После гибели Мюнцера военные действия еще продолжались в глухих местах Священной Римской империи – в альпийских владениях Габсбургов крестьянские выступления были довольно значительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сентября 1919 года члены «Огниска» стали публично заключать браки. Одним из первых это сделал Богумил Заградник-Бродски. 18 сентября он вступил в гражданский брак с писательницей Анной Плешингеровой. На страницах журнала «Право народа» он сам пояснял, что тайно состоял с ней в браке с 11 августа 1908 года . После этого по Чехии прокатилась целая волна священнических браков. Многие клирики, женившись, одновременно отказывались от пастырской деятельности и переходили на светские должности . Во вторник 9 сентября из Рима в Прагу пришло сообщение о назначении Пражским архиепископом профессора теологического факультета Карлова университета доктора Франтишка Кордача. Назначение вступало в силу с 19 сентября . Этим назначением Рим демонстративно отверг предложение о выборности чехословацкого епископата. К тому же профессор Кордач был известен как принципиальный противник реформ. Уже 15 октября 1919 года на встрече с делегацией Объединения Кордач недвусмысленно дал понять, что не поддерживает радикальных действий членов «Огниска». С этого времени руководство Объединения занимает умеренную позицию и не идет на обострение отношений с церковным руководством. Совсем по-другому повело себя радикальное крыло Объединения. 15 сентября «Огниско» было распущено и в тот же день создана новая организация с длинным названием: Клуб реформационных священников Объединения чехословацкого католического духовенства (Klub reformních kní Jednoty eskoslovenského katolického duchovenstva) . Председателем Клуба был избран доктор Карел Фарски. В Клуб вошли около 300 человек . Члены Клуба, прежде всего, занялись реформированием богослужения. Было решено «путем действия» ввести в богослужение чешский язык. Однако в то время не существовало чешского перевода латинских богослужебных книг. Поэтому Карел Фарски занялся переводом на чешский язык латинской мессы. К этой работе он приступил в середине октября, а уже к середине декабря перевод был издан тиражом 1 500 экземпляров . Третья часть тиража была роздана членам Клуба, а остальные две трети разосланы по приходам с призывом совершать Рождественскую мессу (25 декабря) по-чешски .

http://bogoslov.ru/article/556242

Именно архиереи казались К.П. Победоносцеву на первых порах единственной надёжной опорой охранительного курса, и он принял ряд мер для расширения их прав. По почину обер-прокурора после двухвекового перерыва возродились архиерейские съезды, прежде рассматривавшиеся как недопустимая угроза прерогативам государства. В марте 1881 г. выборность благочинных была заменена назначением, собрания духовенства ставились под жёсткий контроль правящего епископа. Согласно духовно-учебным уставам 1884 г. отменялись выборы учебных начальств (в семинариях эта мера коснулась и преподавательского состава), расширялись прерогативы ректора и власть архиерея над духовной школой 22 . Уверенность Победоносцева и его ближайших сотрудников в необходимости подобных мероприятий была основана также на мнении о том, что приходскому духовенству для успешной деятельности достаточно простоты и смирения, понимаемых как безоговорочное подчинение епархиальному начальству. В начале 1880-х гг. власти предприняли попытку радикально «опростить» облик клира – привлечь в его состав начётчиков-простолюдинов, решив тем самым раз и навсегда его материальные проблемы и устранив возможность «препираться» с начальством. «Вместо бесплодного пересыпания религиозных понятий, стремления следить за современными идеями и развитием богословствующей мысли, – писал о начётчиках епископ Дмитровский Амвросий (Ключарев) в составленной по поручению обер-прокурора записке (1880), – они будут отличаться практическими подвигами благочестия... Не охлаждённые рационализмом школы, они будут ревнителями церковных уставов и блюстителями дорогой для народа церковной обрядности» 23 . «Пастырь Церкви нарушит свой долг, – говорилось в указе Синода 1881 г. – если в своей проповеди выступит судьёй общественных дел и явлений не по разуму Богопреданного учения, хранимого Церковью, а по мудрствованию человеческому, по духу своего века». Священники, в чьих проповедях усматривалось нечто сомнительное, были обязаны предъявлять их начальству для предварительного просмотра 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был утвержден. Так-то совершаются у нас столь важные церковно-государственные Затем, 22 августа 1884 г., император подписал и новый Устав Вместе с новыми уставами канцелярия обер-прокурора опубликовала «Разъяснения к проекту Устава православных духовных академий» (СПб., 1884). На первой же странице объявляется, что цель нового Устава состоит в упрощении порядка управления академиями, более целесообразном разграничении сфер деятельности органов управления и упрочении административной власти каждого из них. Это означало возврат к известным взглядам митрополита Филарета. Такую же тенденцию, направленную на упразднение самоуправления и выборного начала в духовных учебных заведениях, обнаруживает и Устав семинарий 1884 По сравнению с Уставом 1867 г. здесь значительно расширены полномочия епархиальных архиереев по отношению к семинариям. Кроме того, в § 14 добавлено, что епископ «имеет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в семинарии сего Устава». § 23 отменяет выборность ректоров, которые теперь снова назначаются; инспектор также не избирается, а назначается Святейшим Синодом. В § 92 устанавливается, что оба члена педагогического собрания семинарии из числа духовенства, до тех пор избиравшиеся, отныне назначаются епархиальным архиереем. В учебную программу вводятся такие новые предметы: библейская история, история русского раскола и апологетика, а сверх того — еще сравнительное богословие и тригонометрия. В курсе философии сохраняются логика и психология, а обзор философских учений и педагогика заменяются основами и краткой историей философии и дидактикой. Число часов по русской литературе увеличивается за счет философии, математики и древних языков. Изучение новых языков становится факультативным. В интересах религиозно-нравственного воспитания усиливается преподавание церковного пения и вводится должность семинарского духовника. Семинария, как читаем в § 1, является «учебно-воспитательным заведением для приготовления юношества к служению православной Церкви», т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Православие всегда стремилось идти средним путем и, избегая крайности одного облика западного христианства, не уклонялось в неумеренности другого. Православие издавна берегло принцип избрания священника и архиерея народом. Как бы ни решали этот вопрос историки, новозаветники и канонисты, смогут ли они убедительно доказать изначальность этой именно выборной системы; выбирали ли всегда апостолы своих ставленников, посоветовавшись с " народом " ; можно ли безусловно игнорировать слова Христа: " Не вы Меня избрали, но Я вас " (Ин. 15:16), что означает избрание не снизу, а именно: сверху; в духе ли Евангелия эта система избрания вообще, т.е. следует из некоторых фактов апостольской истории делать обобщающие выводы; так ли уж бесспорна польза и всегда ли обеспечена правильность избрания при содействии так наз. народа — хранителя благочестия, — все эти вопросы выходят из круга нашей науки. Но они не могут не отразиться на положении священника в его приходе и на его отношения к своим пасомым. Разумеется, что в этом третьем выходе сглаживаются крайности первых двух: пресвитерианского безначалия и латинского папизма. Но в этой практике не все бесспорно и не все безупречно. Участие народа в избрании своего пастыря само по себе не плохое начало, однако, не является гарантией правильности. Народ, воспитанный в строгих рамках церковности и верный канонам и традиции, сможет более или менее правильно пользоваться этим своим правом. Но при отсутствии этих данных, при либеральных тенденциях паствы к независимости, а главное, при слабом характере священника, он может легко оказаться " на поводу " у избравшего его " народа — хранителя благочестия. " Как бы то ни было, но принцип избрания народом или, точнее, участие народа в деле указания властям кандидата, который кажется народу более подходящим, был в той или иной мере распространен на Востоке. Древняя русская практика знала принцип " когда князь захочет и люди. " Стоглав это закрепил для простых церквей, тогда как в " ружных " церквах выбирали княжеские и царские " дворецкие. " Составлялась " порядная запись, " которая показывает желание и одной и другой стороны не преступать условий уговора; само по себе этот момент вносит в пастырские отношения некоторый чуждый духу священства элемент. Архиерею таким образом оставалось только посвятить будущего священника. При недостатке подготовленных кандидатов вряд ли у архиерея могло возникнуть какое-либо право " вето. " При синодальном устроении Русской Церкви этот принцип выборности духовенства вышел из употребления и о желании его восстановления заговорили только в работах предсоборных учреждений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

а) изменение взгляда на значение епископства и клира в Церкви; следы этого изменения можно находить даже в писаниях Киприана, и б), злоупотребления народа при выборах. —163— Далее, прекращению выборности, по его мнению, содействовало, также, развитие императорского абсолютизма. Во второй главе (стр. 329–443) утверждается, что проставление епископов и клира на Руси после того, как она приобрела церковную самостоятельность, имело характер выборно-общественный, но потом, по мере усиления государственного начала, выборность духовных лиц начала заменяться назначением. К первой главе присоединены данные о поставлении духовных лиц в католичестве и протестантстве, а ко второй главе данные о выборном начале в юго-западной русской Церкви и в Церкви Российской при императорах. Материал для решения избранного вопроса г. Перехвальским собран очень значительный, и в этом положительное достоинство его сочинения. Но нельзя не признать, что к обследованию собранного материала и прояснению значения выборного начала в духовенстве древневосточной и русской Церкви не приложено надлежащей тщательности. Суждения автора, вообще, правильны, но не обоснованы твёрдо. Данные для решения вопроса черпаются из вторых рук. Многословие и повторение очень нередки. Особенно мало обработана вторая глава сочинения, в кото­рой видим одни наброски мыслей без обстоятельного рассмотрения и раскрытия. Ценность сочинения много понижается указанными недостатками. Но для получения автором степени кандидата богословия сочинение вполне достаточно». 22) И. д. доцента И.М. Громогласова о сочинении студента Пятницкого Нила на тему: «Расколоучитель поп Лазарь и его челобитные»: «Личность и деятельность одного из первых расколоучителей, имя которого стоит в заглавии рассматриваемого сочинения, доселе ещё не были предметом специального исследования в литературе о русском расколе, если не считать небольшой брошюрки г. В. Дмитревского, представляющей извлечение из Яросл. Губ. Ведом. за 1888 г., да кратких библиографических замечаний о «челобитных» Лазаря в предисловии к IV тому «Материалов для истории раскола за первое время его существования». Не особенно много внимания уделяется этому расколовождю и в существующих монографиях по начальной истории раскола,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После этого кандидат проходит обязательную исповедь у епархиального духовника. В некоторых епархиях (например, в Пятигорской и Черкесской) архиерей представляет общине будущего священнослужителя, который держит слово перед паствой, рассказывая о себе и целях своего выбора пути, отвечает на вопросы. Затем архиерей спрашивает, есть ли возражения к рукоположению кандидата, и только потом совершает хиротонию. Что это, как не церковная демократия? Мой церковный опыт говорит о том, что в последнее время происходят важные институциональные процессы в проявлении церковной соборности. Убыстрять их, тем более кардинально менять их в угоду либерализму – было бы опрометчиво и даже опасно. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 декабря, 2020 20 сентября, 2020 8 августа, 2013 27 октября, 2014 12 декабря, 2014 28 апреля, 2024 16 апреля, 2023 29 ноября, 2021 14 сентября, 2021 26 декабря, 2020 20 сентября, 2020 8 августа, 2013 27 октября, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/est-v-tserkvi-demokrat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010