После смерти Гавриила Шигарского и последовавшего разрушения придворных яковитских монастырей влияние монофизитов на территории Ирана восстановилось лишь к 627-628 гг., когда В. Месопотамию заняли войска визант. имп. Ираклия , проводившего политику, направленную на сближение с монофизитами. Возвращение обширных территорий, населенных яковитами, под власть Византии побуждало имп. Ираклия относиться к ним с особым вниманием (при этом император вел переговоры и с противоположной яковитам христологической группой - Церковью Востока, подробнее см.: Селезнев Н. Н. Ираклий и Ишо  ‘йав II: Вост. эпизод в истории «экуменического» проекта визант. императора//Символ. П.; М., 2012. Вып. 61. С. 280-300). Последовавшее за свержением Хосрова II полководцем Шахрбаразом (24-25 февр. 628) заключение византийцами мирного договора с послами нового шаха Кавада II (Широе) (июнь 628; в 629 подтвержден Шахрбаразом) дало возможность патриарху Сирийской яковитской Церкви Афанасию I Гаммале (594/5-630/1) учредить пост своего наместника в Сасанидской империи, к-рый впосл. получил наименование «мафриан». Им стал Марута , митр. Тагритский. Первоначально М. были подчинены 10 епархий (впосл. их число увеличилось - см.: Fiey. 1974, 1977/1978). М. имел право избирать и рукополагать епископов, а также освящать миро , но не мог без согласия патриарха перемещать епископа с одной кафедры на другую. Данное положение сохранилось и после падения империи Сасанидов в ходе арабских завоеваний (30-40-е гг. VII в.). В 869 г. было принято решение о том, что нового патриарха должен рукополагать действующий М. Начиная с XIII в. М. неоднократно становились патриархами, напр., Иоанн XIII (XII). Престол М. в 1089 г., после мусульм. погрома в Тагрите, был перенесен в Мосул, в XII в. временно возвращен в Тагрит, с 1156 г. находился в монастыре Мар-Маттай близ Мосула вплоть до упразднения титула в сер. XIX в. Последним М. был Василий Бехнам IV ( 1859). В 1495-1844 гг. существовал также 2-й мафрианат при находившемся в оппозиции к офиц. иерархии яковитском патриархе в Тур-Абдине. В результате резкого сокращения яковитских общин в Месопотамии после монголького завоевания этого региона титул «мафриан» к XVI в. стал фактически номинальным, хотя продолжал обозначать 2-е лицо в иерархии после патриарха. В 1912 г. мафрианат (с титулом «католикос») был возрожден для главы яковитов Индии (впосл. в связи с расколом среди инд. яковитов титул стали носить как глава независимой Маланкарской Церкви , так и глава Сирийской яковитской Церкви Индии, признающей власть Антиохийского яковитского патриарха).

http://pravenc.ru/text/2562706.html

Родился он в г. Мелитене на Евфрате, к северу от Эдессы, некоторое время подвизался монахом в Антиохии, затем обучался в Триполи у одного несторианского учителя. Возвратившись в Антиохию, он обучался медицине, риторике, философии и прочим наукам, став одним из образованнейших мужей своей эпохи. В 1246 г. яковитский патриарх Игнатий II (1222–1252) рукоположил его во епископа Губисы (около Мелитены) с именем Григория, а в 1264 г. он стал уже мафрианом Тагрита и яковитским митрополитом в Персии. Зная сирийский, арабский, персидский, турецкий и греческий языки, имея обширные познания в богословии, философии, физике, математике, астрономии и медицине, он был виднейшим ученым своего времени. Он составил сирийскую грамматику, прокомментировал Библию, собрал все каноны Яковитской Церкви и, наконец, написал ценнейший труд — Всемирную Историю (Хронику), которая была продолжена до 1496 года другими писателями и издана в XX в. на сирийском и латинском языках под названием “Григорий Вар-Гебреус, Церковная Хроника”. Будучи мафрианом Яковитской Церкви, он занимал умеренную позицию по отношению к несторианам и с грустью писал о разногласиях христиан, считая достойным сожаления следование за Несторием или Барадеем, в то время как Христос один. Он пользовался огромным уважением со стороны православных, несториан, яковитов и армян. Скончался он в 1286 г., похоронен в монастыре Мар Маттай 12 . В середине XIII века в Церкви наблюдаются нестроения. После смерти яковитского патриарха Игнатия III на патриарший престол был избран епископ Мелитенский Дионисий, правда, без согласия мафриана Вар-М’адене. Последний счел это антиканоническим актом и сам стал антипатриархом. Возник раскол. Бар-Гебреус, будучи на стороне Дионисия, пытался восстановить мир, однако напрасно. Спор решили фанатичные монахи монастыря Мар Вар-Саума, которые убили Дионисия в тот момент, когда он стоял перед святым престолом за всенощным бдением 18 февраля 1261 г. Однако самое сильное волнение в Яковитской Церкви имело место с 1292 по 1495 гг., когда возник невиданный раскол, давший сразу четырех патриархов.

http://pravmir.ru/DREVNIE-VOSTOCHNYIE-TS...

И. совершил ряд пастырских поездок для ознакомления с положением яковитских общин (в т. ч. в Юж. Америку в 1958), к-рые были описаны его секретарем, впосл. Патриархом Заккой I Ивасом. В 1959 г. И. перенес патриаршую резиденцию из Хомса в Дамаск. Поддерживал межцерковные связи (встречи с К-польским Патриархом Афинагором I и папой Римским Павлом VI ), прилагал усилия к сближению Вост. Церквей. И. удалось преодолеть существовавшие разногласия среди яковитов Индии (см. Маланкарская Церковь ): в 1958 г. он издал «Послание о восстановлении отношений», а в 1964 г. посетил шт. Керала и назначил Василия Оугена (Евгения) I преемником католикоса Геваргезе II . И. написал более 30 книг на сир. и араб. языках, посвященных истории христианства, литургии, семитологии, в т. ч. «Конкретные доказательства взаимообогащения сирийского и арабского языков» (1969), «Чудо времени, или Святой Ефрем Сирин, пророк сирийцев» (1974; о толковании прп. Ефремом Библии), «История монастыря Мар-Маттай» (1975; англ. пер.: History of the Monastery of St. Matthew in Mosul/Transl. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008), ряд книг о епископах, почитаемых святыми в Сирийской яковитской Церкви (Иакове Саругском, Иакове Барадее, Филоксене Маббугском). Также издавались сборники его стихотворений на сир. языке (1959) и проповедей (1975, 1994). В 1971 г., во время визита в ФРГ, И. прочел в Гёттингенском ун-те лекцию, до наст. времени представляющую научный интерес для исследователей истории Сирийской яковитской Церкви. Благодаря редкой памяти и унаследованному от отца хорошему голосу И. стал одним из лучших знатоков сир. церковной музыки. Он знал наизусть ок. 700 мелодий в традициях муз. школ Тагрита и Мардина, в т. ч. напевы, считавшиеся забытыми, и во время визита в США (1960) сделал их аудиозаписи, получившие впосл. широкое распространение. И. похоронен в ц. св. Георгия в Дамаске. Лит.: Ефрем Бар Саум, митр. Патриархи Сирийской Церкви в XX в. Бейрут, 2001 (на араб. яз.). Джабер Аби Джабер Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200303.html

В 991 году его престол перенесен в Тикрит, с 1089 по 1112 год пребывал в Мосуле, и после разрушения Тикрита в 1156 году окончательно перенесен в Мосул, в монастырь Мор Маттай. С появлением мафрианата в Турабдине, мафрианы Востока стали называть себя мафрианами Мосула (дабы отличаться от турабдинских) и стали всегда добавлять в начало имени «Базелиос». В 1860 году престол мафриана Востока (Мосула) был упразднён. В первые века после арабского завоевания, христианские учёные и врачи играли важную роль в Месопотамии, однако, с конца XIII века до начала XVI века христиане нередко подвергались преследованиям и массовым убийствам. Новейшая история и современное состояние [ править править код ] Число православных христиан увеличилось в начале XX века. Некоторое число армян-христиан бежали в Месопотамию, спасаясь от геноцида, осуществленного властями Османской империи в годы Первой мировой войны. В 1932 году иракские военные осуществили масштабные массовые убийства христиан-ассирийцев в Сумайиле. До войны в Персидском заливе в 1991 году, христиане не подвергались преследованию. В 1964 году часть духовенства Ассирийской церкви Востока оказалась настроена против принятия григорианского календаря. Вызывали неодобрение обычай наследования патриаршества и расположение патриаршей резиденции за границей. Главой оппозиции стал ассирийский митрополит Индии Мар Фома Дармо. В 1968 году он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил трех епископов. На собранном после этого соборе они избрали его новым патриархом. Себя раскольники назвали Древняя Ассирийская церковь Востока. После смерти Map Фома Дармо его сменил Мар Аддай II. Режим Саддама Хусейна не допускал проявлений антихристианского насилия. В связи с войной в Ираке значительное число православного населения бежало из Ирака. В центральном и южном Ираке православные женщины не осмеливаются появляться на улице без чадры. В иракском Курдистане положение православных христиан является наиболее безопасным на территории страны. Территория Ирака входит в состав Багдадско-Кувейтской митрополии Антиохийской Православной Церкви. В Багдаде находятся резиденции архиепископа сирийской православной церкви, митрополита ассирийской церкви Востока и епископа Армянской Апостольской церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Ирак

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРААТ АФРАÁТ [Афрахат; греч. Αφρατης, сир.   из персид. Fraha  d] (ок. 260 или 275 - после 345), восточнохрист. писатель. Род. в Персии, видимо, в семье зороастрийцев. Имя А. встречается не ранее IX в., в древнейших источниках и рукописях он именуется просто «персидский мудрец» (сир.    ). Сведения о жизни А. крайне скудны и содержатся в основном в его творениях. Георгий , еп. арабов (VIII в.), а также лексикон Бар Бахлуля (IX в.) и позднейшие историографы Илия бар Шинайя и Бар Эбрей называют А. «ученейшим знатоком Писания». Позднейшие предания о его епископстве в Ниневии и пребывании в мон-ре Мар-Маттай, равно как и приданное ему традицией имя Иаков, могут происходить от смешения А. со св. Иаковом Нисибинским, хотя нек-рые ученые считают их достоверными; отождествление А. с неким анахоретом Афраатом, упоминаемым блж. Феодоритом Кирским в «Истории боголюбцев», невозможно хронологически. Творчеством А., писавшего на сир. языке, завершился ранний период сир. лит-ры. Ему принадлежат 23 гомилии, написанные в 337-345 гг. и получившие название «Образцы», или «Примеры» (сир.  ). Они пользовались популярностью среди сир. христиан, были весьма рано переведены на арм. и эфиоп. (геэз) языки под именем творений Иакова Нисибинского и оказали нек-рое влияние на арм. аскетическое богословие. Гомилии посвящены вероучительным, догматическим и экзегетическим темам: «О вере» (Гомилия 1), «О любви» (2), «О посте» (3), «О молитве» (4), «О покаянии» (7), «О воскресении мертвых» (8), «О пастырях» (10), «О Пасхе» (12), «О девстве» (18) и др. В арм. версии гомилиям предпосланы письма, автором к-рых считается св. Григорий Просветитель . Богословие А. довольно архаично: он мало касается догматических споров, более всего занимаясь толкованием Свящ. Писания и вопросами аскетики. Строй его мысли тесно связан с семитическим строем языка, на к-ром он писал, и пронизан иудео-христ. образами; А. использует для ВЗ версию Пешитто, а для Евангелий «Диатессарон» Татиана ; он пользуется и неким древним сборником новозаветных посланий, происхождение к-рого пока не выяснено.

http://pravenc.ru/text/77114.html

К концу XVII века на Малабаре были уже две основных группировки христиан: сиро-католическая, которая привлекла на свою сторону многих христиан, используя аргумент о недействительности хиротонии Мар Фомы и приобрела первого туземного епископа в лице Александра де Кампо, и монофизитская, возникшая из несторианской по недостатку богословского образования христиан апостола Фомы после прибытия в 1665 г. яковитского епископа Иерусалимского Григория в Малабар 39 . 7. Яковиты в Малабаре Мар Григорий прибыл в Малабар в ответ на письма Мар Фомы к сирийским патриархам Востока. Он отказался от опресноков и католических облачений и ввел за Евхаристией квасный хлеб и восточные священные облачения, отказался от учения об очистительном огне, настаивал на анафематствовании Нестория и папы, на изъятии из Символа веры филиокве и на введении прежних церковных обычаев, осужденных Диамперским собором. Считают, что он совершил каноническую хиротонию Мар Фомы во епископа. За свою краткую епископскую деятельность в Малабаре он сумел вместо несторианского учения ввести монофизитское в той части Церкви, которая входила в подчинение Мар Фомы, и добиться, чтобы Яковитская Церковь Антиохии была признана “Главой и Матерью Вселенской”. Скончался он в 1672 г., а через год умер и Фома де Кампо, преемник которого Фома II управлял Церковью до 1686 г. В 1685 г. в Малабар прибыли два яковитских епископа — Мар Василий и Мар Иваний 40 из мосульского монастыря Мар Маттай. Мар Василий вскоре умер, а Мар Иваний продолжая управлять Церковью, старался заменить римские обычаи яковитскими, отверг IV Вселенский собор и пытался снова ввести женатое священство. Спустя некоторое время он рукоположил Мар Фому III (1686–1688), а потом Мар Фo­мy IV (1688–1725 или 1728), скончавшись в 1694 г. Как уже было упомянуто, голландцы запретили всякую миссионерскую деятельность иностранцев в Индии. Однако папа Иннокентий XII через германского императора Леопольда I, обеспечив кальвинистам Венгрии религиозную свободу, добился для римских миссионеров свободы действий в Индии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В окрестностях М. находился ряд крупных несторианских мон-рей. Вероятно, юрисдикцию над городом осуществлял епископ Ниневии, к-рый подчинялся митрополиту Адиабены . О возникновении епископской кафедры в М. точных сведений нет. Скорее всего она была перенесена в город из Ниневии. С 20-х гг. IX в. М. заменил Арбелу (ныне Эрбиль) в качестве центра митрополии Адиабены, юрисдикция к-рой распространялась почти на всю Сев. Месопотамию (о церковном устройстве региона в IX-XII вв. см.: Fiey. 1965. P. 335-338; Idem. 1993. P. 112, 116). В X-XI вв. переживала свой расцвет главная монашеская обитель города - Мар-Габриэль (араб. Дайр-эль-Ала - Верхний мон-рь), выросшая в VII-VIII вв., важнейший центр кодификации несторианского богослужения (созданная в этом мон-ре редакция богослужебного сб. «Худра» и в настоящее время используется в восточно-сирийском обряде ); при ней сложилась знаменитая церковная школа «Мать добродетелей», где преподавались восточносирийские теология и литургика и подвизались неск. выдающихся экзегетов и риторов (просуществовала до сер. XIII в.). Живописные окрестности обители славились как место отдыха государей и высокопоставленных сановников Халифата. С VI-VII вв. в Ниневийском регионе существовали епископские кафедры и мон-ри Сирийской яковитской Церкви . Центром яковитской церковной организации в Сев. Месопотамии был Тагрит (Тикрит), где находилась резиденция мафриана . Увеличение среди местных христиан доли яковитов, в т. ч. под влиянием гонений на них в Византии, привело к тому, что уже в VII в. они попытались построить в М. церковь, но столкнулись c сопротивлением католикоса Церкви Востока Ишоява III (см. его письмо об этих событиях: Assemani. BO. T. 3/1. P. 114-115, а также: Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 3. Col. 127). В VIII в. в М. уже существовала яковитская ц. св. Фомы, в IX в.- неск. яковитских храмов. Позиции яковитов, часто конфликтовавших с несторианами, были особенно прочными в области к востоку от М., где им принадлежали крупные мон-ри Мар-Маттай и Мар-Бехнам, а также ок.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

стороны - окруженный служебными помещениями открытый двор, служивший летней церковью. Интерьер храма - важнейший образец джалилийского стиля; сохранились резные порталы, элементы обрамления оконных проемов, декоративные ниши, аркатура и стенные панели, в оформлении к-рых растительные и геометрические мотивы сочетаются с сир. каллиграфией. В усыпальнице храма покоились останки Гавриила и Авраама, основателей Верхнего монастыря (Ibid. P. 126-135). Западносирийские церкви (В юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, с XVIII в.- частично Сирийской католической Церкви). Вид на алтарь ц. Мар-Тума Вид на алтарь ц. Мар-Тума I. Мар-Тума (св. Фомы), расположенная в центре старого города, основана не позднее VIII в.; в 770 г. буд. халиф аль-Махди, посетивший М., был вынужден устроить разбирательство в ответ на жалобы христиан по поводу разрушения этой церкви мусульманами, возмущенными присоединением к ней части территории соседней мечети ( Fiey. 1959. P. 20-21). Церковь упоминается в рукописных колофонах 1168 и 1272 гг.; в надписях сообщается о реконструкции алтарной части храма в 1744 г. и последующих перестройках. Внутреннее пространство церкви (23×26 м) разделено рядами столбов на 5 нефов, из к-рых 3 сев. нефа образуют самую древнюю часть здания, построенную, вероятно, в XII-XIII вв.; оформление алтарного портала выдержано в атабекском стиле. Юж. неф церкви, посвященный мученикам Бехнаму и Саре, возведен в джалилийскую эпоху; широкий центральный неф построен при реконструкции храма в 1848 г. (датируется по надписи над алтарными вратами). В 1964 г., во время ремонта, проведенного сиро-яковитским архиеп. Заккой Ивасом (1963-1969; впосл. патриарх Закка I Ивас ), в одной из стен храма была обнаружена частица мощей ап. Фомы (ныне в мон-ре Мар-Маттай). В церковь были перенесены мощи святых Гавриила Картаминского, Иоанна Дайламского и Кавмы, обнаруженные в 1940 г. в яковитской ц. Пресв. Богородицы. До 1988 г. в ц. Мар-Тума находилась кафедра сиро-яковитского архиепископа М., впосл. перемещенная в новую ц.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРУТА [Сир.  ] († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви . Основным источником сведений о деятельности М. является жизнеописание, составленное его учеником и преемником Денхой I (649/50-659/60) (изд.: Histoire de Marouta. 1905). Некоторые сведения о М. сообщает Михаил Сириец , на к-рого в значительной степени опирался Григорий Бар Эвройо. М. род. во 2-й пол. VI в. в дер. Шурзак близ г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) на территории монофизитской епархии Бет-Нухадра. Был отдан родителями в мон-рь Мар Самуила Турайи, расположенный на левом берегу р. Тигр, для получения образования. Затем поступил в монастырь Нардос, насельники к-рого вели строгую аскетическую жизнь; здесь М. принял монашество и был рукоположен во пресвитера. После длительных занятий и чтения книг он был назначен в обители «наставником, учителем и толкователем Священного Писания» (Histoire de Marouta. 1905. P. 69), а затем стал помощником Мар Закхея, еп. Бет-Нухадры, кафедра к-рого находилась в мон-ре. С целью продолжения образования М. совершил путешествие в Византийскую империю. Первоначально он жил в мон-ре Мар Закхея близ г. Каллиник. Григорий Бар Эвройо сообщает о 20 годах, проведенных М. в обители ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 111), однако, по всей видимости, этот срок составил 10 лет (Histoire de Marouta. 1905. P. 70; в лит-ре указывается период примерно между 593 и 603 гг.- см.: V öö bus. 1988. T. 3. P. 255), после чего М. поселился в келье близ Эдессы. Здесь он стал учеником некоего монаха, обучившего его искусству каллиграфии. Последним пунктом пребывания М. в Византии стал монастырь Бет-Рекум, в к-ром он провел неск. лет. Ок. 605 г. М. вернулся в Персию и поступил в мон-рь Мар Матфея (Мар-Маттай близ Мосула), в к-ром преподавал богословие и, возможно, ввел устав. Период правления Хосрова II Парвиза (590-628) стал временем роста монофизитского населения, хотя традиционно считающаяся несторианской Церковь Востока по-прежнему оставалась наиболее многочисленной христ.

http://pravenc.ru/text/2562486.html

В области гражданской администрации халифа аль-Муктафи, как и его преемник аль-Мустанджид (1160-1170), опирался на везирский род Бану Хубайра. Аль-Мустади (1170-1180) упрочил положение возродившегося халифата дружественными отношениями с правителем Египта Салах ад-Дином и ильдегизидскими правителями Азербайджана. При халифе ан-Насире (1180-1225) в города И. переселялись мусульм. религ. и светские интеллектуалы. В религ. сфере ан-Насир попытался совместить суннитский традиционализм с шиитскими и суфийскими элементами (т. н. футувва) с целью создания новой базы для политического союза всех правителей ислам. мира. В союзе с Айюбидами и Ильдегизидами он присоединил Хузестан и нанес смертельные удары ирак. Сельджукидам. Однако ему не удалось распространить свое влияние на север Двуречья, к-рым в 1127-1233 гг. правили из Мосула атабеги (атабеки) из династии Зенгидов, прославившиеся как покровители ислам. учености. Последовательная политика, ограничивавшая права иноверцев, в первую очередь христиан, сиро-яковитов и мелькитов, не стала помехой для увеличения числа их поселений на территории И. Особую выгоду от этого получили яковиты. Так, с 935 по 1345 г. мафрианы создали 14 новых епархий. В 1089 г. Тикрит был разрушен арабами во время мятежа против персид. губернатора. Как следствие, мафриан Иоанн Салиба был вынужден переехать в Мосул. Мафриан Дионисий (1112-1134) вернулся в Тикрит. В 1156 г. после разрушения Тикрита халифом аль-Муктафи, мафрианат вновь переехал в Мосул. В 1152 г. престолы Мосула и Тикрита были объединены и титул мафриана стал звучать как «митрополит Мосула и Ниневии». В 1153-1155 гг. был образован диоцез Мосул, включавший Мосул, Тикрит и мон-рь Мар-Маттай, к-рый стал резиденцией мафриана. В его юрисдикции находились территории на востоке до Урмии и Тебриза, на юге до Багдада. Тебриз стал столицей при последних Аббасидах, туда же переехал мафрианат и, возможно, оставался там до 1264 г. Осада Багдада монголами. Миниатюра из рукописи. Ок. 1430 г. (Paris. Suppl.

http://pravenc.ru/text/673821.html

   001    002    003    004   005     006    007