студийских Типиконах указан на утрене 20 нояб.); 3) кафизмы на утрене по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам заменяются, как и в др. праздники, на 3 праздничных антифона; Евергетидский Типикон после кафизм и седальнов указывает стихословить 6-ю кафизму (Пс 37-45; стихословие назначено, возможно, для того, чтобы прозвучал Пс 44, к-рый обычно истолковывается как пророчествующий о Богородице), а затем - полиелей ; 4) поскольку по Студийско-Алексиевскому Типикону утреня заканчивается великим славословием в кафедральной редакции только в Великую субботу, на В. утреня имеет стихиры на стиховне; по др. студийским Типиконам окончание утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции; 5) на литургии по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам антифоны «    », по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому - изобразительные; Евергетидский Типикон указывает входной стих (Пс 44. 15b). В Евергетидском Типиконе кроме обычного порядка службы даны указания о совпадении дней введенского цикла с воскресеньем - краткие для 20, 22 и 23 нояб. (только о литургии), подробные для 21 нояб. (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии отменяется входной стих). По Иерусалимскому уставу на к-рый в XII-XIII вв. перешли греч., в XIV в.- южнослав. Церкви, в кон. XIV - нач. XV в.- Русская Церковь, празднование В. образует 6-дневный цикл: предпразднство составляет по-прежнему 1 день (20 нояб.), когда поются 3 последования: предпразднства, прп. Григория и свт. Прокла; попразднство увеличено до 4 дней, включая отдание праздника в последний день (22-25 нояб.). В описании службы В. редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Служба предпразднства в целом соответствует шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование содержит оригинальный тропарь и неск. самогласнов. В старопечатных рус. Типиконах (М., 1610, 1633, 1641) день предпразднства имеет шестеричный знак; в ныне принятом в РПЦ Типиконе знака нет, хотя уставные указания почти не отличаются от указаний старопечатных книг.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Введение во храм Пресвятой Богородицы, икона. 2) по Евергетидскому Типикону после вечерни совершается паннихис (pannyksis – особая ночная служба), на которой поются каноны дня и праздника (4-го гласа, творение Иосифа; этот канон в др. студийских Типиконах указан на утрене 20 ноября); 3) кафизмы на утрене по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам заменяются, как и в др. праздники, на 3 праздничных антифона, а Евергетидский Типикон после кафизм и седальнов указывает стихословить 6 кафизму (Пс. 37–45; стихословие назначено, возможно, для того, чтобы прозвучал Пс. 44, который обычно истолковывается как пророчествующий о Богородице), а затем – полиелей; 4) поскольку по Студийско-Алексиевскому Типикону утреня заканчивается великим славословием в кафедральной редакции только на Великую субботу, на Введения во храм Пресвятой Богородицы утреня имеет стихиры на стиховне; по др. студийским Типиконам окончание утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции; 5) на литургии по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам антифоны «Благо есть», по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому – изобразительные; Евергетидский Типикон указывает входной стих (Пс. 44. 15b). Кроме обычного порядка службы в Евергетидском Типиконе даны указания о совпадении дней введенского цикла с воскресеньем – краткие для 20, 22 и 23 ноября (только о литургии), подробные для 21 ноября (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии отменяется входной стих). По Иерусалимскому уставу , на который в XII – XIII вв. перешли греческие. Церкви, в XIV в.– южнослав., в кон. XIV – нач. XV в.– Русской Православной Церкви, празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует 6-дневный цикл: предпразднство составляет по-прежнему 1 день (20 ноября), когда поются 3 последования: предпразднства, прп. Григория и свт. Прокла; попразднство увеличено до 4 дней, включая отдание в последний день (22–25 ноября). В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно.

http://drevo-info.ru/articles/797.html

В дальнейшем исследователю приходится воспользоваться косвенным свидетельством. Это рукопись Афинской национальной библиотеки 788, опубликованная проф. А. А. Дмитриевским и содержащая упомянутый выше типикон Константинопольского Евергетидского монастыря 371 . Устав был составлен первым игуменом монастыря преп. Павлом, скончавшимся 16 апреля 1054 года. После кончины основателя монастыря устав неоднократно редактировался. Последнюю редакцию относят к периоду между 1143 и 1158 годами 372 . Евергетидский устав составлялся под большим влиянием устава константинопольской Великой церкви, о чем упоминает сам составитель его 373 . Проф. А. А. Дмитриевский находит много общего в изложении между Патмосским списком устава Великой церкви и Евергетидским уставом в рукописи Афинского университета. «Нужно поэтому признать за положительный факт, – пишет он, – что составитель Евергетидского типикона создал его на основе патриаршего константинопольского устава Великой церкви. В издаваемой теперь нами рукописи библиотеки Афинского университета мы, таким образом, получаем новый источник для знакомства нашего с богослужебной практикой Великой церкви в Константинополе» 374 . В Евергетидском типиконе особые праздничные антифоны сохраняются, как и в уставе Великой церкви, с той разницей, что в праздник Вознесения Господня к основному 46-му псалму «Вси языцы, восплещите руками» были прибавлены 45-й «Бог нам прибежище и сила» и 44-й «Отрыгну сердце мое слово благо» и положен входной стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (46, б) 375 . В праздник Богоявления входной стих взят из основного псалма ( Пс. 117, 26.27 ) «Благословен грядый во имя Господне; Бог » Господь, и явися нам» 376 . Сопоставляя богослужение по Евергетидскому уставу и по Иерусалимскому списку устава Великой церкви, следует отметить, что константинопольская литургия в течение XI и первой половины XII столетий приобрела некоторые новые особенности, касающиеся совершения антифонов и малого входа. Евергетидский устав сохраняет в некоторые Господские и Богородичные праздники обычные антифоны: 91-й псалом «Благо есть исповедатися Господеви», 92-й псалом «Господь воцарися» и 94-й псалом «Приидите, возрадуемся Господеви», – но дополняет их входным стихом, после которого поется тропарь праздника и на «Слава, и ныне» кондак его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Из Господских праздников это касается Воздвижения Креста Господня, Недели ваий и Преображения Господня. В праздник Воздвижения Креста Господня, согласно Иерусалимскому списку, антифонов вообще не пели из-за продолжительности чина воздвизания Креста и последующего целования его. Чин воздвизакия оказывался тесно связанным с литургией, так что пение тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» заменяло собой пение Трисвятого 377 . По Евергетидскому уставу в этот праздник положены антифоны всего года; первый – с припевом «Молитвами Богородицы», второй – с припевом «Спаси нас, Сыне Божий, распныйся за ны, поющия Ти: „Аллилуиа " »; к третьему припеву был тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Но вместо стиха «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» был положен входной стих «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (98, 5). По входе же пели «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею» 378 . В Неделю ваий, по Иерусалимскому списку, не пели антифонов, потому что в это время патриарх находился в церкви Святых Сорока Мучеников и раздавал там лицам в священном сане и народу ваии. Здесь же он читал молитву Трисвятого и архонты и певцы пели на амвоне тропарь «Общее воскресение», затем на Форуме славословили с этим же тропарем, а затем подобно славословили и в Великой церкви 379 . По Евергетидскому уставу, в этот праздник полагалось петь изобразительные и Блаженны. Затем произносился входной стих – тот же, что и в Богоявление: «Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь, и явися нам», – после чего пели тропарь «Общее воскресение», кондак «На престоле на небеси» и следовало Трисвятое 380 . В Преображение Господне к первому антифону был припев «Молитвами Богородицы», ко второму – «Спаси нас, Сыне Божий, во славе преобразивыйся», к третьему – тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже», а по входе – «Слава, и ныне», кондак праздника, затем – ектения и Трисвятое 381 . Из Богородичных праздников праздник Рождества Богородицы почему-то не имеет особенностей праздничной торжественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Схема литургии слова (или оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие ; «Отче наш» со вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; 3 антифонных псалма (  ) с припевом «Аллилуия»; входной псалмический стих (  ); диаконское возглашение: «Да будет мир с нами!»; 2 молитвы священника (1-я - прославляющая Имя Божие; 2-я - приуготовительная к шествию); процессия с Крестом, свечами, кадильницей и Евангелием на виму (при архиерейском богослужении - восхождение епископа на кафедру, где он остается до начала анафоры), во время к-рой поются тропари храма (     или  ) либо тропари в честь праздника и тропарь Кресту, а затем - гимн «Тебя, Господи» (    ); после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение Свящ. Писания. На литургии всегда бывает 2 чтения из ВЗ, к-рые называются «Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из пророческих книг (напр., на Рождество Христово) или вместо 2-го из них читаются Деяния святых Апостолов (напр., с понедельника по пятницу Светлой седмицы). За ними следуют чтения из Апостола и Евангелия. В В.-с. о. существуют 2 основные лекционарные системы: кафедрального собора Селевкии-Ктесифона и Высокого мон-ря, расположенного у р. Тигр вблизи Мосула ( Macomber. 1967; Kannookadan. 1991). Первая сохранилась во мн. рукописях (древнейшая - Brit. Lib. Add. 14 491, IX-X вв.), большая часть к-рых содержит только новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение чтений в 2 системах наблюдается только на 1-й седмице Великого поста (см.: Lectionarium. 1900-1901; Alichoran. P. 299-322; Burkitt. 1923; Syriac Lectionary. 1986. P. XVIII-XXVII). Перед чтением Апостола поется изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуия» (именуемый   - начало; др. название -   - происходит от лат. statio - стояние). Далее следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во время чтения Апостола совершается каждение. По окончании чтения поется др. стих псалма с «аллилуия» (  ), в нек-рые дни заменяемый небиблейскими текстами. После Евангелия полагается проповедь (  ). Далее следуют 2 ектении (   - прошение с многократным «Господи, помилуй» и   - провозглашение), священническая молитва, главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Входной стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иереи во век по чину Мелхиседекову». Сразу поются тропарь и кондак праздника 49 . Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести- теся...». Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе...», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его», Апостол (Гал., зач 209), Евангелие (Мф., зач. 3). Задостойником служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника. Вечерня в день праздника (служба с великим славословием) На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерни кафизмы нет. На «Господи, воззвах...» – стихиры праздника на 6, глас 2-й, «Слава, и ныне», глас 6-й: «Слава в вышних Богу...». Вход с кадилом. Прокимен великий 50 , глас 7-й: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог , творяй чудеса». Затем ектения «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...» и ектения «Исполним молитву...». На стиховнестихиры праздника, гл. 8-й. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника «Рождество Твое Христе Боже наш...» (единожды). На утрени, на «Бог Господь...» – тропарь праздника (трижды), обычные кафизмы и седальны праздника. Каноны праздника – оба, как на самый праздник: ирмосы их по дважды, тропари – на 12. Катавасия – ирмосы обоих канонов. На 3-й песни – кондак, икос и ипакои праздника. По 6-й песни – кондак, глас 6-й: «Иже прежде денницы...», и икос. На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, но поем припевы канонов праздника. Светилен праздника (трижды). На хвалитех – стихиры праздника на 4, глас 4-й, «Слава», гл. 6-й: «Днесь невидимое естество...», «И ныне», гл. 2-й: «Днесь Христос в Вифлееме...». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь праздника. Ектении, отпуст в 1-й час. На часах – тропарь праздника, кондак: «Иже прежде денницы...». На литургии – «Блаженны» от канонов праздника, песнь 3-я и 6-я на 8. По входе поется: «Приидите, поклонимся...» с концовкой: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». Тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак: «Иже прежде денницы...». Трисвятое. Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа...». Стих: «Яко призре на смирение Рабы Своея...». Апостол – к Евр., зач. 306. Евангелие – от Мф., зач. 4. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим...». Попразднство и отдание праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Под именем «входного» в Типиконе разумеется особый псаломский стих, употребляемый при богослужении в великие Господские праздники после малого литургийного входа. (Правда, в других книгах, напр., в Апостоле это название получает более широкий смысл и употребляется в применении и к другому песнопению, употребляющемуся после малого входа, именно: «Приидите поклонимся»..., – но это расширение значения слова: «входное» принадлежит уже не Типикону, а другой книге). «Входное», как особый стих по Типикону полагается только в Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вознесение Господне, неделю ваий, Воздвижение креста, во всю светлую седмицу, неделю Пятидесятницы и Духов день. Обычно в приходских и монастырских церквах «входное» возглашается диаконом, стоящим в царских вратах, вслед за словами, им же произносимыми: «Премудрость, прости». Эта обычная практика возглашения «входного» диаконом (или священником, если богослужение совершается без диакона) находит себе оправдание в «Чиновнике архиерейского священнослужения» и, между прочим, в капитальном труде прот. К. Никольского : «Пособие к изучению устава Богослужения православной Церкви», где именно говорится, что «в великие праздники... диакон произносит «входное», «входной стих» (изд. 1394 г, стр. 394). В обычной практике вслед за провозглашением священнослужителем «входного» стиха, певцы поют тропарь праздника. Но эта обычная практика, однако, не везде применяется. Есть исключительные храмы, где певцы, следуя указанию того же прот. К. Никольского , по возглашении диаконом или священником «входного», поют не тропарь праздника, а «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», присоединяя к этому стиху соответствующий празднику припев, именно: в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющие Ти»; в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющие Ти»; в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющие Ти»; в Пятидесятницу и в понедельник Св. Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти»; в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющие Ти»; в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющые Ти»; в неделю ваий: «Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющые Ти: аллилуиа» (ibid, стр. 395). По словам прот. Никольского, «эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, по и в попразднство до отдания». В подтверждение этих своих слов, прот. Никольский ссылается на службу 15 сентября, относительно которой в Типиконе, между прочим сказано: «По входе: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющие Ти: аллилуиа. Сице поем и до отдания».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

благость». ж) На Воздвижение Креста Господня входной стих взят из 98-го псалма (стих 5), из стихов которого составлен 3-й антифон в этот праздник: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть . Подножием Господа в Ветхом Завете назывался ковчег завета, над крышкой которого (очистилищем) Господь являл Свое Царственное присутствие. Давид сказал: было у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего ( 1Пар. 28, 2 ). В новозаветный праздник Воздвижения Креста Господня Святая Церковь псаломскими словами входного стиха приглашает нас превозносить хвалами распятого за нас Христа Бога нашего и поклоняться Ему с мыслью о Голгофе, которая была местом Его распятия и таким образом сделалась подножием Его ног, пригвожденных ко Кресту. 2 . K особенностям обряда малого входа должно отнести также замену в некоторые дни Трисвятой песни другими песнопениями. Так, в праздник Воздвижения и в Неделю Крестопоклонную вместо Святый Боже поется: Кресту Твоему поклоняемся Владыко ... В Рождество Христово, в Богоявление, в Лазареву и Страстную Субботы, во все дни Пасхальной седмицы, в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется соответствующая Трисвятому, свойственная Ангелам песнь, – аллилуиа , с присовокуплением предварительного стиха: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3, 27 ). Вместе с аллилуиа этот стих поется в память обычая древней Церкви совершать Таинство Крещения над новообращенными преимущественно в упомянутые дни. Слова Апостола: Елицы во Христа крестистеся ... имеют следующий смысл: «Те, которые приемлют христианское крещение, установленное Самим Христом, слагают в водах крещения ветхого человека, как негодную одежду, и делаются новыми людьми, преобразуясь в образ Христа праведника, становясь подобными Ему». 30 Херувимы изображаются на книге Евангелия в том виде, в каком их созерцал вокруг престола Агнца на Небесах тайнозритель Иоанн Богослов. Они явились ему в образе четырех животных: льва, царя зверей, тельца, царя домашних животных, орла, царя птиц, и человека, царя над всеми животными ( Откр. 4, 6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В навечерие Рождества Христова к первому антифону был припев «Заступи меня, Господи», ко второму – «Молитвами Богородицы» и к третьему – «Аллилуиа» вечерняя. В навечерие Богоявления к первому – «Помоги мне, Господи», ко второму – «Молитвами Богородицы» и к третьему – «Аллилуиа» двойная. Поскольку в дни павечерий совершался вечерний вход, а после него – чтение паремий, чередующееся с пением особых тропарей, по исполнении литургийных антифонов следовали ектения и пение Трисвятого 369 . В сами же праздники Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления к первому антифону был припев «Молитвами Богородицы», а в Пасху и в Пятидесятницу прибавляли и второй припев: «Молитвами святых». Ко второму в Пасху, в Вознесение и в Пятидесятницу – «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти: „Аллилуиа«». В Рождество Христово – «Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: „Аллилуиа»». В Богоявление – «Спаси нас, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: „Аллилуиа " ». К стихам третьего антифона прилагали тропарь праздника. При такой конструкции праздничных антифонов они не имели того завершающего момента, который в антифонах всего года имел место благодаря 6-му стиху 94-го псалма «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». Этот ущерб компенсировали произнесением входного стиха, который для данного праздника являлся наиболее выразительным. В Пасху это был стих «В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых» (67, 27); в Вознесение Господне – стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (46, 6); в Пятидесятницу – «Вознесися, Господи, силою Твоею; воспоем и поем силы Твоя» (20,14); на Рождество Христово – «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается» (109, 3 и 4); в Богоявление – «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (113, 3). В данном случае входной стих взят не из основного псалма, очевидно, потому, что в нем упоминается Иордан 370 . История литургийных антифонов заканчивается на сведениях, заимствуемых из Иерусалимского списка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Таким же образом, как в самом начале утрени, патриархом и клиром после «Вонмем» пелась стихира «Воскресения день». А дальше бывало христосование, произносилась ектения и молитва и совершался отпуст. На литургии в начале до антифонов полагался входной стих «Ангел Твой, Господи, иже Воскресение». После входа с Евангелием следовали «Христос воскресе», Слава, и ныне:, кондак. Евангелие читал патриарх и повторял архидиакон по статиям. Вместо Херувимской исполнялась стихира 8-го гласа «Воскресл еси, Христе, от гроба». Во время преложения даров пелись стихиры «Пасха священная». Причастен представлял собой длинное песнопение 5-го гласа «Ангели взыграйте», которое заканчивались тропарем «Христос воскресе». Полагалась особая заамвонная молитва - в ней исчислялись благодатные дары праздника, содержались прошения о принятии Богом наших славословий и о сохранении властей, воинства и народа. После клир с пением кондака «Аще и во гроб» входил во Гроб Господень, где и бывал отпуст. Обратимся теперь к Пасхальному уставу Великой церкви - Святой Софии Константинопольской, роль которой после разрушения Иерусалима и его святынь в 614 году существенно повысилась. Важно и то, что царьградская практика оказывала влияние на богослужебные традиции других Церквей, в том числе и Русской, вплоть до начала XV века. По этому уставу утреня начиналась пением четырех антифонов. Затем шли непорочны (псалом 118) и тропарь 3-го гласа «Смущаемей твари и раздираемей завесе, яже во аде верей и врата Сотрый, воскресл еси, яко силен». Все это совершалось в притворе. По вхождении в храм пелась песнь пророка Захарии и псалом 50 с тропарем «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба». После утрени было чтение из Апостола. На литургии пелись те же антифоны, что и сейчас, только к первому поочередно исполнялись припевы «Молитвами Богородицы» и «Молитвами святых». Причем исполнялись не четыре стиха, а целый псалом. К псалму 67 добавлялся, как и ныне, припев «Христос воскресе»; после входного стиха - припев «Елицы во Христа». Прокимен и аллилуиарий дошли до настоящего времени, но к прокимну полагался и 2-й стих: «Да речет убо дом Израилев». Евангелие читалось Патриархом и архидиаконом, повторявшим за патриархом статий. Херувимскую пели трижды. Специфичными для Великой церкви были пение на пасхальной утрене великого славословия, вход с Евангелием и чтение его после славословия.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010