По 3-й песни – седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» – то же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» и икос. Катавасия – ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери». Ирмос: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». После 9-й песни светилен «От неплодныя днесь Анны...» (дважды), «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...». На хвалитех стихиры на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст. На литургии тропари на «Блаженны» берутся из 1-го канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6-я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, поклонимся». (В Господские двунадесятые праздники при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак. (См.: Никольский. С. 396). Затем – тропарь, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя...». Апостол – Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Вместо «Достойно» – задостойник – ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом. Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся» – в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христа «облекшимся». Задостойник. Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком». ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи. На вечерне в день праздника (под 7 января – ст.ст.) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, – сотвори». Если праздник случится в субботу, то великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу). ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА Попразднство продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14/27 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника. На Литургии во все дни попразднства, до отдания включительно, после входа поется окончание: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа». В день отдания праздника служба вся Просвещения кроме входа, паремий, полиелея – на вечерне и утрене, и кроме антифонов и входного стиха – на Литургии. «Честнейшую Херувим» не поется 7/20 и 14/27 января, за исключением совпадения с воскресеньем, когда «Честнейшую Херувим» поется. Утреня на отдание – с «великим славословием». Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает их совпадение с Неделей о Мытаре и фарисее (см. Типикон, последование 11 января и 14 января). СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО ПРОСВЕЩЕНИИ Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, последование 7 января). 268 «Голос Слова, светильник Света, заря – Предтеча Солнца (Иоанн Креститель) восклицает в пустыне всем людям: покайтесь, и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от погибели». Канон, ирмос 6-й песни (русский перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Канонов два. Тропари на 12. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.    По 3-й песни – седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» – то же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» и икос.    Катавасия – ирмосы ближайшего великого праздника — Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды.    На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.    1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери».    Ирмос: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».    Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию».    После 9-й песни светилен «От неплодныя днесь Анны...» (дважды), «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...».    На хвалитех стихиры на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст.    На литургии тропари на «Блаженны» берутся из 1-го канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6-я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, поклонимся». (В Господские двунадесятые праздники при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак. (См.: Никольский. С. 396). Затем – тропарь, «Слава, и ныне» – кондак праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Два др. псалма, 91-й и 92-й, вероятно, были выбраны просто как ближайшие к 94-му (93-й псалом не соответствует радостному характеру литургии). Процесс развития обычая ежедневного пения А. перед литургией зафиксирован уже в древнейших литургических рукописях: в Россанском кодексе (Vat. gr. 1970, нач. XII в.) присутствует только 3-й из этих А.- Пс 94; молитвы 3 А. литургии содержатся в Барберини Евхологии (Vat. Barber. gr. 336, VIII в.); в Евхологии еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. 266, IX-X вв.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. в качестве А. указаны Пс 91, 92 и 94. Первоначально припевами 1-го были: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - троекратное «аллилуия»; 3-го - «Единородный Сыне» (при повторениях мог петься только конец этого тропаря). Последний стих 3-го А.- Пс 94. 6 («Приидите, поклонимся») - использовался в качестве входного стиха , после к-рого повторялся припев 3-го антифона, затем пели «Слава», «И ныне» и периссий, развившийся впосл. в тропари и кондаки по входе. С XI в. припевом 3-го А. стали слова: «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуия» (взятые из праздничных А.- см. ниже); последний, входной стих 3-го А., к этому времени уже измененный в христологический текст («Приидите... ко Христу»), с присоединением к нему нового припева превратился в песнопение «Приидите, поклонимся»; бывший припев 3-го А.- «Единородный Сыне» - стали петь в конце 2-го А.; припевом псалмовых стихов 2-го А. стал 2-й припев 1-го А. ( Mateos. Célébration. P. 46-61). См. также ст. « Вседневные антифоны ». В К-польской Церкви сложилась также традиция пения особых литургийных А. на Господские и Богородичные праздники. В списках Типикона Великой ц. IX-X вв. содержатся А.: Пасхи, Вознесения Господня , Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; впосл. их число умножилось. Первоначально пелся только один А., состоявший из псалма, содержание к-рого соответствовало смыслу праздника. Затем к нему прибавились 2 стоящие рядом с ним в тексте Псалтири, исходный А.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Хор: Приидите, поклонимся и припадéм ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды). 1 . В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит еще «входное», то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию. 2 . После входного стиха не поется «Приидите, поклонимся...», а поются тропарь и кондак празднику. 3 . Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих – в лице священнослужителей, входящих в алтарь,– с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения. 4 . Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: «Приидите, поклонимся...» 5 . В седмичные дни вместо «воскресый из мертвых...» поется «во святых Дивен сый...», а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): «Молитвами Богородицы...»; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: «...рождейся от Девы...», Крещения Господня: «...во Иордане крестивыйся...» и т. д. Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся...» входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол. Хор поет тропари и кондаки. 1 . Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, бывающего на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол. 2 . Кондак и тропарь – песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизнь святого. (Кроме того, кондак выражает и похвалу святому.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание. «Последование Литургии бывает порану» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»). Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу...» (дважды) и «Господи, устне мои отверзеши...». После начального возгласа Литургии свт. Иоанна Златоуста иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Иерей – 1-й стих: «Да воскреснет Бог...». Певцы: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды), и прочее пасхального начала (как в начале утрени). В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог...» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым...» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы...» – при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день...» – при каждении северной стороны престола. Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы. Антифоны Пасхи. Входное: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды); ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Примечание. Указанное начало Литургии, т. е. «Христос воскресе из мертвых...» со стихами (пасхальное начало), а также антифоны, входный стих, «Елицы во Христа крестистеся...» и причастен «Тело Христово приимите...» поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

С 528 г. указом императора Юстиниана был введен в богослужение тропарь «Единородный Сыне». Мы не знаем, где его сначала пели. До XII века он пелся на песненной Вечерне после 2-ого малого антифона ( Пс. 115 ) и после Пс. 50 в песненной Утрене, а также после 3-ого антифона Тритоекти (см. мою диссертацию, с.17, 18, 28, 29). В Литургии мы встречаем «Единородный Сыне» как воскресный тропарь в X веке. Он пелся обыкновенно с теперешним III антифоном Литургии ( Пс.94 ), единственным в то время псалмом входа (как до сих пор у армян). Шестой стих этого псалма «Приидите поклонимся» сохранился как входной стих до наших дней, даже когда перед Малым Входом поются другие 3 антифона. В Х-ом веке, по Типикону Великой Церкви, начало Литургии было следующим: a)  если перед литургией шла лития из другой церкви, великая ектения и молитва Трисвятого читались в церкви, откуда выходила лития. «Единородный» и псалом 94 пелись во время литии, Трисвятое пелось в начале Литургии. b)  если не было литии, то пелись сначала Пс. 94 и «Единородный», потом читались великая ектения и молитва Трисвятого и сразу Трисвятое. с) во время Пасхальной седмицы и в другие дни, когда бывало Крещение: Псалом 31 с «Елицы во Христа» заменяли входной псалом и Трисвятое. d) 14 сентября вход происходил при пении Трисвятого после «Слава в вышних Богу» в конце Утрени, когда вносили в храм Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту делалось сразу после этого входа при пении тропаря «Кресту твоему». Потом читался сразу Апостол Литургии. 4 ) В X веке, в некоторых случаях (напр. 7 октября – в день памяти великого землетрясения, или 11 мая – в день основания города), во время литии перед Литургией делалась остановка по дороге: или в другой церкви или в форуме. Тогда пелись три антифона, и патриарх читал три молитвы антифонов, между тем как диакон читал некоторые ектении. При входе в церковь для совершения Литургии иногда пелся еще входной псалом, а иногда пелось сразу Трисвятое. Когда пелся входной псалом, он часто сливался с 3-им антифоном. Часто в качестве антифонов были псалмы 91, 92 и 94 и, таким образом, последний антифон и входной псалом совпадали и, естественно, псалом 94 пелся только один раз. В этом случае «Единородный» пелся как «перисси», т. е. как добавочный тропарь в конце псалма. Когда на третьем антифоне будут петься разные тропари после входного стиха и кондаки после «Слава. И ныне», «Единородный» перейдет на второй антифон, так же как перисси. Воскресные тропари 8-ми гласов вошли в Константинополь с монашеским Октоихом из Палестины не раньше IX века. С VIII в. приготовление Хлеба и вина переносится с момента пения Херувимской на начало Литургии. Хотя приготовительный чин в начале был очень простым, со временем он становится сложнее, и в это время пелись антифоны в самом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Типикон Великой ц. не упоминает об исполнении песнопений В. Г. в к.-л. дни, кроме самого праздника, но уже синайский Канонарь IX-X вв. (известный по рукописям Sinait. gr. 2095, IX-X вв. и 210, X-XI вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 179-180) предписывает петь тропарь В. Г. вплоть до субботы перед Пятидесятницей, что свидетельствует о формировании праздничного цикла В. Г. В послеиконоборческих монастырских уставах Студийском и Иерусалимском, получивших после IX в. большое распространение в правосл. Церкви (Студийский устав), а с XIII-XIV вв. принятых в ней повсеместно (Иерусалимский устав), В. Г. празднуется по чину двунадесятого праздника ; его праздничный цикл включает 10 дней - 1 день предпразднства в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник в четверг и 8 дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе; чтения вечерни и литургии, праздничный тропарь - те же, что и в Типиконе Великой ц. (иногда состав паремий незначительно варьируется). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наилучшим образом отражающем первоначальную редакцию Студийского устава, в среду 6-й седмицы по Пасхе соединяются последования предпразднства В. Г., Октоиха и Минеи. В день праздника совершаются раздельно вечерня и утреня; на вечерне поется «Блажен муж» (1 «Слава»), после входа читаются 3 паремии; на утрене поется степенна 5-го гласа (видимо, из-за того, что 5-й глас - это рядовой глас Октоиха в 6-ю седмицу по Пасхе), прокимен Пс 46. 6, читается Евангелие Мк 16. 9-20, сразу после к-рого стихословится «Воскресение Христово видевше» . В качестве катавасии на каноне используются ирмосы канона Пасхи «Воскресения день». На литургии праздничные антифоны и вся служба - в целом те же, что и по Типикону Великой ц. (в качестве входного стиха используется Пс 46. 6, аллилуиарий со стихами Пс 46). В дни попразднства, включая 7-е воскресенье по Пасхе, поются стихиры и 3 канона В. Г. (по очереди 1, 4 и 5-го гласов). В пятницу 7-й недели (на отдание В. Г.) отменяется последование рядового святого Минеи (если нет памяти великого святого) и поется все последование праздника, как и в 1-й день, кроме входа вечерни и праздничных частей утрени ( Пентковский. Типикон. С. 268-272).

http://pravenc.ru/text/155108.html

В различных редакциях Иерусалимского устава вплоть до совр. печатных изданий (Типикон. [Т. 2.] С. 996-1008) богослужение цикла В. Г. излагается одинаково. В среду 6-й седмицы по Пасхе, на предпразднство В. Г., соединяются последования отдания Пасхи, Недели о слепом и предпразднства В. Г. (представлено только каноном на утрене); из-за отдания Пасхи служба этой среды имеет нек-рые характерные черты пасхального богослужения. Накануне самого праздника совершаются малая вечерня, затем - торжественное всенощное бдение, состоящее, как и обычно, из великой вечерни со входом и литией, утрени с полиелеем и великим славословием и 1-го часа. На вечерне «Блажен муж» не поется; после входа читаются паремии (те же, что и по Типикону Великой ц.). На утрене после Евангелия стихословится «Воскресение Христово видевше» - в честь минувшего праздника Пасхи и по причине тесной связи событий Воскресения и Вознесения. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., но антифоны избраны из Пс 46, 47 и 48, хотя в качестве входного стиха (к-рый должен происходить из того же псалма, что и 3-й антифон) сохранился Пс 46. 6. В период попразднства поются посвященные В. Г. песнопения, как взятые из службы праздника, так и составленные специально для дней попразднства. В 7-е воскресенье по Пасхе последование В. Г. поется, если только на это воскресенье не приходится память великого или храмового святого. Отдание в пятницу 7-й недели в Типиконе и Цветной Триоди практически не расписано, его устав соответствует уставу отданий др. двунадесятых праздников, т. е. службе с великим славословием на утрене. В случае совпадения праздника В. Г. с днем памяти великого святого, к-рому назначено совершение всенощного бдения (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), их последования соединяются. Образец соединения приведен в марковой главе под 8-м мая - днем памяти ап. Иоанна Богослова (Типикон. [Т. 2.] С. 631-632). В честь памяти великого святого на вечерне в составе всенощного бдения поется «Блажен муж»; в московском издании Типикона 1610 г. для этого случая указано пение на В. Г. 2 величаний (Л. 165).

http://pravenc.ru/text/155108.html

В навечерие Рождества Христова к первому антифону был припев «Заступи меня, Господи», ко второму – «Молитвами Богородицы» и к третьему – «Аллилуиа» вечерняя. В навечерие Богоявления к первому – «Помоги мне, Господи», ко второму – «Молитвами Богородицы» и к третьему – «Аллилуиа» двойная. Поскольку в дни павечерий совершался вечерний вход, а после него – чтение паремий, чередующееся с пением особых тропарей, по исполнении литургийных антифонов следовали ектения и пение Трисвятого 369 . В сами же праздники Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления к первому антифону был припев «Молитвами Богородицы», а в Пасху и в Пятидесятницу прибавляли и второй припев: «Молитвами святых». Ко второму в Пасху, в Вознесение и в Пятидесятницу – «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти: „Аллилуиа«». В Рождество Христово – «Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: „Аллилуиа»». В Богоявление – «Спаси нас, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: „Аллилуиа " ». К стихам третьего антифона прилагали тропарь праздника. При такой конструкции праздничных антифонов они не имели того завершающего момента, который в антифонах всего года имел место благодаря 6-му стиху 94-го псалма «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». Этот ущерб компенсировали произнесением входного стиха, который для данного праздника являлся наиболее выразительным. В Пасху это был стих «В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых» (67, 27); в Вознесение Господне – стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (46, 6); в Пятидесятницу – «Вознесися, Господи, силою Твоею; воспоем и поем силы Твоя» (20,14); на Рождество Христово – «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается» (109, 3 и 4); в Богоявление – «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (113, 3). В данном случае входной стих взят не из основного псалма, очевидно, потому, что в нем упоминается Иордан 370 . История литургийных антифонов заканчивается на сведениях, заимствуемых из Иерусалимского списка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010