Редка. Ботвенье с огурцами. Грибы холодные под хреном. Грибы вареные свежие. Грибы тяпаные с луком. Грибы маленкие с соком. Грибы печеные. Чернослив со пшеном. Шти с соком. Казначею с началною братиею: ботвенье с огурцами, шти с соком, горох хлебаной, грибы тяпаные; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье: шти с соком, грибы тяпаные, горох хлебаной. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 13 человек, веневских крестьян 2 человека, косцов 15 человек. Июня в 27 день, во вторник четвертой недели Петрова поста Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья без масла тож, что в понедельник четвертой ж недели. Казначею с началною братьею и священникам и братье только прибавочного пироги. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, каша хлебаная. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 13 человек, веневских крестьян 6 человек, косцов 15 человек. Июня в 28 день, в среду четвертой недели Петрова поста Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья без масла ж: Папошник. 3 пирога копытцами с соком. Пирог круглой сладкой. Пирог косой с соком. Пирог приказной з грибами свежими. Пирог долгой з груздями. Пирог долгой с луком. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Кисель клюковной. Редка. Ботвенье с огурцами. Грибы холодные под хреном. Огурцы свежесолные. Грибы вареные свежие. Грибы печеные. Грибы тяпаные с луком. Грибы маленкие с соком. Шти с соком. Манты со пшеном. Казначею с началною братиею: шти, горох хлебаной, каша соковая; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье тож, кроме пирогов и папошников. Дворяном тож, что и братье: шти, горох, каша соковая. На двор на расход: шти, каша хлебаная. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 13 человек, веневских крестьян 3 человека, лебедянских конюхов 4 человека. Да по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова, отпущено великого государя конюшенного чину конюху пол-осетра. Июня в 29 день, в четверток

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VIII. Стихиры, тропари, прокимны, ирмосы и каноны из служб Великого Поста В Неделю мытаря и фарисея Стихира на Господи воззвах, гл. 4 Братья, не будем молиться, подобно фарисею, ибо возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю в посте воззовем: «Боже, очисти нас грешных». Стихира на хвалитех Душа моя, познав различие между мытарем и фарисеем, возненавидь гордую молитву фарисея; подражай благоумиленной молитве мытаря и возгласи: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Кондак, гл. 4 Будем избегать фарисейского высокомерия и научимся смирению мытаря, в покаянных воздыханиях взывая: «Спаситель мира, очисти рабов Своих». В Неделю блудного сына Стихиры на Господи воззвах 1. гл. 1: Познаем, братья, силу таинства. Преблагой Отец, выйдя навстречу блудному сыну, возвращавшемуся от греховной жизни в отцовский дом, целует его и снова возвращает ему прежнюю честь и, закалая откормленного теленка, устраивает веселие, изображающее радость на небесах, где бы и нам удостоиться общения с человеколюбивым Отцом, пожертвовавшим Своим Сыном, Спасителем наших душ, достославно отдавшим Себя на заклание. 2. гл. 2: Молитву блудного приношу Тебе, Господи: «Я грешник пред очами Твоими, Благой; я расточил богатства Твоих дарований, но прими меня, кающегося, Спаситель, и спаси меня». Седален, гл. 1 Объятия отцовские раскрыть мне поспеши; блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель. Не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою. Кондак, гл. 3 От Отеческой славы Твоей безумно убежав, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому словами блудного сына взываю к Тебе: «Я согрешил пред Тобою, Милостивый Отец, прими меня, кающегося, и устрой, как одного из наемников Твоих». Стихира на хвалитех, гл. 4 Как блудный сын пришел я к Тебе, щедрый Отец, проведя всю жизнь на чужой стороне; я расточил богатство, данное мне Тобою; Боже, прими и помилуй меня, кающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Дух смирения даруй. Священное писание ясно учит, что Бог гордым противится, унижает высящихся, изливает благодать Свою на смиренных, и призирает на них оком Своей благости ( Лк.1:48, 52 ; Иак.4:6 ). Нужно ли, христианин, много убеждать тебя в том, сколь необходим для тебя дух смирения на поприще поста и покаяния? Чем похвалимся, приходя во врачебницу? Своим образованием. Но Бог требует не познаний, а дел. Своими достоинствами? Но Богу нужны не отличия, а уничижение. Если апостол мог похвалиться только своими немощами, то мы ли можем похвалиться своими добродетелями? Дух терпения даруй. Если когда нужно терпение, то особенно во дни нашего говения. Сколько нам бывает искушений со стороны плоти и мира! Плоть заставляет нарушить пост, а мир побуждает отложить раскаяние до другого времени; плоть старается погрузить совесть в усыпление, а мир – завлечь нас в забавы и увеселения. Что тут делать? Покориться плоти? Совесть запрещает. Послушать мира? Осудят другие. Борись и терпи, вот лучшее средство к побеждению искушений! Дух любви даруй. Что любить этою любовию? На что она нужна? Она нужна, дабы возлюбить целомудрие, без которого нельзя иметь общения с Богом, – смирение, без которого нельзя приносить истинного раскаяния, – терпение, без которого нельзя совершить подвигов поста и молитвы. Она нужна, дабы возлюбить воздержание в пище и питии, – упражнение в слове Божием, – бдение и молитву. О, как кстати испрашивается дух любви! Что без неё все наши добродетели? Не более, как тело без души. Любовь оживляет их и вводит нас в любовь Божию. Вот краткое очертание духа целомудрия, терпения и любви! Как хорошо иметь в себе этот дух! Он во всяком звании благотворен, во всяком месте нужен, во всякое время полезен. От чего же он мало примечателен в людях? От того, что мало употребителен. Все уважают целомудренную чистоту; но во многих ли она проявляется? Все одобряют смирение; но во многих ли оно действует? Все превозносят терпение; но у многих ли оно бывает? Все любят любовь; но многие ли любят ближнего, как самих себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Что же значат все эти оправдания наши? Не слышится ли в них все тот же дух гордости, для котораго нет ничего несноснее святаго смирения? Смирись, гордый человек! Познай ту истину, что на суде Божием кто больше себя обвиняет, тот и скорее и будет оправдан! Познай свою немощь, свое духовное разслабление; не бойся стать прямо пред чистым зерцалом Божиих заповедей и увидеть свое нравственное безобразие: святые отцы говорят: «аще кто узрит грехи свои без числа – яко песок морский – се начало здравия души!» Нет иного пути ко спасению, как познание грехов своих, и познавший их блаженнее того, кто удостоился видеть Ангелов Божиих! Се ныне время благоприятно, се ныне, святые дни спасительнаго поста: кто знает, доживешь ли даст ли тебе Бог дожить до будущаго св. поста, чтобы принести Богу покаяние в твоих грехах? Не упускай даруемаго тебе Богом времени? Кто знает: может быть и теперь Бог привел тебя в храм Божий затем, чтобы ты услышал мое слабое слово о необходимости покаяния, о том, как опасно откладывать это святое дело? Итак, не отлагай долее, не обманывай самого себя ложными оправданиями: не медля же поговей, раскайся чистосердечно во всех своих грехах и беззакониях, покажи Богу свою разслабленную душу, положи ее, как оные четыре мужа положили разслабленнаго, к ногам Христовым, и в таинстве св. Причащения соединись с Христом – целителем душ и телес наших, и верь: Он благостный Спаситель наш, исцелит тебя, скажет тебе Свое всемогущее: « в о с т а н и»! И ты обновишься духом, смиришься сердцем, почувствуешь, что в душе твоей зажжен тот огонек благодатной жизни, который привлечь на землю обещал Христос. А чтобы не погас этот огонек, потщися подливать в него елея добрых дел особенно дел милосердия: дивную, животворную силу имеют дела любви к ближнему, совершаемыя во имя заповедей Христовых! Не напрасно св. отцы называют заповеди Божии животворящими: оне животворят самую веру нашу, которая без дел мертва есть; оне исцеляют душу нашу от гордости и дают нам возможность сердцем ощутить, как близка к человеку смиренному благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

А " окончательно sine qua non " -- лишь в 1368. Палама жил еще 10 лет после этого. Автор не в курсе ни литургики, ни церк. истории. Постеснялся бы прилюдно так позориться. А еще в " Академическом " храме проповедь! Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:08 Дунаеву А.Г. Не следует быть чересчур категоричным, мы же православные. О.Августин в проповеди донес смысл учения Григория Паламы и показал светлость его личности. Мало кто сейчас говорит о Паламе, а его учение актуально и для священников (в том числе и будущих), и для мирян. Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 02:18 По-Вашему, православным не свойственна категоричность? Вы историю Церкви знаете? " Мало кто " ? Так до революции было, а сейчас все наоборот: мало кто вспоминает, что тогда во 2-ю Неделю Поста о Паламе почти не вспоминали. Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:35 Дунаеву А.Г. Православным свойственна терпимость и братолюбие.   Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 02:39 Но не к ересям в богословии и не ко лжи (ошибкам) -- в науке. И не надо путать факты с личностями. Александр Блуд 13 марта 2012г. 02:48 Если есть ошибки, укажите тактично, с братолюбием. Цель проповеди - донести спасительную истину, затронуть сердце. Это не богословский трактат. Дунаев А.Г. 13 марта 2012г. 03:02 Ошибки указаны. Сайт -- Богослов, а не Проповедник. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/2485297

Вчера вечером во время богослужения, и особенно после него, после трапезы, когда как будто какая-то внутренняя сила вырвалась на свободу и огласила шумом эти стены, я вспомнил о том времени, когда нес послушание регента хора, временами тяготившее меня тем, что в хоре пели люди, далекие от опыта церковной жизни. Когда проходила Страстная седмица или первая седмица Великого Поста, они вроде как приходили в себя, как-то удавалось привести их в некое особое состояние, но и через неделю, когда мы снова встречались с ними на спевке и на службе, я не знал, что с ними делать. Рассеяние, опустошение, внутренняя растрепанность, которую они приобретали в последующие дни вне опыта молитвенной жизни Церкви, очень сильно ощущалось, она не давала сделать пение по-настоящему церковным, по-настоящему осмысленным и подвигающим к молитве. То же самое, отчасти, произошло и с нами во вторую седмицу Великого Поста. Очень многое в нашей жизни имеет смысл: то, как говорится слово, то, какие жесты мы совершаем, то насколько громко мы произносим слова, кричим, радуемся, или наоборот высказываем негодование - все это свидетельствует о нашем внутреннем состоянии. Вчера, когда после ужина в храме совершалась исповедь, а выходящие из трапезы студенты начали громко что-то обсуждать, громко произносить какие-то фразы и даже кричать, это вновь напомнило мне печальный опыт управления хором, когда с таким трудом построенный домик внутреннего состояния человека легко разрушался, и приходилось все строить заново. В нашей жизни так происходит постоянно, и мы призваны не только сами строить домик своего сердца, но и способствовать в этом и другим людям - насколько нам позволяет мудрость, насколько у самих хватает сил. Но мы должны не забывать главного: цель нашей жизни - это обожение, и все в нашей жизни должно служить именно этой цели. Что бы мы ни делали в Церкви или в повседневной своей жизни, нам следует думать только об этом, потому что Господь уже определил нас, как народ избранный, как царственное священство. Шествуя к обожению многотрудным путем очищения сердца, мы должны во всякое время и на всякий час памятовать о том, что в ответ на эти, может быть, многолетние усилия Господь обязательно даст узреть нетварный Божественный свет. И та радость истинной жизни, которую мы получим через приобщение этому Свету, станет ответом на все наши усилия, на все наши борения, на все наши страдания переживания и скорби, превзойдя по силе своей годы всей нашей жизни, все то, что было тяжелым и что так нам с трудом давалось " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Хотя с положенными на этой утрени канонами храма и Триоди, по указанию Триоди Постной, стихословятся песни Свящ. Писания «Господеви поем», но Устав предписывает стихословить «Поем Господеви». Канон Триоди имеет и вторую песнь, поемую на 8; с ней второй песни Свящ. Писания (находящейся во Псалтири (Следованной), не глаголем, но припеваем (вместо стихословия второй песни Свящ. Писания): «Преподобнии Отцы, молите Бога о нас...» В сырную неделю (воскресение), равно и во все следующие за тем недели до недели Ваий, всегда, за исключением праздников только с бдением (см. в Уставе храмовые главы, гл. 34 и Марковы главы, 25 марта), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы, и после следующего за великой ектенией возгласа поется на рядовой глас Октоиха «Господи, воззвах» и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» Богородичен (из тех, которые печатаются в книге Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» Богородичен «в тойже глас Минеи» (см. в Триоди Постной, неделя сырная вечера). При пении Богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет «Свете тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вопием», и бывает пение великого прокимна (в недели сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего...»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние...»); за входом (не ектения «Рцем вси...», как на великой вечерне) следует «Сподоби, Господи...» и проч., как на вседневной вечерне. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Устав, неделя Ваий вечера) тропарь «Богородице Деве...» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Все христиане, как я сказал, подвизаются в первую великопостную седмицу. Но, как в субботу празднуем мы преславное избавление от осквернения, бывшее христианскому народу чрез посредство св. великомученика Феодора Тирона, а в воскресенье творим праздник в воспоминание православия и благодарим всеблагаго Бога славословиями и песнями, то в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностию, внушает отвратиться от св. поста, столь для нас спасительнаго и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине, я и напоминаю вам ныне и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага нашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытнаго чревонеистовства и не возвращайтесь более к удовлетворению недобрых пожеланий, коим удовлетворяли прежде столь долгое время; но как почтили мы первую неделю Великаго поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и все прочия. Да, братия мои возлюбленные, пожалеем себя самих и не попустим себе сгубить в наступающую седмицу, что собрали в прошедшую. Напротив надлежит нам паче поревновать о том, чтоб к стяжанному прежде приложить и другое что, а не разбрасывать зле, что прежде уэкономили добре. Для того воспоминай каждый, сколь великую доставил ему пользу пост, и сколь великую благодать получил он от Бога в эти немногие дни первой недели, и возгревай тем ревность на дальнейший подвиг поста. Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другаго укрощает гнев, — от одного отгоняет сон, другаго возбуждает на большее доброделание, — у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, — у другаго вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздныя и гнилыя слова, — а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякаго располагает внимать себе самому и свои собственные разсматривать грехи и недостатки. Пост мало–по–малу утончает греховный покров, лежащий на душе и разсеивает мысленный мрак ея, как солнце разсеивает туман.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа; но горе тебе, когда будешь судима. Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отравится он от ног твоих молитвами и постом. Слава: Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по Существу, как животворящему и просвещающему концы вселенной, Свету и Светилам, Жизни и Жизням. И ныне: Сохраняй город Твой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою и от Тебя получает крепость и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, торжествует над врагами и держит их в подчинении. Преподобному Андрею: Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, тления и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим твою память. Во вторник первой седмицы Великого поста На утрени на стиховне, гл. 3 Начнем, люди, непорочный пост, который есть спасение для душ. Будем со страхом работать Господу, помажем головы елеем доброделания и водою чистоты умоем лица; не будем много говорить в молитвах наших, но, как научены, так и воззовем: «Отец наш небесный, прости нам, как Человеколюбивый, наши падения». Прокимны на 6 часе , гл. 4 1. Внемли голосу вопля моего, Царь мой и Бог мой. Стих: Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои ( Пс. 5, 3.2 ). 2. Гл. 4: Господи, не в ярости Твоей обличай меня. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо я немощен ( Пс. 6, 2.3 ). На вечерне На Господи воззвах 1. Некогда изгнанные из рая за несчастное вкушение, поспешим опять войти в него воздержанием от страстей, взывая Богу нашему: «Ты, распростерший руки Твои на кресте, пивший уксус, вкусивший желчи и претерпевший болезни от гвоздей, извлеки, как гвозди, из наших душ все гибельные удовольствия и по милосердию Твоему спаси Твоих рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Но чем больше мы будем всматриваться в распоряжении нашего Государя, тем более мы найдем мудрого и полезного для каждого верноподданного в Его законодательстве. Как же после сего не быть нам благодарным к нашему Царю? И Слово Божие, и собственная наша польза обязывают нас молиться за Него. Впрочем пора кончить нашу беседу и повторить приглашение помолиться о нашем Царе–Помазаннике. Как нам о Нем молиться и чего Ему желать? – Наставление о всём этом вы услышите при молебном пении в нарочито-составленных для сего молитвах и прошениях, только слушайте и усердно молитесь, да даровал бы Ему Господь благополучное и мирное царствование, дабы и нам под Его защитою пожить в мире и тишине. Аминь. Слово во вторую неделю Великого поста И приведоша к Нему носяща разслабленна жилами, носима четырьми. ( Мк.2:3 ) Представьте участь упоминаемого в чтенном ныне Евангелии расслабленного, Лютая болезнь приковала его к одру так, что он не мог двинуть ни одним своим членом. Слышит о Всесильном Враче – Иисусе, исцеляющем всяку болезнь и всяку язву в людех, но не может сам и тронуться с ложа своего, не только что встать и идти к Небесному Врачу и просить Его об исцелении – и больной, беспомощный страждет на одре. Но вот нашлись люди сострадательные: четверо его ближних, уверенные во Всемогуществе Иисусовом, узнавши, что Он находится в одном доме и беседует с собравшимся к Нему народом, взяли больного вместе с его одром и принесли к Иисусу Христу. Но поскольку не могли пронести больного сквозь толпу стекшегося в большом количестве народа, то, раскрывши кровлю того дома, в коем находился Иисус и проломав потолок, спустили одр, на котором лежал больной, на средину пред Иисуса. Каково же предприятие, какова решимость, какова вера и любовь принесших расслабленного! За то Иисус, видев веру их, глаголя расслабленному: чадо отпущаются тебе грехи твои, тебе глаголю: восстани и возьми одр твой и иди в дом твой ( Мк.2:5,11 ). Христиане! И душа наша также бесцельна, также ослаблена грехами, как и сей расслабленный? Может быть и пробуждается в ней чувство того, в каком она находится бедственном состоянии и даже желание воспрянуть и приблизиться к своему Спасателю, но не подвижима лежит на одре греховного расслабления, лености и уныния. Кто же даст ей силы и крепость? Где, по крайней мере, найти ей сострадателей, которые бы влекли её для исцеления к Искупителю?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010