В первую неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали на императора Феофила, гонителя святых икон, но перед смертию раскаявшегося, общественное покаяние, молитва и пост. Будучи совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов. Когда же восторжествовало православие (в 842 г.) над гонителями икон – иконоборцами, тогда пастыри церковные возблагодарили Бога за водворение мира в Церкви, возгласили многолетие верным членам Церкви и вечную память подвижникам православия и осудили заблуждения еретиков, объявили, что их учение неправославно и что Церковь отлучает их от себя (анафематствует), но что они, вместе с тем, молят Бога об обращении их на путь истины, установили все это совершать ежегодно, составили чин Православия, который в кафедральных соборах совершается перед литургией по прочтении часов или перед окончанием литургии. В субботу второй седмицы Великого поста, подобно тому как потом и в субботы 3 и 4 седмиц, Церковь молится всем святым. Во вторую неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , митрополита Солунскою, жившего в XIV веке, который «православия догматы насадил и веры семя умножил добре и постник явился». Таким образом, в предыдущую первую неделю было совершаемо торжество православия, в эту же вторую неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе. В третью неделю Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, который для постящихся и сокрушающихся служит среди поста как бы «прохлаждением и укреплением», ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

13.04.2024 13 апреля Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу 2024 В четвертую субботу Великого поста 2024 года, 13 апреля, Православная Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу – особый день поминовения усопших. Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах – великопостные Родительские субботы – совершается во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6… 10.04.2024 Сегодня, 8 апреля, у православных началась четвертая седмица Великого поста 2024 В понедельник 8 апреля началась четвертая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. В субботу на этой седмице, 13 апреля, будет отмечаться третья великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших. В воскресенье 14 апреля Церковь отпразднует память автора монументального духовного труда «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.), посвятившего всю свою жизнь монашескому подвигу. Напомним, что основной акцент Великого поста – усиленная борьба человека со своими страстями, посещение храма и великопостных богослужений, усиленная молитва, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, совершение дел милосердия. В плане питания на время поста верующие воздерживаются от употребления определенной пищи – мясной, молочной… 08.04.2024 Сегодня, 7 апреля, православные празднуют Неделю Крестопоклонную 7 апреля, в третье воскресенье Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует Неделю Крестопоклонную (по церковному, Неделя – это и есть воскресный день, а собственно семидневную неделю называют седмицей). По установившейся традиции, Крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Украшенный Крест выносится из алтаря, ставится посреди храма и находится там до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Часто спрашивают: почему орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах,…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Чтобы воздержать дух от гордости, надобно, сколько возможно, чаще обращать ум на свои немощи и недостатки, грехи и пороки. И когда ум увидит в духе близко и ясно чёрные пятна, то не может не сознавать нужды в очищении себя и убелении. И чем более сознания, тем менее гордости и надмения, тем ближе он к обращению, к смирению и сокрушению; а это и нужно к довершению поста душевного. Ибо, на кого взирает Господь? На кроткого, смиренного и трепещущего словес Его ( Ис.66:2 ). Кому даёт благодать? Смиренным. И какая жертва Ему самая угодная? Дух сокрушен и, сердце смиренно ( Пс.50:19 ). Итак, истинный пост простирается не на одно тело, но и на душу и дух, так что мы должны поститься всем существом своим. Пусть постится тело со всеми своими удами: это нужно, чтобы душа воздержалась от страстей и грехов. Пусть постится душа со всеми своими мыслями и желаниями, чувствами и намерениями: и это нужно, чтобы гордость духа ослабла и обезсилела. Св. Христова церковь требует от нас троякого воздержания: от снедей, утучняющих тело, от грехов и страстей, расслабляющих душу, от гордости, помрачающей дух. Сие троякое воздержание приносит и троякую пользу. Сравним тело до поста, и после поста: когда оно юнее, легче, удободвижнее? После поста. Сравним душу: когда она благоговейнее, целомудреннее, возвышеннее? После поста. Сравним дух: когда он смиреннее н сокрушеннее? Также после поста. Видите, братия, весь человек изменяется на лучшее. Можно ли не поститься? Если хотите приобщиться, – и как не хотеть? – св. Христовых Тайн, то непременно приготовьтесь к сему важному делу постом. Пост сделал Моисея способным принять закон на Синае, Илию – видеть славу Божию на Хориве, Предтечу – проповедовать покаяние и крестить Спасителя нашего, апостолов – принять Духа Святого в день Пятидесятницы: неужели не сделает и нас, братия, достойными вкушения Божественной трапезы? Сделает! Только станем поститься телесне и духовне. Заключаю беседу мою воззванием св. церкви: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления, сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

«...В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...». Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Евангелие Крестопоклонной недели Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят в рубрике «Евангелия Великого поста» . Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. Читать далее

http://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya....

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

http://pravoslavie.ru/20937.html

А были времена, христиане, когда все присутствующие во храме при Божественной Литургии, все без изъятия приступали ко святой Тайне. Быть на Литургии значило быть у святого Причастия, как видно из описания собраний христианских у св. Павла в послании к Коринфянам 133 , и лишение Причастия было истинным наказанием. Св. мученик Иустин, писатель второго века, говорит, что были у христиан, кроме особенных случаев, непременные собрания всех в городе и по селам в каждый воскресный день, что все причащались св. Евхаристии, что она, по окончании богослужения, диаконами относима была и к тем из христиан, которые не могли быть в собрании, находясь в темницах или на одрах болезни. То же обыкновение продолжалось в третьем, четвертом и пятом столетии, как видно из писаний св. Отцов Церкви, хотя в больших городах, каков, напр., Константинополь, конечно, по рассеянности жизни, и упадало уже сие святое обыкновение, как нередко имел случай с жалобой говорить св. Златоуст. Впрочем, из бесед сего святого учителя видно, что христиане приступали ко святому Причащению по крайней мере в великие праздники, как и упоминается у св. Златоуста о том при празднике Крещения Господня, Св. Пасхи, Великого Четвертка. Памятником необходимости и учащения святой Евхаристии остается доныне Литургия, так называемая Преждеосвященных, в среды и пятки Великого поста совершаемая. Поскольку время Великого поста не дозволяет в другие дни, кроме праздничных, совершать Литургии полной, так как во время духовного сетования или покаяния, каково есть время поста, не может быть дозволено даже и духовное торжествование, каковым по справедливости почитается Литургия в полном ее чине; а молитвенное терпение христиан требует частейшего духовного подкрепления хлебом жизни: то и установлен с самых Апостольских времен обряд Причащения святыми Тайнами Преждеосвященными. Так говорит история христианства. Мы говорим ныне к вам, христиане, что единожды в год все вы должны приобщиться святых Таин. Представьте же себе: если бы кто возвратился в наш век из скончавшихся в первые века христиан и услышал у нас такое учение; он изумился бы и сказал: «Господи Боже! Что теперь говорят в церквах? Говорят, чтобы единожды в год христианам приобщаться? Сообразно ли такое учение с древним, когда требовалось столь частое приобщение?». Так, братия мои, сделал бы древний христианин упрек самому учению нашему к вам. Но мы вынуждены были бы сказать ему, что и однократного в году приобщения исполнить не могут, не хотят некоторые из нынешних христиан, а некоторые и совсем не имеют в богослужении своем святого Причастия. «Что же тут за христианство ?» – сказал бы муж праведный, разумеющий всю важность дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932–1991) – магистр богословия, выдающийся священнослужитель РПЦ. Великопостному богослужению в «Лекциях по литургике» посвящена глава, в которой вопросам древности Великого поста, его значению, понятию о Триоди Постной, общим понятиям о подготовительных Неделях Великого поста уделено 20 страниц; общим понятиям о великопостном богослужении – 42 страницы; Входу Господню в Иерусалим – 19 страниц. Основным принципом изложения является порядок и особенности богослужения в двунадесятые праздники, праздники в честь Пресвятой Богородицы, Господские праздники, в великопостные дни, в дни Триоди Цветной, Неделю вторую по пятидесятнице и Петров пост. Протоиерей Константин Никольский – протоиерей церкви Успения Пресвятой Богородицы на ул. Сенной в Санкт-Петербурге конца 19 – начала 20 в. Основным трудом по теме Великого поста является учебник «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» (1901). Книга представляет собой краткое, но достаточно обширное по тематике введение в содержание православного богослужения. Ее объем 328 страниц. Книга содержит 18 глав. Великому посту посвящены параграфы из главы «О днях богослужения подвижных»; «Дни пения Постной Триоди»; «Дни приготовительные к посту»; «Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная»; «Великая четыредесятница», – всего 18 страниц текста. Автор исследует хронологический порядок четыредесятницы, начиная с приготовительных недель в соответствии с Постной Триодью; уделяет внимание богослужебным особенностям в дни пения Постной Триоди. Значение его книги – руководство к изучению устава для обретения знаний о чине богослужения. К историческим сочинениям относится труд И.А. Карабинова – богослова, профессора Санкт-Петербургской духовной академии «Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов», который является его магистерской диссертацией, написанной в 1910 г. Ее цель – проследить историю складывания сборника Постной Триоди. В книге содержится три главы: 1. План Постной Триоди; 2. Состав Постной Триоди; 3. Редакции и славянские переводы Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта Триодь содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к Великому посту и для дней самого Великого поста (т.е., для дней св. Четыредесятницы и Страстной седмицы). От такого содержания она получила свое название «Постной». Общий тон и характер Постной Триоди – молитвенно-покаянные. Все песнопения и чтения, содержащиеся в Постной Триоди, отличаются глубокой назидательностью и невольно располагают слушающих к искреннему молению, вызывают чувство раскаяния в грехах, жажду поста, покаяния и исправления и возбуждают веру и надежду на Искупителя падшего человечества. Выбор и расположение предметов, изображаемых в службах Постной Триоди, их взаимное сочетание, их сообразность с обстоятельствами времени и существом дела, их трогательное, унылое и вместе святым упованием растворенное выражение, – все направлено к тому, чтобы заставить грешника войти в себя и сознать свое недостоинство; все учит его, чтобы он отринул высокопохвальную гордыню фарисейскую, смиренно молился, как мытарь, каялся, как блудный сын, трепетал страшного суда Божьего, рыдал подобно падшему праотцу; чтобы подъял спасительные труды поста в течение св. Четыредесятницы, подражая своему Спасителю, четыредесять дней постившемуся в Иорданской пустыне; чтобы, на рыдание приложив рыдание и проливая слезы, взирал на великие дела Господни, совершенные Им в последние дни земной жизни Его, чтобы мысленно страдал и распинался со своим Искупителем. Начинаясь с недели Мытаря и Фарисея, Триодь Постная обнимает седмицы и недели приготовительные и Великий пост, кончая Страстной седмицей. Но составу своему она подобна Октоиху и отличается от него как содержанием своих песнопений, выражающих, применительно ко времени, чувство истинного покаяния, так и тем, что на будничные дни содержит вместо полных канонов, какие находятся в Октоих, не полные. 252 В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20), наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX вв., каковы: Андрей Критский , Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин , Иосиф, Феодор и Симеон Студиты, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого Синаксаря Постной Триоди, свв. Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них Триодь Постная была умножаема в своем составе до XIV века. Так, после них в нее были внесены Синаксари, последования в неделю православия, в неделю вторую, четвертую и пятую св. Четыредесятницы. Три последние последования сама наша Триодь называет учреждением новейшим. А. Приготовление к Великому посту

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Я сделала наиболее загруженным членам семьи выдержки на каждую седмицу поста: выделила по 8–10 тропарей и несколько стихир, напечатала, раздала, и теперь наша семья второй год будет погружаться в атмосферу Триоди, вместе с Церковью проживать каждый день, приближаясь к Пасхе. Еженедельный тонус – каждую неделю поста проживать, твердо помня и держа в сознании ее итог. Скажем, во вторую неделю уже с понедельника молиться, чтобы Господь (в нашу нищенскую, конечно, меру) позволил и нам причаститься его Божественной Благодати, стать участниками Просвещения. Третью начать и провести в памяти о приближающемся поклонении Кресту. Четвертую прожить, заглядывая в «Лествицу» или особенно усердно изучая иную, более приближенную к нашим временам, святоотеческую книгу. Пятую провести, помня, что посту осталось совсем немного, а истинное покаяние – перемена – все еще от нас далеки. Шестую прожить в доме Лазаря, ожидая приближения Христа. И каждый день поста помнить, что его цель – Воскресение . 2. Молитва. Тут все, в принципе, понятно. Тем более что выше уже сказано о Постной Триоди. День, разумеется, начинаем всегда с молитвы, освящая его начало. «По начатку дня я узнаю все его течение», – говорит Иоанн Лествичник. Если уж для великого подвижника важно начать день с верной ноты, тем более это актуально для нас, слабеньких и духовно тщедушных. Тут есть еще такой момент: как бы мы ни торопились, в начале молитвы хорошо бы положить хоть два-три поклона. Водится за нами такой грех, привычка схватить молитвослов, «вычитать» молитвы и бегом, бегом по делам. Хотя всем уже давно известно, что лучше одну молитву с сердечным вниманием произнести, чем десять отбарабанить. Но все же. А несколько поклонов как-то автоматически выдергивают из круговерти, остепеняют, и молитвословие, каким бы кратким оно по недостатку времени ни было, все же получается более трезвенным и собранным. О чтении Постной Триоди сказано выше. К вечерним молитвам прекрасно было бы ввести дополнение в виде Иисусовой молитвы . Даже самое малое число молитв уже согревает сердце…

http://pravoslavie.ru/159170.html

День победы над ересью иконоборчества стал праздноваться как торжество православного исповедания над всеми искажениями веры. Празднуя это Торжество Православия в первое воскресенье Четыредесятницы, мы идем вслед за тем, первым византийским чином: торжественное утверждение иконопочитания было совершено царицей Феодорой именно в первое воскресенье Великого поста. Связь с аскетикой Поста, с его внутренним деланием здесь, казалось бы, скорее внешняя, ассоциативная… Но это только при поверхностном взгляде. Снова Триодь дает нам в службе этого дня важнейшие ключи к тому, чем мы будем жить в предстоящие недели. Вовсе не случайно мы празднуем именно утверждение почитания икон, а не просто правоверия. Служба обращает нас к цели нашего странствия — запечатлению, а точнее расчистке, восстановлению образа Христова во внутреннем человеке. Об этом говорит кондак праздника: Неописанное ( неизобразимое ) Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаемь ( изобразилось при воплощении ), и оскверншийся образ в древнее вообразив ( вернув к первоначальному образу ), Божественною добротою смеси ( соединило с Божественной красотой ). Но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем ( изображаем ). Наша подлинность, наша правда — это образ Божий в нас. Он замутнен, помрачен, но этот «оскверншийся образ» может и должен «в древнее вообразиться» — вернуться к первоначальной чистоте и силе. К этому и направлен путь Поста. И одновременно — к Боговидению. Триодь неоднократно поминает в связи с постом боговидцев Ветхого Завета — Моисея и Илию. Моисей дивный, постом очищься, виде Желаемаго. Сему убо поревновавши, смиренная душе моя, потщися в день воздержания от злых очиститися, яко да Господа? дающаго тебе оставление и очищение и избавление, узриши Сущаго, Благаго и Человеколюбиваго ( в Неделю вечера ) Постов ныне двоеседмичие ( то есть вторую седмицу ) светло начнем, совершающе день от дне, братие, колесницу огненну соделавше нам, якоже Илиа Фесвитянин, четыре великия добродетели, ум возвысим безстрастием, плоть вооружим чистотою, текуще и побеждающе врага.

http://pravmir.ru/pisma-triodi-vremya-ve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010