Учение Спасителя о Царствии Божием в последней группе притч находится в самой тесной связи с мыслью о Его втором пришествии. Господь, говоря о Своем втором пришествии и последующем суде убеждает нас всегда «бодрствовать», постоянно трудиться над своим исправлением. Действительно, ничто не располагает так к усердию, как ежедневное приготовление себя к отчету перед Богом. Ведь в сущности, с наступлением смерти мир заканчивает для нас свое существование и наступает для нас час суда. Чтобы этот смертный час не был для нас неожиданным и трагическим событием, Господь рассказал притчу О Рабах, ожидающих пришествия своего господина   «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими, и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны те рабы, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими, истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Лк. 12:35-40).   Как и в предыдущей притче о десяти девах, так и в этой под «горящимисветильниками» надо понимать духовное горение, то есть усердное служение Богу, когда в нашем сердце пребывает свет Божественной благодати. «Благодать Божия», по свидетельству преп. Иоанна Кассиана , «всегда направляет волю нашу в добрую сторону, однако, и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности, чтобы щедрое даяние даров ее не явилось беспричинным, подает их после нашего желания и труда. При всем том однако же благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия воздает с безмерною щедростью». Подобную мысль высказывает и преп. Исаак Сирский: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». Заключение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Юродивые же, видя, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище (рынок), да купят елея, не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище – жизнь наша, двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху – смерть человеческая, девы мудрые и юродивые – души христианские; елей – не дела, но получаемая через них благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющая от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе.” Учение Спасителя о Царствии Божием в последней группе притч находится в самой тесной связи с мыслью о Его втором пришествии. Господь, говоря о Своем втором пришествии и последующем суде убеждает нас всегда “бодрствовать” , постоянно трудиться над своим исправлением. Действительно, ничто не располагает так к усердию, как ежедневное приготовление себя к отчету перед Богом. Ведь в сущности, с наступлением смерти мир заканчивает для нас свое существование и наступает для нас час суда. Чтобы этот смертный час не был для нас неожиданным и трагическим событием, Господь рассказал притчу О Рабах, Ожидающих Пришествия Своего Господина “Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими, и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны те рабы, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими, истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий” ( Лк.12:35–40 ). Как и в предыдущей притче о десяти девах, так и в этой под “горящими светильниками” надо понимать духовное горение, то есть усердное служение Богу, когда в нашем сердце пребывает свет Божественной благодати. “Благодать Божия”, по свидетельству преп. Иоанна Кассиана , “всегда направляет волю нашу в добрую сторону, однако, и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности, чтобы щедрое даяние даров ее не явилось беспричинным, подает их после нашего желания и труда. При всем том однако же благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия воздает с безмерною щедростью.” Подобную мысль высказывает и преп. Исаак Сирский: “В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими.”

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Что именно произойдет тогда с земным шаром, на котором мы живем? Будет чем-либо нарушена правильность его вращения вокруг нашего Солнца, и он будет притянут Солнцем и как бы поглощен им? Или само Солнце охладеет настолько, что перестанет быть источником света и тепла? Или произойдут какие-либо другие перемены в нашей планетной системе – все эти вопросы остаются открытыми; да и разрешение их было совершенно излишне при объяснении Апостолам признаков кончины мира. Для них достаточно было знать, что за этими явлениями последует открытие Царства Небесного, новой блаженной Вечной Жизни. Все эти необычайные явления, к которым присоединится небывалое волнение моря, приведут людей в недоумение и как бы в оцепенение; затем, когда они, наконец, поймут, что на них надвигаются страшные бедствия, то в унынии станут рыдать, падать духом, изнывать и с отчаяния даже умирать. Но верующие во Христа и исполняющие волю Отца Его не должны ни бояться, ни унывать; напротив, когда начнет все это сбываться, они должны радоваться, что приближается избавление их от этой земной жизни и начало блаженства в Жизни Вечной. Тогда пусть смело поднимут взоры свои к небу и увидят в нем знамение Сына Человеческого, а затем и Его Самого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой. Какое именно знамение явится – Иисус не сказал, да и Апостолы не спрашивали Его. Очевидно, что это будет такое знамение, которое не оставит в людях ни малейшего сомнения в том, что оно знаменует шествие Христа. По мнению Иоанна Златоуста , таким знаменем будет крест. И когда явится это знамя Христово, все поймут, что настал Страшный Суд; и тогда восплачут все племена земные, все люди, которые сознают себя неподготовленными к встрече Христа-Судьи, – которым нечем оправдаться пред Ним; и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их . Говоря о Своем Втором Пришествии, Иисус употреблял выражения и образы, удобопонятные для Апостолов, взятые из жизни евреев. Моисей, ведя евреев в землю обетованную, созывал их в собрания и для отправления в дальнейший путь приказывал трубить в серебряные трубы (см. Числ. 10, 1–10 ); этот способ созыва обратился в обычай и соблюдался евреями и в последующие времена. Выражение от четырех ветров употреблялось в разговорном языке евреев для обозначения четырех стран света, востока, запада, севера и юга; выражение же от края небес до края их употреблялось и в ветхозаветных книгах для обозначения всей земли, всего пространства земного шара, населенного людьми (см. Втор. 4, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Можно понимать это в смысле пророчества о торжестве смерти над врагами царства Божия, – гибели их и следственно о безопасности от них Царства Божия. Но Ап. Павел приводит это пророчество по другому чтению (Феодотиона): пожрета бысть смерть победою. Здесь идет речь не о торжестве смерти, а наоборот о торжестве над смертью , об уничтожении смерти, которое последует по воскресении из мертвых при втором пришествии Христовом ( 1Kop. XV, 54 ). То и другое чтение одинаково соответствует дальнейшим словам пророка о будущем времени. Наступит время, когда бедствия земной жизни прекратятся, когда человек, свободный от врагов спасения и от смерти, будет блаженствовать по душе и телу, когда Господь отнимет всякую слезу от всякаго лица, когда Он избавит людей Своих от поношения на всей земле, – когда все страдальцы земли, терпевшие укоризны и клеветы от врагов их веры, будут только радоваться и веселиться. Ясно, что пророк, изображая такое состояние людей в будущем, имеет в виду царство славы, имеющее открыться по втором пришествии Христа. Это царство славы имеет в виду и Ап. Павел, когда со слов пророка говорит: пожрета бысть смерть победою, и Ап. и Евангелист Иоанн Богослов, когда говорит, что он увидел новое небо и новую землю и услышал громкий голос с неба, что Господь у имеющих жить на этом новом небе и земле отрет всякую слезу с очей их, и что смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее уже прошло (Апокалипс. XXI, 1. 3. 4). Иоанн, говоря сие, повторяет слова рассмотренного пророчества, и несомненно, что это пророчество непременно исполнится, ибо уста Господа глаголаша сия. Uc.XXV:9 . И рекут в день оный: се Бог наш, на-Ньже уповахом, и спасет нас. Сей Господь, потерпехом (ждали) Его, и возрадовахомся, и возвеселихомся о спасении нашем Христос, по пророчеству патриарха Иакова, есть Чаяние, или предмет чаяния, языков. Их чаяние исполнилось: в Церковь Христову призваны все народы. Они с радостью вошли в состав ея; но несравненно большею радостью они исполнятся в тот день, когда вместо царства благодати наступит царство славы, где не будет ни смерти, ни слез, ни вопля, ни болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Это было в конце первого или в начале второго христианского столетия. Великие апостолы Христовы Петр и Павел жили и писали свои послания за полстолетия раньше. В это время мнение о бессмертии евангелиста Иоанна Богослова могло не только существовать во всей своей силе, а даже могло иметь более обширный смысл. Не ограничиваясь одним возлюбленным учеником Христовым, оно могло простираться и на других апостолов, и современных им христиан. Люди могли думать, что счастье, обещанное евангелисту Иоанну Богослову, будут с ним разделять и другие апостолы, и их современники. На каком же основании? На основании, опять, слов Христовых, неточно понятых. Прощаясь с учениками Своими накануне Своих крестных страданий, Господь говорил им: «в доме Отца Моего обителей много. А если бы не так; Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). Вот опять условная речь – «Я сказал бы», – которую, опять, не трудно было превратить в безусловную, основываясь на других словах Христовых, которые Он изрек в Своей пророчественной речи о разрушении Иерусалима и Своем втором пришествии: «не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф.24:34 ). По редакции всех трех евангелистов, эти слова сказаны были прямо вслед за предсказанием о втором пришествии, хотя и относились не к нему, а к разрушению Иерусалима, о котором речь шла выше. Как бы то, впрочем, ни было, но мы знаем, и знаем, наверное, что современники апостолов с нетерпением ждали дня Господня и страстно желали дожить до Его второго пришествия. Об этом весьма ясно свидетельствует св. ап. Петр в следующих своих словах: «какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия» ( 2Пет.3:11–12 )? Для таких-то именно людей и писал св. ап. Павел, изрекая те предсказания о дне Господнем, которые мы привели выше. Эти предсказания, если и не по форме словесного выражения, то по мысли, по существу дела, без всякого сомнения, имели условный смысл и могут быть переданы нами в такой условной форме: «братия мои! Ожидая с нетерпением Господа, вы считаете, как будто бы, за какое-то несчастие для себя умереть, не дожив до Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Этого, как и всякого насилия над ближним, Христос никогда не позволял. Насилие – грех. 31. Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31) Если богатый не милосерд к бедному, тем хуже для него самого: злая участь ожидает его после смерти. Бедняк же, который терпеливо и безропотно страдал на этом свете от жестокосердия богатого, получит в Царствии Небесном щедрые награды. Христос объяснил это в следующей притче. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал большой пир. Был также нищий, по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача весь покрытый ранами и надеялся напитаться крошками, которые падали с его стола. Нищего никто не лечил, только собаки лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена ангелами в Царство Небесное к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили, а душа попала в ад. И вот, богач среди адских мучений поднял глаза и, увидав далеко в Царствии Небесном Авраама и с ним Лазаря, громко закричал: «Отец Авраам! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец своего пальца и прохладил язык мой, потому что я страшно мучаюсь в этом пламени». Но Авраам отвечал: «Сын мой! Вспомни, что ты получил доброе твое (то есть счастье) в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами такая великая пропасть, что перейти ее невозможно». Тогда богатый сказал: «Так пошли Лазаря в дом моего отца. У меня пять братьев – пусть он расскажет им все, чтобы и они не пришли в это место мучений». На это Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. А если их не послушают, то не поверят, если бы кто и из мертвых воскрес». 32. Учение Христа о воскресении мертвых, втором Его пришествии и страшном суде (Ин. 5:26–29; Мф. 25:31–46, 12:36) Вот, что говорил Христос о воскресении мертвых: «Наступит время, когда все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и выйдут из них: делавшие добро пойдут в вечную жизнь, делавшие зло – на вечное осуждение». О втором Своем пришествии и суде над людьми Христос говорит так, называя Себя Сыном Человеческим: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Святитель Иоанн Златоуст утверждал: " ...Общее воскресение, участниками которого явятся и нечестивые " И в другом месте: " Воскресения... вкусят все... но не все в славе будут " Мы каждый день проповедуем в Символе Веры " воскресение мертвых " , а в литургии святого апостола Иакова говорится более категорично: " ...верую в воскресение всех мертвых " Итак, воскресение тела ждет нас в будущем веке, т.е. во Втором Пришествии Христа Бога Нашего. Воскресение наше совершено Сыном Божиим через Его Воскресение. Эта небесная перспектива, открытая нам, нашему телу и плоти, по сути своей божественна и спасительна, ибо от Бога нам подана и к Богу приводит. В этом смысле воскресение тел наших уже на земле может быть наследовано нами через Церковь, Которая есть Его Тело. " Христово Воскресение, происшедшее из Его крестного страдания, содержит тайну воскресения всего тела Христова [т.е. Церкви] " (Ориген) В завершение темы телесного воскресения (далеко не исчерпанной) приведем таинственное пророчество преподобного Максима Исповедника: " Тогда [во Втором Пришествии] и человек, как часть с целым и как малое с великим, совоспрянет с миром, получив обратно силу непреходящего нетления. Тогда тело уподобится душе и чувственное - умопостигаемому, благодаря ясному и деятельному присутствию во всем и каждом соразмерно проявляющейся божественной силы... " 4.4.3. Обожение телесное Обожение как высшее, хотя и беспредельное бытие человека, бытие в Боге и с Богом - тема не только антропологическая, но мы должны ее коснуться, так как проблема духовного обожения не всегда разрешается на телесном, плотском уровне. Антитеза телесному обожению исходит из послания к коринфским христианам святого апостола Павла: 1Кор.15:50: Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Этот стих понимается Церковью, во-первых, как утверждение примата духа над плотью, а во-вторых, " плоть и кровь " как синоним греховного. Плоть и кровь - как источник плотских побуждений и грехов. " Не наследует " Царства Небесного непреображенное тело, не очищенная от тления плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

( Матф. 25:31–46 ). В прошлое воскресенье, в притче о блудном сыне говорил нам Господь о Своем беспримерном человеколюбии к нам. Сегодня же говорит о втором пришествии и о страшном суде. Второму пришествию, говорит Господь, будет предшествовать «скверная дерзость» Антихриста – тягчайшее гонение на веру, и если бы не свел ее Господь на короткое время, «не спаслась бы никакая плоть» (Матф. гл. 24). К чистой и благочестивой жизни призывает Евангелие нас, ожидающих «дня Господня». И мы, за ап. Павлом повторяющие: «наше жительство на небесах, откуда и ожидаем мы Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Фил. 3:20 ), – чрез дела благотворения, человеколюбия, любви, милости и сострадания, увенчанные смирением – идем ко Христу и в Нем утверждаемся. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь», – говорит Господь, ибо во втором Его пришествии «восплачутся все племена земные». Племена земные – это те, кто всецело прикован к земле, кто упорствует в неверии и нерадении о своей душе, кто упорствует во всецелой приверженности к земному. «Бог воздаст каждому по делам его», – говорит ап. Павел, – «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим. 2:69 ). Радостью исполнятся живущие во Христе, а живущие по плоти – стыдом, скорбью и унынием. Все дал Творец человеку для его возрастания в Добре. Но когда увидит, что по свободному изволению человека Зло снова первенствует, настолько увеличилось, что люди, оставив Христа – Слово Божие, поклонились и подчинились Антихристу, Он снова сойдет на землю, но уже не как долготерпящий, не в унижении, а как Судия, отделяющий неизлечимых от здоровых. Сойдет в великой славе – «сядет Он на престоле славы Своей». Это было открыто еще и пророку Даниилу, который писал: «вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями.... и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда дошел Он до Ветхого днями... дана Ему всяка власть и честь; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Него». Согласно с этим пророчеством Даниила, и Евангелие говорит: «соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ». И овцами называет Господь праведников: они тихие и кроткие, в своей жизни идут путем, который указан человеку Христом. Козлами называет грешников: они дерзки, немилосердны и беспутны, живут в поклонении идолу, их идол – «природа» и плотское мудрование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

2Ин.1:5 .  И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 2Ин.1:6 .  Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. " Не как новую заповедь». И это согласно с тем, что говорится в первом послании ( 1Ин.2,7 ). Прибавляет и требование заповеди: «чтобы мы любили друг друга». И объясняет о любви, что сущность ее заключается в хождении по ней, и заповедь о ней есть заповедь от начала, и дана не для чего иного, как для того, чтобы вы поступали по ней. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 2Ин.1:7 .  Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: Постоянно говорит об одном и том же. Заповедью о любви убеждает к единению, к тому, чтобы они не переходили к обольстителям. Которые уже ходят по миру и отвергают пришествие Господа во плоти. Говоря о хождении по заповеди, данной от начала, показывает, что мнение заблудившихся еретиков ново, и убеждает верных держаться этой изначальной заповеди, а не увлекаться обманом еретиков. Ибо и Христос Своим ученикам относительно обольстителей заповедал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» ( Лк. 21,8 ). Итак, всем, соблюдающим заповеди, повелевает не обманываться, но почитать антихристом того, кто скажет это. В греческом тексте сказано: «не исповедающие Иисуса Христа грядущего ( ρχμενον, а не «пришедшего» – λθντα) во плоти " , из чего видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Его, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти; то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. Кто верует, что Господь приходил, тот с верой примет и обещание Его. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выразился апостол: «грядущего», а не «пришедшего», чтобы одним словом обнять отвергающих оба пришествия Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца встретите праздник: то встретите его достойно, по христиански и с пользой для души своей. Аминь. Приидет Сын человеческий в славе Своей. ( Мф.25:31 ). 74. Поучение о втором страшном пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа 7 Недавно, возлюбленные, мы праздновали первое пришествие Христово, т.е. Рождество Господа нашего Иисуса Христа, а теперь творим память второго пришествие Его; (недавно мы славили Рождество Христово, а теперь слышали, что Иисус Христос приидет с небес на землю с силой и славой многою). Недавно радовались мы о первом Его пришествии, а ныне пришлось трепетать второго Его пришествия. Один и Тот же – и в первый раз пришедший и имеющий придти в другой раз; но не одинаково то и другое пришествие. В первый раз Он приходил, как агнец, кроткий и незлобивый; во второй раз придет, как лев, грозен и мстителен. В первый раз пришел взять на себя грехи всего мира и даровать всем прощение; в другой раз придет судить грехи всего мира и воздать каждому по делам. Прежде Он приходил грешников спасти; во второй раз приидет судить грешников и предать их вечной смерти. Тогда Он пришел не нечаянно, но тогда, как исполнялись одно за другим пророчества и пришло время Пречистой Деве родить Его; пришел тихо, без шума и молвы, как говорит премудрый: молчанию содержащу всех, и нощь своего течение пол пути имешие, всемогущее Слово Твое, Господи, исходящи от небеси, от престол царских, прииде ( Прем.18:15 ). Во второй раз Он придет уже внезапно, со страшным шумом: будет колебаться земля, потрясутся горы, будут восставать из гробов мертвецы; все дела рук человеческих будут объяты пламенем, моря будут необыкновенно сильно волноваться, небеса страшно изменятся, все стихии придут в возмущение и беспорядок. О! как страшно будет второе пришествие Господне! Второе пришествие обыкновенно называется страшным судом: и справедливо: потому что на нем будут судимы живые и мертвые. Страшен суд: ибо устрашит всякое создание небесное и земное, невидимое и видимое. Страшен будет небесным тварям: ибо силы небесные подвигнутся. Страшен – земным: ибо земля будет колебаться в самых основаниях своих. Страшен Ангелам: потому что апостол Павел говорит: не весте ли, яко Ангелом судити имамы ( 1Кор.6:3 ). Страшен святым и праведным: ибо тогда и праведник едва спасется; но особенно будет страшен грешным: нечестивый же и грешный где явится ( 1Пет.4:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010