2. Состав и содержание книги Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи. В первой речи (1 гл.), произнесенной в первый день шестого месяца (2-го года царствования Дария Гистаспа) перед Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает из возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень». Пророк обличает их, говоря: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им скудостью в урожае, неуспехом в труде. Во второй речи (2, 1–9) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов. «Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Далее пророк утешает иудеев будущей славой второго храма. В третьей речи (2, 10–19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утешает их обещанием Господних милостей в плодородии земли. В четвертой речи (2, 20–23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на исполнение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка. 3. Пророчество Аггея о славе второго храма (2, 7–10; Р.Б. 2, 6–9). " »...еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». «Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный к «чаяние языков» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде ( Быт. 49, 10 ). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. «... Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы...» – образное выражение, говорящее о победе силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами, проявившейся в моральном влиянии истинной религии Израиля на весь языческий мир (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Выражения Священного Писания: «в который час не думаете, придет Сын Человеческий» ( Мф.24:44 ), «день Господень так придет, как тать ночью» ( 1Фес 5:2 ), – также свидетельствуют о невозможности точного определения времени (даже и года) второго пришествия Иисуса Христа. После этого заявление сектантов о том, что им «известен» год этого пришествия и что оно произойдет в 1932–3 г., не заслуживает никакого внимания. Подобные предсказания с обозначением года пришествия Господа были и раньше, но все они оказались ложными. Так основатель адвентизма Виллиам Мюллер указывал на 1844 г., другие – на 1910 г. и 1914 г. Признаки второго пришествия а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа. б) Явление антихриста. Длительность деятельности антихриста. Иисус Христос, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, не оставил верующих в совершенном неведении о времени наступления этого события. В охранение их от произвольных и вредных для преуспеяния духовной жизни мнений, Он благоволил указать некоторые признаки, по которым, бодрствующие и ожидающие пришествия Христова, могут узнать близость наступления его. «Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» ( Мф.24:33 ). «Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» ( Лк.21:31 ). В Священном Писании указаны два главных признака приближения второго пришествия Христова: 1) распространение евангелия во всем мире, имеющее закончиться обращением ко Христу еврейского народа и 2) необычайное усиление и распространение зла во всех областях жизни человеческой и явление антихриста, в котором зло найдет полное завершение и выразится в жестокой брани против добра и Царства Христова. 801 «Но сему (второму пришествию Господа) должно предшествовать, – учит православная Церковь , – следующее: проповедано будет евангелие всем народам, явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное». 802 а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ; ср. Мк.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

О дни же том или часе. Здесь разумеется время второго пришествия Христова, а также и разрушения Иерусалима. Христос Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это но только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий : „Христос умолчал о времени суда потому только, что неполезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии“. В другой же раз Господь прямо заметил апостолам: не ваше дело знать времена или сроки ( Деян.1:7 ). Ни ангелы небесные (иже суть на небесех). Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что не открыто им (Мих.). Ни Сын. Как Бог и Сын Божий, Иисус Христос все знал; но слова: не знает ни Сын нужно понимать относительно Его человечества. Возможно ли, чтобы Сам Господь Иисус Христос не знал о времени Своего второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Невозможно это и предположить, когда Он, как Сын Божий, и Бог Отец суть одно ( Ин.10:30 ). Да и как не знать Ему, когда Он вместе с Отцем сотворил самое время, веки ( Евр.1:2 )? „Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, пишет св. Григорий Богослов , приписывает же Себе незнание, как человек“. Блаж. Феофилакт замечает при сем: „Если бы Господь сказал апостолам: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни ангелы, ни Я не знаю, Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему“. Молитесь. В молитве Господь указывает самое действительное средство к поддержанию духовного бодрствования и готовности встретить наступление великого и страшного времени – второго пришествия и суда Его над родом человеческим. Мк.13:34 . Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Таково в главных чертах учение адвентистов, как оно изложено в их многочисленных брошюрах, библейских указателях, листках и журналах. Как мы видели, учение адвентистов о близком втором пришествии Спасителя на землю основывается главным образом на том, будто все важнейшие события, предваряющие это пришествие и изложенные в Св. Писании, уже исполнились. Так как все эти события или признаки адвентистами заимствуются из Свящ. Писания и затем приспособляются ими к современным историческим фактам и явлениям, то получается впечатление такое, как будто бы это ожидание сектантов имеет под собою твердое основание. Но при более близком изучении относящихся сюда мест Св. Писания становится ясным, что адвентистами как в толковании этих мест, так и в самом распорядке указанных священными писателями признаков второго пришествия Христова допущен полный произвол. Дабы убедиться в этом, стоит только обратить внимание на утверждение сектантов, будто антихрист уже пришел и царствовал на земле в лице папства более 1260 лет. Более или менее внимательное изучение всех мест Св. Писания, говорящих об антихристе, показывает, что в таком утверждении заключается два совершенно ложных положения – первое, будто антихрист есть не определенное, единичное лицо, а только олицетворение известного направления, или духа, или учения, – а второе, что явление антихриста поставлено первым в ряду всех других признаков второго пришествия Христова и что он уже не только был в мире и царствовал чуть ли не 1 1 / 2 тысячи лет, но даже уже и побежден. Св. апостол Павел пишет: „молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не приидет, доколе не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Когда апостолы говорили в своих посланиях о близости Второго пришествия, речь шла не о хронологической близости, а скорее о постоянном ощущении присутствия Христа в ранней Церкви, о готовности встретить Его в любой день и час. Ранняя Церковь жила не страхом пришествия антихриста, а радостным, ликующим ожиданием встречи с Христом, которой должна завершиться человеческая история. Эсхатологическое последнее время началось с самого момента Воплощения Сына Божьего и будет продолжаться до Его Второго пришествия. Тайна беззакония, о которой говорит апостол Павел ( 1 Сол.2:7 ), будет все более явственно раскрываться в истории. Но параллельно с этим процессом обнажения зла будет происходить внутренняя подготовка человечества к встрече со своим Спасителем. Битва Христа с антихристом закончится победой Христа: Господь Иисус убьет «беззаконника» духом уст Своих ( 1 Сол.2:8 ). К этой победе устремлены взоры христиан, а не к предшествующим ей временам бедствий – временам, которые на самом деле уже давно начались и могут еще долго продолжаться. Конец света, которого некоторые христиане так боятся, будет не всемирной экологической катастрофой (хотя последняя и может ему предшествовать), а избавлением  человечества от зла, страданий и смерти. Об этом и пишет апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» ( 1 Кор.15:51-54 ; Ис.25:8 ). Душа после смерти Христианство не воспринимает смерть как конец, скорее наоборот, смерть – начало новой жизни, а земная жизнь была лишь подготовкой к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

С такою же ясностью и у евангелиста Марка всемирное распространение Евангелия поставляется признаком, который будет предшествовать последним жестоким гонениям, имеющим быть от антихриста. После пророчества о том, что ,,во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие“ ( Марк.13:10 ), Спаситель, по сказанию ев. Марка, непосредственно затем говорит о великих гонениях на христиан, о водворении на святом месте мерзости запустения, о лжепророках, проповедующих нового христа (антихриста), и, наконец, предрекает такую скорбь, какой никогда не было и не будет, и после которой настанет второе пришествие Иисуса Христа (11–26). Все это ясно показывает, что пришествие антихриста должно быть предварено проповедию Евангельскою во всем мире, распространением Евангелия между всеми народами и племенами. Так учили и св. отцы церкви. Св. Кирилл Иерусалимский , излагая признаки, по которым можно бы узнать антихриста, между прочим, говорит: „имеешь и следующий признак: и проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенной“ 36 „И так, говорит св. Иоанн Дамаскин , прежде должно быть проповедано Евангелие у всех народов ( Мф.24:14 ), и тогда явится беззаконник, его же пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными“ ( 2Сол.2:9 ) 37 Итак, по ясному учению Св. Писания и церкви, прежде пришествия антихриста во всех без исключения странах во свидетельство всем народам должна быть распространена проповедь Евангельская. Из этого признака ясно, что антихрист еще не приходил в мир, вопреки мнению адвентистов, утверждающих, что антихрист уже пришел в мир, господствует в нем и водворяет свое нечестие, потому что несомненно известно, что и теперь в Азии, Африке, Америке и Австралии существуют народы и племена, которые или совсем не слыхали о имени Иисуса Христа, или не успели еще понять спасительную проповедь Евангелия. Адвентисты намеренно или ненамеренно совершенно умалчивают еще об одном весьма существенном однако признаке второго пришествия Спасителя, находящемся между тем в самой тесной связи с только что разобранным нами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Под небом следует понимать не конкретное место во Вселенной, а состояние бытия, где жизнь всецело наполнена Богом ( 1Кор. 15, 28 ). Своим Вознесением Господь открывает путь к Себе всем, уверо­вавшим в Него. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12,32 ). Вознесшись на небо, Господь воссел одесную Бога. По отношению к Иисусу Хрис­ту это выражение надо понимать так, что Он имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. Тема 28. О седьмом члене Символа Веры Одна из важнейших частей Откровения это учение о Втором пришествии Иисуса Христа, о кончине мира и о всеобщем суде. Когда Господь Иисус Христос придёт на суд – неизвестно, и поэтому надо жить в постоянной готовности к этому событию. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25, 13 ). Признаки Второго пришествия По объяснению свщмч. Иринея Лионского , имя антихриста неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещен­ным от Духа Святого», известно только его число – 666. Антихристу будут помогать лжепророки. Царствование антихриста будет всемирным ( Откр. 13, 7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян. 7,25 ), то есть будет равняться годам общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан . Он издаст указ, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет покло­няться образу зверя» ( Откр. 13, 15 ). Церковь в это время вы­нуждена будет скрываться в пустыне ( Откр. 12, 1 – 6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16,18 ), и принесение Евхаристии не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор. 11,26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопро­тивление, но победить его человеческими силами не удастся: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13, 7 ). Сокрушит его Сам Господь Иисус Христос ( 2Фес. 2, 8 ). Второе пришествие Христово Второе пришествие Спасителя будет в человеческой плоти, но со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Свое­го с Ангелами Своими» ( Мф. 16, 27 ) и «сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ), «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Че­ловеческого» ( Мф. 24, 27 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

При воскресении произойдет целостное восстановление личности. Однако это восстановление не есть возвращение в прежнее состояние, в к-ром человек пребывал до смерти. Для его описания ап. Павел использует образ зерна, брошенного при посеве в землю: зерно это - всего лишь «голое зерно», а «не тело будущее» (1 Кор 15. 37). «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15. 42-44). Ап. Павел усматривает здесь новый образ существования человека, тело к-рого становится духовным, нетленным и бессмертным (1 Кор 15. 35-53). Воскресение для апостола - это одновременно и преображение, тот момент, когда «смертное» (Рим 8. 2) и «уничиженное тело» Христос «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3. 21). Человек воскресает для вечности, потому что уничтожена смерть - «последний враг» человеческого рода (1 Кор 15. 26). Подобно Христу, он «уже не умирает»; над ним «смерть уже не имеет... власти» (Рим 6. 9). В преображенном состоянии для человека отпадет необходимость в брачных отношениях; «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30). Состояние людей после всеобщего воскресения отличается от состояния тех, случаи воскрешения к-рых описаны в Библии. Воскрешенные Иисусом Христом - прав. Лазарь (Ин 11. 43-44), сын вдовы из г. Наин (Лк 7. 11-15), дочь начальника синагоги (Мф 5. 35-43), ап. Петром - прав. Тавифа (Деян 9. 36-41) вернулись к той же самой жизни, какой они жили до своей кончины. Смертность их природы не была уничтожена воскрешением, поэтому их снова ожидала смерть. Вместе с тем, согласно «тайне» последних времен, открытой ап. Павлу, люди, дожившие до Второго пришествия Иисуса Христа, не умрут вообще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 51-52). К этой тайне ап. Павел еще раз обращается в 1-м Послании к Фессалоникийцам: «...мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4. 15-17). Используя образы иудейских апокалипсисов, ап. Павел в цитируемых посланиях описывает момент Второго пришествия Иисуса Христа, во время к-рого умершие люди воскреснут, а живые - изменятся. Последствия этого изменения будут такими же, как и последствия В. м.: изменившиеся станут нетленными и бессмертными.

http://pravenc.ru/text/155306.html

18:2-4). Молитва Девы Марии: Бог " призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды " (Лук 1:48). Иисус спрашивает Своих учеников: " Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий " (Лук. 22:27). Глава пятая Обличение жестокосердных богачей 5:1-6 Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, Апостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем (5:1-6) [ 1 ]. Наставление о долготерпении и злостраданиях 5:7-13 Вместе с тем он увещевает страждущих от притеснений и, само собой разумеется, всех вообще христиан, терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом периода земных испытаний указывается пришествие Господне. Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждет плодов от того, что он посеял, так и христианин должен терпеливо ожидать награду за свои труды веры, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. Такую награду ожидал ап. Павел, который писал: " Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; — и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его " (2 Тим. 4:7-8). " Пришествие Христово приближается " — Апостолы часто говорят о близости второго пришествия Христова. Оно действительно близко по внутренней нравственной связи второго пришествия с первым, ибо с момента пришествия Христа на землю наступила последняя эпоха мира, как называли эту эпоху еще ветхозаветные пророки (напр., Исаия 2:1-4 [ 2 ]; 4:2 [ 3 ]). Второе пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня ни часа его и должны быть всегда готовы его встретить. Фактически со смертью наступает " конец мира " для человека, подводится итог его жизни, и он уже ничего не может изменить в своем прошлом.Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий Апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны неверующих евреев и сильных мира сего, а также на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознагражденного потом Богом за его терпение (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Антихрист, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2:4 ), «приидет во имя свое» ( Ин. 5:43 ), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство ( Откр. 13:5–6 ), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). Антихристу будут помогать лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» ( Мф. 24:24 ). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13:2 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13:7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян. 7:25 ) или 42 месяца ( Откр. 11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр. 12:6 ), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр. 13:15 ). Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами ( Откр. 13:16–17 ). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр. 12:1–6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:7 ). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). 1.3. Образ Второго пришествия Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010