Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 29 апреля, у православных началась Страстная седмица 2024 В понедельник 29 апреля 2024 года православные верующие вступили в Страстную седмицу – неделю, которая завершится Пасхой, Светлым Христовым Воскресением. Каждый день Страстной седмицы, самой строгой наряду с первой седмицей Великого поста, посвящен определенным событиям из жизни Иисуса Христа перед окончанием Его земного служения. Первый день Страстной седмицыВеликий Понедельник, так же как и Великий Вторник, – это воспоминание… 29.04.2024 Великий понедельник Страстной седмицы Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая служба и особый смысл. 28.04.2024 Елицы во Христа крестистеся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» — крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам. 26.04.2024 27 апреля Церковь отметит Лазареву субботу, а 28-го – Вход Господень в Иерусалим В завершение шестой седмицы (в обиходе – недели) Великого поста 2024 года Православная Церковь отметит сразу два крупных праздника. В ближайшую субботу, 27 апреля, будет праздноваться Лазарева суббота. В этот день Церковь вспомнит воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря, на тот момент бывшего мертвым уже четыре дня. В воскресенье шестой седмицы, 28 апреля, православные отметят великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделю Ваий) или как называют его в странах исторической Руси – Вербное воскресенье. Суть этого праздника заключается в воспоминании торжественного въезда Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его искупительных страстей. Напомним, что Великий пост 2024 года начался… 24.04.2024 Сегодня, 22 апреля, у православных началась шестая седмица Великого поста 2024 В понедельник 22 апреля у православных христиан началась шестая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Особенностью этой седмицы является то, что на нее придется сразу два крупных события. В субботу будет праздноваться Лазарева суббота, в которую Церковь вспоминает воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря, на тот момент бывшего мертвым уже четыре дня. В воскресенье шестой седмицы православные отметят великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим (Неделю Ваий) или как называют его в странах исторической Руси – Вербное воскресенье. Суть этого праздника заключается в воспоминании торжественного въезда Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его страданий. Напомним,…

http://foma.ru/themes/velikij-post

   Правда, опечалился Ирод, услышав просьбу; но опечалился, можно сказать, слегка, подражая Пилату, или правильнее — Пилатову нраву, потому что рассказываемое событие совершилось раньше события с Пилатом. Умывает руки тот и предает (Христа) на осуждение; печалится и этот — и в то же время из-за клятвы и ради возлежащих сдерживает свое обещание. Не справедливо ли сказал Господь сегодня: не клянись вовсе? Слышишь увещание Владыки: не клянись вовсе? Зачем в самом деле ты клянешься: затем ли, чтобы при нарушении клятвы поймать в ловушку самого себя, или — чтобы при соблюдении клятвы убить пророка? Плохо то, что поклялся, но еще хуже то, что сохранил клятву: однако ради клятвы, сказано, и возлежавших с ним (Мк. 6:26). Возлежащих ты устыдился, а Судьи не устрашился? И приказал, говорится, и тотчас принесена была глава Иоанна Крестителя на блюде и отдана девице.    Вот и горчайший конец горького пира: отсекается голова пророка, дается девице, и девица принимает; не содрогается при этом зрелище, не пришла в ужас при виде головы, не отвратилась от капель крови: поистине кровожадной львицы еще более кровожадный детеныш! На блюдо кладется голова пророка, на котором обыкновенно носится пища; один и тот же сосуд и для пищи и для убийства! И в тот час, когда из раны текли еще капли крови и сама голова еще трепетала, она поспешно принесена была на пир; а язык все еще шевелился и говорил: «не должно тебе иметь ее». И, взяв, она отнесла матери своей. Наставница в пляске получила нечестивую плату за злые уроки!     Святитель Иоанн Златоуст Понедельник первой седмицы Великого поста...     Подробности Создано 14.02.2010 17     Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а  богослужения недели — продолжительностью.    Первая седмица Великого поста — это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз -  в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Из книги «В пост» Песнопения 1-й седмицы Великого поста Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость. «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость». Из службы вторника первой седмицы Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи. Из службы вторника первой седмицы Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие. «Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост». Из службы вторника первой седмицы Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного. «Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына». Из Великого Канона св. Андрея Критского Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон О посте Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие. Святитель Василий Великий Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

http://pravoslavie.ru/1604.html

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же) В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы). В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии 6 (т.е. по 100 гр.) В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр. 902). Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 24 февраля 2015 г. 12:54 24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. В алтаре собора Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви молился за уставными богослужениями — утреней, часами, изобразительными и вечерней. В соборе также молились настоятельница обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) , клирики и насельницы Зачатьевского монастыря, паломники. Боголсужебные песнопения исполнил хор Зачатьевского монастыря, регент — монахиня Сергия (Газарян). По окончании богослужения Предстоятеля Русской Церкви приветствовала игумения Иулиания, которая преподнесла Его Святейшеству икону Торжества Православия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил настоятельницу обители и обратился к верующим с проповедью . Затем в сопровождении игумении Иулиании Святейший Владыка посетил помещения, расположенные в нижней части собора Рождества Пресвятой Богородицы, — храмы в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и в честь Собора преподобных отец и жен, в подвиге просиявших, костницу с останками, найденными в ходе археологических работ перед началом строительства собора, церковно-исторический музей и классные комнаты воскресной школы. Сегодня вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4000726.ht...

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотьковом монастыре 19 марта 2013 г. 14:18 19 марта 2013 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиева Посада. У врат обители Его Святейшество встречали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , настоятельница Покровского монастыря игумения Олимпиада (Баранова), глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области В.Н. Коротков. В Покровском соборе обители Святейший Патриарх поклонился раке с честными мощами преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, а затем молился в алтаре храма за уставными богослужениями — утреней, часами, изобразительными и вечерней. Череду великостных богослужений возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Среди молившихся были настоятельница и насельницы Хотьковской обители, благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов), воспитанницы монастырского приюта для девочек и многочисленные прихожане. Пел хор Хотьковского монастыря (регент — монахиня Иннокентия (Мноян)). По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовала матушка Олимпиада, после чего Предстоятель обратился к молящимся со словом проповеди . Затем Святейший Патриарх Кирилл направился в Троице-Сергиеву лавру, где сегодня вечером совершит великое повечерие с чтением канона Андрея Критского, а завтра утром — Литургию Преждеосвященных Даров. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2857151.ht...

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском соборе 3 марта 2009 г. 21:39 3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом: «Пост как воздержание от скоромной пищи помогает нам воздействовать на наши чувства и на нашу волю. Он имеет очень большое значение для формирования духовной жизни человека. Не меньшее значение имеет также и молитва, ведь через молитву мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни». «Но есть еще одно очень важное средство — это милосердие, — подчеркнул Святейший Владыка. — Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к тем людям, которые в таковом сострадании нуждаются. Греческое слово " элиос " , которое мы переводим как милосердие, имеет куда больший смысл. " Элиос " — это не только сострадание, но эта и вера, верность, преданность. Так милосердие связано с верностью и преданностью». Как отметил Патриарх, еще в Ветхом Завете Сам Господь Бог показал пример милосердия, то есть верности по отношению к заключенному завету с еврейским народом, несмотря на все отступления от завета избранного народа. По словам Его Святейшества, иногда даже самые близкие люди расстаются. Это происходит, когда из отношений между людьми уходят милосердие, а вместе с ним верность и преданность. «Когда мы совершаем друг другу милость, — подчеркнул Святейший Патриарх, — когда мы проявляем милосердие, то в наших отношениях возникают верность, преданность, близость». И даже если добро делается в отношении людей дальних, малознакомых, то они все равно становятся нам ближними и не уходит из нашей памяти. Однако милосердием заниматься очень сложно. Как сказал Святейший Патриарх, «трудно делать бескорыстные дела». Но нужно помнить, что милосердие, как ничто иное, соединяет нас с другими людьми. Если мы хотим крепких семейных отношений — между мужем и женой, между детьми и родителями, если мы хотим, чтобы в обществе преобладало добро, то мы должны научиться творить дела милосердия, чтобы через это доброделание становиться ближе друг ко другу. «Пост, молитва и милосердие — это три способа, три орудия, которые нужно употреблять, чтобы душа возвышалась, и мы приближались к Богу», — сказал в заключении Святейший Владыка. Завтра, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 8.00. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/573299.htm...

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта 2014 г. 19:58 Вечером 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (г. Москва). В богослужении участвовали почетный настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк , благочинный Богоявленского округа г. Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) , настоятель собора протоиерей Александр Агейкин и клирики храма. За богослужением пел хор Богоявленского собора (регент — В.В. Тоготин). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью . Завтра утром, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3592051.ht...

Патриаршее служение во вторник первой седмицы Великого поста. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 20 февраля 2018 г. 23:06 Вечером 20 февраля 2018 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение во вторник первой седмицы Великого поста. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове» Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5149868.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010