По преданию, глава И. впосл. хранилась во францисканском мон-ре в Равенне, а частицы мощей - в ц. святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. Возможно, эти святыни были доставлены туда во 2-й пол. XII в., когда захоронение И. было вскрыто в ходе работ по реставрации базилики св. Петра, проводившихся папой Евгением III . В ряде поздних календарей XV в. под 1 июня значится перенесение мощей И. (ActaSS. Mai. T. 6. P. 701). Ист.: LP. Vol. 1. P. 104-107, 275-278; Marcellini Comitis Chronicon//PL. 51. Col. 940-941; ActaSS. Mai. T. 6. P. 694-702; MartRom. Comment. P. 211-212. Лит.: BHL, N 640; Amann E. Jean I//DTC. T. 8. Col. 593-595; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 74-77; Krusch B. Ein Bericht des päpstlichen Kanzlei an Papst Johannes I. von 526 und die Oxforder Handschrift Digby 63 von 814//Papsttum und Kaisertum: Forschungen für P. Kehr. Münch., 1926. S. 48-58; Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 183-192, 766-767; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 86, 91-93, 98, 170; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 255-256, 537; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoche of Justinian the Great. Camb., 1950. P. 212-221; Ensslin W. Papst Johannes I. als Gesandter Theodorichs des Grossen bei Kaiser Justinos I.//BZ. 1951. Bd. 44. S. 127-134; L ö we H. Theodorich der Grosse und Papst Johannes I.//Hist. Jb. Münch., 1953. Bd. 72. S. 83-100; Seppelt. Geschichte. S. 255-257, 305-306; Goubert P. Autour du voyage à Byzance du pape S. Jean Ier//OCP. 1958. Vol. 24. P. 339-352; Callovini C. G. Vita ecclesiastica romana. R., 1961. Vol. 1. P. 73, 90, 92; idem. Giovanni I//BiblSS. Vol. 6. Col. 926-927; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 101-103; Vitiello M. «Cui Iustinus imperator venienti ita occurrit ac si beato Petro»: Das Ritual beim ersten Papst-Kaiser-Treffen in Konstantinopel: Eine Römische Auslegung?//BZ. 2005.

http://pravenc.ru/text/469670.html

1 июня они уже имели в своем распоряжении образцы гектографированных объявлений от имени некоего «Центрального Совета Союза борьбы с православием», которые в это время широко рассылались по почте в редакции газет и частным лицам. Выглядели они следующим образом:   Извещение 1 «Союз борьбы с православием», во исполнение долга своего перед истиной и народом русским, принял на себя расследование дела о мощах Серафима Саровского. Сим извещаем, что союз не остановится в случае надобности и перед вскрытием содержимого гроба. Центральный Совет Союза борьбы с православием Постановление Мы, нижеподписавшиеся, считая деятельность организации, присвоившей себе наименование «Восточной греко-кафолической церкви», вредной для блага русского народа, дав ему имя «Союз борьбы с православием». [На подлиннике следы подписи и печать союза] Печатано по постановлению Центрального Совета Союза борьбы с православием» .   Нужно сразу сказать, что состав и программа этого Союза остались тайной и для охранки, и, соответственно, для нас: ничем, кроме вышеуказанных «объявлений», он себя не прославил. Однако и этих нескольких фраз в совокупности с названием организации было достаточно для того, чтобы вызвать к ней самый живой интерес – тем более что после широкой рассылки «объявлений» замалчивать их для властей и поддерживавшей их прессы казалось уже более опасным, чем открыто бороться с ними. Как бы то ни было, власть приняла вызов – хотя и после некоторых колебаний. 21 июня Петербургский митрополит Антоний от лица Синода выступил в печати с «Необходимым разъяснением», получившим широкий резонанс: «Недели три назад по СПб усиленно распространялись гектографированные листки от какого-то “Союза борьбы с православием”, которое объявлено вредным для блага русского народа. Вместе с сим заявлялось, что союз “принял на себя во исполнение долга своего перед истиной и русским народом расследование дела о мощах Серафима Саровского и не остановится в случае надобности и перед вскрытием содержимого гроба…” Не осуждаю этой грубости, как и Господь не осудил Фому неверного.

http://bogoslov.ru/article/6192709

К слову сказать, ближайшие выборы в Государственную Думу состоятся 19 декабря, именно на Николу. Коммунисты, заявляющие, что они верны идеям Ленина, пойдут на них под лозунгами, где цитаты из Ленина, как это теперь принято в зюгановской партии, будут перемешаны с заявлениями о верности православной вере. Оказывается, коммунисты действительно могут всё. Во всяком случае совместить несовместимое - вполне в их власти. Ленин — отвратительный и больной человек, который все время хотел кого-то расстреливать, вешать и топить в крови, — оказался абсолютно несостоятелен как мыслитель. В сознании сегодняшних школьников и студентов он не занимает вообще никакого места, а поэтому попытки артиста Юрия Каюрова, который сделал карьеру именно на том, что сыграл Ленина, рассказать что-то об очаровательном облике Ильича, не попасть под обаяние которого просто невозможно, вызывают у молодых людей только смех. И никакой другой реакции. Смешными кажутся и попытки Н. Губенко сказать что-то о Ленине, которого еще предстоит понять. В дни, когда отмечалось 75 лет со дня его смерти, никто не сумел сказать о Ленине ничего содержательного. " Симпатичный, милый, обаятельный, такой человечный… " Ничего другого никто из его поклонников о Ленине сказать не сумел. При этом не появилось и ни одного серьезного антиленинского текста, и тоже понятно почему: Ленин просто умер во всех смыслах этого слова. Многие тексты из его архива до сих пор не опубликованы, но сегодня они уже мало кого интересуют. В отличие от Сталина, идеи которого вдохновляют сегодня очень многих национал–экстремистов, Ленин ушел в безвозвратное прошлое. От него остались только памятники, разбросанные по всей стране, и, главное, его тело. Поэтому все, что говорится сегодня о Ленине коммунистами, в итоге всегда сводится к проблеме Мавзолея и сохранения там ленинского тела, которое теперь сравнивают коммунисты с мощами святых, покоящимися в открытых раках. Святых он ненавидел, сам был инициатором вскрытия мощей и требовал, чтобы фильм о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского поскорее показали по всей Москве, а теперь сам превратился в мощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

4. Строго учитывая психологию населения уезда, соотношение сил и периодические групповые и единичные выступления доморощенных реакционеров, исполком в данном случае действия свои пересматривал с присутствием членов губревисполкома и губкомпартии 10 января и еще раз нашел вполне справедливым. 5. Вытегорский уездный исполком, стоя на страже завоеваний и углубления Октябрьской революции, еще раз заявляет всем противникам советской власти, что как бы они ни старались спровоцировать налаживающееся социалистическое строительство, им не удастся. Председатель исполкома                              Мехлец Тишин Резолюция: В Комиссариат юстиции и внутренних] дел с пояснением, что никто из представителей советской власти по Конституции не имеет права запрещать отправлении церковных служб. Набатный звон запрещен, кроме пожаров, и, конечно, за этот проступок надо виновных предавать суду. В таком же духе ответить в решительной форме в г. Вытегру с указанием § Конституции. В. Б[онч]-Б[руевич] 1255 . ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. З.Д. 214. Л. 23а об., 236. Подлинник. VI.41. Справка эксперта VIII отдела М.В. Галкина заведующему VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикову о вскрытии мощей в 1918 г. 1919 г. На основании имеющихся в VIII отделе сведений в 1918 году в пределах Советской России было произведено 58 вскрытий мощей, которые везде были произведены по почину самих же трудящихся масс. Первыми по времени (в ноябре года) были вскрыты мощи так называемого Александра Свирского в пределах Олонецкой губ. Мощи оказались восковой куклой. В 43 случаях были найдены полусгнившие, растирающиеся от времени в порошок кости, обложенные громадным количеством ваты; в 12 случаях были обнаружены мумифицированные трупы (в Новгороде, в Ярославле, во Владимире, в Донском монастыре и в Вологодской губ. – Прокопия Устьянского); в 1 случае – серебряная кукла – футляр, в который были заключены кусочки костей, залитых воском, вместо головы оказался восковой слепок (мощи Питирима Тамбовского); в 1 случае было не найдено ничего, хотя была тщательно осмотрена не только самая гробница, но и разрыта под нею земля на глубину 5 арш[ин] (мощи Макария Жабынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 февраля 1919 год – Святейший Патриарх Тихон издал специальный указ в связи со вскрытием св. мощей. Указом святителя Тихона епархиальным архиереям предписывалось «устранить всякие поводы к соблазну в отношении св. мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным». 1992 год – От митрополита Филарета (Денисенко) в адрес Святейшего Патриарха поступило две телеграммы. В первой он просил «не принимать» в Синоде «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». Во второй заявлял о том, что не приедет на заседание Священного Синода по причине болезни. Это было явным игнорированием действий священноначалия кириархальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса. Перед заседанием Священного Синода Святейший Патриарх Алексий II получил также «открытое письмо» Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии. 1993 год – В Москве, в здании Парламентского центра, прошел IV съезд Союза православных братств (17 - 19 февраля). На первом заседании съезда выступил Святейший Патриарх Алексий II. 1997 год – Состоялось заседание Священного Синода. Члены Синода рассмотрели вопрос о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу и приняли постановление: «1. Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В этой связи ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. 2. Расходящиеся с данным определением суждения по календарному вопросу отдельных преосвященных архипастырей, клириков и мирян считать частным мнением последних. 3. Констатировать, что использование некоторыми Поместными Православными Церквами принятого Константинопольским совещанием 1923 г . исчисления календарных дат не нарушает всеправославного единства». Решением Синода упразднено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, а его полномочия переданы комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам, председателем которой Синод назначил епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). 14 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5360.html

Кроме того, для работы над сборником привлекались материалы ряда личных фондов руководителей государства того периода: В.И. Ленина (Ф. 2), видных политических деятелей Наркомпроса – А.В. Луначарского (Ф. 142) и Н.К. Крупской (Ф. 12), Ем. Ярославского (Ф. 89), – а также использовались материалы фонда комиссара социального призрения А. М. Коллонтай (Ф. 134). В ЦГАМО выявлялись документы в фондах Моссовета (Ф. 66) и ряде фондов уездных советов Московской губернии (Ф. 718, 5638), в фонде Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры (Ф. 2609), в фонде Народного комиссариата земледелия (Ф. 814), а также в фонде Московского губернского революционного трибунала (Ф. 4612). В сборнике представлен документ из ОР РГБ, хранящийся в фонде управляющего делами СНК В. Д. Бонч-Бруевича (Ф. 230), необходимый для темы сборника. Кроме того, авторы широко использовали материалы прессы, как большевистской, так и оппозиционной, с тем чтобы осветить недостающие материалы или дополнить имеющиеся. Так, обширный комплекс прессы находится в фонде A.M. Коллонтай в РГАСПИ. Эта пресса содержит дополнительные сведения о попытках реквизиции Александро-Невской лавры в январе 1918 г. Расширенное выявление документов в архивных фондах позволило представить материалы: 1) различных регионов России, находившихся в изучаемый период под контролем большевиков; 2) документов, исходивших как от органов Советской власти, так и от Церкви и простых верующих; 3) различных уровней государственной власти – распорядительной и исполнительной, задействованных в проведении секулярной политики (ЦК РКП(б), СНК, наркоматов юстиции, просвещения, призрения, ВСНХ и др.); 4) всех ступеней церковной иерархической лестницы; 5) различных видовых групп (доклады, отчеты, протоколы, письма, телеграммы, прошения, резолюции сходов, постановления и наказы и т. д.). Сборник подразделяется на две хронологические части. Первая часть включает материалы с октября по декабрь 1917 г., вторая – документы 1918 г. Хронологический принцип составления сборника предусматривает размещение документов четко по дате, но иногда, чтобы не нарушать хронологическую цельность исторической канвы, учитывая значимость документа, составители располагали его по дате событий. Так, например, в разделе VI приведен документ о начале вскрытия мощей в 1918 г., созданный в 1919 г. Составители сознательно пошли на этот шаг, учитывая, что данный материал служит хорошей иллюстрацией к последующим событиям 1919 г. по развертыванию «эпопеи» по вскрытию мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но к сожалению, Гражданская война, а также усиливавшиеся гонения не способствовали нормальному развитию церковной жизни. Декрет об отделении Церкви от государства спровоцировал на местах ожесточенные гонения верующих, конфискации церковных зданий, массовые закрытия монастырей. Только за 1918 год было закрыто 26 монастырей, 94 храма, убито 102 священника, 154 диакона, 94 монахов и монахинь. Многие иерархи были подвергнуты тюремному заключению. Начало 1919 года ознаменовалось постановлением Президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. А 16 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей. Процесс вскрытия мощей сопровождался по всей стране массовым сопротивлением верующих и конечно же расстрелами и арестами как мирян, так и духовенства. Патриарх Тихон неоднократно обращался к высшим властям страны с просьбами прекратить глумления над чувствами верующих, но волна воинствующего атеизма продолжала нарастать. Неоднократно в эти тяжелые для Церкви дни патриарх Тихон, по долгу печалования, обращался и к правительству, и к верным чадам Русской Церкви: «...трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг и когда угнетенный страдалец призывается изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысел Божий уже ставит перед некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагери. Разрастается пожар сведения счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимо истребление – в партизанство, со всеми его ужасами. Вся Россия – поле сражения! Но это еще не все. Дальше еще ужас. Доносятся вести о еврейских погромах, избиении племени без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни, человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослепленной жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своем сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой-либо партии и с некоторых перенес свою озлобленность на всех. И в массовой резне тонут жизни вовсе непричастных причинам, пролившим такое озлобление...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Принято единогласно при согласии докладчика.)» Что же за проступок совершил советский служащий Мольвер, удостоившийся секретного расследования, да еще не рядовым следователем ГПУ, а главным специалистом по судебным спектаклям над православным духовенством Крыленко?.. Многочисленные просьбы патриарха и его духовных чад не препятствовать им в поклонении святым мощам преподобного Сергия раздражали атеистическое сознание комиссаров. Нужно было найти грамотного человека, который бы толково изложил, что мощей преподобного нет и в помине, а есть лишь обман темных рабочих и крестьянских масс; что никакой святыней Троице – Сергиева лавра не является – обычное помещение, которое можно использовать для советских нужд; что, наконец, никакого наплыва паломников в Сергиевом Посаде не замечено, наоборот, народ требует быстрее покончить с таким нелепым и уродливым анахронизмом, как лавра, и заселить ее преданными делу революции коммунарами. На основе доклада, который напишет подобранный специалист, решено было провести и убедительную газетную кампанию против черносотенного воинства, то бишь монашества. Для выполнения столь важной и деликатной задачи выбрали юриста, весьма образованного интеллигента 52 лет Павла Николаевича Мольвера, занимавшего в советской бюрократической иерархии пост средней важности. Павел Николаевич был исполнительным служащим, а голодное время заставляло его браться за любую работу, которую он мог осилить. Он дотошно изучил как материалы Наркомата юстиции, так и патриаршей канцелярии о перипетиях борьбы вокруг Троице – Сергиевой лавры. Съездил в Сергиев Посад, осмотрел раку преподобного. Изучил акты о вскрытии его мощей. Побеседовал как с паломниками, так и с властями Сергиева Посада. Собрав необходимый материал, Павел Николаевич написал длинный доклад, который закончил удивительными даже для самого себя словами: «Жалоба патриарха Московского и Всероссийского должна быть признана подлежащею удовлетворению». Вряд ли Мольвер предполагал, что за честно выполненное поручение к нему на квартиру в первых числах сентября 1920 года придут с ордером на обыск и арест, а спустя несколько месяцев эксперт по атеизму и советской юриспруденции Крыленко обвинит его, что он написал свой доклад по уговору с патриархом Тихоном: «Состоя на службе Советской власти и занимая ответственный пост помощника управляющего отделом Летучих рабочих ревизий и центрального бюро жалоб Рабоче – крестьянской инспекции и сочувствуя в то же время контрреволюционно настроенным правящим церковным кругам, получив от своего непосредственного начальства срочное поручение по обследованию по жалобе патриарха Тихона, он, Мольвер, в прямое нарушение своего служебного долга, вошел в соглашение с указанными церковными кругами о совместных с ними действиях в целях достижения желательных для последних результатов по их жалобе».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вскоре возник вопрос, не следует ли вскрыть в интересах науки более важные мумии; но вопрос решен был в утвердительном смысле только в первой половине 1886-го года. Вскрытие происходило (1 июня 1886 г.) в Булакском музее, в присутствии многих ученых и знатных особ, и что же оказалось? Некоторые мумии, по вскрытии их, тотчас же начали рассыпаться и обращаться в прах. Мумия Тотмеса III при вскрытии покрылась плесенью, которую только с большим трудом удалось снять. Мумия Рамзеса II (умер в 1328 г. до Рожд. Хр.) при вскрытии сохранила свой первоначальный вид, черты лица великого завоевателя можно было различить довольно ясно. Эта мумия тщательно была набальзамирована и завернута несколько раз в полотно и повязки; по всему видно, что в свое время немало приложено было старания и искусства, чтобы сохранить тело царя целым на долгое время; но в то же время в этой мумии видны ясные следы тленности, так что самым видом своим она напоминает о бренности тела человеческого 6 . Не то представляют нам мощи святых: по большей части они являют собою образ более уснувшего, нежели умершего человека, и‘ не обнаруживают тления, несмотря на то, что находятся под открытым воздухом, терпят частое прикосновение от уст благоговейных поклон­ников и иногда переносятся с места на место. б) Предложение, что сухость тел есть существенная причина нетления их, несогласно и с историческими сказаниями. Нам известно, что многие святые, сияющие ныне нетлением своих мощей, жили среди мира. Благоугождая Богу верою и добрыми делами, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно ( Лк.1:6 ), они, однако, поставленные в близкие и тесные отношения к миру, разделяли трапезу с мирскими людьми; не утучняя свою плоть, они и не изнуряли ее строгим постом, имея надобность по своему общественному положению и службе быть крепкими и бодрыми не только духом, но и телом. Таковы некоторые благочестивые наши князья, которые, по свидетельству летописных сказаний, обладали цветущим здравием и красотою тела 7 . Нам известно и то, что некоторые из святых скончались не своею естественною смертью, но от насилия и внезапно; некоторых меч гонителей пожал на заре их жизни, во всей девственной красоте нежного возраста, а между тем тела их, преданные в свое время земле, остались в ней через многое время непричастными тлению.

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

12 Славянский и восточный орнамент, Сирийские рукописи на таб. 126 и 129; коптская V – VIII веков на 132 таб., VIII – X на 133-й; армянская X – XII на 141-й и т. д., грузинская на таб. 149. 14 Подобные кубки и чаши в ризнице ц. Св. Марка в Венеции: Il Tesoro San Магсо: та. 51, 52; на древней оправе последнего рубчатая форма листвы, веток и фигур тождественна с Черниговским рогом, и чаша, по надписи, с именем имама 975 – 996 г., см. текст, стр. 93. 17 Ныне в Средневековом Отделении Имп. Эрмитажа. Изд. В. Г. Тизенгаузеном в «Древностях». Труды Московского Арх. Общ. III, таб. XIV. 18 Собранные в Венском Восточном Музее. Две страницы, посвященные Staney Lane Poole, The Art of the Saracens in Egypt 1886, 202–204, ювелирному искусству, составлены по современным изделиям Каира. 19 Staney Lane Poole, The Art of the Saracens in Egypt 1886, Глава VII, о металлических изделиях, стр. 151 –158, 170 –2 00, с описанием 27 вещей. 22 Wallis, H. The Godman collection. Persian ceramic Art. The XIII Century lustred vases. Gr. 4. 96 pp. текста и 46 таблиц, London,1891 25 Благодаря ученой проницательности В. В. Стасова, все эти детали, столь важные для истории искусства, находятся исключительно в его Славянском и восточном орнаменте, 1887, таб. 126, 133. 26 В издании: la 8. Магсо Eangelisma Leonardo Сопте 1835, 4°, стр. 23, таблица V, рис. 1 передает, что при вскрытии мощей евангелиста в 1811 году, был найден бронзовый крест складень, тождественной формы, наполненный святыми мощами, и что в Венеции, в церкви 8. сохраняется бронзовый же складень крест, с обеих сторон покрытый изображениями, и найденный на теле св. Максима, когда его мощи были перенесены из Истрии в Венецию; из двух случаев: этого в Венецианской церкви св. Марка и другого в ц. Цельса в Милане, можно заключить, что кресты были положены участвовавшими в перенесении мощей епископами и отдельно присоединены к мощам в мраморном ящике. 27 В. Б. Антонович, Карта Киев. губ., стр. 130: в окрестности Тальке Уманьского уезда, в кургане; при скелетах были найдены: потяновые зеркала, золотое кольцо, бронзовая серьга; железные: топор, ножики, стремена, удила, огнива, ножницы. У ног: медные кувшины и в одном случае медная кадильница византийского изделия с изображением 4 евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010