К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ РОССИИ Союз православных граждан, объединяющий более 60 православных культурных и общественных организаций России и стран СНГ, изложил свою точку зрения по вопросу государственной символики России в специальном заявлении, распространенном перед рассмотрением этого вопроса Федеральным Собранием России. В заявлении указывается, что двуглавый орел является важнейшим символом Российской государственности. Он имеет принципиальное значение с точки зрения православного Священного Предания и символики, олицетворяя идею " симфонии " - взаимодействия и соработничества духовной и государственной власти. Он также является важнейшим символом преемственности власти от православных российских императоров, от императоров ромейских, олицетворение цели и предназначения государства Российского, созданного Вселенской Православной Церковью для хранения и распространения Истины Православия. В этом и заключается " Русская национальная идея " . Не принимающий двуглавого орла, таким образом, не принимает сам феномен России. В свою очередь, принятие этого великого исторического символа налагает на современное Российское государство и его руководство величайшую ответственность - исполнять ту миссию, которая заложена в нем. Трехцветное знамя также является атрибутом государственной символики православной Российской империи. Говоря о государственном гимне, будет лицемерием заявлять, что он безоговорочно принят православным сознанием. Любая апелляция к эпохе богоборчества, геноцида Православия и русского народа, законодательного закрепления " государственного атеизма " , не может не вызвать известных ассоциаций. Не секрет, что многие православные хотели возвращения исторического национального имперского гимна " Боже, царя храни " или, в отсутствие монархии, замечательной стихиры на праздник всех святых, в земле Российской просиявших (убежден, что в любом случае эта стихира должна исполняться не только в Церкви, ибо ее текст является квинтэссенцией русского религиозного и национального самосознания), и они имеют на это полное право. Однако следует с пониманием отнестись к предложению президента России Владимира Путина касательно музыки Александрова, так как она действительно узнаваема и признана большинством нашего народа. Воцерковление России, возрождение русского религиозного и национального самосознания, осознание элитой и всем народом своей исторической миссии является сложной задачей, над реализацией которой должны напряженно работать все члены Церкви. Между тем, гимн, как непременный атрибут государства, нужен " здесь и сейчас " . Президент Путин является президентом всего народа России. Таким образом, принципиальным является вопрос именно о новом тексте гимна, который должен олицетворять суть " русской идеи " , отображать наше национальное самосознание, стержнем которого является православная вера.

http://pravoslavie.ru/analit/rusideo/sim...

Но все же главное великое деяние Сталина, с которого началось возвращение к Русской истории, это не его призыв к Русским святым и героям в знаменитом обращении на великом параде 7 ноября 1941 года. Самое главное произошло гораздо раньше, когда после революционного погрома Сталин вернул систему образования к традиции Русской школы. Это для страны было не менее важно, чем индустриализация, создание всего лишь за 10 лет мощной промышленности, способной создать самую современную военную технику. Сталин разогнал революционных экспериментаторов и на театральной сцене, и в литературе. Все мараты гельманы тех лет, которые сегодня сидят в Общественной палате и курируют культуру в «Единой России», в то время притихли. Разгром т.н. «исторической школы» Покровского вернул народу Русскую историю. Войну выиграл православный народ, народ, оторванный от Церкви, но воспитанный Церковью Православной за 1000 лет. Победил народ по молитвам новомучеников и всех святых, в земле Российской просиявших к Царице Небесной о «земных сродниках своих», о своем земном Отечестве. Но даже оторванные от Церкви молодые комсомольцы проявляли удивительное самопожертвование. Они не были верующими в большинстве своем, необходимо это признать. Но они были воспитаны на произведениях Пушкина , Лермонтова, Тургенева, Гоголя. Посмотрите на юбилейные издания Пушкина и Лермонтова, изданные при Сталине - до сих пор нет выполненных с такой огромной любовью изданий. В 1943 году в музыкальных училищах открывают факультеты народных инструментов. По радио (ТВ тогда не было) постоянно звучит классическая музыка, лучшие произведения русской и мировой классики, радио-пьесы, также русская и мировая классика, Островский и Пушкин, Шекспир и Бернард Шоу. Часто идут в прямом эфире театральные постановки, спектакли МХАТа, звучат концерты из зала консерватории. Так Сталин услышал замечательное исполнение Марии Юдиной. «Радонеж» . Все же в советской России коммунистическая идеология не давала свободно творить многим художникам. Та же Русская литература преподавалась под особым, идеологическим соусом, с «классовых позиций» трактовали многие произведения. Да и в изобразительном искусстве, на театральной сцене было много безвкусного, но «идейно выдержанного». Был, конечно, и определенный «большой стиль» в то время, но, например, церковная музыка не могла звучать...

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/06/...

Таким образом, оставались или λβιος, или μακριος. Но λβιος указывает преимущественно на внешнее счастье, мирское богатство, λβιος же — преимущественно на духовное. Первое слово совсем не встречается в Новом Завете, второе — много раз. У классиков слово μακριος употребляется для обозначения небесного, а также загробного блаженства богов и людей. В слове выражается представление об идеальном счастье без примеси земных скорбей, хотя оно употребляется для обозначения и земного счастья, особенно в религиозном еврейскому « ашре» ( «ашар», «эшер» ), которое означает преимущественно « спасение». Этим словом начинается первый псалом. Семьдесят толковников перевели еврейское « ашре» через μακριος 38 раз. Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, можно подразумевать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство. Они обладают внутренними достоинствами, внутренним миром и счастьем и здесь на земле. Слово « блаженны»  служит руководящей идеей для блаженств. Это видно и из того, что Спаситель повторяет его во всех блаженствах. Гораздо труднее объяснить выражение « нищие духом»  (πτωχο τ πνεματι). Это затруднение увеличивается вследствие того, что у Луки (Лк 6:20) сказано (в греческом тексте) просто « нищие» без прибавления « духом» (в русской и славянской Библиях прибавлено — « духом» ). В разных комментариях мы нашли около 20 переводов этого выражения, весьма различных. Встречающиеся определения: нищие, нищие духом, смиренные, принявшие на себя добровольную бедность, духовно бедные, бедные грешники, бедные души, бедные дети, люди, занимающие низкое общественное положение; притесняемые, униженные, жалкие, несчастные, нуждающиеся в помощи, уповающие на Бога, блаженные в духе (или духом) нищие, благочестивые, люди, которые отвлекли от предметов настоящего мира свои мысли, сердце и любовь и вознесли их к небу, так что если они внешне и кажутся бедными, то чувствуют себя довольными, а если внешне они бывают богаты, то не прилепляются к своим богатствам, но бывают смиренны и скромны, прилежно ищут Бога, бывают гостеприимны, делают щедрые пожертвования на дела милосердия, благочестия или вообще на что бы то ни было, если это требуется служением Богу и ближнему.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Он также напомнил, что принципиальность в канонических вопросах не означает отказ от добрых человеческих отношений с православными верующими всего мира: «Враги Православия во всем мире сеют рознь между нами, добиваются изоляции нашей Церкви, но мы должны преодолевать эти препятствия терпением и любовью». «Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской, всего сонма святых, в земле Российской просиявших, нашему народу удавалось преодолеть трагические испытания прошлого столетия, — отметил митрополит Волоколамский Иларион. — Убежден, что сила веры поможет нам и сегодня, а живая связь с прошлым позволит с надеждой смотреть в будущее». В числе выступивших на пленарной дискуссии «Российское наследие и идентичность как основа консолидации» были заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации П.О. Толстой, министр просвещения России О.Ю. Васильева, руководитель Русского центра при Дамасском университете С.О. Родыгина, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.А. Артюхов, председатель Государственного совета республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин, президент «Французско-российского альянса» князь А.А. Трубецкой, главный редактор МИА «Россия сегодня» М.С. Симоньян, спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам международного культурного сотрудничества М.Е. Швыдкой, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников (КСОРС) Германии Л.Г. Юрченко, председатель КСОРС США Е.В. Брэнсон. В продолжение конгресса на пленарной дискуссии «Российская диаспора: современные мировые реалии и формирование нового поколения» выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин , который, в частности, сказал: «Нынешний форум собрал более семисот граждан из разных стран. Но одновременно вы — все вместе — представляете огромную общность российских соотечественников, представляете один большой, огромный Русский мир, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку. Он собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории. Хочу искренне поблагодарить вас за сопричастность к жизни нашей страны, за неизменную поддержку и солидарность. Мы признательны за ваш вклад в продвижение и распространение нашего богатейшего исторического и культурного наследия — всего того, что формирует нашу национальную общероссийскую идентичность».

http://patriarchia.ru/db/text/5294085.ht...

А кто это молодежь? А молодежь это те, кто молоды душой. И сегодня, наверное, самыми драгоценными нашими прихожанами являются пожилые, заслуженные наши отцы и матери, бабушки и дедушки. Герои труда- те, кто умели жить скромно, просто, без претензий, радуясь успехам нашего отечества и забывая, подчас, об устроении собственного быта. Поэтому мы поздравляем отца Тихона Шевкунова и выражаем желание, чтобы он чаще заглядывал сюда на Радонеж. И, может, отслеживал программы, которые появляются сейчас. Знаете, все сейчас в руках молодежи. Я бы ему вполне доверил цензурный комитет на радиостанции Радонеж. Если бы у батюшки хватило времени по ночам просматривать проекты программ и материалов, то, думаю, у нас не было бы ляпов каких-то, неудач, не выверенных фраз, приносящих смущение благочестивой публике. Дорогие друзья, сегодня хочется помянуть нововпреставленых. Среди них почила писательница и поэт Елена Корнеева. Ей мы признательны за несколько книг, в том числе и сборник, посвященный Елизавете Федоровне « Золотой святыни свет». Также почил четырехдневный младенец Нина. Недолго Ниночка пожила на этом свете. Не дано было ей вдохнуть аромат роз, не видела Нина речушек нашей средней полосы, никогда не купалась в их быстром или медленном течении. Была лишена радости земной жизни по неисповедимому Божьему ведению. Но таких-то невинных младенцев Господь причисляет к младенцам Вифлеемским. И пусть она там, как звездочка сияя на духовном небосводе, горячо молится за своих осиротевших родителях, молится за всех болящих младенцев. Среди них многие младенчики, заболевшие менингитом. И не только в Липецке, но и в Москве. Дорогие друзья. Я призываю вас как в старину чаще мыть руки, потому что эта инфекция распространяется, в основном, через немытые руки, когда мы прикасаемся к нашему лицу, к нашим устам. Пожалуйста, соблюдайте правила личной гигиены, зная, что вокруг вас находятся и ваши собственные дети. -У нас остается две минуты, батюшка, чтобы… -Ну что же, дорогие друзья, будем ненадолго прощаться и готовиться теперь к празднованию Всех Святых в земле Русской просиявших.

http://radonezh.ru/text/v-chem-vy-vidite...

Комментируя эту евангельскую историю, святитель Григорий Палама говорит, что всякий человек, предающийся услаждению, духовно расслаблен. В самом деле, расслабленность мы можем воспринимать не только в материальном аспекте. Мы говорим не только о физическом расслаблении как результате болезни, но и о духовном расслаблении, духовном параличе как неспособности человека концентрироваться на своей внутренней жизни и преодолевать внутренние проблемы. По слову святителя Григория, так происходит, когда человек предается услаждениям. Услаждения, услада, сладость — это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению. Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, — информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, — мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному — к услаждению себя. Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный неспособен трудиться, неспособен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4831997.ht...

Сегодня наш русский праздник духа, память святых, просиявших на русской земле. Службу устроили торжественную. Штат был настолько велик, что я остался в храме. Все утро ходили слухи, что война между Германией и Россией началась, но так как они были исключительно противоречивы, нельзя было себе составить определенного мнения. Одни слышали по радио, что советские войска вторглись без объявления войны в Восточную Пруссию, другие – что, наоборот, германские войска вступили в Россию. Настроение поэтому напряженное. Так много было слухов за эти годы и месяцы, что все осторожны и не хотят ничему верить. Германия начала войну с Россией В течение дня. Вышел из церкви, потому что приехали представители газет и журналов и желают иметь мнение русских по поводу событий. От них получаю официальное подтверждение о начавшейся этой ночью войне. [...] 11.15. Редактор «Paris-Midi» во что бы то ни стало желает получить мнение всех слоев русской эмиграции. Мое заявление о том, что мы не можем высказывать своего мнения и что наше дело – быть осторожными до последней степени, его явно не удовлетворяет. Представители «Semaine» хотят фотографировать ту «реакцию», которую произвела на русских весть о войне. Пока я борюсь с осадой журналистов, желающих, чтобы русские сразу оценили событие, выявляется два лагеря во дворе (собралось уже несколько сот человек, которые обсуждают события). Младшее поколение, даже те, которые работают у немцев (до 40 лет), – очень выдержанно и не высказывает ни малейшего чувства радости о происшедшем. «Мы – антикоммунисты, – говорит один из молодых инженеров, – но мы русские и не можем радоваться нападению на нашу страну. Если немцы свергнут коммунистическую власть и в России будет национальная революция, мы будем им благодарны и признательны. Если же дело идет о расчленении России и борьбе не только с III Интернационалом, но и с Россией, нет причин этому радоваться». Таково мнение молодых. Старшие, наоборот, явно выражают свой восторг, целуются, радуются, считают, что немцы спасут Россию и восстановят ее во всем величии и славе. Я очень осторожен и сразу получаю нахлобучку от группы офицеров, которые считают, что дело войны Германии с СССР – дело русское национальное. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активизация партийно-политической работы в частях Красной Армии резко усилила их боеспособность. Большевик - значило в годы войны патриот-державник. Свыше 2 млн. коммунистов (более половины численного состава партии на лето 1941 г.) погибли, защищая советский строй (34). Никогда за тысячелетнюю историю России самоотверженность русских людей не поднималась на такую высоту. Одновременно по просьбе Советского правительства иерархи Русской Православной Церкви организовали широкую рассылку такого документа, как «Обращение Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) к русскому народу 22 июня 2941 года, в День всех святых в земле Российской просиявших». В храмах возносились молитвы о победе Красной Армии. Поразительный феномен Великой Отечественной войны – подавляющая масса верующих защищала «богоборческий режим», ибо только так перед лицом страшного нашествия можно было отстоять русское Отечество. Даже на оккупированной части СССР церковные общины помогали советским военнопленным; православные храмы в тылу немцев превратились в центры кристаллизации русского национального самосознания, чего немцы не ожидали никак. Провалилась в целом и ставка немцев на разжигание сепаратизма в советских республиках (хотя в плен попало много советских солдат разных национальностей, которых гитлеровцы вербовали в основном во вспомогательные части « hi-vi»; немало добровольцев вступило в «Ваффен-СС»). Национальный вопрос в СССР был отрегулирован намного лучше, чем в России до 1917 г. (и после 1991 г.). Именно русские стали оплотом в борьбе с германским нашествием. 19 августа 1941 г. Геббельс отмечал в дневнике: " Мы, очевидно, совершенно недооценили советскую ударную силу, прежде всего оснащенность Советской армии. У нас даже отдаленно не было ясного представления о том, чтó имелось в распоряжении большевиков» (35). […] 27 июля 1941 г. ОКВ разработало план захвата Урала силами 8 танковых и 4 моторизованных дивизий (36). «Империя только тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берёт на себя Германия», - говорил Гитлер. Россия должна быть разбита, чтобы никогда не возродиться вновь (37).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Arhiva Cea de-a dousprezecea stagiere pentru efii departamentelor sociale s-a încheiat la Moscova 1 februarie 2018 19:01 31 января 2018 года в Москве завершилась стажировка руководителей епархиальных отделов по социальному служению, которую организует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению . В ней приняли участие девять священников и двое мирян — в общей сложности представители 10 епархий, расположенных на территории Центрального, Приволжского, Уральского и Южного федеральных округов. Руководители социальных отделов познакомились с работой ключевых церковных социальных проектов, расположенных в Москве. В ходе обучения с участниками стажировки встретился председатель Синодального отдела епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Двенадцатая стажировка по вопросам социального служения проходила в Москве с 26 по 31 января. В первый день стажировки участники посетили проекты православной службы помощи «Милосердие» — Свято-Спиридоньевскую богадельню  и  Свято-Софийский социальный дом  для детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями. В этот же день прошел семинар по привлечению средств на социальную деятельность. Второй день начался с Божественной литургии, которую возглавил епископ Пантелеимон. Затем состоялась экскурсия по Свято-Димитриевскому училищу сестер милосердия, священники посетили Центральную клиническую больницу Московской Патриархии Святителя Алексия и в неформальной обстановке пообщались с владыкой Пантелеимоном. 28 января в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, была совершена Литургия с сурдопереводом. После богослужения участникам обучения рассказали об опыте создания социально-ориентированного прихода и помощи инвалидам по слуху. В четвертый день стажировки ее участники посетили  низкопороговый центр помощи бездомным «Ангар спасения»  службы «Милосердие», центр гуманитарной помощи и  кризисный центр «Дом для мамы»  службы «Милосердие», приняли участие в семинарах по работе с бездомными и по вопросам взаимодействия со СМИ. Также состоялась встреча с руководителем Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископом Каменским и Алапаевским Мефодием , посвященная организации церковной помощи наркозависимым и их родственникам.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5141754...

Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном, святитель Григорий говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех. Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели. Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов. Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной. Всему этому учит нас святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чью память мы сегодня празднуем. В далеком XIV веке святитель своим пронзительным богодухновенным богословием помог византийцам избавиться от многих заблуждений. Дай Бог, чтобы и нам его слова помогли открыть тайну человеческого благополучия и счастья, тождественную тому, что мы называем спасением нашей души. Да поможет нам Господь. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4831997.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010