В поучении же Священникам, означенный Митрополит Фотий называет вступление в брачное сожитие без церковного благословения неподобного неподобнейшим. Именно: «Таже и паче еще, еже слышах, неподобнаго неподобнейше, еже яко закону Божию некоих ругателех, иже не хотящих совокуплятися от Божиа Церкви законом Божьим, и поимати собе жены, но опроче закова Божия делающих, инии по нужи и по напрасньству (по своеволию) или ласкосердьством лукаваго (из сластолюбия) поимают себе жены, и се убо си отъинудь, яко закону Божию разрушители и ругателие, мирской казни великой подлежат, а к душевной же казни яко душегублени суще» 391 . Всероссийский Митрополит Иона признавал брачное совокупление без церковного благословения жизнию погибелъною. Именно в послании к Вятчанам он писал: «Се слышание мое, сынове, что деи... у вас на Вятке чинится Богу съпротивных и ненавистных дел велми много, к крестьянской погибели: многые деи христиане с женами незаконно в невенчании живут» 392 . Священнического же благословения для брака требовал Симон Митрополит всероссийский. Именно: «Которым у вас женитися, и они бы женилися с благословением от Священника... по закону християнскому» 393 . Матфей Правилышк говорит: «Не совокупление, но молитвенное служение творит обручение, якоже браку вменятися» 394 . Еще он говорит: «В нас не убо состоятися может брак кроме священнословия» 395 . Севаст Арменопул говорит: «Смешение без священнословия блуд есть» 396 . Симеон Солунскии говорит: «И сие (совершение брака) дело Иерарха есть, и той сие... действует. Дается же сие и Иереем творити... Обаче и Иереем с наказанием дается и в коемждо деле брака, яко свойственное (собственно) есть (дело) Епископа. И без воли его не можно составитися браку. Отец бо Церкве Архиерей един» 397 . Еще он говорит: «Достойным подобает быти общения (Причащения) браком супружествующимся, и в храме святем счетатися, в дому Божием, чадом Божиим, яко пред ним» 398 . Что говорили о Браке церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

По благословению митрополита в том же зале в среду 17 января состоялось второе подобное собрание, но в значительно более широком составе. Оно было открыто рассказом самого владыки о визите к нему чиновника комиссариата призрения М.С. Иловайского. Посланец A.M. Коллонтай без обиняков заявил, что «с сегодняшнего дня лавра переходит в ведение народа. Для жительства митрополиту отводится меньшее помещение. «Я, – говорит митрополит, – сказал, что если мне прикажут оставить лавру, то готов с посохом в руках оставить ее. Надеюсь, верующие люди приютят меня». Митрополит обратился к собравшимся с вопросом, как ему поступить: оставить занимаемые им покои или нет. «Раздается гром голосов: «Не оставляй, владыко, помещения, которое дано тебе народом. Мы не допустим, чтобы наш избранник скитался, как нищий!» " 660 . Более того, собрание вынесло постановление: «Признавая настоящее положение Петроградского Митрополита в Александро-Невской Лавре, в качестве стороннего и даже зависимого лица, не соответствующим ни достоинству первого выборного митрополита, ни интересам самой епархии, возбудить ходатайство через особую депутацию пред Его Святейшеством Патриархом Всероссийским или даже пред Священным Всероссийским Собором о возвращении Александро-Невской Лавры из ведения Синода в ведение Петроградского Митрополита и епархии» 661 . Столь же единогласно было принято предложение настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского не ограничиться посещением воскресной службы в храмах Александро-Невской Лавры, а устроить в нее 21 января крестные ходы из всех городских церквей. На 19 января митрополит Вениамин включил в свой рабочий график встречу в 3 часа дня с протоиереями Скорбященской церкви «на Стеклянном» – ее настоятелем о. Петром Скипетровым и о. Владимиром Покровским. Однако в тот самый день Лавра стала эпицентром событий, которые всколыхнули весь церковный Петроград. Несмотря на массовые резолюции протеста со стороны верующих, «народные комиссары» вновь направили вооруженные силы на захват обители. На сей раз отряд матросов и красногвардейцев был «придан» вышеупомянутому комиссару-экспроприатору М.С. Иловайскому. Около часа дня тот явился прямиком к владыке Вениамину и по-хозяйски потребовал «очистить митрополичьи покои». «В ответ на это митрополит заявил, что он может протестовать против посягательств на право православной церкви только христианскими мерами. Во всяком случае он, будучи избран на митрополичью кафедру, считает долгом охранять лаврское имущество, которое принадлежит обществу православных людей, являющихся живыми членами церкви. Если нужны для благотворительных целей лаврские помещения, то это не является достаточным основанием для реквизиции всего лаврского имущества. Иловайский в ответ повторил свое требование и заявил, что, если оно не будет выполнено, он вынужден будет применить силу» 662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом в других письмах, а также в своих мемуарах митрополит Евлогий не говорит об отличиях крымского и константинопольского указов и о том, что он мог иметь более широкие полномочия. Так, например, в письме патриарху Тихону, написанном не ранее 14 мая 1921 года, архиепископ Евлогий говорит, что получил от ВВЦУ назначение «заведовать заграничными церквами в Западной Европе» . В своем письме митрополиту Антонию (Храповицкому) от 2 августа 1926 года митрополит Евлогий пишет о том, что объем его епархиального управления распространяется на всю Западную Европу и ничего не говорит о приходах за ее пределами . В своем послании к пастве от 19 августа 1926 года митрополит Евлогий тоже говорит только о Западной Европе . Объяснить нерешительность митрополита Евлогия в отношении рассеянных по всему миру отдельных приходов можно несколькими причинами. Во-первых, митрополит Евлогий, как и Аметистов, точно не знал, что именно было сказано в октябрьском (крымском) указе 1920 года. И если бы подлинник этого указа дошел до Западной Европы, то последователи митрополита Евлогия обязательно бы его опубликовали. Во-вторых, Священный Синод Российской Церкви во главе с патриархом Тихоном в 1921 году, ориентируясь не на крымский, а на константинопольский указ, предоставил архиепископу Евлогию только юрисдикцию над Западной Европой. Таким образом, всероссийская власть подтвердила только полномочия митрополита Евлогия в Западной Европе, а не во всем мире. В-третьих, ограничив права архиепископа Западной Европой, зарубежное ВЦУ все же не препятствовало иерарху до определенного времени руководить приходами, находящимися за пределами Западной Европы. Поэтому высказывать претензии у архиепископа Евлогия не было повода. Он, например, занимался вопросами Православия в Индии и в Северной Африке . Кроме того, с 1923 по 1926 год митрополиту Евлогию подчинялась русская диаспора в Аргентине . В середине 1920-х годов и особенно после разрыва с Синодом митрополит Евлогий пытался претендовать на юрисдикцию над русскими приходами вне Западной Европы. Так, митрополит Евлогий безуспешно пытался взять на себя дела церковного управления в Австралии . Кроме того, временно подчинился митрополиту Евлогию и находившийся в Китае епископ Нестор (Анисимов) .

http://pravoslavie.ru/32824.html

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Санкт-Петербурге состоялось вручение премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области духовной культуры и искусства 27 февраля 2023 г. 13:23 24 февраля 2023 года в Бирюзовом зале отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии состоялось вручение премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области духовной культуры и искусства. Председатель отдела иерей Илия Макаров вручил награду заслуженному работнику культуры РФ, заведующей кафедрой академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры Ларисе Яруцкой. С 2008 года она является художественным руководителем и дирижером многократного лауреата Гран-при всероссийских и международных конкурсов детского хора «Перезвоны». «Детский концертный хор " Перезвоны " под управлением Ларисы Николаевны Яруцкой — это образцовый коллектив детского хорового творчества. Кроме того, что они являются победителями множества конкурсов и участниками многих светских фестивалей, они также являются неким эталоном того, как детский хор может исполнять и традиционную, и современную духовную музыку. Коллектив принимает участие не только в концертах, но и в торжественных богослужениях, исполняя церковные песнопения. Педагогический творческий опыт Ларисы Яруцкой очень полезен для всех хоровых дирижеров и наставников детских хоров. Мы гордимся тем, что Лариса Николаевна осуществляет свое творчество именно в Петербурге», — отметил иерей Илия Макаров. Л.Н. Яруцкая окончила Санкт-Петербургскую государственную академию культуры (СПбГИК) по специальности дирижирование. Является членом правления Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, сопредседателем секции хоровых дирижеров учебно-методического центра Комитета по культуре Санкт-Петербурга, художественным руководителем Международных фестивалей хорового искусства.  В 2015 г. награждена премией и нагрудным знаком правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы», премией Министерства культуры РФ «Лучший преподаватель детской школы искусств 2015». В 2018 г. стала победителем конкурса «Женщина года» в номинации «Культура и искусство». Детский хор «Перезвоны» СПб ДШИ имени М.И. Глинки под управлением Л.Н. Яруцкой неоднократно удостаивался высших наград на всероссийских и международных конкурсах. Коллектив сотрудничает со всеми ведущими оркестрами Санкт-Петербурга, а также выступает с оркестром Карельской государственной филармонии. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

3-го июля 1906 г. исполнилось 300 лет с тех пор, как замечательный русский иерарх Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, оставил казанскую митрополичью кафедру, будучи избран на Всероссийский патриарший престол. Это событие, уже отмеченное в Казани воспоминанием о м. Гермогене, не должно остаться не отмеченным и нашим Обществом. В настоящем годичном заседании, посвященном 1906-му году, я беру на себя смелость сказать несколько слов о том, чье имя выступает с особым величием среди славных имен христианской Казани XVI и начала XVII века. Никто не будет отрицать, что митрополит Гермоген – этот казанский старожил, первый местный духовный писатель и замечательный казанский деятель, как-то забыт в дорогой ему Казани. А между тем, нам – казанцам – следовало хотя изредка вспоминать о нем. Ведь только первое 25-летие жизни христианской Казани, со времени ее присоединения к русской державе в 1552 г., не сливается с жизнью и деятельностью этого великого человека. Впрочем, и это время воспроизведено им литературно в замечательных творениях – житиях первых казанских просветителей и в установлении местных праздников. Литературная деятельность м. Гермогена налагает даже некоторую обязанность на наше Общество археологии, истории и этнографии, преследующее широкие задачи, вспомнить о м. Гермогене, как казанском духовном писателе и неустанном радетеле о культурном процветании не только Казани, но и всего казанского края. Поныне, через 300 лет, весьма многое напоминает казанцам о великом русском широко образованном человеке. В 1579 году мы застаем Гермогена священником казанской Николо-Гостинодворской церкви далеко не молодым. Ему тогда было около пятидесяти лет. К сожалению, целое это пол столетие из жизни м. Гермогена пока скрыто от нас. Сохранилось слишком глухое предание, что родиной Гермогена была Казань. По этому преданию он должен быть особенно дорог казанцам, как носитель семидесятипятилетней истории христианской и иноверной Казани. Но мы оставим это слишком смутное предание, заявив: когда, где, от кого родился Гермоген и какое было его мирское имя, достоверно не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И торговые связи городов сих с Немецкими городами, и связи политические с Литвой, Германией, Швецией удобно могли служить средством к общению с иностранцами даже по делам Веры. Псковское наше Духовенство и народ сближались с иноземными смежными Духовными более, нежели сколько ныне представить себе можно. Всероссийский Митрополит Φотий в одной грамоте к Священникам Псковским (прежде 1430 г.) воспрещает им совершать Крещение детей обливанием и помазывать их, по Крещении, «Латинским Миром». Столько они сближались с Латинянами, что заимствовались от них даже Миром и приняли обряд их Крещения 57 . В другом случае из грамот видно, что в Псковской области принимаемы были Священники из Литвы, – без всяких ставленных грамот. В самом Пскове такая была скудость тогда в церковном порядке, что не доставало даже служебников, по которым должна быть совершаема божественная Литургия, ни требников для Крещения детей или совершения браков, ни других нужных церковных книг. Антиминсы были разрезываемы, один на четверо, даже по распоряжению местного Новгородского и Псковского Архиерея. Узнав о таких беспорядках от людей, приехавших из Пскова в Москву ставиться в Священники, Всероссийский Митрополит Киприян, послал отсюда во Псков богослужебные книги и обещал посылать более и более; прислал несколько и Антиминсов; причем строго запретил поступать с ними по прежнему, а велел полагать их в церквах, при освящении, всецело 58 . По таким приметам легко можно судить, каково было тогда Псковское Духовенство и в своем служении, и по образу жизни. Появление там раскольников становится довольно ясным. Советы Духовенства Новгородского, ни власть Митрополитов Московских уже не могли иметь силы. Новгородские Духовные Власти решились тотчас прямо прибегнуть к Патриарху Цареградскому 60 . Патриарх Нил с озабоченностью внял просьбе, и немедленно отправил послание во Псков, где ересь получила начало и где по то еще время наиболее была сильна. Грамота послана в 1382 г. 61 с Дионисием Епископом Суздальским, находившимся тогда в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В Обнинске пройдет II Сретенский кинофестиваль «Встреча» 28 ноября 2006 г. 18:32 По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке губернатора Калужской области А.Д. Артамонова  в г. Обнинске с 11 по 16 февраля 2007 года состоится II Всероссийский Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» . Девиз кинофестиваля — «Мир Вашему дому». Всероссийский Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» проводиться второй год по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии и при поддержке Губернатора Калужкой области Артамонова А.Д. Для реализации проекта была создана общественная организация Некоммерческое партнерство «Кинофестиваль «Встреча» учредителями которой стали: Духовно-Просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь», ООО «Телекомпания ОСТ» и инициатор проекта монахиня София, ставшая президентом фестиваля. Местом проведения был избран город Обнинск. Целью фестиваля стало объединение усилий Православной Церкви, государственных структур российских, предпринимателей для изменения качества жизни россиян. Кино и телевидение осуществляет мощное воздействие на сознание и самосознание народа, особенно молодого поколения. Наполнение этих каналов информацией нравственного и православного содержания может реально изменить негативно сложившуюся ситуацию последних лет. Опыт первого Фестиваля проведенного в феврале 2006 года показал, что это мероприятие нужно большому числе кинодеятелей, произведения которых нужны народу, но путь их на большой экран закрыт в силу сложившихся обстоятельств. Прислано 420 работ. И это уже на первый фестиваль. 70 документальных и художественных фильмов отобрано на конкурс, 16 стали призерами. 5 фильмов показано по федеральному каналу «Культура», несколько фильмов показана по областным и городским каналам. Создан киносборник для показа в школах области, который у сожалению не может быть растиражирован в достаточных объемах ввиду отсутствия финансирования. В рамках второго фестиваля 2007 года планируется кроме кинопоказа конкурс на лучший сценарий фильма и социального ролика. В лицее «Держава» г. Обнинска организован факультатив для старшеклассников по предмету киноведение как подготовка для поступления во ВГИК на киноведческий факультет. С ребятами кроме специалиста по кинематографии работает священник. Эти дети станут на фестивале 2007 года членами детского жюри на конкурсе детских и юношеских кинопрограмм. Адрес оргкомитета: 249038, Калужская обл., г. Обнинск, ул. ген. Любого, 5а, Духовно-просветительский Центр «Вера, Надежда, Любовь»; e-mail:gayana81@mail.ru т/ф. (48439)6-48-99, моб. 8-960 520-08-42 монахиня София (Ищенко). Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/166055.htm...

Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов. Труды: Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, о евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1. 181, стр. 180–183. Поучение на праздник Благовещения о достоинстве христианского храма//Там же, т. 1. 182. Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях//Там же. Два поучения печерским инокам об обязанностях иноков//Там же. Не изданы: На Сретение Господне. В Неделю мясопустную о страшном суде. В Неделю Православия о посте. В Неделю блудного сына – о долготерпении Божием. Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два). Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 1923, 26, 30, 33–35, 256, 257. Окружное послание «О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем»//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841–1842, т. 1–5, т. 1., 19. Духовное завещание Фотия//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 144–148. Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 208–220, прим. 51. Невоструев К. Монограмма Всероссийского митрополита Фотия. М. Изд. Общества древнерусского искусства. 1866, стр. 175 и 181. Кротков. Плащаница всероссийского митрополита Фотия. 1864. Филимонов Г.Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита//Вестник Общества древнерусского искусства. М. 1876. Павлов А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

358. Об отправлении всенощных до 15 сентября. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, объявленному Синоду в предложении Синодального Члена, Преосвященного Амвросия Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, «что на Всеподданнейший доклад Государю Императору об отправлении повсеместно как на высокоторжественные, так и на праздничные дни до 15-го сентября всенощных служений с вечера по примеру прежнему, Его Императорское Величество соизволяет». Святейший Правительствующей Синод приказали: о сем Высочайшем соизволении, для должного по оному повсеместно исполнения, дать знать указами: Московской Святейшего Синода конторе, Синодальным Членам и всем прочим Преосвященным епархиальным Архиереям, так же Ставропигальным Лаврам и монастырям. Сентября 10 дня 1802 года. 359. О празднования в текущем 1857 году дня восшествия Государя Императора на Всероссийский престол, вместо вторника первой недели великого поста, в неделю православия и о проч. Государь Император, по случаю, что в текущем году день восшествия на Всероссийский престол Его Императорского Величества приходится во вторник на первой неделе великого поста, согласно определенно Святейшего Синода, Высочайше повелеть соизволил:- празднование упомянутого дня – восшествия на престол совершить вместо вторника первой недели великого поста в неделю Православия с тем, чтобы сие в подобных случаях и впредь исполняемо было и чтобы там, где совершается молебствие Православия, отправлено было оное пред литургиею, а молебствие о восшествии на престол – после литургии. Января 28 дня 1857 года. 360. О дате празднования в 1861 г. рождения Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт Синодального Члена, Преосвященного Филарета, Митрополита Московского, о том, в какой день в текущем году следует праздновать рождение Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы. И, по справке, приказали: в разрешение настоящего представления Преосвященного Митрополита Московского и в предупреждение могущих возникнуть со стороны других Преосвященных недоразумений, дате знать циркулярными указами по всему духовному ведомству, что в настоящем году, согласно с объяснением, сделанным в табели высокоторжественных и викториальных дней, празднование высокоторжественного дня рождения Его Императорского Величества Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы, имеет быть отправлено в православных церквах в понедельник на Святой седмице. Марта 18 дня 1861 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010