Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Во второй главе диссертации («Реализация новой модели советской религиозной политики в области международных отношений в условиях Холодной войны») исследуется вопрос о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом. Сначала, как пишет С.В. Болотов, Совету по делам РПЦ, а именно его председателю Г.Г. Карпову, было поручено установить отношения с Ватиканом, который был интересен СССР как субъект и активный деятель международной мировой политики. Но позднее, после антикоммунистических выступлений папы Пия XII (начиная с 1945 года), отношение к Ватикану поменялось на крайне враждебное. В СССР началось открытое гонение на католиков и греко-католиков, которое окончилось полной ликвидацией структур последних и слиянием их с Московской Патриархией. Как отмечает автор, в его работе «рассматриваются подробности ликвидации Греко-Католической Церкви в Западной Украине, в которой приняла участие Московская Патриархия» (С. 18). Следует заметить, что вопрос ликвидации Греко-Католической Церкви в Западной Украине сам по себе не нов . С.В. Болотов, к сожалению, не указывает в тексте автореферата, какие подробности освещены в основном тексте работы. Если в тексте автореферата имеется упоминание о создании Отдела внешних церковных связей, небезынтересным было бы упоминание и об учреждении Иностранного отдела Совета по делам РПЦ в 1947 г., так как после своего создания именно этот орган взаимодействовал с ОВЦС по международным вопросам. Ведь сам автор исследования пишет, что «роль, функции и объем работы Совета по делам РПЦ значительно вышли за формальные рамки, предусмотренные положением о Совете» (С. 20). В третьей главе диссертации, которая называется «Международная деятельность Московской Патриархии в условиях изменения парадигмы советской политики в сфере государственно-церковных отношений», речь идет о подготовке и созыве Всеправославного совещания в Москве 8 июля 1948 г., в котором участвовало десять делегаций из тринадцати на тот момент существовавших автокефальных Церквей. Проведение этого совещания стало плодом совместной работы Совета по делам РПЦ, Московской Патриархии в лице созданного ОВЦС и МИД СССР.

http://bogoslov.ru/article/1632167

Еще одна причина, по которой Иерусалимскому патриарху пришлось предложить собрание в Иордании, – это, вероятно, попытка Феофила заручиться поддержкой Москвы как на церковном, так и на государственном уровне. «Существует греческий мир, с которым тесно связаны все грекоязычные церкви, в том числе и Иерусалимская. Существует близкая к Вашингтону позиция многих политических кругов Израиля. Существует и пороховая бочка под троном патриарха Феофила. Известно, что арабоязычная паства периодически обвиняет его в разных прегрешениях, в частности, продаже земли израильтянам. И легко представить себе ситуацию, в которой арабская христианская улица или его свергнет, или перестанет пускать в арабские районы страны, устроив какую-либо провокацию. Так что говорить достаточно жестко с ним могут многие западные центры влияния», – сказал «НГР» протоиерей Всеволод Чаплин. «Вполне вероятно, что тесно связанный с русскими паломниками патриарх Феофил просто решил окунуться в елей. Но мы помним, что подобный «елеобаптизм» недавно состоялся в Одессе во время приезда туда Александрийского патриарха Феодора. И мы хорошо помним, что было дальше. Тем более что из истории мы знаем, что много раз восточные патриархи приезжали на наши земли, расточали красивые слова, давали обещания, в ответ обильно возливался елей самой разной природы, а потом выяснялось часто, что обещания ничего не значат», – отметил Чаплин. О скромных перспективах предложения Феофила свидетельствуют молчание или отговорки других духовных лидеров. Открыто выступил против совещания в Аммане пока только глава Элладской Православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Афинский и всей Греции Иероним II. 22 ноября в разговоре с журналистами он заявил, что «не каждый может созвать всеправославную встречу». «Это прерогатива Вселенского патриарха. Если Вселенский патриарх нас позовет, мы не скажем «нет». Если любой другой церковный деятель нас позовет, я скажу «нет», – подчеркнул Иероним. Глава Албанской церкви 90-летний митрополит Анастасий еще 20 ноября, то есть на сутки раньше Феофила, выступил за необходимость проведения Всеправославного совещания по проблеме украинского раскола. Но, с другой стороны, он пока никак не отреагировал на конкретную инициативу иерусалимского коллеги. При этом Анастасий в письме, опубликованном 24 ноября на официальном сайте Албанской церкви, прерогативу в «исцелении новой реальности» отдал Константинопольскому патриарху.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Всеправославное совещание критически оценило решение Европейского суда по правам человека 12 марта 2009 г. 17:25 Участники всеправославного совещания, открывшегося 11 марта в Софии по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима , выразили поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оценили решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Глава делегации Московского Патриархата, представитель Русской Православной Церкви при европейским международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион отметил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял трудности, которые возникли перед болгарским Православием в связи с решением Страсбургского суда. Епископ Иларион выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. «Это создает почву для озабоченности не только каждой Православной Церкви, но и всякой другой традиционной религиозной организации», подчеркнул представитель Русской Православной Церкви. Решение ЕСПЧ показывает, что во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства появляется еще один субъект международные организации, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Государства попадают в зависимость «от решений, принимаемых за их пределами, и не имеют больших возможностей по оказанию влияния на такие решения. Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права», отметил епископ Иларион. В частности, в решении Страсбургского суда заметно стремление к насаждению некой «универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах», в то время как в современной Европе существует большое разнообразие таких моделей. «Убежден, что законодательство не может идти вразрез с реальностью и основываться исключительно на теоретических понятиях. Его задача состоит в том, чтобы преломить универсальные ценности в конкретных исторических условиях», заявил владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/581455.htm...

Еретические и оккультные подходы к болезни обсудили на Всеправославном совещании по ересям 12 ноября, 2013. Новостная служба В ходе заседаний были заслушаны доклады греческих богословов и представителей епархий, посвященные темам духовных и оккультных взглядов на болезнь, страдания, медицину. Фото: сайт ОВЦС 12 ноября. ПРАВМИР. В Греции прошло XXV Всеправославное совещание на тему ересей, организованное Комитетом по ересям при Священном Синоде Элладской Церкви, сообщает сайт ОВЦС . Совещание на тему «Еретические и оккультные подходы к проблеме болезни» проходило под руководством митрополита Фессалоникийского Анфима. В совещании участвовали десять уполномоченных Поместных Православных Церквей. От Русской Церкви в форуме участвовал игумен Феофан (Лукьянов), временно исполняющий обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, который зачитал приветствие председателя ОВЦС. В ходе заседаний были заслушаны доклады греческих богословов и представителей епархий, посвященные темам духовных и оккультных взглядов на болезнь, страдания, медицину. Участники разработали по обозначенной тематике «Предложения» для Священных Синодов Поместных Православных Церквей Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ereticheskie-i-okkultn...

Верующие Европы недовольны доминированием Константинополя в межправославном диалоге во Франции Париж, 9 июня 2009 г. Православная общественность Западной Европы ждет от проходящего в Шамбези (Швейцария) IV Всеправославного предсоборного совещания решений по налаживанию диалога поместных Церквей, передает ИНТЕРФАКС . Так, участники Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) обеспокоены работой Ассамблеи православных епископов Франции (AEOF) - консультативным органом, способствующим налаживанию диалога между различными Православными Церквями, которые имеют приходы в этой стране. Указывая на полезный опыт сотрудничества, накопленный в ходе работы ассамблеи, члены движения в то же время считают, что " тот факт, что председателем ассамблеи является по должности митрополит Константинопольской Церкви, ограничивает работоспособность и умаляет представительность этого органа " . " Таким образом, председатель ассамблеи неизбежно в большей степени озабочен интересами Церкви, которую он представляет, нежели вопросами, имеющими интерес для всех членов ассамблеи. Из-за этого в работе AEOF неизбежно возникают напряженность, неудовлетворенность и даже сбои " , - сказано в заявлении. Православные полагают, что работа ассамблеи была бы " гораздо более эффективной, если бы впредь ее председатель избирался всем составом епископов AEOF, что придало бы ему гораздо большую легитимность, чем простая его принадлежность к отдельной, а именно Константинопольской, Церкви " . " Введение этой новой процедуры было бы немалым шагом вперед в деле формирования общеправославного сознания у епископов, духовенства и мирян Франции. Это, безусловно, ускорило бы нахождение канонического решения существующих проблем, которые не поддаются сиюминутному урегулированию. Такого урегулирования можно добиться лишь благодаря постепенному изменению сложившейся практики " , - сказано в заявлении. Участники движения просят участников совещания в Шамбези " принять к сведению это предложение, целесообразность которого признана большинством " . На днях недовольство положением дел в ассамблее выражала и Корсунская епархия Московского Патриархата. Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе - общественная организация, объединяющая православных Западной Европы, в том числе Франции, которые сообща стремятся к укреплению русской богослужебной традиции, наряду с другими традициями, в деле строительства поместной Церкви. Центр движения находится в Париже. 10 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30728.html

Все эти силы были враждебны римо-католичеству. Но когда революция в России привела к падению царизма и к перемене политического режима (1917), надежды Ватикана вновь воспрянули больше, чем когда-либо, так как в Риме рассчитывали, что одновременно с царизмом, политическим покровителем Православия, исчезло с пути самое важное препятствие к объединению Церквей. Бенедикт XV предпринял тогда весьма интенсивную деятельность в этом направлении. Он поспешил создать конгрегации для Восточных Церквей и папский Институт для научного исследования Востока, которые должны были работать специально в целях воссоединения, и, кроме того, старался политическими и религиозными средствами приблизить к себе русских, которых, по его расчетам, легче было привлечь к единению. Помимо положения в России Ватикан еще весьма интересовался состоянием Турции и Константинопольской Патриархии. Однако «сепаратный» мир, заключенный Россией, рассеял опасение Ватикана, что Православие утвердится в Константинополе при посредстве русских. Но вот новое событие принесло папам другие заботы: война между греками и турками. Вначале благоприятная для греков (1921), она открывала им перспективы для их утверждения в Константинополе, т. е. в самом центре Православия, но в то же время и в центре пропаганды Рима на Христианском Востоке. Папство заручилось в этом центре поддержкой и политическим влиянием Франции, как покровительницы римо-католиков на Востоке, а также непосредственными связями с Турцией, начиная с папы Пия IX. Но утверждение греков в Константинополе закрепило бы и положение Вселенской Патриархии и парализовало бы папскую пропаганду на Православном Востоке. Поэтому «панэллинизм» Венизелоса сильно беспокоил Ватикан. Поговаривали даже о созыве общего (всеправославного) собора, который должен был состояться в освобожденной Святой Софии. Более того, англичанин Давид Дэвис предлагал перенести местопребывание Лиги Наций из Женевы в Константинополь. Духовный центр Православия приобретал, таким образом, многое из прежнего своего величия и влияния, что не нравилось папскому Риму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы покончить с «политической» стороной Родосского Совещания, скажу ещё, что когда мы уже вернулись в Афины, и я как-то утром выезжал в одной машине с митрополитом Никодимом из гостиницы, нас ожидал сюрприз. При выезде нас поджидала группа в пять-семь здоровенных мужчин, которые, завидев нас, дружно по-солдатски гаркнули: «Ясу, Никодиме!» ( что на простонародном греческом языке означает Здравствуй, Никодим) . Это была, несомненно, заранее организованная местными коммунистами демонстрация, если только не провокация греческой полиции, желавшей увидеть реакцию митрополита Никодима. Но тот никак не реагировал, а продолжал неподвижно сидеть в машине и ни один мускул на его лице не дрогнул. Мы никогда не говорили с ним об этом инциденте. Родосское Совещание было связано со многими передвижениями, как в самом городе, так и в паломнических поездках по окрестностям. Мы ездили с митрополитом Никодимом в одной машине, и это дало мне возможность много с ним беседовать на богословские темы. Хотя мой разговор с ним был скорее своего рода «экзаменом», который я ему делал, он очень охотно беседовал и отвечал на вопросы, которые я ему задавал, и сам он со своей стороны тоже ставил вопросы. В результате этого длинного «экзамена» я могу утверждать, что все враждебные рассказы о владыке Никодиме лиц, как о человеке невежественном в богословии, не знающем богослужения и т.д. не соответствуют действительности. Конечно, владыка был человеком скорее практического ума, нежели богословского. Он не был учёным богословом (тем более глубоким богословом) – ведь именно так в последствии его восхваляли в надгробных речах. Но он, несомненно, обладал солидными и широкими богословскими знаниями, особенно в области богослужения и церковного устава, вполне достаточными для архиерея. А архиерей ведь не профессор, с него нельзя требовать много в области богословия. Могу сказать, что с годами уровень этих знаний у владыки значительно расширился и углубился. Третье Всеправославное Совещание было самым большим по числу участников из всех православных совещаний такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Что же касается масонства – «то его в современной России нет, оно нам неизвестно, масонство существует только на Западе, следовательно, это вопрос не обще православного интереса, (а только местного) и потому его не следует помещать в программу обще православного Собора ». Так убеждал архиепископ Никодим, и его послушались. Вообще его больше интересовали церковно-практические вопросы (юрисдикция, константинопольские притязания, автокефалия и т.д.) нежели чисто богословские. Поэтому он предложил мне участвовать в богословской комиссии, где, в сущности никаких острых вопросов не было. Характерным эпизодом была пресс-конференция архиепископа Никодима. Активным организатором был всё тот же Варламов. Его «тактика «была цинично простая. «Мы предложим слушателям, – говорил он нам громко и не стесняясь, – побольше бутербродов с икрой, затем водки тоже побольше, и когда хорошенько нажрутся и напьются, тогда и начнём говорить. Так они лучше воспримут...» На пресс- конференцию я не пошёл, да архиепископ Никодим меня специально на неё и не приглашал. Передавали, что он говорил неплохо и находил всегда, что ответить, правду или неправду – это другой вопрос. А когда один западногерманский журналист спросил его, правда ли, что между Московской и Константинопольской Патриархиями натянутые отношения, он резко ответил: «Вы это спрашиваете, потому что желаете, чтобы эти отношения продолжали быть натянутыми и стали ещё хуже. Должен вас разочаровать, Вы этого никогда не дождётесь. Если между нашими Патриархатами и возникают иногда разногласия, то мы их братски улаживаем путём взаимных переговоров, а в будущем надеемся достигнуть полного единомыслия. «Такого рода ответы очень нравились грекам, и они начали провозглашать архиепископа Никодима «великим дипломатом». В конце Совещания архиепископу Никодиму ещё раз пришлось прибегнуть моей помощи. К нему обратился священник Сергий Хейц с просьбой принять его в юрисдикцию Московской Патриархии. В Константинопольскую его упорно не принимали по сложным каноническим причинам. Отец Хейц не был участником Всеправославного совещания, но приехал специально на Родос, чтобы встретиться и поговорить с архиепископом Никодимом, который и вёл с ним переговоры при помощи переводчика Алексеева. Но скоро они совершенно запутались и зашли в тупик, так как Хейц не знал по-английски, а Алексеев по-французски. Пришлось позвать меня на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

По этой причине повестка дня Всеправославного Собора в том виде, как она сегодня выглядит, не представляется внушительной и впечатляющей, продолжил свою мысль владыка Иларион: «По всей видимости, мы не примем какие-то эпохальные решения, которые прогремят на весь мир, но зато будем принимать решения, которые должны соответствовать многовековому учению нашей Святой Православной Церкви, отражать чаяния церковного народа. Решения, которые не должны быть никем оспорены». Помимо Регламента Собора, к обсуждению на Всеправославном Соборе готовы шесть документов: «Таинство брака и препятствия к нему» , «Важность поста и его соблюдение сегодня» , «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» , «Автономия и способ ее провозглашения» , «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Православная диаспора» . Последний из них был принят еще в 2009 году на IV Всеправославном предсоборном совещании. Принятие документа, который касается автономии и способа ее провозглашения, а также документа «Важность поста и его соблюдение сегодня» состоялось в ходе V предсоборного совещания в 2015 году. А представляющий собой соборный ответ Православных Церквей на очень многие вызовы современности и посвященный главным образом социальной тематике документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» был принят на синаксисе Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, который прошел в январе нынешнего года в Женеве. По словам председателя ОВЦС, существуют определенные сложности с двумя документами. Один из них — «Таинство брака и препятствия к нему» — был обсужден на синаксисе в январе нынешнего года. Этот документ имеет признание значительной части Церквей, однако его не подписали представители Антиохийского и Грузинского Патриархатов. «Насколько мы знаем, претензии Грузинской Православной Церкви к документу носят принципиальный характер: острую критику в этой Церкви вызывает упоминание о возможности смешанных браков (с инославными христианами — прим.) и благословения таких браков по икономии». Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был подписан всеми Православными Церквами на предсоборном совещании 2015 года. Тем не менее, уже после этого совещания и после синаксиса Священный Синод Грузинской Православной Церкви на заседании 12 февраля 2016 года отклонил данный документ, поскольку к нему имеются принципиальные поправки и замечания. Кроме того, Регламент Собора не подписан делегацией Антиохийской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4396414...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010