Но, как члены церковной семьи, мы можем отдать дань почтения и этим дням, как и дням памяти разных святых угодников Божьих. Почитание последних прежде всего — назидательный урок для нас. Они — такие же, как и мы, люди, шедшие тем же, что и мы, путем веры. Их опыт не может быть игнорирован нами, но ни они, ни их примеры не могут превращаться в идолов. Розарий Как читать? 1. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа (†) аминь. 2. Псалом (один по выбору молящегося). 3. Символ Веры апостольский: Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Его Единородного Сына, Господа нашего, зачатого Святым Духом, Рожденного Девой Марией, Пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного; сошедшего во ад, на третий день Воскресшего из мёртвых, взошедшего на небеса, сидящего у десницы Бога — Всемогущего Отца, оттуда же и снова грядущего судить живых и мёртвых. Верую в Духа Святого; Во Святую Кафолическую Церковь; В общение святых; В прощение грехов; В воскресение плоти; В вечную жизнь. Аминь. 4. Отче наш, Сущий на небесах! Святись Твоё имя! Приди Твоё Царство! Буди Твоя воля и на земле как и на небесах. Хлеб наш насущный дай нам в сей день! И отпусти нам долги наши, как и мы отпустили должникам нашим. И не введи нас во искушения, но и избавь нас от лукавого. Поистине у Тебя Царство и сила и слава — у Безначального Отца и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, в сей час и всегда и во веки веков. 5. Провозглашение тайны. 6. Чтение соответствующего отрывка Писания (указан ниже около каждой тайны). 7. Богородица Дева радуйся!/Благодатная Мария — Господь с Тобою./Благословенна Ты средь жён/, и благословен Плод чрева Твоего/— Христос, Спаситель душ наших! (3) 8. Размышление. 9. Радуйся, Мария, исполненная Божьей благодати! Через Тебя в мир явилось Божье Слово — Христос, Его же моли о спасении нашем (7) 10. Господи помилуй (12 или 40). 11. Слава, Троичен: Трёх равнобожественных славлю! Трёх самовластных воспеваю! Трёх свободнодействующих чту! Хотя и трисияет, но единоначальствует в Отце Царство Божества.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Но книжники не были, очевидно, такими «истинными израильтянами», и они, исполненные лукавства в сердце своем, не поражены были и этим откровением их тайных помышлений, и поэтому Спаситель благоволил довершить дело своего милосердия к расслабленному видимым чудом Своего всемогущества. Объяснив, что прощать грехи несравненно труднее, чем исцелять телесные немощи, так что если чудесные исцеления тела совершались и пророками, то чудеса исцеления души могут быть совершаемы только Самим Богом. Но чтобы и они, эти лицемерные и лукавые книжники, убедились, что Сын человеческий действительно имеет власть на земле прощать грехи, Он этот невидимый акт Своего всемогущества подтверждает видимым действием чудотворения. Обратившись к больному, Он с властью сказал: « Тебе говорю: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой .» Замечательно, что это те же самые слова, которыми Иисус Христос совершил исцеление расслабленного в Иерусалиме, при купели Вифезда. То исцеление, как известно, послужило поводом к великой беседе, в которой Христос раскрыл перед книжниками тайну Своего единосущия с Богом Отцом. Повторяя те же слова теперь перед книжниками, которые, как можно с верностью предполагать, присутствовали или, по меньшей мере, знали об иерусалимском событии, встревожившем весь книжническо-фарисейский мир, Господь желал напомнить им как о самом событии, так и о последовавшей за ним беседе. И повеление немедленно возымело силу. Расслабленный « тотчас встал, и взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумились и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали » (Мар.2:12). Если исцеление расслабленного в Иерусалиме совершилось, можно сказать, негласно, так что о нем узнали уже после, при виде безнадежного больного совершенно бодрым и здоровым, что и давало возможность фарисеям и книжникам сомневаться в чуде, то здесь эта возможность у них была отнята. Чудо совершилось при огромном множестве свидетелей, которые при виде его пришли в необычайное изумление и прославляли Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль]… излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих; они умножатся и утвердятся в Боговедении (44:1–5). Я предсказываю об этом, чтобы ты и за Евфратом не боялся; чтоб не упал духом и в плену, но знал, что Я один Бог распорядитель везде, хотя несмысленные язычники и ставят сами себе рукотворенных богов из того же материала, коего половина употреблена на отопление и приготовление пищи (44:6–20 276 ). Помни об этом, народ Израильский: Я, один всемогущий и всеведущий, говорю Иерусалиму: «ты будешь построен», и Киру: «пастырь Мой» (царь Мной поставленный) и исполнитель воли Моей касательно восстановления Иерусалима и храма (44:21–28). Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю… Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня (45:1–5); дабы уразумели, что нет кроме Меня; Я Господь и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия, т. е. попускающий несчастия для наказания беззаконных по требованию правосудия, 277 как например, отдал Израильтян в плен (45:6–8). И за это-то попущение порицают Меня Израильтяне, – этот черепок из черепков земных!? Глина стала ныне учить горшечника! Тварь осуждает распоряжение всемогущего Единого Бога, заранее изреченное – не тайно я говорил и не в темном месте (45:9–21 278 )! Единственное условие безопасности для человека – обращение к Богу, Кому поклонятся все народы и Кем прославится все семя сынов Израилевых (45:22–25 279 ). Вил и Нево, главные боги Вавилонские, сделаются ношей изможденному скоту и пойдут в плен (46:1–2 280 ). И таких-то богов глухих, требующих помощи для своего передвижения, отливают из драгоценных металлов, – из серебра и золота. Какое же вещество следует употреблять на изображение Бога всемогущего, Коего каждое слово действенно и все советы или намерения непреложны, в числе коих находится и возвещаемое намерение о призвании орла от востока, т. е. Кира, быстрого исполнителя воли Божией (46:3–11 281 )? Помните это, жестокие сердцем; Господь не замедлит сделать спасение на Сионе; там, а не в Самарии возвратит Он славу Израилю (46:12–13 282 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Откр.20:10 .  а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Откр.20:11 .  И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром ( Откр.20:11–15 ), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. Мф 28:3 ; Дан.7:9 ). Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии. Откр.20:12 .  И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо «умершими»: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда ( 1Кор 15:52–53 ). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых 94 . Всеобщий суд – а здесь речь несомненно идет о нем – будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными ( Мф 25:31 ; 2Кор 5:10 ). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякого различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, – книгу жизни. Эта книга есть предвидение Божье, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предсказание о принесении безкровной жертвы Церковь усматривает ещё у пророка Малахии 1:11: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву ; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф». В Толковой Библии (под ред. Лопухина ) этот стих комментируется так: «Согласно с большинством отцов Церкви, мы видим здесь предуказание на утверждение истинного Богопочтения в Церкви Христовой и истинного Богослужения. Кроме того, многие отцы и учители Церкви видели здесь пророчество об установлении Таинства Евхаристии». В пример приведу одного из древних отцов, св. Иринея Лионского , который Мал.1:11 напрямую связывал с Евхаристией: «Еще, давая наставление Своим ученикам приносить Богу начатки сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но чтобы сами они не были бесплодны и неблагодарны, взял из сотворенного хлеб и благодарил и сказал: « " это есть тело Мое»» ( Мф.26.27 ). Подобно и чашу из окружающего нас творения Он исповедал Своею кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь , приняв от Апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, начатки Его даров в Новом Завете. Об этом один из 12 пророков Малахия так предсказал: « " нет у Меня благоволения к вам, говорит Господь всемогущий, я не приму жертвы от рук ваших. Ибо от востока солнца до запада имя Мое прославляется между народами, и во всяком месте фимиам и чистая жертва приносится имени Моему , потому что имя Мое велико между народами, говорит Господь всемогущий»», чрез это весьма ясно показывая, что прежний народ (иудейский) перестанет делать приношения Богу, но во всяком месте будет приноситься Ему жертва и притом чистая, и Его имя прославляется между народами» . Разумные умозаключения о пророчестве Малахии делает и митр. Макарий: «Здесь, очевидно, речь о жертве новой, чистой, Богоугодной, повсеместной. Какая же это жертва? Нельзя, без сомнения, разуметь под нею жертв иудейских, к которым ясно выражается здесь же не благоволение Божие, и которые приносились только в определённом месте; ни тем более – жертв языческих, которые ни в каком смысле, по духу всего Писания, не могут быть названы чистыми и Богоугодными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Раав говорит еврейским соглядатаям, пришедшим в Иерихон: „поклянитесь мне Господом Богом вашим, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы избавите души наши от смерти» (при будущем взятии Иерихона). На это соглядатаи отвечали: „душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы не откроете сего дела нашего – мы окажем тебе милость и истину» (2, 12–14). Раав требует от соглядатаев, чтобы они поклялись ей Господом, а они клянутся душою своею, или жизнью: они не называют имени Господня и удостоверяют обещание чрез клятву высочайшим даром Божиим – своею жизнью. Вероятно, в этой клятве соглядатаев был подразумеваем и Тот, в Чьей власти находится человеческая жизнь, и Чье имя призвали бы соглядатаи, если бы исполнили желание Раавы буквально; но у других при клятве душою могло и не быть мысли о Боге. Между тем эта клятва упоминается и в других местах Писания. Псалмопевец хвалит того, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию (23, 4). В особенности же предметныя клятвы, как мы будем называть их, получили распространение и стали разнообразны ко времени Христа ( Мф. 23:16–22 ); при этом они настолько отделились от клятвы именем Божиим, так редко сопровождаемы были мыслью о Боге, что Господь Иисус Христос не без побуждения, конечно, напоминал, что кленыйся небесем – кленется престолом Божиим и седящим на нем (23, 22 и выше). Что представляла собою предметная клятва в сравнении с клятвенным призыванием Бога? Сходство между ними состояло только в том, что та и другое имели целью удостоверить обещание или утверждение, удостоверяли же они совершенно различным образом. Кто клялся Богом, тот призывал всевидящего, всемогущего и всеправедного Бога в Свидетеля своего обещания, в Помощника при его исполнении и в Судию и Карателя при его нарушении. Впрочем, так как Господь и без призывания нашего есть Свидетель слов и помыслов наших, Споспешник для добрых начинаний и Каратель деяний дурных, то собственно клятва Господом – со стороны клянущегося – есть поставление самого себя в собственном сознании пред Лицом всеведущего, всемогущего и всеправедного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Согласно этому утверждению, Сын обладает тем же всемогуществом, что и Отец: это всемогущество проистекает из любви Отца к Сыну и единства между Ними. Вторая половина изречения также прозвучит в повествовании евангелиста об умовении ног на Тайной Вечере: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… ( Ин.13:3 ). Выражение «отдать в руку» (или «отдать в руки») указывает на передачу полноты власти 172 . Так, например, если отец передает сыну право собственности на земельный участок и контроль над управлением недвижимостью, он «отдает все в руки его». Отметим, что термин «Вседержитель» (παντοκρτωρ), в основе которого лежит образ Бога, держащего все в Своей руке, в христианской традиции – как литературной, так и иконографической – применяется как по отношению к Богу Отцу, так и по отношению к Иисусу Христу. Монолог Крестителя завершается словами: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Эти слова служат реминисценцией похожих утверждений из пролога ( Ин.1:12–13 ) и из беседы с Никодимом ( Ин.3:15–18 ). Обратим внимание на характерную для Иоанна Крестителя тему гнева Божия: согласно Матфею и Луке, она была лейтмотивом его проповеди. Приходившим к нему он говорил: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:7–10 ; Лк.3:7–9 ). В проповеди Иисуса выражения «гнев Божий» и «будущий гнев» отсутствуют, однако предсказания о конце мира и наказании нечестивых и в Его поучениях занимают существенное место. Рассмотренное повествование – при всех возможных оттенках в понимании отдельных его элементов – свидетельствует о тесной связи между, с одной стороны, образом воды и темой крещения, а с другой – ключевыми богословскими понятиями, относящимися к миссии воплотившегося Сына Божия, такими как: вера, истина, подаяние Духа верующим, любовь Отца к Сыну, всемогущество Сына, жизнь вечная. Рождение от воды и Духа, о котором говорилось в беседе с Никодимом, неотрывно от той практики крещения, которая имеет начало в деятельности Иоанна Крестителя, которую Иисус наполнил новым содержанием и которая после Его воскресения, по Его заповеди, была продолжена Его учениками. 4. Беседа с самарянкой Следующий большой сюжет, который нам предстоит рассмотреть, – беседа Иисуса с самарянкой. Это событие стоит особняком во всем корпусе Четвероевангелия, поскольку является единственным, происходившим в Самарии; все остальные события евангельской истории происходят либо в Галилее, либо в Иудее. Матфей и Марк вообще не упоминают о том, что Иисус посещал Самарию. Отрывочные сведения о прохождении Иисуса через Самарию имеются у Луки ( Лк.9:52–53 ; Лк.17:11 ), однако не упоминается ни о каких событиях, связанных с посещением Самарии. И только Иоанн рассказывает о нескольких днях, проведенных Иисусом в Самарии, и о Его беседе с женщиной из города Сихарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Царств и народов». Известно, что царства Мидийское (ст. 17) и Персидское (ср. Ис.21:2 ), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидском войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям. Ис.13:5 . Идут из отдален­ной страны, от края неба, Го­с­по­дь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. «От края неба». Мидия и Персия действительно были едва ли не самыми отдаленными, известными евреям, странами. Всю землю. Некоторые толкователи рассматривают это выражение как действительно обозначающее собою всю населенную землю. Но правильнее думать, что пророк этими словами обозначил Вавилонскую монархию, которая могла, находясь на зените своего могущества, назваться всемирной. Ис.13:6–13 . День Господень уже близок и оттого вавилоняне впали в отчаяние. Этот день для Вавилона будет страшен как день всеобщего суда Божия над миром, когда светила небесные померкнут и земля сотрясется. Ис.13:6 . Рыдайте, ибо день Го­с­по­да близок, идет как раз­руши­тель­ная сила от Всемогущего. «Рыдайте» – обращение к вавилонянам. «День Господень» – см. Ис.2:12 . «От Всемогущего». Разрушение, следовательно, будет полное, окончательное. Ис.13:7 . Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ис.13:8 . Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучат­ся, как рожда­ю­щая, с изумле­нием смотрят друг на друга, лица у них раз­горелись. Вавилоняне сознают, что всякое сопротивление – напрасно. «Сердце... растаяло» – стало подобно воде, перестало быть сильным и твердым ( Втор.20:8 ; Ис.19:1 ). «Лица разгорелись». Кровь, от ужаса, приливает к голове, и лицо может сделаться вследствие этого очень красным. Ис.13:9 . Вот, при­ходит день Го­с­по­да лютый, с гневом и пыла­ю­щею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Ис.13:10 . Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом сво­им. Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» ( Мр. 5. 29–30 , Лк. 8, 44–46 , Мф. 9, 20–21 ). Но и «весь народ искал прикоснуться к Нему, потому что из Него исходила сила и исцеляла всех» ( Лк. 6,19 ). «При захождении же солнца, все имеющие больных разными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» ( Лк. 4, 40 ). Прикосновением же Он исцелил ухо Малха ( Лк. 22, 51 ). Исцеление слепорожденного, по Евангелию от Иоанна, было совершено так: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, он пошел, умылся и пришел зрячим» (Иоанн. 9, 6–7). (Аналогичные случаи исцеления чрез прикосновение см. в Ветхом и Новом Завете, особенно в Д.А. 5, 15–16, 9, 11–12). Особенность этих случаев в том, что Господь не ограничивался здесь словом или повелением, но производил известные действия, которые являлись чудесным средством для исполнения Его воли. Аналогичным способом совершено и чудесное насыщение 5000 народа пятью хлебами и 4000 народа семью хлебами: именно, Господь, «взяв пять хлебов и две рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики – народу» ( Мф. 15, 36 , Мр. 8, 6–7 , ср Мф. 14, 19 , Мр. 6. 41 , Лк. 9. 16 , Ио. 9,11) Господь совершил это чудо молитвою («воззрев на небо») и благословением. Что значит это различие в образе совершения разных чудес? Следует ли видеть здесь лишь разные проявления всемогущества Божия, которое не связывает себя ни с какими внешними способами воздействия, и как бы во свидетельство этого безразличия, пользуется разными? 5 Мы уже отвергли понимание чуда, как нового творения, и в этих текстах отнюдь не содержится оснований для его подтверждения. В действиях Господа при исцелении слепорожденного совсем не надо видеть нового сотворения глаза из земли. Такое понимание чуда скорее уничтожало бы его значение для человека, низводя его к игре всемогущества, своего poдa dues ex machine.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эти скоты и эти одушевлённые [твари] слышат голос Доброго Пастыря, узнают Его и следуют за Ним: Он сам есть и Пастырь, ибо управляет нами, и дверь, ибо чрез Него мы вступаем в Церковь и [приходим] к Отцу ( Ин.10:3–11 ), и огненная стена вокруг [неё], чтобы верующие и обитающие в средине её, которые прежде освободились от охлаждения в себе любви, согрелись и могли пламенеть духом. А волков и самых свирепых животных, – (о которых написано: Не предай зверям душу, полагающуюся на Тебя ( Пс.73:19 ) и плоды которых суть сено, дрова, солома ( 1Кор.3:12 ) и которые приносят только колючки и шипы), – истребить огнем Своим. И Тот, Кто для врагов – пожирающий огонь, для верующих есть слава среди них. А что Господь есть стена Иерусалима, об этом мы читаем и в другом месте: Горы вокруг его, и Господь вокруг народа своего ( Пс.124:2 ). Иудеи думают, что все это чувственным образом исполнится при Помазаннике ( λειμμν), Которого они тщетно ожидают для себя; [тогда] Иерусалим будет иметь столь великое благосостояние, что вследствие множества людей и животных не будет иметь стен; а стеной его будет защита самого Господа, и он будет наслаждаться славою пребывания Его посреди себя. Зах.2:6–9 . О! о бежите от земли северной, говорит Господь, ибо по четырем ветрам неба Я разсеял вас, говорит Господь. О Сион, обитающий у дочери Вавилона, встань. Ибо так говорит Господь воинств: За славою послал Он меня к народам, которые грабили вас; ибо кто касается вас, касается зеницы ока Его. Посему вот Я поднимаю руку Свою на них, и они будут добычею тех, которые были у них в рабстве, и вы познаете, что Господь воинств послал меня. LXX: О! о бежите от земли северной, говорит Господь, ибо от четырех ветров небесных Я соберу вас, говорит Господь. Спасайтесь в Сион, живущие у дщери Вавилона. Ибо сие говорит Господь всемогущий: За славою послал Он меня к народам, которые грабили вас, ибо коснувшийся вас касается как бы зеницы ока Его. Вот Я подниму руку свою на них, и они будут добычею тех, которые были в рабстве у них, и вы познаете, что Господь всемогущий послал меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010