Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

1 . Одиннадцатый член Символа веры читается так: Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. 2 . В сем члене говорится о воскресении мертвых, т. е. что придет, по судьбам Божиим, такое время, когда силою всемогущества Божия, все души умерших людей соединятся опять с их телами, люди оживут и будут жить вечно. (По учению Слова Божия с окончанием жизни, когда тела наши погребаются в земле, души переходят в другой мир – духовный, где ожидают имеющего наступить, когда будет угодно Богу, воскресения всех умерших людей, и затем начнется новая, вечная жизнь, блаженная для живших на земле праведно и мучительная для живших в грехах и нераскаянности. Об этом говорится в 11 и 12 членах Символа веры .) 3 . Вера в воскресение мертвых была и в ветхозаветное время. Праведный Иов во время тяжкой болезни своей так высказывал сию веру: Искупитель мой в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (т. е. воскресит меня), и я во плоти моей увижу Бога ( Иов.19:25–26 ). А пророку Иезекиилю Бог показал в видении даже самый образ будущего воскресения мертвых. Он видел поле, на котором лежало множество человеческих костей, и, по Слову Господа, кости сии пришли в движение, соединились и облеклись плотью, и тела ожили ( Иез.37:1–10 ). Иисус Христос самым ясным образом говорит о воскресении мертвых. Истинно говорю вам: наступит время, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). И Сам Он, во время земной Своей жизни, не раз воскрешал умерших. Наконец и Сам воскрес. 4 . Для всемогущества Божия воскресение умерших вполне возможно. Если Бог сотворил тело из земли вначале, то может и обратившееся в землю воскресить. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево ( 1Кор.15:36 ). У тех же людей, которые, во время воскресения мертвых, будут живыми, нынешние тела мгновенно изменятся и сделаются такими, с какими воскреснут умершие. Не все мы умрем до всеобщего воскресения, пишет святой Апостол, но все (оставшиеся в живых) изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (Архангела); ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

23:8–9: «кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы унизить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли». Или: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?... кому уподобите вы Бога и какое подобие найдете Ему?... разве вы не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала?»... или 41:22 и мн. др. – Указанные особенности речи, как нельзя более, соответствуют тому, что сказал сам пророк Исаия относительно своего необыкновенно возвышенного духовного настроения в 8:17: «итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» («и не боюсь»... «заговоров», составляемых народами – 8:10–13: «вот, Бог спасение Мое», 12:2). Затем при призвании своем пророк Исаия более всего поражен был величием святости и всемогущества Божия, пред которым ничто на земле не может устоять (6:3, 5), и определения которого не могут не исполниться. Упованием на Господа, верою в спасительную силу Его всемогущества и обусловливается дерзновенность и сила в тоне речи пророка. Самое время жизни пророка Исаии способствовало образованию указанных особенностей в тоне речи пророка: оно представляется у пр. Исаии, как время стремительного нападения на Сион сильных царств (см. особ. 29:3, 5–8; 25:3–5; 28:15–20 и др.). Кроме одинаковости тона речи, обращает далее внимание сходство в образе выражения мыслей. Оно замечается прежде всего в том, что в различных частях всей книги встречаются сходные образы и выражения. Любимым образом писателя книги служит, напр. «собирание винограда» (16:9–10; 17:5–6; 24:13; 32:10; ср. 3:10; 5 гл.; 27:4, 11... 52:9; 65:8 и др.). Само по себе сходство образов еще не свидетельствует об единстве писателя. Но значение сходства увеличивается, когда сходные выражения имеют в себе что-либо характеристическое, указывающее на одного и того же писателя. Такие характеристические особенности действительно замечаются в книге, именно – особенная ясность и объективность представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

8 ст. В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Символом наказания является огонь, которым Господь накажет не познавших Бога, т. е. язычников и не покоряющихся благовествованию, т. е. тех, которые хотя и слышали Евангельское благовествование и имели возможность познать и уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, но по-своему упорству и противлению истине не уверовали в Него; таковыми могут быть названы не уверовавшие иудеи. Под теми и другими можно разуметь вообще упорно неверующих и коснеющих в безбожии и отвергающих учение Христа людей. 9 ст. Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его. Все эти люди подвергнутся вечной погибели, т. е. окончательной, без надежды изменить свою участь, и этот приговор услышат от Самого Господа, от славы могущества Его, т. е. Который явит в этом нелицеприятном суде всю свой силу, славу и всемогущество. 10 ст. Когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Наказавши грешников, не познавших Бога и не уверовавших в Евангелие, Господь прославится в тех, которые уверовали в Него, т. е. свое всемогущество явит в том, что верующих в Него удостоит славы, которую имел Сам у Отца Своего, и чрез то явится предметом удивления, восхищения всего мира. Конец этого стиха в славянском тексте читается так: Яко уверися свидетельство наше в вас, в день он, т. е. тогда-то и откроется истина нашего учения и свидетельства нашего о Христе, которое мы возвестили вам и которому вы поверили. «И в этом то уверовании веровавших и явится дивным Господь» (Еписк. Феофан 2Сол. 1, 10 стр. 436). 11 ст. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 12 ст. да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   Петр: Прошу тебя, отче, объясни мне пополнее, как молитва может содействовать предопределению?    Григорий: Сказанное мною я могу тебе, возлюбленный Петр, объяснить в кратких словах. Ты, без сомнения, знаешь, что Бог сказал некогда Аврааму: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21:12); и в другом месте: «Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт 17:5). Еще дано было ему следующее обетование: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт 22:17). Эти обетования ясно показывают, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама через Исаака; а между тем, вот что читаем в другом месте: «И молился Исаак Господу о [Ревеке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Быт 25:21).    Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это-то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей.    Петр: Отче, твои слова открыли мне тайну, и теперь никакое сомнение не смущает меня. Глава 18: О терпении немощей и о происходящей от этого пользы, а также о том, что Бог посылает некоторым добродетельным людям тяжкие страдания ради их окончательного очищения и спасения    Благочестивейший отец по имени Спаис основал несколько монастырей в месте под названием Кампле. Всемогущий и милостивый Бог наставил и избавил его от вечных мучений. В великом Своем смотрении Он показал суровость и сострадание и, наказав, явил потом всю Свою любовь, полностью исцелив отца.    Сорок лет старец терпел полную слепоту, что не видел даже белого света. Такую кару никто бы не смог вынести. Но милостивый Отец небесный, пославший это мучение, даровал и терпение. Ибо от нетерпения это наставление свыше только бы ввергло в грех и не принесло бы никакой пользы. Поэтому Бог, ведая нашу немощь, бичевание сопровождает и дарованием терпения: Он праведен и тогда, когда наказывает Своих избранных чад, ибо со всей справедливостью проявляет к ним милосердие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

А к чему побуждает христианское учение о злых духах? К духовному трезвению, воздержанию, покаяннию, непрестанной памяти о Боге, всегдашнему упованию на Бога и непрестанной молитве, мужественному противостоянию лукавому с верой в Бога. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас»… ( Иак.4:7 ) – так учит нас Апостол относиться к лукавому. Нам заповедано мужественное противостояние лукавому с верой в Бога, а не суеверное боязливое бегство от «порчи». Боязливость перед порчей возникает там, где нет веры в единого благого всемогущего Бога — Промыслителя, сильнее Которого никого и ничего на свете нет. Осмысленное упование на единого истинного всемогущего всеблагого живого личного Бога и Его Промысл, категорическое отвержение всех других «богов», отрицание малейшего компромисса с заблуждениями — вот признак Церкви, противоположный суеверному магизму. Благословение и благодатную помощь от Христа получали люди, проявлявшие волевое устремление на пути ко Господу — двое слепцов, сирофиникиянка, расслабленный, слепорожденный, начальник синагоги Иаир, римский сотник, мытарь Закхей, кровоточивая женщина, покаявшаяся блудница, благоразумный разбойник. Слова Иисуса, сказанные коснувшейся края Его одежды кровоточивой жене: « дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя ». ( Мф.9.22 ). К этой же теме относятся слова Христа: « познаете истину, и истина сделает вас свободными. ( Ин. 8:32 ). « Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ». ( Ин 8:36 ). Свобода всегда предполагает и ответственность. Её и определить можно как способность человека совершать такие поступки, за которые он сам несет ответственность (в отличие от животных, не имеющих своей воли и действующих исключительно по инстинкту). Об личной ответственности говорится: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда » ( Мф.12:36 ). « Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» ( Гал.6:7-8 ).

http://sueverie.net/besplodnaya-smokovni...

Апостол предложил это учение для того, чтобы показать уверовавшим во Христа Евреям превосходство новозаветной веры, по сравнению с ветхозаветною верою. Обратимся к предложенному ныне апостольскому чтению. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса суть дело рук твоих» ( Пс.101:26 ). Апостол и прежде этого приводил пророчественные места из ветхого завета, и эти слова занял также из псалма сто первого. Слова Псалмопевца изображают вечное Божеское величие Сына Божия. В начале, то-есть, прежде бытия мира, прежде чем началось время, которого в вечности, прежде бытия сотворенных вещей, – не было. Так изображает вечное бытие единородного Сына Божия, Бога Слова, святый Иоанн Богослов, говоря: в начале бе Слово ( Ин.1:1 ). «Ты, Господи, основал землю». Пророк говорит о творении мира, как обитатель земли, и потому смотрит на землю, как она представляется простому наблюдению человека, как на основание всего того, что видим на земле и около земли. Господь «основал землю», утвердил землю так, что она в продолжение многих тысячелетий «остается тверда и не колеблется» ( Пс.95:10 ): все держит, что на ней, и неизменно следует от Бога установленным законам. Основал еси землю, как сказано в другом псалме, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе( Пс.118:90–91 ). «И небеса суть дело рук Твоих». Под небесами Апостол разумеет и воздушные пространства, окружающие землю, и звездное небо. Под руками надобно понимать Божеское всемогущество. И всемогущество, и премудрость и благость Божия так величественно раскрылись в делах творения, на земле и в пространствах небесных. 11. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают. 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. «Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:27–28 ). «Они погибнут». То-есть, небо и земля погибнут, не уничтожатся, но потеряют свой настоящий вид; совершенно изменятся, или примут иной вид, соответствующий будущему их новому назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Быт. 35:11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; В Быт. 17под тем же именем, Ель-Шаддай, Бог явил себя Аврааму, и в Быт. 17обещал ему и потомству его землю Ханаанскую; здесь, в Вефиле, Иаков, получая то же обетование, слышал и то же имя Божие, которое связует эти два события воедино. Умирая ( Быт. 48:3 ), Иаков вспомнил имя это и событие в Вефиле как высший момент своей жизни; наконец в Исх. 6:2–3 Бог говорит Моисею: «Я Иегова! Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Ель-Шаддай, Бог Всемогущий, а с именем Иегова Господь не открылся им». В своём месте мы говорили подробно об этом таинственном и великом глаголе Божием, здесь же заметим, что имя Бог Всемогущий – Ель-Шаддай было тесно связано с обетованием: когда началось исполнение обетования чрез Моисея, вперёд выступает имя Иеговы (Аз есмь Сый). плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; Быт. 35:12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. Быт. 35:13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему. Здесь было видение лестницы, и выражение, в тексте употреблённое, намекает на этот путь, установившийся между небом и землёю, путь милосердия Божия, снисходящего в малую общину человеческую, дабы приготовить её к высшей жизни. Быт. 35:14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; Надобно отличать слово возлияние, которое означает, по мнению всех комментаторов, вино (ср. Чис. 15:5 ), от елея, который также был возлит Иаковом. Быт. 35:15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. Повторение имени заканчивает этот отдел, столь важный в истории обетования. Иаков, ещё более убеждённый, что место это священно, повторил то имя, которое он дал прежде этого откровения вследствие видения лестницы. Быт. 35:16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В восприятии пророка Исаии судьба Христа — подлинная трагедия, несмотря на то, что финал действительно триумфален: пострадавший Мессия получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53:12) . Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви, она прозвучала существенно раньше. Тезис 2: Страданием была полна вся человеческая жизнь Христа На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5) уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел в наш ограниченный, больной и полный страдания мир. Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, — смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38). Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути , Христос сел отдохнуть у колодца и попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет , не исключает горя о том, что есть .

http://foma.ru/v-chem-tragedija-stradani...

Вездесущие (вездеприсутствие) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства . О Вездесущии Божием пророк Давид пишет так: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет». ( Пс.138:7-12 ). Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «все отстоит от Бога не местом, а природой, ибо велико и непроходимо расстояние, отделя­ющее Несозданное Естество от всякой созданной сущности». Есть места, в которых при­сутствие Божие переживается человеком особо. Священное Писание называет такими местами Необходимо помнить, что не стены освящают человека, а человек стены . Поэтому, говоря о святости того или иного места – храма или монастыря – мы говорим о святости его подвижников, и надеемся не на «волшебную силу» стен, источников или иных святынь, а на молитву за нас угодников Божиих, подвизавшихся на этом месте. Неизменяемость Этим свойством за Божественной природой отрицаются изме­нения , являющиеся признаком несовершенства. «Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал.3:6 ). Тема 16. Катафатические свойства Божии Всеведение «Бог знает всё» ( 1Ин.3:20 ). Божественное всев е дение включает в себя Всемогущество Это свойство означает, что Бог делает «чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ), и никакая сила не может стеснять Его действия. Но Всемогущество это не произвол. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может со­грешать или создавать несовершенные или ненужные для бытия мира вещи. Благость Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя всем и дарует столько благ, сколько нужно для их блаженства, и сколько они могут принять: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомило­стив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» ( Пс.144:9 ). Творение мира и Промысл о нем это проявления благости Божией.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010