Победы варварских народов не только не ослабили значения римского епископа, а еще больше укрепили его авторитет. Заботясь об укреплении в народе своей власти, веря, притом, что народ весь во власти епископов, епископы же зависели от римского патриарха, короли считали необходимым склонить последнего на свою сторону подарками, ласкательством. Из всех пап, управлявших в этом столетии римской церковью, никто так решительно и счастливо не защищал престиж своего престола, как Лев, называемый вообще великим. Однако, ни он, ни кто-либо иной, все же не могли отклонить все неблагоприятные обстоятельства; чему лучшим доказательством служат африканцы, которых ни угрозами, ни обещаниями нельзя было склонить предоставить свои внутренние споры и тяжбы на суд Рима " . J. L. von Mosheim, Kirchengeschichte. Ed. 1770. B.I, S.628-629. 173. Гефеле, Гергенрётер и др. стараются ослабить значение подписей присутствовавших отцев, замечая, будто многих подписей не доставало. На первое не стоит возражать, а что второе - неправда, свидетельствует сравнение числа подписей на 1-м и 15-м заседаниях. См. Деяния всел. соб., III,124-141, и IV,340-355. Harduini, II,54-67 и 627-635. 174. Harduini, II,638. 175. Деяния всел. соб., IV,379. Harduini, II,641. 176. Деяния всел. соб., IV,381. Ср. Harduini, II,641. -Гертенрётер просто-на-просто заверяет, будто Фалассий не признавал этого правила I,76), а Гефеле, которого смущает это признание Фалассия, так как его область и он лично и переходили именно под непосредственную юрисдикцию константинопольского патриарха, старается истолковать слова Фалассия невозможным образом. В самом деле, что это означает? " Он (Фалассий) этими словами хочет, конечно, сказать, что отношения епископов понтийских и асийских к престолу константинопольскому должны регулироваться посредством договора " . Упом. соч., II,543; ср.535. 177. См. все 16-е заседание халкидонского собора. Деяния всел. соб., IV,356-383. Harduini, II,623-644. 178. Harduini, II,87. Ср. Деяния всел. соб., III,165.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Примечания: 120. Аф. Синт., II,350. 121. Аф. Синт., II,347. 122. Упом. соч., II,380. По Кормчей выходит, будто епископ, погрешивший против этого правила, подлежит извержению из сана, и с тех пор становится пресвитером, чем был до хиротонии, причем сказано, что в подобных случаях имеет силу это трулльское правило, а не 29-е IV Всел. Собора. Однако, это утверждение Кормчей не точно, как видно из того, что сказано в нашем толковании этого правила и что отмечено и архим. Иоанном в его толковании этого трулльского правила (упом. соч., II,380, прим.351).  Правило 21. Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной. (Ап. 5, 62, 81, 83; I Всел. 9, 12; III Всел. 9; IV Всел. 7; Неокес. 9; Карф. 36; Двукр. 16; Василия Вел, 3, 70; Кирилла Алекс. 3). В этом правиле речь идет о священнослужителях, совершивших тяжкое каноническое проступление (γκλημα, crimen), за которое окончательно и навсегда лишены были сана (παντελει κα διηνεκε καθαιρσει υποβαλλομενοι, perfectae ac perpetuae depositioni subjecti), и, следовательно, благодати (τς χριτος μπεπτκασι, а gratia exciderunt), которой удостоились при рукоположении, так что низведены в разряд мирян (εν τψ τν λακν πωθομενοι τπψ, in laicorum locum detrusi sunt), в каком были до рукоположения. Здесь говорится, следовательно, о самом тяжком наказании, которому может быть подвергнут священнослужитель, после чего он перестает быть членом клира и переходит в разряд мирян. Изверженный выступает из общества священнослужителей, в котором до тех пор пребывал, и вступает в общество мирян (κοινωνα των λακν, communio laica); формально, следовательно, бывает исключен из клира, перестает быть и фактически и юридически членом клира, вычеркивается имя его из списка священнослужителей (κατλογος ιερατικος - Ап. 51; κατλογος των κληρικν - Ап. 15; κανν - I Всел. 16, 17, 19; γιος κανν - Ант. 1), делается мирянином Если же таким образом низложенный священнослужитель покается в содеянном им грехе, за который низложен был и лишен благодати, правило позволяет ему сохранять внешний облик священнослужителя, и только - не более. Если не покается, возбраняется ему и это, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян (ν αισχυνοιτο ως ες λακος πωσθεις ο πριν ιερες, δικονος), как говорит Зонара в толковании атого правила

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 77 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен . ( Лаод. 30 ) . Трулльский собор повторяет этим правилом предписание 30-го правила Лаодикийского Собора. В толковании этого лаодикийского правила мы говорим об этом неприличии (серб. скаредности). Присовокупляется здесь соответствующее наказание, которому подвергались ослушники этого предписания: клирики ( ε κληρικо ς εη) извержению, а миряне ( ε δε λακо ς) отлучению; тому же наказанию подвергаются и монахи ( σκητα), согласно толкованию этого правила Зонарою. Интересно, как в этом трулльском правиле различаются лица церковного организма или члены церкви, а именно: священнослужители ( ιερατικο), клирики ( κληρικο), монахи ( σκητα) и миряне ( λακο). Первые, т.е. священнослужители и клирики, составляют клир ( κλρος); вторые, монахи, отличаются в правилах ( IV Всел. 2 ; Трул. 81 ; VII Всел. 5 , 9 , 13 и т.д.) от членов клира; третьи, т.е. миряне, отличаются, в свою очередь, и от клира и от монахов. Это – основное каноническое подразделение членов Христовой церкви. Первые составляют отдельную группу ( τξις, ordo) и называются общим именем клирики ( Ап. 18 , 51 ; I Всел. 17 ; Трул. 5 и т.д.); они внесены в κατλογον των κληρικν ( Ап. 15 ) и составляют κατλογον ερατικо ν ( Ап. 51 ). Подразделяются же на получивших посвящение в алтаре ( εντо ς του βματος) чрез хиротонию и на получивших посвящение вне алтаря ( εκτо ς του βματος) посредством хиротесии. В первую группу, т.е. посвященных чрез хиротонию, входят: епископы, пресвитеры и диаконы, и называются общим именем священнослужителей ( ιερατικο, ιερωμνοι); в другую группу входят: иподиакон, чтецы и певцы ( Ап. 69 ), а также привратники ( πυλωρο, θυρωρο, Трул. 4 ) и заклинатели ( ξορκιστα, φορκιστα, Антиох. 10 , Лаод. 26 ) и называются или просто клирики, как в этом правиле, или же церковнослужители ( υπηρται). Монахи ( σκητα, μοναχο) составляют, в свою очередь, отдельную группу в церкви, и отличаются от мирян своими обетами, а от клира отличаются тем, что не посвящены ни в одну из иерархических степеней. А коль скоро посвящены в какую-либо из этих степеней ( IV Всел. 6 ), тогда уже включаются в κατλογον των κληρικν и принадлежат к клиру. Миряне ( λακο) подразделяются на полноправных членов церкви и тогда называются πιστο, и оглашенных ( κατηχομενοι), приготовляющихся к вступлению в число членов церкви ( I Всел. 14 ). Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 4 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, или придверник, с женою Богу посвященною совокупится: да будет извержен из своего чина, яко Христову невесту поругавший; аще мирянин, да будет отлучен от общения церковнаго . ( Ап. 25 ; I Всел. 9 ; IV Всел. 16 ; Трул. 21 , 40 , 44 , 45 ; Анкир. 19 ; Неокес. 9 ; Карф. 6 , 44 ; Василия Вел. 3 , 6 , 18 , 19 , 20 , 32 , 60 ) . Мы уже в 25-м Ап. правиле видели, что подлежит извержению из священного чина каждый, от епископа до последнего церковнослужителя, кто вступит в блудные отношения с какою бы то ни было женщиною. Тем большему наказанию должен подвергнуться тот из клира, кто осквернит посвященную Богу жену, Христову невесту, по выражению правила. Под именем жены ( γυν) правило подразумевает деву ( παρθνος), не вступившую в брак, а посвятившую себя, по словам Василия Великого , добровольно Господу, отказавшись от брака и решившись жить в святости (18 прав.; ср. IV Всел. 16). В толковании 44-го правила Карф. Собора, Зонара называет этих женщин ερς παρθνους (посвященные девы, virgines sacras) 1038 . Их посвящал особенным образом подлежащий епископ (Карф. 6) и заботился о них, вверяя их благочестивым женщинам, чтобы жили вместе с ними и утверждались в добродетелях; или же их несколько жили вместе в одном доме под руководительством какой-либо, в летах, почтенной женщины, под строгим надзором подлежащего епископа 1039 . Обряд посвящения этих дев состоял в молитве и благословении, был отличен от хиротесии ( χειροθεσα) диаконисс, о которых мы говорили в толковании 15-го правила IV Всел. Собора и еще будем говорить и в толкованиях правил 14-го и 40-го этого Трулльского Собора. Тяжесть наказания, которому подвергаются клирики, осквернившие посвященную деву, показывает, что здесь имеется в виду блудодеяние, совершенное не по вине девицы, и следовательно, тут имели место обман или насилие. Это подтверждается текстом правила, которым для девиц не назначается никакого наказания; между тем как очень тяжелые наказания назначаются, если блудодеяние произошло по их вине (Василия Вел. пр. 18, 60). Мирянин, осквернивший посвященную деву, подлежит отлучению от причастия, согласно этому правилу. Эти канонические наказания приняты были и греко-римским гражданским законодательством, так что, по XXIII новелле Юстиниана, подобные преступления наказываются как уголовные дела 1040 . 1038 Аф. Синт., III, 410. Ср. Chrysostom., Hom. 13 in 1 ad Timoth. [Migne s. g., t. 62, col. 563–570]. – Theophylact., in 1Corinth. 7 [Migne, s. g., t. 124, col. 640–656]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

14. Hefele, Conciliengeschichte, I,757. Cp. и Kraus, Real-Encyklopadie, II,653. 15. Cp. Van Espen, p.161. 16. Карфагенский собор 398 г. называет этих пресвитерид viduae vel sanctimoniales, а в своем 12 правиле говорит: eliguntur ad ministerium baptizandarum mulierum, tam instructae sint ad officium, ul possint apto otsano sermone docere imperitas et rusticas mulieres, tempore, quo baptizandae sunt, qualiter baptizatori in-terrogatae respondeant et qualiter accepto baptismo vi-vant. Harduin., I,979-80,985.  Правило 12. Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти на церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии сообразном правому слову. (Ап. 58, 80; I всел. 2, 4; трул. 12, 19; VII всел. 2, 3; антиох. 19; лаод. 5, 13; сердик. 6, 10; конст. 1; карф. 13, 49, 50; двукр. 17). См.толкования 58 Ап. правила, 4 правила I всел. собора, 19 правила трулльского и 2 правила VII вселенского собора.  Правило 13. Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство. (I всел. 4; антиох. 19; лаод. 5, 12; сердик. 10; карф. 50). Под словом священство (ερατεον, sacerdotium), по правильному толкованию Зонары, необходимо подразумевать священных лиц высших иерархических степеней, не исключая следовательно и епископов В связи с постановлениями 5 и 12 правил, отцы лаодикийского собора возбраняют данным правилом при избрании священных лиц участвовать " сборищу народа " . Греческое слово χλος, употребленное в данном правиле и переведенное нами словом " сборище народа " (серб. " светина " ), означает смешанную (сбродную) толпу народа и употреблено для противопоставления избранной и уважаемой части народа (напр., в Свящ. Писании см. Мф.14:5; 21:26,46; 27:15 и др.), означает вообще сбор простого народа, производящего бунт и беспорядок (напр., Деян.24:18), по латыни turbis, или точнее - tumultus, tumultuosa plebs, по-русски - сборище черни. Такие сборища народа также желали иметь свой голос при выборе священных лиц и каждый раз, как это им удавалось, происходили беспорядки, которые неизбежно должны происходить при активном участии неосведомленной и сбродной черни Против последнего и издано настоящее лаодикийское правило. Относительно того, что правило не отнимало этим у народа законного права участвовать, в определенных границах, при выборах духовных лиц и особенно епископов, мы уже говорили в толковании 4 правила I вселенского собора, приводя свидетельства, как из этого века, когда был созван лаодикийский собор, так и из последующих веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что касается до канцелярии синодской – до светского чиновничества то значение его в Синоде должно быть не более того, как в других государственных ведомствах. Значение это должно быть лишь служебное, исполнительное. Весь состав чиновничества, как в избрании своем, так и в исполнении должностей, должен зависеть от синодального присутствия – от членов Синода, и ни от кого другого. Представитель государственной власти в Синода, обер-прокурор, назначаемый Государем должен ограничивать свою деятельность лишь наблюдением за тем, чтобы синодские решения не доходили до каких-либо посягательств на область государственную и не противоречили соображениям и интересам государства. В случаях подобных посягательств и противоречий, трудно предвидимых, обер-прокурор может заявлять протесты, делать чрезвычайный донесения Государю; но иметь прямое влияние на решение дел синодских, на синодальную канцелярию, на характер церковного управления и направление внутренней жизни церковной – он не должен. Вот при таких порядках, мы полагаем, и могло бы восстановиться у нас правильное течение и самостоятельное развитие церковной жизни. 1 См. обратное сему 2-ое правило Константинопольская собора, бывшего в храме Премудрости Божьей. 6 Правильнее сказать – не обычая, а закона, положительно предписываемого древними апостольскими и соборными правилами. См. Правила Апостольские 37, I Всел. Собора 5, IV Всел. Собора 19, VI Всел. Собора 8, VII Всел. Собора 6. 7 А между тем, благочинные считаются непосредственными представителями архиерейской власти: очами, ушами и руками архиереев. И в последнее время особенно стали настаивать на том чтобы епархиальные архиереи не выпускали благочинных из своего непосредственного влияния, и никому не уступали права назначения их. В сущности, впрочем, каких-либо серьезных посягательств на это право у нас и не обнаруживалось, ибо введенные в некоторых епархиях в шестидесятых и семидесятых годах выборы благочинных местными собраниями духовенства были допущены самими архиереями не в ограничение их власти, а лишь в облегчение трудностей при избрании лиц неизвестных. И эти выборы везде имели лишь условное, а не решительное значение. Архиерей мог утвердить или не утвердить их, назначить благочинным какого угодно из представленных духовенством кандидатов, или помимо всех их назначить своего... Кстати: неужели последний указ св. Синода об этом предмете имеет такой смысл, что им совершенно воспрещается архиереям допускать такие выборы даже и в тех случаях, где сами архиереи находят их необходимыми? Ужели епископы не могут пользоваться мнениями и рекомендациями своих сослужителей и помощников-пресвитеров о лицах особенно выдающихся в их среде, когда сами они таких лиц еще и не знают, а между тем обязаны выбирать себе из них помощников для епархиального управления?..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

756 Cod Theod. lib. 1. Nov. 7, 16, 42, 57, ef. Labb. T. V. Concil. Constant. Sub. Menna act. 5. Epism. S. Gregor. M. ad orient. 760 См., напр., Сардик. Соб. пр. 3; послание папы Льва ко 2-му Ефес. Соб. (Деян Всел. Соб. в русск. пер. т. III. стр. 27). Того же папы посл. Собору Халкидонскому (Там же, стр. 52). 770 Жерсон.: Tractat, de modis uniendi al reform, eccles. с. 10. Dupin. T. II. p. 174; Петра д " Айли Monita de necess. reform. Dupin. appendix. ad tom. II. p. 295. 772 Ioann. Gers. Tractat de modis uniendi ac reform, eccles. in concil. universal, c. 5 et 9. Dupin. II. 168, 172 et 173. 839 Можно заметить, что еще в книге о церковной иерархии, священство прямо называется таинством (μυστριον ιερατικν τελεισεων). De eccles. hierach. c. 5. n. 1–3. 848 4-е правило I Вселенскою Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем, тоя области, епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие, да изъявят согласие, посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 849 З-е правило VII Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилам. А, имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, яко от Св. Отец в Никее определено в правиле. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 850 19-е прав. I Всел. Собора: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви, постановляется определение, «чтобы они все, вообще, вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженным быти из священного чина». 851 2-е прав. IV Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или, вообще, произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственной степени; и, поставленный им, отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги». 5-е прав. VII Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги учинит рукоположение и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит кого-либо из, числящихся в причте, или произведет, вообще, в какую-либо церковную должность, то дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени, а поставляемый, отнюдь, да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Поскольку же величайшее и главнейшее из всех церковных дел есть хиротония, то правило, соответственно, добавляет: кто станет епископом без ведома своего митрополита, тот, по определению этого великого Собора, не должен быть епископом. (Ведь даже если все множество епископов избрало епископа, тем не менее утверждение выбора остается за митрополитом. Кого он одобрит, тот и становится епископом. См. также примеч. к I Всел. 4.) В случае если все сообща изберут кого-либо в епископы согласно церковным правилам, а двое или трое начнут противоречить – не по уважительной и справедливой причине, но по любопрению и упрямству, то пусть победит мнение большинства [ 20 ] , как определяет и правило Антиох. 19. А правило Карфаг. 13 говорит: если из числа сделавших выбор и подписавшихся кто-либо впоследствии будет действовать вопреки своему согласию и подписи – он сам себя лишит епископской чести. Прочти также толкование Апост. 34. Правило 7 Поскольку утвердился обычай и древнее предание почитать епископа Элии, то да имеет он последование чести с сохранением за митрополией собственного достоинства. (Апост. 34; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 36; Антиох. 19.) Толкование Настоящее правило допускает два толкования. С одной стороны, Вальсамон и анонимный толкователь правил, с которыми согласны и некоторые паписты и кальвинисты, толкуют так: поскольку утвердилось древнее предание и обычай почитать епископа Элии, т. е. Иерусалима [ 21 ] , ради того что в этом городе воплотился и пострадал Господь и спасительная проповедь распространилась священными апостолами из него по всему миру, то да имеет епископ Элии честь, соответствующую прежней, и в последующие времена, однако только честь, без какой-либо власти и достоинства. Ибо власть и достоинство должны сохраняться у митрополии Палестины, т. е. у Кесарии, называемой Стратоновой [ 22 ] , которой, как говорят, подчинялся Иерусалим. Так и 12-е правило Халкидонского собора определяет, чтобы в тех городах, которые по императорским грамотам получили честь митрополии, епископы довольствовались одной честью, а собственные права сохранялись у истинных митрополий; таковым образом Маркиан удостоил чести Халкидон, а Валентиниан – Никею, как сказано в 13-м деянии IV Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В предложении г. обер-прокурора сказано, что Святейшим Синодом намечен пересмотр церковного суда на началах канонических. Отсюда является необходимость иметь в виду судоустройство и судопроизводство древней Церкви, чтобы иметь суждение, насколько практика настоящего времени соответствует таковой же в деле церковного суда первых времён христианства и времени Соборов Вселенских. В древней Церкви суд состоял из двух инстанций: суда у епископа и суда на Поместном Соборе. С введением нового административного деления Византийской империи при Константине Великом явилась в церковном суде (как и в церковном управлении) новая инстанция – диоцез. На соборе епископов диоцеза судились дела против митрополитов (II Всел. Соб. 6-е; IV Всел. Соб. 9-е, 17-е). Обвинения и жалобы против экзарха диоцеза подавались: на востоке – Константинопольскому патриарху, на западе – Римскому епископу-папе, а в важных случаях – Вселенскому Собору; апелляции же на суд епископа рассматривались на соборе провинциальных епископов с митрополитом во главе (I Всел. Соб. 5-е; II Всел. Соб. 6-е); на этот последний суд апеллировали собору диоцеза с патриархом во главе. Этот порядок, за небольшими исключениями, может быть проведен и у нас, когда будут образованы округа с митрополитом во главе и установлены пресвитериумы при епископах, а во главе русской Церкви будет стоять патриарх с его Синодом. Из подробностей судебного процесса, когда он вёлся обвинителем, известны следующие: к принесению обвинения по делам церковным допускались только лица, достойные вероятия. В канонах ясно сказано, когда нельзя было допускать к обвинению (см. Апост. 75-е; П Всел. Соб. 6-е; Карф. 8-е, 28-е, 70-е, 143-е, 144-е, 146-е, 154-е и др.). В древности обвинитель должен был вести дело обвинения лично. Неявка в суд обвинителя, кроме кратковременной по уважительным причинам (Карф. 28-е), прекращала дело. И обвиняемый должен был находиться в суде лично. Неявка в суд обвиняемого без уважительной причины давала основание к осуждению, в чём его обвиняли. Постановка дела зависела от обвинителя, который, предъявляя обвинение, принимал его на свой страх. Он давал при этом торжественное обязательство доказать своё обвинение под опасностью подвергнуться осуждению за недоказанное обвинение. На суде обвинитель и обвиняемый были сторонами равноправными как в деле защиты своих интересов через свидетелей и лично, так и в деле апелляций по инстанциям. К свидетельству не допускались те же лица, которые были лишены права быть обвинителями. Так было дело в древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В деяниях Собора приводится 21 правило, однако, согласно «Хронике Сеерта», было принято 28, а по сведениям Лабура и Н. В. Пигулевской (без указания источника),- 22 постановления. Как показал в комментариях издатель Ж. Б. Шабо, часть правил близка по содержанию к постановлениям Никейского Собора. 1-е правило определяет порядок избрания и рукоположения епископов (ср.: I Всел. 4). 2-е правило запрещает избрание духовными пастырями добровольных скопцов (ср.: I Всел. 1). В 3-м правиле со ссылкой на I Всел. 3 подтверждается запрет на совместное проживание духовных лиц с женщинами. В 4-м правиле провозглашается отлучение от Церкви лиц духовного звания, уличенных в занятиях ростовщичеством (ср.: I Всел. 17). 5-е правило запрещает верующим обращаться к заклинателям, прорицателям и т. п. 6-е правило регулирует периодичность созыва Поместных Соборов (ср.: I Всел. 5). Согласно 7-му правилу, при всех церквах должны быть созданы странноприимные дома. В 8-м правиле духовным лицам запрещается просить или принимать долю трапезы на поминках, обедать в корчмах и участвовать в коллективных застольях. 9-е правило предписывает посвящать воскресные дни чтению церковных книг, богослужению и проповеди. 10-е правило обязывает епископов и митрополитов иметь у себя по экземпляру соборных постановлений, чтобы размышлять над их содержанием и руководствоваться их предписаниями. 11-е правило уточняет порядок рукоположения епископов, изложенный в 1-м правиле. В 12-м правиле участники Собора от имени всех сущих и буд. епископов Церкви Востока обязались беспрекословно повиноваться епископу, к-рый займет престол католикоса в Селевкии. 13-е правило вводит единообразие в литургическую практику по образцу «западной» (т. е. византийской) Церкви и запрещает совершение литургии по домам. В 14-м и 15-м правилах идет речь об исполнении должностных обязанностей духовенством под эгидой епископа. В 16-м правиле запрещается практика рукоположения во священники лиц, к-рые не изучили Свящ. Писание и не достигли 30 лет. 17-е правило закрепляет единодушное согласие епископов соблюдать принятые постановления и анафематствует их нарушителей. 18-20-е правила регулируют отношения митрополита и подчиненных ему епископов. 21-е правило определяет иерархию церковных провинций в зависимости от их удаленности от резиденции католикоса-патриарха в Селевкии и от их влияния на дела Церкви Востока.

http://pravenc.ru/text/674135.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010