Ересиарх Несторий – основатель мерзкой ереси, бывший патриарх Константинопольский, нечестиво учил, что Пресвятую Богородицу следует именовать не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила будто бы не Бога, а простого человека Христа, с Которым Божество только впоследствии нравственно соединилось за Его святую жизнь. Ересь Нестория осуждена на Третьем Вселенском Соборе. Лишённый епископского сана, Несторий за своё упорство в лжеучении был сослан в пустынное место в Египте и скончался там бедственною смертью. Язык его был изъеден червями . Феодор, епископ Мопсуэтский, был последователь Нестория. Евтихий , архимандрит одного Константинопольского монастыря, был виновником монофизитской ереси , признавшей в Иисусе Христе не два естества, т. е. Божеское и человеческое, но одно Божеское. Арий , пресвитер Александрийский, произвёл страшную смуту в христианском мире своим лжеучением о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом . Его ересь была осуждена на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. Св. Поликарп. «Еретики – сыны диавола» . «Св. Поликарп встретился с еретиком Маркионом. Последний с дерзостью сказал ему: «Узнай нас!». На это св. Поликарп ответил: «Я знаю, что ты первый сын диавола»: от еретиков и сами апостолы и их ученики так тщательно сохраняли себя, что даже и беседовать с ними не хотели, которые своим хитрым суесловием пытались затмить истину» 1518 . О несообщении с еретиками. Слова Господа: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ея ; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). «Ибо так заповедано мне Словом Господним: » Не ешь там хлеба, и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которою ты шёл » ( 3Цар. 13:9 ). " Ненавижу почитателей суетных идолов , но на Господа уповаю» ( Пс. 30:7; 138:22 ). Св. Исихий. Чуждые родственники. «Чуждые все те, которые не мыслят о том, что Божие; хотя бы они были и родственники, и друзья, и братья . Посему-то часто не стыдятся злоумышлять против нас и родственники, как чужие на чужих. Ибо кто сделал себя чужим для Бога, не гораздо ли более отчуждается и от закона природы».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Так и наш благочестивейший монарх Всероссийский Петр Первый благочестиво установил некие правила благочиния, к Церковному благочестию относящиеся: «Не производить венчание тайно, то есть во времени прежде Святой Литургии и после обычной вечерней службы». И еще: «Жениху, не видевшему невесту, не жениться, как и невесте, не видевшей жениха, не выходить замуж». И еще: «Рабов и беглецов в монашеский чин не принимать». Эти и тому подобные правила были приняты для исправление и улучшения Церковного благочиния и его благочестия. Но мы говорили о правилах веры, а не о Церковном благочинии. ГОВОРИТЕ: Цари неоднократно присутствовали и на самих Вселенских Соборах. ОТВЕЧАЮ: Знаю, что присутствовали, и на Никейском Первом Соборе присутствовал сам Царь Константин Великий , на Соборе же Вселенском Константинопольском присутствовал Царь Константин, именуемый Погонатом. На иных же Вселенских Соборах присутствовали если и не цари, то их посланники, достойные лица и уважаемые вельможи. Однако если и присутствуют на Соборах сами цари или их посланники, то не с намерением установить члены веры, а показать своим присутствием свое соизволение и повиновение Соборным решениям, относящимся к вере. Они, имея большую власть и авторитет, чтили и прославляли Собор, от оберегали его от всяческих волнений и вражеских наветов, сохраняли целым и невредимым Святое Собрание и подписью своей руки непоколебимо утверждали Соборные решения. ГОВОРИТЕ: Разве ты не слышал, что говорит святой Петр: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа? Царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым ( 1Пет. 2, 13–14 ). ОТВЕЧАЮ: Царям должно всячески повиноваться в гражданских делах, а высочайшим пастырям в делах, относящихся к вере. Христианские цари начальствуют над Христианами не потому, что они Христиане, но потому, что они люди, и они могут начальствовать и над Иудеями, и над Магометанами, и над Язычниками. Поэтому царская власть больше заботится о теле, чем о душе подчиненных. Духовная же власть печется больше о душе подчиненных, чем об их теле. Целью царей является временный покой и целость своих людей по плоти. Целью же духовной власти является и жизнь, и благоденствие, и по плоти, и по духу. Цари подвизаются с видимыми врагами. Духовная же власть борется с невидимыми, по слову Павла, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Из частных подробностей приведенных трех первых стихов 20-й главы, добавим что слово бездна, как объяснял еще блаж. Августин, есть «особенное, свойственное злым духам, состояние и положение связанности и стесненности, в которой они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям» 370 . Для сатаны бездна является как бы некоторой темницей, в которой он был не только заключен, но и запечатан. «Печать эта означает твердость охраны и указывает на то, что запечатание ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто ее положил» (Орлов) 371 . 4–6. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Эти-то стихи Апокалипсиса и служат для новейших хилиастов (из экзегетов прот. Орлов относит к ним Клифота, Эбрарда, Лютарда, Шуллера) основанием для их, осужденной Церковию на Втором Вселенском соборе, теории. Хилиазм (от греч. слова χιλις – тысяча) характеризуется признанием того, что пред Вторым пришествием Спасителя будет здесь на земле особое его тысячелетнее царствие, и именно у нас. Древние хилиасты, например наиболее известный из них еретик Керинф, учили, что царствие это будет чистоземным и чувственным, с земными же наслаждениями, с плотскою брачною жизнью, с восстановлением во всей красе иудейского Иерусалима (этот-то грубый хилиазм, связываемый со ссылками на Апокалипсис, хотя для него больше брали обоснования у пророков, и послужил, как увидим, причиной недоверчивого отношения и к самой книге Апокалипсис, и, как теперь уже ясно, совершенно несправедливо). В другом духе, но все же как земное царство Христа со святыми на тысячу лет принимали его как частное мнение и некоторые из святых отцов и учителей Церкви, например Папий Иерапольский , Иустин Философ , Ириней Лионский , а позже полуарианин еретик Аполлинарий, учение которого и было осуждено на Втором Вселенском соборе 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Вот что означало Вознесение Господне: не разлука, а вечное пребывание с нами, не то, что Он уходит от нас, но поселяется на земле навеки, пока она стоит. И с этого времени, где бы ни находилась душа, возлюбившая Господа Иисуса и к Нему потянувшаяся всем своим существом, Он всегда говорит: Я рядом, Я с тобой, Я буду с тобой всегда, Я буду с вами всегда. И лишь потому, что Он вознесся, Он мог сегодня прийти в наш храм и незримо осенить Святые Дары и дать нам возможность участвовать в трапезе святого причастия. Только потому что Он вознесся, Его слово звучит повсюду так, как будто бы это говорит Он Сам. Потому что Он вознесся, Дух Божий и Дух Христов живут в мире и не дают Церкви Христовой упасть, несмотря на бури и ветры, которые ей всегда угрожают. Ты с нами, Господи, и в этом наша радость, надежда и упование. Ты не ушел, а наоборот, возвратился ко всем людям в любом конце земли, явил Свою славу на горе, «взыди Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем» , а потом невидимо, незримо, но в силе здесь с нами пребываешь, исполняя Свое обетование: «Я с вами во все дни до скончания века». Аминь. 1988 г. Неделя святых отец Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы с вами вспоминаем Первый Вселенский Собор и отцов Церкви, которые собирались на этом Соборе. Почему нам надо вспоминать о событиях давно минувших дней? Ведь Первый Вселенский Собор проходил в 325 году почти шестнадцать столетий назад. И, однако, для нас он важен, для нас он дорог, потому что Первый Вселенский Собор отстоял в христианском мире главную истину нашей веры и истину не просто для ума, но ту что является средоточием нашего спасения, нашей жизни здесь и теперь. В те времена было много богословов, высказывавших свои мнения о тайне Божией, о том, что человеческий разум постигнуть не в состоянии. Но все–таки пытливый ум человека пытался проникнуть и туда, в эту неприступную тайну, и из человеческой мудрости часто рождались всевозможные спорные мнения и лжеучения. Одно из них всколыхнуло весь тогдашний христианский мир. Называлось оно арианство, по имени Ария, пресвитера египетского, Александрийского. Он говорил о том, что хотя Христос Спаситель и есть Бог, но не Тот Высший Бог, а один из созданных Высшим Богом великих существ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Прославление новомучеников и исповедников Церкви Русской на этом Соборе оставило неизгладимый след в истории Русской и Вселенской Православной Церкви. Прославляя новомучеников, мы чувствуем, какая благодатная сила хранит Церковь и наше Отечество, потому что они показали мужество, стойкость и твердую веру в нашего Спасителя в годы тяжелых гонений. У нас осталось множество свидетельств об их исповеднической жизни. Много лет перед этим Синодальная комиссия по канонизации святых изучала мученические акты и собирала свидетельства об их кристальной жизни, твердой вере и любви к своему земному Отечеству. Их память и наставления сегодня нас вдохновляют на то, чтобы исполнять заповеди Божии и жить в согласии с учением и верой Христовой. Я очень рад, что сегодня мы совместно прославили новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вместе с этим Церковь начинает готовить нас к Великому и спасительному посту. Сегодняшнее Евангелие (см. Лк. 19:1-10) напоминает нам о том, как близок нам Господь. Кажется, такая житейская картина: малый ростом человек за множеством людей не может увидеть Христа. Тогда, как повествует Евангелие, он залез на дерево, чтобы увидеть Господа, проходящего мимо. Христос, взглянув на него, сказал: " Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме " (Лк. 19:5). И вот этот мытарь, которого ненавидели люди, роптавшие, что Христос зашел ко грешному человеку, перерождается. Исполненный радости, он говорит: " Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо " (Лк. 19:8). Христос отвечает: " Ныне пришло спасение дому сему " , ибо Он пришел " взыскать и спасти погибшее " (Лк. 19:9-10). Какое это назидание для нас, возлюбленные братья и сестры, и для тех, кто с младенчества крещен, кто служит Господу в сане пресвитера или епископа, и для тех, кто, может быть, в первый раз пришел сегодня в храм и услышал эту весть! Как близок Господь каждому человеку, как хочет Он спасти всех нас, ради которых Он пришел на землю и пострадал.

http://patriarchia.ru/db/text/5371631.ht...

Однако сегодняшнее Евангельское чтение говорит не об этом Соборе, но о последней молитве Господа нашего Иисуса Христа ко Отцу Небесному. Почему именно сия молитва читается в Евангелии нынешнего дня? Потому что она явила свое действие и на этом Первом Вселенском Соборе. Силою молитвы сей Бог соделал святых отцев этого Собора просвещенными и неустрашимыми поборниками истины и победителями заблуждений и злобы человеческой и бесовской. Сильная молитва сия звучит так: Во время оно Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Все то, чему Господь Иисус Христос учил людей, Он исполнял и Сам. Он учил людей молиться Богу так: Отче наш, сущий на небесах! И вот, Он возводит очи Свои на небо, где пребывает Отец, и говорит: Отче! Не говорит Он, как мы говорим: Отче наш, - но просто: Отче! Лишь Он один мог сказать: " Отче Мой " , - и никто иной ни на небе, ни на земле. Ибо Он есть Сын Единородный Отца Небесного, Единый равный Отцу по естеству и существу, по милости и благодати Божией. Возвел очи Свои на небо, - не только телесные, но и умные, и прежде всего - умные. Мытарь не смел даже поднять глаз на небо, ибо осознавал свою греховность. Безгрешный же Господь свободно возвел очи Свои на небо, ибо Он безгрешен. Близ был Его час, час наивысшего страдания. Час сей, самый страшный от начала и до конца времен, ясно видел лишь Он, видел его с самого начала, и с самого начала предрекал его и говорил о нем ученикам Своим. Но ученики не уразумели этого и не усвоили сердцем, пока расстояние до часа сего не стало исчисляться уже не днями, а минутами. Прославь Сына Твоего. То есть: прославь Его в этот страшный час, как Ты прославлял Его и ранее. Прославь Его в смерти, как Ты прославлял Его и в жизни. Прославь Его в унижении и страданиях, как Ты прославил Его в могущественных делах и словах. Прославь Его средь людей, как изначально Он прославлен средь ангелов. Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Если из первого предложения может показаться, что Сын менее Отца, то из этого второго предложения видны Их равенство и равносильное взаимодействие. Отец прославляет Сына, и Сын прославляет Отца, нераздельною силой и нераздельною любовью. Как узрел то и изрек тайновидец: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1Ин.2:23). Отец послал в мир Сына, дабы Сын явил миру Отца. Ни Сына не знали бы без Отца, ни Отца не знали бы без Сына. Как ни света не знали бы, если бы он не исходил от солнца, ни солнца, если бы свет не являл его. И апостол использует это сравнение, называя Христа сияние славы и образ ипостаси Его (Евр.1:3), то есть Отчей. Но сего прославления Своего Господь наш Иисус Христос просит от Отца не ради Себя Самого, а ради людей, как показывают последующие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Наконец, в-шестых, мнение Оригена о не-вечности адских мучений прямо противоречит Евангелию, где эти мучения и погибель грешников неоднократно названы вечными: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф. 25:41 ). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). «...В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1:7–9 ). Правда, Ориген обращал внимание на то, что прилагательное «вечный» происходит от слова «век» и потому может указывать на некий длительный, но не бесконечный отрезок времени: именно таким – вечным, но не бесконечным – является, по мнению Оригена , адский огонь. Речь идет о двух смыслах слова «вечность» – о вечности Божией, по сравнению с которой ничто тварное не вечно, и о вечности как бесконечно длящемся времени. Однако в самих текстах Священного Писания, говорящих о вечной муке и вечной погибели, такое разделение отсутствует, так же как отсутствуют какие-либо намеки на возможность духовного прогресса и последующего спасения диавола и демонов. Учение Оригена об апокатастасисе, в числе других ошибочных мнений этого богослова, было осуждено на Константинопольском Соборе 543 года и на V Вселенском Соборе. В своем послании к Собору 543 года император Юстиниан так пересказывал учение оригенистов: «Они утверждают... что будет совершенное уничтожение тел и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос и какое они имели в предсуществовании». В письме к патриарху Константинопольскому Мине император предлагал следующую формулировку анафемы против этого учения: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, да будет анафема». Эта анафема была подтверждена V Вселенским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Святители Божии едиными устами, единым сердцем возвестили попираемую безумцами истину и возвели ее в догмат Церкви на все времена. Расскажу несколько живых примеров из деяний великого Первого Вселенского Собора. Триста восемнадцать духоносных отцов присутствовали на нем. Были на этом Соборе мудрецы-богословы, были и духоносные простецы, но явили они всем нам идеал единого церковного общества – Церковь Христову, где един дух, едина вера, един ум Христов. “...да будут едино, якоже Мы едино есмы”, – предвещал Христос о Церкви ( Ин. 17, 22 ). Святитель Афанасий Александрийский защищал истину богословскими трактатами. Силою своей живой веры защищал истину святитель Спиридон Тримифунтский. Доказывая единство трех ипостасей Божества, он взял в руки кирпич и сдавил его так, что вниз потекла вода, вверх метнулся огонь, а в руке его остался прах земной. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Божий. Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество Едино”. Просто и убедительно посрамила премудрость Божия человеческие заблуждения. Но и дальше продолжил свою речь святитель, обращаясь к противнику. Слушайте, дорогие мои, и вы, слушайте и внимайте, к нам с вами, убогим верой, ныне обращена речь святого Божия человека из IV века. “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”. И услышал философ-арианин, да скорее не услышал, а почувствовал, прозрел величественную истину, заключенную в простоте безыскусного слова, и воскликнул пораженный: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010