За грехи все люди были под гневом Божиим и все погибли бы, если бы Сын Божий, сделавшись человеком, не принял на Себя наши вины и один за всех не потерпел казнь на кресте. Он потерпел казнь не за Себя, потому что Сам ни в чем не был виновен, был безгрешен, – а за наши грехи, в уплату за наши долги. И Его страдания и смерть за нас столь спасительны, что ради них не только прощаются наши грехи, но еще подается нам свыше помощь к достижению святости, и надежда на нескончаемое блаженство. И это не потому только, что потерпевший за нас страдания и смерть Господь Иисус Христос был Сам безгрешен, – а еще и потому, что Он есть истинный Бог. Ходатайство за кого-либо тем сильнее, чем важнее то лицо, от которого оно идет. Какое же существо может быть выше Господа нашего Иисуса Христа, который будучи Единородным Сыном Божиим, равным по Божескому достоинству Отцу и Святому Духу, принял на себя ходатайство за людей пред Богом Отцом и для сего в человеческой плоти пострадал и умер за нас? Вот что сделал для нас Господь Иисус. Людям остается только воспользоваться тем, что Он сделал для них, принять уготованное для всех спасение, никем не заслуженное, но всем предлагаемое. Что же нужно для сего? Нужно сделаться христианином, т. е. нужно убедиться, что мы, своими силами не можем спастись, и от всей души уверовать во Спасителя и посредством крещения вступить в общество спасаемых – в Святую Церковь . Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. А вступившие в Христову Церковь должны вести истинно христианскую жизнь, по заповедям Христовым, и под руководством Христовой Церкви, при помощи благодати Божией, которая обильно подается христианину в прочих, сверх крещения, таинствах – и всегда привлекается смирением и молитвой. Вот что нужно, православные, для того, чтобы спастись, чтобы воспользоваться тем, что сделал Иисус Христос для нашего спасения. Будем, православные, от души благодарить Господа за то, что мы не только христиане, что Святая Церковь , к которой мы принадлежим, есть единая истинная Церковь , единая хранительница той веры, которая проповедана Апостолами, за которую проливали кровь святые мученики, которую защищали святые отцы словом и писанием, которая утверждена на Вселенских соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, «не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения» , то любое чудо веры, – а подлинное чудо всегда есть чудо веры, – напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни, которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки» 212 . Согласно с ним и преподобный старец Паисий (Величковский) наставляет нас: «Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от истинной православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по евангельским и отеческим заповедям» 213 . Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: «Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем» 214 . Ложными чудесами, пишет святитель Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», прельстятся те, «которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, ибо они совершенно утверждены предсказаниями о его (антихриста) пришествии » 215 . Собственно говоря, именно о современных нам харизматиках-монтанистах и сказано в Нагорной проповеди Сына Божия: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ). То есть чудеса, совершаемые людьми, ничего не значат и ничего не решают, ибо мы не всегда можем догадаться, что стремлением к эффектному чуду может быть и банальное вожделение, харизматический блудный зуд, о чем святитель Игнатий Брянчанинов со всей определенностью заявляет: «...желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». ( Ин. 5:29 .). «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». ( Иак. 4:14 .). «Блаженны мертвые, умирающие в Господе: ей говорит Дух, они успокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними». ( Откр. 14:13 .). Но самым веским и авторитетным словом против перевоплощения пусть будет последнее слово апостола Павла: «И как человекам положено, однажды умереть , а потом суд». ( Евр. 9:27 .). И потому особенно твердо должно помнить спиритам – вообще и каждому человеку в частности нижеследующие особенно знаменательные слова апостола Павла. " Непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого. (1 Фесс. 4:8.). И знать, что всякая непокорность Слову Божию – нас православных христиан Святой Православной Христовой Церкви будет непокорностью, не кому-либо, а непокорностью Богу … Необходимо заметить, что вопрос о перевоплощении обсуждался Церковью на V и VI Вселенских соборах, и вот в какой форме и виде было осуждено это антихристианское, языческое верование. «Извлечение из слова благочестивейшего Императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений». …Какую еще хулу на Бога, более этой, мог произнести Ориген , который в Святой Троице измыслил степени, и через это хочет ввести многобожие и чудовищно утверждает, что самая сила Божия ограничена? Его баснословию принадлежит и то, полное всякого нечестия, мнение, что все роды и виды совечны Богу; и что разумные существа, которые согрешили и вследствие этого лишились своего прежнего состояния по мере своих грехов, для наказания ввергаются в тело, а очистившись, опять возводят в прежнее состояние, совершенно освободившись от зла и от тел; и опять во второй, в третий и больше раз они в наказание ввергаются в различные тела. Он предполагает, что существовали и существуют различные миры, одни прошедшие, другие имеющие быть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7 вселенск. соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной, христианской веры и жизни , и подвергаются отлучению от Церкви (по гречески «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь на земле п от вечного блаженства на небе, если не покаятся, все враги православия. В соборн. храмах, при архиерейском служении пред иконами на аналоях, совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительная истина веры христианской, затем взрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества; возглашается «вечная память», истинно православным, скончавшимся, и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в истине и благочестии. Первая неделя вел. поста называется неделею православия от торжества православия, и, в просторечии, сборным, или лучше, соборным воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы  и постановления православной церкви, утверждены были на соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству православия, в евангелии 1-ой недели благовествуется о веровании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом исповедовали Его прямо Сыном Божиим, где примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил доколе не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа; но лишь увидел, то исповедал: «Ты Сын Божий! Ты царь Израилев!». Иоанн. 1, 43–51. Зач. 5 43 Иисус восхотел идти в Галилею, и находить Филиппа, и говорить ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифасаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила, и говорит ему: мы нашли того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Ииуса, сына Иосифа, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди, и посмотри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Мы должны думать об этом в свете нашего экуменического пути. Подлинный смысл экуменического пути – восстановление единой Чаши для всех тех, кто следует за Христом. Единство в таинствах, в вере и любви всегда должно оставаться нашей целью. В последнее время эта цель была несколько забыта и отодвинута на задний план, но мы должны вновь поставить ее во главу наших усилий. Только в этом случае у нас будет возможность исполнить слова молитвы Иисуса Христа к Своему Отцу, когда Он говорил «да будут все совершены воедино» (Ин 17:23). Наше единство в вере и жизни важно не только для церквей. Оно принципиально для нашего общего свидетельства миру. Мы должны помнить, что Господь молился о единстве Своих последователей не только ради них самих, но, как Он говорил, «да познает мир, Отче, что Ты послал Меня и возлюбил их так же, как возлюбил Меня» (Ин 17:23). Именно в этом контексте мы должны работать над общей датой празднования Пасхи. Это не вопрос удобства, но вопрос свидетельства об истине и силе воскресения. Все христиане разделяют основополагающее убеждение в том, что Господь Иисус Христос воскрес их мертвых, «смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (Тропарь Пасхи). Так, общая дата празднования Пасхи будет подлинным шагом к исполнению Господней молитвы о единстве всех Его учеников.  Так что ответ на поверхности. Давайте восстановим наше единство на том основании, которое было положено церквами на Вселенских соборах. Никейский Собор 325 г.  установил то празднование Пасхи, которому мы следуем до настоящего дня. Конечно, мы хотим общую дату. И здесь надо всерьез задуматься о том, что Библия состоит из Закона Моисеева и из Нового Завета вместе. И есть определенное развитие от Закона Моисеева к заповедям Христа. Так что мы не можем менять ход священной истории, согласно которой христианская Пасха следует после еврейского Песаха. Помня об этом, мы приветствуем общую дату Пасхи. Христианская Пасха – это основание христианской веры, воскресение – это кульминация христианства. Как говорит апостол Павел, «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).

http://pravmir.ru/svet-kotoryj-prosveshh...

На третьем Вселенском соборе строго запрещено было изменять Символ веры, составленный на первых двух Вселенских соборах. Из повеления Спасителя апостолам крестить верующих в Него во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), Святой Дух поставлен наравне с Богом-Отцом и Сыном Божиим; следовательно, и поклонение должно воздавать Ему равное с Отцом и Сыном; воздавать поклонение равное всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Слова Символа веры: «Глаголавшаго Пророки» означают, что Дух Святой глаголал через Пророков. Это ясно видно из Священного писания: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1:21). Здесь под святыми Божиими человеками, очевидно, разумеются Пророки, изрекавшие предсказания о будущем по внушению Духа Божия. Дух Святой вдохновлял пророков Ветхого Завета, проповедовавших слово Божие и возвещавших волю Божию. Когда же пришла «полнота времен», Дух Святой «снисшел и почил» на Господе Иисусе Христе, явив Его миру Мессией (Помазанником) Божиим. При крещении Господа от Иоанна в Иордане Дух Святой явился сходящим с небес и почивающим на Иисусе Христе, «как голубь». Важно отметить, что и здесь, и в повествовании о схождении Святого Духа в день Пятидесятницы, и в других отрывках Священного Писания слова «как» и «подобно» употребляются богодухновенными писателями для избежания неправильного «физического» истолкования описываемых событий, поскольку слово Божие говорит тут языком символическим (Мф.3:16). Богодухновенность Свящ. Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда Пятый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» . Перед самым вознесением Своим Господь торжественно подтвердил ученикам, что они будут крещены Духом Святым (Деян.1:5–8). Это обещание исполнилось, когда в день Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел на общину верных последователей Христа. С этого события началась жизнь Церкви, и книга Деяний Апостольских есть Евангелие о Святом Духе и Церкви. С этого дня все истинные благовестники Христовы живы и движимы единым высшим вдохновением Святого Духа, Который стал Блюстителем Церкви. Апостол Петр и называет проповедников учения Христова «благовествовавшими Духом Святым» (1 Пет.1:12). Дух Святой сошел на Апостолов видимым образом, но невидимо Он сообщается и всем христианам. Это видно из слов Апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Наконец, третье: с трепетом спасайтесь, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). То есть все от Бога, даже захотеть доброго, – о каких же «заслугах» или «наших» собственных условиях можно говорить? Послание к Фессалоникийцам Первое Ничего нового. В подтверждение лишь предыдущей мысли можно указать, что верен Призывающий, Который и совершит (ср.: 1Фес. 5:24 ), то есть и начало, и конец Спасения – от Христа. Первое Послание к Тимофею (Три Пастырских Послания) О разных пастырских вопросах. Между прочим, и суть проповеди: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1:13 ) – то же Сам Он говорил (см.: Мф. 9:13 ; Мк. 2:17 ; Лк. 3:32 ). Значит, мы спасаемся Им, грешники. И про себя апостол говорит: из которых я первый ( 1Тим. 1:13 ). И это верно и всякого принятия достойно! Он помилован ( 1Тим. 1:16 ). Догнал [достиг – помиловал] его Христос (см.: Флп. 3:12 ). За что и как? – Чрез единого Посредника между Богом и человеками, человека Христа Иисуса, предавшего Себя для Искупления всех (ср.: 1Тим. 2:3–6 ). Спаситель называется и Посредником, как и в Послании к Галатам (см.: Гал. 3:20 ), но с объяснением: человек! Почему? – Чтобы объяснить, что именно потому Бог Отец благоволил принять к Себе человечество, что к Нему вошел первый человек, Сын Божий, Иисус Христос; а в Нем, с Ним вошло и все человечество. Сравнение: семья прогневала царя; сослана в ссылку, не допускается жить в царской столице, но один из родственников их смог достигнуть царя и войти в любовь; а чрез это любовь царя уже распространяется и на все родство (то есть Тело Христово, члены Его, Церковь ). Потому и необходимо было, что Христос был не только истинный Бог, но и истинный, полный, совершенный человек (отсюда защита человечества Христова на Вселенских Соборах – III, IV, V, VI). В 3-й главе находится известное место, где говорится, что все дело Христово, все наше «благочестие» (так на языке греческом, а по-русски говорится: «вера») – тайна. Беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе... принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Все это великая тайна, открывшаяся как факт (а не как разумение [понимание]) теперь через Церковь даже ангелам (см.: Еф. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Насколько может считаться соответствующим доктрине «божественного права» тот факт, что церковные Соборы, источником которых стал знаменитый Апостольский собор в Иерусалиме в 49 г., – безусловно, норма jus divinum, повторенная 37-м Апостольским правилом, 5-м каноном I Вселенского Собора, 19-м каноном Халкидонского собора, 8-м каноном Трулльского собора, 51(62)-м каноном Карфагенского собора о ежегодных Соборах епископов, – не исполняется в нашей Церкви? Или эту практику также следует отнести к одному из видов естественного «развития» древнего правила? Не в лучшем положении оказываются и заповеди о категорическом запрете развода ( Мф.5:32 ). Если это предписание имеет характер jus divinum (а формально подходя, иной вывод просто невозможен), то едва ли найдется оправдание Восточно-православной церкви, с древних лет допускающей не только один развод, но даже и три (!), поскольку христианину не возбраняется трижды вступать в брак. В отличие, кстати, от католиков, для которых слова Христа являются непреложным законом, подлежащим обязательному исполнению. Поэтому, в соответствии с канонами 1134 и 1141, «одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти». Обосновывая существование jus divinum по тому критерию, что к нему относятся лишь правила, касающиеся существенной стороны жизни Церкви, нередко с легкостью готовы ссылать на отдельные слова и упоминания из Нового Завета, чтобы обосновать «божественное» происхождение целых канонических институтов. Но при этом демонстративно не замечают важнейших правовых прецедентов и многочисленных Апостольских указаний, содержащихся в Священном Писании . Начнем с того, что мужское священство, один из принципов построения церковной иерархии, нигде специально не оговорено в Евангельских текстах и Посланиях Апостолов. Да, о нем говорится в книгах Ветхого Завета, но не в том контексте, что женщинам прямо запрещается претендовать на священническую хиротонию. В подобных ситуациях так часто руководствовались принципом: «Что не запрещено, то разрешено», что интерпретировать эти тексты как прямой запрет едва ли допустимо. Ссылка канонистов на отдельные строки посланий Апостола Павла, которые обычно приводят в защиту действующего принципа хиротонисать только мужчин, также едва ли может считаться абсолютно применимой. Ведь в них речь идет не о священстве, а об учительстве: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим.2:11–12 ) и «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему-то научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34 )

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Начиная со времен Господа и апостолов, во все века, в I, II, IV, … XI, XII, … XX, XXI Церковь возвещает одно и то же Евангелие, и само свидетельство о Христе дошло до нас через всю эту толщу веков исключительно благодаря Церкви. Русская Православная Церковь – это часть Вселенской Церкви, которая восходит к Крещению Руси, событию, которое сыграло ключевую роль в христианизации восточных славян. Христос говорит «приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин 6:37 ). В России ближайшее место, где собираются люди, которые приходят к Нему – это храм Русской Православной Церкви. Говорить о том, что Христос «не имеет отношения» к людям, которые взывают к Нему, значило бы отрицать Его прямые слова. Иисус учил доброте, а не догматам! Иисус учил именно догматам – то есть определенным вероучительным истинам, которых очень важно придерживаться. Прежде всего, истинам о Нем самом. И именно потому, что Он добр и желает спасения людей. Доброта проявляется в желании людям блага, а Христос пришел, чтобы даровать нам наивысшее благо, жизнь вечную и блаженную. Но для этого нам необходимо поверить Ему и Его свидетельству о Себе. Иисус говорил, что был с Отцом прежде бытия мира ( Ин 17:5, 24 ), что именно Он придет судить все народы в последний день ( Мф 25:31 ), что именно Он посылает ангелов ( Мф 24:31 ) и пророков ( Мф 23:34 ). Иначе говоря, Он говорит о Себе не просто как о ком-то великом, но как о Боге, Владыке и Судии мироздания. Он говорил, что верующий в Него имеет вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин 6:47 ), и предостерегал, что те, кто отвергнут Его, лишатся этого дара: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин 8:24 ). Конечно, в самом Евангелии нет догматов именно в тех формулировках, которые были позже приняты Церковью на вселенских соборах. Эти формулировки понадобились для того, чтобы оградить апостольское свидетельство об Иисусе от ересей. Но проповедь самого Иисуса является несомненно догматичной – Он говорит некоторые вещи о Себе и требует в них верить. Разве Иисус установил все эти обряды?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Невозможно переоценить добродетель послушания. За непослушание человек лишился рая, за свое послушание он вводится паки в рай. Святые отцы говорят, что даже если священник в своем пастырском руководстве неправ, Промысл Божий может устроить послушание ему во спасение. Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым, потому что в этом – самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). И другой апостол: «Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в Крещении и Миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков» (Деян. 5, 29). Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и в другом случае совершается упразднение христианства – непослушание Христу Богу. И обратим еще раз внимание на второе доказательство «полезности» пособия диакона Илии – одобрение его некоторой частью православного народа. Но какова эта часть, и что это за часть? Церковь не может быть не озабочена, как донести благовестие Христово даже до отравленной современной субкультурой молодежи. Здесь возникает вопрос: можно ли делать это всеми возможными способами – вплоть до участия священнослужителей в рок-концертах, как это приходится теперь наблюдать? Призыв распахнуть все окна, открываясь миру, в то время как воздух мира отравлен, не может быть уместным. Иначе не Церковь войдет в мир, а мир со всем, что в нем есть, – в Церковь. Не будет ли это напрасным сеянием при дороге?

http://radonezh.ru/2021/10/20/protoierey...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010