Провинциальные собрания Римской империи и вселенские соборы 76 (К вопросу об участии государственной власти на вселенских соборах) A= φ’ ο ( ο βασιλες) χριστιανζειν ρξαντο, τ τς κκλησας πργματα ρτητο ξ αυτν, κα α μγισται σνοδοι τ ατν γνμη γεγνασι τε κα γνονται 77 . Сейчас мы имеем право утверждать гораздо большее, чем то, что содержится в этих словах Сократа. Не только созыв «великих» соборов происходил по воле императора, но участие императора на вселенских соборах было гораздо большим: император не ограничивался принятием решения о созыве собора, он его созывал, он до известной степени определял состав собора, он принимал участие в заседаниях собора или лично, или через своих легатов, он распускал собор и, наконец, он утверждал его постановления. Это участие государственной власти на восточных вселенских соборах является одной из самых характерных черт этих последних, и оно устанавливает резкую границу между соборами доконстантиновскими и соборами последующими. В этом отношении совершенно прав Сократ, указывая, что эта особенность имела место с тех пор, «как императоры сделались христианами». Действительно, мы не найдем никаких следов участия государственной власти в церковных соборах доконстантиновского периода, что вполне естественно. В эту эпоху христианство – religio illicita 78 , и государство находится в состоянии более или менее постоянной борьбы с ним. Церковь жила самостоятельной жизнью, обходилась, как общее правило, без помощи государства, ее соборы были чисто церковным институтом. С другой стороны, и государство, конечно, не стремилось подчинить контролю ни церковь , ни ее соборы, так как оно вообще не признавало ни то, ни другое. Это положение меняется со времени издания Миланского эдикта. Христианство , признанное сначала как religio licita, а вскоре – уже при жизни Константина – поставленное в особое благоприятное, привилегированное положение, приобретает то юридическое положение, какое имели не только religiones licitae, но и римская государственная религия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Книга III Отделение I. О Соборах, относящихся к Иерархии Российской Церкви Глава I. О древних Греческих Соборах, приемлемых Российской Церковью Статья I. О Вселенских Греческих Соборах 1 . HUKEЙCKUЙ I, бывший в Вифинии в 325 году, Мая 20 (а по Кормчей – в 318 году), во время Константина Великого , Греческого Императора, на суемудренного Ария. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 5, 19, 20 и 81. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, Фракийский, 381 года в Мае бывший при Греческом Императоре Феодосии Великом на духоборца Македония. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 6, 18,19, 20 и 85. 3 . ЕФЕССКИЙ в Ионии, в 431 году после Пятидесятницы (а по Кормчей – в 5915 году или от Р. Х. в 407 году), при Греческом Императоре Феодосии младшем, на суемудренного Нестория. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 7, 18, 20, 89. 4 . ХАЛКИДОНСКИЙ в Вифинии Натольской, 451 года (а по Кормчей – 5945 года или от Р. Х. 437 года), при Греческом Императоре Маркиане, на Единоестественников или Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 9, 18, 20, 93. 5 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II во Фракийской Романии в 553 году или, вернее, в Мае 554 года (а по Кормчей – в 6047 году, или от Р. Х. в 539 году), при Греческом Императоре Иустиниане, на Оригена и его единомышленников. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 11, 19, 20, 173. 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III 680 года, с 7 Ноября по 16 Сентября (681 года, а по Кормчей – 6076 года, или от Р. Х. 568 года), там же, при Греческом Императоре Константине Погонате или Брадатом, на Монофелитов и Мононергитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 12, 19, 20, 174. 7 . HUKEЙCKUЙ II, в Вифинии Натольской бывший. В 786 году в Константинополе собран, но в 787 году переведён в Никею и там, начавшись в Октябре, кончился в Ноябре (а по Кормчей – в 6306 году или в 898 году от Р. Х.), при Греческом Императоре Константине и матери его Ирине, на иконоборцев. Смотри Кормчую чacmь I, листы 14, 19, 20 и 208. Статья II. О поместных Греческих Соборах 1. AHTUOXIЙCKUЙ в Сирии, бывший в 265 году при Греческом Императоре Аврелиане на Павла Самосатского, Епископа Антиохийского. Смотри Кормчую чacmь I, листы 16, 20 и 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Основные догматы христианства Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. 8 апреля, 2012 Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь. Содержание статьи Что такое догматы христианства? Догматы христианства — это вероучительные истины, которые определяют и исповедуют верующие люди, как неизменные и непререкаемые правила. В науке такие истины называются аксиомами. В Священном Писании содержатся правила и аксиомы Церкви. Уже в первые века существования христианства стали появляться и неверные трактовки Писания. Распространение ереси поставило Церковь перед необходимостью раскрыть и уточнить веру Церкви, установить пределы истины. Греческое слово horos (предел) и было первым наименованием догмата. История религиозных догматов Само же слово «догмат» в переводе с греческого — это «мнение, решение, постановление». Первоначально это слово не имело ничего общего с религией. Например Цицерон под словом dogma подразумевал общеизвестные, не подлежащие сомнению истины. Слово «догмат», пришедшее из античной литературы, затем стало употребляться и в христианской литературе. Постепенно появилось понятие «религиозные догматы». Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Всего было 7 Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе, который состоялся в 325 г. в Никее, отлучили от Церкви Александрийского пресвитера Ария. Его учение, в котором Бог Сын признавался не единосущным Богу Отцу, посчитали еретическим. На Соборе установили, что Бог — это единство трёх ипостасей, и Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. На этом Соборе утвердили пять первых членов Символа Вера. На Втором Вселенском Соборе, который прошел в 381 г. в Константинополе, утвердили единый Символ Веры, состоящий из двенадцати членов. Также на этом Соборе осудили различные еретические учения.

http://pravmir.ru/osnovnye-dogmaty-hrist...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Все спорные вопросы на Соборе будут решаться методом консенсуса, а не методом большинства» Диакон Владимир Василик считает, что прежде чем приступать к Всеправославному Собору, надо уладить конфликты и преодолеть разделения внутри православного мира 12.03.2014 386 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, завершилось собрание (синаксис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На собрании было принято решение, что в 2016 году в Константинополе пройдет Святой и Великий Собор Православной Церкви. Между тем, напомним , что на собрании в Стамбуле отсутствовали Патриарх Антиохийский Иоанн, Митрополит всей Америки и Канады Тихон и Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доцент Исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик . Положительным фактом является то, что Всеправославный Собор перенесен с 2015 года на 2016-й. Время - лучший лекарь, и, думаю, что для разрешения многих недоумений и несогласий, царящих в православном мире, этот лишний год, особенно при современном темпе развития событий, значит очень много. Во-вторых, положительно и то, что все спорные вопросы на Соборе будут решаться методом консенсуса, а не методом большинства. В своё время я публиковал большую статью по вопросу консенсуса, в которой отмечал, что в большинстве случаев на Вселенских Соборах, как на Соборах доникейского времени, начиная с Апостольского, так и на Вселенских Соборах, вопросы решались именно методом консенсуса. В случае избрания епископа ситуация сложнее, а именно, если он будет иметь безупречную репутацию, и большинство явит о нем доброе мнение, а двое-трое по любви к спорам будут возражать из личных мотивов, а не по истине, то только тогда избрание совершится. А, по сути, метод юридически и нравственно оправданного консенсуса всегда господствовал, надеюсь, и впредь так будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/12/vs...

  разделы   рассылка  распечатать Федор Гайда Хроника русских соборов Источник:  Нескучный сад Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор ГАЙДА. Под крылом Византии Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И nocлeVIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879-880), на котором было осуждено Филиокве – латинская вставка в Символ веры, согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI-XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341-1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке. На Руси соборы также созывались – для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион – автор знаменитого " Слова о законе и благодати " . В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи. Русская симфония

http://religare.ru/2_99428.html

Разделы портала «Азбука веры» Игнатий Деллингер Чтобы понять, что представляло из себя папское первенство в первые века христианства и уяснить себе причины, переродившие его в средние века, нам кажется целесообразным указать следующее. 1. Папы не принимали никакого участия в созвании Вселенских Соборов. Все эти Соборы, на которых присутствовали епископы из разных стран, были созываемы императорами, которые никогда не обращались к папам с предварительным спросом. Если папы считали Собор необходимым, то должны были обращаться со своими представлениями и просьбами к императорскому двору (как это сделали Иннокентий в деле ев. Иоанна Златоуста и Лев после Собора 449 г.). Но и в этом случае они не всегда успевали в своем желании, как то и случилось с упомянутыми папами. 2. Председательство на Соборах не всегда предоставлялось Риму, хотя почетного первенства папы никто в Церкви не оспаривал. В Никее и на обоих Ефесских Соборах 431 и 439 г. председательствовали другие; точно так же на V Вселенском Соборе в 553 г.» в Халкидоне в 451 г. и в Константинополе в 680 г. папские легаты не председательствовали. А то, что и сами папы никогда не заявляли притязаний на исключительное право председательства, видно из поступка Льва I, который послал своего делегата на Ефесский Собор, хотя знал, что председательствовать на нем будет епископ Александрийский. 3. Соборные определения, касались ли они догматов или церковной жизни, не нуждались в утверждении их папами. Сила и власть этих определений заключалась в единодушном признании их церковным согласием (консенсус), проявляющимся на Соборах отцами оных. Так как этот принцип соборности противоречил позже выдуманной римской теории, то придумали, будто решения I Вселенского Собора были утверждены папой Сильвестром I (314—335) (см. гл. III, §1). 4. В первом тысячелетии Церкви не было ни одного случая, чтобы папы издали какое-нибудь догматическое определение, касающееся всей Церкви. Их догматические заявления, когда нужно было осудить какую-нибудь ересь, являлись ответами на вопросы епископов и становились правилом веры лишь тогда, когда были прочитаны, рассмотрены и приняты Собором.

http://azbyka.ru/zaklyucheniya-o-vselens...

Разделы портала «Азбука веры» Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор Гайда. Под крылом Византии Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И после VIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879–880), на котором было осуждено Филиокве — латинская вставка в Символ веры , согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI–XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341–1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке. На Руси соборы также созывались — для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион — автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи. Русская симфония Принятие Константинополем унии с папским Римом привело к провозглашению автокефалии Русской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты избирались собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя, он же утверждал соборное решение. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого . Однако большое влияние государственной власти на решения соборов еще не означало, что оно всегда было решающим. В 1490 году церковные иерархи добились проведения собора, на котором были осуждены еретики-«жидовствующие», отрицавшие божественность Иисуса Христа и святость икон, однако укрепившиеся при дворе и имевшие косвенную поддержку со стороны великого князя Ивана III. Государь всея Руси не пошел против новгородского архиепископа Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого . На соборе 1503 года великий князь попробовал поставить вопрос о секуляризации церковных земель и опять вынужден был уступить соборному мнению Церкви.

http://azbyka.ru/hronika-russkih-soborov

Свой творческий путь Афанасьев начал как историк Церкви. Собственно говоря, – и это важно отметить, – им он всегда и оставался. В конце жизни, в 1965 г., в письме работавшему в Ватикане ученому-иезуиту Бернхарду Шульце, с которым о. Николай несколько лет вел переписку на богословские темы, Афанасьев назвал себя «историком, и почти исключительно историком» 26 . Эту самооценку о. Николая подтверждает его ученик архиепископ Георгий (Вагнер) 27 . Самые ранние работы Афанасьева, конца 20-х – начала 30-х гг. прошлого века, посвящены прежде всего истории вселенских соборов и, в частности, отношениям Церкви и государства, как эти отношения отразились в институте соборов. Выбор темы был неслучаен. В среде русской церковной эмиграции той эпохи вопрос об отношениях Церкви и государства был животрепещущим, ибо он был связан с осмыслением недавно произошедшей в России катастрофы и судьбы Русской церкви в эмиграции. Кроме того, совсем недавним прошлым был героический Московский собор 1917–1918 гг., которому предшествовали долгие годы ожидания и обсуждения, годы, породившие обильную литературу о соборах (см., в частности, статью Афанасьева «Собор в русском православном богословии», впервые опубликованную в этом сборнике по – русски). Из тональности работ о. Николая о вселенских соборах, мимолетных замечаний, а иногда из прямых высказываний (см. доклад «Проблема истории в христианстве» в настоящем сборнике) явствует, что то, что обнаружил историк Афанасьев во вселенских соборах, – а именно имперско-церковный институт, – не очень удовлетворяло его как мыслителя, ищущего в прошлом помощи для ответа на современные вопросы. Трагический опыт его родины и Церкви подсказывал ему, что византийская модель отношений Церкви и государства не дает положительных ответов на вопросы современности. Тема вселенских соборов появится позже вновь в одной из програмных статей о. Николая – « Церковь , председательствующая в Любви». Там он отвергает взгляд, что вселенский собор когда-либо был высшим органом управления Церкви и что он может быть православной альтернативой католическому римскому примату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь : 1. Никейский , 2. Константинопольский , 3. Ефесский , 4. Халкидонский , 5. Константинопольский 2-й, 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й . ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом . Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий , бывший в то время еще в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры . На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила. ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский , Мелетий Антиохийский , Амфилохий Иконийский , Кирилл Иерусалимский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. ЖМП 7 июль 2013 /  22 августа 2013 г. Эфес и Халкидон: римские легаты на Вселенских Соборах Вопрос о степени влияния папского престола на принятие соборных решений до сих пор является одним из важнейших для истории Церкви. Исторический анализ дает возможность адекватным образом оценить и современные претензии Рима на вселенское первенство. Предлагаемая вниманию наших читателей статья содержит обзор деяний III (Эфесского) u IV (Халкидонского) Вселенских Соборов в контексте «римской» и «константинопольской» концепций собора. В истории Вселенских Соборов с большей или меньшей отчетливостью прослеживается конфликт двух экклезиологических воззрений: Рима и Константинополя. С одной стороны, Рим в лице Папы стремился ограничить соборную деятельность рамками простого присоединения к своему мнению. Папы не желали пересмотра своих единоличных дособорных решений не только по дисциплинарным, но и по догматическим вопросам. С другой стороны, Константинополь в лице императоров всякий раз пытался восстанавливать утраченное в вероучительных разделениях единство в свободной дискуссии заинтересованных сторон. Императоры стремились оградить работу созываемых ими Соборов от разного рода несвободных решений: как от излишнего диктата епископского большинства по отношению к малочисленным группам «инакомыслящих» участников, так и от диктата авторитетного меньшинства (как правило, в лице римских легатов) по отношению к соборному целому. Римские преюдиции ( предварительные решения ) отнюдь не повергали соборных епископов в благоговейный трепет, разумеется, при неизменном сохранении самой почтительной (подчас даже сыновней) тональности Соборов в их отношениях с Папами. Излишне предвзятые мнения спорящих сторон, мешавшие достижению согласия, удавалось успешно нейтрализовывать благодаря тому, что соборный регламент строился по образцу регламента римского (и, соответственно, константинопольского) сената. Как сенаторы имели равные права в подаче голосов, а старейшие среди них выделялись лишь тем, что при опросе сенаторов председательствовавшим магистратом заявляли свое мнение прежде других, так и соборные отцы пользовались равноправием и были свободны делать заявления под организующим руководством императора (или назначавшихся им председателей из числа высших сановников)1.

http://e-vestnik.ru/history/efes_i_halki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010