Монахи периода вселенских соборов следовали в деле приобщения св. Таин правилу, прекрасно формулировавшему обычай древней церкви: „совесть человека есть руководящее правило для причащения божественных Таин“ 655 . —753— Итак, в монастырях периода вселенских соборов говенья в нашем смысле слова не было. Элементы, из которых оно после составилось, существовали тогда ещё каждый в отдельности: исповедь (хотя старческая) с покаянными подвигами сама по себе, евхаристия сама по себе. Исповедь была обязательным делом для монаха, но совершалась она по мере надобности, – немедленно после грехопадения и вообще тогда, когда, монах почувствует смущение совести, хотя бы только от навевающих помыслов. Значит, она совершалась самостоятельно – для очищения от греха, определявшего её время, а не для приготовления к святыне; вот почему исповедь и не откладывали на сроки, близкие ко времени приобщения св. Таин (на посты, на дни пред праздниками, на субботы). Исповедавшись, монах не спешил немедленно приобщаться. Относительно —754— евхаристии в монастырях вообще держался порядок – приступать к ней за каждой литургией, или каждый воскресный день, но, разумеется, только будучи достойным. Однако не было строго определено, каким способом достигать этой правоспособности быть участником таинственной чаши. Исповедь могла быть таким способом, но она не признавалась обязательным актом, предшествующим за несколько часов или за день приобщению. Надо было – быть чистым, считать себя в числе членов церкви, т.е. не иметь тяжких грехов, по древне-церковному представлению только и удаляющих от приобщения, и тогда можно быть участником святой чаши. Только после периода вселенских соборов стала распространяться мысль о необходимости исповеди пред принятием св. Таин, – мысль, которая сделалась потом обязательным правилом 656 . Вместе с разработкой института тайной исповеди слагается и орган её. Органом тайной монашеской исповеди был старец и вот почему мы называем её старческой. Первоначально, когда монашеская исповедь не была достаточно выработана, она по-видимому не соединялась обязательно с институтом старчества так, чтобы монах не мог раскрывать свои сердечные тайны и посторонним для него братиям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оно произошло в воскресенье, на следующий день после субботы, " в первый день недели " , как сказано в Евангелии (Мк 16:2,9, Лк 24:1, Ин 20:1). Пасху следует праздновать после дня весеннего равноденствия, который символизирует победу света над тьмой, когда день становится длиннее ночи. В точности удовлетворить всем этим требованиям, очевидно, невозможно, поскольку, как уже говорилось, еврейская Пасха далеко не всегда приходится на субботу, а иногда (правда, очень редко) БЫВАЕТ РАНЬШЕ, чем ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ.//Анализируя этот текст явно видно, что христианам точно привязаться к Еврейской Пасхе невозможно и ТОГДА и уж тем более сейчас. Поэтому этот камень раздора надо оставить по той причине, что Христос не привязывался к Еврейской Пасхе, а совершил ее с кумранитами по солнечному календарю. И вот тогда получается, что моё предложение полностью совпадает с тремя соображениями Вселенского собора. Алексей Владимирович Гоманьков 12 августа 2022г. 22:18 Дорогой Виталий! Извините, но Вы недобросовестно цитируете мою статью. То, что Вы процитировали, – это не РЕШЕНИЕ 1 Вселенского Собора, а всего лишь СООБРАЖЕНИЯ, которыми руководствовались отцы Собора при выработке этого решения. Само же ПОСТАНОВЛЕНИЕ Собора приводится в статье четырьмя строчками ниже и звучит следующим образом: «Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия и обязательно ПОСЛЕ еврейской Пасхи». Из этого постановления ТОЛЬКО требование праздновать христианскую Пасху после еврейской не имеет значения в наше время, как Вы совершенно справедливо отмечаете в своём комментарии и с чем я полностью согласен. Но остальные требования, входящие в постановление Собора, вполне выполнимы (и, кстати, НИКАК не связаны с вопросом, когда была совершена Тайная Вечеря). А Ваше предложение о праздновании Пасхи (хотя бы иногда) находится в противоречии с этим постановлением, о чём я и писал в комментарии от 11/VIII. Виталий Мигузов, Воронеж 14 августа 2022г. 16:36 Уважаемый Алексей Владимирович! Я цитировал точно, и крупным шрифтом выделил://При выработке этого постановления отцы Собора руководствовались ТРЕМЯ СООБРАЖЕНИЯМИ:....//Именно эти три соображения заключены и предложении начинать Страстную седмицу после дня весеннего равноденствия.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Долг священника научить стоящих в алтаре делать земной поклон после Пресуществления Св. Даров, при перенесении Св. Даров на жертвенник, отвечать поклоном на каждение священнослужителей. (Алтарники в Т. на каждение поклоном не отвечали и в свое оправдание говорили: «Нас к поклонам прежний настоятель не приучал». Недавно пришел в алтарь к литургии батюшка из другой епархии, очень молодой (23 г) и очень полный. За службой больше сидел, поклона после Пресуществления Св. Даров не сделал. На замечание, что ему вероятно тяжело делать поклоны, он сказал, что ему никто нигде и не говорил о необходимости поклонения Св. Дарам. Кому в алтаре находиться? В начале прошлого столетия новопоставленному иерею давалось поручение, писаное «на свитце», а в нем среди многих ценных указаний священнику говорилось: «Во Олтарь вход и со спасением, в чистей совести, а простым (мирянам) возбраняй». «Олтарь токмо попом и диаконом, а чтецом и певцем предолтарие». Правило 69 VI Вселенского Собора предписывает: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного Алтаря». К сожалению, в наше время во многих храмах алтари бывают наполнены мирянами: приходят в алтарь и многочисленные помогающие, и члены церковного совета, и прочие «почетные прихожане», иногда священники сами приглашают своих знакомых в алтарь, уберегая их от давки в храме. Число лиц, входящих в алтарь, следует сократить до минимума, стоящих в нем «просто так» не должно быть. Для чтения многочисленных поминальников в праздники и родительские субботы можно пригласить (и только на литургию) благочестивых мирян, но и их надо предварительно научить, как должно входить в алтарь, и как себя в нем вести. Многоженцам и пьяницам в алтарь вход запрещается. Иногда очень активные уборщицы или псаломщицы, передавая в алтарь через боковые врата просфоры или вызывая кого-либо, большую часть своего туловища просовывают в алтарь. Это надо строго искоренить: просфоры можно ставить на подставку у входа в алтарь. В одном приходе для вызова алтарника была устроена зажигающаяся электро-лампочка. Иногда связь алтарная с певцами на хорах (наверху в западной части храма) поддерживается внутренним телефоном. Алтарники

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Относительно поста перед причащением инструкции разных духовников могут значительно отличаться одна от другой. Наиболее строгие духовники требуют, чтобы верующие постились всю неделю. Более «умеренные» – чтобы постились три дня (ввиду того что среда является постным днем, трехдневный пост перед воскресеньем превращается в четырехдневный). И в том и в другом случае, однако, постным днем оказывается суббота. Пост в субботу никогда не был традицией Православной Церкви. Более того, он был одним из пунктов обвинения, выдвигавшегося на протяжении нескольких веков в поздней Византии и на Руси в адрес католиков на основании 64-го Апостольского правила: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен» (55-е правило VI Вселенского Собора уточняет, что это правило должно соблюдаться и в Риме). В настоящее время в Католической Церкви пост в субботу упразднен, тогда как в Православной Церкви некоторые духовники превращают субботу в постный день для своих прихожан, готовящихся к причащению. Характерно, что предписание соблюдать семидневный или трехдневный пост перед причащением не распространяется на священнослужителей. Объясняют это обычно тем, что священнослужители часто причащаются, а потому не могут постоянно поститься. Однако ситуация, в которой на мирян налагаются более строгие аскетические правила, чем на священнослужителей (включая монашествующих), представляется недопустимой и противоречащей смыслу литургии, на которой все – и епископ, и священник, и мирянин – предстают перед Богом и предстоят Богу в равном достоинстве или, точнее, в равном недостоинстве. В такой ситуации, кроме того, к священнослужителям могут по справедливости быть отнесены слова Христа о фарисеях: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плени людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23:4 ). Суровые правила подготовки к причащению, требование многодневного поста и вычитывания продолжительных молитвенных последований в настоящее время порой отталкивают и отпугивают верующих от причастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть букву «з», то так и зазвенит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: ввв–и–ю… Сказал как–то при мне своим басом дворник Давыд — гром, и я сразу услышал громовой раскат за лесною синью. В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством: — Хорошо быть русским! Мы пошли на кладбище. Каждая травинка, каждый распустившийся листок на деревьях и кустах, и все живое вместе с мертвым было освещено солнцем. Везде служили панихиды. С разных сторон обширного старинного кладбища долетали Голоса песнопений: Со духи праведных скончавшихся. Воскресение День просветимся людие. Смертию смерть поправ… — Вечная память… На многих могилах совершались «поминки». Пили водку и закусывали пирогами. Говорили о покойниках как о живых людях, ушедших на новые жительные места. Останавливаясь у родных могил, трижды крестились и произносили: Христос Воскресе! Хоть и говорили кругом о смертном, но это не пугало. — Жизнь бесконечная… Все мы воскреснем… Все встретимся… — доносились до меня слова священника, утешавшего после панихиды богатую купчиху Задонскую, недавно похоронившую единственного сына. Между могил с визгом бегали ребята, играя «в палочку–воровочку». На них шикали и внушали: «не хорошо», а они задумаются немножко и опять за свое. Батюшка Знаменской церкви отец Константин, проходя с кадилом мимо ребят, улыбнулся и сказал своему дьякону: — Ишь они, бессмертники!… — Да шумят уж очень… — Нехорошо это… на кладбище… — Пусть шумят… — опять сказал батюшка, — смерти празднуем умерщвление!.. На ступеньках усыпальницы, похожей на часовню, сидел сухощавый и как бы щетинистый старик и говорил сердитым голосом, без передышек и заминок, окружавшим его людям: Поминальные дни суть: третины, девятины, сорочины, полугодины, годины, родительские субботы и вселенские панихиды… Это мы знаем, — сказал кто–то из толпы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В пример того, как разнообразны области, которых касаются несоблюдаемые каноны (вследствие какового разнообразия нельзя будет делать заключение, что это несоблюдение касается только какого-нибудь определённого круга дисциплинарных предметов), к указанным примерам можно прибавить: VI Вселенского собора правило 52 для Великого поста узаконяет совершение литургии преждеосвященных даров, за известными только исключениями в пользу других литургий. Однако же митрополит Филарет, всего менее склонный к разрушению церковной дисциплины, разрешает Златоустову литургию и в пост – для особых причин, но по рассуждению, что «совершение Златоустовой литургии в постные дни в существе дела не есть важное изменение порядка. В древности не так на сие смотрели в некоторых местах, как ныне вообще в христианской церкви» 25 . Следовательно, Филаретову теорию изменяемости дисциплины можно представить так: изменяемость или неизменность зависит не от качества памятника древности, свидетельствующего о форме известной дисциплины, а от степени важности самого предмета. Однородно с указанным правилом и правило VI, 55, но и с тем не безважным различием, что прототип его заключён даже в одном из правил Апостольских. Однако, как прототип, так и последующее ему правило – имеют одну и ту же судьбу: они вышли из употребления. Правило VI, 55 свидетельствует, что «в Риме во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся – вопреки преданному церковному последованию». Упоминаемое церковное последование правило видит в 64 апостольском, которое указало вообще «единую токмо субботу» для поста – Великую, следовательно, не сделало изъятия и для времени четыредесятницы. Оба правила по ясности своей едва ли дадут возможность иного вывода, кроме того, что – никакая суббота, кроме одной, не подлежит соблюдению поста. Вне всякого сомнения, также, что в древности (затруднительно сказать, до какого времени) это именно таким образом и было, откуда и произошла известная затруднительность в исчислении количества дней древней четыредесятннцы, так как число это всегда окажется более «четыредесяти», если не принимать во внимание, что суббота и день Господень исключаются из дней поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Эту истину, это исповедание хочется крикнуть так громко, чтобы всем было слышно. Поэтому по отпусте ГЛАШАЕТ диакон сице: во блаженном успении... и певцы поют: Вечная память, трижды. Если нет диакона, а пресвитер по самому своему наименованию – старец, предполагается, не может возгласить так громко, как хотелось бы 630 , то диакона заменяют громогласные певцы. Но им не подобает возглашать ту самую формулу, какую возглашает диакон, лицо иерархическое. Поэтому вместо Во блаженном успении., певцы в отсутствии диакона поют трижды: Рабом Божиим, имя рек, вечная память. В старинных книгах имя рек в этой последней формуле сохраняется только при поминовении одного. А при поминовении многих певцам даже практически неудобно петь много имен и потому дается общая формула: Рабом Божиим преставльшимся, отцем и братиям нашим и всем православным христианам, о нихже поминание творим, вечная память 631 . Таков обычный чин панихиды, по которому она должна правиться и тогда, когда совершается в качестве почти обязательного дополнения к общественному богослужению в пяток вечера, и тогда, когда поется по просьбе отдельных богомольцев, в храме ли то, в усыпальнице ли, на могилке ли, или в доме, Устав Церковный ни для каких случаев не предусматривает возможности каких-либо сокращений в изложенном порядке панихиды, за исключением только возможности опущения непорочных. Таким образом, когда предполагается совершение великой панихиды, она и должна быть ВЕЛИКОЙ. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Впрочем, два раза в году Церковный Устав назначает совершать панихиду в несколько сокращенном и измененном виде. Это в те два исключительных поминальных дня, в те две вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесятницы, когда по особливым причинам в один день совершаются как бы две заупокойные утрени. Но чтобы и при этом все-таки соблюсти известную меру, Устав одну из этих утрень, насколько возможно, сокращает, конечно, без опущения существенного и основного 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слава. 7) Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: «Свят Ты, Отец Безначальный, и Собезначальный Сын, и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня»). И ныне. 8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех; Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем и мы через Тебя рай). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). После этих тропарей читается «Последование по исходе души от тела». Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному чем дома.Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. В русском народе есть обычай называть усопших, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление умерших «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, пробуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни – в субботы – совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот. В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких. Как поминать? В каждом православном молитвослове в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».Днями особого (сугубого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды ( парастасы ). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами . Существует традиция приносить с собой продукты на эти службы. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких. Самое важное поминовение усопших воцерковлённых христиан совершается во время Божественной Литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении на проскомидию . Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой « Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих ». Завершающая часть панихиды называется  литией . Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Если панихида длится около 20 минут, то лития около 5ти. «Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным. Устав совершения панихиды Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14 . Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1го гласа (иногда и пред субботой 5го гласа) без седальна по 3й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6го или 8го гласа. Краткий устав-схема чинопоследования полной панихиды I часть II часть III часть Может ли мирянин совершить панихиду? Только сокращённую, мирянским чином. См.: Панихида для чтения мирянами . Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/panixida

В третий, девятый, сороковой дни и годовщины в память усопшего читается панихида. Во все сорок дней после кончины ежедневно читается Последование заупокойных канонов. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище. В остальные дни можно читать или литии, или панихиды, или отдельно каноны об усопших. Также поминают усопших при ежедневном чтении Псалтири (по второй и, по желанию, по третьей «Славе») и читают помянник на утренних (а по желанию, и на вечерних) молитвах. По пятницам вечером можно читать за всех своих родственников один из канонов об усопших. Великий канон об усопших, читаемый в храме всего два раза в год, – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы – в домашней молитве можно читать и в любое другое время, когда есть желание и силы. Это – поминовение всех от века усопших православных христиан. Раз в году можно совершать поминовение всех своих сродников домашней молитвой и поминальной трапезой. Когда совершать это поминовение, можно решить самим. Но лучше выбирать для этого день памяти кого-то из родных, приходящийся на такой период, когда по Уставу разрешена домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни. Для совершения того или иного молитвенного правила за усопших необходимо получить на него благословение духовника, если же такового нет – то приходского священника вашего храма. Поминальная трапеза После того как заупокойное богослужение о усопшем совершено, организовывается поминальная трапеза в его память. Начинается она следующим образом: 1) если в храме было только поминовение на Литургии, а панихида не служилась, или если присутствующие на поминках на службе не были, то перед трапезой нужно прочесть либо последование панихиды, либо канон об усопшем. В случае отсутствия священника панихида заменяется литией, которую миряне могут читать самостоятельно; 2) если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, принято подавать на поминках блины, символизирующие своей круглой формой вечность. В средней России кроме этого подается еще и кисель. В конце трапезы читается заупокойная лития и возглашается «Вечная память». Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным. Поминальная трапеза есть форма милостыни, творимой в память об усопшем. Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. Как молиться за некрещеных и иноверцев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010